анонимно
Перед сложными жизненными ситуациями (экзамен, собеседование, важная встреча) я всегда пасую. Это идёт ещё с детства. Я училась в музыкальной школе и мне поставили двойку, но в журнал её не вписали, и нужно было придти на следующее занятие и справить. Так вот, и я этого так не хотела, не хотела бороться за это, что уговорила родителей бросить муз. школу. Потом я училась в художественной школе в 5 классе. И пришло время экзамена, даже сказали, что ничего сложного не будет. И я снова не захотела даже попробовать. И вновь уговорила родителей бросить учёбу. Потом, в 11 классе перед ЕГЭ, я была готова бросить школу, чтобы его только не сдать и мне было всё равно, куда я пойду дальше без аттестата. Я просто хотела бросить и всё, меня не волновали последствия. Благо тут родители подсуетились и я походила по репетиторам, и сдала. Пришло время подавать документы в вузы, и я снова пасовала, я просто не хотела этого делать. И если бы мне предложили сидеть на диване, честно, я бы его выбрала. Поступила в вуз, было сложно учиться и с каждым днём учёбы, я снова хотела всё бросить И меня вновь не волновали последствия. А что было перед сессией - я просто молила родителей позволить мне бросить вуз, и хорошо, что они были настойчивее. У меня много таких по жизни случаев. Например, едет автобус и мне нужно побежать чуть-чуть, и я успею на него, но мне не хочется за это бороться, поэтому он просто уезжает и я жду другой. Даже если я опаздываю, я скорее всего не побегу, а буду ждать следующий. Я понимаю, что нужно преодолевать себя и бороться в определённые моменты жизни, но я всегда пасую. Не знаю, как будто что-то щёлкает в голове и всё. Будь у меня машина, я просто села бы и уехала куда глаза глядят, лишь бы далеко от того препятствия, которое у меня появилось. И меня даже не волновали бы последствия. Я такой человек, и не знаю, как с этим бороться. Мне 19 лет. К кому следует обратиться психологу, психиатру, неврологу?
Здравствуйте! Интересно как вы рисуете себе вашу личную картину катастрофы? Что случается после поражения в ваших фантазиях? Кто произносит самые обидные слова? Кто покидает вас? Сюда по вашему рассказу, вы нарисовали себе очень эффектную картину катастрофы (с основной эмоцией ужас-ужас) и при ее помощи останавливаете процесс проверки собственных сил. Не проходя испытания и трудности невозможно понять где ваши границы, трудно отделить реальность от фантазий. Возможно какие-то фантазии обладают большой ценностью, настолько большой, что появляется задача не допустить сомнения... Такую задачу очень трудно решить одним поступком, скорее решение предполагает большое количество мелких шагов навстречу реальности и проверке собственных сил. В этом путешествии было бы полезно опираться на опытного специалиста-психолога (рекомендую гештальт-терапевта), попробуйте посмотреть на сайте b17 или на сайте Московского Гештальт Института.
анонимно
Я знаю, что способна на большее, и как например, с случаем ЕГЭ, когда родители меня подтолкнули и я сдала его на хорошие баллы. Просто я не понимаю, почему происходит столь резкая боязнь, чувство тревоги. Но, если я прохожу через препятствие, я пониманию, что чувство тревоги было напрасно и вовсе не сложно было это сделать. В плане фантазий, я очень большая фантазёрка. Например, я придумала, что через несколько лет у меня будет роскошная жизнь, хотя я в глубине души понимаю, что скорее всего так не будет. Но надевая "розовые очки" мне как-то легче воспринимать этот мир. Хотя, когда я их снимаю и оглядываю ту жизнь, которая меня окружает, доходит до истерики и плача, что жизнь не такая, какая она в моих "розовых очках". Можно ещё добавить, что я пишу книгу в жанре фэнтази. "Что случается после поражения в ваших фантазиях?" - ну, в моих мыслях я думаю, что всё равно бы не смогла и свои силы было не за чем тратить. Нет, понимаете, в одних ситуациях, я буду бороться. Если появляется жгучий интерес и он совладает с моими мечтами, за это я буду бороться. Но, если я например узнаю, что противник сильнее меня, что он, например, жульничает, то интерес пропадает и мне не хочется за это бороться. Просто я задаюсь вопросом: "Они сильнее меня, смысл мне бороться? Я только потрачу время, вложу надежду, что у меня есть шанс, а потом всё рухнет. Так что какой смысл? Зачем терять силы?". "Кто произносит самые обидные слова?" - я считаю себя человеком, которому не страшны обидные слова, но естественно они влияют на меня. Вот как раз, когда говорят обидные слова хочется доказать, что это не так. И как раз тут я берусь за любую возможно доказать им обратное. "Кто покидает вас?" - если в плане людей, то мои близкие всегда меня поддерживают. Именно они говорят, что если мне нравится тем-то заниматься, то занимайся и помогают мне в осуществлении чего-то. Я имею в виду, что в моей жизни не происходит чего-то серьёзного, чтобы это стало причиной той тревоги, которая наступает перед препятствиями. Ну, а в плане, что меня покидает, это наверно энтузиазм. Например, даже с той же сессией. Вроде, идёт семестр нормально, да в определённых моментах сложно, но в целом учиться интересно. Но только наступает сессия и мне хочется всё бросить. Ещё надо сказать, что я не очень уверенный в себе человек. И наверно, ситуация с вузом играет ещё и та роль, что мои родители всегда говорили мне, что и без высшего образования можно стать преуспевающим человеком, но в России это корочка с которой ты сможешь найти хорошую работу. Просто я знаю, что за рубежом достаточно закончить колледж. Наверно надо ещё сказать, что я хотела поступить в театральный, но т.к. в России кинематография не сильно развита, я не хотела после его окончания уйти в тетр или в сериалы, поэтому выбрала совершенно другой вуз, другой факультет в корне не связанный с миром кино. Ну, и если уже быть честной, то я всегда хотела сниматься в Голливуде, и поэтому мне кажется, что учась в вузе, я теряю попросту время, занимаясь не тем, чем нужно.
Во-первых, хочу сказать спасибо всем, кто отвечал на мои предыдущие вопросы здесь. Было много действительно интересных мыслей, я смогла взглянуть на мои проблемы по-другому, более-менее их решить. Но когда я стала ставить цели больше чем "выжить", у меня появился другой вопрос.
Есть перфекционизм, когда кажется "я не сделаю хорошо, а иначе делать не стоит". У меня нечто похожее, только я уверена, что не способна сделать ничего просто на требуемом уровне, не говоря уж об идеальном.
Мне кажется, дело в том, что я не умею усердно работать. Я получила два диплома, один из них красный, но мои результаты достигались не упорным трудом, а тем, что я выезжала на том, что мне давалось легко. На сообразительности, смекалке, дополнительных материалах, да и просто невысоких требованиях, когда на пятёрку надо, чтобы студент просто мог ответить на вопрос. Так что с учёбой особых проблем не было. А вот сейчас начались проблемы. Мне кажется, что я не специалист. У меня есть опыт работы в самых неожиданных и разных областях, потому что параллельно с бесконечной учёбой я бралась за любую работу. В итоге мне 28 лет, опят работы в 10 областях, и везде - начальный. Тут бы поднапрячься, сесть и "прокачать" хоть одну из них до нужного уровня. А я не могу. Не умею. Да и жить на что-то надо во время прокачки.
С одной стороны, мне всё давалось легко. Но с другой стороны - это оттого, что всё остальное для меня просто не существовало. Моя мама тут тоже подливала масла в огонь - с одной стороны, я у неё умница, а с другой - на любую задумку ответы типа "ну чего ты будешь за это браться (музыкальная группа), люди годами репетируют, а ты пять лет назад музыкалку закончила", или "нууу, биофак, там знаешь сколько химии надо учить? А у тебя четвёрка, иди вон на немецкий". И я соглашалась. Хотя сейчас понимаю, что не так уж и плохо у меня было с этой химией, делала бы домашку - была бы пятёрка, а уж если бы позанималась дополнительно - и проблемы бы не было.
Ещё одно коронное слово - "несерьёзно". Я в детстве писала рассказы, стихи, занималась театром (да и сейчас продолжаю, но уже ничего маме не показываю) - в ответ звучало "нууу, это же несерьёзно/слишком смешно". Однажды написала рассказ про свои игрушки в качестве домашнего задания - мне сказали, что это несерьёзно, что я уже большая девочка и могла бы про что-то настоящее написать. А сейчас я педагог и прекрасно знаю, что в 8 лет писать рассказы про игрушки - нормально. Но до тех пор, пока не узнала, подобные убеждения сидели у меня в голове.
И я решила написать этот пост, когда верстала объявление о поиске соседей для съёма квартиры - и тут все эти убеждения полезли из головы! "У меня в графическом дизайне две работы и те учебные", "это я сейчас весь день потрачу на это объявление, потому что сто лет их не делала", "и зачем тут рисовать моего кота, подумают ещё, что я инфантильная девочка-любительница котиков" и вот всё это!
Как вот бороться с этими пораженческими настроениями? Как научить себя упорно работать, если это не вопрос выживания? (Когда вопрос выживания - я могу, но тут уж никуда не денешься). Как оценить уровень своего профессионализма, не верить же "голосам в голове"? Может, это разные вопросы, но для меня они оказались связаны.
Прошу свободную дискуссию.
Здравствуйте. Мне 23, я учусь на последнем курсе, очень скоро нужно будет уже защищать диплом.
Мама родила меня в 37, ребёнок я была желанный. В детстве пережила некоторую травму (не уверена, что это громкое слово подходит), когда моих родителей пригласили на День рождения дочери друзья. Мне тогда года 3 было. Это был пикник за городом, было много семейных пар с детьми. Девочка была немного старше меня, мои родители ей хотели подарить кукольный дом. Я помню, как мы только приехали, родители вытаскивают пакет с подарком, передают подбежавшей имениннице, она его раскрывает. Тогда я и увидела этот кукольный домик, что меня ужасно расстроило, так как мне его тоже хотелось. Я даже ещё из машины выйти не успела, как уже расплакалась. Подбежали родители и попытались меня успокоить, вручив утешительный подарок - куклу, которая мне совершенно не нравилась и была неинтересна. Больше ничего по этому воспоминанию сказать не могу.
Были случаи в детстве, когда я отказывалась от желанной вещи, намеренно, чтобы наказать себя. Такое потом случалось несколько раз и в более взрослом возрасте.
В детский сад пошла только за год перед школой. Знакомства с детьми заводила во время игры на улице легко, но в детском саду это оказалось сложнее. Общалась в основном с мальчиками. В школе пыталась подружиться с детьми, но они мне в какой-то момент начинали пакостить и переставали общаться. Сблизиться было сложно. Тогда я впервые начала чувствовать себя лишней и не нужной. Тогда случился случай с экскурсией: весь класс должен был ехать на автобусе в музей в другом городе, но мои родители настояли на том, что мы поедем с ними отдельно в машине. Я очень была недовольна этим, пыталась объяснить, что очень хочу ехать в автобусе со всеми, но мама парировала, что автобус старый и пыльный. В итоге я на всех фотографиях из музея я стою нахмуренная, да и воспоминания нерадостные от этой поездки остались.
В пятом классе подруги часто менялись. Потом в шестом перешла в другую школу - в гимназию, где требования были гораздо выше. Но с самого первого дня начались проблемы с учительницей, которая при всём классе начала на меня кричать и заставила стоять до конца урока за то, что я не знала ответа на её вопрос. Это был предмет, которого не было в прошлой школе. Поэтому на меня сразу посыпался град из обвинений в том, что "здесь такие не нужны, зачем я сюда перешла, могла бы учиться и в обычной школе". Проблемы с этой учительницей были до окончания школы: она то неправильно называла мою фамилию, то глядя на меня, сидящую перед ней на первой партой, отмечала как отсутствующую. Я безумно начала бояться отвечать. Особенно перед всем классом у доски. Могла учить всю неделю стихотворение, а на её предмете, уже стоя перед всеми, не суметь совладать с диким волнением, которое напрочь отбивало память. У меня до сих пор есть страх перед выступлениями на публику, так как даже при хорошем начале я могу к середине речи снова начать трястись, потеть; появляется ощущение, будто шея не может удержать голову, так она напрягается, обязательно нужно за что-то держаться, чтобы унять дрожь, голос срывается. Тем не менее, у меня была подруга все эти годы, очень близкая. Но наши отношения были односторонними: я выполняла роль психоаналитика 24/7, должна была комментировать каждую её мысль, обязательно очень подробно, а не в двух словах, что было не всегда легко сделать. И сначала я искренне пыталась ей помогать, поддерживать. Но потом меня начало это утомлять. Она никак не хотела меня поддержать в ответ, когда мне нужна была её помощь. Только обвиняла меня во всём при удобном случае. Если она опаздывала на прогулку на 20 минут, я с пониманием её ждала. Но если я опаздывала на 5 минут, она могла на меня накричать, развернуться, и обиженно уйти, а потом не разговаривать неделю. Потом она сама со мной заговаривала обычно, возмущаясь, почему я за всё это время не принесла ей извинений. Если общались меньше, чем она хотела, она так же предъявляла претензии и могла обидеться.
На почве негативных столкновений с той учительницей и сложных отношений с "подругой", я окончательно замкнулась. Я и до того много времени проводила одна, в себе, не особо интересуясь другими людьми. А теперь, когда у меня начались проблемы, которые я хотела с кем-то обсудить, мне это было не с кем сделать. Я пробовала поговорить с мамой, обсудить то, что меня волнует. Но она лишь отмахивалась, говорила, что у меня нет проблем. Пропало желание что-то делать, я искала любой предлог, чтобы не пойти в школу. Были мысли о самоубийстве. Потом началась анорексия. Родители забили тревогу только спустя год. "Подруга" будто бы и не замечала никаких изменений в моём внешнем виде, только обсуждала свою внешность и невозможность похудеть. Я сама взяла себя в руки и начала нормально есть, когда поняла, что никому я не нужна, что любить себя могу только я. Вскоре после поступления в ВУЗ я прекратила общение с "подругой", так как на глаза мне попалась статья о токсичной дружбе и я поняла, что именно такой и были наши отношения. Я была всё время "выжатой" после общения, почти вся моя жизнь была отдана "подруге" и её капризам.
На первом курсе у меня появился молодой человек, с которым мы до сих пор в отношениях, не смотря на то, что после второго курса моя семья переехала в другую страну. Видимся мы в лучшем случае раз в год, но постоянно поддерживаем общение по Интернету. С поступлением на первый курс я столкнулась со страхом курсовых. Для меня это была непосильная ноша, это было страшно, я боялась, что не справлюсь. К тому же, руководитель не давал никаких консультаций, с ним не было никакой связи, увиделись мы с ним только на защите, и эта ситуация была не только у меня - у всего потока. Кое-как я написала курсовую, надо мной сжалились и поставили 4. Но я безумно переживала. Молодой человек меня всячески поддерживал.
В новом ВУЗе пришлось повторить второй курс из-за разницы в программах. За всё время мы написали две курсовые: на третьем и на пятом курсе. Во все разы я точно так же впадала в ужасную хандру, сомневалась в своих силах, много плакала. Особенно в последний раз, в прошлом семестре. Еле взяла себя в руки, написала всё в последний момент и защитила курсовую на отлично. Решила, что с дипломом так не поступлю, буду делать всё вовремя, и не важно, насколько меня это будет пугать. Но вот прошло три месяца, а за диплом я так и не села, настолько огромен мой страх. Боюсь теперь, что ничего не успею. Боюсь, что отчислят. Боюсь позора, хотя пытаюсь убедить себя, что это не самое страшное в жизни и что нужно наконец взять ответственность в свои руки. Родители меня всегда чересчур опекали. В какой-то момент я не то чтобы перестала сопротивляться (я и уши самостоятельно прокалывала, и волосы коротко стригла после того, как мне запрещали это делать), просто не поняла, что моя жизнь полностью в моих руках. Вот слушала одногруппников и всегда удивлялась, насколько они взрослее меня, что у них есть планы поехать куда-то, что они самостоятельно туда и туда ездили. У меня нет особых планов. Я нигде не была. Я даже не всегда понимаю, хочу я где-то побывать или нет, потому что у меня будто бы и воли своей нет. Точнее, я однажды поняла, что я не знала, что можно строить планы, что у взрослых людей есть свобода действий, что можно захотеть чего-то и сделать это. У меня же всё сводится к пусканию ситуации на самотёк и мнению родителей. Конечно, боюсь их отказа. Языка у нас с ними общего немного, но их мнение для меня очень часто оказывается решающим. Вообще, я стесняюсь с некоторых пор с ними говорить о своих желаниях, именно из-за боязни отказа. В итоге я даже не пытаюсь им рассказать о чём-то для меня важном.
Сейчас молодой человек хочет на год уехать в Германию. Его родители в этом поддерживают, с ними он может говорить о чём угодно, а моих отношений со своими он не может понять. Говорит, что я с ними себя веду как с чужими, стесняюсь, боюсь. Он зовёт меня с собой по той же программе поехать, но я не уверена, что родители разрешат, хотя очень этого хочу. У нас состоялся с ним разговор о перспективах наших отношений, он бы хотел, чтобы я тоже предлагала варианты, где и как бы мы могли наконец-то зажить вместе. А я в ступоре от этого. Я даже не знаю, что с собственной жизнью делать, не то чтобы с отношениями с другим человеком. И эта неуверенность гнетёт меня. Я устала бояться всего на свете, но очень часто чувствую себя недостаточно умной/компетентной/способной, чтобы продолжить борьбу, попытаться заняться чем-то новым. Очень быстро опускаются руки. Хотя в школе я училась в основном на четвёрки, по некоторым предметам стабильно были пятёрки (что я считаю своим личным достижением, ведь депрессия у меня была с момента перехода в гимназию, а самый пик её пришёлся на старшие классы), в университете меня часто хвалят, тройки редкость. Но я чувствую себя маленькой, неуверенной в себе, часто не согласна с похвалой в свой адрес, так как считаю, что могла бы больше стараться, что мои знания не такие как у N, например, и хвалить надо совсем не меня.
Я надеюсь, что изложила всё по существу и не слишком утомительно. Я не знаю, как перебороть себя, взять в руки, поверить в свои силы. Как перестать плакать из-за любой "трудности" в жизни и начать с ней бороться? И как просто стать взрослым человеком? Ведь я довольно безответственная: ищу оправданий своей лени и страхам.
Для кого-то вполне естественно всегда доводить начатое до конца, идти вперед, невзирая на трудности. Такие люди привыкли преодолевать препятствия, принимать решения и разрешать проблемы. Для одних это более сложно, другим не приходится прилагать много усилий - они принимают жизненные испытания как вызов, преодолеть который им помогает соревновательный дух. Среди подобных людей такие знаки зодиака, как Лев, Дева, Телец, Скорпион.
Но есть знаки, которые привыкли пасовать перед трудностями. Они легко сдаются, если разочаровываются в чем-то. Бросают начатое, когда дело не ладится. Малейшие неудачи вызывают их гнев и раздражение, заставляя отказываться от задуманного. Таким людям проще бросить дело незавершенным, чем впоследствии прослыть неудачником из-за возможного поражения. Они даже не пытаются использовать шанс на победу. Многие вещи кажутся им бессмысленными, когда идут не совсем гладко. Максимально в этом отличились следующие пять знаков.
Рыбы
Представителей этого знака заставляют опускать руки перед трудностями их чувствительность и пессимизм. Они не видят смысла делать то, что у них не получается. Но и не получается это только потому, что они не доводят начатое до конца. Образуется своеобразный замкнутый круг.
Если проект, над которым они работали, вдруг не выходит по каким-то причинам, они оставят его и перейдут к другому делу. Рыбы хотят, чтобы их связывали лишь с успешными проектами, а их работа считалась блестящей и потрясающей.
Весы
У Весов часто возникают проблемы с принятием решений. Если им нужно решить что-то важное, они не могут сделать это быстро. Это заставляет их остановиться. И если только в будущем проекта они не видят перспектив, то откажутся от него.
Они готовы бороться лишь за то, что действительно кажется им стоящим. Поэтому отказываются от множества перспектив, в которых не видят смысла.
Близнецы
Если какое-то занятие покажется им скучным, они оставят его. Близнецам необходимо посвящать время лишь занимательным и веселым делам. Они стараются заниматься в первую очередь самыми интересными моментами, откладывая остальное на потом. Это заставляет их часто останавливаться на каком-то этапе, чтобы продолжить позже.
Проблема в том, что со временем незавершенный проект уже не представляет прежнего интереса, а идея закончить его становится совсем непривлекательной.
Рак
Чувствительные Раки склонны к пессимизму. Они отказываются от начатого, когда оно теряет для них смысл. Могут помешать и чрезмерные эмоции, которые любую мелкую проблему способны превратить в провал.
Иногда представителям знака кажется, что они не смогут хорошо выполнить поставленную задачу, потому проще отказаться от нее.
Стрелец
Стрельцам не хватает терпения и выдержки, чтобы довести начатое до конца. Им проще отказаться от задуманного и выполнить другой, более легкий проект. Они предпочитают иметь много мелких побед, чем выиграть одно грандиозное дело, над которым нужно долго и упорно работать.
Стрельцы верят, что кто-то другой может сделать эту работу лучше них и довести ее до конца. Так почему бы не оставить ее этому человеку? Почувствовав груз на своей шее, они не станут тянуть его на себе.
- Окажите помощь в нужный момент
- Встаньте плечом к плечу
- Научите разбивать большую цель на множество маленьких
- Позвольте ребенку похвастаться
- Приз за упорство
- Творите кумиров
Мы часто рассуждаем о пользе мотивации, однако, согласитесь, подвигнуться на новое дело гораздо проще, чем довести его до конца. Сколько раз вы начинали бегать по утрам? А сколько раз приступали к изучению иностранных языков, или пытались питаться правильно? Начинать легко - вы воодушевлены, впереди радужные перспективы… Но как трудно не отступить от первоначального плана, столкнувшись с первыми трудностями!
Учиться преодолению лучше всего в детстве, и ваша задача - научить ребенка справляться с проблемами. Мы подскажем, как это сделать!
Окажите помощь в нужный момент
Важно научить ребенка, как справляться с трудностями на примере конкретных приемов. Скажем, ваш малыш не может сладить с поделкой - дайте ему цветную бумагу вместо картона, подберите более крупную мозаику, найдите подходящий клей. Школьник не может найти материал для реферата в Интернете - подскажите, как пользоваться библиотекой (да, да, многие ученики о ней просто не вспоминают!). Выпускник нервничает перед ОГЭ - составьте вместе план подготовки…
” Ваш жизненный опыт - бесценен!
Встаньте плечом к плечу
Иногда подсказать - мало. Что помогает вам худеть/бегать/учить французский? Вы наверняка знаете, что проще делать это, если вы не одни. Группы поддержки, коллективные занятия, где участники и тренер подбадривают друг друга, вот что помогает!
” Вы можете стать для ребенка такой «группой поддержки»: худеть, учить немецкий, играть в футбол и рисовать акварелью вместе с ребенком.
Это, конечно, крайний вариант: все-таки у мамы и папы должна быть и своя жизнь, свои хобби; но иногда можно отставить свои проблемы в сторону и заняться делами ребенка наравне с ним.
Научите разбивать большую цель на множество маленьких
Чем меньше ребенок, тем страшнее и скучнее кажется ему большая задача. Книжка слишком толстая, чтобы ее прочитать; игрушек слишком много, чтобы все убрать; горшков с цветами аж пять штук, и это только в одной комнате - ну нереально их все полить!
” Кодовое слово для вас: «сначала». Любую задачу, которая не вызывает энтузиазма у ребенка, нужно разбить на маленькие этапы, каждый из которых выполнить легко и приятно. Как только вы видите, что малыш отвлекся от процесса - сразу давайте ему очередную маленькую цель.
В качестве примера хочется напомнить о наших . Работа кажется такой масштабной, почти невыполнимой! Но огромная раскраска состоит из таких маленьких и симпатичных фрагментов, что руки сами тянутся к карандашам.
Позвольте ребенку похвастаться
Слава влечет всех, даже детсадовцев. Если хобби ребенка предусматривает публичные выступления, соревнования - отлично. Если он тихо клеит макеты замков из спичечных коробков или вышивает гладью - найдите способ устроить выставку его достижений (обратитесь к учителю или воспитателю детского сада), заведите для него профиль в соцсетях или даже создайте сайт-страничку. Наконец, подыщите ему единомышленников!
Приз за упорство
Сколько раз вы сами пользовались этим приемом? «Нет, я не буду наедаться на ночь, а пирожное, которому так одиноко в холодильнике, съем с утра…» «Если похудею на три килограмма, обязательно куплю себе вот ту симпатичную блузку!» Да хотя бы вот это: «Допишу статью и позволю себе чашечку кофе… с печенюшкой!»
С ребенком это тоже работает. Маленькие приятные поощрения - вот то, что подбодрит любой затормозивший процесс! Главное, не перегните палку.
” Некоторые поощрения должны быть просто так, от любви; не стоит приучать ребенка к тому, что любое проявление вашей благосклонности он должен заслужить. Кстати, с мотивацией себя, любимой, это тоже работает!
Чтобы не превратиться в грубого манипулятора, делайте награду общей: «Вот приберемся и почитаем чудесную книжку с картинками!»
Творите кумиров
Биографии писателей, художников, спортсменов, прошедших через кризисы и сумевших воспрянуть духом, - вот то, что поддержит ребенка в трудные моменты.
” Как они пережили тяжелые времена? Что помогло им справиться с неприятностями? Каких успехов достигли потом? Обсуждайте это с ребенком, ставьте героев в пример, находите общее в их судьбах. Смогли знаменитости, сможет и ваш ребенок!
Мы начали рассказывать о полезных приемах воспитания детей, но… они подходят и для самовоспитания, правда? Преодолевайте трудности сами и помогайте детям преодолевать их - вместе у вас все получится!