Первая мировая война егэ задания про школу. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г.Лениногорска»

Муниципального образования «ЛМР» РТ

Тесты, проверочные работы, познавательные задания по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Работу выполнила

Учитель истории и обществознания

Кремёнская А.А.

Пояснительная записка 3

Кроссворд 4

Викторина 4

Тест 1 6

Тест 2 11

Часть В 12

Часть С 14

Военная головоломка 17

Список использованной литературы 17

Пояснительная записка

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Это было сделано после отказа российского правительства от выполнения условий германского ультиматума от 31 июля 1914 года. Ультиматум требовал отменить начатую Россией мобилизацию, которая была объявлена ввиду начала мобилизации в Австро-Венгрии, что заключало в себе прямую угрозу для безопасности нашей страны.

С 1 августа 1914 года началось участие нашей страны в одной из самых масштабных и кровопролитных войн в истории человечества, унесшей 10 млн. жизней.

Потери России в Первой мировой войне составили: свыше 2 млн. убитых и умерших на фронтах, свыше 3 млн. пленных; потери гражданского населения Российской Империи превысили 1 млн. человек.

Актуальностью данного события стало то, что в результате Первой мировой войны на смену старой системе миропорядка пришла принципиально иная. Это событие стало последней войной Российской империи. Именно с участием в этой войне связаны произошедшие в нашей стране колоссальные политические изменения. Чтобы понять произошедшие изменения в стране, необходимо знать события Первой мировой войны.

Задания по теме «Первая мировая война» предназначены для учащихся 9-11 классов.

Восстановление и сохранение исторической памяти о Первой мировой войне.

Расширить и углубить знания исторических фактов по данной теме;

Вызвать интерес к событиям происходившим в мире в период Первой мировой войны;

Познакомить участников с событиями Первой мировой войны;

Воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к заслугам старшего поколения, самоотверженно защищавших интересы Российского государства;

Привить любовь к истории родной страны.

Кроссворд по теме «Первая мировая война»

Викторина

3. В начале 20 века Россия входила в военно-политический блок, направленный против Англии или Германии? (Германии)

4. К 1914 году относится: гибель армии А.В. Самсонова или наступление армии генерала А.А. Брусилова. (Гибель армии А.В. Самсонова)

5. Кто такие «оборонцы»? (Социалисты, выступающие за оборону Родины)

6. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась именно в этом лозунге. (Превращение войны империалистической в гражданскую)

7. Именно после этой газовой атаки противогаз стал обязательной частью солдатской экипировки. (Газовая атака под Ипром)

8. Какая из двух стран-союзниц вступила в войну раньше: Россия или Франция? (Россия)

9. В каком сражении впервые были применены танки? (на р. Сомме)

10. В феврале 1915 г. Вильгельм II писал: «Воды вокруг Великобритании и Ирландии … объявляются находящимися в военной зоне». Что имел в виду Вильгельм II ? (Начало подводной войны)

11. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны? (За веру, царя и Отечество)

12. Именно в этом морском бою в марте 1916 г. английский флот сразился с немецким флотом. (Ютландский морской бой)

13. После какого сражения стратегическая инициатива в войне перешла к странам Антанты» (После сражения на р. Сомме)

14. Характеризуя этого молодого человека, его друзья отмечали небольшой рост и сутуловатость, сочетающиеся с силой и выносливостью. При этом, он был «скромен, сумрачно отчужден, испытывал жажду к чтению, за которым проводил ночи». Не будучи носителем известной фамилии, этот моло дой человек в 1914 г. стал едва ли не самым попу лярным в мире; умер в страшных муках в тюрьме и был захоронен в общей могиле в 1918 г. Спустя годы, он стал национальным героем своей страны. Как звали этого человека? (Гаврило Принцип)

15. Какие страны присоединились к Тройственному союзу после того, как Италия его покинула? (Турция и Болгария)

16. Под каким названием вошло в историю стремление французской и немецкой армий окружить друг друга в октябре-ноябре 1914 г.? (Бег к морю)

17. Именно этой военной операции проведённой в 1916 г. посчастливилось вначале называться по своего месту проведения, а затем по имени военачальника. (Луцкий прорыв; Брусиловский)

18. Назовите имена командующих Русской армии, начавшей наступление в Восточной Пруссии в 1914 г.(Самсонов и Ренненкампф)

19. На территории какой страны – союзницы России с 1916 г. сражался Русский экспедиционный корпус? (на территории Франции)

20. Как назывался первый в России и мире стратегический бомбардировщик, построенный незадолго до начала войны? («Илья Муромец»)

21. Французская военная доктрина (План-17) предусматривала начать военные действия против Германии с освобождения этих территорий. Что это за территории? (Эльзас и Лотарингия)

22. Какая военная операция была осуществлена раньше: Брусиловский прорыв или Галицийская операция? (Галицийская операция)

23. Назовите все империи, прекратившие своё существование после Первой Мировой войны. (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Оттоманская империи)

24. Именно эти страны ставили своей целью укрепить своё влияние на Балканах. (Россия и Австро-Венгрия)

25. В ходе этого сражения Германия применила новое оружие – огнемёт? Назовите это сражение. (Битва при Вердене)

26. Именно эта простая винтовка оказалась не только лучше всех своих конкурентов в этой войне, но активно использовалась даже во Второй Мировой войне. (Винтовка системы Мосина, «трёхлинейка»)

27. В результате Первой мировой войны в двух странах произошли три революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти страны и революции.(Россия и Германия. Февральская, Октябрьская и Ноябрьская революция)

28. Назовите город, в котором был подписан сепаратный мирный договор между Советской Россией и Центральными Державами. (Брест-Литовск)

29. В апреле 1917 г. прозвучало заявление о том, что Россия будет воевать до победного конца. Как называется это выступление, спровоцировавшее правительственный кризис? (Нота Милюкова)

30. Потеря именно этих животных к концу войны рассматривалось в некоторых армиях как трагедия, масштабы которой больше, чем потеря солдат. (Потеря лошадей)

Тест 1.

Выбери 1 правильный ответ из 4 предложенных

1. Немецкий генеральный план ведения Первой мировой войны был разработан:

1) О. Бисмарком;

2) А. Шлиффеном ;

3) Ф. Фердинандом;

4) Ф. Шехтелем.

2. Укажите лишнее в приведенном предложении.

В 1915г. на стороне Тройственного союза воевали:

1) Австро-Венгрия;

2) Болгария ;

3) Германия;

4) Италия.

3. Версальский мирный договор был подписан в:

2) 1919г.;

4. Какое событие произошло раньше:

1) план Юнга;

2) план Дауэса ;

3) план «Барбаросса»;

4) план «Ост».

5. Поводом к началу Первой мировой войны послужило:

1) затопление американского пассажирского судна «Лузитания»;

2) всеобщая мобилизация в России;

3) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда ;

4) забастовочное движение в Германии.

6. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к:

7. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:

2) Латвии, Литвы, Эстонии

3) Польши, Литвы, Финляндии


8. Впервые танки были применены:

1) австро-венгерской армией;

2) русской армией;

3) англо-французской армией ;

4) немецкой армией.

9. Укажите лишнее в приведенном предложении.

В 1916г. произошли такие крупные военные операции:

1) битва под Верденом;

2) Галицкая битва ;

3) Ютландское морское сражение;

4) Брусиловский прорыв.

10. Причины Первой мировой войны.

1) Обострение межимпериалистических противоречий

2) Борьба за передел мира

3) Создание двух военно-политических союза (Антанта и Тройственный союз)

4) Все ответы верны

11. Какие цели были у России, в Первой мировой войне?

1) Захват новых колоний принадлежавших Англии и Франции

2) Установить господство на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы

3) Разделить османскую империю

4) Вернуть Эльзас и Лотарингию

12. Какие страны входили в Тройственный союз?

1) Англия, Франция, Россия

2) США, Россия, Сербия

3) Бельгия, Китай, Испания

4) Германия, Австро-Венгрия, Италия

13. Как называлась тяжелая форма гриппа которая унесла 27 млн. жизней? 1) итальянка

2) испанка

3) американка

4) англичанка

14. Крупнейшая битва, где погибло 2 млн. человек?

1) Верденская мясорубка

2) Битва на Марне

3) Битва на Сомме

4) Отравление в районе Ипра

15.Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был:

1) Николай II

2) великий князь Николай Николаевич

3) С.Д.Сазонов

4) А.А.Брусилов


16. К 1914 году относится:

1) гибель армии генерала А.В.Самсонова

2) наступление армии генерала А.А.Брусилова

3 ) вступление в войну США

4) выход из войны в Италии


17) В 1914г. русские войска:

1) заняли Берлин

2) заняли Париж

3) были выбиты немцами из Варшавы

4) потерпели поражение в Восточной Пруссии

18. Летом 1915 года новым главнокомандующим русской армией стал:
1) А.А.Брусилов

2) М.В.Алексеев

3) Николай II

4) С.Д.Сазонов


19. К 1916 году относится:

1) начало Первой мировой войны

2) гибель русской армии в Восточной Пруссии

3 ) наступление русской армии на Юго-Западном фронте

4) конец Первой мировой войны


20. «Оборонцы» - это:

1) партии, стоящие за участие в войне до победы

2) большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне
3) социалисты, выступающие за оборону Родины

4 ) фракция в Думе, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны

21. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:
1) продолжение войны до победного конца

2) превращение войны империалистической в гражданскую

3) защиты Отечества от германского нашествия

4) провозглашение «гражданского мира»

22. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916 году был:
1) А.А. Брусилов

2) Я.Г. Жилинский

3) А.В.Самсонов

4) П.К. Ренненкампф


23. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 году оказали:
1) суровые погодные условия

2) нехватка снарядов

3) наличие немецких шпионов при царском дворе

4) бездарность военачальников

24. Первая мировая война:

1) привела к подъему революционного движения

2) укрепила позиции правительства

3) привела к спаду революционного движения

25. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к:

1) миру без аннексий и контрибуций

2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в гражданскую

4) присоединению России к Версальскому миру

26. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:
1) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии

2) Латвии, Литвы, Эстонии

3) Польши, Литвы, Финляндии

4) Эстонии, часть Польши, Армении

Тест 2.

Выберите 1 правильный ответ из 5 предложенных

1) Сербии

2) Германии

3) России

4) Англии

5)Франции

2. Какого числа Германия объявила войну России?

3. Сколько фронтов сформировалось в начале войны?

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

5) 1

4. Сколько дней продолжалась Первая мировая война?

1) 1544

2) 1554

3) 1553

4) 1545

5) 1445

5. Какая страна называлась мировым кредитором?

1) Франция

2) Англия

3) США

4) Германия

5) Россия

6. Сколько человек погибло в годы Первой мировой войны?

1) 10 млн. человек

2) 20 млн. человек

3) 27 млн. человек

4) 19 млн. человек

5) 9 млн. человек

Часть В

    Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне

А) Россия

Б) Германия

2) добиться мирового господства

В) Франция

Г) Англия

4) укрепить влияние в Европе

Ответ: А-3, Б-2, В-4, Г-1

    Установите соответствие между датами и событиями:

Даты

События

1) заключение Брестского мира

2) начало Первой мировой войны

3) вступление в войну России

4) капитуляция Австро-Венгрии

5) капитуляция Германии

А-3; Б-2; В-1; Г-5

3. Расположите в хронологической последовательности вступление в Первую

мировою войну следующих стран:

А) Англия

Б) Франция

В) США

Г) Россия


ГБАВ

4. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Брусиловский прорыв

Б) Восточно-Прусская операция

В) Галицийская операция

Г) эвакуация русских войск из Варшавы

Д) Горлицкий прорыв


БВДГА

5. Вставьте пропущенные слова

Германская пресса, характеризующая страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма» (1), «мать революции и гильотины»(2), «самое старое на свете конституционное государство» (3). К каким странам относятся указанные характеристики?


1_______________ 2______________ 3________________

Ответ: Россия, Франция, Англия

    Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н.Милюкова (датирована 1915г.) и напишите название страны, о помощи которой со стороны России в нем говорится.


« Настоящая война начата не Россией и уже потому она не могла заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, в первой совей стадии, поддержку славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы».

Ответ:__Сербия

Часть С


В феврале 1914 года П.Н.Дурново, убеждая Николая II любой ценой предотвратить надвигающуюся войну с Германией, писал:

«… начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ… Армия, лишившаяся …за время войны наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».


С1. Какое законодательной учреждение существовало в России в 1914 году?

С2. Почему «стихийно общее крестьянское стремление к земле» было характерно для русской армии начала 20 века?

С4. 4 августа 1914г. Великобритания вступила в войну на стороне Франции и России. При этом далеко не все англичане с восторгом отнеслись к данному союзу, а часть вообще была против партнерства с Россией. Так, Б.Шоу отмечал: «Если мы не можем без помощи России победить Потсдам… тогда нам следует просто отдать Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем».


Ответ: Чем объяснить такую предубежденность к России?
С1. С 1906 года в России существовала Государственная дума, которой Манифестом 17 октября 1905г. были даны законодательные полномочия

С2. Большинство населения в России составляли крестьяне. В условиях всеобщей воинской повинности солдатами были те же крестьяне.

С3. «Оппозиционно-интеллигентными» автор может считать либеральные партии: октябристов и, особенно, кадетов, так как социальную опору этой партии составляла российская интеллигенция.


С4. Россия воспринималась англичанами как варварская страна, чуждая идеям свободы и прогресса. Прежде всего, это относилось к самодержавию, союз с которым выглядел противоестественно


С5. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной».

Каким образом, на ваш взгляд, это суждение В.И.Ленина объясняет причины Первой мировой войны, ее характер?


Ответ: С5.Страны – участницы войны – преследовали главную общую цель: приобретение новых колоний, рынков сбыта, усиление сфер влияния. Это было необходимо для их экономического развития в условиях монополистического капитализма. Получить эти колонии можно было только ведя захватническую войну.


С6. Ниже приведены стихи и частушки времен Первой мировой войны, отражающие изменение отношения народа к войне в ее начале (1) и в конце (2).


    Мы с Японией буянили,

С Германией идем:

Кулаки у нас большие –

Нигде не пропадем.


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой! (А.Боде)




    Ох, как эта-то война

До чего нас довела:

До чистого полюшка-

Хоть давися с горюшка.


Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!

Как изменилось отношение народа к войне в ее начале и в конце?
Каковы причины этих изменений? (Укажите не менее двух причин)

Ответ: С6. В начале войны было единение нации на основе патриотических настроений, уверенность в победе. К концу войны появилось разочарование и недовольство политикой правительства, которая привела к поражениям и большим потерям, резким ухудшением уровня жизни, прежде всего малоимущих слоев населения. Особенно страдала деревня, которая теряла рабочую силу, скот, посевные площади.

Военная головоломка

В начале Первой мировой войны в униформу британских солдат входила коричневая матерчатая фуражка. Металлических касок у них не было. Через некоторое время командование армии было обеспокоено большим количеством ранений в голову. Было решено заменить фуражку металлической каской. Но вскоре командование было удивлено, узнав, что количество ранений в голову увеличилось. Необходимо заметить, что интенсивность сражений была примерно одинаковой до и после введения касок. Так почему же число ранений в голову увеличилось, когда солдаты стали надевать каски, а не фуражки?

Ответ: Число зафиксированных ранений в голову увеличилось, но снизилась смертность. Ранее, если осколок шрапнели попадал солдату в голову, он пробивал фуражку, и человек, вероятнее всего умирал. Это фиксировалось как смерть, а не как ранение. После того, как было предписано носить каски, удар шрапнели не убивал солдата, а всего лишь ранил. Поэтому число ранений в голову увеличилось, а число смертей снизилось.

Какие суж­де­ния о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те 2 суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Одним из по­след­ствий Пер­вой ми­ро­вой войны стал рас­пад империи, ко­то­рой по­свя­ще­на дан­ная карикатура.

2) Рос­сия ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ла меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров с империей, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура.

3) Империя, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура, вхо­ди­ла в Антанту.

4) Во время Пер­вой ми­ро­вой войны рус­ской армии уда­лось вре­мен­но за­хва­тить часть тер­ри­то­рии империи, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура.

5) В со­став империи, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура, вхо­ди­ла Пруссия.

Пояснение.

1) Одним из по­след­ствий Пер­вой ми­ро­вой войны стал рас­пад им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на дан­ная ка­ри­ка­ту­ра - ДА, верно, ав­стрий­ская империя рас­па­лась в ре­зуль­та­те Первой ми­ро­вой войны.

2) Рос­сия ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ла меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров с им­пе­ри­ей, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра - НЕТ, неверно, «Союз трех императоров».

3) Им­пе­рия, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, вхо­ди­ла в Ан­тан­ту - НЕТ, неверно, она вхо­ди­ла в Трой­ствен­ный союз.

4) Во время Пер­вой ми­ро­вой войны рус­ской армии уда­лось вре­мен­но за­хва­тить часть тер­ри­то­рии им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра - ДА, верно, в ходе бру­си­лов­ско­го прорыва.

5) В со­став им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, вхо­ди­ла Прус­сия - НЕТ, неверно, Прус­сия входила в со­став Германской империи.

Ответ: 14.

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Лицом, во имя ко­то­ро­го было пред­при­ня­то движение, стала императрица, успев­шая при­об­ре­сти ши­ро­кую популярность, осо­бен­но в гвар­дей­ских полках. Им­пе­ра­тор дурно жил с женой, гро­зил раз­ве­стись с ней и даже за­то­чить в монастырь, а на её место по­ста­вить близ­кую ему особу, пле­мян­ни­цу канц­ле­ра графа Воронцова. [Императрица] долго дер­жа­лась в стороне, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся своё по­ло­же­ние и не входя в пря­мые сно­ше­ния с недовольными».

Б) «В дни ве­ли­кой борь­бы с внеш­ним врагом, стре­мя­щим­ся почти три года по­ра­бо­тить нашу Родину, Гос­по­ду Богу угод­но было нис­по­слать Рос­сии новое тяж­кое испытание. На­чав­ши­е­ся внут­рен­ние на­род­ные вол­не­ния гро­зят бед­ствен­но от­ра­зить­ся на даль­ней­шем ве­де­нии упор­ной войны. Судь­ба России, честь ге­рой­ской нашей армии, благо народа, всё бу­ду­щее до­ро­го­го на­ше­го Оте­че­ства тре­бу­ют до­ве­де­ния войны во что бы то ни стало до по­бед­но­го конца. Же­сто­кий враг на­пря­га­ет по­след­ние силы, и уже бли­зок час, когда доб­лест­ная армия наша сов­мест­но со слав­ны­ми на­ши­ми со­юз­ни­ка­ми смо­жет окон­ча­тель­но сло­мить врага. В эти ре­ши­тель­ные дни в жизни Рос­сии почли мы дол­гом со­ве­сти об­лег­чить на­ро­ду на­ше­му тес­ное еди­не­ние и спло­че­ние всех сил на­род­ных для ско­рей­ше­го до­сти­же­ния по­бе­ды и в со­гла­сии с Го­су­дар­ствен­ной думою при­зна­ли мы за благо от­речь­ся от пре­сто­ла го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го и сло­жить с себя вер­хов­ную власть».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный текст был на­пи­сан В. О. Ключевским.

2) Данный от­ры­вок из ма­ни­фе­ста от­но­сит­ся к 1917 г.

3) Текст был на­пи­сан перед на­ча­лом Вто­рой ми­ро­вой войны.

4) В дан­ном от­рыв­ке речь идет о Пер­вой ми­ро­вой войне.

5) Современником опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий был Л. Н. Толстой.

6) Описываемые со­бы­тия по­вест­ву­ют об императоре, впо­след­ствии сверг­ну­тым в ре­зуль­та­те двор­цо­во­го переворота.

Фрагмент А Фрагмент Б

Пояснение.

1) Дан­ный текст был на­пи­сан В. О. Клю­чев­ским - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту А.

2) Дан­ный от­ры­вок из ма­ни­фе­ста от­но­сит­ся к 1917 г. - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту Б.

3) Текст был на­пи­сан перед на­ча­лом Вто­рой ми­ро­вой войны - нет, неверно. К дан­ным ис­точ­ни­кам от­но­ше­ния не имеет.

4) В дан­ном от­рыв­ке речь идет о Пер­вой ми­ро­вой войне - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту Б.

5) Со­вре­мен­ни­ком опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий был Л. Н. Тол­стой - нет, неверно. К дан­ным ис­точ­ни­кам от­но­ше­ния не имеет.

6) Опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия по­вест­ву­ют об им­пе­ра­то­ре, впо­след­ствии сверг­ну­тым в ре­зуль­та­те двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту А.

Ответ: 1624.

Установите со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми во­е­на­чаль­ни­ков и их де­я­тель­но­стью: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столбца. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

ВОЕНАЧАЛЬНИК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) А. А. Бру­си­лов
Б) С. М. Буденный
B) А. Н. Ку­ро­пат­кин
Г) Г. К. Жуков
1) командир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны
2) первый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны
3) командующий рус­ски­ми вой­ска­ми в русско-японской войне 1904−1905гг.
4) командующий Юго-Западным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны
5) начальник Ге­не­раль­но­го штаба с 1942 г., ко­ман­ду­ю­щий со­вет­ски­ми вой­ска­ми на Даль­нем Во­сто­ке в 1945 г.
A Б В Г

Пояснение.

A) А. А. Бру­си­лов - ко­ман­ду­ю­щий Юго-За­пад­ным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны.

Б) С. М. Бу­ден­ный - ко­ман­дир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны.

В) А. Н. Ку­ро­пат­кин - ко­ман­ду­ю­щий рус­ски­ми вой­ска­ми в рус­ско-япон­ской войне 1904−1905 гг.

Г) Г. К. Жуков - пер­вый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Ответ: 4132.

Ответ: 4132

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Великий князь Николай Николаевич руководил русской армией в годы Первой мировой войны.

Б) С. Ю. Витте подготовил манифест об учреждении законодательной Государственной думы.

В) С. В. Зубатов был инициатором создания рабочих организаций под контролем полиции.

Ответ: 4215.

Ответ: 4215

А)руководство правительством в годы Первой мировой войны, это ответ под номером 3

тоесть должно быть 3215

Иван Иванович

Николай Николаевич был Верховным главкомом русской армии в 1914-1915, а Советом министров РИ руководило в период Первой мировой войны несколько человек: Горемыкин, Штюрмер, Трепов, Голицын.

·

Установите соответствие между фамилиями военачальников и названиями войн, в которых они прославились: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

A) А. А. Брусилов - Первая мировая война.

Б) М. Д. Скобелев - русско-турецкая война 1877−1878 гг.

В) П. С. Нахимов - Крымской война.

Г) А. В. Суворов - русско-турецкая война 1768−1774 гг.

Ответ: 5431.

Ответ: 5431

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3., ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Название документа, выступления, прокламации Содержание Год
__________(A) Выступление ан­глий­ско­го по­ли­ти­че­ско­го деятеля, со­дер­жа­щее при­зы­вы к спло­че­нию стран За­па­да перед лицом угро­зы рас­про­стра­не­ния со­вет­ско­го вли­я­ния в мире __________(Б)
__________(В) Обращение де­пу­та­тов с при­зы­ва­ми к пас­сив­но­му со­про­тив­ле­нию дей­стви­ям вла­стей после ро­спус­ка I со­зы­ва Го­су­дар­ствен­ной думы 1906 г.
«Апрельские тезисы» __________(Г) 1917 г.
«Нота Милюкова» __________(Д) __________(Е)

Пропущенные элементы:

2) «Фултонская речь»

4) про­грам­ма по­мо­щи ев­ро­пей­ским стра­нам в вос­ста­нов­ле­нии эко­но­ми­ки после Вто­рой ми­ро­вой войны

5) «Выборгское воззвание»

7) за­яв­ле­ние о на­ме­ре­ни­ях Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства про­дол­жить вы­пол­не­ние обя­за­тельств перед со­юз­ни­ка­ми в Пер­вой ми­ро­вой войне

8) Док­три­на Трумэна

9) про­грам­ма дей­ствий пар­тии большевиков, со­дер­жа­щая за­да­чу пе­ре­хо­да всей пол­но­ты го­су­дар­ствен­ной вла­сти к Со­ве­там ра­бо­чих и сол­дат­ских депутатов

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А)−Б) В 1946 г. в г. Фул­то­не У. Чер­чилль при­звал к от­по­ру СССР и холодной войне.

В) Выборгское воз­зва­ние 1906 г. со­дер­жа­ло об­ра­ще­ние де­пу­та­тов с при­зы­ва­ми к пас­сив­но­му со­про­тив­ле­нию дей­стви­ям вла­стей после ро­спус­ка I со­зы­ва Го­су­дар­ствен­ной думы.

Г) Апрельские те­зи­сы 1917 г. со­дер­жа­ли про­грам­му дей­ствий большевиков.

Д)−Е) В 1917 г. Ми­лю­ков за­яви­л о на­ме­ре­ни­ях Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства про­дол­жить вы­пол­не­ние обя­за­тельств перед со­юз­ни­ка­ми в Пер­вой ми­ро­вой войне.

Ответ: 235971.

Ответ: 235971

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание манифеста о законодательной Государственной думе

4) начало Русско-японской войны

Пояснение.

Раньше других началась Русско-японская война - январь 1904 года. Первая российская революция началась в январе 1905 года. Манифест о законодательной Государственной думе был подписан в октябре 1905 года. Россия вступила в Первую мировую войну в августе 1914 года.

Правильный ответ указан под номером: 4

Ответ: 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) П. И. Багратион был военноначальником Отечественной войны 1812 года.

Б) М. Д. Скобелев - генерал Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

В) П. С. Нахимов командовал обороной Севастополя в годы Крымской войны.

Г) А. А. Брусилов - военноначальник Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Ответ: 2314.

Ответ: 2314

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.

Пояснение.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны - ДА, верно, на карте гражданской войны изображены события завершающего этапа войны - советско-польская война 1920 г. и разгром войск генерала П. Врангеля в Крыму.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне - НЕТ, неверно.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш - ДА, верно, осенью 1920 г.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича - НЕТ, неверно.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира - НЕТ, неверно.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе - ДА, верно.

Ответ: 136.

Ответ: 136

Елена Александровна Дергунова

В 1920 г. гражданская война завершилась на основной территории России. На окраинах страны она продолжалась до 1922 г.

Гость 05.05.2013 15:18

Ответ под цифрой 1 дан неверно. Гражданская война делилась на 3 этапа и 1920 год относиться ко второму этапу (ноября 1918 - март 1920 года). Третий этап войны продолжался до октября 1922 года, до взятия города Владивосток, где в то время базировались антибольшевистские формирования при поддержке японских войск. Считаю не справедливым то, что завершением войны здесь считается 1920 год, ведь вплоть до разгрома Сибирской Добровольческой Дружины в 1923 на территории России происходили боевые столкновения.

Валентин Иванович Кириченко

Приведенная вами точка зрения, имеет право на жизнь, более того она была господствующей в советской историографии. Но в настоящий момент большинство историков придерживаются точки зрения, что Гражданская война завершилась в 1920 году.

Вариант I .

    Какое из этих государств не входило в Тройственный союз?

А) Германия

Б) Италия

В) Япония

Г) Австро-Венгрия

А) Сербии

В) России

В) Великобритании

Г) Франции

3. Одна из основных целей России в Первой мировой войне –

А) забрать у Германии области Эльзас и Лотарингию

Б) обеспечить контроль над черноморскими проливами, оказать помощь панславянскому населению на Балканах, присоединить Галицию;

В) переделить колонии Франции и Великобритании;

Г) покончить с Сербией

4. Битва на Марне состоялась в

А) 1918 году

Б) 1917 году

В) 1916 году

Г) 1914 году

5. В апреле 1915 года, подписав секретный договор, к Антанте присоединилась

А) Австро-Венгрия

Б) Болгария

В) Италия

Г) Турция

6. С февраля по декабрь 1916 года проходило самое кровопролитное сражение в истории Первой мировой войны

А) сражение под Верденом

Б) битва на Марне

В) Ютландское сражение;

Г) Битва на Сомме

7. Англичане впервые применили танки

А) битве на Сомме

Б) битве на Марне

В) Сражение под Верденом

8. Россия подписала сепаратный мирный договор 3 марта 1918 года, который вошел в историю как

А) Брестский мирный договор

Б) Парижский мир

В) Версальский мир

Г) Кучук-Кайнаджирский мир

9. По Версальскому мирному договору Германия

А) Приобрела колонии в Тихом океане

Б) должна была выплачивать репарации;

В) отдала Великобритании Эльзас и Лотарингию

Г) потеряла все свои колонии

10. Что означает термин «потерянное поколение»?

Вариант II .

    Какое из этих государств на входило в Антанту

А) Россия

Б) Великобритания

В) Япония

Г) Австро-Венгрия

2. Господствующей державой на море в 1914 году была

А) Россия

Б) Германия

В) Великобритания

Г) Франция

3. Франция преследовала следующую цель в Первой мировой войне

А) вернуть территории Эльзаса и Лотарингии

Б) присоединить Галицию

В) покончить с Сербией

Г) захватить для колонизации огромные просторы европейской России

4. Германский план предусматривал вторжение во Францию через нейтральную Бельгию в обход оборонительных укреплений и основных сил Франции, сосредоточенных на франко-германской границе, их окружение и взятие Парижа. Этот план назывался

А) план Барбаросса

Б) план Шлифена

В) Тайфун

Г_ Цунами

5. В 1916 году состоялась одна из жесточайших битв в истории Первой мировой войны - битва под Верденом. В результате здесь погибло

А) свыше 10 млн. человек

Б) 30 млн. человек

В) 30 тыс. человек

Г) свыше 1 млн. человек

6. В 1915 году был сформирован Четверной союз. Его состав был следующим

А) Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария

Б) Германия, Австро-Венгрия, Турция, Италия

В) Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Япония

Г) Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Италия

7. Итоги Брестского мира, подписанного 3 марта 1918 года, для России

А) Россия получила Галицию

Б) Россия получила Эльзас и Лотарингию

В) Германия должна была выплатить России репарации

Г) к Германии отходили огромные территории России; Россия должна была выплачивать огромную контрибуцию Германии

8. Битва на Сомме состоялась в

А) 1916 году

Б) 1915 году

В) 1914 году

Г) 1917 году

9. Вашингтонская конференция, состоявшаяся по инициативе США, проходила в

А) 1922-23 гг.

Б) 1921-22 гг.

В) 1919-20 гг.

Г) 1920-21 гг.

10. Объясните термин «империализм».

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! С вами Андрей Пучков. Сегодня я решил сделать пост об участии России в Первой мировой войне. Это крайне важная тема и наиболее трудная для выпускников школ, которые готовятся к ЕГЭ по истории. Вообще весь период с 1914 по 1922 год наиболее сложный, и ему Вы должны уделить самое пристальное внимание.

В этой статье четко, лаконично и доступно для учащихся донести важные моменты участия России в Первой мировой войне, а также правильно расставить акценты. Отдельным бонусом к этой статье будет таблица по теме и тест, который можно прорешать онлайн.

Итак поехали!

(При подготовке текста статьи использовались данные из книги История первой мировой войны 1914—1918 гг. - М.: Наука, 1975.)

(На карты можно нажимать и откроется больший размер:))

Причины Первой мировой

Как я уже много раз говорил, любое событие из истории можно разложит по схеме: Предпосылки, Причины, Повод, Ход событий и итоги.

Причинами этого глобального события следует считать империалистические противоречия между ведущими мировыми державами. Что же такое империалистические противоречия? Империализм сам по себе - это высшая стадия развития капитализма.

Предположим вы толковый английский буржуй — бизнесмен. И скажем, Вы производите мм... чайные сервизы. У вас многочисленные заводы в самой Англии, России и Европе. Но Ваши сервизы есть уже у каждой европейской семьи, и не п одной штуке. Вы должны понимать, что Вы можете стать банкротом в ближайшем будущем. Почему?

Потому что рынок забит Вашим товаром, а он продолжает производится. Его надо кому-то «впаривать», чтобы Вы и дальше получали свои прибыли. И что же делать? Элементарно, Ватсон: Англия ведь колониальная держава. У нее масса колоний: Индия и пр. Почему бы туда не поставлять Ваши товары — местным аборигенам. А взамен будете выкачивать у них их ресурсы: чай, кофе, дорогие ткани и прочую местную экзотику.

А сами колонии ничего поделать не смогут, так как вы колонист. Вот и получается, что при империализме внутренний рынок для капиталистов становится для них узок и им нужны другие рынки, и как следствие — новые колонии. Чем больше колония, тем лучше!

И вот к началу 20 века оказалось, что весь мир «поделен» между великими державами. «Поделен», потому что на самом деле между великими державами были большие противоречия по поводу этого раздела. Эти противоречия и начали проклевываться на рубеже 19 и 20 веков: Японо-китайская война, Русско-японская и пр. Добавьте к этому противоречия между самими державами по поводу взаимной неприязни и спорных территорий: между Францией и Германией — спорные территории в Эльзасе и Лотарингии. Между Англией и Германией — в северной Африке. Наконец между Россией и Австро-Венгрией по поводу Боснии и Герцеговины и других славянских государств в юго-восточной Европе (Сербии, Болгарии и пр.).

Таким образом причины Первой мировой были:

  1. в колониальных противоречиях между великими державами;
  2. в спорных территориях и зонах влияния между самими державами.

К предпосылкам можно отнести:

Складывание военных-политических блоков: Антанты (Англия, Франция и Россия) и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия);

Наличие локальных военных конфликтов до решающего противоборства. Если кто, решит продолжить тему: добавьте Ваши варианты в комментарии — а то у объем поджимает 🙂

Планы сторон в Первой мировой

«Мозгом» Тройственного союза была Германия и ее начальник Генерального штаба с 1891 года Шлиффен. Его концепция «блицкрига» (молниеносной войны) обосновывалась тем, что основной противник — Франция, которая к началу 20 века реформировала как систему мобилизации своей армии, так и саму армию. Ввиду этого, Шлиффен предложил разгром войск противников в два этапа.

Первый этап должен вывести из простивостояния Францию. Для этого предполагалось нападение крупных сил через южную Бельгию — в обход оборонительной французской линии.

Второй этап должен был заключаться в том, что основные силы германской армии перебрасываются на восточный фронт (против России), где ее должны были сдерживать до этого времени австро-венгерские войска.

Англию германское командование недооценило: оно думало, что Англия ограничится тем, что пришлет Франции чисто символическую помощь.

План войны России с Германией и Австро-Венгрией начал разрабатываться аж с конца 1870-х годов — после объединения Германии и Австро-Венгрии в военный союз. План был оборонительным и был многовариантным. Так, если бы на Россию напала только Австро-Венгрия, тогда против ее сил сосредотачивались бы основные силы русской армии. И выделялось 800 тыс. человек (на 15 день мобилизации) для войны непосредственно с Германией. Ну, чтобы отвлечь на себя часть их армии на западном фронте. Ну а в случае нападения сразу и Германии и Австро-Венгрии — образовывалось сразу два фронта выделялись соответствующие войска.

Таким образом, планы России были оборонительными. Само собой я тут привел лишь общий план без конкретных географических ориентиров. Возможно, в будущем сделаю свободный видеоурок по Первой мировой войне, так что не поленитесь и оформите подписку на новые статьи, форма в конце статьи.

Повод к глобальному противостоянию

Все грамотные пацаны и девчонки давно знают, что стало поводом к Первой мировой войне. Это убийство в конце июня 1914 года в Сараево (Сербия) австрийского эрцгерцога австрийского престола Франца Фердинанда и его супруги. Убил их сербский националист Гаврило Принцип. Данный факт убийства и стал поводом к боевым действиям: Австрия потребовала от Сербии, чтобы убийство расследовали австрийцы, Сербия восприняла такие требования как ограничение собственного суверенитета, в итоге Австро-Венгрия объявила войну Сербии... и дальше понеслось...

Участие России в Первой мировой 1914 -1918 годы

ОПЕРАЦИИ 1914 ГОДА

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1914 ГОД

Так как Германия согласно своему плану военных действий напала на Францию (западный фронт), задача России была отвлечь основные силы Австро-Венгрии и заставить Германию перебросить часть своих сил на восточный фронт.

Задачей Восточно-прусской операции было овладение русскими войсками восточной Пруссии силами двух армий: 1 армия генерала Ренненкампфа была должна была наступать в обход Мазурских озер с севера, отрезая немцев от Кенигсберга (ныне Калининград). 2 армия под командованием генерала Самсонова должна была вести наступление в обход этих озер с запада, не допуская отвода германских дивизий за Вислу. Общая идея операции заключалась в охвате немецкой группировки с обоих флангов.

Операция началась 4 (17) августа. А уже 7 (20) августа началось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны — под Гумбиненном. Однако упорное сопротивление русских войск, а также их шквальный огонь обратил немецкую армию в бегство! Вот что писали об этом сами немецкие командующие: «Сцепление несчастных обстоятельств привело к тому, что великолепно обученные войска, позднее всюду достойно себя проявившие, при первом столкновении с противником потеряли свою выдержку. Корпус тяжело пострадал. В одной пехоте потери достигли в круглых цифрах 8000 человек - треть всех наличных сил, причем 200 офицеров было убито и ранено».

Кто читал «Фильмы» господина Бориса Акунина, знают, что в первых же книгах автор описывает дикий разгром русских войск: якобы они бежали на немецкие пулеметы как овцы. На самом деле ничего подобного просто не было! Кто-считает иначе пишите в комментах — подискутируем! 🙂

Однако не будем отвлекаться: ситуация позволяла русской армии нанести поражение 8-й немецкой армии. Однако Ренненкампф бездействовал. Русское командование полагало, что немцы разбиты и отступают к Кенигсбергу. Однако это было не так. На самом деле 8-ая армия сохраняла боеспособность. Немцы перегруппировали свои силы и быстро разработали дерзкую операцию. Ее успеху содействовало также и то, что русское командование все свои приказы отдавало по радио открытым текстом.

В итоге 16 (29) августа 2 армия генерала Самсонова была окружена, сам генерал застрелился. Таким образом бездействие со стороны 1 армии, способствовало окружению и разгрому второй. Между тем некоторые цели операции были достигнуты: Германия перебросила часть своих сил на восточный фронт, что дало союзникам одержать победу на р. Марне на западном фронте.

ГАЛИЦИЙСКАЯ БИТВА

На юге русским командованием также планировалась наступательная операция. Ее целью было окружением и уничтожение австрийских сил. Пятая и третья армии должны были наступать ко Львову, а 4 и 8 армии должны были нападать с запада и юга. План был хорош, но не отвечал реалиям фронта. Австрийцы также разрабатывали свою наступательную операцию. В результате завязалась огромная галицийская битва, которая разразилась на пространстве между реками Днестр и Висла.

Боевые действия первоначально развернулись на фронте в 320 км, который расширился затем до 400 км. Со стороны русских в них участвовало пять армий (9-я, 4-я, 5-я, 3-я и 8-я) и Днестровский отряд. Противник имел четыре армии (1-ю, 4-ю, 3-ю и 2-ю) и ландверный корпус Войрша. В итоге русского наступления австро-венгерские войска понесли серьезное поражение. Их потери составили около 400 тыс. человек, включая 100 тыс. пленных. Русские потеряли 230 тыс. человек. Победа была достигнута объединенными усилиями всех армий Юго-Западного фронта. Но австро-венгерским армиям удалось все же избежать полного разгрома. Причиной этого были нерешительные действия руководства Юго-Западным фронтом, которое не сумело организовать энергичного преследования. Дело ограничилось вытеснением противника из Галиции.

Общая ситцуация на фронтах заставило Германию дать большой займ Турции, чтобы она вступила в войну на стороне Тройственного союза. В итоге 2 ноября Турция начала наступательные операции. Выделился отдельный Кавказский фронт.

Разумеется в 1914 году были и другие наступательные и оборонительные операции, однако для успешного решения теста ЕГЭ Вам с лихвой хватит уже сказанного об операциях в 1914 году.

ОПЕРАЦИИ 1915 ГОДА

ГОРЛИЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Горлицкая операция длилась 52 дня: с 19 апреля (2 мая) по 9 (22) июня 1915 г. Это была одна из наиболее крупных оборонительных операций первой мировой войны. Русское командование было вынуждено отступит из Галиции, которая была захвачена в 1914 году. Стратегическое положение их армий, действовавших в Польше, серьезно ухудшилось. Но германо-австрийцы не смогли добиться крупного стратегического результата. Дело свелось фактически не к прорыву русского фронта, а к его «продавливанию».

ОПЕРАЦИИ 1916 ГОДА

Полтора года самой кровопролитной на тот момент в истории человечества войны не могли пройти даром: в Европе и России нарастали кризисные тенденции. В Европе она привела к резкому повышению рабочего движения. В России назревала революционная ситуация, вызванная хлебным, оружейным, транспортным в конце концов политическим кризисом. Причина всего этого было также в том, что русское общество, поначалу демонстрировавшее патриотизм, чем дальше, тем больше не понимало, зачем Россия ввязалась в эту бессмысленную бойню?

Наступательная операция Юго-Западного фронта летом 1916 г. привела к крупному поражению австро-венгерских войск в Галиции и Буковине. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек, 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. Потери русских составили около 500 тыс. человек

Чтобы ликвидировать прорыв, военное командование Центральных держав вынуждено было снять с Западного и итальянского фронтов 30,5 пехотных и 3,5 кавалерийских дивизий. Это облегчило положение французов под Верденом. Легко вздохнула и Италия, так как австрийские войска вынуждены были прекратить свои атаки в Трентино. «Россия пожертвовала собой ради своих союзников, - пишет английский военный историк, - и несправедливо забывать, что союзники являются за это неоплатными должниками России».

ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ ЛЕТОМ 1917 ГОДА

После Февральской революции в России и перехода власти к Временному правительству, положение армии стало наиболее трудным. На фронте были введены новые приказы и директивы, отменяющие единоначалие, на фронте начались братания: этой когда солдаты с обеих сторон прекращали воевать и начинали, к примеру, играть в футбол, или распивать шнапс. 🙂

Однако временное правительство в ноте П.Н. Милюкова в апреле заявило о том, что и дальше будет воевать на стороне Антаны. В итоге было спанировано летнее наступление. Главные военные наступательные действия должны были развернуться в июне. Однако июнское наступление захлебнулось главным образом из-за неорганизованных действий новых властей, вводивших войска в бой вазнобой, без единого замысла. На взгляд Керенского и других деятелей Временного правительства главное было начать, а там авось само всё настроится.

В итоге наступление захлебнулось, что привело к новому политическому кризису Временного правительства: известия о поражениях на фронте усилили возмущение народа. Утром 3 (16) июля солдаты 1-го пулеметного полка в Петрограде выступили с требованием свержения Временного правительства вооруженным путем. 4 (17) июля в Петрограде состоялась грандиозная антивоенная демонстрация. От имени ее участников Центральному Исполнительному Комитету Советов, который заседал в Таврическом дворце, было передано требование о взятии власти в руки Советов.

ВЫХОД РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В НАЧАЛЕ 1918 ГОДА

Как Вы знаете, партия большевиков была против ведения Первой мировой войны. Поэтому сразу же после Октябрьской революции новое, уже советское руководство повело разговор с Германией и ее союзниками о прекращении военных действий. Позиция Ленина была четкой: за демократический мир без аннексий и контрибуций. Была, правда ещё точка зрения Л.Н. Троцкого на прекращение боевых действий, которая выразилась в его лозунге: «Ни мира, ни войны». Правда эта точка зрения была отринута советским руководством после наступления немцев.

В итоге 9 декабря началась конференция между Тройственным союзом и Советской Россией по вопросу о прекращении военного противоборства.

Позиция советского руководства была выражена в следующих тезисах:

1. Отказ обеих сторон от насильственного присоединения оккупированных во время войны территорий и вывод оттуда оккупационных войск.

2. Восстановление во всей полноте политической самостоятельности тех народов, которые лишились ее в ходе боевых действий.

3. Гарантирование национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, права на самоопределение.

4. Законодательное оформление культурной самостоятельности и административной автономии национальных меньшинств.

5. Отказ от взыскания с других государств контрибуций и «военных издержек».

6. Предоставление колониям независимости и политической самостоятельности в соответствии с принципами, изложенными в пунктах 1, 2, 3 и 4

Однако Германия решила в полной мере воспользоваться ситуацией и навязала свои правила игры. В результате 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был заключен мирный договор, получивший название «Брест-Литовский».

Его условия надо знать и постараться запомнить:

От Советской России отторгались Прибалтика и часть Белоруссии; на Кавказе к Турции отходили Карс, Ардаган и Батум.

Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами, а части Красной Армии должны были быть выведены оттуда. Советское правительство обязывалось заключить договор с Центральной радой и признать ее мирный договор от 27 января (9 февраля) с Центральными державами.

Таким образом Брест-Литовский мирный договор считается сепаратным. Так как с одной стороны он отделял от России территории, а с другой Россия порывала с Антантой, выйдя раньше из войны. Слово «сепаратный» происходит от французского глагола separer — отделать, разделять.

Сама же Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года Компьенским перемирием. А в июне 1919 года образовалась новая Версальско-Вашингтонгская система сдержек и противовесов, которая де факто признала свою недееспособность уже через 12-14 лет.

Ниже я привожу некоторые факты и моменты, которые надо знать и проработать для успешного написания теста ЕГЭ по истории:

1. Верховными главнокомандующими до Февральской революции были: князь Николай Николаевич (с 20 июля 1914 года по 23 августа 1915 года) и Николай Второй (с 23 августа 1915 года по 2 марта 1917 года).

2. Надо знать, к каким последствиям привело участие России в глобальной бойне: уметь описать хлебный кризис, транспортный, оружейный и самое главное — политический. Если будут затруднения, всё это описано в моем авторском видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».

3. Главный внутренний итог участия России - Февральская революция! Как всё это связано детально описано в моем .

Ну, что, конечно статья получилась немаленькая, зато крайне полезная. Ниже привожу обещанную таблицу по участию России в Первой мировой войне:

Карикатура на европейские державы накануне Первой мировой войне

1914 – 1918 – период участия Российской империи в Первой мировой войне.

Начало Первой мировой войны

Поводом к началу Первой мировой войны стало убийство в Сараево наследника престола Австро-Венгрии Франца-Фердинанда сербским террористом. После теракта император Австро-Венгрии выдвинул сербскому правительству ультиматум, и после отказа Сербии принять его условия, объявил ей войну. Россия поддержала Сербию и объявила мобилизацию. Австро-Венгрия, в свою очередь, заручилась поддержкой Германии, и 1 августа 1914 года Германская империя объявила войну России.

Боевые действия на Восточном фронте

Русская армия в Первой мировой войне

Боевые действия в 1914 году

В 1914 году основные боевые действия развернулись на Западном фронте. Германия сосредоточила основные силы против Франции, а Россия не успела закончить мобилизацию и столкнулась с нехваткой боеприпасов.
Летом 1914 года 1-я и 2-я русские армии, которыми командовали генералы Ренненкампф и Самсонов, начали наступление на Восточную Пруссию. Юго-Западный фронт под началом генерала Иванова завершил удачное наступление, захватив Галицию и разгромив войска Австро-Венгрии, тем самым спасая Сербию от поражения от превосходящих сил австрийцев.

Боевые действия в 1915 году

В 1915 году Германия перебросила основные силы на восточный фронт, стремясь вывести Россию из войны. В апреле-июне 1915 года русские войска были вытеснены из Галиции, а июне-августе 1915 года - из Польши, однако Россия не была разгромлена. 10 августа 1915 года Ни­колай II отстранил от командования популярного в войсках князя Николая Николаевича и принял обязанности Главнокомандующего русской армией, что впоследствии отрицательно сказалось на авторитете императора.

Боевые действия в 1916 году

В мае-июле 1916 состоялся Брусиловский прорыв – успешное наступление русской армии в Галиции против австрийцев. В том же году в войну с Центральным блоком вступила Румыния, но почти сразу же потерпела поражение от австрийских войск, что лишь ухудшило положение на Восточном фронте.

События 1917 года

В 1917 году в России грянула революция. Император объявил о своем отречении от престола. Временное правительство, сменившее императора, заявило союзникам о продолжении войны с центральными державами до победы. В июне 1917 года Россия начала наступление против Австро-Венгрии, но из-за развала армии и революционной пропаганды оно закончилось неудачей. После поражения русских войск и полного разложения армии масштабных операций на фронте больше не осуществлялось.

Итоги Первой мировой войны в российской истории

Поражения русской армии и неудачные решения императорского правительства привели к общественному недовольству, вылившемуся в революцию 1917 года. В итоге, Россия вышла из периода 1914 – 1918 потерпевшей поражение в войне, с разрушенной государственностью и начинающейся революцией.

Оценки периода 1914 – 1918 годов историками

Российские историки, например, А. А. Данилов, оценивают период 1914-1918 годов – период Первой мировой войны преимущественно отрицательно. Россия была втянута в мировую войну, к которой слабо подготовилась и в которой не имела определенных целей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!