Тест "Период правления Александра I". Тест по изучению личности «Александра I Тест итоги правления александра 1

Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен по теме «Александр I» в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на все вопросы, а также примерные тезисы исторического сочинения по трём темам, связанным с эпохой правления императора. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Удобна для использования на уроках.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Совет в Филях;
2)Указ о вольных хлебопашцах;
3)Свержение Наполеона

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 213

Пояснение.

2)Указ о вольных хлебопашцах – 1803г.;

3)Свержение Наполеона – 1814 г.

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 4621

Пояснение.

А) Присоединение к России Восточной Грузии – 1801 г.

Б) Фридрихсгамский мир со Швецией – 1809 г.

В) Создание Государственного совета – 1810 г.

Г) Дарование конституции Царству Польскому – 1815 г.

3

Ниже приведён список терминов.

Все они, за исключением двух, относятся к событиям периода правления

Александра I .

1) мировые судьи; 2)народники; 3)вольные хлебопашцы;

4)Отечественная война; 5) Негласный комитет; 6) министерства.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 12

Пояснение.

1) мировые судьи – правление Александра II, судебная реформа;

2) народники – правление Александра II;

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Система организации войск в России в 1810-1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: военные поселения.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:
А
Б
В
Г
Д

Правильный ответ

Ответ: 5241

Пояснение.

А) Совершенствование системы государственного управления – создание министерств вместо коллегий с 1802 г.).

Б) Развитие высшего образования – открытие университетов в ряде городов России (в Дерпте в 1802 г., Вильно в 1803 г., Казани в 1804 г, Харькове в 1804 г., Санкт-Петербурге в 1819 г. Педагогический институт был преобразован в университет).

В) Решение крестьянского вопроса – принятие Указа «О вольных хлебопашцах» в 1803 г.

Г) Расширение территории страны – подписание Гюлистанского мирного договора с Ираном в 1813 г., присоединение части Азербайджана.

6
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения.

Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое-в исполнении, третье — в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен.

Б) Объявляем через сие, что по взаимному соглашению между Нами и его величеством королем шведским обоюдными полномочными Нашими вследствие данных им надлежащих полномочий заключен и подписан в Фридрихсгаме 5/17 сентября сего года мирный договор, который от слова до слова гласит тако: Во имя Пресвятыя и нераздельныя Троицы.

Ст. I. Мир, дружба и доброе согласие пребудет отныне между Его Величеством Императором Всероссийским и его величеством королем шведским; Высокие договаривающиеся стороны приложат все свое старание о сохранении совершенного согласия между ними, их государствами и подданными, избегая рачительно того, что могло бы поколебать впредь соединение, счастливо ныне восстановляемое.

Ст. V. Море Аландское (Alandshaff), залив Ботнический и реки Торнео и Муонио будут впредь служить границей между Империей Российской и Королевством Шведским.

В равном расстоянии от берегов, ближайшие острова к твердой земле Аландской и Финляндской будут принадлежать России, а прилежащие к берегам Швеции, будут принадлежать ей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана.

4) Договор был невыгоден России.

5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.

6)По проекту, изложенному в данном документе, реализовано было лишь создание Государственного совета.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:3615

Пояснение.

А).М.М.Сперанский «Введение в Уложению государственных законов», 1809 г.

5)Из всего проекта реализовано было всего одно положение- создание Государственного совета.(да, в 1810 г.)

Б) Даны статьи из мирного договора России со Швецией в 1809 году -Фридрихсгамский мир.

1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана. (Да, война со Швеций шла в 1808-1809 гг., а с Ирном в 1804-1813 гг.)

5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.(Да, была присоединена Финляндия).

7

Что из перечисленного относится к положениям Указа о «вольных хлебопашцах»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.

2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.

3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.

4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.

5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке.

6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 346

Пояснение.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.(Нет, это было желанием помещиков)

2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.(Нет, они должны были выплатить всю сумму сразу)

3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.

4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.

5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском поземельном банке. (Нет, такого банка ещё не было, он появится лишь в 1882 году)

6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) После окончания войны с Наполеоном был созван ________, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий.

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку_________.

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл_______.

Пропущенные элементы:

1)Священный союз.

3)Венский конгресс.

4) Н.Н. Новосильцев.

5)Березина.

6) А.А. Аракчеев.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:356

Пояснение.

А) После окончания войны с Наполеоном был созван Венский конгресс, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий. (1814-1815 гг.)

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку Березина (ноябрь 1812 г.).

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл А.А. Аракчеев.

1)Священный союз. (Нет, в 1815 году он создан для сохранения миропорядка, определённого Венским конгрессом; входили: Россия. Пруссия, Австрия).

2) Неман. (Нет).

4) Н.Н. Новосильцев. (Нет).

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ: 6314

Пояснение.

А) Проект реформ «Уставная грамота Российской империи» — Н.Н. Новосильцев, 1815 г.

Б) Создание Государственного совета – предложено М.М. Сперанским в «Введении к уложению государственных законов», 1809 г.

В) Деятельность «Негласного комитета» — в 1801 -1803 гг., члены: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.С. Строганов, А.Ю. Чарторыйский.

Г) Решение оставить Москву французам – такое решение принял Главнокомандующий М.И. Кутузов во время совета в Филях, 1 сентября 1812 г.

10

Прочтите отрывок из романа русского писателя и напишите фамилию автора произведения.

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Ответ:

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) Вступление Наполеона в Москву.

2) «Сто дней Наполеона».

5) Тильзитский мир.

6) Гюлистанский мирный договор.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Ответ:648291

Пояснение.

1)Вступление Наполеона в Москву.(Наполеон оккупировал Москву с 2 сентября – 8 октября 1812 г.)

3) 1814 г.(Нет).

5)1805 г.(Нет)

6) Гюлистанский мирный договор. (1813 год, по итогам войны с Ираном в 1804-1813 г.)

7) Открытие Царскосельского лицея.(в 1811 г.)

12

Прочтите отрывок из документа.

«Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотой чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиеннные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину. Дан в Вильне в 25-ый день Декабря в лето от Рождества Христова 1812-го, Царствования же Нашего во второенадесять.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом.

2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода.

5) Война длилась несколько лет.

6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 246

Пояснение.

1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом. (Нет).

2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода. (Да. С 12 июня по 25 декабря 1812 г.)

4)Автор документа- император, в чьё правление Россия разгромила Наполеона. (Да. Война шла в правление Александра I, это отрывок из его Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», положившего конец войне).

5) Война длилась несколько лет.(Нет).

6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная . (Да).

13

Напишите цифру, обозначающую место, где на совете было принято решение об оставлении Москвы.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 1

Пояснение : именно на совете в Филях 1 сентября 1812 года было принято решение об оставлении Москвы.

14

Напишите цифру, обозначающую место, давшее название знаменитому манёвру в годы войны 1812 года

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 2

Пояснение : это Тарутинский манёвр.

15

Напишите фамилию главнокомандующего, руководившего изгнанием Наполеона

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : Кутузов.

Пояснение.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Отступление врага происходило по Калужской дороге.

2) М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны.

3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться.

4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам.

5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период.

6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 345

Пояснение.

1) Отступление врага происходило по Калужской дороге. (Нет, по Смоленской дороге).

2)М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны. (Нет, лишь 17 августа, до этого эти обязанности исполнял военный министр Барклай- де- Толли).

3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться . (Да, не удалось, 1 и 2 армии соединились в районе Смоленска.)

4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам. (Да,это произошло после совета в Филях. Со 3 сентября по 10 октября Наполеон был в Москве).

5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период. (Да, это была одна из многих причин).

6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия. (Нет, армии были по вооружению примерно одинаковыми. Сравните: у Наполеона в начале войны было 610 тыс. солдат, 1370 орудий; у России – 600 тыс. солдат, 1600 орудий, 400 тыс. ополченцев.)

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ: 4625

Пояснение.

А) Памятник К.Минину и Д. Пожарскому – посвящён победе над поляками, освобождению Москвы народным ополчением, 1804-1818 г, скульптор И.П. Мартос.

В) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – втор- О. Монферран, собор строился в 1818-1858 гг.

Г) Трагедия «Борис Годунов» — произведение написано одним из ярких представителей «золотого века» русской поэзии, А.С. Пушкиным в 1825 г.

18

Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Здание находится в Санкт-Петербурге.

2)Здание находится в Москве.

3)Здание построено в честь победы над Наполеоном.

4) Архитектор здания – Тома де Томон.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 24

Пояснение.

1)Здание находится в Санкт-Петербурге. (Да).

2)Здание находится в Москве. (Нет).

3)Здание построено в честь победы над Наполеоном. (Нет).

4) Архитектор здания – Тома де Томон. (Да, это здание биржи в Санкт-Петербурге построено по его проекту в 1805 – 1816 гг.

5)Архитектор здания – К. Росси.

19 Какие из архитектурных памятников построены в период правления Александра I ? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

А

Б

Правильный ответ

Ответ: 24

Пояснение.

  1. Оружейная палата в Москве, 1844-1851 гг., архитектор К.Тон.
  2. Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, 1819-1825, архитектор К. Росси. В настоящее время- Русский музей.
  3. Исторический музей в Москве, архитектор В. Шервуд, 1875-1881 гг.
  4. Казанский собор в Санкт- Петербурге, 1801-1811, архитектор А. Воронихин.

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 20–22.

В Преобразовательных опытах первых лет молодого императора большая роль отводилась центральному аппарату управления. Преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом.

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения.Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства. 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев» . Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807гг. — в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский.

3.Начало войны с Францией отложило проведение реформ.

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Принятие указа о вольных хлебопашцах – это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Ответ:

Правильный ответ

Аргументы в подтверждение:

1). Впервые крестьяне получили возможность выкупиться на свободу, пусть и по воле помещиков.

2). Крепостные крестьяне получали возможность выкупить землю, либо нести за неё повинности, они становились собственниками земли.

Аргументы в опровержение:

1) Указ не был обязательным для помещиков, император боялся повторения переворота.

2)Всего 2 % крестьян были освобождены. Это примерно 150 тысяч человек. Помещики не хотели расставаться ни с землёй, ни с крестьянами.

25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

3) 1813 -1825 гг В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Примерные сочинения по данным периодам даны на сайте

istoricheskiy-portret.ru в разделе «ЕГЭ. История. Задание 25.Сочинение в формате ЕГЭ».

I вариант

1. Как назывались в XVIII - первой половине XIX в. предста­вители привилегированного сословия, владевшие крепост­ными крестьянами?

1) бояре 3) мещане

2) дворяне 4) казаки

2. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями

1) российско-австрийской и французской

2) российско-французской и английской

3) российско-шведской и английской

4) российско-французской и австрийской

3. Отметьте причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в .

1) усиление контактов с западными странами

2) недовольство высшего чиновничества реформа­ми Александра I

3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ

4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства

4. Территория, на которой разрешалось в России по­стоянное проживание евреев, называлась

1) колонией 3) чертой оседлости

2) местничеством 4) опричными землями

5. Бородинское сражение состоялось в 1812 г.

6. В соответствии с законодательством Российской империи сословием являлось (лась, лись)

1) интеллигенция 3) крестьянство

2) буржуазия 4) рабочие



7. По Тильзитскому договору с Францией Россия обя­зывалась

1) вступить в коалицию «сердечного согласия»

2) уничтожить все укрепления на Черноморском побережье

3) присоединиться к континентальной блокаде про­тив Англии

4) вступить в Союз трех императоров

8. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 - 1811 гг. 3) 1827 - 1828 гг.

2) 1816 - 1826 гг. 4) 1829 - 1830 гг.

9. В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Сенату 3) Верховному Тайному совету

2) императору 4) III отделению императорской канцелярии

10. Годы правления Александра I характеризуются

1)созданием теории официальной народности

2) отменой выкупных платежей

3) проведением реформы государственной деревни

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

11. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?

1) совместные военные действия армий России и Пруссии

2) значительные потери французской армии

3) нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны


12. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) вступление русских войск в Париж

2) осада Плевны

3) подавление русскими войсками революции в Венгрии

4) сражение при Аустерлице

13. Что из перечисленного ниже предусматривал проект реформ М.М.Сперанского?

1) восстановление практики созывов Земских соборов

2) создание конституционной монархии по английскому образцу

3) установление в России республиканской формы правления

4) учреждение законосовещательного Государственного Совета

14. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы?

1) Фили 3) Аустерлиц

2) Смоленск 4) Тарутино

15. Укажите годы правления Александра I

1) 1796 – 1801 гг. 3) 1801 - 1825 гг.

2) 1825 – 1855 гг. 4) 1855 – 1881 гг.

16. Российские войска в составе союзных войск одержали победу в битве под Лейпцигом в

1) 1805 г. 2) 1813 г. 3) 1854г. 4) 1878 г.

17. Кто из перечисленных лиц был членом «Негласного комитета?»

1) Андрей Желябов 3) Кондратий Рылеев

2) Михаил Муравьев 4) Павел Строганов

18. Что из перечисленного относится к основным причинам создания Священного союза?

1) борьба России и Австрии за преобладание на Балканском полуострове

2) защита христианского населения Грузии от насильственной исламизации

3) необходимость поддерживать порядок и режимы, установленные в Европе после разгрома наполеоновской Франции

4) распространение атеистических и социалистических взглядов в России

19. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

1) создание Корпуса жандармов 3) издание указа о трехдневной барщине

2) учреждение военных поселений 4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»

20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

1) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции

2) решение применить тактику «выжженной земли»

3) надежда на неблагоприятные для противника природные условия


Тесты по теме «Правление Александра I»

II вариант

1. Кого во времена Александра I называли вре­менщиком и теневым премьер-министром?

1) М. М. Сперанского 3) А. А. Аракчеева

2) В. П. Кочубея 4) А. А. Чарторыйского

2. Указ Александра I от декабря 1801 г.:

1) уравнивал земельные права дворянства и других сословий

2) подрывал основы крепостного права, раз­решая крепостным выкупаться на волю

3) расширял права крепостников

4) разрешал покупать незаселенные земли недворянам, способствовал развитию капи­талистических отношений

3. Министерства появились в России в

1) первой половине XVIII в. 3) первой половине XIX в.

2) второй половине XVIII в. 4) второй половине XIX в.

4. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в

1) 1799 г. 2) 1807 г 3) 1812 г. 4) 1815 г.

5. Какое событие произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии 3) учреждение военных поселений

2) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской империи

6. Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?

1) под Кормами, под Новгородом 3) под Нарвой, у деревни Лесной

2) в Севастополе, под Карсом 4) под Смоленском, под Малоярославцем

7. Кто из названных лиц руководил партизанскими отрядами во время Отечественной войны 1812 г.?

1) И.С.Дорохов, Д.В.Давыдов 3) А.П. Ермолов, М.И. Платонов

2) Н.А. Тучков, П.И. Багратион 4) Н.Н. Раевский, А.И.Кутайсов

8. Какие из названных организаций возникли в 1816-1818 гг.?

1) Северное общество, Южное общество

2) «Земля и воля», «Народная воля»

3) Союз спасения, Союз благоденствия

4) Южный и Северный союзы русских рабочих

9. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.? Укажите две верные фамилии.

1) Н.Н. Раевский 3) П.И.Багратион

2) П.С.Нахимов 4) М.Д.Скобелев

10. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

1) Наполеон разбил русские армии по отдельности

2) французская армия захватила Киев

3) французская армия подошла к Санкт-Петербургу

4) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

11. Заграничный поход русской армии состоялся в

1) 1811 – 1812 гг. 3) 1853 – 1856 гг.

2) 1813 – 1814 гг. 4) 1857 – 1864 гг.

12. В каком году произошло сражение под Малоярославцем?

1) 1801 г. 2) 1807 г. 3) 1812 г. 4) 1815 г.


13. Какое событие произошло в 1825 г.?

1) восстание декабристов 3) создание либерального цензурного устава

2) открытие Царскосельского лицея 4) принятие закона о престолонаследии

14. Что из перечисленного относится к последствиям заключения Тильзитского мира?

1) устранение противоречий в русско-французских отношениях

2) вступление России в союз с Англией и Пруссией

3) присоединение к России Финляндии

4) раздел польских земель между Россией и Пруссией

15. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой 3) Государственным советом

2) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

16. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян

2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп

3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния

4) право крестьян выходить из общины с землей

17. Какие органы управления были заменены на министерства?

1) коллегии 3) земства

2) приказы 4) Земские соборы

18. Как назывались представители возникшей в 1810 г. социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ ?

1) военные поселяне 3) казаки

2) крепостные крестьяне 4) стрельцы

19. В результате издания указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»

1) поднялась волна крестьянских восстаний

2) было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян

3) все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости

4) были упразднены военные поселения

20. Что из названного относилось к следствиям Отечественной войн 1812 г. и Заграничного похода русской армии (1813-1814 г.)? Укажите два верных положения.

1)образование Тройственного союза 3) подъем национального самосознания в России

2)рост влияния России в Европе 4) участие России в разделах Польши

На вопрос Тест по теме "Эпоха Александра 1". Можете плиз скопировать текст и где правильно поставить + или 1, что угодно. заданный автором Просмолить лучший ответ это Вариант 1

а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.; +
в) в 1812 г.;
г) в 1814 г.



в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии; +


а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, ме¬щане, государственные крестьяне); +
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;


а) 12 июня 1812 г.;
б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г. +

а) А. А. Аракчеев; +
б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев;
г) В. П. Кочубей.

а) в 1801 г.;
б) в 1804 г.;
в) в 1812 г.;
г) в 1816 г. +

а) М. И. Кутузов; +
б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион;
г) А. П. Тормасов.

а) в 1812 г.;
б) в 1813 г.;
в) в 1814 г.; +
г) в 1821г.

а) в 1815 г.;
б) в 1816 г.;
в) в 1818 г.; +
г) в 1821г.

а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.;
в) в 1815 г.; +
г) в 1821 г.

Ответ от Олег Николаев [активный]
Вариант 1
1. Указ о вольных хлебопашцах был издан:
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.; 1
в) в 1812 г.;
г) в 1814 г.
2. По Тильзитскому договору с Францией Россия обязы¬валась:
а) признать за Францией все территориальные изме¬нения в Европе;
б) стать союзником Франции в войне против Австрии;
в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии; 1
г) начать войну против Турции.
3. По проекту М. М. Сперанского политические права в Российской империи получали:
а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, ме¬щане, государственные крестьяне); 1
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;
г) все граждане без ограничения.
4. Бородинское сражение состоялось:
а) 12 июня 1812 г.;
б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г. 1
5. Кто имеется в виду? Он родился в 1769 г. в Тверской губернии в мелкопоместной дворянской семье. С детских лет отличался замкнутостью и серьезностью, окончил шля¬хетский инженерный корпус, начал свою карьеру при Пав¬ле I. Император даровал ему титул графа и написал на гер¬бе: «Без лести предан». Служил трем императорам - Пав¬лу, Александру и Николаю. Разработал проект отмены крепостного права, по которому крестьян надлежало отпус¬кать на волю постепенно в течение 200 лет. Его имя связано с ужесточением внутренней политики после Отечественной войны 1812 г. и созданием военных поселений.
а) А. А. Аракчеев; 1
б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев;
г) В. П. Кочубей.
6. Крепостное право в Прибалтике было ликвидировано:
а) в 1801 г.;
б) в 1804 г.;
в) в 1812 г.;
г) в 1816 г. 1
7. Кто имеется в виду? Участник русско-турецкой вой¬ны 1768-1774 гг., с 1777 г. воевал под командованием А. В. Суворова, получил награду за штурм Измаила. Алек¬сандр I назначил его главнокомандующим русской армией в войне с Наполеоном. Баснописец И. А. Крылов посвятил ему басню «Волк на псарне».
а) М. И. Кутузов; 1
б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион;
г) А. П. Тормасов.
8. Венский конгресс состоялся:
а) в 1812 г.;
б) в 1813 г.;
в) в 1814 г.; 1
г) в 1821г.
9. «Союз благоденствия» был образован:
а) в 1815 г.;
б) в 1816 г.;
в) в 1818 г.; 1
г) в 1821г.
10. Александр I даровал конституцию Царству Поль¬скому:
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.;
в) в 1815 г.; 1
г) в 1821 г.

Спецификация

контрольных измерительных материалов для определения уровня образовательных достижений

по ИСТОРИИ

Назначение проверочной работы: определение уровня образовательных достижений по предмету «ИСТОРИЯ» обучающихся 8 класса

Структура работы:

Работа включает 10 заданий. Каждое задание представлено в 2 вариантах одинаковых по тематике, уровню сложности, типу.

В работе используются задания 4 типов: задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задания на определение последовательности расположения событий, задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Варианты работы - 2

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл, кроме заданий А2, А4, А8.

За полный правильный ответ на задания А2, А4, А8 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Максимальное количество баллов за работу - 13.

Оценивание работы в целом: 0 - 7 баллов - «незачет»

8 - 13 баллов - «зачет»

Распределение заданий по темам, элементам содержания, по видам умений

задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Тема «История России в конце XIX века»

Внутренняя политика Александра III

Контрреформы Александра III

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Новые явления в социальном строе российского общества

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач

Новые явления в российской экономике

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Религиозная и национальная политика

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

Общественное движение 80-90-х гг.

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Достижения науки и образования во 2-ой половине XIX века

Группировать исторические явления и события по заданному признаку

Художественная культура народов России

Установление соответствия

Знание терминов

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, группировать понятия по указанному признаку

Знание событий 2 половины XIX века

Определять последовательность событий

III »

1 вариант

А1. Выберите верный ответ: 29 апреля 1881г. Александр 111 обратился к народу с Манифестом, главная мысль которого заключалась в 1) признании необходимости продолжения реформ 2) признании незыблемости сохранения самодержавия 3) необходимости возвращения к прошлому 4) необходимости удаления от престола всех консерваторов

А2. Выберите 2 положения, которые относятся к контрреформам Александра III 1) введение подушной подати 2) отмена университетской автономии 3) упразднение состязательности судебного процесса 4) снижение выкупных платежей 5) уменьшение платы за обучение

А3. Выберите верный ответ: Прочтите отрывок из поэмы Н.А. Некрасова, в котором он упоминает последствия отмены крепостного права, и скажите, о каком «ударе» по барину говорит автор?

"Распалась цепь великая, распалась - раскочилася, одним концом по барину, другим по мужику!"

1) о разорении многих помещичьих хозяйств

2) о невыплате обещанных платежей помещикам со стороны государства

3) о разрушении крестьянской общины, в результате чего начались крестьянские волнения

4) об отмене сословных дворянских привилегий на законодательном уровне

А4. Выберите два правильных утверждения :

Экономическое развитие России конца XIX века характеризуется

1) появлением мануфактур

2) складыванием внутреннего рынка

3) значительным увеличением протяженности железных дорог

4) началом международной торговли

5) государственной защитой отечественного производителя

А5. Дополните предложение.

«В XIX веке массовое насильственное обращение в ______________________веру проводилось на территориях Прибалтики, Польши и Финляндии. Таким образом, Александр III поставил традиционную русскую церковь в исключительное доминирующее положение».

А6. Выберите верный ответ: Ведущим направлением правительственной политики при Александре 111 стал

1)либерализм

2)марксизм

3)консерватизм

4)реформиз

А7. Выберите верный ответ: Выдающимися деятелями науки второй половины XIX века являлись

1) Ф. М. Достоевский, А.П. Чехов

2) М.И. Глинка, П.И.Чайковский

3) И.М. Сеченов, И.П.Павлов

4) А.И. Горчаков, М.Т. Лорис-Меликов

XIX

ДЕЯТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) В. Васнецов 1) роман «Война и мир»

Б) П.И. Чайковский 2) балет «Лебединое озеро»

В) Л.Н. Толстой 3) опера «Борис Годунов»

Г) М. Мусоргский 4) картина «Три богатыря»

А9 . Дополните предложение

Надзор за печатью с целью недопущения распространения вредных с точки зрения правительства произведений печати называется ___________________.

А10. Определите хронологическую последовательность событий

А) казнь народовольцев А. Михайлова, С. Перовской, А. Желябова

Б) начало царствования Александра 111

В) подписание военной конвенции между Россией и Францией

Тест по теме «Россия в эпоху Александра III »

2 вариант

А1. Выберите верный ответ: Как в исторической литературе часто называют внутреннюю политику Александра 111 1) революция 2) контрреформы 3) реформизм 4) террор

А2. Выберите 2 положения, которые относятся к контрреформам Александра III

1) введение состязательности суда 2) учреждение Крестьянского Банка 3) запрет крестьянам переселяться на государственные земли 4) прекращено временнообязанное состояние крестьян 5) возвращение рекрутской повинности

А3 . Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите верное суждение о социальной группе, которая упоминается в отрывке.

« Стачки, став одним из важнейших пролетарских средств борьбы, сплачивали трудящихся, учили их отстаивать свои классовые интересы. Морозовская стачка ознаменовала начало организованной борьбы пролетариата России».

1) в конце XIX века эта социальная группа была самой многочисленной в России

2) к этой социальной группе относились все наёмные рабочие

3) данная социальная группа являлась социальной базой власти

4) представители этой социальной группы увлекались идеями народников

А4. Выберите два правильных утверждения:

Экономический курс министров финансов Н. Бунге и И. Вышнеградского характеризуется

1) повышением таможенных пошлин для ввозимых товаров

2) увеличением подушной подати

3) оздоровлением финансовой системы страны

4) ограничением вывоза отечественных товаров за границу

А5.Территория, на которой разрешалось в России проживание евреев в конце Х1Х века называлась ______________ ________________.

А6. Выберите верный ответ: Основное направление внутренней политики Александра III

1) смягчение цензуры

2) поддержка либерального движения

3) проведение политики веротерпимости

4) признание незыблемости сохранения самодержавия

А7. Выдающимися деятелями науки второй половины XIX века являлись

1) П. Третьяков, С. Морозов

2) А.С. Попов, Д.И. Менделеев

3) К. Брюллов, К. Малевич

4) П.И. Чайковский, М. Мусоргский

А8. Установите соответствие между деятелями художественной культуры XIX века и их произведениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго

ДЕЯТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Ф.М. Достоевский 1) картина «Бурлаки на Волге»

Б) П.И. Чайковский 2) пьеса «Гроза»

В) А.Н. Островский 3) роман «Преступление и наказание»

Г) И.Е. Репин 4) опера «Пиковая дама»

Вариант I


В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:

а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.

2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:

Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»

3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:

а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.

5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:

а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .

6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:

а) ; б) ; в) ; г) .

7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):

а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.

8. В начале XIX века Россия вела войны:

а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;

в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;

2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;

4) 1805 г. г) Тильзитский мир;

5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;

В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те карту од­но­го из эта­пов Оте­че­ствен­ной войны 1812 г.

Населённым пунк­том, обо­зна­чен­ным на карте циф­рой «1», яв­ля­ет­ся

1) Бо­ро­ди­но

2) Та­ру­ти­но

4) Царёво Зай­ми­ще

Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Ука­жи­те год, когда была вы­пу­ще­на дан­ная мо­не­та.

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке со­бы­тия и яв­ле­ния по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Рос­сии XIX в. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов.

1) со­зда­ние «Союза Спа­се­ния»

2) раз­ра­бот­ка ­ран­ским «Вве­де­ния к Уло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов»

3) принятие Конституции Польши

4) Заграничный поход российской армии.


За­да­ние 15. Кто из пе­ре­чис­лен­ных во­е­на­чаль­ни­ков ру­ко­во­дил дей­стви­я­ми рус­ских войск в Отечественной войне 1812 г.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке двух де­я­те­лей и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) П. А. Ру­мян­цев

2) А. В. Су­во­ров

Про­мыш­лен­ность Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идет речь.

«По­ле­вые зе­мель­ные укреп­ле­ния, об­ра­щен­ные углом к про­тив­ни­ку, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись рус­ски­ми вой­ска­ми в Бо­ро­дин­ском сра­же­нии и за­щи­ща­лись под ру­ко­вод­ством ге­не­ра­ла ­ра­ти­о­на».

За­да­ние 18. Срав­ни­те черты го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Рос­си­ей в пе­ри­од прав­ле­ния Петра I и в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­санд­ра I. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) су­ще­ство­ва­ние ми­ни­стерств

2) аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха

3) де­ле­ние стра­ны на гу­бер­нии

4) су­ще­ство­ва­ние про­вин­ций — ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц Рос­сий­ской им­пе­рии


За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны Рос­сий­ской им­пе­рии XVIII—XIX вв.

1) Пра­ви­тель­ству­ю­щий Сенат; 2) Вер­хов­ный тай­ный совет; 3) Го­су­дар­ствен­ная дума; 4) Го­су­дар­ствен­ный совет; 5) Во­ен­ная кол­ле­гия.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке. Ука­жи­те уко­ре­нив­ше­е­ся впо­след­ствии на­зва­ние пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, про­пу­щен­ное в тек­сте.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка.

«Одним из па­ра­док­сов внут­рен­ней по­ли­ти­ки [им­пе­ра­то­ра] по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни стало то об­сто­я­тель­ство, что по­пыт­ки об­нов­ле­ния рос­сий­ско­го го­су­дар­ства со­про­вож­да­лись уста­нов­ле­ни­ем по­ли­цей­ско­го ре­жи­ма, позд­нее по­лу­чив­ше­го на­зва­ние «арак­че­ев­щи­ны». Одним из её про­яв­ле­ний и глав­ным сим­во­лом стали во­ен­ные по­се­ле­ния, в ко­то­рых сам [им­пе­ра­тор], впро­чем, видел один из спо­со­бов осво­бож­де­ния кре­стьян от лич­ной за­ви­си­мо­сти, но ко­то­рые вы­зы­ва­ли не­на­висть в самых ши­ро­ких кру­гах об­ще­ства. Вме­сто Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния было со­зда­но Ми­ни­стер­ство ду­хов­ных дел и на­род­но­го про­све­ще­ния во главе с обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го си­но­да и гла­вой Биб­лей­ско­го об­ще­ства А. Н. Го­ли­цы­ным. Под его ру­ко­вод­ством фак­ти­че­ски был осу­ществлён раз­гром рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов. Была уста­нов­ле­на же­сто­кая цен­зу­ра. [Им­пе­ра­тор] утвер­дил пред­ло­же­ние Се­на­та, раз­ре­шав­шее по­ме­щи­кам за «дур­ные по­ступ­ки» ссы­лать своих кре­стьян в Си­бирь. Вме­сте с тем им­пе­ра­тор был осве­домлён о де­я­тель­но­сти пер­вых

ор­га­ни­за­ций бу­ду­щих_______________, но не пред­при­нял ни­ка­ких мер про­тив их чле­нов, счи­тая, что они раз­де­ля­ют за­блуж­де­ния его мо­ло­до­сти.

В по­след­ние годы жизни [им­пе­ра­тор] вновь не­ред­ко го­во­рил своим близ­ким о на­ме­ре­нии от­речь­ся от пре­сто­ла и уда­лить­ся от мира, что после его не­ожи­дан­ной смер­ти от брюш­но­го тифа в Та­ган­ро­ге по­ро­ди­ло ле­ген­ду о стар­це Фёдоре Кузь­ми­че»

За­да­ние 22. Най­ди­те в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее по­ло­же­ние, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фак­та­ми, при­ведёнными в тек­сте. Ука­жи­те не менее двух фак­тов, при­ведённых для под­твер­жде­ния этого по­ло­же­ния.

За­да­ние 23. Ран­ним де­кабрь­ским утром на Се­нат­скую пло­щадь Пе­тер­бур­га на­ча­ли вы­хо­дить части гвар­дей­ских пол­ков. Их вели мо­ло­дые офи­це­ры, ре­шив­ши­е­ся на по­пыт­ку во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та. Они при­зы­ва­ли сол­дат под­дер­жать «за­кон­но­го им­пе­ра­то­ра» Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча.

1) К ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия?

2) Кого мо­ло­дые офи­це­ры пред­став­ля­ли сол­да­там как узур­па­то­ра пре­сто­ла, не­за­кон­но его за­няв­ше­го?

3) Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ные ис­тин­ные цели ру­ко­во­ди­те­лей вы­ступ­ле­ния.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на общ­ность тен­ден­ций в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния в годы прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II и Алек­сандра I, в на­ча­ле XIX в. в ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния по­яв­ля­ет­ся много но­во­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту но­виз­ну.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии в первой четверти XIX в.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов.

План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные веш­ней по­ли­ти­кой Рос­сии в XIX веке.

Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».

Вариант II

1. Неподатным сословием было:

а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.

2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.

3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:

а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;

б) в России отменялось крепостное право;

в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;

г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.

4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:

а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;

в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.

5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:

а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;

в) французская армия подошла к С. – Петербургу;

г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.

6. Царскосельский лицей был основан:

а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.

7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:

а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.

8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:

а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;

в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) восстание декабристов;

2) 1815 г. б) начало министерской реформы;

3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;

4) 1825 г. г) Конституция Польши;

5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.

10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те схему и ответьте на вопрос.

В 1812 г. в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии вошла тер­ри­то­рия, обо­зна­чен­ная на

карте циф­рой

За­да­ние 12. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те на­зва­ние пло­ща­ди, со­бы­тия на которой по­ка­за­ны на кар­ти­не.

1) Двор­цо­вая

2) Воз­не­сен­ская

3) Се­нат­ская

4) Крас­ная

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

1) при­со­еди­не­ние Рос­сии к Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де;

2) битва при Аустер­ли­це;

3) Вен­ский кон­гресс;

4) из­гна­ние войск На­по­лео­на из Рос­сии.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 15. Какие тер­ри­то­рии вошли в со­став Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке две тер­ри­то­рии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) За­пад­ная Си­бирь;

2) При­бал­ти­ка;

3) гер­цог­ство Вар­шав­ское;

4) Фин­лян­дия;

За­да­ние 16. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

На­се­ле­ние не­ко­то­рых рос­сий­ских го­ро­дов до на­ча­ла «Ве­ли­ких ре­форм»

(тыс. че­ло­век)

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Услов­ное на­зва­ние по­ли­ти­ки, от­ли­чав­шей­ся ме­лоч­ной ре­гла­мен­та­ци­ей, все­си­ли­ем чи­нов­ни­че­ства, пре­се­че­ни­ем вся­че­ско­го свое­во­лия, дан­ное по имени од­но­го из при­ближённых Алек­сандра I».

За­да­ние 18. Срав­ни­те Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) основным противником была Фран­ция

2) усилилось международное положение России

3) подписание Тильзитского договора

4) существование антифранцузской коалиции государств

За­да­ние 19. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют со­сло­вия.

1) дво­рян­ство; 2) ме­щан­ство; 3) кре­стьян­ство; 4) чи­нов­ни­че­ство; 5) ду­хо­вен­ство.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те про­пу­щен­ную в тек­сте фа­ми­лию рус­ско­го пол­ко­вод­ца. Ука­жи­те год, когда про­ис­хо­ди­ли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«В по­след­ние годы, во­пре­ки утвер­див­ше­му­ся в науке убеж­де­нию в том, что <…> был ве­ли­ким пол­ко­вод­цем, одер­жав­шим по­бе­ду при Бо­ро­ди­не (если не фак­ти­че­скую, то мо­раль­ную), по­яви­лись со­мне­ния от­но­си­тель­но и этого вы­во­да. Во-пер­вых, есть мно­же­ство сви­де­тельств того, что глав­но­ко­ман­ду­ю­щий рус­ской ар­ми­ей не вла­дел ини­ци­а­ти­вой на поле сра­же­ния. Он был инер­тен на­столь­ко, что один из участ­ни­ков сра­же­ния, ге­не­рал Н. Н. Ра­ев­ский, писал: «Нами никто не ко­ман­до­вал». Ини­ци­а­ти­вой пол­но­стью вла­дел На­по­ле­он, ко­то­рый дик­то­вал ход битвы. И в ко­неч­ном счете за­во­е­ва­тель до­стиг по­став­лен­ной перед собой стра­те­ги­че­ской цели — занял Моск­ву, за­щи­та ко­то­рой была объ­яв­ле­на рус­ским глав­но­ко­ман­ду­ю­щим глав­ной целью сра­же­ния.

Но На­по­ле­он всё-таки не раз­бил рус­скую армию. После битвы он не видел при­выч­но­го для него бес­по­ря­доч­но­го бег­ства не­при­я­те­ля. Перед его гла­за­ми не про­хо­ди­ли толпы плен­ных (всего была за­хва­че­на 1 тыс. плен­ных и 15 пушек, столь­ко же плен­ных и 13 пушек за­хва­ти­ли и рус­ские). Перед фран­цуз­ским им­пе­ра­то­ром не ле­жа­ли на земле де­сят­ки по­вер­жен­ных вра­же­ских знамён. Не­со­мнен­но, рус­ская армия в тя­же­лей­шем сра­же­нии вы­сто­я­ла. И при­чи­ной этого стала не­обык­но­вен­ная стой­кость рус­ско­го сол­да­та, во­оду­шевлённого вы­со­ким и жерт­вен­ным чув­ством пат­ри­о­тиз­ма, сто­яв­ше­го за царя, пра­во­слав­ную веру и Оте­че­ство».

За­да­ние 22. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где опи­сы­ва­ет­ся си­ту­а­ция, под­твер­жде­ния ко­то­рой ука­зы­ва­ют­ся в даль­ней­шем тек­сте. Вы­пи­ши­те не менее двух под­твер­жде­ний дан­ной си­ту­а­ции.

За­да­ние 23. Зим­ним днём около 30 офи­це­ров-еди­но­мыш­лен­ни­ков вы­ве­ли на Се­нат­скую пло­щадь сол­дат Мос­ков­ско­го и Гре­на­дер­ско­го пол­ков и мат­ро­сов Гвар­дей­ско­го мор­ско­го эки­па­жа. Ор­га­ни­за­то­ры вос­ста­ния по­пы­та­лись не

до­пу­стить вступ­ле­ния на трон но­во­го им­пе­ра­то­ра, а также за­яв­ля­ли о стрем­ле­нии к упразд­не­нию са­мо­дер­жа­вия и от­ме­не кре­пост­но­го права. Вы­ступ­ле­ние было по­дав­ле­но.

1) На­зо­ви­те месяц и год, когда про­изо­шли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

2) На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

3) По­че­му вы­ступ­ле­ние, о ко­то­ром идёт речь, за­вер­ши­лось про­ва­лом? На­зо­ви­те одну любую при­чи­ну.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на зна­чи­тель­ные раз­ли­чия во взгля­дах ру­ко­во­ди­те­лей Се­вер­но­го и Юж­но­го об­ществ де­каб­ри­стов, их про­грамм­ные до­ку­мен­ты со­дер­жа­ли много об­ще­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту общ­ность.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Либеральные ре­фор­мы Александра I». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с ре­фор­ма­ми Александра I.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!