Эссе учителя биологии на аттестацию. Эссе я и биология. Эссе «Я учитель ХХI века»

Эссе

Я и биология

Когда мы осмыслим свою роль на земле,

пусть самую скромную и незаметную,

тогда лишь мы будем счастливы.

Антуан де Сент-Экзюпери

Когда выдаётся свободная минута, я люблю перелистывать «Маленького Принца» Антуана де Сент-Экзюпери, одно из любимых мной произведений. Взгляд невольно останавливается на строчках, отмеченных карандашом: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». По мере взросления смысл этих строк для меня все более проясняется: мы, разумные существа, несем ответственность и перед теми, «кого мы приручили», и перед будущими поколениями за сохранение гармонии природы. Перелистываю страницы… «Разум обретает ценность тогда, когда он служит любви». Как просто и точно сказано об ответственности науки, об ответственности человека за путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Отсчитывает последние дни 2010 год – год, когда нам, выпускникам, уже необходимо было делать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать свою жизнь с бурно развивающейся в последние годы наукой биологией. Мне кажется, что у биологии самая важная миссия – не просто постичь закономерности жизни, разгадать ее тайны, но и суметь сохранить многообразие живой природы. Биология – великая наука. Она окружает нас повсюду.

Вспоминаю начало сентября: нас попросили назвать пятый предмет для тестирования. Многие задумались, некоторые не смогли определиться долгое время. Мне же было легко. Мой выбор сделан, наверное, в раннем детстве. Самые яркие детские воспоминания связаны с открытием мира вокруг себя. Это чудо открытия жизни, кипящей везде: и в маленькой речке, куда нас возили купаться, и в безбрежной степи, начинающейся сразу за нашим огородом. Мы живём на краю села, и у нас частые гости – перепелки, зайцы, лисы. А летом стоит поднять голову вверх: летают птицы, порхают бабочки, носятся стрекозы… К живой природе меня тянуло всегда: сколько неизведанного и интересного!

Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями и животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая свойства живого и жизнь во всех ее проявлениях, и есть биология. Наука, которую избрала я!

В судьбе любого человека случаются события, которые, сначала малопримечательные, в будущем оказываются для тебя своеобразной точкой отсчёта. Таким эпизодом в моей жизни стало появление в расписании урока биологии. Он стал самым любимым. Учебники, полученные в библиотеке, прочитывала ещё летом. С тех пор моим главным увлечением стало изучение Природы. Именно так, с большой буквы. Иначе я и не отношусь к любому живому существу, к любому цветку. О цветах, об этом чуде, я могла говорить бесконечно. Моя детская мечта, которую я надеюсь осуществить,– создать на своём участке цветочные часы. Чтобы сотворить это чудо, необходимы не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. Издревле было известно, что многие явления природы обладают определенной периодичностью. Раскрывание и закрывание цветков, появление росы на траве, множество других примет помогали раньше людям ориентироваться во времени. Еще в Древней Греции и Риме на клумбах высаживались растения, с помощью которых можно было определить время суток. Первые цветочные часы появились в 20-х годах XVIII века. Они показывали время с 3-5 часов утра. Чтобы ответить на вопрос «Какая сила заставляет цветы раскрываться и закрываться приблизительно в одно и то же время?», ученым предстояло сделать важное открытие: оказывается, растения тоже способны двигаться. До сих пор помню, с каким интересом постигала я мир растений и животных. Каждый день происходило маленькое чудо открытия. Оказывается, самое многообразное семейство цветковых растений – орхидные: в него входит от 17 до 30 тысяч видов. Самым старым деревом на Земле считается сосна остистая, растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. А ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных: он проводит всю свою жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. Меня всегда привлекала загадка появления жизни на Земле. В третьем классе я увлеклась греческой мифологией. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Согласно мифам, источник жизни заключался в вечном, безграничном Хаосе. Все возникло из него – весь мир и бессмертные боги. Мой пытливый ум не мог удовлетвориться таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла мне понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За годы учёбы сделано много открытий, но знаю, что ещё больше ждёт меня впереди, так как биология способна дать ответы на многие вопросы, волнующие человека.

Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Многовековая, полная драматизма история биологии отражает борьбу взглядов и идей, вбирает в себя особенности общественного развития в то или иное время. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В IV веке до н.э. Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии. В средние века развитие биологии существенно затормозилось. В это мрачное время хранителями знаний были арабские ученые. Развитие науки продолжилось в эпоху Возрождения, а с открытием в XVII веке кровообращения и микроскопа начинается бурное исследование всего живого. XIX и XX века – время потрясающих научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, появление генетики, установление структуры молекулы ДНК и расшифровка генома человека, открытие стволовых клеток…

В последние годы биология бурно развивается, становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. Думаю, что XXI век по праву будет веком биологии, так как эта наука может помочь решить многие проблемы, существующие в современном мире. Сегодня биология включает обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология), разные царства (ботаника, зоология). Она тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. В нашей стране развитию биологии уделяется большое внимание. В конце октября в Алматы на биологическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялась очередная Международная конференция «Биотехнология, нанотехнология и физико-химическая биология», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.Б.Дарканбаева. На конференции было представлено более 60 докладов ведущих ученых и специалистов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Цель данной конференции – определение состояния и перспектив развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – это передовая наука, наука будущего!

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь? Но знаю точно, что каждый человек должен владеть хотя бы элементарными биологическими знаниями. Без них немыслимо освоение основ медицины, сельского и лесного хозяйства, наконец, ведение здорового образа жизни. Дальнейшее развитие человечества, в связи с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий, возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей. Однако знания в руках безнравственных людей – страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Наука жизни и любви

К природе и дарам Земли

Научит мир воспринимать

И по другому понимать

Всё то, что окружает нас.

И в добрый путь, и в добрый час

Перешагнёт пусть человек

Тяжёлый XXI век.

Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Человек же до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. Роль биологии в познании природы человека велика: она развивается, осваивая гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, так как я хочу связать свою жизнь с медициной. Еще в детстве я хотела помочь людям, у которых были проблемы со здоровьем. Я знала, что врач должен быть ответственным в работе и в жизни, добрым и внимательным к людям, бескорыстным и благородным. Для него самая большая радость в жизни – счастье и здоровье окружающих. Он, как солнце, готов согреть каждого; у него добрые глаза и открытое сердце. Теперь я уже точно решила, кем быть. Я хочу стать врачом! Потому что это – зов сердца и души!

Я знаю, что хорошим специалистом стать очень трудно. Мечты без реального труда не воплотятся сами по себе, поэтому сейчас надо трудиться, учиться, набираться знаний. Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня я все свободное время посвящаю изучению биологии: с интересом читаю научно-популярную литературу, принимаю участие в конкурсах, олимпиадах, защите научных проектов – хочу каждый день узнавать что-то новое и не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии: именно люди, ставившие перед собой масштабные цели, победили черную оспу, научились пересаживать сердце. Сомерсет Моэм заявлял, что, в отличие от существующего мнения о бесполезности мечты, она – «не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Если бы люди не представляли себе свое будущее, не ставили перед собой четкие задачи, что побуждало бы их к активной деятельности, к самой жизни? Жизнь без мечты бесцветна, безрадостна и просто бесполезна.

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Уже сегодня я спрашиваю себя: «Если я стану врачом, смогу ли прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте?» Смогу ли я? Буду стараться. И в этом мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука Биология.

Ефремова Нина

ученица 11 класса ГУ «Пешковская средняя

школа» ОО Федоровского района»

Костанайская область

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский

Посмотрела на свой считающийся «сложным» десятый «Б» — и не смогла сдержать улыбки: какие же они сегодня серьезные и сосредоточенные. Даже Влад — ему обычно трудно усидеть на месте — как первоклашка аккуратно сложил руки на парте. Вот уж кто волнуется! За меня ребята волнуются. Значит, не подведут. Сейчас эти мои замечательные мальчишки и девчонки, обычно такие неугомонные, с присущим им духом бунтарства и постоянного соперничества, — одна команда.

Начинается урок. Охотно поднимаются руки, но в четких и старательных ответах по пройденной теме чувствуется скованность. Нет, это не то, что я жду от класса. Надо, чтобы ребята загорелись, забыли о том, что в классе много людей, оценивающих не только их знания, но и мой профессионализм. Надо возвращать привычную для нас атмосферу совместного поиска и изучения нового. Именно так. Мои ученики должны не «проходить» очередную тему и заучивать потом соответствующий параграф учебника, а ощутить себя первооткрывателями, исследователями того, что не знали еще каких-нибудь сорок пять минут назад.

Сегодня мы будем открывать волшебную тайну зеленого листа растений — фотосинтез. Первыми сбрасывают оковы избыточного самоконтроля мальчики. Они с готовностью откликаются на мое приглашение побыть у интерактивной доски «лаборантами» Джозефа Пристли и «проделать» опыт, который привел английского химика к гениальному открытию. Затем психологический зажим отпускает и девочек — они тоже активно включаются в работу. Даже у всегда спокойной отличницы Гульдар глаза горят, а рука тянется, нетерпеливо отбивая локтем дробь на столе. Эх, видел бы Джозеф Пристли, каких увлеченных сторонников его теории он обрел в десятом «Б»!

Мне тоже с детства знакомо это чувство увлеченного познания нового. Оно пришло ко мне на уроках моей первой учительницы и во многом определило выбор профессии. Знала наша Анна Андреевна секрет, который Анатоль Франс определил точно и образно: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Возникший в детстве «аппетит» не прошел и поныне. Постоянно и много читаю, учусь у коллег, интересуюсь новыми методиками преподавания и не боюсь экспериментировать. Главное, стараюсь заразить учеников не просто тягой к знаниям, но и умением их с «аппетитом поглощать». Нельзя чтобы в классе ученики сидели с безучастными лицами и отсутствующим взглядом! Лучше пусть они спорят, горячатся, отстаивая свою точку зрения, и учатся при этом аргументировать свои высказывания.

А секрет того, как направить бурную эмоциональную дискуссию в спокойное русло совместного и продуктивного творчества, я знаю. Понижаю голос — перехожу почти на шепот. Вот и сегодня — случилось! Тишина. Все будто повзрослели, посерьезнели. И внимательно слушают не только меня, но и друг друга — чтобы не упустить возможность уточнить или дополнить ответ товарища, ну или поспорить с ним. Все-таки подросткам свойственно стремление к самоутверждению. Я даю им эту возможность в рамках интеллектуальной конкуренции.

Давно убедилась: нет неспособных детей. Нужно только вызвать даже у самого неусидчивого или ленивого ученика интерес к знаниям, зародить в нем любопытство. И поддерживать этот интерес в течение всего урока. К счастью, сейчас достаточно возможностей сделать уроки яркими, зрелищными, динамичными. Так, информационно-компьютерные технологии, которые я активно использую на своих уроках, очень нравятся ученикам. Как тут ни вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а, главное, заговорит свободно…»?

«Картинки» — это и наши совместные открытия, совершаемые на опытном участке, которым я руковожу. Мои ученики имеют возможность видеть, как происходят в природе те процессы, которые мы изучаем на уроках. И труд на опытном участке по выращиванию ягод и овощей для них не утомительная обязаловка, а захватывающий познавательный процесс.

«Картинки» — понятие не только буквальное. Это обязательно что-то новое, интересное современному ребенку или подростку. А потому, уча других, постоянно учусь сама. Не только преподаванию своего предмета. Учусь быть учителем. Современным. Интересным своим ученикам. Это процесс никогда не прекращающийся. Очень точно сказал о нем А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь — все это имеет для ребенка большое значение».

Люблю пословицу: «Дерево и учитель познаются по плоду». Наверняка, мои ученики (а это — с пятого по одиннадцатый классы) не пытаются, как я, будучи маленькой девочкой, повторять мои интонации, мою походку. Это и хорошо, ведь я стараюсь видеть в каждом индивидуальность, помочь раскрыть заложенные в ребенке природой способности. Но меня радует, что ежегодно несколько выпускников нашей школы поступают в медицинский университет и на биологический факультет Башкирского государственного университета, выбирают профессию учителя. И что в этом году 30 девятиклассников и 14 учеников одиннадцатого класса решили сдавать экзамены по моему предмету — биологии.

Перемены, происходящие в стране, коснулись и школы. Изменились требования к программам, к учителю, темп самого педагогического процесса. Стоит ли роптать, что это усложнило жизнь педагога? Нет, потому что учитель и есть главное действующее лицо в процессе модернизации системы образования. А быть в центре живого, бурлящего процесса всегда интересно! Главное, внедряя новое, помнить о вечных истинах и о своем основном предназначении — быть учителем, единомышленником учеников в познании мира. Великий учитель современности Ш.А. Амонашвили назвал это «гуманным педагогическим мышлением».

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий...», — мне кажется, что 85-летний Шалва Александрович очень точно определил ориентиры, которыми следует руководствоваться в любой исторической ситуации.

…Прозвенел звонок. Мне предстоит услышать оценку коллег из разных школ. Но главную оценку я читаю в глазах своих учеников. Им было интересно, они поняли все, что я хотела им донести! Ради этого я работаю. Ради этого продолжаю учиться. И завтра мы вместе откроем еще одну страницу знаний.

Учитель! Какая же это ответственная профессия! Не случайно Симон Соловейчик назвал ее «профессией для людей с мужественной совестью». Какая это счастливая судьба — видеть каждый день заинтересованные, любопытные, удивленные, а то и восторженные глаза! Кому еще такое выпадает — наблюдать рост посеянных тобой «семян», радоваться, как заметил поэт Андрей Дементьев, «…всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех»?

Мы с учениками на каждом уроке сдаем какой-то свой небольшой экзамен. И вместе радуемся, когда нам это удается. И тогда я говорю себе: да, я — учитель!

Эссе

«Биология в моей жизни»

Енина Анастасия Васильевна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Дмитриевка

Новоузенского района Саратовской области»

«Какое наслаждение вопрошать природу,

пытать её. Какой рой вопросов, мыслей,

соображений! Сколько причин для удивления,

сколько ощущений приятного при попытке

обнять своим умом, воспроизвести в себе ту

работу, какая длилась века в бесконечных её

областях»

В.И. Вернадский

Если кто спросит меня: «Какой предмет самый любимый»? Я, не задумываясь, отвечу: «Биология»!

Удивительный и прекрасный мир природы открыли для меня мои учителя биологии. Первые весенние экскурсии в природу не могли оставить меня равнодушной. Я не могла не увидеть красоты первоцветов, не удивиться стройному коническому куполу муравейника, муравьям перепачканных в жёлтой пыльце.

С пятого класса занимаюсь в эколого-биологическом кружке «Подснежник». Знания, полученные на уроках биологии, я использую на занятиях кружка и во время проведения полевых практик. Одновременно на уроках биологии и занятиях кружка мы решаем задачи теоретического и прикладного характера, приобщаемся к практической натуралистической и природоохранительной деятельности.

Уроки биологии и кружковая работа расширяет у нас, школьников, биологический кругозор, развивает исследовательские способности: наблюдения за растениями и животными, ведение учёта и анализ данных, умение составлять и обобщать полученные факты, использовать справочную и специальную литературу.

Хорошие результаты даёт мне работа под открытым небом, в поле, в степи, на реке. Именно там я впервые получила возможность приобщиться к исследовательской деятельности.

Ежегодно после окончания учебного года у нас проходят полевые практики, в ходе которых я занимаюсь исследовательской деятельностью по различным направлениям:

    гидрологическое – изучение морфологических данных, температуры, определение цветности, прозрачности, РН, расчитывание жесткости воды в окружающих наше село водоёмах;

    зоологическое – изучение жизнедеятельности муравьёв: учёт численности муравейников, определение состава их строительного материала, питание. Результат этой работы позволил выявить неблагополучные участки на изученной территории и основные причины их появления; топографическое – изучение и сравнение механического состава почвы в разных биотопах – участках с однотипными рельефами и почвой;

    экологическое – изучение видового состава растений, влияние сорняков на урожайность культурных растений.

Но больше всего меня увлекает мир растений. Мне нравиться заниматься их изучением. Меня, как и многих других на Земле, волнует исчезновение ряда видов растений. Одним из редких растений нашей местности является Тюльпан Шренка (Геснера), занесённый в Красную книгу Саратовской области. С целью сохранения и охраны тюльпанов, мною были изучены его морфологические и биологические особенности. Во время цветения тюльпанов проводим рейды, акции, выступаем с призывами на страницах районной газеты «Степному тюльпану – заботу и охрану»! Эти мероприятия вовлекают ребят в практическую деятельность по охране природы.

Исследования, связанные с длительными наблюдениями и статистической обработкой данных, помогли включиться в реальную сельскохозяйственную деятельность, которой занимаются мои родители. Большую часть своего времени отвожу исследованиям на полях КФХ. Мой папа - глава крестьянско – фермерского хозяйства, и я часто слышала о том, что из-за появления горчака ползучего на полях возникает много проблем при выращивании с/х культур.

Знания, полученные на уроках, и дополнительные источники информации помогли изучить морфологические и биологические особенности горчака и определить наиболее эффективные методы обработки почвы, засоренные горчаком. Исследования на полях, засеянных по различным предшественникам, дали возможность обозначить наиболее эффективные предшественники для увеличения урожайности с/х культур.

Конечным результатом моей исследовательской деятельности являются выступления на конференции в школе, которые направлены на экологическое просвещение не только школьников, но и взрослого населения села. Мои выступления на районных, областных конференциях:

    в Областном детском экологическом центре (2011, 2012, 2013гг.);

    на II , III Саратовском региональном туре Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского (2012, 2013 гг., на XX Всероссийских юношеских чтениях в Москве 2013г.);

    публикация моей работы в Практическом журнале для учителя и администрации школы №5, 2013г.

Изучение проблем водоснабжения, состояние водоёмов в окрестностях села, работа по защите и охране растений и животных, участие в конференциях, встречи и дискуссии с экспертами, учёными, своими сверстниками вдохновляет меня на новые творческие планы, и повлияли на выбор будущей профессии.

Моя мечта – стать студенткой биологического факультета Саратовского государственного университета.

«Я и БИОЛОГИЯ»

Выполнила: Силина Татьяна,

Ученица 11 класса

Школы гимназии №6

Имени Абая Кунанбаева

Города Степногорска

Преподаватель биологии: Кинцель Александр Евгеньевич

Город Степногорск.

ЭССЕ

«Я и БИОЛОГИЯ»

Я выбрала предмет биологии как основополагающий в моей жизни и будущей профессии. Оглядываясь назад, могу сказать, что мой выбор был обусловлен несколькими причинами.

Я живу в Степногорске и обучаюсь в школе-гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева. Учась в гимназии, я стала пробовать свои силы в разных областях знания – участвовала в школьной олимпиаде по английскому языку и экономике. Но свои индивидуальные способности я смогла проявить в области биологии.

Впервые я соприкоснулась с биологией как предметом в 6-м классе, и мои первые детские впечатления об уроках остаются яркими и незабываемыми. Передо мной открылись многие тайны мироздания, неведомые ранее. Эта наука о жизни целиком и полностью захватила мое воображение, мою душу. Я хочу сказать слова благодарности своему учителю, который сумел сделать уроки биологии интересными, насыщенными. Кинцель Александр Евгеньевич - очень увлеченный своей профессией человек, настоящий профессионал, владеющий современными компьютерными технологиями, умеющий затронуть тонкие струны детской души и привить любовь к своему предмету. Его уроки это не сухое преподнесение теоретического материала. С помощью учителя я вошла в таинственный и неведомый мне мир природных явлений и словно участвовала в природных процессах, скрытых от человеческого глаза. Это было непередаваемое чувство, в эти моменты я ощущала свою принадлежность к матери - природе, я была ее неотъемлемой составляющей. Это первая причина, по которой я влюбилась в этот предмет. На сегодняшний день у меня есть определенные успехи в биологии. В определенной мере это стало возможным благодаря современному оборудованию гимназии: мы выходим за грани материала учебника, на наших уроках мы пользуемся возможностями, которые дает интерактивная доска в кабинете биологии, доступ в Интернет, электронные учебники, демонстрирующие анимационные биологические процессы.

Изучая этот предмет в старших классах, я начала осознавать важность и глобальность этой науки в современном мире. ХХ век справедливо называют веком «Биологии», веком «Генетики». В это время были сделаны величайшие открытия человечества, начиная с запуска в космос животных как биологических объектов, полета человека в космос, открытия двойной спирали ДНК и заканчивая, пожалуй, самым величайшим достижением человечества – проникновением в геном человека, исследованием структуры и функций ДНК. Каждый день я напрямую соприкасаюсь с результатами этих достижений на уроках, через средства массовой информации, в научной литературе. Они потрясают и завораживают. Я участвовала в школьных, городских и областных олимпиадах по биологии и неоднократно занимала призовые места. За это время я открыла для себя важную истину – любая наука появляется в результате необходимости решения человечеством каких-либо насущных проблем. И биология, как фундаментальная наука, призвана решить современные проблемы человечества – сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, более глубокое постижение процессов живой природы, связанных с получением пищевых продуктов, их изменение под воздействием человека, возможности получения качественного и богатого урожая с целью решить проблемы голода в развивающихся странах, а также решение экологических проблем, вставших на пути человечества, борьба с неизлечимыми заболеваниями, сохранение здоровья человека и генофонда нации. Вторая причина моего выбора такова, что я, как гражданин моей страны, считаю биологию важной наукой хотя бы только по одной причине, что одним из предметов ее изучения является человек, а также одна из высших человеческих ценностей - ценность человеческой жизни.

По окончании школы я планирую выбрать профессию врача и связать свою жизнь с медициной. Нет надобности говорить о том, что это одна из самых гуманных профессий. Сейчас в нашем государстве делается многое для повышения статуса медицинского работника, улучшения медицинского обслуживания населения. А мы, как патриоты нашей страны, как будущее поколение нашей Республики, должны внести свой вклад в развитие медицины. В этом смысле научным фундаментом медицины служит глубокое понимание биологических процессов. Забота о здоровье нации, сохранение здорового генофонда, клятва Гиппократа – все это не для меня не пустые слова, а близкие и значимые понятия. В Посланиях к народу Казахстана наш Президент неоднократно подчеркивал роль образования в воспитании молодежи, которой предстоит построить государство нового типа, способного войти в пятьдесят конкурентноспособных стран мира. Это еще одна причина моего выбора биологии как науки, определяющей мой дальнейший жизненный путь.

Ежегодно на планете исчезают определенные виды растений и животных. Исчезнувшие виды невозможно восстановить. Это величайшая трагедия человека как высшего биосоциального существа. Человек не может существовать вне живой природы. Мы - частичка вселенной, частичка нашей прекрасной голубой планеты – планеты Земля. Я чувствую свою ответственность перед ней, потому что тоже являюсь этой частицей. Я верю, что научные знания, накопленные человечеством, в руках людей могут быть направлены на созидание и в моих силах внести каплю своего труда, своих знаний в сохранение разнообразия природы.

К XXI веку население Земли резко увеличилось, и развитие человеческого социума стало определяющим фактором развития биосферы нашей планеты. Живая природа - это не только источник пищи, но и необходимое условие существования самого человечества. Это настолько тонкий и чувствительный организм, чутко и остро воспринимающий любое вмешательство человека, которое часто бывает неразумным и недальновидным. Время подтвердило, что наши связи с природой более тесные, чем это считалось раньше. Знание биологии и других фундаментальных наук, таких как химия, физика - это требование сегодняшнего времени. Непродуманная хозяйственная деятельность человека через определенное время возвращается к нам бумерангом, негативно отражаясь на нашем здоровье и здоровье наших детей на многие поколения вперед. Проблема качества воздуха и воды в нашем городе – одна из самых злободневных проблем нашего города.

Наше государство всецело оказывает поддержку одаренным детям, которую мы чувствуем на себе. Получив медицинское образование, я смогу сделать гораздо больший вклад в сохранение здоровья нации. К сожалению, экологические условия на территории моей страны далеко не самые лучшие. И сложилось это не за один день. Мы, молодое поколение, можем сделать её лучше. Можем повлиять на то, чтобы огромное количество заболеваний, связанных с ухудшением экологической обстановки, резко сократилось. Это еще раз говорит о том, насколько важная и масштабная наука биология в рамках одного города, государства и всей планеты.

ГОРОД СТЕПНОГОРСК.2011 ГОД

«Метод проектов как одна из форм активизации

учебного процесса»

Творческое эссе

Мусиной Раушан Умаровны

учителя химии и биологии

основной общеобразовательной школы № 15

г. Кокшетау 2014г.

Лишь знанием жив человек,

Лишь знанием движется век,

Л ишь знание - светоч сердец.

А бай

Во все времена светлое будущее подразумевало хорошее образование, а хорошее образование человеку может дать только образованный учитель. Сердцем любой хорошей школы является учитель. Лишь одно слово связывает такие понятия как общество, семья, школа друг с другом. Это слово - учитель. Учитель каждодневно вносит лепту в развитие человека, семьи и общества. И я , выбрала эту профессию не случайно. Профессия учитель была для меня всегда самой уважаемой профессией. Закончив в 1993 году Кокшетауский педагогический институт имени Ш. Уалиханова по специальности учитель химии и биологии , начинала свою педагогическую деятельность в своем родном селе Бирлестик Зерендинского района Акмолинской области. За годы работы учителем я старалась видеть в детях только хорошее, и я надеюсь , и им я прививала не только определенные знания по своему предмету, но и гуманные человеческие качества, старалась привить им уважение к себе, к обществу, к семье, к природе. Каждый свой урок я пытаюсь разнообразить, чтобы повысить интерес учащихся к своему предмету , так как интерес к знаниям самый главный мотив к развитию личности. В процессе воспитания личности учителю необходимы такие качества как педагогическое мастерство, терпимость, тактичность, отзывчивость, толерантность и по э тому учитель до лжен все время воспитывать и развивать себя. Не тот учитель который только учит, а тот который всю жизнь учит других и учится и развивается сам. Выражение «век живи - век учись» стало буквальным по содержанию, а по отношению к современному учителю ещё и абсолютным. Овладение новыми знаниями становится для учителя важным условием поддержания уровня квалификации, его конкурентоспособности, в итоге -качества образования. «Эффективное образование» - это урок, на котором знания не только «даются», но и благодаря знаниям развивается ценностное к ним отношение. Но отношение человечества ко многим ценностям изменяется. В первую очередь, меняется смысл самих ценностей, т.е. личного к ним отношения. Новое время ставит перед учительством новые задачи, неизбежно требующих поиска новых неординарных решений. Для меня на протяжении многих лет были привлекательными нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик имеет возможность в нетрадиционной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель - создаёт необычный по замыслу и организации урок без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории учительства.

Интерес к методу проектов был у меня всегда, чтобы овладеть методом проектов, необходимо знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя очень серьёзной творческой подготовительной работы.

Для начала я пыталась определиться с типологией проекта:

    Преобладающая деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная.

    Предметно-содержательная область: монопроектной (в рамках одной области знания),

    межпредметный проект.

    Характер координации проекта.

    Количество участников проекта.

    Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, долгосрочный проект.

Я чаще всего пытаюсь работать с учащимися по следующим типам проектов:

    информационные проекты;

    экологические проекты;

    межпредметные проекты.

Информационные проекты

Такой тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкого круга слушателей. Эти проекты, так же как и исследование, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть следующей:

Цель проекта, его актуальность - источники информации (литературные, средства СМИ, базы, данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнёров, проведение «мозговой атаки» и др.), а также обработка информации (анализ, обобщение, составление, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) -результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью. Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень похожа с предметно-исследовательской деятельностью:

    предмет информационного поиска;

    поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

    аналитическая работа над собранными фактами и материалами;

    выводы;

    корректировка первоначального направления, если требуется;

    дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям;

    анализ новых фактов;

    обобщение;

    выводы;

    заключение, оформление результатов, обсуждение, редактирование;

    презентация, внешняя оценка

Межпредметные

Эти проекты выполняются во внеурочное время, объединяют два-три предмета, бывают объёмными, продолжительными, общешкольные, которые планируют решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, чёткой работы многих творческих групп, имеющих четко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Реализация методов проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих участников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды деятельности учащихся на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать формирование и развитие всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность её решения, но и

предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого я использую метод обучения в сотрудничестве.

Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторим, как неповторимо и то, что я уже проводила с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? В настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик. Развитие проектной культуры у школьников и педагогов - это и есть ответ на требование жизни внесения глубоких и качественных перемен в образование, направленных на подготовку не просто грамотных исполнителей, а конкурентоспособных профессионалов, способных творчески преобразовывать окружающую действительность. Информации по данной теме очень много, гораздо хуже обстоит дело с практическими рекомендациями по проведению уроков и работе с детьми. Поэтому сущность моей работы я вижу не только в поиске, но и в внедрении в практику эффективных методов обучения, приёмов, форм организации учебной деятельности с целью повышения познавательной активности учащихся, развития стремления к самообразованию и творчеству. Для этого нужно выполнить следующие задачи:

    провести анализ содержания учебной программы по курсам химии и биологии, методических руководств, учебников с целью применения методики проектирования в обучении химии и биологии;

    проанализировать природу и выявить учащихся, различающихся по обученности и познавательной активности. Провести предварительно тестирование по базовому уровню в соответствии со стандартом образования для формирования трёх групп разных уровней (1-базовый, 2- детей с повышенной мотивацией к учёбе, 3- одарённые дети, способные к творческому труду и выдвигающие оригинальные идеи и решения);

    охарактеризовать методы и приёмы проектного обучения и активизации познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока (постановка цели, объяснение нового материала, закрепление изученного, проверка и оценка знаний и навыков);

    разработать варианты контрольных тестов, самостоятельных работ с целью проверки эффективности методики;

    Разработать и внедрить в практику школьного дела «нестандартные» формы организации учебной деятельности по химии и биологии;

    освоить методику количественного и качественного анализа результатов работы учеников.

Конечно же, для определения групп учащихся с ориентацией на разный уровень владения материалом учитывается не только уровень подготовки, но и особенности психологического развития, типологические черты характера и, безусловно, желание самого ребёнка. Внутри классов я использую групповой метод работы. Этот способ в организационном отношении более удобен для учителя и экономичен во времени, поскольку каждый ученик знает, в какую группу он входит. Учитель должен только назвать номер группы и дать задание. Отдельные учащиеся могут не входить ни в какие группы и работать индивидуально. В классе есть дети с высокой познавательной активностью, но, например, по причине болезни отсутствовавшие на уроках, есть так же и очень способные учащиеся. Последние начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Древняя мудрость гласит: «Ученик - это сосуд, который надо наполнить, а факел, который можно зажечь». Поэтому я стараюсь разнообразить и усложнять задания, учу детей самостоятельно мыслить, быть способными генерировать новые идеи, творческие мыслить.

Учащиеся 3-го уровня не только обладают более прочными знаниями, но и характеризуются

высоким уровнем познавательной активности. Они достаточно осознанно воспринимают учебную

задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Главные достоинства этих учащихся - стабильность и постоянство. к

Именно на данную категорию учащихся я опираюсь при изучении новой, непростой темы. Их участие в уроке может быть различным. Например, ребята могут подключаться к оцениванию устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «экспертов». Но при этом нужно вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло разногласий. Например, на обобщающих которые проходят с использованием таких интерактивных методик, как мозговой штурм, тренинги, на сильных учащихся можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом урока, «мудреца», который подводит итог занятию, «хранителя знаний», исследователя-экспериментатора и таким образом активизировать урок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!