Негативные последствия социальной мобильности. Проблемы социальной мобильности в россии. Каналы социальной мобильности

- 46.19 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Кафедра философии

Контрольная работа по дисциплине

«Социология»

«Позитивные и негативные последствия социальной мобильности»

Выполнила: Скороженко Н.С.

студентка группы ПГСб-12-Z4

номер зачетной книжки: 140

Проверила: Старникова В. Г.

Введение………………………………………………………… ………………...4

1. Сущность социальной мобильности…………………………………………..5

2. Позитивные последствия социальной мобильности…………………… ……9

3. Негативные последствия социальной мобильности…………………… …..18

Заключение…………………………………………………… ………………….21

Список литературы…………………………………………………… …………23

Введение

На протяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет он того или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет, холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность или наоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазон жизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальная мобильность».

Под этим понятием понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида, социального объекта из одной группы в другую, без потери своего статуса. Включает такие понятия, как миграция и урбанизация. Вертикальная мобильность обозначает переход индивида или социального объекта из одного пласта в другой. Действует в определённых сферах человеческой жизни (ипостасях) - экономической, профессиональной и политической. Может быть как индивидуальной, так и массовой, последнее свойство характерно и для горизонтальной мобильности.

Следует отметить, что не существует общества с социальной мобильностью равной 100%, как и общества с нулевым её значением. Да, история знает примеры, когда вертикальная мобильность приближалась к пиковому своему значению, это периоды социальных ломок, революций и иных социальных катаклизмов, но это отнюдь не приносило положительных результатов.

Социальные последствия мобильности оцениваются исследователями по-разному. Первая точка зрения ученых заключается в том, что крупномасштабная мобильность, как восходящая, так и нисходящая, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Активные процессы мобильности сводят классовые различия к минимуму, и потому современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Другие ученые считают, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое социальное положение, укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. По мнению третьей группы исследователей, социальная мобильность не влияет на изменения классовых различий, и ослабить их на самом деле можно путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества.

1. Сущность социальной мобильности

Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рамках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей рабочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и групповую. Про индивидуальную мобильность говорят, когда перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факторов социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности является образование. Оно играло решающую роль в процессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претендовать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности является также социальный статус семьи, к которой принадлежит человек. Многие семьи различными способами – от браков до поддержки в деловой сфере – помогают продвижению своих членов в более высокие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобильности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.

Кроме экономических изменений усилению процесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах – более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Армия функционирует в качестве канала, обеспечивающего вертикальную мобильность как в военное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбрости.

Церковь в прошлом была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. В результате запрета католическому духовенству жениться исключалась передача церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполнялись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в периоды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы. Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает человеку принадлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX – начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был бракобедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикальной мобильности является собственность, как правило, в виде денег – одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных.

Продвижение индивида вверх способствует реализации его личных качеств. Если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у человека более реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социальная мобильность предоставляет возможности создания новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

2. Позитивные последствия социальной мобильности

При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятой в категории «белых воротничков», и уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга (неквалифицированный труд).

Систематическое изучение вертикальной мобильности развернулось в 50-60-е годы. Большинство социологов в качестве эмпирического индикатора анализа восхождения и нисхождения избрали профессию.

Одной из самых значительных работ в послевоенный период о тенденциях мобильности в США было опубликованное в 1964 г. исследование Элтона Ф. Джексона и Гарри Д. Крокетта.

Представляют интерес полученные ими сводные данные общего уровня мобильности в США (табл. 1).

Результаты этой работы свидетельствуют о росте мобильности в рамках двух поколений. В 1957 г. сыновья реже наследовали профессии отцов, чем в 1945 г. Отмечена тенденция к восходящей мобильности, хотя примерно 25% исследуемых в обоих случаях совершили спуск по ступеням иерархии. Авторы показали, что мобильность, направленная вверх, связана больше с добровольным перемещением, чем со структурными факторами. Эти тенденции были позднее подтверждены исследованиями многих ученых в США, Европе и бывшем СССР. Они также доказывали, что скорость социальной мобильности в США более близка к скорости, предполагаемой системой полного равенства возможностей, чем к скорости, предполагаемой системой максимальной стабильности, Здесь они скорее приняли желаемое за действительное.

Таблица 1. Социальная мобильность в СШA (в %)


Видные американские социологи Питер М. Бло и Отис Д. Данкен рассматривали каждую профессиональную группу двояко: как «потребителя» людских ресурсов и как «поставщика» рабочей силы3. Способность той или иной профессии выступать потребителем и поставщиком на рынке труда зависит от таких факторов, как временные изменения профессиональной структуры (в частности, в течение жизни одного поколения), дифференцированная рождаемость и смертность внутри категории и открытость или замкнутость профессиональной иерархии.

Анализ вскрыл интенсивную мобильность среди мужской части населения США. При этом превалировала мобильность по восходящей линии.

Более частыми были перемещения в пограничных стратах, а не через несколько ступеней. Низшие «белые воротнички» и низшие «синие воротнички» (включая неквалифицированных сельскохозяйственных рабочих) реже всех наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Низшие «белые воротнички» совершали в основном восхождение в высшие страты, хотя какая-то их часть была вынуждена перейти в разряд «синих воротничков». Подобным же образом сыновья из семей, относящихся к категориям низших «синих воротничков», чаще становились высшими «синими воротничками», а небольшая их часть проникала даже в разряд «белых воротничков». В итоге можно сказать, что американцы городского происхождения наталкивались на реальный барьер: «белые воротнички» - «синие воротнички», однако препятствие оказывалось относительно преодолимым.

Список литературы………………………………………………………………23

В условиях радикального преобразования российского общества в его социальной стратификации происходят глубокие изменения, которые имеют ряд характерных черт.

Во-первых, наблюдается тотальная маргинализация российского общества. Дать ей оценку, а также спрогнозировать ее социальные последствия можно лишь исходя из всей совокупности конкретных процессов и условий, в которой это явление функционирует.

К примеру, маргинализацию, обусловленную массовым переходом из низших слоев общества в более высокие, т. е. восходящую мобильность (хотя она и имеет определенные издержки), в целом можно оценить положительно.

Маргинализация, которая характеризуется переходом в низшие слои (при нисходящей мобильности), если к тому же носит долговременный и массовый характер, приводит к тяжелым социальным последствиям.

В нашем обществе мы видим как восходящую, так и нисходящую мобильность. Но тревогу вызывает то, что последняя приобрела «обвальный» характер. Особо следует выделить растущий слой маргинален, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бомжи, бродяги и т. д.).

Следующая особенность -- это блокирование процесса формирования среднего класса. В советский период в России существовал значительный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс (интеллигенция, служащие, высококвалифицированные рабочие). Однако превращения этих слоев в средний класс не происходит, отсутствует процесс «классовой кристаллизации».

Сегодня в России доля отчислений на науку, образование, здравоохранение, культуру в бюджете катастрофически уменьшается. Заработная плата научных, научно-педагогических кадров, медицинских работников, работников культуры все больше отстает от средней по стране, не обеспечивая прожиточного, а у отдельных категорий физиологического минимума. А поскольку почти вся наша интеллигенция «бюджетная», на нее неотвратимо надвигается обнищание.

В аналогичном положении оказался слой высококвалифицированных рабочих, связанных с передовыми технологиями и занятыми прежде всего в сфере ВПК.

В результате низший класс в российском обществе составляет в настоящее время примерно 70% населения.

Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Необходимо, используя выражение Т. Парсонса, «внешнее вторжение» власти в формирующуюся систему рационального размещения социальных позиций со всеми вытекающими последствиями, когда естественный профиль стратификации станет залогом и устойчивости и прогрессивного развития общества.

Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.

Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.

Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В Древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные группы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т.д.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Каналы социальной мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с.этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материаиьиый образ жизни - только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

В наши дни, как и раньше, начальная стадия социальной мобильности выступает сходной для всех людей: при рождении ребенок получает соци­альный статус своих родителей, так называемый аскриптивный, или предписанный, статус. Родители, родственники и близкие к семье люди передают ребенку тс нормы поведения, представле­ния о должном и престижном, которые господствуют в их среде. Однако в активный период жизни человек зачастую не доволь­ствуется положением в своем слое, добиваясь большего. В этом случае исследователи говорят, что человек меняет свой преж­ний статус и обретает новый достигаемый статус. Тем самым он включился в процессы восходящей мобильности.

Выделим случаи, когда представители социальных групп располагают предписанным статусом, который невозможно сменить по одному лишь желанию (разделение людей по поло­вому, расовому, возрастному признаку). Для представителей таких групп социальная мобильность бывает нередко затрудне­на из-за социальной дискриминации, закрепленной в данном обществе. В этой ситуации члены группы могут добиваться из­менения общественных стереотипов по отношению к себе и через инициативные акции требовать расширения каналов сво­ей социальной мобильности.



Вместе с тем в современном обществе множество людей осу­ществляют восходящую профессиональную мобильность через выбор той или иной профессии, достижение высокого уровня квалификации и профессионального образования, через переме­ну профессии и уход в высокооплачиваемую область труда или на престижную работу, через переезд на новое место работы в дру­гом городе или в другой стране. Имеется много случаев, когда люди меняют свой статус вне профессиональной сферы - вос­ходящую мобильность можно реализовать через изменение своего семейного положения, поддержку родственников и друзей.

Наряду с этим социологи выделяют нисходящую социальную мобильность. В этом случае речь идет об утрате многих преиму­ществ предыдущего статуса и о переходе человека в более низ­кую социальную группу. С данным видом мобильности люди сталкиваются, как правило, в силу неблагоприятных или неиз­бежных обстоятельств, например при достижении пенсионного возраста, а также из-за болезни, утраты трудоспособности и т. п. Ситуация нисходящей мобильности расценивается обществом как нежелательная для человека, поэтому в рамках семьи и госу­дарственных институтов вырабатывается немало способов, при­званных сгладить ее остроту, снизить масштабы - родственная поддержка, система социального страхования и пенсионного обеспечения, социальное призрение и попечительство.

Помимо выделенных двух видов социальной мобильности, которые носят названия вертикальные (направленные или вверх или вниз), в науке рассматривается целый ряд других ее разно­видностей. Укажем нагоризонтальную мобильность, связанную с переменой человеком места работы, места жительства, долж­ности, но без изменения статусного ранга. В данном случае так­же осуществляется важная форма социальной мобильности, ко­торая позволяет решать, например, какие-то личные пробле­мы, расширяет социальные возможности людей с прицелом на будущее, обогащает их профессиональный опыт.

Рассмотренные выше виды социальной мобильности могут существовать как в форме хаотических индивидуальных переме­щений,так и в форме направленных коллективно-групповых трансформации. Другими словами, в одних условиях имеет мес­то индивидуальная мобильность, зачастую приобретающая случайный или хаотизированный характер, в других она реа­лизуется как сходные коллективные перемещения. В период ра­дикальных трансформаций свой социальный статус меняют целые слои и социальные группы, демонстрируя так называе­мую структурную мобильность, которая подготавливается и происходит под действием множества факторов, спонтанно, через трансформацию всего общества. Так, европейские рево­люции сопровождались уходом с социальной сцены старой аристократии, что открывало широкие возможности проявить свою активность буржуазии, интеллектуальной элите. В услови­ях эволюционного развития в 60-80-е гг. в СССР ряд социаль­но-профессиональных слоев переживали постепенную статус­ную трансформацию. Одни из них утрачивали свои позиции (педагоги, инженеры, ученые), другие их наращивали (работ­ники банковской сферы и сферы обслуживания, юристы), что находило яркое проявление в динамике профессиональных ориентации молодежи этих десятилетий 2 . Снижение статусных позиций у одних групп и повышение у других выступало пока­зателями структурной мобильности, свидетельствовало о скрытых сдвигах в социальной структуре, что рано или поздно должно было проявиться в трансформации всего общественно­го организма.

Тесно связаны с индивидуальными и коллективно-групповы­ми перемещениями еще две разновидности социальной мобиль­ности: мобильность, основанная на добровольных перемещениях людей внутри групп и между группами, а также мобильность объективно неизбежная, по необходимости принудительная, выз­ванная структурными сдвигами в разных сферах общественной практики - в экономике, в политической практике, в демогра­фии.

Наконец, следует остановиться на внутригенерационной(внутрипоколенной) и интергенерационной (межпоколенной) мобиль­ности, которые свидетельствуют об изменении социального ста­туса как в рамках тех или иных возрастных когорт, так и от роди­телей к детям. Изменения этого рода определяются традициями, исторической ситуацией, определяющей тот или иной крупный сдвиг в данном обществе, геополитическим положением страны. Так, при прочих равных условиях межгенерационная мобиль­ность в современном английском обществе более замедленна, чем в США, что объясняется неодинаковой ролью традиций по сохранению молодым поколением принадлежности к свое­му классу, слою. Вместе с тем своеобразие процессов социаль­ной мобильности в США всегда определялось масштабным по­током иммигрантов из Старого Света и других регионов мира. В Японии межпоколенные статусные позиции за последние 50 лет трансформируются стремительнее, чем во второй поло­винеXIXв., что связано с активным включением страны в со­временное мировое динамичное развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яковлев И.А. Социальные институты и Россия. // СОЦИС., № 5, 1993.
1. Кравченко А.И. Социология. Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 1999
3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994.
4. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997.


Размещено на https://сайт/

Размещено на https://сайт/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет «ГиМУ»

Кафедра социологии и социальной работы

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИИ

Санкт-Петербург 2006

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Понятие социальной мобильности. Каналы социальной мобильности
  • 2. Проблемы социальной мобильности в России
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблем современного российского общества - пожалуй, самый избитый, набивший оскомину вопрос, решаемый в течение последних пятнадцати лет с того самого момента, как перестало существовать государство под названием СССР. Необходимость создания в стране большого количества новых институтов, организаций, новой политической и экономической структуры общества выявила множество препятствий на этом пути, каждое из которых изучается различными экспертными учреждениями - в области финансов, права, образования, культуры и др. В отличие от перечисленных специализаций для социологии все проблемы имеют одну общую природу - все они возникают из человеческих отношений, независимо от того, что является объектом спора: деньги, права, власть или образование. Исследование проблем совершается с точки зрения того, как эти отношения возникают, проявляются и какие последствия имеют, и в ходе анализа имеющихся социальных взаимодействий затрагиваются не только отдельные аспекты общественной жизни, а все её составляющие.

Данный реферат представляет анализ явления социальной мобильности в Российской Федерации. Явление это имеет очень важное значение, так как во всех развитых странах представляется залогом успешного, прогрессивного развития общества. Во все времена наибольшего расцвета достигали те государства, в социальной структуре которых были возможны и осуществлялись индивидуальные или коллективные восхождения наиболее активных и талантливых людей, способных реформировать, изменять и развивать имеющиеся социальные отношения. Для России в настоящее время появление такого рода людей и занятие ими значимых и социально полезных позиций было бы равноценно «спасательному кругу», но сохранение в обществе состояния постоянного материального и морального неудовлетворения и социальной незащищённости подсказывает, что процесс этот, скорее всего, большого распространения не имеет, а, значит, существуют какие-то ограничения, преграды, мешающие и возникновению и развитию явления социальной мобильности. Поэтому мы и считаем нужным тщательно рассмотреть данное понятие.

Для начала в первой главе мы представим определение термина, его составляющие и основные направления, чтобы затем во второй главе проследить за тем, как оно проявляется в российских условиях. Целью нашего реферата станет нахождение причин и последствий того неблагоприятного состояния, которое характерно для социальной мобильности в Российской Федерации.

1. понятие социальной мобильности. каналы социальной мобильности

Понятие социальной мобильности было введено в социологию П.А. Сорокиным в 1927 году в книге с аналогичным названием и определялось как подвижность, переход индивида, группы или социального объекта (всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью - моды, теории Дарвина и др.) из одной социальной позиции в другую. Более научное определение гласит: социальная мобильность - совокупность перемещений людей, социальных групп или социальных объектов в обществе, связанных с изменением их статуса. Основные типы и формы социальной мобильности приведены ниже в таблице 1:

Таблица 1. Виды, типы и формы социальной мобильности Лукьянов В.Г. Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие. - СПб., 2004 г. - С. 132

Виды, типы и формы

Краткая характеристика

Горизонтальная мобильность

Изменение положения индивида в пределах одной и той же страты (территориальная, религиозная, политическая, семейная, профессиональная без смен и сдвигов в вертикальном направлении)

Вертикальная мобильность:

восходящая мобильность

нисходящая мобильность

Перемещение из одной страты в другую, т.е. переход вверх или вниз по социальной лестнице:

социальный подъем, т.е. повышение социального статуса, переход в страту, расположенную выше по иерархической лестнице (экономическое, политическое, профессиональное и т.д.)

индивидуальные перемещения

создание или восхождение целой группы

спуск по иерархической лестнице, понижение социального статуса

индивидуальный спад

спад или дезинтеграция целой группы

Индивидуальная мобильность

Изменение положения индивида в системе стратификации (т.е. перемещение индивида по вертикали или по горизонтали благодаря собственным усилиям и личным достижениям, т.е. независимо от других)

Групповая мобильность

Коллективное перемещение, в результате которого изменяется статус практически всех принадлежащих к этой группе индивидов

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность

Изменение положения индивида в сравнении с положением родителей (т.е. обозначает изменение социального статуса сына по сравнению с социальной позицией его отца)

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность (иначе говоря, социальная карьера)

Изменение положения индивида в сравнении с его же предыдущим положением (как правило, имеется в виду трудовая биография, а значит - служебная карьера). Поэтому некоторые исследователи предпочитают называть ее «профессиональной мобильностью»

Организованная мобильность:

добровольная организованная мобильность

недобровольная организованная мобильность

Перемещение индивидов и социальных групп вверх, вниз или по горизонтали, которое управляется государством:

перемещение производится с согласия самих людей (общественные призывы на комсомольские стройки и др.)

перемещение производится без согласия людей (например, репатриация, раскулачивание)

Структурная мобильность

Перемещения вызываются изменениями в структуре экономики и происходят помимо воли и сознания индивидов и групп

При рассмотрении типов социальной мобильности надо сразу отметить, что в чистом виде ни одного из них не существует - все они являются процессами взаимосвязанными. Поэтому, хотя в научных целях исследователи используют отдельные конкретные формы, на практике общественные отношения оказываются куда более сложными образованиями. Так при изучении миграции и текучести кадров - видов горизонтальной мобильности, которую многие социологи не рассматривают в виде социальной мобильности (они относят это к географическим явлениям, не имеющим явных социальных подоплёк и последствий) - может проявиться и межпоколенная и внутрипоколенная вертикальная мобильности (несложный пример - история становления Соединенных Штатов).

Для измерения социальной мобильности П.А.Сорокин также ввёл понятия интенсивности и всеобщности:

Интенсивность социальной мобильности - это «вертикальная дистанция или количество слоёв - экономических, профессиональных или политических, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени». Например, если один индивид увеличил свой годовой доход с 500 до 50 000 долларов, а второй индивид с 500 до 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъёма будет в 50 раз выше, чем во втором.

Всеобщность (степень) вертикальной мобильности измеряется числом индивидов, которые изменили свою социальную позицию (продвигаясь вверх) за определённый промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов даёт абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре населения определённой страны; пропорция таких индивидов ко всему населению даёт относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Другим важным понятием, введённым П.А.Сорокиным, стало понятие «каналы вертикальной циркуляции » - те социальные институты, попадая в действие которых индивиды и целые группы совершают гарантированное (до определённой степени) восхождение по социальной лестнице, проходя определённые «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути». Обычно выделяют семь важных институтов - каналов циркуляции:

1. Армия (например, известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого общественного положения, начав с низших социальных слоёв, продвигаясь по социальной лестнице именно благодаря службе в армии).

2. Церковь (правда, она выполняет функцию циркуляции только в том случае, если обладает высокой значимостью в обществе - как, например, в средние века).

3. Школа (институты образования и воспитания изначально существовали для выделения определённых категорий людей, имеющих особые, важные для общества способности, тем самым повышая их статус и предлагая шансы и для дальнейшего совершенствования и повышения).

4. Политические организации («правительственные группы, политические организации, и политические партии» (П.Сорокин)).

5. Профессиональная организация

6. Экономические организации («организации по созданию материальных ценностей» (П.Сорокин); определяет наличие прямой связи роста знатности, социального веса с ростом благосостояния человека).

7. Семья и брак (составление союза с представителем другого социального статуса сразу же приводит одного из партнёров к социальному продвижению, другого - к социальной деградации, но союз этот, как правило, заключается по взаимовыгодным соображениям, поэтому возможно, что общий социальный статус со временем придёт в равновесное положение в сторону более высокого уровня - если достигший таким образом статуса индивид был подготовлен и осуществил быструю адаптацию к условиям новой субкультуры).

Напомним, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Фролов С.С. Социология: учебник. - 2 изд. - М., Издательская корпорация «Логос», 1996 г. - С. 162 Это значит, что, в первую очередь, в обществе должна существовать нормативно-ценностная система - регулятор всех общественных отношений, расставляющий по своим местам и социальные статусы индивидов и социальные роли (права и обязанности), которые им предписываются. А, во-вторых, должна наличествовать и социальная структура, в которой эти социальные статусы отражены и объединены по принципу иерархии в социальные группы, слои, и, в конечном итоге, - в классы. Только в таком случае можно рассматривать понятие социальной позиции индивида и возможности его перемещения по социальной лестнице (мобильности), ибо если лестницы не существует, то и спуститься или подняться по ней уже невозможно. Это явление - неразработанность или отсутствие чёткой структуры общества - можно обозначить как первую и основную проблему социальной мобильности в современном обществе.

Второй проблемой мобильности можно представить существование обществ «закрытого типа» - обществ, в которых доступ отдельных категорий людей в определённые классы или группы закрыт или сильно ограничен - примером таких обществ может служить кастовое общество Индии или слой правящей элиты практически любой страны.

И, наконец, проблемами мобильности могут стать преграды, возникающие в процессе работы тех каналов вертикальной циркуляции, которые мы рассмотрели ранее: достаточно появления одного лишнего дополнительного звена в цепочке социальной карьеры, чтобы остановить её прогрессивное развитие.

2. проблемы социальной мобильности в россии

Изучение явления социальной мобильности в российских условиях перво-наперво хотелось бы начать с исторической зарисовки. Развал СССР и формирование нового государства - Российской Федерации - означали не простое внешне- и внутриполитическое изменение, а разрушение целой, громадной социальной системы - были разрушены все существовавшие социальные институты, отвергнуты все идейные и культурные нормы и традиции, сломана пусть искусственная, но действовавшая классовая стратификация. На замену советскому социализму новые реформаторы новой страны предложили строительство демократического капитализма, но при этом никак не оговорили ни тот путь, по которому будет идти строительство, ни конечный пункт - конкретную и понятную модель институционального устройства общества. Важной особенностью преобразовательного процесса в России стал его полустихийный характер, который означал отсутствие сильной власти - субъекта, который бы знал конечную цель общественного развития. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // ОНС (Общественные науки и современность). - 2004. - № 5 - С. 9 Результатом «стихийных», спонтанных изменений в обществе стала невозможность приложения никаких других систем социальных стратификаций кроме как экономической. Политическая не имела места в виду особого недоверия граждан к правящей элите и отсутствия единой массовой поддержки какой-либо одной политической партии или движения, а профессиональная не имела значения, поскольку экономика страны находилась в настолько плачевном состоянии что определить, чей статус - директора или работника - окажется выше, было весьма сложно. В итоге структура постсоветского общества середины девяностых годов представляла собой по экономическим критериям два неравных «полярных» социальных класса - «высший» - очень богатых людей, чиновников старой и новой номенклатуры, которые или успели ухватить большие куски при советском режиме, или смогли приспособиться в новых условиях, и «низший» - бедный, почти нищий по мировым оценкам класс, который не только не обладал никакими материальными ценностями, но и не имел никаких социальных шансов на их приобретение. Не имел шансов по той причине, что никогда этому не учился и необходимости этой не предвидел: долгие годы коммунистического господства определили «несоразмерно низкий деятельностный потенциал большинства россиян», который стал одним из «камней преткновения» в развитии общества. Там же - С. 7 Этот феномен, естественно, не остался незамеченным, и в течение последних десяти лет одними из центральных вопросов проводимой государством социальной политики являлись и остаются по сей день вопросы о повышении «человеческого потенциала» и о создании социальной структуры, которая была бы наиболее эффективной для развития российского общества.

За образец социальной структуры были взяты примеры развитых стран, для которых была характерна шестиуровневая классовая система - по два подуровня «высшего», «среднего» и «низшего» классов. Эта система и была спроецирована на российское общество, в результате чего основной упор в проводимых экономических и политических реформах был сделан на то, чтобы создать и стабилизировать в российском обществе отсутствующий «средний» класс - были задействованы такие каналы социальной мобильности, как экономическая, политическая и профессиональная организации. Государство поощряло частное предпринимательство, упрощало систему налогообложения, создавало специализированные кредитные коридоры, издавало новые правовые источники, но всё это не имело действия в начале и не имеет действия сейчас. Причиной такого положения является отсутствие норматив-но-ценностной системы, о которой мы уже говорили в предыдущей главе. В российском обществе не существует общепринятых ценностей и норм поведения, которые могли бы определить положение того или иного индивида как более высокое или более низкое с точки зрения окружающих. Определения патриотизма, честности, взаимовыручки, превосходства культурного капитала над материальным, бывшие присущими советскому типу производства, в период перестройки оказались неуместными, уступив свои позиции прямо противоположным понятиям единоличного накопительства и грубой деловой хватки, не отступающей перед необходимостью обмануть, предать, обойти не только моральные, но и государственные законы. Итогом такой смены приоритетов в общественных отношениях стало подтверждение и ещё большее закрепление той самой полярной структуры общества: в высший слой смогли попасть люди, не отягощенные вопросами морали и этики, обладающие громадными запасами богатства и власти (вопрос же престижа в нашей стране всегда был сугубо субъективным и зависел больше от самого носителя того или иного статуса, нежели от политической или профессиональной стратификации, поэтому его мы постараемся глубоко не рассматривать). Все остальные граждане по сути остались наследниками старой системы и продолжали поддерживать выработанные годами отношения. В результате в обществе сложились две неравные культурно-ценностные системы: субкультура высшего слоя населения, для которой стали характерны понятия высокой деловой активности, широкого доступа к любым системам образования, культурного и спортивного досуга, а также понятие саморазвивающегося потенциала - прямой связи между имеющимися ресурсами и их дальнейшим ещё большим увеличением. Так сын известного политика, имеющий возможность получить Гарвардское образование, благодаря отцовским связям, может открыть бизнес и добиться больших успехов в предпринимательской деятельности. Другая же субкультура - «низшего» класса - диаметрально отличается от предыдущей практически полным отсутствием социальной активности, самостоятельности, а, главное, веры в возможность улучшения своего положения - это явление уже достаточно давно исследуется в социологии и получило название «культура бедности» (О.Льюис). Смысл этого явления заключается в том, что длительное ухудшение условий жизни приводит к снижению у многих людей уровня социальных притязаний и активности, из сознания людей вымываются сложные социокультурные потребности и становится характерной установка на выживание. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // СОЦИС (социологические исследования). - 2003. - № 7 - С. 38

А это значит, что первой и необходимой целью становится поддержание имеющегося положения, а не стремление его преодолеть - о каком уровне социальной мобильности здесь может идти речь, если главная забота в большинстве российских семей состоит в том, чтобы прокормить и одеть детей и других членов семьи? Кстати, саморазвивающийся потенциал, указанный для высших слоёв населения, в отношении низшего тоже имеет значение, но в другой, отрицательной степени: один привычный уже низкий социальный статус определяет появление и других взаимосвязанных с ним низких статусов: малоквалифицированная должность определяет низкую денежную оплату, низкий уровень морального удовлетворения и невозможность повышения своего профессионального статуса путём образования (курсы потребуют дополнительных капитальных вложений, а их уже не остаётся). В результате низкое положение превращается в замкнутый круг: дети из бедных семей не приобретают социального опыта из успешной карьеры родителей, плохие условия жизни и отсутствие высокой культуры общения влияют на низкую успешность их обучения в школе - таким образом культура бедности передаётся из поколения в поколение и определяет существование той двоичной социальной структуры, которую мы установили ранее.

Теперь к разговору о явлении социальной мобильности в России мы имеем налицо первую , большую и трудно решаемую проблему : существование в стране лишь двух чётко представленных социальных слоёв с характерными чертами, позволяющими легко идентифицировать их представителей, определять их статус и социальные роли. И в то же время отсутствие возможностей перемещений по социальной лестнице между двумя этими классами: первый гарантированно застрахован от опускания на низшую ступень, второй по своим культурным предпочтениям и не собирается бороться за высокие позиции, тем более, что сам факт прыжка «из грязи в князи» представляется больше чем несбыточным. Поэтому, возвращаясь к социальной политике, оставленной нами выше, ещё раз подчеркнём необходимость создания среднего - промежуточного класса, относительно которого можно было бы построить иерархию профессиональных, экономических и политических статусов и определить пути их повышения или понижения.

Собственно говоря, мы таким образом пытаемся искусственно построить структуру общества, а это значит, что процессы социальной мобильности в России имеют регулируемый, управляемый характер, а большая часть проблем, возникающих при их осуществлении возникают не по вине участников социальных отношений, а в результате несогласованных решений и действий государственных органов, т.е. властной организации. В этом можно расшифровать и вторую проблему в проявлении социальной мобильности в России - её неестественный ход, её зависимость от политических изменений. Обратимся к истории: на первых порах российской демократии одним из ключевых моментов стал вопрос о восстановлении сельского хозяйства и возникло предложение о повышении социального статуса крестьянства за счёт формирования класса фермеров, но не были учтены географические российские особенности, которые испокон веков обусловливали коллективный способ ведения хозяйства. Образец американского фермерства, который существует в условиях умеренного и субтропического климата, в наших холодных широтах оказался абсолютно не естественным и загубил всю реформу на корню. Таких примеров за последние годы накопилось великое множество: государство своей рукой указывает на значимые для него в определённые периоды категории людей - будь то военный или чиновничий аппарат (что наблюдается на современном этапе), и тем самым повышает их социальный статус в сравнении с остальными общественными слоями.

Осуществляется своеобразная вертикальная мобильность, но не индивидов, а целых групп - производится постоянное изменение стратификационной иерархии, но производится не естественным образом - в результате самостоятельного развития социальных отношений, а искусственно - под влиянием накапливающихся внешне- и внутриэкономических проблем. И изменение это предугадать невозможно, поэтому люди привыкают жить в ожидании очередных общественных кризисов, в результате которых может произойти смещение социальных позиций, причём не только в сторону повышения, но и понижения. Такое отсутствие закреплённой профессиональной и политической стратификации общества, подверженность его частым пертурбациям, и, как следствие, низкий уровень активности основной массы населения, находящегося в состоянии социальной напряжённости, можно обозначить как третью проблему социальной мобильности в России.

Перечисленные проблемы отражают те теоретические аспекты, что мы указали в первой главе - отсутствие единой нормативно-ценностной системы и чёткой социальной структуры в обществе. Без этих центральных понятий невозможно рассматривать ни положение человека или группы в обществе, ни тем более их перемещение. Но это вовсе не значит, что перемещения в российском социуме не происходят, просто без наличия конкретной социальной линейки их трудно отследить, поэтому многие отечественные социологи прибегают к проверенному методу экстраполяции - распространению свойств одной части целого на другую часть того же целого. Поскольку Россия с некоторых пор примыкает к мировому сообществу и декларирует себя как демократическое государство «открытого» типа, то к нему можно применять по аналогии те же параметры исследования, что и для западных сообществ, а именно: рассматривать процессы всех возможных типов дискриминации и нарушения работы каналов вертикальной циркуляции. Этим мы сейчас и займёмся, обозначив этот набор как четвёртую проблему социальной мобильности в России:

1. Дискриминация (умаление прав) в России выступает в трёх видах:

a) Этническая и расовая - одна из самых тяжёлых проблем нашего общества, потому что из явления социального переросла в явление психологическое и уже практически не поддаётся регулированию. Затяжная чеченская война и террористические акты выставили определённые народности за рамки каких-либо социальных структур, определив не просто низкий уровень их социальной мобильности, а порой даже невозможность занять какое-либо место в стратификации. Найти достойную работу лицу кавказской национальности крайне сложно, а уж повысить на ней свой уровень - нереально, поэтому представителей этого этноса мы чаще всего встречаем не в узаконенных организациях, а в криминальных сообществах, где присутствуют свои собственные процессы мобильности.

b) Дискриминация эмигрантов и беженцев - связана с различиями культурных систем разных стран и областей одного государства. Человеку, воспитанному в совершенно иных условиях, бывает непросто перенять нормы и правила поведения, присущие данному типу общества, а представители принимающей стороны, в свою очередь, опасаются проявления обычаев, которые не будут соответствовать занимаемой социальной позиции.

c) Профессиональная сегрегация - это дискриминация в профессиональной деятельности по половому признаку. Хотя этот вид дискриминации в последние годы в России не имеет большого распространения, но всё же отголоски очень явно ощущаются в политической сфере жизни общества - женщина-политик пока не такое уж и частое явление.

2. Каналы вертикальной циркуляции - социальные институты - в России представляют собой уязвимую пяту Ахиллеса - они в ходе реформ претерпели и продолжают претерпевать многочисленные правовые и экономические изменения: меняется и состав социальных позиций, и их материальное вознаграждение:

a) Армия - самый формальный институт с чётким регламентом социальных позиций и очерёдностью их смены. Самая главная проблема в перемещении индивидов по этой лестнице заключается в неудовлетворении простых человеческих потребностей: низкий уровень дохода нижнего и среднего командного состава, более, чем скромный размер продовольственного пайка, долгое отсутствие достойного жилья, и поверх всего этого низкий уровень престижа и уважения к занимаемой должности. Хотя, если покопаться поглубже, можно заметить, что в армии прослеживается отражение общей социальной структуры: низший военный слой имеет мало возможностей для восхождения на высокий ранг и не имеет желания совершать его, а высший слой командования обладает всеми привилегиями и поддерживает свой статус множественными способами, в том числе передавая по «наследству» родственникам или «нужным» людям.

b) Церковь - этот институт ввиду того, что Россия является многоконфессиональным и светским государством, имеет весьма малое значение в изменении социального статуса в общегосударственных масштабах: религий слишком много, чтобы путём сравнения определить чьё-то превалирующее положение и возможность влиять на общественное мнение, тем более, что никакая религия по закону никакого влияния не имеет. Но о социальной мобильности по религиозному критерию можно говорить в рамках конкретных обществ: если вы хотите добиться успеха в израильской компании, в которой набожность и приверженность религиозным догматам считаются высоко ценимыми качествами, то, естественно, что принятие этой религии станет вашим «трамплином» для повышения социального статуса внутри организации. И, конечно, проблемой может стать ваше полное расхождение по вопросам веры.

c) Школа - система образования. Этот институт в нашем обществе в последнее время является камнем преткновения не одного поколения подрастающей молодёжи. Сложно говорить о социальной мобильности в структуре, которая до сих пор формируется: не организована единая, скоординированная по всем уровням система образования и не обеспечена соответствующая ей материальная поддержка. Итогом является то, что недостаток дотаций выливается в более низкое качество образования в неблагополучных районах страны, а выходцы этих учреждений неконкурентоспособны ни в высших учебных заведениях, ни на рынке труда, а, значит, обладают меньшими шансами на изменение своего социального статуса. Другой проблемой является появление в России двойной системы получения образования - на платной и бесплатной основе. Результат - опять таки разные шансы на дальнейшее развитие социальной карьеры: обеспеченные школы и институты позволяют себе иметь широкий спектр предлагаемых предметов и связанных с ними услуг, в то время как бюджетные учреждения ограничиваются необходимым набором дисциплин и требуемого качества преподавания. Плюс к этому надо отметить, что отделение тех, кто может заплатить за обучение от тех, кто на это не способен, опять отражает несправедливую классовую структуру общества: в платных учреждениях обучаются дети из высших слоёв, которые продолжают и поддерживают субкультуру своего класса, нарабатывая из общения с себе подобными опыт успешного делового сотрудничества, в то время как учащиеся и студенты бесплатных заведений, сформированные не в меньшей степени из неблагополучных семей, усваивают другой, менее успешный опыт. Зависимость доступа к образованию от принадлежности к субкультуре определённого слоя позволяет также изучить межпоколенческую мобильность в России: при том условии, что в России нет однозначной дискриминации в отношении образования между богатыми слоями и бедными (доступ всё же остаётся открытым), а также по принадлежности к какой-либо национальности, по данным исследований самым большим удельным весом в студенческой среде обладают дети из высоко ресурсных групп - предпринимателей и интеллигенции, в то время как из среды работников физического труда лишь малая толика старается повысить свой образовательный статус и перейти на качественно другой уровень - опять наблюдается эффект сохранения социальных позиций своего круга.

Интересное явление в системе российского образования представляет собой введение единого государственного экзамена по основным школьным дисциплинам и его зачёт при поступлении в следующие учебные заведения. С точки зрения Министерства образования он вроде бы должен выровнять шансы подрастающего поколения на получение хорошего среднего образования и повысить их активность на приобретение высшего - но вместо этого становится стопором - оригинальным «решетом». Если раньше проводился конкурс и отсев абитуриентов (если, конечно, мест было меньше, чем желающих учиться) по уровню имеющихся у них знаний, то теперь - по уровню имеющихся у родителей сбережений. Опять возвращаемся на порочный круг: обеспеченные слои хотят и могут пристроить своих детей в университеты и престижные колледжи, малообеспеченные вынуждены или отказываться от них или искать какие-то обходные маневры. Хотя, конечно, и исконного способа никто не отменял: истинный талант и гений в какой-то области никогда не останется незамеченным, поскольку всегда является особо ценным для общества, но тогда для быстрой и успешной мобильности вам необходимо совсем мало - родиться с определёнными задатками и в среде, благоприятной для развития этих задатков. К сожалению, в России проблемой социальной мобильности в этом институте выступает отсутствие как первого условия, так и второго.

d) Политические организации - очень сложный и «больной» институт в нашей стране. Для того, чтобы перемещения внутри него имели место, необходимо, чтобы была отлажена иерархия политических статусов с присущими им правами и обязанностями. Сейчас идёт формирование более-менее стабильной структуры государственного управления (Федеральные законы «О системе государственной службы РФ» 2003 г., «О гражданской государственной службе» 2005 г. и др.), которая опять же имеет свои недочёты. Россия как федеративное государство имеет двойную систему власти: власть «на местах» (субъектов Федерации) и власть «верховную» (федерального значения), а положение их относительно друг друга до конца не уравновешено. В результате социальные статусы этих двух ветвей постоянно вступают в конфронтацию, а выяснить превосходство кого-либо из них весьма сложно, поэтому явление мобильности между этими позициями носит горизонтальный характер вместо должного вертикального. Внутри специализированных государственных организаций (мы, конечно, помним, что их компетенция строится на разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, в отдельных случаях - ещё и муниципальную) выработана строгая номенклатура - составлен и перечень должностей и характер заполнения их кадрами, но процессы мобильности (для нас здесь важнее понятие вертикальной) отслеживаются с весьма негативной точки зрения. Процедура смены статусов связана с большим количеством ограничений: первое: возрастной критерий - стаж, конечно, полезный момент, связанный с наработкой большого профессионального опыта, но, учитывая различие индивидуальных способностей, для гиперактивных людей может стать серьёзным психологическим препятствием; второе: квалификационные экзамены - зависимость шансов на продвижение от субъективной оценки членов комиссии, а не от эффективности и профессионализма работника, здесь также можно заметить и третье ограничение - проведение конкурса на должность только среди аппаратных чиновников без допуска лиц из коммерческих, научных, военных и других областей: государственная служба - «закрытая» сфера деятельности, в неё практически нет доступа обладателям статусов в профессиональной и экономической организациях. Четвертое ограничение - наличие «закрытых» групп, так называемых «команд», которые набираются из числа доверенных людей, полезных и приближённых обладателю высшего социального статуса.

В российских условиях эта проблема путём реформы решена быть не может, поскольку проистекает опять же из явления субкультуры: власть - один из самых ценных социальных благ, и доступ к нему просто так не открывается, а строго контролируется. Процесс мобильности в высших эшелонах имеет возвратно-вращательный механизм: как правило, во всех более-менее публичных организациях мы видим одни и те же лица, постоянно меняющие своё место с низкого на высокое и наоборот. В противовес высоким слоям в структурах низшего и среднего порядка мобильность тоже имеет постоянный характер - состояние хронической «текучки» кадров: невысокие должности обладают и низкой привлекательностью ввиду несоответствия уровня вознаграждения уровню той ответственности, которой закон их наделяет. И не последней проблемой здесь является расхождение нормативно-ценностных систем прошлого режима и нового: советская бюрократическая машина работала на «хозяина» - КПСС, все вопросы в управлении страной решались в русле постановлений партии. Для существования же в рыночных условиях потребовался пересмотр всех нормативов для превращения «слуги партии» в «слугу общества», понадобилось создать новый образ чиновника - порядочного, честного, компетентного, исполнительного, а, главное, способного и готового служить интересам граждан, прямо или косвенно. Такой статус требует от своего носителя больших способностей и усилий, которые должны выработаться в процессе отношений, возникающих между властью и общественностью, но отношения эти ещё находятся под влиянием старых стереотипов: для рядового человека чиновник - взяточник и лицемер, для госслужащего рядовой человек - бесправное существо. И расхождения эти во взглядах и оценках мешают налаживанию каких-либо продуктивных связей внутри этого института, а политический статус сродняется с состоянием постоянного внутреннего психологического разлада индивида, обладающего им. Результат - неустойчивость социальных позиций порождает и неустойчивость социальной мобильности: процесс вертикальной мобильности происходит до тех пор, пока сохраняется сила собственной индивидуальной мотивации для достижения более высоких должностей, но имеет тенденцию с каждым достигнутым статусом ослабевать ввиду возрастающей ответственности и подверженности сильным стрессам, которые на современном этапе материально и морально почти не окупаются. Зато очень часто можно наблюдать явление горизонтальной мобильности - переход в другую профессию или министерство, обладающее и большим престижем и уровнем вознаграждения.

Другая область политических организаций - политические партии - тоже отличаются своеобразным российским колоритом. В то время как в других странах они обладают реальной силой, способностью вмешиваться в государственные дела, отстаивать интересы слоёв, которых они представляют, и имеют разработанную систему внутренних статусов и, благодаря ей, позволяют различным людям повышать своё положение, в нашей стране, появившись как атрибут любого демократического государства, они стали очень удобным политическим средством - плацдармом для преуспевающих людей ещё больше преуспеть. Не секрет, что большинство партий создавалось искусственно для воплощения определённых целей, будь то продвижение кандидата на пост президента, лоббирование законопроектов в Государственной Думе или проведение в жизнь очередной правительствен-ной реформы, главное, что во главе всех них стоят, как правило, обеспеченные люди из высшего слоя, окружённые профессионалами, умело обращающимися с основной массой политически активных, но с точки зрения социальных и законодательных норм абсолютно бесправных людей. Так что говорить о социальной мобильности в политической партии можно опять же оглядываясь на социальную структуру - этот процесс будет представлен ярче и сильнее, если формирование партии будет происходить не «сверху», а «снизу» и будет отражать действительное стремление людей изменить своё положение к лучшему.

e) Профессиональная организация - пожалуй, самый важный институт в современном обществе, благодаря которому и возможно изучение понятия вертикальной мобильности. Самые главные факторы здесь - это способности и навыки индивида, проявление которых и помогает ему рассчитывать на карьерный рост. Проблемой же на этом пути является дефицит высоких статусов, большая конкуренция на их занятие, которая в российских условиях отягощается отсутствием хорошей трудовой нормативной базы и материального подкрепления. В России сотрудник является тяжёло эксплуатируемым (сверхчасовые нормы, отказ в оплате отпуска, больничных листов и др.) работником, который не имеет должной правовой защиты со стороны государства, почему начальник и считает себя вправе выдвигать нечеловеческие требования. А вседозволенность в отношении подчинённых рождает и проблему продвижения их по карьерной лестнице - повышение чаще зависит от субъективного желания директора, чем от оценки уровня профессионализма. И нормативно-ценностная проблема здесь в том, что большая часть населения до сих пор ещё не адаптировалась к рыночным условиям и не умеет продавать свой труд и требовать за него достойную плату и уважение, а ведь это позволило бы говорить о возможности возвышения и закрепления чётких социальных позиций (вспомним «низкий деятельностный потенциал»).

f) Экономические организации - институт настолько же сложный как и политические организации. И сложность его заключается в неразработанности культурно-ценностной ориентации и отсутствии налаженной экономической системы в обществе: национальное богатство в России на 80 % находится в руках верхнего социального слоя, который от населения страны составляет приблизительно 15 %. Говорить о возможностях социальной мобильности с ростом материального дохода при обстоятельствах, не позволяющих провести законное перераспределение ресурсов - дело неблагодарное. У оставшихся 85 % есть шанс повысить своё благосостояние и с ним социальный статус либо законным путём: ожидать проведения государственной политики, направленной на отторжение части доходов предпринимателей в пользу малообеспеченных слоёв, либо незаконным: участвовать в теневом бизнесе, использовать нелегальные средства заработка, т.е. употреблять способы, которые, в общем то, направлены опять же на отторжение прибыли больших корпораций, только уже собственными силами. Так что проблема социальной мобильности в экономической организации складывается опять-таки в результате большого социального неравенства двух классов, обнаруживая проблему третьего слоя.

g) Семья и брак - пожалуй, единственный социальный институт, в котором проблемы социальной мобильности всегда и везде одни и те же - различие нормативно-ценностных систем, иначе - разные культуры. Для того, чтобы повысить посредством брака свой социальный статус, надо быть готовым и способным изучить и перенять все тонкости поведения и общения будущего окружения. Проблема лишь в индивидуальных возможностях и, конечно, лояльности того круга лиц, в который индивид хочет войти. Хотя в российских условиях проблемой может стать и наличие излишне большого числа различных субкультур, распознать которые весьма сложно из-за отсутствия какой-либо одной явной линии поведения: и в высших и низших слоях присутствует проявление как высокого уровня культуры, так и самых низких её форм. Ещё не произошло формирования чётких рамок, которые бы могли помочь отделить представителя одного класса от другого.

Заканчивая разговор о социальной мобильности в России надо обратить взгляд ещё и на горизонтальные перемещения индивидов и групп, поскольку им мы уделили мало внимания. Проанализируем процессы миграции и текучести кадров (вопросы изменения веры, пола, семьи и т.д. мы оставим на рассмотрение специальных социологических исследований, поскольку они больше относятся к вопросам философии и психологии).

Что касается текучести кадров, то основная проблема в России - это излишне большой её размах: в течение жизни человек сменяет больше десяти профессий и мест работы, в то время как, например, в Японии человек до конца жизни посвящает себя служению одной и той же компании. Причина кроется всё в той же проблеме социальной неустроенности общества: человек постоянно мечется в поисках места, способного удовлетворить все волнующие его потребности, не подозревая, что такого места для него, скорее всего, не существует. Потребности - высокий доход, большая власть, престиж, возможность получения образования и здоровье - главные общественные блага находятся в руках «сильных мира», которыми они, естественно, легко делиться не хотят. Системы - ни нормативно-правовой, ни нормативно-ценностной - справедливо распределяющей блага, в России пока нет, зато ещё есть надежда на лучшие перемены, которая и толкает людей на новые поиски.

Внутренняя миграция в России носит весьма простой характер: вектор основных передвижений - Санкт-Петербург и Москва, как два самых больших ресурсных центра - источника работы, денег, жилья, образования, досуга и т.д. Впрочем, остальные передвижения в стране происходят по той же самой причине, там центрами притяжений становятся крупные промышленные города. Проблемами при осуществлении миграции являются: высокая стоимость оплаты переезда (учитываем масштабы страны); необходимость постоянного фиксированного места жительства и гостевой регистрации (чего не требуется, например, в США); ограниченность требуемых ресурсов, влекущая высокую конкуренцию, а, значит уменьшение шансов на результативность такого передвижения; а также разрыв старых социальных связей и необходимость создания новых, маловероятно благоприятных.

Внешняя миграция: эмиграция - имеет те же проблемы, что и внутренняя миграция с дополнением в виде сложной социальной адаптации к российскому менталитету и явлению дискриминации, указанной в середине этой главы; иммиграция - проблем практически не имеет за исключением больших финансовых издержек и той же необходимости разрыва всех социальных связей.

общество социальный мобильность циркуляция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведём итоги и заодно рассмотрим вопросы, оказавшиеся упущенными в ходе повествования. Легко было заметить, что на фоне множества проблем, возникающих на пути социального роста российского гражданина, самой явной и серьёзной является отсутствие благоприятного социального пространства - в России нет справедливой системы общественных отношений, зафиксирована неравная двухполюсная классовая структура, которая практически не даёт никаких шансов для появления вертикальной социальной мобильности и блокирует различные виды её проявления: политическую, экономическую, профессиональную и образовательную. Попытки государства в решении этой главной проблемы порождают, в свою очередь, другие трудности: организованная мобильность, как добровольная, так и недобровольная, проводится без составления чёткого долговременного плана переустройства общественной структуры и без одобрения его со стороны самого населения (практика общественных прений перед принятием законопроектов в Думе сейчас не такое частое явление, как на первых постсоветских порах).

Это, в свой черёд, определяет проблему обратной связи общественности с властью и обуславливает низкий уровень социальной активности основной массы в решении своих же собственных неурядиц, что, кстати, определяет как следствие неразработанность правового института в России, что влечёт проблему фактического бесправного положения одной части населения страны перед другой её частью при том условии, что законодательно такой ситуации возникнуть не может. Отсюда проистекает проблема существования возможности передвижения по социальной лестнице законными путями и оформляются два реальных состояния тех социальных слоёв, которые не примыкают к верхнему классу: либо достаточно интенсивное стремление повысить свои позиции, пускай даже незаконным путём или в обход моральных и этических установок, либо относительное свыкание с невысоким положением и малый масштаб процессов вертикальной мобильности в противовес большому в горизонтальной. Фиксация таких состояний в культурных обычаях различных классовых слоёв порождает проблему межпоколенной мобильности: закрытость в доступе (в больше степени - по экономическим причинам) к более высоким субкультурам определяет продолжение привитых традиций как у представителей верхнего класса, так и нижнего. В заключение всего вышесказанного можно объявить, что явление социальной мобильности в России существует в несколько урезанном виде: очень ярко и развёрнуто представлена горизонтальная мобильность (миграция и текучесть кадров), в то время как вертикальная ограничена множеством препятствий как материального, так и морального характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // СОЦИС (социологические исследования). - 2003. - № 7 - С. 34-43

2. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // ОНС (Общественные науки и современность). - 2004. - № 5 - С. 5-15

3. Лукьянов В.Г. Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие. - СПб., ИВЭСЭП, Знание, 2004 г. - 416 с.

4. Оболонский А.В. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны // ОНС (Общественные науки и современность). - 2004. - № 5 - С. 58-67

5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992 г. - 543 с.

6. Фролов С.С. Социология: учебник. - 2 изд. - М., Издательская корпорация «Логос», 1996 г. - 360 с.

7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. - М., Логос, 2005 г. - 664 с. + 32 с цв. вкл.

Подобные документы

    Анализ основных тенденций социальной мобильности современного российского общества. Изучение особенностей горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Характеристика каналов социальной циркуляции, институтов наследования социального статуса.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Виды социальной мобильности, ее каналы и измерения. Факторы, побуждающие людей к социальным переселениям. Формы и показатели трудовой мобильности. Цели управления трудовыми перемещениями в организации. Роль и динамика трудовой мобильности в России.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Юность, революционная деятельность, студенческие годы. Научная и преподавательская деятельность. Социальная мобильность. Концепция социальной мобильности, ее формы. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

    реферат , добавлен 19.01.2006

    Сущность и анализ источников социальной стратификации. Системы и типологии классов в обществе. Описание особенностей стратификационных процессов современного российского общества. Изучение проблемы социальной мобильности, ее типов, форм и факторов.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2014

    Сущность, основные тенденции и типы социальной мобильности современного российского общества. Влияние мирового экономического кризиса и роста безработицы. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной социально-ориентированной модели развития страны.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2009

    Понятие социальной мобильности как процесса перемещения индивидов или групп в системе стратификации с одного уровня (слоя) на другой. Основные формы социальной мобильности, влияющие на нее факторы. Анализ последствий процесса социальной мобильности.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Определение понятия социальной мобильности как изменения места, занимаемого человеком или группой людей, в социальной структуре общества. Характеристика горизонтальной и вертикальной мобильности. Особенности движения индивидов по общественной лестнице.

    презентация , добавлен 14.12.2011

    Понятие социальной мобильности в рамках социологии религии. Изменение статуса социального субъекта (индивида), места в социальной структуре общества. Формы и механизмы социальной мобильности, ее горизонтальный и вертикальный типы, соотношение с религией.

    лекция , добавлен 09.11.2011

    Социализация как процесс формирования личности, ее назначение. Взгляды на ее понимание и стадии прохождения в различных социологических концепциях. Теория социальной стратификации Питирима Сорокина. Основные виды, типы и формы социальной мобильности.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2010

    Питирим Александрович Сорокин - российско-американский социолог и культуролог, профессор Гарвардского университета, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности, его вклад в развитие социологии как науки об обществе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!