Агенты социализации кратко. Агенты и институты социализации. Социализация, деосоциализация, ресоциализация. Этапы социализации. Агенты социализации и институты социализации

Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов). Их называют агентами социали­зации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида -первичную и вторичную, постольку агенты и институты соци­ализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сес­тры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, при­ходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение че­ловека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой

группе как первичной, Первичная среда - не только ближай­шая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители адми­нистрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий,суда и т. д.

Термин «вторичная» охватывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на че­ловека. Контакты с такими агентами происходят реже, они ме­нее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глу­бокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в со­циологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом соци­ализации, но первичным (как и школу). А когда подразуме­вают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой, половине жизни. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он стал­кивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации, - про­изводством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д.

Первичная социализация - сфера межличностных отно­шений, вторичная социализация - сфера социальных отно­шений. Одно и то же лицо может быть агентом как первич­ной, так и вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет мно­жество функций (например, отец - опекун, администратор, вос­питатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. Среди аген­тов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, про­ходящему социализацию, родители находятся в превосходящей

позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные реше­ния, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и ро­дители воздействуют на ребенка в противоположных направ­лениях, и первые сводят на нет усилия вторых. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговре­менные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное по­ведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации со­стоит также в том, что агенты вторичной социализации полу­чают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первич­ной социализации - не получают.

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей- то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации, как и каждый вид животных в процессе обучения, только то, чему они обучены или социализированы сами.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.

Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Начальная социализация - в основном область приписываемых статусов, продолженная сфера достигаемых

Детство - ровесники (приписывание статуса) - брак - родительство - работа - гражданство (достигаемые статусы - зрелость) Ровесники - посредники в процессе перехода от детства к зрелости.

Выводы: агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их еще называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают на начальном этапе (первая половина жизни), а вторые - на продолженном (вторая половина жизни). Начальная социализация - область первичных (межличностных) отношений и приписываемых статусов. Продолженная социализация - область вторичных (формальных) отношений и достигаемых статусов.

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации, а теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов , формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть: помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Семья единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек – одновременно субъект (по отношению к детям) и объект социализации (по отношению к другому супругу). Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков.

Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга. Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние: из объектов воспитания они становятся его субъектами, и на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью. Молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта, – как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Она продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. Школа – это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения – дать систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физика, математика, литература, язык, история и т.п. Образование – это систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей.

В школе детей впервые учат взаимодействовать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других людей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу. Здесь ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности – любимого сына, единственного ребенка и т.п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Теперь он один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все остальные. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников. Успехи детей также оцениваются стандартно – при помощи школьных оценок.

Институты и агенты социализации необходимо различать в тех ситуациях, когда люди не в состоянии заниматься социализацией и их функцию берут на себя учреждения или институты. К примеру, когда взрослые дети (агенты социализации) осгавля ют престарелых родителей без материальной поддержки, государство (в данный момент оно выполняет функцию института социализации) издает соответствующие законы, принуждающие их делать это. В свою очередь, когда родители бросают маленьких детей на произвол судьбы, государство привлекает их к уголовной ответственности.

Термин "первичная социализация" имеет в социологии два смысла. Он обозначает: а) родителей, родственников и друзей, т.е. первичную группу, или непосредственное окружение; б) самый ранний этап социализации в младенчестве и детстве. Вторичная социализация соответственно относится к вторичным группам (социальным институтам и учреждениям) и продолжается всю оставшуюся часть жизни. На протяжении первичной социализации индивид учится быстрее и легче, усваивает больше, чем на протяжении вторичной социализации, хотя первая намного короче второй. Первичная социализация – в основном область приписываемых статусов, вторичная – сфера достигаемых статусов.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Если коротко, то существует три агента первичной социализации: семья , школа и ровесники .

Согласно Ч. Кули (а именно его точка зрения считается общепринятой) процесс социализации проходит главным образом в первичных группах. Он начинается с того, что ребенок учится понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Для агентов первичной социализации, находящихся в межличностных отношениях и системе взаимной зависимости, характерна так называемая рециирокная социализация – процесс взаимной социализации родителями детей и детьми – своих родителей. Родители координируют свои слова и поступки в присутствии детей, поскольку те очень восприимчивы ко всему, что исходит от этих самых авторитетных для них агентов социализации. Тем самым родители воспитывают самих себя. К двунаправленным процессам влияния агентов социализации следует отнести супружескую социализацию, в ходе которой муж влияет на жену, а жена – на мужа.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичный" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне социализации, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения и их сотрудников: предприятие, государство, СМИ, армия, суд, церковь и т.д. К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее (как и школу) называют первичным институтом социализации , а когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (например, отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), агенты вторичной социализации – одну-две функции. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель, если между ним и учеником существуют доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вторичной социализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди: рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) и т.п. составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации (инкультурации).

Способы социализации зависят от гендерных характеристик агента первичной социализации. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной социализации (за исключением группы сверстников) начинают играть меньшую роль, а агенты вторичной социализации – большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастают агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции, ровесники , напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации, и наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников: вторые могут заменить первых. Но то же самое нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заме- нить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. Однако в отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Итак, агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают в раннем детстве, вторые – в молодости, зрелости и старости. Первичная социализация – область межличностных отношений и приписываемых статусов. Вторичная социализация – область формальных отношений и достигаемых статусов (рис. 7.12). Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.

Рис. 7.12.

В течение жизни на индивида оказывают влияние формальные и неформальные агенты социализации. В первой и последней третях жизни наиболее значимыми для человека являются неформальные отношения

В постиндустриальном обществе кардинально меняется соотношение и роль агентов социализации, которые на протяжении предыдущих тысячелетий были неизменными. Никогда еще так агрессивно средства массовой информации, прежде всего телевидение и Интернет, не вмешивались в процесс первичной социализации. СМИ влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. В традиционном и индустриальном обществах социализация протекала в "живом" контексте, в окружении родителей, родственников и друзей. Сегодня ребенок проводит у мониторов, в среде "неживых" агентов не меньше времени, чем среди людей. Институты вторичной социализации вторглись в сферу первичной социализации и начинают их вытеснять. Исследования показывают, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников.

  • От лат. reciprocus – взаимный.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс обучения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации . К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». Первичные (неформальные) и вторичные (формальные) агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя, по убывающей она сохраняется и во второй. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те, и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Партнеры, коллеги, товарищи по работе – те люди, к мнению которых больше всего прислушиваются, от которых получают больше всего нужной информации, которые влияют на служебный рост, оклад, престиж и многое другое.

Таким образом, неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни.

Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

Агентами первичной социализации

Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

Агентами вторичной социализации

Например: различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит людей таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.

Агентами первичной и вторичной социализации

Например, ценности и нормы, усвоенные индивидом в семье, противоречат ценностям и нормам, пропагандируемым формальными институтами (школой, армией и др.)

Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает.

Агенты и институты социализации

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.

Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом...

По аналогии с институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры. Если пользоваться философской терминологией...

Культура как социальный феномен

К агентам культуры относятся: · Большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры; · Малые социальные группы...

Микросоциология

Социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля...

Понятие социализации

СМИ как агент социализации в современном обществе

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило...

Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающей средой

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации...

Социализация личности

Социализация личности

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его...

Социализация личности

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы...

Социализация личности и молодежные движения в России

Семья -- это институт, который способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, алкоголизм, конфликты и раздоры, неполнота семьи, т.е...

Социальные функции образования

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт...

Социология и политология

Социализация с точки зрения общества представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации- конкретные люди...

Социология личности

Существуют механизмы социального поведения личности различают социализацию и социальную адаптацию. Социализация - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида...

Специфика социализации личности в условиях формирующегося в современной России общества

Социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!