Черниговская-гефсиманская икона божией матери. Чудотворная Икона Божией Матери Черниговская — Гефсиманская Икона божией матери черниговская ильинская

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием.

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. 17 век

В 1662 году в течение 8 дней, с 16 по 24 апреля, от иконы истекали слезы. В том же году татары напали на Чернигов и разорили его. В полночь они ворвались в Троицкую обитель, вошли в церковь, опрокинули находившиеся там иконы, взяли всю утварь, но чудотворный образ Пресвятой Богородицы со всеми украшениями остался неприкосновенным. Невидимая сила не допустила нечестивцев к святой иконе. Царица Небесная не позволила также, чтобы враги вошли в пещеру преподобного Антония Печерского, где скрывалась братия обители.

Внезапно, как будто испуганные непостижимым видением, татары обратились в бегство.

Чудеса Божией Матери от Ее Черниговской иконы описал святитель Димитрий Ростовский (память 28 октября и 21 сентября) в книге «Руно Орошенное». Позднее о Черниговской иконе Божией Матери писал святитель Тобольский Иоанн († 1715, память 10 июня).


Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры

В Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры находится чудотворный список с прославленной Чергиговской-Ильинской иконы Божией Матери.


Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного монаха Троице-Сергиевской Лавры. По совету преподобного Антония (Медведева), архимандрита, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом, принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословение преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии, и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

В день Церковного новолетия, 1 (14 по н.ст.) сентября 1869 года произошло первое чудесное исцеление от иконы. Женщина, 9 лет страдавшая расслаблением всего тела, по-научному – парализацией, которой не могли помочь даже врачи, усердно молилась и терпела свою болезнь безропотно, как попущение и испытание веры и любви к Богу, и Господь, очистив и закалив ее чрез испытание, венчал ее подвиг терпения здравием не только духовным, но и, наконец, телесным. Обильным потоком за этим чудом потекли струи исцелений и помощи Божией через сию икону православному народу, как будто весеннее половодье разливается по закону, когда-то премудро и заботливо сочиненному, так разлилась слава о чудесах и помощи сей Гефсиманской святыни.

Иконы Богородицы для Православной церкви представляют огромную ценность, ведь каждая из них содержит в себе не только подкрепляющую силу милости и любви для каждого православного христианина, но и чудотворную силу, которая отвечает на нужды прихожан реальными чудесами. Одной из таких ценностей является икона Божией Матери - Черниговская, которую прозвали в народе Гефсиманской. Она является списком с Ильинского образа Девы Марии по преданию.

История святого образа

Образ Божией Матери Ильинской, хранившаяся недалеко от Чернигова, Украина в Троицком Ильинском монастыре известна множеством чудес. О ней написано много книг и сделано несколько копий, причем чудодейственная сила оригинала проявилась в каждой из них.

Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская

Черниговская-Гефсиманская копия была создана в XVIII веке, при этом автор ее неизвестен. По преданию, ее написал один из монахов Киево-Печерской Лавры, а после передал в дар священнослужителю Иоанну Алексееву. Священник однажды подарил ее девушке Александре Филипповой, после того, как она получила исцеление от святого образа по трепетной и жаркой молитве на протяжении нескольких дней. Александра, в свою очередь, в 1852 году подарила икону Троице-Сергиевой Лавре.

Наместник Антоний решил поместить икону в новом храме, который был назван в честь святого Архангела Михаила и освящен в 1851 году. Черниговско-Гефсиманская икона таким образом приняла в себя множество благословений и впитала в себя все соки Православной Русской Церкви.

По преданию, ее благословляли множество святых:

  • Антоний Печерский;
  • преподобный Сергий Радонежский со своими родителями;
  • монахи Кирилл и Мария;
  • подвижники XIX века.

Будучи настолько благословенной, Черниговско-Гефсиманская икона Богородицы проявила свои чудодейственные силы.

Первое чудо, которое было официально зафиксировано, произошло в сентябре 1869 года, когда полностью была исцелена Фекла Адрианова от полного паралича. Она провела месяц в Лавре и была полностью исцелена. Об этом есть записи не только в летописях Лавры, но и в записках митрополита Московского, который лично беседовал с Феклой.

В том же году в Гефсиманский скит приехал святитель Иннокентий и слезно молился перед иконой, во время исполнения благодарственного молебна в ее честь. В этом же месяце произошло еще несколько чудес по молитвам к иконе. Началось паломничество к реликвии и толпы нуждающихся и больных христиан шли в скит для молитвы.

На заметку! До начала XX века было зафиксировано монахами скита более 100 чудес.

Монахи скита крайне почитали драгоценный образ и ходатайствовали Священному синоду о выделении дня празднества, которое было назначено первоначально на 16 апреля. Но затем дата была перенесена на 1 сентября. Сегодня в Троице-Сергиевой Лавре находятся списки с драгоценного образа Черниговско - Гефсиманской иконы.

Икона Богородицы в Гефсиманском Черниговском Ските

Сам оригинал был перенесен в московский храм в 1922 году, поскольку Гефсиманский скит закрыли коммунисты. Но и новое место пребывания реликвии долго не простояло - в 1938 году храм был закрыт, а драгоценные образа сожжены.

Черниговско-Гефсиманская икона была чудесным образом спасена христианской семьей. Но после этого след образа теряется, и он до сих пор не найден.

На заметку! Список сегодня можно увидеть в Троицком соборе, но монахи молятся о возвращении оригинального изображения.

Описание иконы

Икона относится к типу Одигитрия - Богородица изображена с Христом на руках в царских одеяниях. Этот тип иконы говорит о величественном статусе Богородицы и ее высоком положении в небесной иерархии.

На головах у Девы Марии и Христа - царские короны, которые выполняют роль символа Царствования. Младенец Христос благословляет всех с рук Матери перстом, направленным к смотрящим. Образ написан на полотне небольшого размера в ярких золотых красках, которые как бы дополняют царственный образ Матери и Младенца.

В чем помогает образ

Христиане, приходя к образам Богородицы с разными нуждами, верят, что Матерь Божья сможет защитить и помочь, ведь у нее любящее и сострадающее материнское сердце.

Икона Пресвятой Богородицы Черниговская-Гефсиманская

О чем можно молиться Черниговско-Гефсиманской Божьей Матери? Она помогает в следующих случаях:

  • спасение родительских душ;
  • спасение и благопристойный образ жизни детей;
  • благополучное замужество;
  • спасение собственной души;
  • помощь в испытаниях и трудностях;
  • борьба с тяжелыми болезнями;
  • исцеление от паралича, слепоты;
  • сила противостоять искушениям и грехам.
Важно! Каждый верующий может молиться Богородице и простить ее о милости. Стоит лишь помнить, что вся милость - от Господа и Матерь Божия лишь ходатайствует за людей. Важно приходить к ней с открытым и чистым сердцем, читая молитву к священному образу.

Читать молитвы можно каждый день во время регулярного утреннего и вечернего молитвенного правила, но обязательно следует вспоминать Богородицу в день ее памяти - 1 сентября. В этот день также можно совершить паломничество в Троицкую Лавру.

Молитва перед иконой Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская»

О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под Твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, - крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, Владычица и Госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты - хранительница наша и надежда всякого верующего. К Твоим ногам преподаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская

Черниговская икона Божией Матери известна благодаря своей силе и чудесам исцеления. В особенности святой лик помогает, если у человека присутствуют расстройства психики. Еще Амвросий Оптинский указывал на такие свойства лика Черниговской иконы. Описанию этой святыни будет посвящена статья.

Об истории создания

Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году. Автор работы – монах, проживающий в Болдинском монастыре. О создании полотна говориться в труде, который написал святитель Дмитрий. Также она упоминается в книгах святителя Иоанна. Описывается событие, когда на иконе появились слезы. Причем такая ситуация продолжалась 8 суток.

Это происшествие вызвало необходимость установления дня, в который почиталась икона. Незадолго после этого на землю, где хранился святой лик, напали татарские орды. Они разграбили город. Но Черниговская икона Божией Матери не пострадала, она даже осталась в своем драгоценном окладе.

Чудодейственная сила плотна

Братья – монахи, которые прятали икону от орды, также смогли спастись. С того времени сохранились воспоминания о двадцати четырех чудесах, которые произошли с Черниговской иконой Божией Матери. Их собирал и записывал святитель Дмитрий. Инциденты связаны с фактами исцеления горожан и приезжих паломников.

Пришлось переиздавать книгу, так как число чудес постоянно возрастало. Вскоре список пополнился фактами исцеления таких недугов:

  • слепота – пять случаев;
  • болезни нижних конечностей – три факта;
  • ревматизм – три случая;
  • беснование – пятнадцать исцелений;
  • помутнение рассудка – тринадцать случаев;
  • хронических заболевания разного течения – пятнадцать фактов.

Также известны случаи, когда Черниговская Гефсиманская икона Божией Матери исцелила людей от сильного жара, сопровождающегося лихорадкой.

Сила образа Богородицы

В чем помогает Черниговская икона Божией Матери? Православные особенно почитают такие образы из-за чудотворной силы, любви и милосердия, которые они излучают. Существует версия написания этой иконы по образу Ильинской Божьей Матери. Исторического подтверждения этого факта исследователи предоставить не могут. Но точно известно, что иконы с изображение Матери Иисуса имеют самую сильную защиту. Это доказывает и вышеописанный факт, когда икона плакала.

Смена места хранения иконы

Ильинско-черниговская икона Божьей Матери попала на территорию Гефсиманского скита как пожертвование дворянки Филипповой.

Не прошло много времени, как этот святой лик снова стал удивлять прихожан своей чудотворностью. Эти факты имеют документальное подтверждение. Люди, которые приходили с мольбами к образу, получали помощь и ощущали это в самом скором времени. Независимо от финансовых возможностей и положения в обществе на помощь иконы могли рассчитывать все нуждающиеся.

О чем молятся Черниговской иконе Божией Матери? Люди просят, чтобы святой лик даровал телесное и душевное исцеление. С начала двадцатого столетия можно найти факты о свыше чем сотне чудес, случившихся с верующими после обращения к Богородице.

Как выглядит образ

Икона изображает Богородицу, на руках которой сидит маленький Иисус. Оба они облачены в красивые величественные одеяния. На головах святое семейство имеет короны. Это символизирует, что у Богородицы и Иисуса есть сила всемирного царствования.

Рука младенца показывает жест благословения, направленный на всех, кто смотрит на святой лик. Другая рука младенца держит свиток с божьими заповедями.

Вот текст молитвы, с которым обращаются христиане к Черниговской иконе Богородицы.

О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, - крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, владычица и госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты - хранительница наша и надежда всякого верующего. К твоим ногам припадаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь.

Христиане просят у Богородицы:

  • обретения душевного покоя;
  • избавления от грехов;
  • победы над неизлечимыми недугами;
  • защиты от внезапной гибели;
  • излечения оспы, слепоты, паралича.

И святой образ помогает тем, кто искренне просит о помощи.

Черниговский храм

Храм Черниговской иконы Божией Матери был создан в селе Санино неподалеку от Чернигова. Болдина гора стала местом написания святого полотна. В честь Троицкого Ильинского монастыря икону также называют Ильинской.

В 1924 году монастырь закрыли и образ исчез. Днем памяти иконы Черниговской Богородицы считается 16-й день апреля. Христиане молятся репродукциям иконы, которые также имеют большую силу.

Сила молитвы

Одним из величайших орудий, которые Бог дал церкви, является сила молитвы.

Писание напоминает нам: «Это назначено одному человеку или женщине, чтобы умереть, и они будут судом». Сегодня всевозможные прегрешения изобилуют повсеместно. Бог простит грех, если мы покаемся, презирая такие действия:

  • Вранье.
  • Жадность.
  • Отсутствие сострадания.
  • Жестокое обращение с детьми.
  • Безжалостность.

Грех распространяется, как чума. Нет никакой ответственности или дисциплины.

В спасении или искуплении Иисус принес человечеству силу освободить людей от греха. Когда церковь распространит ее по всему миру, как повелел Иисус, грех будет прощен и очищен силой крови его. Грешники освобождаются независимо от того, какой грех они совершили. Когда в церкви молится, спасение снова распространяется по всему миру.

Только сила Бога может изменить человеческое сердце, открыть путь к свету.

Становление христианской веры было бурным временем для церкви. На пути верующих возникало множество препятствий. Царь Ирод, правящий Римом в это время, убил Иакова – одного из апостолов. На следующий день, чтобы угодить людям, он посадил Петра в тюрьму.

Ангел Господень вошел в каземат и освободил Петра. Молитва о спасении была услышана, и Бог вошел, и привел Петра прямо в дверь, где церковь молилась за него. Бог доказал, что контролирует ситуацию. Он, а не короли или политические лидеры.

Поэтому христиане должны помнить о необходимости общаться с Господом, благодарить его за каждый день своей жизни и просить о помощи. Тогда искренние просьбы обязательно дойдут до слуха Создателя.

Подведем итоги

Черниговская икона Божьей Матери была создана в конце семнадцатого века в монастыре близ Чернигова. Ее автором был святитель Дмитрий. Чудодейственная сила иконы проявилась в то время, когда люди обнаружили, что Лик Богородицы стал источать слезы. С того времени были зафиксированы десятки случаев помощи просящим. Верующие христиане поклонялись святому Лику и обращались к Богородице за помощью до 1924 года. После закрытия монастыря иконы там не стало.

Люди, которые молятся перед репродукциями иконы, также ощущают силу защиты и поддержки Богородицы. Ведь именно лики, изображающие мать Иисуса, считаются самыми сильными. Люди ожидают от иконы исцеления душевных и телесных недугов, защиты и поддержки. И Богородица внимает их мольбам, принося надежду на лучшие дни. Сила молитвы описана в Библии. Христиане не только должны обращаться к Господу и святым за помощью, но и благодарить за прожитые дни.

(празд. 16 апр.), чудотворный образ, написанный в 1658 г. мон. Троице-Ильинского (Болдинского) мон-ря в Чернигове Геннадием (Дубенским) при игум. Зосиме (Тишевиче) и Лазаре (Барановиче), архиеп. Черниговском; совр. местонахождение неизвестно.

История создания иконы и чудеса от И. Ч. и. описаны свидетелем событий свт. Димитрием, митр. Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (1-е изд.- Чернигов, 1683). О нек-рых чудесах упоминает также свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, в стихотворном сочинении «Богородице Дево» (Чернигов, 1707). В 1662 г. от И. Ч. и. произошло чудо истечения слез, длившееся с 16 по 24 апр., в связи с этим иконе установили день празднования. В том же году на Чернигов напали татары, разорили город и окрестности, в т. ч. и Троице-Ильинский мон-рь, однако, как свидетельствует свт. Димитрий Ростовский, икона и ее драгоценный оклад остались невредимыми. Спаслась и укрывавшаяся в подземных пещерах братия. С XVII в. случаи чудес от И. Ч. и. фиксировались с особой тщательностью. В «Руне орошенном» свт. Димитрий Ростовский подробно описал 24 чуда (по часам в сутках) исцелений от всевозможных недугов жителей Чернигова и окрестностей. Список чудес пополнялся при переизданиях книги. Так, к 1696 г. насчитывалось 56 случаев исцеления (5 - от слепоты, 3 - от болезни ног, 3 - от «гостца» (ревматизма), 1 - от расслабления, 15 - от беснования, 14 - от помутнения рассудка, 15 - от различных хронических заболеваний) и 1 случай воскрешения отрока. В XIX в. также засвидетельствовано неск. исцелений от И. Ч. и.: роменского мещанина от лихорадки (1865), черниговской девицы от умственного расстройства (1874, в день празднования иконе), младенца от сильного жара (1887 или 1888), сына полтавской помещицы от дифтерита (до 1898), штабс-капитана из Свеаборга от хронического заболевания (до 1898) и др. Почитателем иконы был свт. Антоний (Смирницкий) , архиеп. Воронежский и Задонский.

До постройки в мон-ре Троицкого собора (1679-1695) икона пребывала в Ильинской ц. при пещерах, справа у ближайшего к иконостасу столпа. В 1786-1794 гг. в связи с готовившимся, но не состоявшимся открытием в Чернигове ун-та при Троице-Ильинском мон-ре икона была поставлена в Успенском соборе Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря . В XIX в. она находилась в соборе только в летнее время. На зиму образ переносили в теплую ц. Рождества Христова, ставили в особом киоте за правым клиросом. В нач. XX в. зимой И. Ч. и. находилась в Сретенской ц. при архиерейских покоях, в соборе оставляли икону-заместительницу. Чудотворный образ исчез после закрытия Троице-Ильинского мон-ря (1924).

В кон. XVII в. для иконы по инициативе архиеп. Лазаря (Барановича) и на средства гетмана И. С. Мазепы (чьи инициалы и герб имелись на киоте) изготовили серебряный оклад и киот (не сохр.). Корона с драгоценными камнями была пожертвована черниговским полковником В. Дуниным-Борковским, который в 1687 г. получил от иконы исцеление. Размеры иконы (1 аршин 5 вершков на 14,5 вершка - 93,37×64,45 см) при помещении в киот были увеличены за счет того, что ее обложили рамой, покрытой серебряными пластинами с вычеканенными на них дополнительными изображениями (2 аршина 2 вершка на 1 аршин 6 вершков (151,24×97,8 см) вместе с рамой). К киоту были прикреплены таблички с надписями: «Сей святый образъ Божия Матери, именуемыя Ильинскою-Черниговскою, написанъ 1658 года». «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 года, с 16 по 24 число месяца апреля». «В 1662 г. было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». В 1897 г. оклад заменили новым, выполненным в Москве М. Н. Рындиным на пожертвования жителей Чернигова. На нем имелась надпись: «Сия серебряная риза сооружена вместо старой, которая пришла в ветхость, по благословению Епископа Антония Черниговского и Нежинского усердием доброхотных жертвователей г. Чернигова. Для заказа сей ризы был послан иеродиакон Варлаам в Москву к мастеру М. Н. Рындину 1897 г. Весу в сей ризе 33 ф. 29 з.».

Чтимые списки

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова.

В наст. время в Елецком Успенcком мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии.

В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу (Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

В ц. апостолов Петра и Павла с. Репки (Городнянского у. Черниговской губ.) находился один из ранних списков (до 1742; не сохр.) чудотворного образа. Первоначально икона пребывала в Троицкой ц. (1742), выстроенной владельцем села сотником Леонтием Яковлевичем Бакуринским, перестроенной и переосвященной при его потомках в 1840 г. На серебряной ризе иконы имелась надпись: «В церковь репницкую искована коштом Леонтия Бакуринского сотника Ранского року 1742» (Он же. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 6. С. 227).

В Воскресенской ц. в г. Сосница Черниговской губ. был поставлен список (не сохр.), выполненный в 1774 г. по заказу диак. Иакова Бережного. Заказ, очевидно, был связан с памятью об исцелениях в кон. XVII в. от И. Ч. и. жителей Сосницы Агафьи Уласовой и Иоанна Андреевича, что было описано свт. Димитрием Ростовским в «Руне орошенном». Образ был украшен серебряной позолоченной ризой и имел стихотворную надпись.

В ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в Ульянке в С.-Петербурге находился список (не сохр.), выполненный, как полагали, в Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и подаренный его игум. Лаврентием (Крщановичем) имп. Петру I после Азовского похода (Сахаров. 1851; Монастырский. 1880; Черневский. 1884; Карпинский. 1913). Существовало мнение, что первоначально она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда в 1708 г. вместе с нек-рыми предметами храмовой утвари была перевезена в С.-Петербург во вновь построенную ц. во имя свт. Петра. История храма достоверно прослеживается только с 1722 г. Образ был написан маслом в южнорус. манере (182,24×111,13 см), его композиция соответствовала композиции чудотворной И. Ч. и. в киотной раме. Изображение Богоматери с Младенцем дополняли клейма на верхнем и боковых полях, на нижнем поле были представлены аллегорические сцены, прославляющие имп. Петра I, и 2 пространные надписи-подношения. Икона была украшена серебряной ризой с драгоценными камнями, выполненной на рубеже XVIII и XIX вв.

Происхождение и датировка списка (не сохр.) из Воскресенского собора Смольного мон-ря неизвестны. Икона обнаружена в 50-х гг. XIX в. на складе старых церковных вещей мон-ря и поставлена в соборе по распоряжению его настоятеля Н. Ф. Раевского. Возможно, икона первоначально принадлежала одной из монахинь обители и после ее кончины поступила в монастырский храм во имя равноап. Марии Магдалины, после упразднения мон-ря (1835) была передана собору. Встречающееся в лит-ре XIX в. отождествление этого образа с иконой, подаренной имп. Петру I в 1696 г. и переданной имп. Елизаветой Петровной мон-рю, не имеет оснований. Размеры списка иконы меньше размеров оригинала (71,12×49 см), иконографии отличаются друг от друга: на списке отсутствует изображение рамы с дополнительными сюжетами и текстами. Ко времени прославления образ не имел ризы и венцов. Неясны обстоятельства прославления иконы. В популярной лит-ре отражена версия, согласно к-рой икона была найдена 18 июня 1851 г. по описанию некоего гвардейского унтер-офицера, к-рому образ явился во сне. С разрешения С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского) обретенный образ был поставлен в соборе у правого столпа, перед ним служили молебны. Вскоре он стал самой чтимой иконой в соборе, был заключен в золоченую раму и украшен серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями. В 1891 г. для иконы соорудили золоченый киот в память чудесного спасения имп. Александра III и его семьи 17 окт. 1888 г. С 1892 г. на праздник Преображения икону носили крестным ходом вокруг местных фабрик. От образа зафиксировано неск. чудес: по молитвам перед иконой избежал пожара извозчичий двор, принадлежавший вдове купца А. Г. Прокофьевой; бывш. сестра милосердия А. А. Коробова исцелилась от болезни глаз; жена крестьянина Тверской губ. О. Арсеньева 21 нояб. 1901 г. излечилась от болезни, к-рой страдала 6 лет (Образцов. 1873; Боровский. 1900; Никифоровский. 1914).

В Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит в 1852 г. был вложен список И. Ч. и. (93,35×66,68 см), история которого прослеживается с нач. XIX в. Он находился в доме клирика Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря свящ. Ивана Алексеева, получившего икону от одного из монахов ТСЛ. В 1826 г. священник благословил этой иконой жившую в его доме девицу Александру Григорьевну Филиппову, которая позднее решила передать образ в храм. По благословению наместника ТСЛ икона была поставлена в пещерном храме арх. Михаила в Гефсиманском скиту, для Филипповой был сделан точный список, который она завещала храму Дома призрения при ТСЛ. Первое чудо от иконы - исцеление крестьянки Феклы Ельчищевой от расслабления - произошло 1 сент. 1869 г. Всего от иконы зафиксировано ок. 100 исцелений, образ пользовался широким почитанием в России. В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь И. Ч. и. (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. До передачи чудотворной иконы в скит для нее изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями и бриллиантовый фермуар. В 1870 г. на средства кн. Г. И. Грузинского, чья дочь благодаря иконе исцелилась от горячки, А. М. Постников выполнил серебряный оклад. Парчовая подвесная пелена к иконе и бархатные воздухи были пожертвованы в 1874 г. исцелившейся после молитв перед образом от ломоты в костях вдовой Анной Сергеевой Кокаревой. Перед иконой висели десятки лампад от богомольцев. С иконы было выполнено множество списков, нек-рые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков создана в скиту схиигум. Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в С.-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне прп. Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне. До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна. В ТСЛ хранились 3 списка иконы: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в ц. в честь И. Ч. и. в скиту), в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с дополнительными изображениями предстоящих свт. Василия Великого и сщмч. Антипы Пергамского). 13 сент. 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в скит.

В Успенском жен. мон-ре в Перми находился точный список (не сохр.) образа из Гефсиманского скита. Он был написан в ТСЛ в 1874 г. для вновь учрежденной жен. общины в Перми, преобразованной в 1881 г. в монастырь (Серафим (Кузнецов), игум. Пермский Успенский первоклассный жен. общежит. монастырь (в Пермской епархии). Н. Новг., 1913. С. 25). Инициатором передачи иконы был настоятель построенного в 1873 г. Казанского храма (1-й монастырской постройки) свящ. Григорий Остроумов; средства на написание иконы выделены благотворителями обители, купцами братьями Федором и Григорием Каменскими. В 1875 г. икону украсили серебряными позолоченными венцами с камнями. Перед этим местночтимым образом часто служили молебны с водосвятием и акафистом.

В Елеонском Вознесенском русском монастыре в Иерусалиме находится, вероятно, список иконы из Гефсиманского скита работы схиигум. Германа (Гомзина), привезенный в обитель рус. паломниками в нач. XX в. Сначала икона была поставлена в алтаре недостроенной трапезной ц. во имя св. Филарета Милостивого, затем перенесена в собор и помещена в киоте справа перед иконостасом. Вскоре икона стала пользоваться особым почитанием: ежедневно утром и вечером сестры обители молятся перед ней. В мон-ре образ получил местное название «Елеонская Скоропослушница». На средства обители выполнены драгоценные венцы к иконе, образ был украшен многочисленными дарами в благодарность за помощь. В сер. 80-х гг. XX в. все драгоценные украшения и привесы к иконе были похищены (Веселкина Т. Семь дней на Елеоне // Рус. инок. 2007. № 57(220) (Электр. ресурс: www.russian-inok.org)).

В ц. во имя Двенадцати апостолов в Московском Кремле находился образ, упоминаемый в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. (напр.: Церковь Двунадесяти апостолов и патриарший, ныне синодальный дом. М., 1869. С. 5) как выполненный для Патриарха Никона в 1658 г. одновременно с И. Ч. и. в Чернигове. Однако исторических сведений, подтверждающих эту версию, не найдено (в частности, икона не упомянута в описании этого храма у И. М. Снегирёва: Снегирев И. М. Памятники моск. древности. М., 1842-1845).

Иконография

относится к традиц. типу Одигитрии: благословляющий Младенец со свитком в левой руке сидит на левой руке Богоматери. Головы Богоматери и Младенца слегка склонены друг к другу, ножки Младенца плотно сведены. Фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез, характерный для южно- и западнорус. Богородичной иконографии XVII в. Мафорий Богоматери сходится на Ее груди под углом так, что виден фрагмент платья. Младенец облачен в белую рубашечку с воротником. С небольшими различиями этот извод был широко распространен в укр. и белорус. иконописи. Отличительной особенностью иконографии И. Ч. и. является жест протянутой вперед благословляющей ручки Младенца. Идентичные или достаточно близкие композиционные решения присутствуют в ряде др. чудотворных образов Богоматери, связанных с Белоруссией и Украиной (Борколабовская , Тригорская , Поддубецкая , Гербовецкая иконы Божией Матери).

В списках чудотворного образа нередко изображались короны на головах Богородицы и Младенца, отсутствующие на самой иконе, но имеющиеся на ее окладе. Впервые короны были изображены на гравюре 1683 г. в кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Очевидно, эта гравюра стала образцом для укр. и рус. икон, причем на таких списках обычно повторялась идентифицирующая надпись внизу (икона 1778, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник).

В кон. XVII в. в черниговских землях встречались списки, выполненные не с гравюры, а непосредственно с чудотворной И. Ч. и. (без корон и надписи внизу), имеющие скругленный верх (икона из Успенского собора в Новгороде-Северском, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник). Не исключено, что они воспроизводят первоначальную форму чудотворного образа, к-рый мог быть надставлен в верхних углах до прямоугольника при изготовлении на него оклада и киота в кон. XVII в. (на старой фотографии иконы без оклада заметно несоответствие верхних угловых частей, расписанных цветочным орнаментом в духе народной иконописи, профессиональному уровню живописи иконы). На нек-рых списках XVIII - нач. XX в. (в частности, русских, восходящих к чудотворной иконе Гефсиманского скита) в изображении имеется графическое обозначение полукруглого завершения образа - фигура Богоматери как бы вписана в арку (на гравюре и списках с нее арка не изображалась).

Отсутствие идентифицирующей надписи свойственно мн. укр. спискам чудотворной иконы разного времени, они опознаются только по иконографии. К ним относится образ из иконостаса ц. вмц. Екатерины в Киеве (КПМЗ), при которой существовало Синайское подворье. Вслед. этого на Синай из Киева попали 2 иконы такого типа в составе наборов из 4 икон для местного ряда иконостасов небольших храмов. Первый написан Осипом Белецким в 1838 г. (иконостас ц. ап. Иоанна Богослова Синайского монастыря); 2-й - мастером Феодотом в 1844 г. (ц. прор. Моисея в Фаранском мон-ре на Синае).

Помимо гравюры, иллюстрирующей «Руно орошенное», в укр. графике известны другие изображения И. Ч. и.: ксилография, выполненная в Киево-Печерской лавре; резцовая гравюра 1727 г. работы мон. Гавриила по заказу иером. Иринарха (Бугушевича), где Богородица и Младенец представлены в рамке из цветов и акантовых листьев (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1262, 1263).

В рус. искусстве изображения И. Ч. и. появлялись на рубеже XVII и XVIII вв., образцом для них была гравюра из черниговских изданий «Руна орошенного». Один из ранних примеров - росписи сев. крыльца ц. прор. Илии в Ярославле (кон. XVII в.): в своде изображена сама икона, по сторонам от нее - 2 сцены из истории образа. К нач. XVIII в. относятся первые известные московские списки И. Ч. и. (ГИМ; частное собрание). Сказание об И. Ч. и. вошло в состав сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (НБ МГУ. № 10536-22-71. Л. 99 об., 1715-1716 гг.) и было проиллюстрировано гравюрой работы Г. П. Тепчегорского (1713-1714). Впосл. изображения И. Ч. и. обычно включались в иконы-своды Богородичных образов, в т. ч. эта икона присутствует на наиболее ранних из них - мастера Оружейной палаты Ивана Дорофеева 1722 г. (частное собрание). В кон. XVIII в. встречаются И. Ч. и. с клеймами, иллюстрирующими акафист Богородице (икона Якима Максимова 1780 г., ВСМЗ). Известны укр. иконы этой иконографии, бытовавшие в России с кон. XVII в. (местный ряд иконостаса ц. Св. Троицы в Останкине в Москве, Воскресенского собора в Угличе). Среди образцов И. Ч. и. в ранней рус. гравюре на металле кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. (Там же. № 1259-1261) - подписная гравюра М. Нехорошевского 1749 г., где изображение дополнено избранными святыми в круглых клеймах.

На рубеже XVII и XVIII вв. в Москве появился особый вариант иконографии И. Ч. и., где икона помещена в раму с дополнительными изображениями. Этот извод почти точно повторяет чудотворную икону Троице-Ильинского мон-ря вместе с ее киотной серебряной рамой. На верхнем и боковых полях рамы представлены заключенные в овальные медальоны аллегорические композиции, прославляющие Богородицу, Которая уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, а также кипарису. Изображение на нижнем поле при общем соответствии композиционного построения киотной раме изменено. Если на раме в центре был изображен герб гетмана Мазепы, по сторонам от него - воинский лагерь под луной и город, освещенный солнцем, то на иконах сложного извода в центре нижнего поля представлен российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери , слева - план военных действий при Азове, справа - освещенный солнцем вид Троице-Ильинского мон-ря с крестным ходом. Изображение сопровождается 2 пространными надписями-подношениями, прославляющими имп. Петра I. Сохранились 2 иконы такого извода: из неизвестного храма (нач. XVIII в., ГМИР), из ц. св. Харитона Исповедника в Москве (ок. 1718 г., ГТГ). Сохранившиеся иконы типичны для московской художественной традиции 1-й четв. XVIII в. К этому же типу принадлежал несохранившийся образ из ц. свт. Петра в Ульянке в С.-Петербурге, известный по описаниям. Не исключено, что этот последний образ был укр. происхождения, поскольку в старых описаниях упоминается о южнорус. манере его живописи. В лит-ре существует устойчивое мнение о том, что образ такой иконографии был написан в черниговском Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и тогда же поднесен настоятелем обители игум. Лаврентием (Кршоновичем) лично Петру I в Москве в память Азовской победы, хотя документальных подтверждений не выявлено. Возможно, это мнение возникло из-за того, что на всех 3 московских иконах данного извода были приведены аналогичные тексты подношений от имени игум. Лазаря, заканчивающиеся словами: «...Вашему царскому пресветлому величеству подносит нижайший богомолец Лаврентий Крисонович, игумен монастыря Свято-Троицкого Ильинского черниговского с братиею». На точном повторении иконографии и текстов основано предположение об общем источнике, которым могла быть как икона (все примеры особого извода имеют схожие размеры, соответствующие размерам чудотворной иконы вместе с рамой), так и некая несохранившаяся гравюра, изданная в Троице-Ильинском мон-ре при игум. Лаврентии в честь Азовской победы.

В XVIII в. в русской иконописи встречается упрощенный извод данного варианта иконографии, где отсутствует изображение на нижнем поле рамы (нач. XVIII в., ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве; кон. XVIII в., частное собрание, Германия).

Ист.: Димитрий Ростовский, свт. Руно орошенное. Чернигов, 1683, 17026; Иоанн (Максимович), свт. Тобольский. Богородице Дево. Чернигов, 1707; Величко С. В. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVIII в. К., 1851. Т. 2. С. 24.

Лит.: Сахаров И. П. Записка для обозрения древностейрус. СПб., 1851. С. 39; Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Описание Ильинской Черниговской иконы Божией Матери c символическими изображениями триумфа императора Петра I по взятии Азова, поднесенной ему Черниговским игум. Лаврентием Кршоновичем вместе с братиею в 1696 г. // Моск. ЕВ. 1872. № 26. С. 182-184; Образцов З. Е., свящ. Воскресенский собор всех учебных заведений, называемый Смольный, в С.-Петербурге // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 294-295; Шангин И., диак. Сказание о чудотв. иконе Божией Матери Черниговской-Ильинской. Чернигов, 1875; Монастырский [С. И.]. Сведения об иконе Черниговской-Ильинской Божией Матери, поднесенной по взятии Азова в 1696 г. Петру Великому // ХЧ. 1880. Ч. 1. С. 195-201; Черневский А. Ц. Петра митрополита на Ульянке // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 140-156; Миловидов И., свящ. Сказание о чудотв. иконе Богоматери, именуемой Черниговская, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. [Серг. П.,] 18968; Сказание о чудотв. Черниговской иконе Божией Матери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры, с описанием храма во имя сей чудотв. иконы. М., 1896; Боровский И. В. К истории чудесного прославления в С.-Петербургском Воскресенском соборе иконы Божией Матери Черниговской-Ильинской / Сообщ.: прот. Ф. Н. Никифоровский. СПб., 1900; Добровольский П. М. Чудотворная икона Богоматери Троице-Ильинская Черниговская: Ист. очерк. Чернигов, 1900; Святыни Чернигова / Ред.: прот. И. Г. Покровский. СПб., 1900; Ефимов А. Н., свящ. Черниговско-Ильинская чудотв. икона Божией Матери // Черниговские ЕИзв., 1906. Ч. неофиц. № 11, 13, 14, 16-21. С. 8-9; Васютинский Ф. И., прот. Чернигов, его святые храмы, чудотворные иконы и местночтимые святыни // Там же. 1911. № 13. С. 352-400; Картины церк. жизни Черниговской епархии из 9 веков ее истории. К., 1911; Карпинский К. Т., свящ. Сведения об иконе Божией Матери Троицко-Ильинской Черниговской, поднесенной по взятии Азова в 1696 г. имп. Петру Великому // Вера и жизнь. Чернигов, 1913. № 13. С. 45-55; Никифоровский Ф. Н., прот. Черниговская Ильинская икона Божией Матери в Смольном Воскресенском соборе в С.-Петербурге. СПб., 1914; Мумриков А., диак., Козлова В., Лоренц М. Руно орошенное - всея вселенныя Мати: К 120-летию прославления Черниговской иконы Божией Матери // ЖМП. 1989. № 1. С. 66-72; Круминг А. А. Книга св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как лит. источник сюжетов «Рус. народных картинок» и иконописи // Филевские чт.: Тез. 4-й междунар. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 41-44; Пуцко В. Г. Мазепина срiбна шата в Чернiговi // Родовiд. Чернигiв, 1996. № 2(14). С. 112-116; Вероника (Терехова), мон. Черниговский Елецкий Свято-Успенский жен. мон-рь. К., 1999. С. 59-62; Звездина Ю. Н. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская»: Нек-рые особенности аллегорической программы 1696 г. // Музей, общество, религия: Аспекты взаимодействия: Мат-лы IX С.-Петербургских религиовед. чт. СПб., 2002. С. 28-30; она же. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 г.- дар Петру I в память Азовской победы // Филевские чт.: Тез. 9-й науч. конф. 10-13 окт. 2006 г. М., 2006. С. 26-28; она же. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи ц. Илии Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати // XII науч. чт. пам. И. П. Болотцевой. Ярославль, 2008. С. 35-42; Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. Ч. 1. С. 198-201; 2005. Ч. 2. С. 230-233; Днепрова Н. Святыни России // Правосл. Москва: Газ. 2004. № 19. C. 7; Адруг А. Чудотворна iкона «Iллiнськоï Богоматерi». Чернiгiв, 2006.

Н. И. Комашко

Черниговская икона Божией Матери хранилась в Гефсиманском скиту, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Эта православная икона Богоматери была подарена Александрой Филипповой, получившей ее в 1826 году от Иоанна Алексеева, священника Хотьковского монастыря. Икона, написанная в ХVІІІ столетии на полотне, является увеличенной копией знаменитой Черниговской Ильинской иконы Божией Матери, находившейся в Троицком Ильинском монастыре на Болдиной горе недалеко от Чернигова. Первое исцеление от иконы было зафиксировано 1 сентября 1869 года.
В общей сложности, от Черниговской Гефсиманской иконы Богородицы задокументировано около сотни исцелений, образ пользовался огромным почитанием в России, к нему стекалось множество паломников . С этой православной иконы Черниговской Богородицы сделано большое количество списков, многие из которых также были прославлены как чудотворные. До 1922 года икона хранилась в скиту, затем ее перенесли в церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в г. Москва. В 1938 году храм был закрыт и дальнейшая судьба Черниговской иконы Божией Матери неизвестна. Празднование иконы проходит 14 сентября.

Черниговская Гефсиманская икона Божьей Матери – помощница в скорбях

Пресвятая Богородица – первая Заступница и Молитвенница за род человеческий. Молитва перед Черниговской иконой Божьей Матери умягчает сердце, настраивает на покаяние. Молятся Пресвятой Владычице и об избавлении от скорбей, бед, различных болезней. Икона Черниговская Гефсиманская не имеет какого-либо конкретного «направления» исцелений – она помогает всем, кто приходит к ней с горячей молитвой и с верой в сердце, и исцеляет от совершенно разных заболеваний. Святая икона Богородицы Гефсиманской за его многие чудотворения очень любим православными.

Перед иконой Черниговской Богородицы можно молиться не только в храме, но и дома

Вполне естественно желание верующих купить икону Богородицы Черниговская для домашнего иконостаса. Перед ней молятся не только о здравии, но и о прощении грехов. Православную икону Черниговской Божьей Матери с легкостью можно купить в интернет-магазине, заказать в иконописной мастерской, вышить самостоятельно бисером. Украшенная янтарем, жемчугом или эмалью, облаченная в драгоценные ризы, икона Черниговской Божьей Матери станет дорогим памятным подарком для родственников, друзей, коллег.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!