Храм великомученицы параскевы пятницы. Храм Параскевы Пятницы, село Дедилово. История в фотографиях

Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове June 8th, 2013

Москва улица Старокачаловская. 8, к. 1
Архитектурный стиль: Ретроспективизм


Северное Бутово Проезд: метро "Бульвар Дмитрия Донского"
Cайт http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/

Год постройки: Между 1694 и 1904.
Архитектор: Благовещенский Н.Н. (реконструкция 1901-1904)
Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в ХVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…»

Часовня
В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г.

К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено.

Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни.

По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г.


Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения ангельскую и человеческую.

В конце 1930-х годов храм был закрыт. Здание использовалось в производственных целях.
В середине 1980-х годов, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%.
Передан православной общине в 1990 году и за несколько лет полностью восстановлен.

Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 10 августа 1994

Автор: Андрей Агафонов Снято: 1 июня 1985


Вечернее богослужение в Храме Параскевы Пятницы в Качалове (Северноое Бутово) накануне Вербного Воскресенья
Автор:O_ANIS Снято:27 апреля 2013

Автор Samara78 Снято: 2011
Четыреста пятьдесят лет назад на месте, где ныне стоит наш храм, была небольшая деревянная церковь. Как и в наше время, церковь была во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Название Северное Бутово появилось недавно, а тогда было село Киово-Качалово Московского уезда в Чермном стане, к нему и была приписана церковь.

Во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века, деревянный храм был уничтожен, и уже по переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: "...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово по 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен."

Прошло время, и решено было восстановить храм. Храмоздателем нового, уже каменного, храма Параскевы Пятницы стал владелец села Киово, князь Иван Иванович Щербатов. В 1692 году по указу святейшего Патриарха Московского и всея Руси Андриана к новостроящейся церкви в вотчине князя Щербатого была прирезана земля и прибавлена дань со дворов. Через два года каменный храм был построен и в 1694 году освящен.

Первый каменный храм прослужил более двухсот лет, но к началу ХХ века сильно обветшал и его решили обновить. В 1901 году был утвержден проект реконструкции архитектора Московской епархии Благовещенского и началось строительство. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

Многоскорбная судьба России в ХХ веке отразилась и на нашем храме. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Иконы, богослужебные сосуды, книги, облачения - все было вывезено и не сохранилось. Здание храма начали использовать в производственных целях: там, где прежде возносились молитвы, теперь стояли станки и транспортеры. От грохота механизмов содрогались стены, разрушалась кладка. Так продолжапось до середины 80-х годов, после чего, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание "бышего храма" было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%. Полуразрушенный кирпичный остов храма, сорванная крыша без куполов, "мерзость запустения" - вот что увидели первые прихожане в 1990 году.

Велико было желание верующих восстановить храм Божий и молиться вместе, ибо по слову Господню: "там где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их". С помощью верующих людей, с помощью тех, кому дорога судьба России, храм начал восстанавливаться. Заново были сделаны крыша и колокольня, с куполами и крестами. Были вставлены в пустующие проемы новые окна и двери, оштукатурены и покрашены стены внутри здания. Первую зиму служили без света и тепла, потом, с Божией помощью, подвели электричество, воду и тепло. Восстанавливался храм исключительно на деньги прихожан и благотворителей. Возглавили дело восстановления и, можно сказать, на своих плечах подняли храм из руин настоятель храма Анатолий Иванович Кожа и староста Юрий Сергеевич Нечаев.

Уже с осени 1990 года в храме начали совершаться регулярные богослужения. Всем приходом решили не ждать полного обустройства храма, а начать служить немедленно. В холодном, полутемном храме, посреди голых стен молились наши первые прихожане, возжигая свечи перед простыми бумажными иконами. В таких условиях, напоминающих времена Стефана Пермского, было положено начало приходской жизни и церковь наша стала постепенно обустраиваться. Люди несли иконы, жертвовали утварь, старались как могли украсить свой храм. Из разных мест шла помощь, не прекращался поток денежных пожертвований.

фото [email protected]
Наш приход к настоящему времени разросся до такой степени, что по праздникам храм уже не вмещает всех и люди стоят службу на улице. Для нашего прихода, начинавшегося с десятка прихожан, это весьма значительный рост, но для крупного московского "спального района" Северное Бутово это, конечно, мало и даже очень мало. Основная и самая трудная работа по возрождению православной веры в людях еще впереди. Десятилетия атеистической пропаганды и гонений на Церковь успели разрушить слишком многое. Многие отчаялись и не верят ни во что. Кто-то примкнул к новомодным сектам и учениям и, подбирая крохи духовной пищи за другими, не ведает о богатствах в своем собственном доме. Большинство же, хотя крещены и считают себя православными, воцерковляться не спешат и целиком погружены в мирские заботы и удовольствия. Но воистину по слову Господню: "созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее". В наше время Господь как бы заново созидает русскую православную Церковь. Заново строится и наша община, и главное, что здесь созидается, это души человеческие, созидаются сердца людей, приходящих сюда, чтобы найти "единое на потребу" - мир и покой в Боге.

Автор: etienne Снято: 20 февраля 2007
10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы наш храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Престол Параскевы Пятницы и престол Рождества Пресвятой Богородицы были освящены чином Великого освящения, затем состоялась Божественная литургия. Во время службы настоятель нашего храма протоиерей Анатолий Кожа был награжден правом ношения палицы и ему была вручена Патриаршая грамота за достижения в восстановлении порушенной святыни, а также в связи с 15-летием служения. Храму была подарена икона Спасителя. Староста прихода Юрий Сергеевич Нечаев был удостоен медали святого Даниила Московского за возрождение жизни прихода.
http://www.deryabino.ru/hram419.htm

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА, НАРЕЧЕННАЯ ПЯТНИЦЕЮ

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За это она претерпела великие мучения. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.

Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

Город Икони Римской империи - родина святой великомученицы Параскевы Пятницы, жившей там в III веке. Рожденная в семье христиан Параскева всем сердцем была предана этой религии, пошла из-за нее на мученическую смерть, и навсегда останется в памяти христиан. В ее честь строились храмы и часовни.

Святая великомученица Параскева

Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.

У людей она способна исцелить тяжелые недуги - и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Возникновение Бутово

Храм Параскевы Пятницы в Бутово - один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово. С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов - 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов. Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия - в Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе - ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел. Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел - Киово, Бица, Качалово. Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним - храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма. При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях. Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.

Как гласит предание, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних - пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.
Святая Параскева - покровительница полей и скота. В день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Русский народ называл мученицу Параскеву - Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени - Прасковья, уменьш. Параша, Пана.
Первые упоминание о церковной земле и храме великомученицы Параскове и начинаются с 16 века. Первый каменный храм на этом месте возведен и освящен в 1694г. Во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века, деревянный храм был уничтожен, и уже по переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: "...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово по 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен."
Первый каменный храм прослужил более двухсот лет, но к началу ХХ века сильно обветшал и его решили обновить. В 1901 году был утвержден проект реконструкции архитектора Московской епархии Благовещенского и началось строительство. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. Освящение второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.
В 30-х годах ХХ века церковь была закрыта, в годы советской власти была наполовину разрушена и брошена. В 1990 году церковь была передана православной общине и за несколько лет полностью восстановлена.
В наши дни в храме работает воскресная школа. Регулярно на Пасху проводится фестиваль воскресных школ Андреевского благочиния. Духовенство храма ведет просветительскую и социальную работу в район,е в общеобразовательных школах, воинской части, наркологической больнице, хосписе.
Духовенство: Настоятель протоиерей Анатолий Кожа (благочинный Андреевского округа), иерей Владимир Ковтуненко, иерей Виктор Алипичев, иерей Виталий Никишин, архимандрит Гавриил Зеленкин.
Богослужение: Ежедневно утром в 8 ч., вечером в 17ч - по субботам и накануне праздников. В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии: в 7 и 10 ч. В храме всегда есть священники для совершения треб и бесед.
Святыни: В храме имеется чтимая икона Знамения Божией Матери, иконы преподобной Серафима Саровского, равноапостальной Нины с частицами мощей, мощевик с частицами мощей русских святых.

Храм в парке. Новая попытка строительства. briga_n_tina wrote in 18 сентября, 2012

Несмотря на многочисленные протесты жителей, несмотря на обещание мэра, данное публично при большом стечении людей, несмотря на Распоряжение Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. N 853-РП , отменяющее прошлый документ о выделении участка под проектно-изыскательские работы для строительства храма, в проекте планировки природно-исторического парка "Москворецкий" вдруг снова всплыл храм. На вопрос проектировщице: "Откуда появился храм, ведь вышло Распоряжение об отмене этих планов?" последовал ответ: "Ну... мне сказали храм тоже предусмотреть". Кто именно сказал, будем разбираться на ближайшем заседании рабочей группы по проекту планировки.

Тем временем сторонники строительства снова собирают подписи за храм, несмотря на то, что строительство культовых объектов на ООПТ запрещено действующим законодательством. Снова звучат голоса об историчности выбранного на Лысой горе места. Сторонники строительства в один голос утверждают, правда, бездоказательно, что на данном месте в селе Острогино стояла церковь Параскевы Пятницы, которая была разрушена в Смутное время, примерно в 1608 году. На ее месте позже появилась часовня Александра Невского.

Никаких доказательств своим словам сторонники исторического аспекта не представили. В письмах из Управы и Префектуры чиновники также цитируют фразу об историчности выбранного места, однако, на последующие вопросы о предоставлении доказательств этой самой историчности упорно отмалчиваются. Поэтому в очередной раз, но уже наиболее понятным и простым визуальным языком я хочу опровергнуть "историческую" версию сторонников строительства.


Шаг 1. Возьмем сегодняшний космоснимок северо-запада Москвы (яндекс-спутник) и отметим на нем крест, незаконно установленный на Лысой горке на месте, где по словам сторонников строительства ранее располагалась церковь Параскевы.

Шаг 2. Возьмем историческую карту окрестностей Москвы.

Самое раннее, что удалось найти в интернете - карта 1690 года. Т.е. карта сделана через 90 лет после исчезновения церкви. Тем не менее, можно понять, где примерно находилась деревня относительно довольно стабильных ориентиров, таких как реки. Обращаю внимание, что на этой карте отмечена церковь в Троице-Лыково, а в Строгино ее нет, что лишний раз подтверждает информацию из исторических источников. Часовни, правда, в Острогино тоже нет.

1790 год. Карта Генерального Межевания.

1790 год. Карта Московского уезда.

1797 год. Карта Генерального Межевания.

1797 год. Генеральный план Московского уезда.

1818 год.

1860 год.

Шаг 3. Совместим космоснимок и исторические карты так, чтобы совпали реки и (по возможности, населенные пункты). В нашем эксперименте использовалась программа Photoshop. Нижним слоем лежал космоснимок, верхним - историческая карта.

Космоснимок + 1790 год.

Космоснимок + 1797 год.

Космоснимок + 1818г.

Космоснимок + 1860 год.

Шаг 4. Проанализируем результат.
Как видно из полученного изображения, деревня (или село) Острогино/Строгино располагалась восточнее того места, которое сторонники строительства обозначили как "святое место, где стояла церковь Параскевы Пятницы".

Точка 1 - крест на Лысой горе. Точка 2 - северо-западная граница деревни Строгино по историческим картам. Точка 3 - восточная граница деревни Строгино. Воспользовавшись опцией подсчета расстояний на картах яндекса, можно установить, что расстояние от точки с крестом до условного края деревни Острогино по данным 1818г./1860г. равно 400 метрам. Таким образом, ни о какой историчности места, выбранного сегодня под храм, речи быть не может.

Шаг 5. Проверяем, кто еще пробовал сопоставить историческое расположение Строгино и/или данные по церкви.

1856 год.

И, наконец, сайт Храмы России . По их информации часовня Александра Невского постройки 1886-87гг. находилась по следующему адресу: Москва, ал. Дорога Жизни, северная сторона. Ул. Исаковского, д. 25, корп. 2. Координаты: 55.809247°N 37.422564°E. То есть совсем не там, где строгинские церковнослужители определили "историческое место".

Множество источников в интернете говорят о том, что часовня была построена на месте разрушенной церкви. Так значит, церковь стояла не на Лысой горке, а на Исаковского 25, к.2? Если верить этому сайту, то часовня отстояла от "исторического места церкви Параскевы" аж на 1,2 км.

Обнаруживается некоторая разница в показаниях церковнослужителей, ориентирующихся, как я надеюсь, на исторические источники (сайт Храмы России) и сторонников строительства храма на Лысой горе, в числе которых настоятель храма в Троице-Лыково, одиозный Стефан Пристая. Разница в 1,2 км в вопросе месторасположения исторического памятника существенна. Либо кто-то ошибается, либо сознательно вводит в заблуждение жителей, говоря об историчности места на Лысой горке.

Ошибаться простительно. Вводить в заблуждение, тем более на почве веры - преступно. Кому и зачем это выгодно? Решайте сами.

Четыреста пятьдесят лет назад в Качалове, на месте, где стоит сейчас храм Великомученицы Параскевы Пятницы, была небольшая деревянная церковь. Это сейчас район называется Северное Бутово, а тогда было село Киово-Качалово.
Вернемся, однако, к названию. Параскевой, что по-гречески и есть «Пятница», назвали свою дочь родители-христиане, жившие в 3-м веке нашей эры в римской империи. И назвали именно потому, что особо почитали пятницу как день, в который Иисус принял смерть на кресте. Юная Параскева подобно родителям проповедовала христианство. И приняла мученическую смерть от римлян. Однако имя ее и самая самоотверженная жизнь ее сохранились в веках.
У православных христиан святая Параскева (Пятница) издревле пользуется любовью и почитанием. Особенно почитают святую промышленники, торговцы и путешественники. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов и хранительницей семейного благополучия. Ей же молятся девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви.
Вернемся, однако к храму. Деревянный храм был уничтожен во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века. Новый же, каменный храм, ставил владелец села Киово, князь Щербатов. В 1694 году храм был построен. Он прослужил более двухсот лет, но сильно обветшал.
Поэтому в 1904 году храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, да и весь облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново.
В конце 30-х годов храм был закрыт. Здание использовалось в производственных целях. В середине 1980-х годов, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%.
Но в 1990-м храм в Северном Бутово начал возрождаться. А с 1998-го он предстал перед нами уже в своем новом, возрожденном облике.
В храме хранятся чтимые иконы Знамения Божией Матери, иконы преподобного Серафима Саровского, равноапостольной Нины с частицами мощей, частицы мощей русских святых.
Ну и напоследок.

Как добраться до храма Параскевы Пятницы в Качалове:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!