Дагестанские легенды о крепости кала корейш. Кала-корейш - уникальный памятник истории и культуры. – То есть, на Кала-Корейше вы не остановились

Кала-Курейш в переводе означает крепость курейшитов - арабского племени, из которого происходит пророк Мухаммед. Он был основан в VIII веке как пограничное укрепление кайтагов (одного из даргинских народов), которые в союзе с хазарскими иудеями воевали против соседей-язычников. Со временем Кала-Курейш стал столицей Кайтагского уцмийства - одного из самых влиятельных средневековых государств на территории Дагестана. Говорят, что после завоевания арабами его возглавил родственник Мухаммеда.


В 1581 году столицу Кайтагского уцмийства перенесли в селение Маджалис, которое и поныне является центром Кайтагского района. В 1812 году последний уцмий Кайтага присягнул в Дербенте на верность России, а окончательно некогда знаменитое селение вымерло в середине XX века, когда местных жителей принудительно выселили в Чечню. После реабилитации чеченцев домой вернулись немногие. Сейчас в ауле живет только один человек - смотритель, да и его мы не застали. Зато он оставил нам на радость несколько замечательных надписей, адресованных многочисленным паломникам, приходящим на священное место.

Добраться до Кала-Курейша можно примерно за час приятной пешей прогулки по разбитой грунтовке от трассы, ведущей в селение ювелиров Кубачи. По пути вам неоднократно встретятся надгробные камни и платочки, похожие на языческие приношения где-нибудь на бурятской скале Шаманке или на севере Индии. Сам аул высится на одиноком холме и окружен со всех сторон древней крепостной стеной.

Даже опустевший, Кала-Курейш впечатляет. Здесь находится зиярат с гробницами правителей уцмийства, старинное кладбище и мечеть. На надгробиях высечены красивые узоры.

Многие дома разрушены, а узкие улочки порой настолько круты, что похожи на лестницы.

Дагестанский аналог Мачу-Пикчу. Это поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи и примерно в 120 км от Махачкалы в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Даргистана. Заняв столь стратегический пункт, они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала — крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, “Куреш” означает ‘чёрный’, т.е. “Чёрная Крепость”)

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев.

В начале мая этого года, а точнее во второй день экспедиции #отморядоморя2016, в Дербенте (республика Дагестан) нам довелось пообщаться с местным жителем, который интересовался где мы уже были, куда поедем и что планируем посмотреть, посоветовал обязательно посетить древнейшую крепость Дагестана — Кала-Корейш.

Мы заинтересовались, но отнеслись к этому достаточно скептически. Сложно было понимать, будет ли у нас время на это…

Посетив визитную карточку Дагестана — крепость «Нарын-Кала», мы отправились дальше строго по запланированному маршруту. Наш путь лежал в сторону знаменитого селения Кубачи — одного из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. Волею судьбы, а может все-таки случайно, не доезжая всего нескольких километров до цели (села Кубачи), мы заметили слева не очень яркий рекламный щиток, на котором виднелись заветные слова — «К крепости Кала-Корейш 4,5км». Не долго думая мы повернули в ее сторону. Следующие 4,5 км были настоящим джиппингом. Узкая горная тропка, на которой с трудом вмещались наши «Крокодиллы» петляла то влево то вправо, резко опускаясь вниз ущелья. Глина с камнями добавляла остроты нашему путешествию. Честно признаться, это был первый трофи-участок за первые 3 дня экспедиции, поэтому запомнился довольно ярко))) Приехав на место, мы замерли от увиденного. Перед нами возвышался холм, полностью изолированный от соседних. Внизу шумела река. От заветной цели нас отделял каменный мост, соединявший этот холм и дорогу по которой мы приехали. Место было узким, поэтому наши штурманы сразу принялись за координацию экипажей на узком месте парковки. Крепости с моста не было видно. Лишь небольшая тропа указывала что вверху, на холме, что-то есть. Решили бросить технику здесь и дальше отправиться пешком.

Я шла первой, так как желание увидеть что-то новое для меня, брало верх. Вообще, признаюсь честно, за много лет путешествий по Кавказу меня уже мало чем удивишь, но сегодня мне определенно чувствовалось обратное. Сердце говорило — «Иди вперед!». Поднявшись на гору я увидела несколько деревьев, на которых были завязаны всевозможные платочки и тряпочки. До сих пор не знаю как этот обычай называется, но мне он определенно не нравится. В интернете про это пишут вот что: «Сложно ответить на этот вопрос, поскольку подобный обычай встречался у многих народов (греков, бурят, адыгов и т.д.) и вызван он был разными причинами, которые так или иначе можно увязать с религией. У Бурятов например она назывался эжин. Эжины — это духи стихий, почитаемых явлений природы, хозяева местности. То есть у дерева тоже есть эжин, эжин есть и в лесу, где растет дерево. Так вот человек, который вешает кусочек материи на дерево, обращается к эжину с просьбой, молитвой. Чаще всего на тряпочках пишут какие-то слова, просьбы, молитвы».

Посмотрев на деревья и подумав «вот люди странные существа», я пошла дальше.Дорога плавно уходила влево… Сделав еще несколько шагов я подняла голову и увидела потрясающую картину: передо мной, во всей своей красе открылась удивительная панорама крепости.

Сохранившиеся фундаменты каменных домов, а где-то и целые стены рисовали в моей голове картинку жизни крепости в те далеки времена. Свернув на первую же улочку между домами я представила как по ней ходили женщины и дети, бегали овцы или коровы. Наш проводник, Гаджимурад Умаров, шел сзади и наверное рассказывал группе историю этого удивительного места, но именно сейчас, мне хотелось самой, для себя, нарисовать эту историю. Пройдя выше, наверное по главной улице крепости, моему взору открылся необычный продолговатый купол и довольно хорошо сохранившееся здание рядом с ним. Подойдя ближе, я поняла что эта часть крепости достаточно обжита современными людьми. Белое здание с плоской крышей оказывается было действующей Джума Мечатью (Джума — то есть пятничная мечеть, главная). По сей день люди приезжают сюда для молитвы. «Домик» с куполом оказался усыпальницей каких-то очень важных для этой крепости людей, а вокруг него было кладбище. Вообще, надгробия тех веков существенно отличаются от современных. Они богаты на узоры и представляют собой настоящее произведения искусства. Каждый камень как будто соревновался с другим по красоте и богатству оформления.

Кстати, что-то я все в общем, а так и не рассказала о самой крепости и ее значении в жизни Региона.

Кала-Корейш - средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Дарго. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала - крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»).

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш почти безлюдна. Здесь нет толп туристов, все потому что до нее не доедут автобусы. Добраться можно только двумя способами — на внедорожнике или пешком. Во втором случае это будет не так уж легко. Мне нравятся такие места… Они кажутся безумно самобытными и удивительно сильными энергетически. И я безумно рада, что это не массовый объект посещения туристами,именно поэтому, это чудо сможет сохраниться гораздо дольше, а в следствии этого, не потеряет свой внешний и внутренний облик еще долгие годы…


Кала-Корейш – для России место уникальное. Теряющаяся в глубине веков история, головокружительные виды – некоторые сравнивают его с Мачу-Пикчу. В скором времени здесь несомненно будет организован музей, автомобильная дорога позволит массово привозить туристов, что не всегда идёт на пользу месту, так что есть смысл не откладывать посещение.

По основной версии название Кала-Корейш (встречается также написание Кала-Курейш) означает Крепость корейшитов. «Кала» в переводе с арабского – крепость; корейшиты – арабское племя, из которого происходил и пророк Мухаммед. После образования Арабского халифата началось распространение ислама на соседних землях и соплеменники Мухаммеда естественно стали активными участниками этого процесса. На территории Дагестана первые мусульмане, распространяющие новую религию, появились еще в 7-м веке – сперва в прибрежных землях (прежде всего в Дербенте), потом и в горных районах. Кала-корейш был одной из опорных крепостей для завоевания окрестных земель.

По основным вершинам вокруг крепости когда-то была система сторожевых сигнальных башен: в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. Развалины одной из них можно еще увидеть. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались даже быстрее, чем по современному телеграфу.

У подножия горы к востоку от Кала-Корейша сохранились остатки караван-сарая XIV-XV веков, сооружения нетрадиционного для Дагестана, где развито куначество, на берегу речки Буган еще видны остатки старинных мельниц.

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть, мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Окончательно Кала-Корейш опустел в 1944 году, когда его жителей переселили на опустевшие чеченские земли. Сейчас в Кала-Корейше все заросло крапивой, окрестные жители поснимали с домов весь пригодный в строительстве материал. Унесли балки даже с удивительно красивой мечети, в результате чего полностью уничтожена изумительная стуковая отделка, поражавшая совершенством декоративных мотивов. Свою лепту внесли и реставраторы, снявшие алебастровые плитки со стен. Дверь мечети теперь хранится в краеведческом музее Махачкалы.

Сейчас поверх михрабной ниши спокойно можно обозревать окрестности, разрушенная стена едва достигает высоты полутора метров. Зато напротив михраба у входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев с четкой надписью, из которой ясны все достоинства и мудрость покойного. Возле мечети также сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами, написанными цветущим куфи.

Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками, которые приходят сюда аж из Сергокалы для зиярата. Вообще в Кала-Корейше, который рястянулся на полкилометра, много почитаемых мест. Определить их нетрудно по завязанным лоскуткам, оставленным побывавшими здесь людьми. И много легенд, связанных с ними.

У входа в крепость встречают небольшой, выложенный из камня курган и деревце, обвешанное платками и кусочками материи. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и, осмотрев все подступы, сообщил своим соплеменникам, как лучше попасть в крепость. В час, когда все мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку и, кто знает, может быть, и захватили бы главный стратегический пункт, но на свою беду встретили девушку на лошади с собакой. В этот час она ежедневно выходила к роднику за водой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но погибла мученической смертью. Никто не знает, где она похоронена, но место, где похоронена девушка с лошадью и собакой считается священным.

"И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,

Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков..."


Сегодня хотелось бы рассказать вам об уникальном историческом памятнике - крепости курейшитов, которая сыграла значительную роль в истории народов Дагестана. Остатки крепости расположены в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Кала-корейш стоит на высоте 1000 метров над уровнем моря и со всех сторон ограничена крутыми, большей частью отвесными скалами.

Несколько веков крепость была столицей крупного феодального владения кайтагского уцмийства. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми обитателями крепости были арабы (примерно IX век) из племени курейшитов, это и отразилось в названии резиденции. Курайш-мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед. Этот удивительный памятник истории с трех сторон окружен широкими руслами рек и крутыми обрывами.

Единственный подступ к селению - узкий перешеек на гребне. Стратегически более чем удачное расположение крепости. Здесь когда-то находилась красивая мечеть (XI в), с изумительной отделкой, поражавшей совершенством декоративных мотивов. По мастерству внутренней отделки, мечеть не уступала самым знаменитым культовым сооружениям. У входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела с четкой надписью. Возле мечети так же сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами. Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками. В Кала-корейш много почитаемых мест, определить их нетрудно по завязанным ленточкам, оставленным побывавшими здесь людьми. Существует много легенд, связанных с этими местами. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце с завязанными кусочками материи, платками и лентами. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и сообщил своим соплеменникам как попасть в крепость. В час, когда мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку, но встретили девушку на лошади с собакой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но сама погибла. Место, где похоронена отважная девушка, считается священным.
Самые крупные постройки в селении располагались вокруг мечети, а наиболее бедные дома ютились по окраинам и на скалах над самой пропастью. На северо-западном холме за селом обнаружен целый ряд захоронений, отмеченных каменными саркофагами. Кала-корейшский саркофаг представляет большой интерес, аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к VIII - X вв. По основным вершинам, вокруг крепости когда-то была система сигнальных сторожевых башен. Развалины одной из них еще можно увидеть. У подножия горы, к востоку от Кала-корейш, сохранились остатки Караван-сарая XIV - XV вв, сооружения, нетрадиционного для Дагестана. На берегу речки Буган видны остатки старинных мельниц. У северного склона горы, у речки много родников с холодной и целебной водой. К сожалению, этот уникальный памятник может повторить участь многих исчезнувших памятников истории и культуры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!