История и философия в помощь студенту. История и философия в помощь студенту Исторические типы мировоззрения: философии и наука

Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».

В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жиз­недеятельности, представленный: а) в продуктах материального и духовного труда; б) в системе социальных норм и учреждений; в) в духовных ценностях; г) в совокупности от­ношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.

В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общест­ва в целом.

Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздейст­вие человека на природу (cultura от латинского глагола со1о - возделываю), такое, как обработка земли, выращивание садов и т. д., а также воспитание и обучение са­мого человека. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социаль­ной мысли лишь со второй половины XVIII в., однако более или менее сходные понятия могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её преде­лами. Например, у древних греков было понятие «пайдейя», которое означало воспитанность, образо­ванность. Именно греки и выработали впервые идеал образованности, отличающий культурного грека от варвара.

В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад соци­альной жизни.

В эпоху Возрождения культура стала ассоциироваться с признаками личного совер­шенства, гуманистическим идеалом человека, а в эпоху Просвещения - с идеалом просветителей - победным шествием разума и просвещения.

В современном значении «культурный чело­век» - это человек воспитанный, образованный, с высокими нравствен­ными качествами.

Известный советский философ Мераб Мамардашвиличасто повторял, что жизнь, бытие человека в культуре - это постоянное напряжённое усилие быть, усилие, направленное на то, чтобы состояться - состояться как человек, достойный других, достойный жизни в человеческом же обществе, состояться как профессио­нал, как мастер своего дела. Именно этому, в конечном итоге, и служит вся система культурных ценностей, выработанных обществом.

Человеческое, культурное бытие, по словам Мамардашвили, не существует само по себе, и тот, кто впадает в такое заблуждение, постепенно перестаёт быть человеком. Человеческое бытие нуждается в том, чтобы его каждый раз как бы создавали заново, творили. Быть человеком - значит постоянно прикла­дывать усилия, и в такой постоянной работе, в таких усилиях чело­век обретает всё новые жизненные смыслы, обретает свою философию. Мартин Хайдеггер, рассматривая место философии в культуре, утверждал, что «фило­софия касается каждого».

Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.

Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбо­ра ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.

В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно ска­зать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изна­чальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.

На это обращал внимание немецкий философ Г. Гадамер, отмечая, что культурное начало нашей жизни - это величайшая духовная упорядочивающая сила, которая должна противостоять хаосу. А хаос (духовный, рациональный, нрав­ственный) - это то, что постоянно грозит человеку, подстерегает его. И в этой связи значение философии в том, что она является способом сохранения и приумножения культуры.

Обоснование определённой общей позиции человека по отношению к миру - это исходная потребность, вызвавшая философию к жизни, и конечный смысл всего её существования. На выполнение этой задачи «рабо­тают» все традиционные разделы философии - и учение о мире, и учение о познании, и учение о человеке, и учение об обществе и его истории.

Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с рас­крытием его нравственного и интеллектуального потенциала.

Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработа­ла представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, имен­но философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в ко­торых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.

Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.

Во-первых, способствовать повышению уровня общест­венных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.

Во-вторых, философия несёт ответственность за качество аргументации и точ­ность политического языка. Язык политики риторичен, и мы постоянно подверга­емся риску впасть в софистику. Значение таких фундаментальных понятий, как «свобода», «равенство», «справедливость», «демократия» может быть искажено. За­дача философии - научить участников дискуссий правильно употреблять слова и адекватно выражать свои мысли. Философы должны совершенствовать язык поли­тики и помогать людям лучше понимать друг друга.

И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы сло­ва, плюрализма в политических спорах.

В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.

Литература

1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988..

3. Гадамер Г.-Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991

4. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.

7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1991

8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

9. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

11. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.

12. Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург., 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

14. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.

15. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

16. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Само слово «философия» происходит от двух греческих слов «рЬПео» -люблю и «зорЫа» - мудрость и буквально означает любовь к мудрости. Считается, что это понятие в употребление ввел древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.).

Какое место занимает философия в жизни общества, в системе культуры?

Жизнь человеческого общества протекает в двух сферах - материальной и духовной.

Материальная жизнь включает в себя взаимодействие между обществом и окружающей природой, материальное производство, социально-политическую деятельность людей, научно-экспериментальную и практико-техническую деятельность, материальную сторону семейно-бытовых отношений людей.

Духовная жизнь общества содержит семь основных форм:

1) политическое сознание;

2) правовое сознание;

3) нравственное сознание;

4) эстетическое сознание;


5) науку как форму общественного сознания (частнонаучное знание);

6) религиозное сознание (ему противостоит атеистическое сознание);

7) философию как форму общественного сознания.

Таким образом, философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания.

Культура объединяет две указанные сферы; культура - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Различают материальную и духовную культуру.

Философия как форма общественного сознания занимает особое место в структуре человеческой культуры: она является синтетической формой общественного сознания. С одной стороны, философия вбирает в себя весь опыт социальной практики людей, с другой стороны, философия является квинтэссенцией (концентрированным выражением) духовной культуры.

Философия интегративная форма духовной деятельности. Она объединяет и обобщает разнокачественное знание (научное, политическое, нравственное и др.).

Философия имеет общие границы с другими формами культуры (политикой, правом, моралью, искусством, религией, наукой) и потому она несет на себе их печать. В многогранности философии источник ее многоликости, которая, однако, не устраняет ее специфики.

Философия нацелена на изучение всеобщего качественно-

При этом частные науки (физика, химия, биология, социология, психология и др.) изучают свойства и законы отдельных областей и уровней действительности. А философия пытается понять мир в целом, выявить его универсальные свойства и отношения, а также источники самого знания - и все это через призму человеческого восприятия.

Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Она имеет « нязь с научным знанием и мировоззрением. Фидософия и мировоззрение 1плимосвязаны между собой, но их следует различать.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений и убеждений ире в целом и о месте человека в этом мире. Носителями мировоззрения потея: отдельный человек, социальная группа, общество в целом, мифика мировоззрения в том, что оно включает в себя убеждения, которые

являются эмоционально-психологическим компонентом, побуждающим к действию.

Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

В целом философия выполняет рефлексивную функцию по отношению к духовной деятельности людей, выступает самосознанием культуры, служит живой душой культуры.

Космоцентрический характер античной философии. Ее основные школы, течения и направления.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля. Второй этап - период расцвета греческой философской мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека. Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показала дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума. Третий этап греческой философии - эллинистический - характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Наука и ценности культуры.

Ценность и оценка. Тема отношения культуры и ценностей была предметом размышления многих известных философов, поскольку она касается понимания самого существа культуры. Один из основоположников теории ценностей в философии неокантианец Г. Риккерт писал: "Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека..." Для социолога П. Сорокина ценности являются основой, фундаментом всякой культуры. С этими определениями можно соглашаться и не соглашаться, но с тем, что такие крупные мыслители сближают и даже идентифицируют культуру и ценности, безусловно, следует считаться.

1 Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 164.

Другим полюсом можно считать отказ от ценностной (аксиологической) трактовки культуры на том основании, что она ведет к европоцентризму, исключая из системы ценностей все то, что противоречит ценностям европейской культуры и сужает понятие культуры, ограничивая ее сферой позитивных ценностей.

Чтобы найти приемлемое решение, видимо, следует обозначить возникающие здесь проблемы.

Прежде всего обратимся к самому понятию ценности. Кант выделил два типа отношения субъекта к миру - теоретическое (познавательное) и практическое (ценностное). Знание, обладающее качеством всеобщности и объективности, добывается в рамках отношения субъекта к объекту, к эмпирической реальности. Во втором случае речь идет о внутреннем мире человека, о его ценностях, выражающих заложенное в нем надэмпирическое нравственное начало. Г. Риккерт вслед за Кантом тоже отделяет ценности от действительности. По Риккерту, сущность ценностей "состоит в их значимости, а не в их фактичности" . Иначе говоря, ценности относятся не к сфере бытия, а к области значимостей. Если отвлечься от этого типичного для кантианства противопоставления, то можно сказать, что здесь заложена верная мысль, а именно что ценности отражают особенности, потребности, интересы человека и служат основанием оценки значения явлений действительности для субъекта. Таким образом, отношение к субъекту есть исходный принцип ценностного отношения. Продукт материальной или духовной деятельности становится благом, или ценностью, именно в рамках этого отношения, когда он что-то значит для субъекта. Но если признать, что человек создает и в материальной и в духовной сфере то, что имеет для него значение, а значимое для субъекта есть ценность, то вывод однозначен: все созданное человеком, то есть его культура, есть ценность. Однако этот вывод был бы слишком простым. Следует учесть, что "значимость" является лишь исходной и самой общей характеристикой ценностного отношения. Но не все значимое для человека приобретает статус культурной ценности. Есть явления, которые могут рассматриваться только как ценности, например идеалы, другие же - как просто полезные предметы или действия. Но если из понятия ценности исключить все только полезное, его объем резко сужается. Полезная вещь остается ценностью, но лишь в утилитарном смысле. Чтобы выделить "подлинные ценности", необходимо кроме критерия значимости ввести другие, определяющие, о какой значимости и для какого субъекта идет речь. Так возникают понятия: материальные и духовные ценности, высшие ценности, социальные ценности, общечеловеческие ценности, художественные ценности и т.д. Эти ценности действительно придают культуре определенный облик, делают ее конкретной, данной, специфической, и в то же время не превращают какую-то одну культуру в эталон для других. В этом качестве ценности - душа культуры. С понятием значимости коррелирует категория оценки, представляющая собой выявление значимости предмета для его субъекта с точки зрения того или иного критерия. Критерии оценки бесконечно разнообразны. Это могут быть потребности больших социальных групп, семьи, личности, организации, экономические и политические интересы, требования моды или высшие духовные ценности. Поэтому вопрос о выборе критериев оценки имеет принципиальное значение хотя бы потому, что из той или иной оценки явления вытекают выводы, касающиеся способов практического действия по отношению к данному явлению. Поверхностные, неверные оценки ведут к ошибочным действиям. Оценки отражают не только интересы и потребности субъекта, но и его самопознание и познание объекта. С развитием материальной и духовной культуры, с прогрессом познания меняются и критерии оценок, следовательно и сами оценки. То, что признавалось полезным, оказывается вредным, красивое - безобразным, хорошее - дурным и т.д. Так как реальность оценивается в рамках определенной культуры, оценки зависят от типа культуры. Оценки относительны в двух планах: они всегда соотносятся с субъектом оценки, а также с характером и уровнем развития культуры и общества.

Как значимость является исходной и самой общей основой ценностного отношения, так и оценка есть самая общая форма его выявления.

Иерархия ценностей. Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей - дело бесперспективное.

Первый вопрос, который возникает при построении такой системы: а что должно находиться на ее вершине? Религия и религиозная философия, естественно, высшей и абсолютной ценностью считают божественное начало мира. В качестве высших ценностей выдвигаются также жизнь, человеческая личность и вообще ценности гуманизма, нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, истина, добро, красота. Для Платона вершиной идеального мира было благо. В вопросах о том, существуют ли абсолютные ценности или все они относительны, можно ли говорить о надысторических ценностях или они только историчны, есть ли общечеловеческие ценности или это иллюзия и обман и т.д., также отсутствует единство мнений. Многое зависит от исходных философско-мировоззренческих позиций.

Людям вообще свойственно искать некую абсолютную опору своего бытия, познания, ценностных ориентаций. И это не случайно, ибо если все относительно, то теряется критерий для разграничения истины и лжи, добра и зла, хорошего и дурного и рушатся устои личностного нравственного существования, что психологически невыносимо. Поэтому следует признать справедливым поиск основополагающих ценностей. Представление о человеке, о личности как о высшей ценности - это не гордыня, а признание единственности его индивидуального бытия в этом мире. Этот тезис может стать основой крайнего индивидуализма, но вовсе не обязательно, если признать, что человек таковым становится только в обществе, только в культуре, только во взаимодействии и общении с другими людьми, что способом его бытия является материальная и духовная деятельность. Признание социальной сущности человека снимает противопоставление индивида и общества. Человек не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в мире, который он сам создал, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы. Что же касается историчности высших ценностей, то, бесспорно, все они историчны, ибо каждая эпоха вносит в их содержание нечто свое. Но в них имеется и элемент надысторичности. Так, библейские заповеди - не убий, не укради, не прелюбодействуй - остаются и сегодняшними нравственными нормами, как и тысячи лет назад. И хотя люди всегда убивали, воровали, прелюбодействовали, отказаться от них человечество не может, они являются нравственными ориентирами нормальной человеческой жизни. Но за это время менялись и формы собственности, и отношения людей, и системы ценностей, в рамках которых эти нормы действовали.

Таким образом, к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры.

Существует также особый объект, не относящийся к культуре, но являющийся для человека абсолютной ценностью. Это - естественная, не тронутая рукой человека природа, Вселенная. Действительно, разве Солнце не является для человека ценностью? Не случайно древние его обожествляли, то есть делали элементом своей культуры. Природа - ценность как естественный фундамент жизни человека, общества, культуры. Это еще одно доказательство нетождественности границ культуры и ценностей. Природа как ценность есть реальный Абсолют.

Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла. Добро - одна из фундаментальных высших ценностей бытия человека, его культуры. Но можно ли считать ценностью зло? Конечно, большинство людей даст отрицательный ответ. Если взять зло в широком смысле как все явления, действия, процессы, негативные с точки зрения идеалов добра, справедливости, гуманизма, то возникают вопросы, относятся ли они, во-первых, к культуре и, во-вторых, к ценностям. Если считать бессмысленным выражение "отрицательные ценности", то тогда к миру человеческих ценностей их отнести нельзя. Такое решение отвечает здравому смыслу. Никакой нормальный человек не назовет воровство культурной ценностью. Если полагать, что культура есть совокупность ценностей, то негативные явления следует исключить из мира культуры.

Однако культура - это все, созданное человеком, значит, и негативное. Отсюда следует, что надо либо пересмотреть исходное определение культуры, либо отказаться от ее отождествления с совокупностью ценностей. И все же в культуре существуют негативные явления. Без пива нет Баварии, без водки нет России. Христианская культура признает и Бога и дьявола, и она тысячелетия билась над проблемой теодицеи - как оправдать существование Бога, если в мире творится зло. Если Бог милосерден и всемогущ, то как он может допустить, что через всю историю тянется кровавый шлейф войн, преступлений, убийств, варварского издевательства над человеком?! Видимо, анализ соотношения культуры и ценностей подводит к аналогичной проблеме: как определить отношение к культуре негативных явлений, принадлежат ли они к культуре или нет. Хотя негативные феномены исключаются из мира ценностей, но они остаются феноменами культуры, как Бог и дьявол в культуре христианства.

Позитивные начала культуры характеризуют ее ценностный аспект. Но никакую культуру нельзя мыслить без внутренних противоречий, столкновения позитивных и негативных начал, добра и зла, человечности и жестокости, участия и безразличия, самопожертвования и эгоизма, святости и преступности. Культура - это сложный и противоречивый мир человека, мир внутренний и предметный, мир деятельности и общения, мир повседневности и высших ценностей. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свой духовный облик, делает свою жизнь полноценной. Образование, овладение высотами научного знания и приобщение к миру ценностей культуры - такова стратегия личности на пути к полноценной жизни. Кант писал, что звездное небо над нами и нравственный закон в нас - это высшее, что есть в мире. Этот величественный образ можно трактовать и как выражение единства познавательного и ценностного отношения к миру, которая реализуется, когда человек постигает мир и творит себя как субъект культуры. Человека, его нравственный облик, уровень его культурного развития весьма точно характеризуют его ценностные ориентации, то, что он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.

Философия в системе культуры.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическое представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией позволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относятся, - такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем), которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо -на общественных -иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну (о при этом даже не основную, не главную) сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая, выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, а) подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задает мироотношение. Из этого следует, что выполнение традиционных функций философии обеспечивается ее теоретико-практической сущностью. Теоретический фрагмент философии - осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальность в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху в целях его преобразования (приумножения, преодоления) - ответственен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждения людей. В этом рефлексивном плане складывается картона мира: онтологическое допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценность, приоритеты, жизненные установки, идеалы; целеполагание, целесообразность и т.д.Практической фрагмент философии - деятельностная проекция картины мира - определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность или предрасположенность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом практикологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное): целеобразованое, волевые, веровательные интении, программы самореализации, гражданское позиции, реальный смысл о предназначение жизни, и т.д.

Философское знание, как и любое другое, имеет определенную структуру. Структура, и основные разделы философии формировались в процессе ее эволюции и развития как в пространственном, так и во временном аспектах. До настоящего времени продолжается процесс развертывания, усложнения и углубления содержания и формы философии, ее структурных частей. В этом процессе ряд дисциплин, когда-то входящих в состав философии, выделились в самостоятельные области знания и приобрел статус самостоятельных форм духовной жизни человечества. К ним можно отнести логику, этику, эстетику. В XX веке получили самостоятельный статус такие дисциплины, как аксиология (учение о ценностях), герменевтика (учение о смыслах) и ряд других. Тем не менее, можно выделить своеобразное ядро философии, традиционно философия включает:

Онтологию (от. греч. ontos – бытие, logos – учение) – учение о бытии;

Гносеологию (от греч. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании;

Аксиологию (от греч. axios – ценность и logos – учение) – учение о ценностях;

Философскую антропологию (от греч. antropos – человек и logos – учение) – учение о человеке.

Так же выделяют социальную философию , философию истории, этику и эстетику.

Прежде всего, следует отметить, что в структуре философского знания теория и история связаны между собой значительно глубже и более необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества. Физик, математик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист) на своем рабочем месте действуют оперативно. Они могут не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется в основном готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношении философия являет собою полную противоположность всем иным формам и средствам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современней философ, как бы оригинален он не был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлого, философии в целом. Вот почему история философии – ее самосознание, органическая составляющая ее структуры.

      Структура философского знания

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Онтология изучает вопросы бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия – существующее в возможностях и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства, является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно развивается, развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность и структурность, как важнейшие формы бытия.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е. что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, текуч, изменчив. Он непрерывно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально метафизика выступала в фантастической форме. Философы мыслили метафизические сущности по аналогии с реальными предметами чувственного мира. Платон, в частности, выдвинул гипотезу о существовании особого мира – мира идей, «параллельного» видимому миру. «Идеи» Платона – аналоги чувственно воспринимаемых вещей. По мере преодоления наивных и фантастических представлений метафизика становилась все более сложной и утонченной. Со временем стало ясно, что открытие метафизики явилось выдающимся достижением философской мысли. Это открытие направило человеческую мысль на постижение скрытой сущности вещей, на отыскание их единства и внутренней связи, недоступных непосредственному наблюдению. Метафизический подход лег в основу философской онтологии.

Онтология создает философскую картину мира. При ее создании используются данные науки и иных форм освоения действительности. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу (согласно закону тяготения)? Философия вправе сделать предположение, например, такого рода: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного полюсов магнита, и взаимную симпатию, устанавливающуюся между людьми, и половую любовь, и другие подобные явления. Приблизительно такие идеи относительно универсальности силы любви высказывали, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788 – 1860) и русский философ Вл. Соловьев (1853 – 1900). Космическая сила любви в их учениях выступает сущностью метафизического характера.

В западной культуре понятие метафизики широко распространено. Общеупотребительным оно было и в отечественной дореволюционной литературе. В отличие от этого, в философской литературе советского периода понятие метафизики оценивалось сугубо отрицательно. В него вкладывался смысл, далекий от исторически сложившегося. Лишь в последние годы происходит постепенная реабилитация этого понятия.

В мировой литературе термин «метафизика» нередко является синонимом слова «философия». Это не случайно, поскольку метафизический подход весьма характерен для философии. Так, говорят о метафизике права, метафизике политики, метафизике любви или даже о метафизике бизнеса – во всех случаях имеются в виду размышления об устойчивых, глубинных характеристиках соответствующих предметов.

Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Гносеология – это составная часть философии, в которой изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория - это истина, а главные проблемы – можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: что является источником наших знаний о мире, и каким методом мы получаем новые знания, чем научное знание отличается от других видов знания, какими познавательными способностями обладает человек и т. д. Она отвечает на вопросы: как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима?

Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие – гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.

Теория познания как особая отрасль философского знания особенно интенсивно развивалась в европейской философии XVII – XIX вв. В этот период философы, в частности, активно обсуждают вопрос об основных ступенях и формах познания

Принято различать чувственную и рациональную ступени познания. Чувственная ступень познания – это познание при помощи органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха.

Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета – о его тяжести, теплоте, цвете и т.д.

Восприятие – это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие.

Представление – это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.

Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть или истинным, или ложным.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания.

Эмпирическая (от греч. empeiria – опыт) ступень – это опытно-экспериментальное познание. Оно связано с наблюдением, экспериментом и обобщением полученных данных. Эмпирическое познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. В отличие от этого, теоретическое познание стремится проникнуть в причины регулярностей. Оно строит обобщенные модели изучаемых явлений и процессов.

Философская антропология – раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования. Философская антропология основывается на следующей главной предпосылке: помимо социальных характеристик, порождаемых особенностями социальной среды и эпохи, а также биологических и иных природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Собственно человеческое связано и с социальным, и с биологическим, но не сводится к ним. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

Принято считать, что философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания возникает в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологических знаний легко обнаруживаются уже у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в.

Социальная философия – это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела - природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество – это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? – таковы основные вопросы социальной философии.

Философия истории – изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, то есть то, что в каждой вещи универсально, что связывает каждую вещь с Целым. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)»

Философия, являясь синтетическим явлением духовной культуры человечества, выполняет ряд общественных функций. К числу наиболее значимых относятся следующие функции:

Мировоззренческая – формирование системы представлений и категорий (наиболее общих понятий) о мире и человеке;

Методологическая – выработка общих методов и принципов познавательной и практической деятельности человека;

Эвристическая – созидание новых нестандартных идей и подходов, позволяющих совершать новые открытия в духовной сфере и решать актуальные общественные проблемы;

Гуманистическая – утверждение ценности человеческой личности, ее свободы, достоинства, прав и обязанностей;

Культуротранслирующая - накопление, осмысление и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества;

Практическая – выработка смысла целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

      Философия в системе культуры

Наконец, вопрос о специфике философии и ее функциях тесно связан с более широким вопросом о ее роли в системе культуры. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо предварительно дать определение сущности культуры. В этом контексте культуру можно определить как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности. Культура выступает как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, религией, моралью, наукой, современными технологиями и т. д. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Роль философии в культуре определяется прежде всего тем, что она является рефлексией, размышлением над основаниями культуры. Основания культуры – это система ее мировоззренческих универсалий, или категорий. Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, свободы, истины, добра и зла и т. д. Мировоззренческие универсалии (категории) определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом плане предстают как базисные ценности культуры. Например, можно спросить у человека с улицы, что такое справедливость? Он определения не даст, но что такое справедливость – он понимает, приведет примеры, скажет, что сосед у него не справедливый или справедливый человек, и так далее. Есть понимание, хотя нет рефлексивного знания. Он не просто мыслит о справедливости, он ее переживает, для него это ценность. В этом аспекте философия выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Те, которые здравому смыслу эпохи представляются само собой разумеющимся, философия осмысливает и проблематизирует. Она выявляет универсалии культуры, выясняет их смысл, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы.

И такой анализ необходим не для того, чтобы сохранить прежние основания социальной жизни, а для того, чтобы способствовать социальным переменам. В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсальной культуры уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. Личный опыт все большего числа людей уже не согласуется со смыслами уже обжитых универсалий. Эти переломные состояния жизни – первый сигнал того, что что-то не в порядке с самими мировоззренческими основаниями жизни, с фундаментальными ориентирами жизни. Они ломаются, создавая ситуацию, о которой сказано в «Гамлете» у В. Шекспира – «распалась связь времен». Люди не знают, что взять из прошлого, что адресовать будущему, чему учить детей, на какие образцы поведения и деятельности ориентироваться. Общество вступает в полосу духовного кризиса. Жить в такой ситуации, когда рушатся старые универсалии, а новых еще нет, очень тяжело. В такие эпохи рушатся старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают заново задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т. п. Постановка таких вопросов – первый шаг к философским размышлениям. Чтобы отыскать ответы на них, философии нужно критически относится к традиционным, ранее казавшимся очевидными смыслам мировоззренческих универсалий. А затем предстоит сделать новый шаг – вместо старых жизненных смыслов породить новые, поэтому любая значимая философская концепция всегда имеет две стороны. С одной стороны, это критика существующего положения дел: в познании, в политическом и социальном устройстве, моральной жизни и т. д. С другой стороны, это создание философской системы новых идей, универсалий (категорий) в областях социальной жизни, политики, морали, искусства, познания и преобразования действительности. Показательным примером может служить использование идей Д. Локка творцами американской конституции. Эти идеи (права человека, разделение власти и др.) были сформированы Локком задолго до создания конституции США. И сегодня философская деятельность все более обнаруживает свой созидательный и практический характер. Продолжается углубленная работа по обсуждению теоретических оснований таких наук, как математика, физика, биология, в последнее время - синергетика. Такие науки о человеке и обществе, как психология, социология, социальная и культурная антропология, филология, которые с момента их возникновения и до недавних пор претендовали на полную независимость от философии, сегодня вступают в интенсивные отношения с последней. Что касается, например, психологии, то она в двух своих наиболее влиятельных вариантах – как когнитивная и культурно-историческая – имеет дело с такими философскими темами, как ментальные репрезентации, сознание, смысл, значение, интерпретация, коммуникация, активно использует философские наработки и взаимодействует с философами. В социологии интенсивно обсуждаются проблемы понимания, объяснения, деятельности и структуры, возможность использования социальных институтов как своеобразных «фабрик значения», при этом используются идеи аналитической философии, феноменологии и герменевтики. В принципе, это же можно сказать о других естественных, социальных и гуманитарных науках.

Словом, философия сегодня все больше обнаруживает свой созидательный и практический смысл. Это особенно важно в настоящее время, когда земная цивилизация вступила в переломный период, в ту стадию, которую принято называть «информационным обществом». Старые формы культуры нуждаются в изменении, поскольку рушатся базисные ценности техногенной цивилизации, возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Все отчетливее возникают проблемы новой стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идет о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекающий технологический процесс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые еще предстоит осмысливать. И это осмысление невозможно без участия философии.

место философии в системе культуры.

    Предисловие ……………………………………………………………3

    Введение ………………………………………………………………...4

    Основная часть ………………………………………………………..5

Глава 1. Что есть философия?.........................................................5

Глава 2. Философия и её место в культуре…………………………..8

    Заключение ……………………………………………………………11

    Список используемой литературы ………………………………..12

Предисловие

Философия подобна высокой альпийской дороге, к которой ведёт крутая, узкая тропинка, усеянная острыми камнями и терниями. Чем выше тропинка поднимается в гору, тем пустыннее она становится. Часто путник останавливается над страшной бездной, внизу расстилаются зеленые долины, его тянет туда с неодолимой силой, но он должен крепиться и продолжать свой путь, оставляя на нём следы окровавленных ног. Зато добравшись до самой вершины, он видит перед собой весь мир, перед взором его исчезают песчаные пустыни и болота, сглаживаются все неровности, до слуха его не доносятся больше раздражающие звуки, он вдыхает свежий альпийский воздух и видит лучезарное светило, в то время как внизу ещё царствует глубокий мрак.

Артур Шопенгауэр

Введение

В последнее время в нашей стране произошли социально-экономические изменения, в которые так же вошла реформа высшего образования, в связи с этим свет увидели разнообразные учебные пособия по философии, предназначенные для студентов высших учебных заведений.

И, конечно, не вызывает сомнений положительная роль этих изменений в формировании духовного облика будущих специалистов, в их приобщении к культуре. Как раз таки о культуре и философии пойдет речь в реферате, рассмотрим тонкую грань между двумя науками, их взаимосвязь. Какое место занимает философия в культуре и в жизни людей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, разберем такие темы как: Что есть философия и каково место философии в системе культуры.

Краткое изложение темы реферата рассчитано на студента, не имеющего фундаментальных понятий и знаний о философии.

В основном при написании работы были использованы различные учебные пособия таких авторов как Балашов Л. Е., Миронов В. В. и т.д. Так же были просмотрены и прочитаны статьи из Интернета.

Глава 1. Что есть философия?

Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет. Философия (от греч. φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В настоящее время философия изучает мировоззренческие проблемы, связанные с общей картиной мира. 1

Стихия философии - это стихия чистой, самодостаточной мысли.

Предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики нет определенных и общепризнанных знаний и результатов. Философии не присуще прогрессивное развитие. Можно говорить, что физика или медицина ушли далеко вперед со времен древнегреческих ученых Архимеда и Гиппократа. Но было бы ошибкой утверждать, что современная философия намного превосходит философствование Платона и Аристотеля. Правда, некоторые области философии, тесно связанные с науками, соотносят свои построения с тем, что достигнуто науками в соответствующую эпоху, и потому заметно обогащают свое содержание.

Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Их интересовало, к примеру, "что лежит в основе всего существующего в мире?", "какие силы и законы управляют порядком мироздания?", "какова природа человеческой души?", "как отличить истинное знание от случайного мнения?", "что такое благо и справедливость?", "могут ли люди создать совершенное общество?".

На такие вопросы очень трудно, даже невозможно дать однозначные, удовлетворяющие всех ответы. Поэтому вместе с возникновением философии начался и нескончаемый, продолжающийся до наших дней, спор между философами по подобным проблемам. Многие считают, что этот спор, или критический диалог, и является сутью философии. Именно так понимал философию знаменитый древнегреческий философ Сократ, посвятивший всю свою жизнь поиску истины в философских дискуссиях. 2 Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. 3

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать «как надо», быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение «философия - наука наук» отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести. Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия - средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний. 4



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!