Митрополит курганский. Стыдно перед патриархом: зауральский митрополит ждет преображения храмов. Для чего? Это экономия

Циркуляр № 27 от 27 декабря 2017 года "О крещенских купаниях" Курганская епархия Русской Православной Церкви...

В последнее время стали довольно распространенным явлением так называемые "крещенские купания". Массовое купание в крещенской проруби отнюдь не является религиозным предписанием, а всего лишь недавно с помощью СМИ вошедшим в широкий оборот народным обычаем, а поэтому не может быть названо, как выражаются светские чиновники, "культовым мероприятием". Это скорее светское развлечение.

В "Настольной книге для священно-церковно-служителей" протоиерея Сергия Булгакова (Харьков, 1900 г., стр. 17, примечание 2), переизданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Санкт-Петербурге в 2010 г., говорится следующее:

"В некоторых местах существует обычай в праздник Крещения Господня купаться в реках; купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов.

Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой, значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены".

Как указано в самом чине Великого освящения воды, "да вси черпающии и причащающиеся, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну". То есть церковный Устав предполагает освященную воду уносить в свои дома для употребления, но не купаться в ней.

В праздник Крещения Господня церковный Устав предписывает только совершение Великого освящения воды в храмах, и там, где это возможно по нормам санитарно-эпидемиологических правил, на водоемах (реках, озерах, прудах, источниках, колодцах), чтобы в память о Крещении Господа освятить естество воды, но, как мы видели выше, Церковь не призывает к "крещенским купаниям" и относиться к ним неодобрительно.

***

Томские городские крещенские купания в 2014 году на Белом озере

***

Тем не менее, во многих местах уже установился обычай таких народных купаний. Епархиальный Совет Курганской епархии обсудил сложившуюся ситуацию и принял решение, что в случае, если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь. Самим же приходам и духовенству не следует выступать инициаторами и организаторами подобных, не имеющих основания в церковном Уставе мероприятий.

Сегодня, 16 марта, губернатор Курганской области Алексей Кокорин провел совещание, в котором приняли участие митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, епископ Шадринский и Далматовский Владимир, члены правительства области, сообщили в пресс-центре Курганской епархии. Совещание прошло в закрытом режиме, но некоторые подробности – в материале «ФедералПресс».

Информированные источники сообщили, что темой разговора была подготовка к празднованию 200-летия нашего земляка архимандрита Антонина (Капустина). Он родился в селе Батурино Шадринского района. В истории православия архимандрит известен как «строитель Русской Палестины» (части территорий современного государства Израиль).

В Зауралье 2017 год объявлен Годом архимандрита Антонина. На его родине в селе Батурино в конце августа – начале сентября планируют провести православный фестиваль «Батуринская святыня». Идет сбор средств на восстановление Спасо-Преображенского храма в селе Батурино и памятник архимандриту Антонину (Капустину).

Как сообщало РИА «ФедералПресс», еще в июне 2016 года президент православного благотворительного фонда «Батуринская святыня» Михаил Харлов говорил о том, что «фонд сотрудничает в организации торжеств и подготовке к ним с Императорским православным палестинским обществом, комитет почетных членов которого возглавляет святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл». Недавно объявлено о намеченном визите патриарха Кирилла на торжества в Зауралье.

Поводом для оперативного совещания у губернатора стало, как отмечают некоторые наблюдатели, озабоченность митрополита Курганского и Белозерского Иосифа по подготовке к торжествам и визиту патриарха, и эту озабоченность он откровенно высказал на прошедшей вчера, 15 марта, рабочей встрече глав митрополий и епархиальных архиереев Уральского федерального округа с полномочным представителем президента РФ в УрФО Игорем Холманских.

На этой встрече, как сообщили очевидцы, митрополит Иосиф заявил, что его «удивило, что управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий анонсировал визит патриарха в регион».

«Мы к визиту не готовы, – сказал владыка, отметив, что в некоторых храмах не закончены плановые работы. – Принимать там патриарха мне будет стыдно. Богоявленский собор еще не завершен в строительстве и не сдан в эксплуатацию».

«Моя оценка состояния курганской епархии: она остановилась в середине 90-х годов. Это вызывает озабоченность. Второй аспект – моральное состояние духовенства епархии. На протяжение целого ряда лет курганскую епархию сотрясали противоречия между архиереями и духовенством. В ряде СМИ были опубликованы откровенно клеветнические материалы в отношении архиерея», – посетовал руководитель митрополии.

«До визита остаются считанные месяцы. Что-то, конечно, можно сделать, чтобы не ударить лицом в грязь, но нужно сегодня объединить все возможности. Завтра встречаемся с губернатором, обсудим шаги, которые нужны», – сказал Иосиф.

Игорь Холманских в ответ на это отметил: «Думаю, вы правильно характеризовали состояние дел в курганской митрополии, думаю, поэтому патриарх к вам и едет: и вас мобилизовать на подготовку встречи, и органы власти, чтобы Курганская область выглядела достойно. Картину вы нарисовали мрачную, но вы видите, какие задачи стоят, и, думаю, это поможет вам мобилизоваться и решить задачи. Нужна помощь, поддержка – можете нас просить».

Позиция митрополита Иосифа очень удивила депутата Госдумы от Зауралья Александра Ильтякова , который принял самое активное участие в сооружении Богоявленского храма в Кургане. «Мы все сделаем в срок, обязательно, ведь еще март. Работы начнем в апреле, и все будет сделано как подобает. Мы привыкли держать слово», – подчеркнул Александр Ильтяков в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».

Официальной информации о результатах сегодняшнего совещания пока нет, но отметим, что губернатор Курганской области Алексей Кокорин неоднократно заявлял, что приоритетом в подготовке к юбилею архимандрита Антонина (Капустина) является реставрация церкви Преображения Господня на его родине и благоустройство территории вокруг нее. «Общими усилиями мы обязательно отреставрируем храм. Наша задача – сделать село Батурино местом паломничества», – говорит губернатор.

А рядовые курганцы при опросе сегодня, оценивая возникшую ситуацию, говорили, что «визит патриарха не нужно превращать в парад», «пусть патриарх Кирилл увидит, как на самом деле живет епархия», «главное – отметить достойно память архимандрита в душе», «не стены важны, а общее желание воздать должное достойному человеку». И с этим трудно не согласиться.

Некоторые также считают, что митрополит Иосиф сопротивляется визиту патриарха Кирилла потому, что у епархии возник конфликт с властями Кургана по поводу самовольного строительства в самом центре города гаража возле памятника истории и архитектуры – Александро-Невского кафедрального собора. Эта история получила широкую огласку и не красит руководство епархии, считают жители города.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Дата рождения: 31 января 1954 г. Страна: Россия Биография:

С раннего детства посещал храм свв. Флора и Лавра г. Каширы и участвовал в пении и чтении на клиросе. По окончании средней школы проходил срочную службу в армии.

В 1975 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1978 г. окончил семинарию и был принят в .

5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Новодевичьем монастыре в Москве пострижен в монашество с именем Иосиф в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного.

9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием рукоположен во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря.

23 апреля 1981 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием хиротонисан во иеромонаха.

30 сентября 1982 г. назначен в клир Ильинского храма г. Серпухова Московской обл. 13 июля 1983 г. назначен благочинным церквей Серпуховского округа . Эту должность занимал до своего отъезда в Ярославль в феврале 1999 г. 19 марта 1984 г. назначен настоятелем Ильинского храма г. Серпухова.

6-12 июня 1990 г. принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. В 1990-1993 гг. являлся депутатом Серпуховского городского совета.

Решением Священного Синода от 28 февраля 1991 г. назначен настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения богослужений с жезлом. По его инициативе было возобновлено почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1993 г. избран членом епархиального совета Московcкой епархии.

25 сентября 1995 г. во время Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь наградил архимандрита Иосифа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а 28 марта 1996 г. удостоил права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Постановлением Священного Синода от 28 декабря 1998 г. избран епископом Угличским, викарием . Хиротония состоялась 31 января 1999 г. в г. Москвы.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

Иосиф (Балабанов), епископ Угличский (31 января 1999 - 7 октября 2002)
В миру Балабанов Игорь Анатольевич, родился 31 января 1954 года в подмосковном городе Кашира в семье Анатолия Ильича (+ 2001) и Надежды Петровны (+ 1999) Балабановых.
Крещён в младенческом возрасте. С раннего детства посещал Флоро-Лаврский храм Каширы и участвовал в пении чтении на клиросе. По окончании 10 классов средней школы проходил срочную службу в армии, где так же не скрывал своих религиозных убеждений.
В 1975 году, по окончании армейской службы, поступил в Московскую духовную семинарию. За прекрасную успеваемость из первого класса был переведён в третий, в 1978 году окончил семинарию по первому разряду и был принят в Московскую духовную академию.
5 марта 1979 года был пострижен в монашество с наречением имени Иосиф, в честь святого Иосифа Прекрасного, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, в Крестовой церкви в Московского Новодевичьего монастыря.
9 марта 1979 года рукоположен во иеродиакона в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 26 июля 1979 года назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря определением патриарха Московского и всея Руси Пимена.
23 апреля 1981 года рукоположен во иеромонаха митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
30 сентября 1982 года назначен в Ильинский храм города Серпухова Московской области.

13 июля 1983 года назначен благочинным церквей Серпуховского округа. Эту должность он занимал до своего отъезда в Ярославль в феврале 1999 года. Открытие новых храмов и монастырей, их реставрация, подготовка священнослужителей, возрождение традиционных форм церковного служения, развитие религиозной жизни во всем ее многообразии были постоянной заботой благочинного.

19 марта 1984 года назначен настоятелем Ильинского храма города Серпухова Московской области.
22 ноября 1987 года возведён в сан архимандрита.
6-12 июня 1990 года принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В 1990-1993 годах являлся депутатом Серпуховского городского совета.

28 февраля 1991 года назначен настоятелем Высоцкого мужского монастыря в Серпухове с правом совершения богослужений с жезлом. За несколько лет находившийся в руинах монастырь обрёл свою прежнюю красоту и величие. Многочисленные святыни стали привлекать в монастырь большое число паломников. По инициативе настоятеля монастыря было возобновлено пришедшее в полное забвение почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

28 декабря 1998 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Угличским, викарием Ярославской епархии.

30 января 1999 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве состоялось наречение, а 31 января в том же соборе за Божественной литургией — архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Солнечногорский Сергий, Волгоградский и Камышинский Герман, Можайский Григорий, Ярославский и Ростовский Михей; епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

Конфликт между бывшим благочинным и настоятелем Пантелеймоновского прихода поселка Рябково Владимиром Дедовым и митрополитом Курганским и Белозерским Иосифом может дойти до патриарха Кирилла. Как стало известно Znak.com, минимум полторы тысячи прихожан не согласны с решением владыки об отстранении Дедова от церковных постов и намерены добиваться его восстановления любыми способами - даже обращаясь к руководству РПЦ. При этом другим верующим, тоже слышавшим о противостоянии, по большому счету все равно, кто выйдет из него победителем, хотя и среди них есть недовольные политикой нового митрополита.

В редакцию Znak.com поступили десятки копий писем курганских прихожан на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этих обращениях люди высказывают свое недовольство новыми порядками, которые заведены в церквях Зауралья с приходом митрополита Иосифа. В частности - резким скачком цен на все требы.

«Просфора стоит 30 рублей - дороже булки хлеба», - к примеру, возмущаются прихожане.

Их не устраивает и то, что в храмах убрали скамейки, на которые раньше могли присесть больные люди и старики. Кроме того, курганцы отмечают, что из церквей пропали баки со святой водой - при этом ее стали продавать в пластиковых бутылках. А у икон в храмах больше не стоят молитвы. Тем, кто не знает их наизусть, приходить покупать напечатанный вариант.

«Самым вопиющим» одна из прихожанок назвала факт попрания святых крестов ногами священнослужителей и верующих у Кафедрального собора Александра Невского. Дело в том, что территория около собора была выложена плиткой с изображением православных крестов.

В день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2016 года по изображениям православных крестов прошел целый Крестный ход, отметила женщина. И только после того, как неоднократно был поднят вопрос о святотатстве, плитку начали перекладывать.

Недовольны люди и тем, что старинные иконы в храмах заменяют «неравноценным новоделом». К примеру, не стало старинной иконы «Николай Чудотворец» в храме села Утятское. Местные говорят, что икона приплыла в село по реке Серебрянке и на нее молились еще предки сельчан. Жители Утятского просят вернуть икону на свое место.

«Митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, по моему мнению, нисколько не интересуется привлечением граждан к православию, так как интересы его замыкаются исключительно на коллекционировании антиквариата, в том числе старинных икон. Такое поведение духовного лица подрывает авторитет православной церкви в нашей многоконфессиональной области, отталкивая прихожан, которые за неимением достойного наставника в православной церкви идут в различные секты. С моим мнением солидарны как минимум полторы тысячи человек, которые поставили свои подписи в петиции в адрес патриарха Кирилла против митрополита Курганского», - пишет одна прихожанка.

Большинство писем объединяет недовольство не столько нововведениями в храмах, сколько отстранением от служб отца Владимира Дедова.

«Очень жаль, что в Курганской области настали такие времена, когда у верующих православных людей отсутствует достойный духовный наставник. Я, а также другие прихожане, требуем возврата отца Владимира (Дедова) настоятелем Храма Пантелеймона Целителя, ведь именно его усилиями и был возведен этот Храм», - говорится в одном из писем.

В итоге главным посылом всех прошений стала просьба к патриарху разобраться в конфликте и вернуть бывшего настоятеля.

Храм святого ПантелеймонаАлёна Кононова

Противостояние отца Владимира Дедова и митрополита Иосифа вылилось в публичную плоскость в августе этого года, когда Дедов был лишен своих церковных постов. С тех пор внешне ситуация будто бы наладилась. Но недавнее интервью митрополита на Znak.com показало, что прихожане не смирились с решением владыки и продолжат бороться за восстановление настоятеля храма в поселке Рябково в должности. Тон комментариев к интервью с владыкой был гораздо жестче, чем тексты писем: в ход пошли личные оскорбления и угрозы, в связи с чем редакция приняла решение закрыть возможность для комментирования. Стало понятно, что количество недовольных решениями митрополита велико.

Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент Znak.com направился в храмы Кургана и поговорил с прихожанами.

В Кафедральном соборе Александра Невского действительно у икон больше не висят распечатанные молитвы, приобрести брошюры и молитвословы можно в иконных лавках на входе в храм. Убрали из курганских храмов и емкости, где раньше можно было без ограничений набирать святую воду. Правда, как пояснили служители церкви, это было сделано давно.

«Чтобы получить святую воду, теперь нужно заказать молебен за 150 рублей. Святят воду каждое утро, а разливать в храме запретили, потому что люди используют ее для мытья пола, посуды или пельмени варят. Нельзя так», - пояснила служительница собора Александра Невского.

Свечи действительно выросли в цене - теперь дешевле 10 рублей за штуку в храмах не найти. Но прихожанка Лилия Афанасьева, к примеру, не считает это большой проблемой. «Раньше свечи в часовне в парке Победы стоили по 3-4 рубля, а в храме Александра Невского - по 5. Теперь везде по 10 рублей. Но свечи везде дороже стали, не только в Курганской области, - что делать, жизнь дорожает», - рассуждает она.

Пожалуй, больше всего прихожане недовольны отказом от скамеек и лавочек в храмах. Службы длятся около двух часов, и не каждый способен выстоять это время на ногах. По словам прихожан, в храм нельзя приходить даже со своим раскладным стулом. Прихожанка храма Александра Невского, которая не захотела представляться, сообщила, что на каждую службу приходят пожилые люди, которым физически тяжело стоять. «Пришла сегодня старушка, еле стоит. Я спросила служителя - может, хоть ей вынесут? А он отвечает: «Ну, пусть на батарею обопрется», - отметила женщина. При этом она добавила: «Понятно, что их убрали, чтобы мы не садились и не болтали во время службы».

В Кафедральном соборе Александра Невского убрали скамейкиАлёна Кононова

О конфликте Владимира Дедова и митрополита Иосифа знают многие прихожане. Но части из них эта история неинтересна. В основном о происходящем наслышаны именно в Рябковском храме. Светлана Вишнягова, прихожанка храма святого Пантелеймона, сама помогала собирать подписи под обращением к патриарху, но говорит, что все без толку. «Мы до такой степени в шоке! Я всегда с мужем на службы ходила, а с августа даже зайти не могу, потому что знаю, что такой человек возглавляет епархию. Он второй год здесь, а все перевернул. Он вносит раздор. Я бы даже сама к Кириллу поехала - тут такой беспредел. Ответа ни одного не было, я считаю, что с каждым нашим прошением у нас каждый раз только хуже и хуже результат», - негодует она.

Всего с августа было собрано 1 тыс. 582 подписи под обращением на имя патриарха с требованием вмешаться в конфликт. Несколько прихожан месяц назад даже самостоятельно поехали в Москву добиваться аудиенции у патриарха, но безрезультатно.

О том, чем обернулся конфликт для священника, за которого вступились прихожане, мы спросили у самого Владимира Дедова. Он подчеркнул, что не имеет отношения к сбору подписей и обращениям к патриарху, но прекрасно понимает недовольство прихожан.

По словам Дедова, начало конфликта было положено сразу, как владыка Иосиф приехал в Курганскую область. «Он постоянно меня пугал глухой деревней: «ты у меня допрыгаешься, я тебя отправлю», постоянно приезжал без меня на храм», - вспоминает Дедов.

Он рассказал о январском освящении воды, после которого Дедов хотел отпроситься у митрополита на крещение в другой храм.

«После службы я подошел к владыке, чтобы отпроситься, но он ясно дал понять, что я должен выбрать. «Ты со мной или с младенцами?» - спросил он, и я остался», - рассказывает Владимир Дедов.

Отношения обострились после службы в храме святого Пантелеймона 9 августа 2016 года. «После причастия одна прихожанка поцеловала икону, потом подошла к митрополиту. Он это очень резко воспринял: сказал, что у меня плохие прихожане, все раскидал, не благословил ни одного прихожанина. «У тебя все прихожане спесивые, а толку от них мало» - приводит слова митрополита Дедов. После той службы священника попросили приехать к владыке, и, по словам Дедова, митрополит Иосиф его очень грубо отчитал и выгнал. Правда, причины упреков он так и не понял. Уже позднее Дедову передали указ о переводе на должность второго священника в Троицкий храм города Кургана - с тех пор они больше не пересекались.

Владимир ДедовАлёна Кононова

Ранее в интервью Znak.com митрополит Иосиф объяснял причину конфликта тем, что к Дедову возникла масса вопросов. «У меня были претензии богослужебного, административного, финансового, хозяйственного порядка - целый ряд претензий, которые я как правящий архиерей имею право предъявить настоятелю по уставу. <...> За первый квартал есть отчет, и если его сравнить с третьим кварталом того же 2015 года, то доход от реализации предметов церковной утвари, книг и свечей упал не в три раза, а в тридцать три раза!» - говорил владыка.

Сам Дедов объясняет падение выручки ростом цен в церкви. «Крещение очное было 500 рублей, а стало с приездом владыки для младенцев 1 тыс. рублей, старше 7 лет - 1,5 тыс. рублей. Отпевание заочное было 500 рублей, стало 2,5 тыс. рублей», - приводит он примеры.

В ноябре, по словам бывшего настоятеля, он получил еще один указ, на основании которого его освобождают от должности штатного священника, перечисляют за штат Курганской епархии и запрещают быть священнослужителем на пять лет. «Сейчас я написал прошение об оплате моих больничных и отпускных (в отпуске я не был 7 лет), но ответа нет. И если не будет покаяния, то я полностью лишаюсь сана и не смогу служить ни в одном храме», - поясняет Дедов.

Владыка Иосиф: о проблемах Курганской епархии, конфликте с Дедовым и памятнике Красину

При этом на вопрос, как вернуть мир в епархию, Владимир Дедов отвечает философски: «Получается, я должен бросить младенцев и пойти за ним».

Поправьте меня, если я не права. Одной из главных черт христианина должно быть смирение. Не считаете ли вы, что это вам испытание такое дано? - спрашивает корреспондент Znak.com.

Испытание дается каждому. Что ни случается - на все воля Божья. Я думаю, да, это испытание, - отвечает Владимир Дедов.

Готовы ли вы смириться?

Готов я смириться, но не готов отречься от Бога. Нужно просто достойно пережить время, - подчеркивает он.

Как скоро в Курганской епархии воцарится мир, неизвестноАлёна Кононова

Спор ранее также разгорелся вокруг учредительных документов на храм в Рябково. Митрополит Иосиф сообщал, что бывший священнослужитель не передал их в епархию. Сам Владимир Дедов сказал, что документы не мог вернуть, так как они хранятся у мецената - генерального директора завода «Корвет» Анатолия Чернова.

Готов ли идти на мировую владыка Иосиф, Znak.com узнать не удалось. Митрополиту были направлены вопросы по поводу перемен в храмах и развития ситуации с Дедовым, но от комментариев он отказался.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!