Социальные процессы: типы и виды. Социальный процесс и его виды Социальные процессы включают в себя

Социальный менеджмент — раздел менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных последствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.

Теоретической основной социального менеджмента являются , демография, . Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами и математическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

Социальный менеджмент тесно связан с управлением социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации — специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации ; совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.

По своему назначению управление социальным развитием организации ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации достойных условий труда и быта. Рекомендации социального менеджмента направлены на развитие у персонала положительных результатов поведения.

Предметом социального менеджмента являются отношения в обществе, социальные процессы и их закономерности.

Объектами социального менеджмента выступают социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере.

Структуры социального менеджмента призваны проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы социальной справедливости. Механизм функционирования структур социального менеджмента основывается на четкой постановке цели, разработке обоснованной стратегии ее достижения.

Социальные процессы

Социальные процессы связаны с отношениями между индивидами и как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.

Социальный процесс — последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов.

В ходе социальных процессов изменяются существенные характеристики социальной структуры общества, соотношение социальных групп, взаимоотношения и характер взаимодействия между ними.

Социальная деятельность осуществляется посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

Каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общественной системе. Общество, являясь социентальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд дифференцированных функций, являющихся следствием разделения общественного труда. Дополняя друг друга, и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социентального организма .

Дифференциация общественных функций сопровождается возникновением экономических, социальных, политических и других институтов. Функции, связанные с обеспечением деятельности этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями.

Классификация социальных процессов

По выделению их сущности:

  • базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);
  • интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);
  • процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);
  • генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

По критерию масштабности различают:

  • глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);
  • локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.

Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:

  • занятость и безработица;
  • вынужденная миграция;
  • прожиточный минимум;
  • детская безнадзорность;
  • формирование доходов населения;
  • формирование ;
  • образ жизни;
  • оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций;

Социальные процессы в России

Социальные процессы приводят к изменению существенных характеристик социальной структуры общества, соотношений социальных групп, взаимоотношений и характера взаимодействия между ними.

В начале 90-х гг. в связи с переходом к в социальной структуре российского общества произошли существенные изменения:

  • Возник слой крупных собственников (сосредоточен, в основном, в сфере обращения: банки, биржи, торговые фирмы, промыш- ленно-финансовые компании).
  • Слой мелких собственников (фермеры, мелкие торговцы, владельцы частных мастерских, частнопрактикующие врачи, юристы, педагоги и т.д.).
  • Изменилась структура работников наемного труда (различные формы собственности: государственные, акционерные, частные).
  • Активно идет процесс слияния двух основных групп элиты — необуржуазии и новой номенклатуры.

. Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем

Социальный процесс проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектически сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность. Социальная система не может е существовать без процесса, что приводит к определенным изменениям. Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы, организации, общества. Важнейшими признаками соц иально процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Функционирование и развитие общества происходят в разных формах социальных процессецесів.

Можно осуществить классификацию социальных процессов по определенным критериям частности, по формам развития социальные процессы разделяют на следующие виды:

Направленные (предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении). Они являются предполагаемыми или явными. Например, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, создания единого европейского общ сообществева.

Не направленные (носят случайный, хаотический характер). Например, эмоциональные семейные конфликты, мобилизации в социальных движениях

Обратные (процессы, которые вызывают в системе определенные изменения). Эти изменения могут быть и радикальными, что может привести к возвращению в прежнее состояние. Например, усиление девиантного поведения людей в пере иод экономического кризиса время следует помнить о том, что возвращение к прежнему состоянию не означает полную идентичность системы: восстанавливаются лишь основные структурные элементы, а второстепенные могут изменений юватись навсегдажди.

Необратимые (отражают изменения, которые нельзя вернуть). Например, старение человека, урбанизация населения

Восходящие (предусматривают развитие системы, если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом)

Нисходящие (вызывают негативные дисфункциональные изменения в системе, состояние регресса)

Линейные (постепенные непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе)

Циклические (периодическое повторение определенных фаз развития системы). Например, выборы и перевыборы президента или парламента. Такие процессы можно рассматривать также как круговые

Спиральные (представляют собой восходящий или нисходящий циклическое движение)

По степени общности различают:

Социетальных процессы (глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений);

Общие (функционирование таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования);

Особые (адаптация, урбанизация)

По характеру изменений: эволюционные и революционные процессы. По направленности: прогрессивные и реакционные процессы. По содержанию:

Сотрудничество;

Соперничество;

Конкуренция;

Конфликт;

Приспособления

В реальной жизни все перечисленные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно. Могут налагаться или противостоять друг другу. При этом, как правило, от дни процессы являются основой социальных изменений, а другие - остаются нейтральными к этим изменениям. Они могут способствовать восстановлению, сохранению, а не трансформации системеми.

Конкретные взаимодействия людей в сфере материального или духовного производства общества определяют особенности структуры социального процесса. Структурно-организационная упорядоченность процесса является его меха низма, с помощью которого обеспечивается переход от одной стадии к другой стадии процесса и осуществления его как определенной целостности. Сам же переход от одной стадии к другой характеризуется скоростью, темпами и вектором, указывающим на восходящую или нисходящую линию развитияку.

Реформирование общественных отношений требует особого внимания к факторам социальных процессов, условий их течения и направления, своевременного выявления застойных явлений, которые тормозят процессы развития. Прове едення широкомасштабных социологических исследований всех сфер общественной жизни является эффективным средством выяснения состояния тех социальных структур в обществе, которые определяют характер, особенности и оптимал ьни условия социальных процессев.

    Роль исследования социальных процессов в научном управлении.

  1. Понятие социальных процессов, основные их виды.

Социальный процесс - Под процессом понимается любой

вид движения, модификации, трансформации, чередования или

"эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого

объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места

в пространстве либо модификация его количественных и качественных

характеристик

В основе их возникновения лежат противоречия,

возникающие между различными социальными группами, располагающими

особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие

с интересами других групп. Такое положение позволяет обществу находить наиболее

эффективный путь развития, способный консолидировать интересы

большинства своих членов. Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому

объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости

от времени. Психическое сопровождение социальных процессов

отходит на второй план.

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

    объектной, то есть в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

    субъектной, или деятельностной, то есть в форме последовательных действий субъекта;

    технологической, то есть в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений:

    структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и прочее;

    динамика процесса базируется на показателях силы и масштаба происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Параметры процесса

Параметр

Характеристика параметра

Измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. На макроуровне субъектами социальных процессов выступают государства, нации, классы, культуры. Исследования на микро / макроуровне характеризуются принципиально различными способами исследования, техниками интерпретации и так далее

Направленность

Характеризуется вектором процесса, выражающим ориентацию на определенный исход

Интенсивность

Задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Значение может быть задано через освещение данного процесса в СМИ, общественную огласку, осознание масштаба его последствий для конкретного социального субъекта

Складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентаций и места в системе общественного разделения труда

Характер стимуляции

Проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. По данному параметру процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым

Основными элементами социального процесса выступают:

      Участники процесса: к ним относятся все активные и пассивные члены общества, чьи интересы затрагивают происходящие в обществе изменения.

      Субъект (инициатор) процесса: один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознаваемым, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Это способно (помимо прочих факторов) стимулировать широко распространенные случаи утраты инициатором контроля за вызванными им изменениями.

      Причины процесса. Следует отчетливо различать субъекта (инициатора) процесса и причины процесса: природные, демографические, культурные, социально-политические и прочие. Субъект может быть неизвестен, его роль может быть неосознаваемой им самим; причина - органически присуща процессу и составляет его внутренний источник.

      Наблюдатель - формальный или неформальный член научного сообщества; является источником когнитивных параметров процесса.

Р. Парк и Э. Берджес предложили следующую классификацию основных социальных процессов:

Кооперация - может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе). В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция (соперничество) - борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Однако, стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию, если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности. Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд возможных моделей: 1) подчинение, 2) компромисс, 3) терпимость.

Конфликт - открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Конфликт часто возникает из-за конкуренции над ограниченными ресурсами или возможностями. Конфликт может быть институционализированным (регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все участники, например, избирательный процесс); либо нерегулируемым, подобно террористическим действиям, действиям революционных организаций и тому подобное. Первый вид часто понимается как доказательство здорового демократического процесса. Д. Катц предложил получившую широкое распространение классификацию конфликтов:

    конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

    конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

    конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

К перечисленным видам присоединяются два других вида социальных процессов, проявляющиеся только в группах:

Поддержание границ . Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами (язык, диалект, униформа, отличительные знаки и прочее).

Систематические связи - создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система. Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, позволяющих их описывать и анализировать, являются социальные системы

Введение

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Социальные процессы.

Социальные процессы являются проявлением социальной динамики. Социальный процесс (от лат. Processus - продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену видов учебных занятий: лекция - самостоятельная работа - семинар - индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является усвоение темы обучаемыми.

Из определения и приведенного выше примера следует, что социальный процесс есть суть деятельности людей, в результате которой достигаются определенные цели в развитии социальных объектов, а в самих объектах происходит последовательная смена их состояний.

Структура социального процесса включает следующие элементы:

  • 1. Субъект социальных действий. Это могут быть личность или социальная общность, организация, которые осуществляют действия для достижения поставленных целей.
  • 2. Объект социальных действий. Это социальная система или социальное явление, на которые направлены социальные действия субъекта с целью изменить их состояние.
  • 3. Условия обитания, в которых осуществлется социальное действие. Это - микро- и макросреда. Дело в том, что социальные условия, в которых протекает процесс, являются внешним фактором, его обусловливающим. Социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект (внутреннего фактора), но и социальной среды, в которой он происходит (внешнего фактора).
  • 4. Целенаправленное социальное действие.
  • 5. Результат социального действия - те изменения, которые произошли в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта.
  • 2. Закономерности социального процесса

Социальные процессы протекают, подчиняясь определенным закономерностям. Напомним, что закономерность - это проявление действия одного или нескольких законов, это законосообразность. Действуя в соответствии с закономерностью, мы реализуем требования объективных законов.

В социальных процессах закономерности (действия объективных законов) проявляются как тенденции, как результат противоречивого развития социальных сил. Закономерностями социального процесса являются:

  • 1. Направленность движения и смена состояний. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности. Его результатом является смена состояния объекта. Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного результата. Конечный результат дает название процессу. Абстрактных безымянных процессов не бывает. Например, от такого конечного результата, как "сплоченность", произошло название процесса "сплочение коллектива". От дисциплины - дисциплинирования, от личности - становления личности, от демократии - демократизация и т.д.
  • 2. Стадиальность процессов. Это означает, что каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. Без завершения предыдущей стадии, без достижения своего конечного результата (состояния) не может начаться, наступить стадия последующая. Стадия - это период, фаза, ступень процесса формирующая новое состояние. Стадия - своего рода минипроцесс. У нее свои, свойственные только ей количественные накопления, дающие качественно новое состояние, новый результат. Исходное состояние стадии существенно отличается от ее конечного результата. Возьмем для примера учебный процесс, его стадиями являются: планирование, организация, проведение, результат. Каждая из этих стадий имеет конкретное содержание и может квалифицироваться как социальный процесс. Так, планирование учебного процесса распадается на такие стадии как: анализ исходных данных для планирования; какого специалиста необходимо подготовить (его профессиограмму); сколько для его подготовки отводится учебного времени; какие дисциплины он должен изучить, их объем, последовательность изучения и т.д.; следующая стадия - разработка учебного плана и учебных программ по дисциплинам. Затем идет согласование разработанных документов с вышестоящими органами и утверждение у соответствующих руководителей. Из приведенного примера видно, что результативность социального процесса будет тем выше, чем четче будут определены его стадии, их содержание и деятельность соответствующих должностных лиц по претворению данного содержания в жизнь.
  • 3. Последовательность. Она характеризует очередность стадий развития социального процесса. Нельзя забегать вперед пока не созданы условия для последующих действий. Нельзя одновременно вести работы, когда результат одной из них является исходной позицией для другой. Последовательность определяется целью социального процесса, его оптимальностью. Изменение порядка протекания процесса меняет его характер, а следовательно, влияет на его результат. Продолжим рассуждения об учебном процессе. Последовательность его проявляется, во-первых, в строгом порядке смены стадий: планирование, организации, проведения; во-вторых, в распределении учебных дисциплин по семестрам, курсам таким образом, чтобы на младших курсах дать обучаемым общетеоретическую и методологическую подготовку для освоения на старших курсах специальных дисциплин.
  • 4. Многофакторность. Это означает, что социальные процессы являются результатом действия многих факторов. Нет ни одного социального изменения, движения, даже самого простого, которое осуществлялось бы под воздействием какой-либо одной силы. Поскольку в социальном процессе обязательно есть субъект, объект, результат, условия в котором он происходит, то это уже говорит о его многофакторности. В свою очередь каждый из перечисленных элементов может быть многофакторным. Поскольку социальный процесс есть проявление действия многих факторов, то его направленность определяется результирующей воздействующих сил. Например, если в процессе развития общества преобладают демократические силы, то этот процесс характеризуется как демократизация.

Таковы основные закономерности социальных процессов. Знания их предопределяет, во-первых, их правильную оценку, понимание сути, возможность учитывать эти закономерности в своей жизнедеятельности; во-вторых, возможность влиять на их протекание, особенно если это связано с профессиональной деятельностью или отношениями в семье; в-третьих, закономерности являются основой принципов, руководствуясь которыми можно осуществлять влияние на протекание процессов. Такими принципами являются: целенаправленность, целесообразность, стадиальность, последовательность смены состояний, подготовленность субъекта, объекта и условий протекания, комплексность оценки факторов. Организация и осуществление социальных процессов предполагает руководство этими принципами.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь.

Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). В последнем случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, встречается множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям.

Ассимиляция. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

План:

Введение.

1.1.Виды социальных процессов

1.2.Социальные изменения

2.Методологические принципы изучения социальных процессов.

2.1.Принцип органицизма

2.2.Принцип дифференциации общественного труда

2.3.Принцип структурно-функционального анализа Радклиф-Брауна и Малиновского

2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма

2.5.Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана

2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности

2.7.Принцип коммуникативного действия

2.8.Принцип референции

3.Структуно-фкнкциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.

3.1. Социальные процессы глазами современных социологов

3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Изучение реальных социальных процессов актуально в наше время, так как общество невозможно представить без этих процессов. Интересно взглянуть на социальные процессы с точки зрения структурно-функционального анализа и ответить на множество вопросов. Как структурные единицы разных социальных процессов взаимодействуют между собой? В какой зависимости друг с другом находятся те или иные их функции? В чём сходство и различие этих процессов? Социальные процессы - это движение, поток событий, их изменение и преобразование. Процессы могут происходить на различных уровнях социальной системы. Поэтому объектом исследования может быть как отдельный индивид, так и общество в целом. Всё многообразие социальных процессов не возможно себе даже представить. Мы тоже становимся участниками различных общественных процессов, даже и не догадываясь об этом. Мы можем влиять на эти процессы, и вследствие этого изменяется направленность их движения. Чтобы лучше и более эффективнее управлять различными социальными событиями, необходимо прежде всего разобраться в их структуре, осознать деятельность всех функциональных единиц, входящих в состав события, сопоставить функции этих единиц, степепень зависимости их друг от друга. Для того, чтобы более эффективно проанализировать социальную реальность сегодня, необходимо разобраться в закономерностях описания общественной жизни исследователями прошлых столетий.

Степень разработанности проблемы. Рассматривая социальные процессы в ракурсе структурного функционализма, безусловно, необходимо сказать и о теории структурно-функционального анализа. В середине 20 века структурный и функциональный анализы были переосмыслены, как два различных аспекта системного анализа социума, т.е. исследование систем и как целостных единиц, и так же более детально рассмотреть их структуру, чтобы выявить сходства и различия составляющих этих систем, сопоставить их функции. Это дало основания для объединения функционального и структурного подходов научного познания, и их локализация в области социального знания. Предысторию структурно-функционального анализа связывают с идеями органицизма Спенсера. Но его основы и методологические принципы заложил Дюргейм. Далее структурный функционализм был представлен в теории Радклиф-Брауна и Малиновского (представители Британской школы антропологии). Именно они и сформулировали основные положения этой теории. Дальнейшее развитие структурно - функционального анализа уже связывалось с системной теорией. Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который распространил функционалитическую методологию на все направления в социологии. Так структурно-функциональный анализ, как разновидность системной теории, соотносится с социологическими теориями другого характера. Но в последующем развитии структурно-функциональный анализ подвергся конструктивной критике со стороны разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии, так и в общенаучной методологии. Ведутся конструктивные разработки в направлении «гуманистической перспективы» (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана). Так же происходит замена системно-организационных моделей описания социума на системно-процессуальные модели (переосмысление основ структурно-функционального анализа с позиции социологии социальных изменений – Турен, П.Штомпка). Но потенциальная возможность процессуального прочтения функционализма была предложена ещё в интегральной социологии Сорокина. В дальнейшее развитие структурно - функционального анализа связывают не с теорией, коммуникативного действия Хабермаса, концепцие референции Лумана, которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма. Прикладная методология, разработанная в теории структурно-функционального анализа, занимает значительную часть в эмпирически ориентированных социологических исследованиях.

Объект исследования: социальные процессы.

Предмет исследования: методологический принцип структурно-функционального анализа социальных процессов.

Цель исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.

Задачи исследования:

    Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.

    Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.

    Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.

1.Социальные процессы как объект системного исследования.

1.1. Виды социальных процессов.

Социальные процессы – это какие-то изменения, происходящие в обществе. Козырев Геннадий Иванович в своей публикации различает такие социальные процессы, как направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и т.д.

    Направленные процессы - это такие процессы, которые имеют свою чёткую направленность, цель движения, значимость. Они достаточно предсказуемы, ведь можно предположить с максимальной точностью их исход. Пример: процесс бракосочетания, процесс реформирования производства. Я считаю, что существует много внешних факторов, которые могут, так или иначе повлиять на исход такого процесса.

    Ненаправленные процессы – это непредсказуемые процессы, их исход определить достаточно сложно. Пример: семейные конфликты, мобилизация в социальные движения. Я думаю, что такой вид процесса является более или менее эмоционально насыщенным, а когда существует перевозбуждение, твёрдая логика и трезвый разум отсутствуют.

    Обратимые процессы – это такие виды изменений, когда система вследствие каких-то факторов переходит из одного своего состояния в другое, но потом возвращается к своему прежнему состоянию. Но это не значит, что система возвращается к своему первоначальному состоянию. Конечно, некоторые структурные единицы системы остаются неизменными, но основа системы изменяется. Пример: отмена крепостного права в Украине, но в следующем веке фактически крепостное право возвратиться вместе с коллективизацией в СССР.

    Необратимые процессы – это такие изменения, которые невозможно остановить или повернуть вспять. Пример: распад СССР, процесс старения человека.

    Восходящие процессы – это изменения связанные с развитием системы в сторону прогресса. Пример: развития человечества от первобытного строя до современного социалистического состояния.

    Нисходящие процессы – это изменения системы, направленные в сторону регресса. Например: отклоняющееся от нормы, социально опасное поведение человека;

    Линейные процессы – это постепенные, изменения системы, как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Пример: реконструкция системы образования. Ярким историческим примером линейной концепции является Закон трёх стадий Огюста Конта.

    Ступенчатые процессы – это такие изменения в системе, когда сначала идёт её постепенное преобразование, но потом под влияние различных факторов происходит своеобразный скачёк, который приводит к качественным изменениям в системе. Пример: все те противоречивые мнения, накапливавшиеся в украинском советском обществе, привели к тому, что украинцы осознали свою самобытность и индивидуальность, и захотели стать независимыми.

    Циклические процессы - это такие изменения системы, когда периодически повторяются какие-то из её фаз т.е. это круговое, замкнутое повторение фаз. Пример: нестабильность нашей экономики приводит к тому, что фаза стабильности экономики, сменяет фазу нестабильности, а потом вследствие каких-то продуктивных реформ в сфере экономики вновь наступает фаза стабильноcти.

    Спиралевидные процессы – это такое восходящие или нисходящие изменение системы, когда она возвращаетcя в своё начальное состояние, но уже на более качественном уровне. Пример: процесс обучения школьника, студента.

Классификация социальных процессов по причинности предполагает разделение процессов на эндогенные – стимул к протеканию процесса лежит внутри него, и экзогенные – стимул находится во внешней среде. По уровню протекания процесса существуют такие виды как макропроцессы, осуществляемые на уровне государства, мирового сообщества, этнических групп; мезопроцессы охватывают большие общественные и политические организации, а микропроцессы происходят в повседневной жизни отдельных индивидов.

Платинский Ю.М. попытался смоделировать социальные процессы на систему координат, где по одной оси отображается время протекания процесса, а по другой – факторы, влияющие на процесс. Благодаря такому графику можно выяснить и скорость протекания процесса и понять его вид. Вот так линейный процесс может отображаться в виде прямой линии, которая может возрастать или уменьшаться в зависимости от хода процесса. Но как показывает практика, многие процессы в обществе не могут протекать только в одной из форм, поэтому и формы графиков непрерывно изменяются. Но Платинского как и многих других учёных больше привлекала циклическая модель протекания процесса. Такую модель он на графике отображал в виде математической синусоиды. А спиральные процессы у Платинского отображены в виде круга. Это и понятно, так как в целом спиральный процесс - есть движение по замкнутому кругу. Но намного сложнее изучить динамику протекания хаотических процессов. «Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют "большие скачки", амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом.» При таком не равномерном развитии процесса не возможно детально изучить его внутреннюю конструкцию. Вот поэтому мы практически ничего не знаем о хаотических процессах. Суть того или иного процесса составляют различные механизмы. «Социальный механизм - это причинно-следственная модель изучаемого процесса. Такие модели показывают, каким образом взаимодействие различных факторов (переменных, индикаторов...) генерирует качественные и количественные характеристики, отражающие реальное течение социальных процессов». Другими словами, социальные механизмы – это так называемые, рычаги контроля и управления, изучая которые можно и выяснить внутреннюю суть социального процесса. Однако для характеристики реальных социальных процессов недостаточно выстроить только причинно-следственную связь. Мы живём не в мире абстрактных и теоретических понятий, а в реальных условиях. Таким образом необходимо выявить влияние причинно-следственной связи на верования и убеждения людей, на формирование их поведения. Социальные механизмы должны регулировать не только причинно-следственные связи социальных процессов, но и контролировать взаимоотношения между индивидами. Такую трактовку социального механизма можно сопоставить с парадигмой методологического индивидуализма, когда все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивида. Платинский не может сопоставить социальные механизмы с такой парадигмой, говоря о том, что парадигма методологического индивидуализма широко используется в экономике, где индивид чаще всего принимает только рациональные решения. Но в реальных условиях индивид вероятнее всего будет руководствоваться не логикой и разумом, а чувствами. Что же касается конечных результатов процесса, то в этом плане можно сказать о разделении процессов на морфогенетические и модифицированные. Первая группа процессов приводит к качественным изменениям в обществе, а вторая включает в себя только внешнее изменение системы, но её основные качественные характеристики остаются неизменными. Где грань между качественными изменениями системы и её функциональными преобразованиями? В этом плане необходимо отличать такие понятия как трансформация – изменение структуры системы и репродукция – изменения внутри системы. Также в классификации социальных процессов необходимо учитывать и субъективный фактор, то, как те или иные процессы воспринимаются индивидом.

    Явные процессы, цель и методологическая база которых уже ясна. Например, правила дорожного движения созданы для урегулирования дорожных отношений и процессов.

    Скрытые процессы, результат которых предугадать невозможно. Например, феномен экологического сознания, когда внешнее влияние человека на систему приводит к неожиданным последствиям.

    Процессы-бумеранги. Например, мы выбираем какую-то вещь только по внешним её характеристикам, но узнав её содержание, чувствуем себя обманутыми.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!