Анализ стихотворения «Эти бедные селенья…. Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья Эти бедные селенья анализ по плану

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти-вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе-не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста-новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф. И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен-ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива-ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про-блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф. И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо-комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве-дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос-сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву-чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо-дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви-дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду-шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко-торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя-ет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен-ность Ф. И. Тютчева с революционностью. Известно, напри-мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли-теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на про-тяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия». Материал с сайта

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю-щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле-ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч-ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Всегда так: человек начинает больше всего ценить уют родительского дома только после годов странствий. Так и поэт начинает по-настоящему любить родину, видеть в ней нечто большее, чем начальный пункт пути, только после того, как надолго ёё покинет. Фёдор Иванович Тютчев начал своё путешествие по миру в 19 лет, когда отбыл в Европу на дипломатическую службу. Он много лет провёл в Германии, именно там расцвёл его поэтический талант, там он встретил признание. Однако, родная земля всегда звала его обратно и Тютчев в один день вернулся в Москву, где продолжил писать.

В 1855 году он написал «Эти бедные селенья…». Этот стих отображает авторское понимание принципиальных отличий между Россией и странами, в которых он побывал в своей бурной молодости.

Тютчев начинает стихотворение с описания пейзажа, что видит иностранец, приехавший в Россию или человек, который возвращается после долгого путешествия. В лирическом герое легко угадывается сам Фёдор Иванович. Он вернулся из Европы, и видит такую картину:

«Эти бедные селенья
Эта скудная природа».

Сразу же обозначается, что этот край для нашего героя «родной» и очень близкий.

В следующей строфе отображается главный мотив стихотворения. Автор обращается здесь к «иноплеменным». И это очень важный момент. Почему он обозначает иностранцев именно так? Тютчев таким образом хочет направить взор читателя на нечто более древнее, на ту разницу между «нашими» и «чужими», которая существовала в когда-то давно и сейчас кажется почти утерянной. Но она жива, и поэт отлично на ней играет. «Чужим» не дано увидеть истинную Россию, спрятанную ото всех, кроме народа этой страны. Автор изображает ёё нагой и смиренной, но держащей гордый взгляд, несмотря на всё некрасивое и неидеальное, что есть в ней.

В финале стихотворения Тютчев обращается к тому, что делает Россию такой, какой он ёё видел. Это вера, вера в истинного Бога. И Господь здесь освящает русскую землю: «Исходил, благословляя». Родина приравнивается к земле господней, месту, где он выстрадал ей право на жизнь. Фактически, поэт здесь приравнивает свой народ к обличию божьему. Ведь столько настрадались люди русские, чтобы не быть в «рабском виде», а быть свободными, гордыми и смеренными. И не важно, что где-то, возможно, люди живут получше, где-то земля даёт лучший урожай, ведь Россию любят не за что-то, а вопреки, как сформулировал уже другой классик.

Это стихотворение Ф.И. Тютчева, в действительности, о простых вещах. Оно о том, что только русский может увидеть среди всех минусов этой страны, очень добродушных людей, честных и верных своему Богу. Оно о том, что землю эту местные так любят потому, что отдали очень многое за право просто жить здесь. Это стихотворение об очень понятных русскому человеку вещах, но уж никак недоступных иностранцам.

Уже в юности, Федор Тютчев решил, что посвятит свою жизнь общественно – политическому направлению. Казалось бы, в свои девятнадцать лет он уже отправился в Германию, для решения дипломатических вопросов. Однако, пребывание в странах Европы подарило ему и уникальный опыт, который он мог использовать в своих литературных стихотворениях.

Заграничные поездки привили поэту любовь к романтизму, в стиле которого он и стал изображать многие творческие работы. Наблюдая за жизнью и культурой европейцев, Тютчев понимал, что россиянам еще очень далеко до такого высокого уровня. Однако в своих побратимах он видел то прекрасное, чего не было в жителях Европы.

Оставив дипломатическую карьеру, Тютчев с головой погрузился в литературное искусство. Стихотворение «Эти бедные селенья … » раскрывает мысли автора. Он пытается сказать, его родина намного милее для его души, не зависимо от всех тех недостатков и проблем, которые царили по всей ее территории.

Мнение Тютчева сходились с мыслями и другого любителя России – с Некрасовым. Автор стихотворения не пытался скрыть от читателей всю ту бедность и нищету, которую ощущает русский народ. Он в открытую говорит о том адском труде, который ежедневно выполняют рабочие. Однако, сейчас, он опускает все те трудности и прославляет родные земли, которые входят в состав могучей России.

В стоках творческой работы речь идет и о сильнейшем духовном воспитании, которое живет в душе русского народа. Автор отмечает, что сам Бог исходил земли русские, благословляя их. И это стало настоящей наградой и поддержкой для тех людей, которые ежедневно проделывают адский труд и выдерживают тягостные испытания судьбы.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - известный русский поэт, который произошел из небогатой дворянской семьи. С юности он жил за границей, куда отбыл в составе дипломатической миссии. Тютчев на протяжении многих лет жил в Европе, лишь иногда заезжал в Россию. Каждый свой приезд на родину поэт воспринимал как праздник. Он очень любил Россию. Понимая, что по уровню культуры страны Европы, Германия и Франция, стоят выше России, он все же считал, что Россия славится своим народом. Ведь именно у русского народа есть черты, свойственные ему как никакому другому народу: отзывчивость, доброта, широкая душа, терпение, смирение, человеколюбие и целеустремленность.

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает то, с каким достоинством крестьяне несли свой крест. Это восхищало поэта. Ни одному самому именитому европейскому аристократу данное качество не свойственно.

Духовность - сила русского народа

По возвращении на родину поэт пишет стихотворение, в котором объясняет читателю, чем же ближе и лучше для него нищая, голодная Россия, по сравнению с сытой и избалованной Европой. Вместе с тем, Тютчев не старается сгладить проблемы России, отмечая, что она очень далека от совершенства. Крепостное право, огромная пропасть между социальными слоями населения, голод, разруха, нищета. Но для него это не важно, так как он называет ее великой державой. Духовность - это то, чем сильна и может гордиться Россия. По мнению Тютчева, Россия избрана Богом и благословлена.

В стихотворении поэт говорит о величии России, несмотря на нищету народа, рабский труд людей.

Патриотизм поэта

Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья…» было написано во время поездки из Москвы в родовое имение Овстуг. Это стихотворение представляет собой синтез повествовательной и описательной лирики. В нем поэт рассказывает читателю о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от увиденного вокруг себя. В его строках слышится призыв разглядеть окружающую действительность. В стихотворении Тютчев в обобщенном виде показывает образ русской жизни и быта, изображает поэтическую картину жизни народа. Анализ «Этих бедных селений» Тютчева демонстрирует, что поэт сочувствует людям, которые живут в бедных селениях. Он надеется, что Всевышний не оставит благословенную землю и людей, живущих на ней. Он восхищается нравственными качествами русских людей.

Социальная проблематика стихотворения

В стихе «Эти бедные селенья…» на первый план выходит социальная проблематика вместо привычных философских мотивов. Тютчев сопоставлял комфортную и сытую жизнь европейцев и нищету русского народа, прекрасно понимая, что причина этого является основной проблемой России - крепостное право. Противопоставление «своего» и «чужого».

"Эти бедные селенья, эта скудная природа" - нищета, ущербность и бесхозяйственность, которые видел поэт вокруг себя, совершенно не совместимы с духовностью народа. Повторы строк стихотворения лишь усиливают чувство безысходности. Ознакомившись с анализом «Этих бедных селений» Тютчева, узнаешь, что поэт говорит о том, что высокомерным европейцам неведомо, какое богатство и красота русской души, какая духовность скрывается за рабской нищетой и неустроенностью быта. Для постороннего взгляда Россия видится убогой, отсталой и дикой страной, в которой народ смиренно принимает угнетение и тяжелую судьбу. Однако поэт знает, что русский народ может справиться с любыми жизненными трудностями.

Свет в поэзии Тютчева

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает, что символом в поэзии Ф.Тютчева становится свет, который автор ассоциирует с духовной красотой - высшей земной ценностью. Свет - это глубокая религиозность, патриархальность, вера, которая свойственна русскому народу.

Красота родной земли поэта неяркая. Но она горячо любима поэтом. Тютчев глубоко патриотичен, его восхищает русский народ. На протяжении всего стихотворения он часто с благоговением употребляет слова «Россия», «Русь».

В стихотворении Тютчева «Эти бедные селенья…» можно увидеть три направления. Первое - это образ страдающей России, которую поглотили нищета и рабство. Второе - противопоставление родной страны и европейских стран. Иноземец, не знающий русскую действительность, не в силах понять русский народ. И, наконец, третье - религиозный символизм через образ Царя небесного, который становится свидетелем народного страдания и терпения, и на которого только и остается уповать угнетенным и обездоленным русским людям.

«Эти бедные селенья…» Федор Тютчев

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он не только отстаивал национальные интересы, но и активно интересовался литературой. Именно Европа привила Тютчеву любовь к романтизму и научил лаконично выразить свои мысли в поэтических произведениях. Тем не менее, он мечтал вернуться на родину, и считал каждый свой приезд в Россию настоящим праздником.

Прижив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же германии или Францы весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев . Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение, терпеливость. Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.

Приняв решение оставить дипломатическую карьеру, Федор Тютчев вернулся в Россию и с увлечением продолжил свои литературные эксперименты. В 1855 году он опубликовал стихотворение од названием «Эти бедные селенья…», в котором попытался изложить, почему Россия, несмотря на ее многочисленные проблемы и недостатки, для него гораздо ближе, чем сытая и благополучная Европа.

Пытаясь дать наиболее точно определение своей родине, Тютчев отмечает: «Край родной долготерпенья, край ты Русского народа!». Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается завуалировать те проблем, которые с первого взгляда бросаются в глаза. Это нищета людей, их рабский каждодневный труд, колоссальная пропасть между различными классами и социальными группами. Однако в данный момент все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу. Тютчев отмечает, что пресловутые европейцы просто не способны заметить и понять, «что? сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».

Между тем, по мнению автора, Россия является страной, которая избрана Богом. «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», — отмечает Тютчев. По его мнению, духовность является самым главным достоянием этой страны, и дана она русскому народу за вековые мучения и смирение перед волей Всевышнего.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!