Григорий мелехов в поисках правды. Главные герои «Тихого Дона Характеристика Главных героев романа «Тихий Дон»

Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Григорий Мелехов – характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать чужую боль, бесподобным умением любить, но мир, в котором он живет застав­ляет его быть жестоким, учит ненавидеть. Мучитель­но ищет Мелехов истину, свое место в жизни, настоя­щую правду, точку опоры. На своем пути он много ошибается, теряет, путается. Идя к истине, герой ока­зывается

В банде Фомина.
Григорий Мелехов долго метался между белыми и красными, разочаровывался то в тех, то в других, но его приход в банду не печальный итог жизненных за­блуждений, не сознательный и хорошо обдуманный выбор, а результат трагической безысходности. На за­гнанного зверя похож он, скитающийся по хуторам: “Целыми днями он лежал в горнице, во двор выходил только по ночам. Все это было похоже на тюрьму. Гри­горий изнывал от тоски, от гнетущего безделья. Под конец жить так стало невмоготу”. Не разбойничать зовет сердце Мелехова, оно тянет его туда, где тепло и уютно, где покой и гармония: “Его неудержимо тяну­ло домой – к детям, к Аксинье”. Жалко видеть Гри­гория, когда хозяин, укрывавший его, гонит со двора, а его суровая жена называет Мелехова дармоедом. “Куда же мне деваться? – вопрошает герой.- Все выходы у меня закрыты”.
Фактически выгнанный со двора и идущий куда глаза глядят, Григорий встречает на своем пути не­сколько всадников. Так он попадает в банду Фомина. Чрезвычайно драматична та ситуация, в которую героя поставила гражданская война. “Итак, три доро­ги, и ни одной нету путевой. Деваться некуда, пото­му и выбрал”,- говорит он.
Мелехов с самого начала понимает несостоятель­ность, бессмысленность, абсурдность и бесперспек­тивность фоминской идеи. Да и руководящие способ­ности Фомина представляются ему весьма сомнитель­ными. “Он пуст, как пробка, и глуп, прямо-таки непроходимо глуп!” – говорит о Фомине Капарин.
Намерение Григория – не участвовать в кровопро­литиях, а при первом удобном случае покинуть банду и покончить с войной навсегда. “Он был твердо убеж­ден в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьезном столкновении с какой-либо регулярной ка­валерийской частью Красной Армии они будут раз­громлены наголову. И все же остался подручным у Фомина, “втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда – вместе с Ак­синьей – на юг”.
Насилие давно стало вызывать в Григории отвра­щение. Насмотревшись за время войны всякого, он не может привыкнуть к человеческой смерти. Тяжело переносит Григорий убийство красноармейца, глупая и жестокая расправа над ним производит на Мелехова гнетущее впечатление.
В банде Фомина Григорий во всем остается верен себе. Он по-прежнему проявляет себя как хороший воин, отважно и смело сражается в бою. В отличие от беспечного Фомина, Григорий все хорошо просчиты­вает, ловко увертывается от чужой шашки; спасая свою жизнь, рубит сам.
Григорий по-прежнему искренен. Он прямо отвеча­ет на вопросы самонадеянного и глупого Фомина.
Герой не отступает от нравственных ценностей и пытается воззвать к ним членов банды, погрязших в пьянстве и мародерстве. Не найдя поддержки у каза­ков, члены банды и сам ее главарь утешения ищут в самогоне. Они грабят семьи советских служащих, от­бирая у них все, что попадается под руку. Устав быть свидетелем это

(No Ratings Yet)


  1. Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов – одна из ведущих в литературе XX века. Однако авторы раскрывают эту Тему по-разному: сначала акцентируя внимание на героизме русского народа, на...
  2. Я всегда был уверен и не разубеждал, что даже самый маленький рассказчик может заключать в себе огромный смысл, волнения и трепет автора. “Донские рассказы” не стали исключением. И здесь я...
  3. Коллективизация – один из самых трагических и исторически важных периодов советской эпохи, являющийся логическим продолжением периода “военного коммунизма”. В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить, нужно перегнуть. И...
  4. И топтал бы, а вот Мелехов, узнав об аресте Котлярова, бросился в погоню, чтобы от смерти, вырвать из плена. Из этого диалога видны два совершенно разных человека. Один охвачен ненавистью,...
  5. В романе “Поднятая целина” Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю коллективизации – одного из драматичнейших эпизодов русской истории. Первая книга “Поднятой целины” вышла из печати в 1932 году, она писалась под...
  6. Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской...
  7. Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова -Тихий Дон”. Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один...
  8. Бесславный Роман Михаила Шолохова “Поднятая целина” начинается с того, что январским вечером в хутор Гремячий Лог въезжает верховой. У встретившейся женщины он спрашивает, где здесь живет Яков Лукич Островной. В...
  9. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
  10. Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор...
  11. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с1912по1922 год. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой...
  12. М. А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к пониманию объективного хода истории. В романе изображено,...
  13. Шолохова в свое время обвиняли в идеализации кулачества и белогвардейщины. Слишком беззлобно изобразил он ряд персонажей не “нашего” лагеря – Калмыкова, пана Листницкого, его сына Евгения, семью Коршуновых (исключая Митьку)....
  14. Где они, слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно “писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти неоправданны, не озарены стремлением к этой великой...
  15. В конце 56 г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право...
  16. Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома!...
  17. Рассказ “Судьба человека” был написан в 1956 году. Он был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. В его основе лежит реальный случай. Писатель отважился на запретную тему: русский...
  18. По своей стилистической организации исповедь Соколова двойственна. В этих кульминационных моментах речь героя приближена к авторской речи, сливается с ней. То, что речь героя выстроена автором, проявляется и в насыщенности...

В «Тихом Доне» отражена эпоха великих потрясений начала XX века, оказавшая своё влияние на судьбы многих людей, повлиявшая также и на судьбу донского казачества. Притеснения со стороны чиновников, помещиков, более зажиточной части населения, а также неумение власти решать конфликтные ситуации и справедливо обустраивать жизнь народа, приводили к народным возмущениям, бунтам, к революции, которая переросла в гражданскую войну. Кроме того, донское казачество восстало и против новой власти, сражалось с красноармейцами. Банды казаков расправлялись с той же беднотой, с мужиками, которые, как и казаки, хотели трудиться на своей земле. Тяжёлое, смутное было время, когда брат шёл против брата, а отец мог оказаться убийцей сына.

В романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» отражена переломная эпоха войн и революций, показаны события, повлиявшие на ход истории. Писатель отобразил вековые традиции донского казачества и особенности их жизни, систему их нравственных принципов и трудовых навыков, сформировавших национальный характер, который наиболее полно воплощён автором в образе Григория Мелехова.
Путь Григория Мелехова – совершенно особенный, отличный от исканий героев предыдущих эпох, так как Шолохов показал, во-первых, историю простого казака, хуторского парня с небольшим образованием, не умудрённого опытом, не разбирающегося в вопросах политики. Во-вторых, автор отразил тяжелейшее время потрясений и бурь для всего Европейского континента и для России в особенности.

В образе Григория Мелехова представлена личность глубоко трагическая, судьба которой всецело связана с драматическими событиями, происходящими в стране. Характер героя может быть понят только при анализе его жизненного пути, начиная с истоков. Необходимо помнить, что в генах казака примешана была горячая кровь бабки-турчанки. Семья Мелеховых, в связи с этим, отличалась своими генетическими качествами: наряду с трудолюбием, упорством, любовью к земле заметны были у Григория, например, гордый нрав, смелость, своеволие. Уже в юности он убеждённо и твёрдо возражал Аксинье, звавшей его в чужие края: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?» Григорий думал, что его жизнь навсегда связана с мирным трудом хуторянина в собственном хозяйстве. Главные ценности для него – земля, степь, казачья служба и семья. Но он и предположить не мог, как обернётся для него верность казацкому делу, когда лучшие годы нужно будет отдать войне, убийству людей, мытарству по фронтам, и многое придётся пережить, испытав различные потрясения.

Григорий был воспитан в духе преданности казацким традициям, от службы не уклонялся, собираясь с честью выполнить воинский долг и вернуться в хутор. Он, как и положено казаку, проявлял храбрость в боях во время первой мировой войны, «рисковал, сумасбродничал», но очень скоро понял, что нелегко освободиться от боли по человеку, которую он иногда чувствовал. Особенно тяжело перенёс Григорий бессмысленное убийство убегавшего от него австрийца. Он даже, «сам не зная для чего, подошёл к зарубленному им австрийскому солдату». А потом, когда отходил от трупа, «путано-тяжек был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу».

После первого ранения, находясь в госпитале, Григорий узнал новые истины, слушая, как раненый солдат Гаранжа «разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть». Казаку было трудно принять эти новые понятия о царе, родине, о воинском долге: «прахом задымились все те устои, на которых покоилось сознание». Но после побывки в родном хуторе он снова ушёл на фронт, оставаясь добрым казаком: «Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость…». Это было время, когда ожесточилось и огрубело его сердце. Однако, оставаясь мужественным и даже отчаянным в бою, внутренне Григорий переменился: не мог он смеяться беззаботно и весело, глаза ввалились, скулы обострились, и трудно стало глядеть в ясные глаза ребёнка. «С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, …четыре Георгиевских креста, четыре медали выслужил», но не удалось ему избежать беспощадно опустошающего воздействия войны. Однако личность Григория всё-таки не разрушена войной: не очерствела до конца душа, не смог смириться полностью с необходимостью убивать людей (пусть даже врагов).

В 1917 году после ранения и лазарета, находясь дома в отпуске, чувствовал Григорий усталость, «нажитую войной». «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво». Не было твёрдой почвы под ногами, и не было уверенности, по какой тропе идти: «Тянуло к большевикам – шёл, других за собой вёл, а потом брало раздумье, холодел сердцем». На хуторе казаку захотелось вернуться к делам по хозяйству и остаться с семьей. Но успокоиться ему не дадут, потому что долго ещё в стране покоя не будет. И мечется Мелехов между «красными» и «белыми». Трудно ему найти политическую истину, когда стремительно меняются в мире человеческие ценности, и суть событий неискушённому человеку понять сложно: «К кому же прислониться?» Метания Григория связаны были не с политическими его настроениями, а с непониманием ситуации в стране, когда власть поочерёдно захватывали многочисленные участники враждующих сил. Мелехов готов был сражаться в рядах Красной Армии, но война есть война, без жестокости не обходилось, да и «пропитание» красноармейцам добровольно отдавать зажиточные казаки не хотели. Чувствовал Мелехов недоверие большевиков, их неприязнь к нему, как к бывшему воину царской армии. И сам Григорий не мог понять бескомпромиссную и безжалостную деятельность продотрядов, забирающих зерно. Особенно же отталкивали от коммунистической идеи фанатизм и озлобленность Михаила Кошевого, и появлялось желание уйти от невыносимой неразберихи. Хотелось понять и осмыслить всё, найти свою, «настоящую правду», но, видимо, одной правды для всех не бывает: «За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь – всегда боролись люди...». И Григорий решил, что «надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё...».

Жестокость и насилие проявлялись всеми враждующими сторонами: белогвардейцами, восставшими казаками, разными бандами. Мелехов не хотел к ним присоединяться, но воевать против большевиков Григорию пришлось. Не по убеждению, а по вынужденным обстоятельствам, когда казаков по хуторам собирали в отряды противники новой власти. Он тяжело переживал зверства казаков, их неукротимую мстительность. Находясь в отряде Фомина, Григорий стал свидетелем расстрела молодого беспартийного красноармейца, преданно служившего народной власти. Парень отказался перейти на сторону бандитов (так он назвал казачий отряд), и его тут же решили «пустить в расход». «Короткий у нас суд?» – говорит Фомин, обращаясь к Григорию, который избегал смотреть в глаза главарю, потому что сам он был против таких «судов».
И родители Григория солидарны с сыном в вопросах неприятия жестокости, вражды между людьми. Пантелей Прокофьевич выгоняет Митьку Коршунова, так как не хочет в своём доме видеть палача, который убил женщину с детьми, чтобы отомстить коммунисту Кошевому. Ильинична, мать Григория, говорит Наталье: «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу красные могли бы порубить, а ить не порубили же, поимели милость». Мудрые слова произносит также старый хуторянин Чумаков, когда спрашивает Мелехова: «Замиряться-то с Советской властью скоро будете? С черкесами воевали, с турком воевали, и то замирение вышло, а вы все свои люди и никак промеж собой не столкуетесь».

Жизнь Григория осложнялась также его неустойчивым положением всюду и во всём: он постоянно находился в состоянии поиска, решал вопрос «куда прислониться». Ещё до службы в казацком войске Мелехову не удалось выбрать спутницу жизни по любви, так как Аксинья была замужем, а на Наталье его женил отец. И всю свою недолгую жизнь находился он в положении «между», когда и в семью тянуло, к жене и детям, но и к любимой звало сердце. Не меньше рвало душу желание хозяйствовать на земле, хотя никто не освобождал и от воинского долга. Положение честного, порядочного человека между новым и старым, между миром и войной, между большевизмом и народничеством Изварина и, наконец, между Натальей и Аксиньей только усугубляло, увеличивало накал его метаний.

Необходимость выбора очень изматывала, и, возможно, не всегда решения казака были правильными, но кто мог тогда рассудить людей, вынести справедливый приговор? Истово сражался Г.Мелехов в коннице Буденного и думал, что верной службой заслужил прощение у большевиков за прежние дела, однако в годы гражданской войны были случаи скорой расправы с теми, кто или преданности советской власти не проявлял, или метался из стороны в сторону. И в банде Фомина, уже воюя против большевиков, не видел выхода Григорий, как решить свою проблему, как вернуться к мирной жизни и не быть врагом никому. Григорий ушёл из казачьего отряда Фомина, и, опасаясь наказания уже со стороны советской власти, а то и самосуда с любой стороны, так как всем стал будто бы врагом, он пытается вместе с Аксиньей скрыться, сбежать куда-либо подальше от родного хутора. Однако спасения ему эта попытка не принесла: случайная встреча с красноармейцами из продотряда, бегство, погоня, выстрелы вслед – и трагическая смерть Аксиньи остановила метания Григория навсегда. Некуда стало спешить, не к кому торопиться.

К судьбе главного своего героя автор далеко не безразличен. Он с горечью пишет о том, что из-за тоски по дому не может больше скитаться Григорий и, не дожидаясь амнистии, рискует снова, возвращается в хутор Татарский: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…». Шолохов не заканчивает роман сообщением о дальнейшей судьбе Г.Мелехова, наверное, потому, что сочувствует ему и хотел бы наконец-то дать уставшему от битв человеку немного душевного покоя, чтобы мог он жить и трудиться на своей земле, но трудно сказать, возможно ли это.
Заслуга писателя также в том, что авторское отношение к героям, его умение понимать людей, ценить честность и порядочность тех, кто искренне стремился разобраться в путанице мятежных событий и найти истину, – это желание автора передать движение души человека на фоне драматических изменений в стране высоко оценили и критики, и читатели. Один из бывших предводителей мятежных казаков, эмигрант П.Кудинов написал шолоховеду К.Прийме: «Тихий Дон» потряс наши души и заставил всё передумать заново, и тоска наша по России стала ещё острее, а в голове посветлело». И те, кто, находясь в эмиграции, прочитал роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», «кто рыдал над его страницами и рвал свои седые волосы, – эти люди в 1941-м году воевать против Советской России не могли и не пошли». Следует добавить: не все, конечно, но многие из них.

Мастерство Шолохова как художника также трудно переоценить: мы имеем редчайший образец, почти исторический документ, рисующий культуру казачества, быт, традиции и особенности речи. Невозможно было бы создать яркие образы (а читателю - их представить), если бы Григорий, Аксинья и другие герои говорили нейтрально, на стилизованном языке, приближённом к литературному. Это было бы уже не донское казачество, если убрать их веками складывающиеся особенности речи, собственный их диалект: «вилюжинки», «скрозь», «расхорош ты мой». В то же время представители командного состава казачьих войск, имеющие образование и опыт общения с людьми других территорий России, говорят привычным для россиян языком. И Шолохов объективно показывает это различие, поэтому картина получается достоверной.

Следует отметить способность автора сочетать эпическое изображение исторических событий с лиричностью повествования, особенно тех моментов, в которых сообщается о личных переживаниях героев. Писатель использует приём психологизма, раскрывая внутреннее состояние человека, показывая душевные движения личности. Одна из особенностей данного приёма - умение дать индивидуальную характеристику героя, сочетая с внешними данными, с портретом. Так, например, очень запоминающимися выглядят изменения, произошедшие с Григорием в результате его службы, участия в боях: «…он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы…».
Сопереживание автора героям произведения чувствуется во всём, и читательское мнение совпадает со словами Я.Ивашкевича о том, что роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» имеет «глубокое внутреннее содержание – а содержанием его является любовь к человеку».

Рецензии

Удивительно, как не запретили этот роман(уж точно не соцреализм) в советское время. Ибо не нашёл Мелехов правды ни у красных, ни у белых.
Много было по этому поводу псевдоноваторских измышлений, вроде "казацкого Гамлета". Но верно сказано у Чехова: никто не знает настоящей правды.
Лучшее, что читал по теме Гражданской войны - это "В тупике" Вересаева. Там тоже "не за красных и не за белых". Честное и объективное осмысление того времени(роман написан в 1923 году).

Не приемлю крайние точки зрения в оценке такого глобального события как Гражданская война. Прав был Довлатов: после коммунистов более всего ненавижу антикоммунистов.

Спасибо за публикацию, Зоя. Заставляете думать о настоящей литературе. Не забываете писать о творчестве достойных авторов. А то тут многие на сайте всё о себе, да о себе. Да о нетленках своих.
Моё уважение.
03.03.2018 21:03 связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов — характер трагиче-ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши-мом конфликте личности и истории. Природа надели-ла Григория добротой, душевной щедростью, способ-ностью чувствовать чужую боль, бесподобным умением любить, но мир, в котором он живет застав-ляет его быть жестоким, учит ненавидеть. Мучитель-но ищет Мелехов истину, свое место в жизни, настоя-щую правду, точку опоры. На своем пути он много ошибается, теряет, путается. Идя к истине, герой ока-зывается в банде Фомина.

Григорий Мелехов долго метался между белыми и красными, разочаровывался то в тех, то в других, но его приход в банду не печальный итог жизненных за-блуждений, не сознательный и хорошо обдуманный выбор, а результат трагической безысходности. На за-гнанного зверя похож он, скитающийся по хуторам: «Целыми днями он лежал в горнице, во двор выходил только по ночам. Все это было похоже на тюрьму. Гри-горий изнывал от тоски, от гнетущего безделья.... Под конец жить так стало невмоготу». Не разбойничать зовет сердце Мелехова, оно тянет его туда, где тепло и уютно, где покой и гармония: «Его неудержимо тяну-ло домой — к детям, к Аксинье». Жалко видеть Гри-гория, когда хозяин, укрывавший его, гонит со двора, а его суровая жена называет Мелехова дармоедом. «Куда же мне деваться? — вопрошает герой.— Все выходы у меня закрыты».

Фактически выгнанный со двора и идущий куда глаза глядят, Григорий встречает на своем пути не-сколько всадников. Так он попадает в банду Фомина. Чрезвычайно драматична та ситуация, в которую героя поставила гражданская война. «Итак, три доро-ги, и ни одной нету путевой... Деваться некуда, пото-му и выбрал»,— говорит он.

Мелехов с самого начала понимает несостоятель-ность, бессмысленность, абсурдность и бесперспек-тивность фоминской идеи. Да и руководящие способ-ности Фомина представляются ему весьма сомнитель-ными. «Он пуст, как пробка, и глуп, прямо-таки непроходимо глуп!» — говорит о Фомине Капарин.

Намерение Григория — не участвовать в кровопро-литиях, а при первом удобном случае покинуть банду и покончить с войной навсегда. «Он был твердо убеж-ден в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьезном столкновении с какой-либо регулярной ка-валерийской частью Красной Армии они будут раз-громлены наголову. И все же остался подручным у Фомина, «втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда — вместе с Ак-синьей — на юг».

Насилие давно стало вызывать в Григории отвра-щение. Насмотревшись за время войны всякого, он не может привыкнуть к человеческой смерти. Тяжело переносит Григорий убийство красноармейца, глупая и жестокая расправа над ним производит на Мелехова гнетущее впечатление.

В банде Фомина Григорий во всем остается верен себе. Он по-прежнему проявляет себя как хороший воин, отважно и смело сражается в бою. В отличие от беспечного Фомина, Григорий все хорошо просчиты-вает, ловко увертывается от чужой шашки; спасая свою жизнь, рубит сам.

Григорий по-прежнему искренен. Он прямо отвеча-ет на вопросы самонадеянного и глупого Фомина.

Герой не отступает от нравственных ценностей и пытается воззвать к ним членов банды, погрязших в пьянстве и мародерстве. Не найдя поддержки у каза-ков, члены банды и сам ее главарь утешения ищут в самогоне. Они грабят семьи советских служащих, от-бирая у них все, что попадается под руку. Устав быть свидетелем этого отвратительного зрелища, Григорий восклицает: «Мне это надоело, Фомин! Кончай граби-ловку и гулянки!». Фоминские мародеры перестают быть настоящими воинами. Торгуя награбленным на хуторах, они становятся похожи на «купцов-коробей-ников» . Стыдно Григорию смотреть на них, его разди-рают негодование и злоба. По этой причине Мелехов вступает в конфликт с Фоминым, и ему все же удается на какое-то время призвать того к порядку. Одного из отъявленных грабителей Фомин лично застрелил в строю из нагана.

Разгильдяйство Фомина приводит к разгрому бан-ды, от которой остается только пять человек. Пятого из них, благодаря своему мужеству и сноровке, спаса-ет именно Григорий. «Тебе не отрядом командовать, а овец стеречь!» — разгневанно говорит он Фомину. Казаки уважают Мелехова, но он не соглашается стать главарем отряда. Это не то, чего он искал. Григорий понимает, что он в этой банде «короткий гость».

Григорий разнимает в драке Фомина и Капарина. Капарин, видя глупую самоуверенность Фомина, хо-чет покинуть банду. Он подговаривает Григория на побег, но Мелехов не допускает измены и предатель-ства во^ имя спасения собственной жизни. Слушая дерзкий план Капарина, он содрогается от возмуще-ния, затем отбирает у него оружие, лишив тем самым возможности бежать. Унижается, плачет перед Гри-горием трусливый и подлый Капарин, и великодуш-ный Мелехов не выдает его Фомину. «До чего же ты склизкий человек...» — брезгливо говорит ему Григорий.

Жгучую боль вызывает у Григория убийство Стер-лядникова, срезанные лошадиными копытами пун-цовые головки тюльпанов. Угнетает его жизнь в бан-де, а когда Фомин начинает набирать в нее настоящих уголовников и людей, вообще далеких от казачества и войны, Мелехов не выдерживает. Герой понимает, что жизнь в банде не то, к чему он стремился, что не по пути ему с бандитами. «И вот с такими людьми связал я свою судьбу...»,— подумал он, охваченный тоской, горечью и злобой на самого себя, на всю эту постылую жизнь...».

Григорий, попадая в сложнейшие жизненные си-туации, не допускает своего нравственного падения, и участие его в банде — лишь следствие того, что он в страстном поиске правды попал в трагический тупик. «Никакой он не бандит, твой отец,— говорит Аксинья Мишатке,— Он так... Несчастный человек». Он жаж-дал истины и не нашел ее. Искал себя и не находил в расколотом всеобщей враждой и ненавистью мире.

«Моим рукам работать надо, а не воевать»,— гово-рит, вернувшись, Григорий Аксинье, и в этих его словах ключ к пониманию романа — великой эпопеи о трагической судьбе донского казачества.

Инстинкт самосохранения принудил Григория остаться в банде. В лозунги Фомина («освобождение казаков от ига комиссаров») он не верил. Расчет Григория был простой: продержаться как-нибудь до лета, а там бежать с Аксиньей подальше (может, на Кубань), чтобы хоть как-то изменить свою постылую жизнь. К тому же и казаки фоминцев не поддержали. Все чаще получал выступающий на хуторных сборах Фомин яростный отпор со стороны женщин и мужчин, не желающих больше воевать. Шла весна, подходила рабочая пора, и с каждым днем таял отряд Фомина.

Земля настойчиво звала казаков по домам. В отряде ухудшилась дисциплина, участились случаи грабежей. Григорий, никогда за годы войны не участвовавший в мародерствах, и теперь возмутился поведением фоминцев. Но остановить разложение, начавшееся, впрочем, с головы (сам Фомин весело пил-гулял со своими подчиненными), было уже невозможно. Все шло к неминуемому развалу, к тому же фоминцев настойчиво преследовали красноармейские разъезды конной группы под командованием напористого и понимающего в военном деле казака Егора Журавлева. Он-то и нанес последний удар по банде Фомина. Разгром был полный. Чудом уцелели только пять человек, в их числе Мелехов, Фомин и Капарин.

Пятеро беглецов укрылись на острове, образованном разлившимся Доном. Жили кое-как: питались продуктами, привозимыми дальним родственником Фомина, спали на сырой земле (зато вволю), огонь не разводили из опасения, что их обнаружат. Григорий подолгу лежал на берегу, вспоминая с грустью родных, Аксинью. На минуту вспыхивала в нем ненависть к Мишке, но он подавлял эти чувства, считая, что в большей степени сам виноват в том, что происходит с ним. Ранения и перенесенный тиф давали о себе знать: временами нестерпимо болело в груди, приходилось стискивать зубы, чтобы не стонать. Григорий нашел лекарство от этой режущей боли: он ложился левой стороной груди на сырую землю или мочил водой рубашку, и боль медленно уходила.

Именно здесь, на острове, довелось Григорию окончательно определить свое размежевание с офицерами. Вышло это в разговоре с Капариным. Слабохарактерный эсер-мистик Капарин не выдержал гонений судьбы, решился на предательство (он хотел вернуться в Вешенскую, где надеялся заслужить себе прощение, выдав остальных повстанцев). Для этого он искал себе соучастника побега, на который не мог решиться в одиночку. Нитугодум Фомин, ни отрядный палач Чумаков (втайне ненавидевший Капарина) в помощники не годились, выбор пал на Мелехова (не советская выскочка, а настоящий белогвардейский офицер!). Однако Григорий, выслушав рассуждения Капарина о неизбежности восстановления монархизма, произнес свою самую длинную и чуть ли не единственную речь на мировоззренческие темы. Никогда еще Григорий так ясно не представлял и не определял пути своего народа; он теперь ясно осознал, что возвращения к старому быть не может, народ строит свою новую жизнь, да вот какую, Григорий пока не знал. Определенно только, что это не то, что предлагает ему «интеллигент» Капарин, никакая лесть здесь штабс-капитану не поможет, Мелехову не по пути с «учеными людьми», от которых все беды и происходят. На всякий случай Григорий Капарина разоружил, хотя слово свое сдержал и остальным казакам о разговоре не рассказал. В ту же ночь Чумаков по приказу Фомина убил Капарина.

В конце апреля островное заключение Григория и трех казаков закончилось. Они переправились на баркасе через Дон, где уже ждал их молодой казак Александр Кошелев, которому «остобрыдло» дома проживать. Вдохновленный этим пополнением, Фомин продолжил свой путь в банду Маслака.

Вопреки ожиданиям Григория, за полторы недели к четверым непокорным присоединилось еще человек сорок казаков. Это были остатки разбитых в боях банд. Им было решительно все равно кому служить, кого убивать, это был отпетый народ: по словам Фомина, «висельники», по определению Чумакова, «разбойнички». Все с меньшей охотой принимали хуторские богатей фоминцев, и не только из-за ужесточившихся мер со стороны властей, но и потому, что, заходя в хутор, казаки начинали грабить, нещадно уничтожать нажитое добро. В конце концов Григорий решил окончательно уходить из банды. Готовясь к этому обдуманно, по-хозяйски, он откармливал лошадей, холил их, у зарубленного милиционера взял документы, зашил их под подкладку шинели. Как-то ночью на походе он выехал из рядов, остановился, как будто для того, чтобы переседлать коней. После того как затих топот конских копыт, Григорий, облегченно вздохнув полной грудью, поскакал к родному хутору.

Задолго до рассвета подъехал Григорий к Татарскому. Обошел родной курень, тихонько постучался Аксинье в окошко. Договорившись с ней о побеге (Аксинья даже и не поинтересовалась куда, лишь бы с ним), детей решили оставить на попечение Дуняши, тут же прибежавшей по зову Аксиньи. Ушли на рассвете, перецеловав так и не проснувшихся Полюшку и Мишатку. С легким сердцем уходила Аксинья, как когда-то пошла вслед за Григорием в Ягодное, только узелок тогда был побольше да сами помоложе. На привале (днем идти было опасно) Аксинья рассказывала о нелегкой жизни своей без Григория, сам же казак, не спавший уже давно, задремал под мерный ласковый шепот женщины. А она разглядывала своего Григория, не узнавая: что-то суровое, почти жесткое появилось за месяцы разлуки в его глазах, в складках рта, в резко очерченных скулах. Только сейчас она подумала, как, должно быть, страшен Григорий в бою. Аксинья была совершенно счастлива; ни ей, ни Григорию не осталось ничего, кроме как быть вместе, да еще бы детей, которые уже Аксинью стали называть мамой, побыстрее забрать к себе.

Поздней ночью, когда зашел месяц, они покинули свое укрытие. Однако на краю хутора наткнулись на красноармейскую заставу. Круто повернув коней, Григорий, хлестнув лошадь под Аксиньей, помчался было назад. Но поздно: долетела до груди казачки шальная пуля. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что могло случиться, уже произошло. Хоронил он ее при ярком солнечном свете, веря в то, что расстаются они ненадолго. Теперь ему некуда было торопиться. Все было кончено. Словно пробудившись от тяжелого сна, поднял Мелехов голову и увидел прямо над собой черное солнце и черное небо. Он лишился всего, что было дорого сердцу, все отняла у него безжалостная смерть. Но почему-то он судорожно цеплялся еще за эту жизнь. Вот и теперь Григорий, вместо того чтобы вернуться к единственному, что могло еще радовать, греть, - к детям, снова стал скрываться, прятаться.

Теперь он направился к обосновавшимся в Слащевской дубраве дезертирам. Пробирался, мучимый голодом, так как подойти близко к какому-либо жилью не решался: со смертью Аксиньи он утратил и былую храбрость, и разум. Дезертиры нашли его в лесу совсем истощенного. Их было семеро. Жили они в просторной, удобной землянке, обосновавшись в ней по-хозяйски основательно, почти ни в чем не нуждаясь. Григорий быстро отъелся, окреп. Целыми днями просиживал он в землянке, вырезая из дерева ложки, выдалбливая миски, мастеря игрушки. Он потерял счет дням, его с головой захлестнула тоска по детям. Григорий жил только прошлым, а прошлое казалось тяжким сном.

Как-то объявился в землянке Чумаков, бежавший из разбитого отряда Фомина. Переждал немного и отправился искать легкой жизни, да с ним Григорию не по пути. Через неделю после ухода Чумакова Григорий засобирался домой. Впервые за все время своего пребывания в лесу он улыбнулся, подумав о доме. Ушел, даже не дождавшись первомайской амнистии, обещанной дезертирам.

Перед хутором бросил Григорий в Дон свое оружие (когда-то так напугавшее Аксинью). Еще издали увидел сына. Мишатка испуганно взглянул на него (уже не раз он дрался из-за отца, которого окрестили местные ребятишки бандитом), опустил глаза, узнав. Полюшка Григория не дождалась, умерла осенью от «глотошной».

Единственное, что осталось Григорию на этой земле, что роднило с нею и со всем огромным сияющим холодным солнцем миром, был сын, которого крепко держал на руках вернувшийся в последний раз домой Мелехов.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Основное содержание «Тихий дон». Книга четвертая – Часть десятая . И в закладках появилось готовое сочинение.

Как было видно из тех признаний и размышлений Григория, которыми он делился с Кошевым, с Прохором, с самим собой, он вовсе не собирался принимать участие в выступлениях против Советской власти. А в банде Фомина он очутился случайно, в результате не предвиденного им стечения обстоятельств и временно находился в ней просто потому, что «деваться некуда». Такое накопление случайностей не противоречит трагическому. Вряд ли прав В. Ермилов, утверждая, будто накоплением случайностей М. Шолохов «как бы подчеркивает, что роман перестает развиваться как трагедия». Другое дело, его положение о том, что «трагический герой не имеет свободы выбора»: он может поступить только так, как поступает, потому что ему «деваться некуда», но В. Ермилов далек от истины, когда предполагает, что «Мелехов в восьмой части мог пройти регистрацию, мог и не пройти, мог оказаться в банде Фомина, а мог и не оказаться и т. д.» (Литературная газета. 1940. 11 августа). Такое решение вопроса о месте случайного в судьбе Григория Мелехова неверно, и прежде всего потому, что оно дает возможность рассматривать его судьбу как исключительную, но которая могла бы сложиться по-иному. Действительно, в судьбе Григория много случайностей, точно таких, какие часто бывают в жизни человека. Если бы их совсем не было, его судьба не казалась бы такой правдивой и убедительной. Как раз в тот момент, когда Григорий Мелехов вернулся из Первой Конной, начались антисоветские восстания. И это осложнило его положение: если бы не было восстаний, то не было бы и столь строгого отношения к тем, кто участвовал в Вешенском мятеже. Не случайно поэтому, когда Прохор сообщил о восстании в Воронежской губернии, Григорий «помрачнел», «был явно встревожен», так как это действительно «плохая новость»: «Ежели и окружная власть обо мне такого мнения, как Кошевой, тогда мне тигулевки не миновать. По соседству восстание, а я бывший офицер да ишо повстанец...» (Т. 5. С. 378). Но эти события не случайны сами по себе: они выступают в романе как объективный фактор, независимый от намерений и стремлений героя, хотя его личная судьба, его действия и поступки определяются всецело объективным ходом событий. Таким образом устанавливается в романе органическая связь отдельной человеческой судьбы с объективными условиями общественного развития, зависимость ее личной судьбы от условий места и времени. Вот почему у М. Шолохова нет ни одного эпизода, в котором бы случайность представлялась как каприз истории или как причудливость судьбы. Случайность в романе – это стечение обстоятельств, неумолимо определяющих жизненный путь героя. И такая случайность не противоречит эстетике трагического. В самом деле, ведь Дуняшка случайно услышала, что Кошевой настаивал на немедленном аресте Григория, и тут же прибежала к нему, чтобы сообщить об этом. И Григорий успел избежать ареста. Прятался две недели, а во время перехода из одного убежища в другое на него случайно наткнулись бандиты и под конвоем отвели его к Фомину. А между тем ясно, что он не мог не столкнуться с бандитами, так как перед тем, как показать, что Григорий попадает в банду, М. Шолохов изображает бунт в Вешенской. Здесь случайность в жизни трагического героя осмыслена, подготовлена всем ходом развития исторических событий. Такие случайности находятся в противоречии с желаниями и стремлениями Григория, являются для него неожиданными и непредвиденными, но не перестают от этого быть закономерными и обусловленными всем ходом объективного исторического процесса.

Но некоторые исследователи стараются убедить читателя в том, что приход Григория в банду Фомина естествен и закономерен, что, находясь в банде, «Григорий Мелехов становится чужим казачьей массе» (Якименко Л. Указ. соч. С. 140).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!