Древнее царство пирамиды. Основные события египта времен древнего царства. Когда строились пирамиды

Из всех вопросов, связанных с пирамидами, самый сложный, пожалуй, – это их постройка. Даже римский автор Плиний, который считал, что пирамиды – это «бездельное и глупое выставление напоказ царского богатства», нашел чему в них подивиться. «Самый интересный вопрос, – писал он, – это то, как камни подняли на такую большую высоту».

Возможно, каждый приезжий еще в те времена, глядя на эти колоссальные монументы, думал: как же их построили? В одной только Великой пирамиде насчитывается более двух с четвертью миллионов каменных блоков, некоторые из них весят семь с половиной тонн. Количество затраченных усилий – даже если бы применялось современное оборудование – поражает воображение. Причем всегда следует помнить, что древние египтяне построили эти шедевры самыми простыми способами – до римлян в Египте не знали даже подъемного блока. И при добыче камня, и при постройке каменщики пользовались медными зубилами и, возможно, какими-то железными орудиями, а также кремневыми, кварцевыми и диоритовыми дробилками. Единственными дополнительными инструментами были деревянные ломы, а также деревянные салазки и цилиндры для перевозки. Немаловажным фактором были также специальные знания надсмотрщиков, которые наблюдали за своевременным исполнением различных операций.

Однако передвижение блоков, которые весили от 8 до 10 тонн (а некоторые – до двадцати пяти), отнюдь не казалось трудным тем людям, которые позднее перевозили колосс Рамсеса II в Рамессеум на западе Фив. (Эта гигантская статуя, сделанная из одного каменного блока, весила не менее 1 тыс. тонн.) Еще одним таким подвигом стала перевозка гранитных обелисков, которые все еще стоят в храме Карнак в Луксоре, в Матарии близ Каира, в Танисе на востоке Дельты и во многих странах вне Египта. Некоторые из них весят не менее 300 тонн. Их приходилось привозить из каменоломен, которые находились на самом дальнем юге, близ Асуана, сгружать с барж и ставить вертикально на пьедесталы – и все это в ограниченном пространстве, среди уже существовавших зданий.

Действительно, процесс добычи и перевозки камня и сама постройка этих памятников были настолько обычным делом, что египтянам казалось, что об этом и говорить-то не стоит. Большинство имеющейся у нас информации основано на изучении самих памятников, особенно незаконченных, когда умерли те, для кого они строились.

В ранние годы своего царствования каждому новому фараону приходилось заниматься множеством важных дел. Во-первых, ему предстояла длительная и сложная церемония коронации и решение административных проблем, вызванных сменой монарха. Он должен был также наблюдать за постройками в силу своей обязанности достойно похоронить предшественника.

Однако в конце концов фараон решал построить свою собственную гробницу и давал архитекторам и надсмотрщикам распоряжение заняться этим проектом. Выбор места для новой пирамиды зависел от множества обстоятельств. Фараон мог выбрать участок близ гробниц своих предков, а мог и предпочесть новое место. Однако оно должно было располагаться на западном берегу Нила, над долиной. Этому месту отдавали предпочтение по двум причинам: во-первых, египтяне верили, что царство мертвых находится на западе, там, где садится солнце; во-вторых, западное плато, особенно вблизи древней столицы – Мемфиса, подходило лучше, чем другие места. Плато находится близ обработанной земли; оно резко поднимается на высоту около 200 футов; его поверхность почти совершенно плоская, лишь с немногими природными «дефектами». Более того, к плато вели долины, которые в древности рабочие использовали как своего рода «пандусы» для подвоза стройматериалов, а также место строительства должно было состоять из сплошной скальной массы, чтобы выдержать чудовищный вес проектируемых построек. Вокруг должно было быть достаточно много места для размещения различных построек пирамидного комплекса и гробниц придворных, которые стремились к особой милости – быть похороненными вблизи государя, которому они служили всю жизнь. Еще одно требование – достаточное количество камня в легкодоступных местах.

В тот день, когда место было выбрано, начинались приготовления. Высшие чиновники фараона непосредственно наблюдали за постройкой пирамиды, и сам монарх время от времени приходил, чтобы посмотреть, как идет работа. Строители ничего не оставляли на волю случая. Архитекторы работали по плану, в который обычно были включены все внутренние коридоры и комнаты, хотя некоторые вырубались позднее, из сплошной массы камня. Надсмотрщики тщательно рассчитывали, что им понадобится; бригады каменщиков (у каждой бригады было свое название) начинали вырубать блоки нужных размеров. В основном для строительства использовался известняк из окрестностей пирамид. Некоторые детали, как, например, облицовка коридоров и камер, требовали лучшего известняка, который также добывался вблизи Мемфиса. Внешняя облицовка практически всегда изготавливалась из превосходного белого известняка, который добывали в каменоломнях Туры на восточном берегу Нила, немного южнее современного Каира. Кроме того, отправлялись экспедиции за гранитом в Асуан и в другие специально отобранные каменоломни.

Рис. 4. Перевозка каменных блоков из каменоломен Туры

Тем временем архитекторы фиксировали точное положение пирамиды. Как правило, пирамиды строились так, чтобы их грани были обращены к четырем сторонам света, чтобы вход на севере смотрел на Полярную звезду. Ориентация была не таким уж трудным делом, поскольку египтяне достаточно хорошо знали астрономию, чтобы разработать практический календарь уже на ранней стадии своей истории.

Затем место нужно было разровнять. Предполагают, что это делалось довольно легко: вокруг нужного участка копали рвы, которые затем заполняли водой. Однако не обязательно все выдающиеся части старались сровнять: некоторые из них можно было включить в само здание.

После этого рабочие начинали вырубать основу пирамиды. Лучший пример этой стадии работы – неоконченная гробница фараона Небки в Завиет-эль-Ариане между Гизой и Абу-Сиром, где можно видеть идущий вниз коридор, котлован для погребальной камеры с полом из гранитных блоков и гранитный саркофаг. (Весьма знаменательно, что саркофаг ставили на место уже на столь ранней стадии строительства.)


Рис. 5. Перевозка колоссальной статуи. Из гробницы Джхутихотепа. Эль-Берше

Для транспортировки камней рабочие строили пандусы, которые вели из долины, где располагались каменоломни, на плато. Камни, добытые за рекой или в отдаленных местах, везли на баржах по Нилу и складывали на берегу неподалеку от пирамиды. Теперь начиналась собственно доставка. На камне из каменоломен Туры есть изображение, показывающее перевозку блоков, на котором мы видим волов, везущих салазки. Это было необычно. В основном в качестве тяги использовали большое количество людей, которые тащили салазки за веревки. Согласно другой сцене и сопровождающим ее надписям, 172 человека тащили алебастровый колосс номарха Двенадцатой династии Джхутихотепа из каменоломен Хатну-ба в близлежащий Эль-Берше в Среднем Египте. Высота этой статуи составляла более 6,5 метра, и весила она более 60 тонн. Здесь также показаны люди с ломами; другие льют из сосудов жидкость, чтобы деревянные полозья салазок не загорелись от трения. Обычно думают, что эта жидкость – вода, однако, если мы посмотрим на копии этого изображения, особенно на те, что были сделаны в начале XIX в., когда цвета были еще свежими, мы увидим, что это, скорее всего, молоко. С практической точки зрения это, видимо, было более полезно, поскольку молочный жир дополнительно смазывал полозья. Количество людей, работавших на этого провинциального губернатора, сочли достойным внимания. Автор текста с гордостью пишет об их могучих руках и говорит, что у каждого была сила тысячи человек.

Существовал обычай при перевозке особенно крупных или важных памятников ставить на них приношения и жечь благовония – видимо, затем, чтобы боги благоволили этому делу и привели его к успешному окончанию.

Рабочие весьма тщательно обтесывали грани каменных блоков и клали их на место, используя тонкий слой известкового раствора. После того как укладывали несколько первых рядов камней, уже нельзя было работать без новых приспособлений, которые позволили бы строителям достичь большей высоты. По тем памятникам, которые остались незаконченными, мы с уверенностью можем сказать, что для этой цели служили насыпи из земли и щебня. Подпорные стенки из кирпича удерживали щебень на месте; когда работа была закончена, все пристройки убирали. Последние открытия в Саккаре показали, что такие насыпи сооружались вокруг Незаконченной ступенчатой пирамиды, и, поскольку она не была закончена, они все еще остаются на своих местах. Можно предположить, что египтяне использовали этот способ строительства и при постройке настоящих пирамид. Постройка таких пандусов была почти столь же грандиозной задачей, как строительство самих пирамид. Специалисты в подробностях обсуждали этот вопрос, были выдвинуты различные гипотезы, но большинство согласны с тем, что все пирамиды были построены с помощью пандусов.

Внешнюю облицовку клали на пирамиду снизу вверх, по мере постройки, или же сверху вниз, когда строительство заканчивали и убирали насыпи. Оба способа возможны. Судя по конструкции некоторых мастаб, более разумно предположить, что рабочие ставили облицовку на место по ходу работы и обкладывали поверхность, снося насыпи.


Рис. 6. Разрез насыпи (пандуса), использовавшейся при строительстве пирамиды (по Круну)

Дополнительными вопросами, которые необходимо было решить, являлись кормление и размещение людей, работающих на строительстве пирамид, и подача воды для питья и строительства. Бесплодное, каменистое плато лишено воды, и здесь нельзя копать колодцы. Ответ на эти вопросы был в великолепных организаторских способностях египтян. Они строили примитивные бараки, в каждой комнате проживала бригада не более чем из десяти человек. Специальная группа готовила еду и таскала воду для питья и мытья. Одежда и инструменты выдавались с царских складов.

Такую работу нельзя было сделать за несколько лет. Единственное свидетельство о том, сколько же времени требовалось на постройку пирамиды, оставил нам Геродот. Он упоминает, что на сооружение пирамиды Хуфу понадобилось тридцать лет, из которых десять ушли на строительство насыпной дороги и высекание дополнительных построек. Геродот говорит, что рабочих было 100 тыс. человек и что они менялись каждые три месяца. Осматривая пирамиду и соглашаясь с той цифрой, которую приводит Геродот, мы должны прийти к выводу, что сооружение такого памятника с помощью древних технологий вряд ли отняло бы меньше времени и усилий.

Из-за всех сложных церемоний, связанных с культом умерших, пирамиды окружали множеством других построек. Все это вместе составляло то, что называют пирамидным комплексом. В гробницах-мастабах Первой и Второй династий кладовые для приношений окружали погребальную камеру умершего, членов его семьи и домочадцев. Все это было скрыто навеки, и вход в гробницу (с севера) блокировали и запечатывали. У восточной стороны гробницы стояла простая молельня, основными атрибутами которой были стела или надгробный камень и стол для приношений. Царские гробницы Абидоса были разграблены и разрушены, многое утрачено навсегда. Не следует забывать и о том, что методы раскопок в XIX в. были менее точными, чем современные, и поэтому археологи могли пропускать детали, которые нам кажутся значительными. Например, во время недавних раскопок гробниц этого периода в Саккаре и Хелуане археологи обнаружили ямы для лодок. Они были выкопаны по бокам мастабы – вне зависимости от того, принадлежали ли они представителям царского рода или частным лицам. Возможно, были они и в абидосских гробницах, однако ускользнули от внимания археологов XIX в.

Как мы уже видели, в начале Третьей династии произошли значительные изменения в конструкции царских гробниц. У гробниц нового типа – ступенчатых пирамид – на северной стороне находился храм, а на южной – большая гробница фараона. Фактически последняя должна была использоваться не для погребения, а для чего-то другого, поскольку Джосер был похоронен в своей Ступенчатой пирамиде. На восточной стороне не было обнаружено никаких следов часовни и до сих пор не было обнаружено и лодок.

Царствование Снофру, основателя Четвертой династии, стало началом новой эры в египетской архитектуре. Именно этим временем датируются первая настоящая пирамида и пирамидный комплекс: они стали общепринятой моделью для строителей. Комплекс состоял из следующих частей:

Пирамида в каменной ограде (иногда ее называют теменос ).

Заупокойный храм перед восточной стороной пирамиды.

Молельня перед входом на севере .


Рис. 7. Пирамидный комплекс Пепи II на юге Саккары (Реставрация)

Небольшая ритуальная пирамида в собственной ограде снаружи стены южной ограды главной пирамиды. У этой пирамиды также был свой небольшой храм с двумя стелами спереди у восточного фасада и, возможно, храм перед входом с северной стороны. Она никогда не использовалась для погребения, в ее небольшой внутренней камере находились только вазы и керамика.

Вырубленные в скале ямы в виде лодок. Они пока не были обнаружены вокруг пирамид Снофру, поскольку те места, где они могли бы находиться, все еще не полностью раскопаны, но они встречаются у пирамиды сына Снофру – Хуфу, а также в Абу-Роаше, у Второй пирамиды Гизы и в других местах. Задолго до обнаружения больших деревянных ладей к югу от Великой пирамиды в одной из больших ям для ладей, принадлежащих к тому же комплексу, были обнаружены куски позолоченного дерева и канатов.

Большой пандус (насыпная дорога) связывал ограду верхней пирамиды с нижним храмом близ границы обрабатываемой земли.

Нижний храм находился на нижнем конце дороги и служил входом в весь комплекс. Здесь стояло множество статуй и стел.

Тело умершего фараона привозили в нижний храм, чтобы омыть и очистить его; затем оно подвергалось различным процессам мумификации. Ученые доказали, что в эпоху Четвертой династии в этом храме проходили три важные церемонии. Первая из них – омовение и очищение тела. Этот ритуал продолжался недолго. Второй – мумификация – длился гораздо дольше. (В гробнице одной из цариц в Гизе засвидетельствовано, что между ее кончиной и погребением прошло 272 дня.) Третья церемония, именовавшаяся «Отверзание уст», исполнялась после завершения мумификации в день погребения. Это был магический обряд, предназначенный для того, чтобы тело снова смогло говорить и пользоваться приношениями в другой, намного более важной жизни, которая должна была начаться после смерти.

Рис. 8. Жрец хем-нечер. Изображение в одной из гробниц некрополя Гизы

Омовение тела могло происходить в первом зале нижнего храма, а может быть, и на его крыше. Мы не знаем, где происходило бальзамирование. Однако все специалисты согласны с тем, что «Отверзание уст» производилось перед статуями в большом зале храма. Позднее эти церемонии проходили в заупокойном храме к востоку от пирамиды.

После того как мумию клали в гробницу, вход в пирамиду закрывался навеки: он был скрыт за одним из камней облицовки, а жрецы начинали свои службы, которые должны были длиться вечно. Заупокойные службы по умершему фараону в храмах при пирамидах состояли в основном в ежедневных приношениях; каждый предмет сопровождался специальной молитвой или другим ритуалом. Эти приношения напоминали подачу на стол вполне земного обеда. Приношения сопровождались церемонией очищения, в которой важную роль играли курения, шарики натра и чистая вода. За этим действом следовали возлияния и конечное очищение. Были также специальные обязанности и церемонии в официальные праздничные дни, которых в египетском календаре хватало. Народ, возможно, принимал в них участие и имел доступ к отдельным частям храмов.

Сын умершего фараона должен был подготовить погребение своего отца, принять участие в некоторых церемониях и завершить незаконченные части гробницы. Некоторые исполняли свой долг добросовестно, некоторые – только отчасти (если занимались этим вообще). Несомненно, важным фактором была и политическая ситуация в эпоху перемен.

Жрецы, которые служили богам, царям и царицам, назывались хем-нечер (слуги бога). Те, кто служили культу лиц нецарского достоинства, именовались хем-ка (слуги Ка). Кроме того, культы и фараонов, и частных лиц требовали услуг жрецов (очистителей). Жрецы уаб служили фараону при его жизни; этим титулом величали также врачей. Как среди хем-нечер, так и среди уаб были различные степени. Некоторые были новобранцами, некоторые – наблюдателями и надсмотрщиками.

Жрецы читали молитвы и песнопения особым способом, с особыми жестами и позами. Если церемония совершалась не по ритуальной традиции, она считалась недействительной. Для каждой пирамиды требовалось большое количество жрецов, занятых ее культом; они делились на смены, которые стояли на посту в определенное время дня и в определенные дни месяца. У большинства жрецов были и мирские должности. Женщины также могли занимать определенные должности в жречестве культа пирамид; им не был закрыт путь и к самой высокой должности – хем-нечер . Определенные жреческие звания были наследственными в некоторых семьях на протяжении многих поколений. Это объясняет то, что одно и то же имя встречается среди жрецов различных периодов. Например, в эпоху Древнего царства жил человек по имени Снофрухотеп, занимавший должность «наблюдателя за жрецами Снофру», и в эпоху Среднего царства можно было встретить человека с тем же самым именем и титулом. Он, скорее всего, был потомком первого Снофрухотепа. Люди, принимавшие участие в культе бога или фараона, зачастую носили имена, в которые входило имя бога или царя, которому они служили.

Фараоны завещали своим гробницам большие угодья, так что жрецы могли делать приношения вечно. Пожертвования были бессрочными, и культы фараонов, похороненных в период Древнего царства, продолжали существовать тысячи лет. Известно, что жрецы Снофру, Хуфу, Джедефра и Хафра продолжали свое служение в руинах храмов еще при Птолемеях. За поместьями следило огромное количество светских чиновников. Это были охранники, писцы, хозяева тайн (секретари), надсмотрщики и люди, которые смотрели за имуществом храма. Вдобавок были крестьяне-арендаторы, которые обрабатывали земли в поместьях при пирамидах и в обмен снабжали храмы продуктами. Административные здания этих поместий обычно стояли неподалеку от храмов. Тут же находились и дома жрецов.

Итак, молчащие ныне руины пирамид и их храмов некогда были полны жрецами, совершавшими приношения умершим фараонам. Сегодня мы находим здесь только камень, щебень, а иногда – стены. Но некогда пирамиды с их блестящей белой облицовкой озаряли окрестности, рядом возвышались величественные храмы, в залах которых звенели гимны и песнопения достойных жрецов, таких торжественных и величественных в своих белых одеждах. Алтари, покрытые цветами, ломились от приношений, и атмосферу благоговения дополнял аромат благовоний. Но хотя сейчас не слышно молитв и в стенах больше не звучит эхо песнопений жрецов, фрески и надписи, погребенные в могилах и храмах, свидетельствуют о яркой жизни, потухшей с течением веков.

Начало Древнего царства принято считать со времени династии, в период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства. Начинается этот подъём с возведения ступенчатой пирамиды царя Джесера, высота которой достигала 60 м, и строительства окружавших её поминальных сооружений (у нынешнего селения Саккары, к югу от Каира). В этих каменных громадах, с которыми даже отдалённо не могли сравниться сооружения предшествующей династии, запечатлелся рост могущества фараонов, явившийся в значительной мере результатом полного объединения страны. И долгие тысячелетия спустя предание отчётливо хранило память о времени Джесера.

После Джесера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если и можно приписать ту или иную законченную или незаконченную пирамиду отдельным властителям, то самое число и последовательность их царствований остаются неясными.

Внезапно мрак рассеивается с началом IV династии. От первого же её царя Снефру остались две громадные пирамиды, в 100 м и 99 м вышиной (подле нынешней деревни Дахшур, к югу от Саккары).

Внутреннему упрочению фараоновского государства сопутствовало расширение его захватнической деятельности. Мы знаем о большом походе Снефру в Эфиопию, сопровождавшемся уводом 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, о пленении 1 100 ливийцев и захвате их скота, о привозе по морю финикийского леса. Ко времени правления Снефру восходят и древнейшие из известных нам обстоятельных летописных записей по годам.

При сыне Снефру-Хеопсе (егип. Хуфу) фараоновская власть, видимо, достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества. Пирамида Хеопса, находящаяся подле нынешнего селения Гизэ, около Каира, была величайшей. Её вышина была 1461/2 м, ширина каждой стороны - свыше 230 м, площадь основания - более 52 900 кв. м. На сооружение пирамиды пошло примерно 2300 тыс. гранёных глыб весом около 21/2 т каждая.

При всём том работа строителей была самого высокого качества. Громадные глыбы были обтёсаны, отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. И если мы дивимся тому, как сочетанием пустот, ступенчатых сводов, седлообразных перекрытий распределялось чудовищное давление на внутренние помещения, как в прорезях проходов двигались огромные спускавшиеся плиты-заслоны, то еще удивительнее., как зодчие могли изменить мемстоположение и склепа и проходов в уже готовой кладке пирамиды.

Несколько десятилетий царская власть находилась на высоте своего могущества. То, что осталось от незаконченной пирамиды преемника Хеопса - Джедефра (к северу от Гизэ, около селения Абу-Роаш), свидетельствует, что и она была затеяна в духе пирамиды Хеопса.

При втором преемнике Хеопса, его сыне Хефрене (егип. Хафра), была воздвигнута пирамида рядом с пирамидой его отца. Эта пирамида была только на 3 м ниже хеопсовой, а по великолепию облицовки превосходила её.

К пирамидам от того места, куда доходили воды Нила во время разлива, вели крытые каменные ходы, заканчивавшиеся у подножий пирамид храмами, сделанными тоже из камня. К пирамидам примыкало необозримое кладбище царских приближённых, подлинный город мёртвых, где каменные громады гробниц теснились вдоль улиц, равномерно пересекавшихся под прямым углом.

Из кирпичных сооружений, самое большее, с каменной каморкой внутри, какими гробницы вельмож были ещё при воцарении IV династии, они при Хеопсе, строителе величайшей пирамиды, превратились в могучие каменные сооружения; пусть они терялись перед пирамидой, в тени которой были расположены,- в совокупности своей они представляли внушительное целое.

Вынести чудовищное напряжение, связанное со строительством столь громадных пирамид, страна была не в силах. Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена-Микерине (егип. Менкаура), знаменовала уже спад пирамидного строительства: по вышине - 66 м - она уступала даже дахшурским пирамидам. Смерть Микерина помешала закончить ему погребальные сооружения, после его смерти его поминальный храм был наскоро достроен из кирпича-сырца. Царь Шепсескаф вовсе отказался от пирамиды, ограничившись надгробием в виде огромного ящика, правда всё ещё из громадных камней (так называемое Мастабат-Фираун у Саккары).

Список царей в рукописи XIII в. до н. э., хранящийся в настоящее время в Турине, а также список Манефона содержат несколько царских имён конца IV династии, не найденных ни на одном памятнике того времени. Очевидно, это связано с тем, что в стране началась внутренняя борьба, о которой мы, к сожалению, не знаем ничего определённого. Чрезмерное напряжение сил народа могло быть главной её причиной.

Организация строительства пирамид

Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни-де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие - от реки на нагорье, где воздвигались пирамиды. Насколько эти рассказы неточны, видно хотя бы по тому, что на самом деле пирамиды построены совсем не из заречного, а из местного известняка, добывавшегося тут же. Из-за реки доставлялся лишь белый высококачественный известняк для наружной и внутренней отделки. Кто же в действительности строил пирамиды?

На камнях царских и частных сооружений IV династии можно и поныне видеть нанесённые краской рабочие пометки, из которых следует, что во время постройки великих пирамид в каменоломнях работало ограниченное число рабочих отрядов (для времени Микерина их известно три, для времени Хеопса - четыре), делившихся каждый на несколько подразделений. На ряде камней в сооружениях Микерина упомянуты «мастера нагорья». В связи с постройкой пирамиды Микерина надпись одного вельможи называет царского зодчего и верховных руководителей мастеров и далее говорит о том, как 50 человек было выделено, чтобы работать над гробницей вельможи ежедневно без переключения на другую работу.

Основное количество камня для пирамид добывалось, как сказано, на месте, и подъём глыб на пирамиду был, по всей видимости, несколько облегчён особыми приспособлениями. Спустя два тысячелетия Геродоту ещё рассказывали о деревянных подъёмных приборах, расставлявшихся и перемещавшихся по уступам кладки. При постройке храма и пирамид IV и V династий камни поднимались и опускались на место на верёвках и медных когтях, подвешенных, надо полагать, на установках из дерева.

Главной рабочей силой при постройке пирамид были постоянные, строго упорядоченные и обученные рабочие отряды. Отсюда становится понятным совершенство пирамидной кладки. Таких работников должно было быть много, хотя число отрядов и было невелико. С пирамидного строительства можно было, видимо, без особого ущерба для хода основных работ перебросить полсотню людей и на сооружение частной гробницы.

Имеются кое-какие сведения о содержании рабочих отрядов в каменоломнях. Из одного письма времени VI династии следует, что «ополчение отрядов» заречных каменоломен вызывалось на другой берег в столицу для получения одежды. При той же династии в каменоломнях в Среднем Египте находился царевич-военачальник с «многочисленным» ополчением, состоявшим из 1 000 людей дворца, 100 каменотёсов, 1 200 горнорабочих и ещё 50 каких-то людей; все они находились на царском содержании.

С полным основанием считают, что для постройки пирамид наряду с постоянными отрядами не могли не привлекаться в помощь им чернорабочие, и притом в большом количестве. Что так было в последующие времена - известно вполне достоверно.

Маркс писал, что «грандиозные сооружения древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, сколько тому обстоятельству, что значительная часть последнего могла быть употреблена на это дело»(Я. Маркс, Капитал, т. I, стр. 516.).

Грандиозное строительство пирамид осуществлялось за счёт безудержной эксплуатации населения страны, жизненный уровень которого был чрезвычайно низок.

Значительная часть населения Нильской долины была отвлечена на строительство гигантских гробниц Хеопса и Хефрена. Как оказалось, страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

V династия

Новая, V династия, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа только до некоторой степени могла восстановить прежние порядки. Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - всего лишь бледное подобие пирамид Гизэ. Самая большая из пирамид не достигала и половины вышины пирамиды Хеопса. И если большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, в котором имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине двора, то это не требовало столь большого напряжения сил народа, как сооружение пирамид.

Но если строительство пирамид пошло на убыль, то строительство гробниц знати продолжало развиваться. Из сплошных каменных сооружений, так называемых «масаба», не расчленённых внутри, развились целые каменные дворцы, сохранявшие лишь наружно прежний облик «завалинок»; эти гробницы-дворцы имели множество помещений внутри, стены которых были испещрены резными изображениями и надписями.

Владычество знати всё более утверждалось. Постепенно V династия была принуждена отказаться от того, чтобы в руках царствующего дома сосредоточивались важнейшие государственные должности. При ней должность главного судьи и верховного сановника перестала быть достоянием царевичей, и ею стали владеть другие представители знати, возможно даже представители одного и того же знатного, но не царского рода.

Время V династии было золотым веком для столичных вельмож; сила царской власти, необходимая для знати, сочеталась с возросшим значением и благоденствием знатных семей.

Государство V династии с большой воинственностью поддерживало свои притязания на Синайском полуострове. От последнего царя династии - Униса - сохранилось изображение ожесточённой схватки египтян с азиатами. Второй представитель династии, Сахура, изобразил в своём поминальном храме не только прибытие судов с многочисленными пленными азиатами, но и пленённых ливийцев, а также захваченные у них стада. При том же царе мы впервые слышим о доставке из Южного Красноморья (так называемой страны Пунт) больших количеств благовонной смолы, золота и других ценностей. Путешествие на далёкий юг предпринималось и при предпоследнем царе этой династии - Джедкара.

Начало упадка Древнего царства

Неизвестно, почему и как власть перешла от V династии к VI-внешне мало что изменилось. Цари строили попрежнему представительные, но не слишком большие пирамиды (около Саккары), а гробницы высшей столичной знати никогда ещё не были так великолепны: в одном таком надмогильном дворце из камня иной раз могло быть свыше трёх десятков помещений.

Но вскоре стала отчётливо обозначаться новая сила в лице приобретающей всё большее влияние местной, не столичной знати. Рост её значения при VI династии заметен прежде всего по многочисленности гробниц, высеченных в скалах на протяжении всего Верхнего Египта различными его областными правителями. При IV и отчасти при V династии, как мы уже говорили, царь свободно распоряжался их должностями, теперь же в областях прочно сидят свои наследственные роды правителей; через отдельных своих представителей они роднятся с царствующей династией и занимают высшие должности, вплоть до верховного сановника. Если при IV династии, в дни наивысшей силы царской власти, преобладание среди знати принадлежало царской родне, а при V династии стало заметно господство вообще столичной знати, то при VI династии преобладание начинает переходить к местной знати.

У нас нет данных, которые говорили бы об усилении местной знати в Дельте, и дело, вероятно, не только в малочисленности дошедших оттуда памятников. Рядом с Дельтой, в том же Нижнем Египте, лежал город Мемфис, где находилось правительство и сосредоточивалась столичная знать. Напротив, Верхний Египет в значительной степени был для столицы страной на отлёте. Благополучие его знати зиждилось не на разбросанных повсюду угодьях, как-у столичных вельмож, а на владениях в тех областях, которыми местные правители - номархи - сами управляли. В развитии своих местных хозяйств они были кровно заинтересованы.

Наружно государство фараонов VI династии в течение долгих десятилетий выглядело ещё достаточно внушительно. Воинственность и предприимчивость его вовне также не ослабевали, скорее даже возросли. Пиопи I неоднократно направлял свои ополчения на азиатских соседей. Мы читаем в надписях того времени об одновременном движении египетских вооружённых сил морем и сушей, об опустошении цветущих областей, об уводе многочисленных пленных. Преемник Пиопи I Меренра ездил на крайний юг своего государства и принимал изъявление покорности от соседних эфиопских племён. Внушать чужеземным народам страх перед фараоном считалось одной из доблестей тогдашних государственных деятелей Египта. «Мирные» походы для добычи сырья из рудников и каменоломен и открытые грабительские вторжения к соседям были обычным явлением. Обычны были и плавания в Финикию и в Южное Красноморье.

Так продолжалось ещё при фараоне VI династии, преемнике Меренра - Пиопи II, дожившем до глубокой старости и процарствовавшем около 100 лет. Наступившее вслед за тем, при последних царях VI династии, время полного упадка фараоновского самовластия и распада страны на полунезависимые области и соперничающие царства будет рассмотрено в главе о Среднем царстве. Отдельные намёки на неспокойное положение в стране появляются уже в начале и середине VI династии. По Манефону, её основатель Тети был убит собственными телохранителями. Известно также, что при Пиопи I тайным судом судили царицу.

С ослаблением фараоновской власти всё более обнаруживаются противоречия, характерные для общества Древнего царства. На пути дальнейшего развития египетского общества стояло засилье столичной знати во главе с фараоном. Свержение этих сил, приобретение номами определённой самостоятельности означало устранение этого препятствия. К концу VI династии общественные противоречия резко обострились. Древнее царство было накануне своего падения. Недаром те, кому сооружались пирамиды, даже в своих каменных усыпальницах боялись мятежного народа. Обеспечить его покорность они не смогли.

Экспедиции за пределы страны

В период Древнего царства из Египта организуются много численные экспедиции за пределы страны. Медные рудники на Синайском полуострове вместе с тамошними бирюзовыми копями усиленно разрабатывались. На скалах множились изображения и надписи,. прославлявшие победы царей над кочевниками, и имена должностных лиц, прибывавших для разработки горных недр.

Любопытно, что мастера обходились с серебром куда бережливее, чем с золотом. Золото (из него изготовлялись не одни украшения, но также разного рода обшивка, утварь, статуи) добывалось в пустыне между рекой и Красным морем. Но потребность в золоте была уже настолько значительна, что его везли и издалека - с берегов Южного Красноморья, вместе с благовонной смолой. Страна на юге от Египта - Эфиопия, позднейшая поставщица золота, в период Древнего царства таковою, повидимому, ещё не была. Однако правители южной окраины Египта - области и крепости Элефантины-при VI династии ездили уже далеко на юг. Один из них, Хуфхор, проник далеко на юг и вывез оттуда карлика к особой радости юного фараона. Эти правители привозили различные ценности: слоновую кость, шкуры львов и барсов, ладан, масло, только не золото.

Камень для строительства во времена Древнего царства египтяне находили в избытке на родине, но за редкостным камнем, например для изваяний парей, посылали далеко за южную границу, ко вторым порогам реки. Из ценных камней некоторые имелись в прилегающей пустыне, но другие поступали из-за границы. Так, бирюза добывалась заодно с медью в синайских рудниках, и в таком количестве, что самый полуостров назывался «Уступами Бирюзы». Другой распространённый полудрагоценный камень - лазурит - доставлялся из более далёких мест (из нынешнего Афганистана), и для его получения, несомненно, необходим был длинный ряд посредников.

Страна в это время уже не изобиловала деревом, и добротный лес поступал из Финикии. Ещё при первом царе IV династии египетская летопись говорит о поступлении 40 судов с кедром. Из него царь сооружал суда свыше 50 м длиною, дворцовые двери; громадные кедровые брёвна найдены внутри его пирамиды. В финикийском городе Библе был откопан храм и в нём обнаружена заложенная при основании храма посуда с именами царей Древнего царства. При VI династии корабли, даже предназначенные для плавания по Красному морю, назывались «библскими» (по имени финикийского города Библа). Известен случай при VI династии, когда для постройки грузовых судов дерево (акацию) поставляли вожди североэфиопских племён. Большим спросом пользовалось привозившееся с юга чёрное дерево.

Как получали зарубежное сырьё в том случае, когда не добывали его сами в рудниках, в копях, каменоломнях и не взимали в виде дани с подчинённых племён? Один из правителей области Элефантины, Сабни, рассказывает в своей надписи, что, отправляясь за прахом своего отца, скончавшегося в Эфиопии, он нагрузил сотню ослов маслом, мёдом, одеждой, фаянсовыми вещицами. Обратно путешественник вёз ко двору полученные им, повидимому в обмен, южные ценности. Примером безвозмездного получения различных благ может служить случай, рассказанный другим правителем Элефантины, уже упоминавшимся Хуфхором. Один из североэфиопских вождей, увидев, какая воинская сила шла с египетским вельможей, не только провёл его горными путями, но и дал ему быков и коз.

Насколько известно, подобные путешествия были государственными мероприятиями. Руководителями «мирных» походов оказывались неизменно царские сановники, при VI династии это были очень часто номархи Элефантины. Благодаря пограничному положению своей области они стали признанными предводителями в такого рода экспедициях, и не только в Эфиопию, но и в другие страны. Некий Хнумхетеп ездил с двумя правителями Элефантины и «казначеями бога» (доверенными фараона по доставке ценностей) в финикийский Библ и на юг Красного моря 11 раз!

Такими путями рабовладельческий Египет стягивал к себе из окрестных стран живую рабочую силу - пленников, а также ценности - накопленный труд других народов.

Подобные предприятия бывали, конечно, небезопасны. Одного из правителей Элефантины, Пепинехта, царь посылал за телом придворного, погибшего вместе с воинами от рук кочевников на чужбине, вероятно на Синайском полуострове, во время постройки судна, предназначенного для плавания в Южное Красноморье.

УРОК 12

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА. ЗАГАДКА ПИРАМИД
Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Это особенно ярко выражается в архитектуре - ведущем древнеегипетском виде искусства. Архитектуре была подчинена живопись и скульптура, архитекторы часто были родственниками фараонов и высокопоставленными людьми. А практически неограниченные ресурсы дешевого труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.

Эти сооружения имели сверхчеловеческий размер. Египетская архитектура отличалась геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением одинаковых образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека. Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека, а «чувство подавленности есть начало благоговения» (К. Маркс).

Основным строительным материалом Древнего Египта был камень. Дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Египтяне были мастерами добычи и обработки камня разных пород. Блоки подгонялись друг к другу идеально, без раствора. Не случайно Египет оставил миру поразительные образцы каменной пластики, возраст которых насчитывает несколько тысяч.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности. Ведь что такое земная жизнь против вечности?

Для фараонов сооружали пирамиды, для вельмож - мастабы, а для бедных крестьян - насыпь из песка. Возводились эти сооружения на западном берегу Нила , там, где заходит Солнце, в царстве мертвых.

Мастаба (от араб. - скамья) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид. По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклонными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи. Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной . Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 м. Здесь помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь. Строительство мастабы начиналось всегда с подземной части. В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала - молельня, которая находилась в восточной части мастабы. Она имела «ложные» двери для духа умершего и так называемый сердаб - помещение для статуи умершего. Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы подобно самим пирамидам по странам света, образуя «города мертвых».

Видимо, первоначально пирамиды возникли в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н. э.) на свете сооружений из камня - ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре . Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера, так же как и в мастабах, находилась под землей на глубине 27,5 м. История сохранила имя архитектора пирамиды Джосера, первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства. Это зодчий Имхотеп . Его считали покровителем письменности и образования и почитали в Древнем Египте наравне с богами, греки же отождествляли его со своим Асклепием.

Именно с творения Имхотепа началась новая эпоха в строительстве гробниц Древнего царства - эпоха пирамид , которые являются знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараона. Поэтому еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.

Наиболее известными из нескольких десятков сохранившихся пирамид считаются Великие пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии в 3 тыс. до н. э. Это пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции). Пирамиды имели в основании квадрат, погребальная камера находилась уже внутри пирамиды, а стороны основания были ориентированы строго по странам света. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена.

Самую высокую из пирамид - пирамиду Хеопса - древние причисляли к семи чудесам света. Возводили эту пирамиду 20 лет, а еще 10 лет строили дорогу для подвозки из каменоломен блоков весом 2,5-3 т. На постройку пирамиды Хеопса высотой 146 м и длиной основания 233 м пошло 2 300 000 блоков камня. Египтяне не знали связующих материалов и плотно подгоняли блоки друг к другу «насухо». Главным архитектором пирамиды Хеопса был вельможа Хемиун. Вход в пирамиду находится на северной ее грани, внутрь ведет низкий коридор. Угол наклона коридора таков, что в древности из него могли видеть Полярную звезду. Погребальная камера имеет длину 10,5 м, ширину 5,2 м и высоту 5,8 м. Над потолком погребальной камеры находятся пять разгрузочных камер, которые принимают на себя колоссальную тяжесть каменной массы пирамиды.

Пирамида имеет около 2 250 000 каменных блоков. Их нужно было прежде всего добыть . А делалось это так: в скале каменоломни выдалбливались отверстия, потом туда загоняли деревянный клин, который поливали водой так долго, пока он не набухал и не расщеплял скалу. Отбитый кусок скалы нужно было обтесать медным долотом, само собой, вручную. Потом такую глыбу нужно было отправить на место строительства. Если это был мелкозернистый известняк с Моккатамского нагорья, то сначала его везли несколько километров до Нила, там погружали на плоты, перевозили, затем снова перегружали на деревянные сани – волокуши и таким образом доставляли на место строительства. Здесь уже блоки доводились до нужных размеров и форм. Каждый блок имел шесть сторон, значит, требовалось отшлифовать почти 13,5 миллиона сторон – это тот минимум квадратных метров, которые должны были обработать рабочие.

Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера. Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности, подобной которой нигде нет. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина – 72 м, высота - 20 м).

Пирамиды в Гизе, как и их предшественницы, не были отдельными, самостоятельными сооружениями, а являлись композиционным центром погребального комплекса.
Каждой гробнице, скрывавшей тело царя и его загробное имущество, постоянно угрожало ограбление . Жрецов, охранявших своих мёртвых властителей, особенно в период междуцарствий, было не так уж много. И сохранились свидетельства о том, что им приходилось с оружием в руках переносить мумию фараона в другое укрытие. Но многие из жрецов сами предпочитали грабить своё божество – фараона. Грабителями становились и стража гробниц, и архитекторы, знавшие систему тайных коридоров. И способствовали этому не только смутные периоды правления, но главным образом само время: то, что не удалось отцам, удавалось их сыновьям и внукам, то, что не разграбили в одном столетии, грабили в другом, третьем, пятом, десятом…Несостоятельность пирамид как гробниц в конце концов признали даже сами фараоны. Но это была не единственная причина отказа от их строительства и, пожалуй, даже не самая решающая. Строительство пирамид истощало экономические ресурсы страны. Строительство Большой пирамиды равнялось проигранной войне. Поддержание их в хорошем состоянии тоже требовало немалых средств. Пирамиды перестали строить в смутные времена Первого междуцарствия; фараоны Среднего царства снова возвращаются к их строительству, но в период XIII династии окончательно отказываются от пирамид. Последняя пирамида была сооружена по приказу фараоа Хенджера примерно в XVII веке до н. э.

1. Мастаба, внешний вид

2.Разрез мастабы: а) погребальная камера, б) молельня.

3. разрез ступенчато пирамиды фараона Джосера в Саккаре.

4. План ансамбля пирамид в Гизе: а) пирамида Хеопса, b) Хефрена, c) Микерина.

5. разрез и горизонтальная проекция пирамиды Среднего царства.

6. Разрез пирамиды Хеопса. Зодчий Хемиун.
Проверь себя

Ответь на вопросы

1. Какое архитектурное сооружение предшествовало пирамидам и что в переводе на русский язык означает это слово?

2. Назови имя зодчего, потрошившего первую ступенчатую пирамиду. С каким богом отождествляли его греки?

_______________________________________________________________________________________

3. Перечисли Великие пирамиды в Гизе. Какая из них самая высокая?

_______________________________________________________________________________________

4. Кто был главным архитектором самой большой пирамиды Египта?

_______________________________________________________________________________________

5. Почему прекратилось строительство пирамид?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Архитектура Древнего Египта и по сей день восхищает людей, ведь цивилизация Древнего Египта была одной из наиболее развитых и повлияла на дальнейшее формирование искусства во всем мире. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. На нашей планете не существует более известной гробницы, нежели пирамида Хеопса. Египтяне - самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых.

Великие сооружения Древнего Египта

Конечно же, самыми масштабными сооружениями древнего Египта являются пирамиды. Одной из них является пирамида Джосера, которая имеет ступенчатый вид. Но, пожалуй, самыми известными являются пирамиды Гизы:

  1. Самая большая - пирамида Хеопса (рис.1).
  2. Средняя - пирамида Хафра.
  3. Маленькая - пирамида Микерина.

Среди известных построек стоит также отметить храмы Карнака и Луксора, огромную статую Великого Сфинкса, храм царицы Хатшепсут.

Рис. 1 - Пирамида Хеопса

Периодизация архитектуры Древнего Египта

Для того, чтобы глубже постичь такую вещь как архитектура Египта и разобрать подробнее памятники архитектуры, следует обратится к истории.

Известно, что архитектура Древнего Египта делится на пять разделов:

  • Раннее царство.
  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство.
  • Позднее царство.

Рассмотрим архитектуру каждого периода более детально.

Архитектура раннего царства

Большинство памятников этого периода не дошли до наших дней, так как во времена раннего царства египтяне использовали легко разрушавшийся кирпич-сырец. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. О последних стоит упомянуть в отдельности. Мастаба (рис. 2) - это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. Также во времена раннего царства сложились такие приемы оформления, как орнаментальные фризы и вогнутые карнизы.

Рис. 2 - Мастаба

Архитектура древнего царства

Период древнего царства называют эпохой пирамид. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма - прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. По ступеням пирамиды поднимаются и спускаются боги.

Впервые идея постройки вертикальной гробницы была осуществлена при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62,5 м. Пирамида имеет особенность, которая отличает ее от других пирамид фараонов. Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом.О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду.

Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Высота пирамиды - 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун.Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными.

Одним из новых типов здания, появившихся во время Древнего царства является солнечный храм.Он представляет собой постройку на возвышении, обнесенную стеной. В центре храма был установлен обелиск. Самым известным солнечным храмом является храм Ниуссера (рис.3),построенный в месте под названием Абу-Гураб.

Рис. 3 - Храм Ниссусера

Архитектура среднего царства

Следующий период - среднее царство.Это время, когда фараону удалось восстановить единую власть в Египте под эгидой Фив, что повлияло на развитие египетского индивидуализма, который выражался в том, что теперь каждый египтянин старался заботится о своем бессмертии.В этот период пирамиды уже становятся меньшими в размере, их постройке уделяется меньше внимания.В основном делали акцент на обустройстве внутреннего пространства зданий. Также в этот период развивается городская инфраструктура.Например в период Среднего царства в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.С длинными широкими улицами и водостком.

Архитектура нового царства

В 1 половине XVI в. до н.э. в Египетерастет культ бога Амона. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки, как Луксорский и Карнакский храм. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения. Также храм славится своим обилием колон. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II,также на входе можно увидеть огомный обелиск. Карнакский храм раньше был соединен с Луксорским храмом аллеей сфинксов, однако до наших времен она не сохранилась. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра,его жене Мут и сыну Хонсу. Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис.4). Храм вырублен в скале и являет собой три ступени, соединенные между собой пологими пандусами. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Первое что бросается в глаза - это множество колон. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.

Рис. 4 - Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Архитектура позднего царства

Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским. Столицей избирается город Саис, город являлся образцом культуры того времени, однако сиаские постройки не дошли до наших дней. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. После вторжения греков на территорию Египта, можно наблюдать синтез искусства этих двух стран. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.

Строительные материалы Древнего Египта

На первых порах для Египтяне строительство использовали дерево, которое считалось очень дорогим материалом. Однако в последствии перешли на камень. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Знать часть использовала древесину. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Стоит заметить, что при строительстве зданий в Египте долгое время использовали только физическую силу рабочих, однако спустя большое количество времени всё же начали внедрять различные механизмы, например, использовать повозку или ворот.

Общая характеристика архитектуры Древнего Египта

В целом основные памятники египетской архитектуры имели религиозный характер. Они были созданы для возвеличивания богов или правителей.

Основными характерными чертами египетской архитектуры является:

  1. Строгая симметрия.
  2. Монументальность.
  3. Ритмика.
  4. Геометричность.

Особенностью древнеегипетской архитектуры также были просторные галереи из множества огромных колон. Наиболее это заметно в храмовых постройках. Египетские храмы обычно строились так, что колоны были частью интерьера. Среди важных деталей архитектуры Египта можно выделить обелиски, пилоны, статуи божеств и сфинксов. Нельзя обойти стороной и древнеегипетские колоны. В Египте их существовало пять видов, но наиболее необычными можно считать колоны с изображением фараонов.

Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!