Презентация на тему физические величины. Презентация по физике "измерение физических величин" Величины и их измерения презентация

Презентация по физике на тему "Физические величины, Измерение физических величин". Урок - новая тема для учащихся 7 класса. В начале урока для ребят предлагается небольшая самостоятельная работа на усвоение темы "Что изучает физика?". Далее рассматриваются названия физических величин, которые используются только на уроках физики. Ребята учатся измерять физические величины, узнают, что такое физические приборы. Дается понятие цены деления физического прибора и погрешности измерения физического прибора. Так же представлено несколько тренировочных заданий. Урок интересен тем, что ребята постоянно на нем задействованы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Физические величины. Измерение физических величин. Нейман Татьяна Павловна Учитель физики и математики МБОУ «СОШ» пст. Мадмас 201 3 г.

Самостоятельная работа Какие из перечисленных явлений относятся к физическим: а) закипела вода в чайнике; б) молоко прокисло в стакане; в) в печи сгорели дрова; г) булавка притянулась к намагниченным ножницам; д) стальной нож заржавел; е) распустился подснежник; ж) прозвенел звонок на урок?

Самостоятельная работа механические тепловые звуковые электрические световые В таблицу впишите номера словосочетаний, относящихся к … явлениям: 1) шар катится, 2) свинец плавится, 3) холодает, 4) слышны раскаты грома, 5) маятник часов колеблется, 6) звезды мерцают, 7) вода кипит, 8) наступает рассвет, 9) эхо, 10) плывет бревно, 11) снег тает, 12) облака движутся, 13) гроза, 14) летит голубь, 15) сверкает молния, 16) шелестит трава, 17) горит электрическая лампа.

Начертите таблицу и распределите в ней номера следующих слов: 1) свинец, 2) гром, 3) рельсы, 4) Луна, 5) пластмасса, 6) алюминий, 7) трактор, 8) кипение, 9) мед, 10) ракета, 11) буран, 12) наводнение, 13) вертолет, 14) асфальт, 15) стол, 16) серебро. тело вещество явление Самостоятельная работа

4. Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого металлического сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта? Самостоятельная работа

Проверяй! Какие из перечисленных явлений относятся к физическим: а) закипела вода в чайнике; б) молоко прокисло в стакане; в) в печи сгорели дрова; г) булавка притянулась к намагниченным ножницам; д) стальной нож заржавел; е) распустился подснежник; ж) прозвенел звонок на урок?

Проверяй! механические тепловые звуковые электрические световые В таблицу впишите номера словосочетаний, относящихся к … явлениям: 1) шар катится, 2) свинец плавится, 3) холодает, 4) слышны раскаты грома, 5) маятник часов колеблется, 6) звезды мерцают, 7) вода кипит, 8) наступает рассвет, 9) эхо, 10) плывет бревно, 11) снег тает, 12) облака движутся, 13) гроза, 14) летит голубь, 15) сверкает молния, 16) шелестит трава, 17) горит электрическая лампа. 1, 5, 10, 12 14, 2, 3, 7, 11 4, 9, 13, 16 15, 17 6, 8, 15, 17

Начертите таблицу и распределите в ней номера следующих слов: 1) свинец, 2) гром, 3) рельсы, 4) Луна, 5) пластмасса, 6) алюминий, 7) трактор, 8) кипение, 9) мед, 10) ракета, 11) буран, 12) наводнение, 13) вертолет, 14) асфальт, 15) стол, 16) серебро. тело вещество явление Проверяй! 3, 10, 13, 7, 1, 5, 9, 6, 14, 16 2, 11, 12 8, 4, 15

4 . Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого металлического сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта? Проверяй! Первое – наблюдение, второе – опыт.

Физические величины Физические величины – это характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены на опыте. длина площадь объем время температура масса Задание: Какие из приведенных ниже терминов обозначают физические величины: дом, глубина озера, высота дома, объем воды, холод, скорость поезда, автомобиль, длинная линейка?

Единицы измерения В международной системе единиц (СИ – система интернациональная): Ед. длины – метр, ед. времени – секунда, ед. массы – килограмм…

Приставка Множитель Приставка Множитель мега (М) кило (к) гекто (г) 1 000 000 1 000 100 микро(мк) милли (м) санти (с) 0,000001 0,001 0,01 Для измерения различных величин намного больше принятой единицы измерения используют кратные приставки. Их названия взяты из греческого языка. Для обозначения величин намного меньше принятой единицы измерения используют дольные приставки. Их названия взяты из латинского языка.

Задание: Примеры: 1 кило метр = 1 км = 1000 м, 1 милли секунда=1 мс=0,001 с 1 кг = … г 2 гс = … с 1 см = … м 4 мг = … г

Для измерения физических величин и проведения опытов используются различные физические приборы (специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов). Самыми простыми и часто встречающимися измерительными приборами являются линейки и термометры. Для измерения объемов жидкостей и небольших твердых тел пользуются мензурками.

Приборы, предназначенные для измерения одной и той же физической величины, например, объема, могут иметь различную цену деления.

Для измерения различных физических величин используют самые разнообразные приборы. Такие, например, как часы, весы, транспортиры, барометры и амперметры.

Шкала прибора На измерительных приборах нанесены при помощи штрихов деления и написаны значения величин, соответствующие делениям. Интервалы между штрихами, около которых написаны числовые значения, могут быть дополнительно разделены на несколько делений, не обозначенных числами.

Задание 1: Сколько делений изображено на отрезке? Задание 2: Сравните количество делений на отрезках «а» и «б». Задание 3: Продолжите счет чисел на отрезках.

ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ Найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения, Из большего значения вычесть меньшее, Полученное число разделить на число делений, между этими числами.

Цена деления = 300 мл – 200мл 10 = 10 мл

Определите цену деления

Объем жидкости = 100 мл + 6 *10 мл = 160 мл. Задание: определите цену деления, какие значения показывают приборы? (стр. 135, N 1, 3).

Задание: Предложите способ определения объема твердого тела, если в вашем распоряжении имеется мензурка с водой.

Задание: определите объем твердого тела.

ПОГРЕШНОСТИ Источниками погрешностей при измерениях являются: неточность самих измерительных приборов, способ снятия показаний с прибора, непостоянство измеряемой величины.

Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора! Длина карандаша l =13,7 см. Погрешность измерения равна ∆ l= 0,5 мм = 0,05 см. Длину карандаша можно записать: L =(l ± ∆ l) L =(13,7 ± 0,05) см

Закрепление Приведите примеры физических величин. Составьте по рис. 6 – 9 (стр. 8) учебника смысловые пары по принципу «название прибора – измеряемая величина». Объясните словами, что такое шкала прибора. Что нужно сделать, чтобы определить цену деления измерительного прибора?

Домашнее задание. § 4, 5. Упр.1 стр.10 Зад.1 стр.12 Отвечать на вопросы после параграфа


Слайд 2

Слайд 3

Проблема! С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы… Каким образом? Храм Посейдона

Слайд 4

Измерять – это значит… «Измерять какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу». Пойми и запомни!

Слайд 5

Выбираем единицы измерения Самыми древними единицами были субъективные единицы. Так, например, моряки измеряли путь трубками, т. е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара.

Слайд 6

Выбираем единицы измерения В Японии единица пути - лошадиный башмак, т. е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову. 1 лошадиный башмак

Слайд 7

Выбираем единицы измерения В Египте распространенной единицей длины был стадий- путь, проходимый мужчиной за время между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска, т. е. примерно за две минуты. 1 стадий

Слайд 8

Выбираем единицы измерения У многих народов для определения расстояния использовалась единица длины стрела- дальность полета стрелы. Наши выражения: «не подпускать на ружейный выстрел», позднее «на пушечный выстрел» напоминают о подобных единицах длины. Древние римляне расстояния измеряли шагамиили двойными шагами (шаг левой ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов составляла милю(лат. «милле» - тысяча). 1 миля = 1000 двойных шагов

Слайд 9

Выбираем единицы измерения Длину веревки или ткани неудобно измерять шагами или стадиями. Для этого оказались пригодными встречающиеся у многих народов единицы с названиями частей человеческого тела. Локоть- расстояние от конца пальцев до локтевого сустава. На Руси долгое время в качестве единицы длины использовали аршин(примерно 71 см). Эта мера возникла при торговле с восточными странами (перс. «арш» - локоть). Многочисленные выражения: «Словно аршин проглотил», «Мерить на свой аршин»,) и другие - свидетельствуют о ее широком распространении.

Слайд 10

Создание системы Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длиныв виде металлических линеек или стержней и массыв виде металлических гирь - эталонов. В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс - и» от первых букв слов «система интернациональная»). Эталон массы Эталон метра

Слайд 11

Запомни! Основные единицы В качестве основных единиц были выбраны следующие: метр- единица длины, килограмм- единица массы, секунда- единица времени, метр кубический – объём метр квадратный - площадь

Слайд 12

Кратные единицы

Слайд 13

Слайд 1

Физические величины и их измерение

Слайд 2

Физические величины: высота h , масса m, путь s, скорость v , время t, температура t, объём V и т.д.

Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.

Единицы измерения физических величин:

О с н о в н ы е

Длина - 1 м - (метр) Время - 1 с - (секунда) Масса - 1 кг - (килограмм)

П р о и з в о д н ы е

Объем - 1 м³ - (метр кубический) Скорость - 1 м/с - (метр в секунду)

Слайд 3

Приставки к названиям единиц:

Кратные приставки - увеличивают в 10, 100, 1000 и т.д. раз

г - гекто (×100) к – кило (× 1000) М – мега (× 1000 000)

1 км (километр) 1 кг (килограмм) 1 км = 1000 м = 10³ м 1 кг = 1000 г = 10³ г

Дольные приставки – уменьшают в 10, 100, 1000 и т.д. раз

д – деци (×0, 1) с – санти (× 0, 01) м – милли (× 0, 001)

1 дм (дециметр) 1дм = 0,1 м 1 см (сантиметр) 1см = 0,01 м 1 мм (миллиметр) 1мм = 0,001 м

Кратные приставки используют при измерении больших расстояний, масс, объемов, скоростей и т. п.

Дольные приставки используют при измерении малых расстояний, скоростей, масс, объёмов и т.п.

Слайд 4

Физические измерительные приборы:

каждый прибор предназначен для измерения определённой физической величины; каждый прибор, как правило, имеет шкалу; шкалы приборов, предназначенных для измерения одной физической величины, могут отличаться ценой деления.

Мензурки для измерения объемов жидкостей

Амперметры и вольтметры для измерения силы электрического тока и напряжения в цепи

Часы и секундомер для измерения времени

Линейки для измерения длин отрезков

Термометры для измерения температуры

Слайд 5

Ц е н а д е л е н и я прибора:

Цена деления прибора показывает, какому значению величины соответствует самое малое деление шкалы. Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо: найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величин; вычесть из большего значения меньшее и разделить результат вычитания на число делений, находящихся между выбранными штрихами. Пример (см. рис.1 внизу): (80 – 60) : 4 = 5 мл, т.е. цена деления мензурки № 1 равна 5 мл Задание: Определите цену деления приборов, изображенных на рисунках.

Физика 7 класс. Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц».

Цели: знакомство с понятием «физические величины», способами измерения физических величин при помощи простейших измерительных средств.

Задачи:

а) образовательные ученик должен усвоить:

Понятие физической величины и единиц измерения;

Способы измерения физических величин;

б) развивающие ученик должен уметь:

Переводить кратные единицы в основные;

Определять цену деления и показания измерительных приборов;

в) воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности при изучении исторических аспектов темы; развитие коммуникативности в процессе совместной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД):

Выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Осознают свои действия; учатся строить понятные для партнёра высказывания; развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания.

Структура урока:

Этап урока

Форма деятельности

Организационный момент, целеполагание

Создание рабочей обстановки

Просмотр видеосюжета (Приложение 1)

Проверка домашнего задания

Тест (Приложение 2)

Актуализация знаний

Эксперимент

Изучение нового материала

Эвристическая беседа, работа с физ.приборами и дидактическими карточками

Закрепление

Выполнение задач

Рефлексия, домашнее задание

Ответы на вопросы

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор;

три стакана с горячей, тёплой и холодной водой для проведения эксперимента,

линейка, секундомер, термометр, мензурка.

индивидуальные дидактические карточки для определения цены деления мензурки и термометра.

Ход урока

1) Организационный момент, целеполагание.

Учитель. Начать урок мне хотелось бы со слов Д.И. Менделеева: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес - суть главные орудия познания”.

Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет про удава и попытаться понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и назвать тему нашего урока.

Показ видеосюжета (Приложение 1). Выслушиваются ответы учеников.

Тема урока сегодня: “ Физические величины. Измерения физических величин. Физические приборы. Международная система единиц.

2) Проверка домашнего задания: работа по карточкам по материалам предыдущего урока (см. приложение № 2).

Ответы на вопросы к § 1:

1. Физика - это наука о природе. 2. Физика изучает разнообразные природные явления и выводит общие законы. 3. Примеры физических явлений: восход и заход солнца, нагревание предметов при трении, радуга. 4. Физика выводит и изучает различные природные законы, которые применяются в других науках: биологии, химии, географии и т.д

Ответы на вопросы к § 2:

1. Каждый существующий в природе предмет (тело). 2. Вещество - материя, из которой состоят физические тела. Физические тела: пластиковый стакан, стол, кирпичный дом. Вещества: полиэтилен, спирт, кислород.

3. Рис.3. Статуя слона и кусочек пластилина - разные физические тела, сделанные из одного вещества. Рис. 4. Ложки сделаны из одного вещества, но имеют различные размеры.

Ответы на вопросы к § 3:

1. Знания о природных явлениях мы изучаем из наблюдений и опытов.

2. Опыты проводятся человеком с определенной целью и, зачастую, для экспериментальной проверки теоретических расчетов.

3. Для получения научных знаний из опытов надо сделать правильные выводы.

3) Актуализация знаний.

Проведём эксперимент. Вызывается к доске ученик.

Учитель. В трёх стаканах налита горячая, тёплая и холодная вода (соответственно стакан № 1, № 2 и №3). Опустите один палец левой руки в стакан № 1 (в горячую воду), немного подержите, и опустите в стакан № 2 (в тёплую). Какой кажется вам вода в стакане № 2. (Ответ. Тёплая вода покажется нам холодной.) А теперь опустите палец правой руки в холодную воду, а затем в тёплую. Какой покажется вода?... (Ответ. Горячей).

Учитель. В первом случае вода в стакане № 2 кажется вам холодной, а во втором случае - горячей. Но ведь вода не изменилась. Вопрос: Что нужно сделать, чтобы точно определить, какая же всё-таки вода в стакане? (Возможный ответ: измерить прибором)

Вывод эксперимента: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

4) Изучение нового материала.

С некоторыми вы уже встречались на уроках математики: длина, масса, площадь, скорость и т.д. Они важны и в науки, и в жизни. Эти величины называются физическими.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:

Зачем нужны измерения?

Что такое физическая величина?

Как измерить физическую величину?

На вопрос «Зачем нужны измерения?» мы уже ответили в процессе обсуждения эксперимента.

Наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.

Учитель. Ответим на вопрос: Что такое физическая величина?

Физическая величина - это количественная (числовая) характеристика тела или вещества. Она обозначается буквами латинского алфавита, например:

m - масса, t - время, l - длина.

Любая физическая величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Например, на обёртке шоколадки написано: “Масса 100 г ”. Масса - это.. (физическая величина), 100 - это…(числовое значение), г - грамм - это… (единица измерения)

А теперь попробуйте сами:

Моя масса 42 кг. Масса - это.. (физическая величина), 42 - это…(числовое значение), кг - килограмм - это… (единица измерения)

Мой рост - 158 см. Рост (длина) - это… (физическая величина), 158 - это.., (числовое значение), см - это..(единица измерения)

Следовательно, когда мы измеряет какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений.

Учитель. Как измерить физическую величину? Давайте ответим на вопрос: «Что значит измерять?». Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности, по мере развития науки. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов .

В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс-и» от первых
букв слов «система интернациональная»).

В качестве основных единиц были выбраны следующие:

метр - единица длины,

килограмм - единица массы,

секунда - единица времени,

кельвин - единица температуры,

ампер - единица силы тока,

кандела - единица силы света,

моль - единица количества вещества.

Сегодня же обратим внимание на самые главное, Величины бывают основными и производными. Запиши в тетради единицы измерения основных физ.величин:

Масса - кг (килограмм), длина - м (метр), время - с (секунда)

Но массу можно измерять ещё ... (в граммах, миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в курсе математики. А в каких единицах измеряют длину? Время?

Систему СИ называют десятичной. Все однородные величины связаны между собой.

1 кило грамм = 1000 (103) г 1 кило метр = 1000 (103) м

1 милли грамм = 0,001 г 1 милли метр = 0,001м (см. приложение 3)

Слайд 10-11

5. Закрепление .

Выполнение упражнений:

1. «Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе?

2. Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за 1 м, по какой-то причине стал чуть-чуть короче, причем никто об этом не знает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную картину, которая возникнет на Земле через некоторое время.

3. Запишите с помощью сокращающих приставок следующие значения величин: 0,0000052 м; 2 560000000 м. Запишите в обычном виде следующие значения величин: 2,37 Мм; 7,5 мкс.

Теперь выполним следующие задания: ЗЛ № 15-18

6. Рефлексия:

Продолжи предложение:

Теперь я знаю…

И ещё я умею…

Интересно было бы ещё узнать …

7. Домашнее задание: (Слайд 16). § 4,5 (учебник “Физика 7” Пёрышкин А.В.), упражнение 1, задание 1, ЗЛ № 19-22

Творческое задание: найти пословицы, поговорки, сказки или стихи про единицы измерения расстояний, массы и объёма.

Литература

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. - М.:ВАКО, 2012

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012

3. Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.

4. Зайкова Т.В. Измерение физических величин. 7-й класс.

Слайд 1

величины Физические

Слайд 2

Д.И.Менделеев

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять

Портрет Менделеева в мантии профессора 1885 г

Слайд 3

1. Что такое величина? 2. Какие величины называются физическими? 3. Что значит измерить физическую величину? 4. Что такое цена деления? Как её определить? 5. Основные и производные единицы измерения физических величин. 6. Единицы длины, площади, объёма и массы. 7. Точность измерения физических величин. Абсолютная и относительная погрешность. 8. Порядок физических величин. 9. Способы представления экспериментальных результатов. 10. Приближенные вычисления

Слайд 4

Всё, что может быть измерено, называется величиной

1.Что такое величина?

Слайд 5

Если величины характеризуют физические явления с количественной стороны, то они называются физическими величинами.

2. Какие величины называются физическими?

Физическими величинами являются объем (V), температура(T), пройденный путь(s), масса(m), вес(P).

Слайд 6

Измерения физических величин делятся на прямые и косвенные. Если измеряют саму исследуемую величину с помощью физических приборов – это прямые измерения. Например, измерения длины бруса с помощью линейки, массы тела – взвешиванием на весах. При косвенных измерениях интересующая нас физическая величина рассчитывается по формуле из других величин, которые измерены с помощью физических приборов. Измерение скорости тела по времени и пройденному пути.

3. Измерения физических величин

Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.

Слайд 7

План рассказа об измерительных приборах

1. Название прибора. 2. Для измерения какой величины он предназначен? 3. Единица измерения данной величины. 4. Каков нижний предел измерения прибора? 5. Каков верхний предел измерения прибора? 6. Какова цена деления шкалы прибора? 7. Как правильно пользоваться данным прибором?

микрометр мензурка штангенциркуль

Слайд 8

Деление шкалы - промежуток между двумя соседними отметками на шкале.

Цена деления- наименьшее значение шкалы измерительного прибора

Чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения. Затем из большего значения вычесть меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

0,5 (мл)=0,5 (см3) Цена деления =

4. Что такое цена деления?

Слайд 9

На рисунке приведены три секундомера. Определите цену деления этих приборов.

Секундомеры 2 с 5 с 1 с

Слайд 10

1. Определите цену деления мензурки

5 мл 2,5 мл 5 мм 10 мл

2. Определите объём воды в мензурке до погружения тела

50 мл 45 мл 70 мл Мензурка

3. Определите объём воды в мензурке после погружения тела

30 мл 40 мл 60 мл

Слайд 11

5. Единицы измерения физических величин

Слайд 12

6. Единицы длины, площади, объёма, массы

Слайд 13

7. Абсолютная погрешность измерения

Точность измерений характеризуется погрешностью, или, как еще говорят, ошибкой измерений. Между терминами «ошибка» и «погрешность» нет никакого различия, и можно пользоваться ими обоими. Погрешностью измерений называют разность между измеренным и истинным значением физической величины. ∆Χ = Χизм – Χист Ее называют абсолютной погрешностью (∆ - прописная греческая буква “дельта”). Истинным значением является среднее арифметическое из многократно выполненных измерений, определяется следующим образом: Χср=(Χ1+Χ2+Χ3+…+Χn) /n За абсолютную погрешность отдельного измерения ∆xi принимают отклонение измеряемого значения от среднеарифметического: ∆xi = xi – xср

Слайд 14

Относительная погрешность измерения

Для оценки границ погрешности при измерении величины договорились использовать среднюю абсолютную погрешность ∆x, получаемую делением суммы абсолютных значений погрешностей отдельного измерения ∆xi на число измерений n: ∆ xср = (| ∆x1|+| ∆x2|+| ∆x3|+ … +| ∆xn|) ⁄ n Среднюю абсолютную величину называют просто абсолютной погрешностью измеряемой физической величины, и результат измерений записывают в виде: x= xср ± ∆ xср

Поэтому важна еще относительная погрешность

Абсолютная погрешность недостаточно полно характеризует точность измерений. Качество измерений с абсолютной погрешностью в 1 мм различно при измерении, например, диаметр болта (d = 20 мм), длина втулки (l = 200 мм) и длина стола (L = 2000мм).

Слайд 15

Вычисление погрешности

Рассмотрим вычисление погрешностей на примере измерения длины болта

1) l1= 10,6 cм; 2) l2 = 10,8 cм;

3) lср.= (10,6 +10,8)/ 2 =10,7(cм);

4) l 1= 10,6-10,7= -0,1 (cм); 5) l2 =10,8-10,7=0,1 (cм);

6) lср.= (0,1+0,1)/2=0,1 (cм);

7) δ = 0,1/10,7*100%=0,9%

Поэтому важна еще относительная погрешность (строчная буква “дельта”), которая определяется отношением абсолютной погрешности измеряемой величины к ее среднему значению, и вычисляется, обычно, в %: δ = ∆ xср ⁄ xср ∙ 100%

0,13% - высокая точность 1,3% - удовлетворительная 13% - весьма грубая

Слайд 16

Длина бруска

Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления

7,5 см (7,0± 0,5) см (7,5± 0,5) см (7,50 ±0,25) см

Если при измерении получена относительная погрешность более 10%, то говорят, что произведена лишь оценка измеряемой величины. В лабораториях физического практикума рекомендуется проводить измерения с относительной погрешностью до 10%.

Слайд 17

I. Определите цену деления термометра

II. Определите абсолютную погрешность термометра

III. Какую температуру показывает термометр с учетом погрешности измерений?

0,1 C. 0,2 C. 1 C. 10 C. ±0,05 C. ±0, 5 C. ±0,25 C. . 36,9±0,05C. ±0,01 C. 37±0,01C. 36,8±0,2 5C. 36,9±0,2C. Термометр

Слайд 18

В мензурку налита вода. Запишите значение объёма воды, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления

(60 ±15) мл (70 ±15) мл (60 ±5) мл

Слайд 19

8. Порядок физической величины

В практике физических измерений возникают ситуации, когда приходится иметь дело с очень большими числами, или с очень малыми числами. Такие числа очень неудобны при расчетах.Чтобы преодолеть эту, трудность, для записи числа пользуются возведением 10 в степень. Умножая число 10 само на себя несколько раз, получаем: 10 ∙ 10 = 100 =102 10 ∙ 10 ∙ 10 = 1000 = 103 10 ∙ 10 ∙ 10 ∙ 10 = 10000 = 104 Число, которое показывает, сколько раз 10 умножается само на себя, является верхним индексом у 10 и называется показателем степени 10, или степенью, в которую возводится 10. Очевидно, что 101 = 10, и по определению 100 = 1: 10n ∙ 10m = 10(n+m) 10n/10m = 10n ∙ 1/10m = 10n ∙ 10-m = 10(n-m) Тогда любое число можно записать в виде произведения числа, лежащего между 0,1 и 10 и числа, представляющего собой степень десяти. Например, расстояние от земли до Солнца можно записать в виде 1,5 ∙ 1011 м,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!