Реформа образования александра 1 кратко. Эпоха правления Александра I. Реформы Александра I - удачи и неудачи государя

Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол взошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был недоволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили, править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1-й обещал следовать политическому курсу Екатерины 2-й.

1-й этап преобразований

Начало правления Александра 1-го ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. был создан Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялось министром, каждый министр подчинялся сенату.

2-й этап реформ

Александр ввел в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручил разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные, и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась . После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1-го.

Послевоенные реформы

В 1817-1818 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект Государственной уставной грамоты Российской империи, утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1-го был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1-й запретил в России тайные общества, включая масонство.

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

    при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

    для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

    Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

    разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

    наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

    ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

    Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

    Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

    связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

    на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

    в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

    в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.

Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно охарактеризовать как либеральные или как консервативные?

Александр здесь излагает идеи Просвещения. Его взгляды либеральны.

С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?

Чарторыйский считал императора консерватором.

Сравните выводы и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 367).

Вопрос: Александр I – либерал или консерватор?

Ответ: Александр сочувствовал либеральным идеям, но на действительно серьёзные реформы (предложенные Сперанским) не решился. Скорее всего, он изначально был больше консерватором.

Составьте список личных качеств Александра I.

Личные качества:

Весёлость,

Обходительность,

Доброта,

Умение расположить к себе людей,

Скрытность чувств,

Впечатлительность

Какие из них способствовали тому, чтобы этот государь стал либеральным реформатором?

Из личных качеств либерализму способствовала лишь доброта, остальные могли помочь как либеральным реформам, так и укреплению самодержавной власти.

Личные качества императора могли пригодиться как реформатору, так и консерватору, как, к примеру, умение располагать к себе людей. Однако воспитан он был в духе Просвещения, то есть как либерал. Особенно велико было влияние его учителя и воспитателя Лагарпа, а также пример его бабки Екатерины II, которая правила как просвещённые монарх.

Почему многие современники разделяли мнение А.С. Пушкина, который назвал первые годы правления Александра I «дней Александровых прекрасное начало»? Свою точку зрения подтвердите фактами.

В первые годы правление император опирался на друзей своей юности, которые были либералами (некоторые даже звали их «якобинцами»). Александр снова ввёл все привилегии дворянства времён Екатерины II (включая свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение), вернул из ссылки около 12 тысяч чиновников и военных, провёл реформу системы образования и смягчил цензуру (проверялись уже изданное).

Новый правитель также пытался улучшить участь крестьян: им разрешалось покупать землю, запрещалось публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли (но не запрещались сами такие продажи). Кульминации эти усилия достигли в Указе о вольных хлебопашцах, но даже по нему освобождение крестьян было добровольным делом помещиков.

Сделайте предварительный вывод о взглядах императора.

По крайней мере, в первые годы своего правления Александр I, безусловно, был либералом.

С помощью фактов определите, какое правление установилось в России в ходе реформ Александра I: абсолютная или конституционная монархия?

Монархия при Александре I продолжала оставаться абсолютной. Все ветви власти по-прежнему подчинялись императору, а он ни перед кем не отчитывался. И даже созданный Александром Государственный совет не ограничивал власть императора, а лишь давал ему советы (был законосовещательным органом).

Какие проекты Сперанского могли, на ваш взгляд, благоприятно воздействовать на управление государством? Почему они не были претворены в жизнь?

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (пусть у императора и оставались верховные полномочия во всех трёх ветвях).

Отмена сословного деления, наделение всех свободных людей равными гражданскими правами;

Свободному населению предполагалось дать избирательные права;

Постепенная отмена крепостного права.

Осуществить всё это Сперанскому помешала опала, а её вызвали дворцовые интриги завистников. Но, возможно, Александр не был готов к столь радикальным преобразованиям, потому так легко поверил врагам реформатора.

Cхему на с. 30 сравните со схемой на с. 19. Как изменились отношения самодержавия и частей нарождающегося гражданского общества?

Отношения никак принципиально не изменились. Император продолжал стоят во главе всех ветвей власти, правительство продолжали отчитываться лишь перед ним.

Какие части проекта Сперанского были реализованы?

Из всех его проектов было реализовано только создание Государственного совета.

Опишите спор двух дворян начала XIX века. Отец – старый боевой офицер, которого еще императрица Екатерина II произвела в полковники. Он владеет сотнями крепостных, живёт в деревне и получает хороший доход. Сын – молодой человек, увлекающийся сочинениями французских просветителей, поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. Как, на ваш взгляд, каждый из них будет относиться к реформам Александра I, как будет защищать свою позицию?

Полагаю, отец будет всецело защищать реформы, в основном видя в этом возвращение «золотых» времён Екатерины II.

В то же время сын будет доказывать, что императору следовало бы пойти дальше. Он вполне может отстаивать идеи Просвещения, используя аргументы великих мыслителей того времени. Так на престоле не могут постоянно оказываться способные люди, иногда туда может попасть и недостойный (тут хорошо подойдёт пример Павла I, которого должны ненавидеть оба), потому самодержавие следует ограничить. Власть развращает, когда власть одного органа государственной власти не уравновешивает влияние другого, начинаются злоупотребления. Примеров среди чиновников России сын может найти более чем достаточно. Потому нужно ввести разделение властей с системой сдержек и противовесов.

На это отец вспомнит аргументацию Карамзина: такие новшества противоречат всей истории России, потому не могут быть полезны. Также он должен сошлётся на Великую французскую революцию. На примере якобинского террора отец покажет сыну, к чему приводит свобода народа и ограничение абсолютной власти монарха.

В масштабах российского общества позиция отца, безусловно победила. Но нужно отметить, что её разделяли и многие молодые люди, то есть большая часть дворянства (политически активной части общества в то время).

1. Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

Указ "О вольных хлебопашцах";

Министерская реформа;

Подготовка плана реформ М. Сперанским;

Дарование Конституций Польше и Бесарабии;

Подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;

Учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2. Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3. Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет , в который вошли ближайшие соратники - "молодые друзья" Александра I:

Н. Новосильцев;

А. Чарторыйский;

П. Строганов;

В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ "О вольных хлебопашцах" 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

Министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;

Реформа Сената - Сенат стал судебным органом;

Реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4. В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии "консти­туционного" внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

При сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

Для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

Разделить все население России на три сословия - дворяне, "среднее состояние" (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), "рабочий люд" (крепостные, прислуга);

Наделить избирательным правом только дворян и представите­лей "среднего состояния";

Ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

Сенат - высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате "народную мудрость";

Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

Связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы "мостом" между ними и императором;

На вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

В 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

В это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5. Переломным моментом в ходе реформ стала "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. "Записка" Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной "Записке о древней и новой России" Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6. После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

Совершенствование национально-государственного устройства;

Подготовка проекта Конституции России. В рамках первого направления:

Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;

Была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - "Устав образования Бессарабской области".

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи"- содержал следующие основные положения:

В России устанавливалась конституционная монархия;

Учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;

Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;

Сенат полностью назначался императором;

Инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом; ,

Император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;

Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;

Наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;

Закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;

О крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

В 1816 г. императором было издано "Положение об эстляндских крестьянах", согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;

В 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;

Прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;

Освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства. 7. В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название "аракчеевщина". Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

Поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на "самофинансирование";

Для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;

Привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;

Военные поселения были разбросаны по всей России;

В данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;

В военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

Отмены крепостного права;

Принятия Конституции;

Демократизации страны.

  1. Первые шаги Александра I
  2. Крестьянский вопрос
  3. Реформа образования
  4. Неосуществленные проекты
  5. Итоги реформ

Статья кратко излагает реформы Александра I, их характер и незавершенность. Правление Александра I принято разделять на первый период, во время которого он был настроен на реформаторскую деятельность вплоть до принятия конституции и отмены крепостного права и второй, наступивший после создания в 1815 г. Священного союза. Император теряет интерес к реформам и в его действиях начинает преобладать реакционный элемент.

Первые шаги Александра I
C начала вступления на престол Александр I делает публичное заявление о том, что его царствование пройдет в духе правления Екатерины II, будут искоренены последствия деятельности Павла I. Был издан ряд указов, отменявших непопулярные постановления предыдущего государя. Исключенные чиновники и офицеры были восстановлены в правах. Даровалось прощение всем беглецам (кроме убийц). Отменялся запрет на ввоз иностранных товаров и книг. Разрешался выезд за границу.

Реформы государственного управления
Одним из первых крупных преобразований Александра I в области государственного управления явилось создание в марте 1801 г. "Непременного" совета, состоящего из 12 человек, назначавшихся на должность пожизненно. Орган имел лишь совещательный характер, т. е. имел право давать советы императору. Однако, его члены обладали большим авторитетом и принимали участие в обсуждении важнейших вопросов. В 1810 г. "Непременный" совет был преобразован в Государственный совет с прежними функциями, который состоял из четырех департаментов. Видный деятель эпохи Александра I, М. М. Сперанский, занимавшийся разработкой проектов реформирования государственного устройства, был утвержден в должности Государственного секретаря.
Наряду с этим Александр I создал "негласный" комитет для выяснения "истинной" ситуации в России и выработки проекта нового законодательства и конституции. Деятельность комитета носила оторванный от действительности характер и сводилась к обсуждению Александром I со своими ближайшими соратниками положения дел в империи.
Главной реформой Александра I стало учреждение министерств, во главе каждого из которых должен был находиться министр, непосредственно отвечающий за свою деятельность. В существующих еще со времен Петра I коллегиях принятие решений определялось большинством голосов. Министерства должны были работать по принципу единоначалия. Ответственность полностью ложилась на министров, которые отчитывались лично царю и своих действиях. В сентябре 1802 г. были созданы восемь министерств. В 1811 г были добавлены еще четыре министерства. В присутствии императора собирался Совет министров для принятия решений по важнейшим вопросам.
Высшей судебной инстанцией становился Сенат, в его ведение передавалось рассмотрение ежегодных отчетов министров о своей деятельности и вынесение решений по этому поводу.

Крестьянский вопрос
Новый царь начинал свое правление с мыслью о коренных преобразованиях. В заседаниях негласного комитета часто звучала мысль об отмене крепостного права. Однако, как уже было отмечено, высказывания о свободе были далеки от практики. Александр I хотел постепенно свести крепостную зависимость, но не мог определиться с конкретными мерами. Единственной робкой попыткой было принятие указа о "вольных хлебопашцах" (1803 г.). Крестьяне могли быть отпущены на волю по собственной инициативе помещиков. Однако, воспользоваться таким правом захотели немногие, и количество освобожденных по указу крестьян было незначительным.
Незначительные ограничения крепостного права были введены в Прибалтийских губерниях (1804-1805 гг). Появились элементы самоуправления и местного судопроизводства. Был введен запрет на продажу крестьян без земли, объявляющихся владельцами своих участков с правом наследования.

Реформа образования
Александр II приступил к устройству учебных заведений в России. Выделялись приходские, уездные, губернские (гимназии) училища и университеты. Важным мероприятием являлось восстановление в Петербурге Академии наук. Было основано пять новых университетов. К этому же времени относится основание знаменитого Царскосельского лицея. Было значительно увеличено общее количество гимназий и школ.

Неосуществленные проекты
Еще во время существования "Негласного" комитета либерально настроенные соратники Александра I предлагали ему проекты возможных преобразований, призванных дать свободу крестьянам, ограничить власть дворянства и др. Все они остались на бумаге, но примечательно то, что такие разговоры все же велись.
Основной реформаторский проект был представлен в 1809 г. М. М. Сперанским, являвшимся в то время ближайшим советником Александра I. Главные его положения заключались в том, Россия должна была начать переход от крепостнической к конституционной монархии. Непременным условием являлось разделение властей. Все население страны должно было получить избирательные права. Предполагалось создание системы избираемых Дум. Император одобрил проект, но посчитал, что его осуществление несвоевременно. Из проекта была взята лишь идея создания Государственного совета, что усилило и упорядочило государственную власть.

Деятельность Александра I после 1815 г.
Как уже было отмечено, после 1815 г. Александр I начинает склоняться к политике сворачивания реформ. Однако, первое время император еще пытался продолжать преобразовательное дело.
В 1816-1819 гг. крестьяне Прибалтийских губерний были освобождены от крепостной зависимости. Однако, освобождение произошло без наделения землей, поэтому крестьяне опять попали в зависимость к помещикам, просто на этот раз она носила характер экономического, а не личного закабаления.
В ноябре 1815 г. Александр I подписывает конституцию Польши, что делает ее конституционной монархией. Император оставляет в своих руках исполнительную власть, к сейму переходят ряд законодательных функций. Сейм делится на две палаты: Сенат (царь сам назначает членов) и Посольская палата (выбиралась на основании имущественного ценза). Декларировалась основные гражданские свободы. По сути, данная конституция была наиболее либеральной на тот момент.
Наряду с этим Александром I было осуществлено как бы повторное закрепощение государственных крестьян путем создания военных поселений. Крестьяне в этих поселениях также занимались хлебопашеством, но при этом несли воинскую службу. К ним применялись суровые наказания.
Считается, что после 1820 г. Александр I окончательно расстается с мыслями о реформах. Неудачные попытки преобразований, сопротивление большинства вельмож, революционное движение в Европе заставили императора придерживаться и охранять существующий строй. Усиливается цензура, начинаются преследования за вольнодумство. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять своих крестьян в виде наказания на поселение в Сибирь.

Причины отказа от коренных реформ
Вступив на трон, Александр I был преисполнен благородных надежд и планов на изменение государственного строя. Однако, поддержки среди дворян он не обнаружил. Был узкий круг его единомышленников и отдельные лица, разделяющие мысли царя, но они были воспитаны на европейских идеях и не могли в должной мере применить их в российской действительности. Сам Александр I останавливался в нерешительности, понимая, что резкие перемены настроят российское дворянство против него. Это грозило очередным дворцовым переворотом.
Войны России с Наполеоном, Ираном, Турцией, Швецией отвлекали внимание императора от положения дел в стране и постепенно настраивали его против каких-либо реформ. Не случайно именно Александр I стал инициатором создания Священного союза, призванного охранять монархические интересы от революционных движений.

Итоги реформ
Несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, наличие различных проектов преобразований, Александр I по сути не смог воплотить свои желания в жизнь. Реальным результатом реформ стало усиление государственной власти, благодаря созданию нового аппарата управления. Еще можно отметить реформу образования, которая действительно привела к всплеску общественной мысли и пробудила в обществе интерес к науке. Заслуживает внимания конституция Польши, которая по замыслу должна была стать опытным образцом для российской конституции. Но поворот Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!