В помощь школьнику. «Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать

Роман Горького "Мать" - одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве. "Мать" сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры. Неслучайно "Мать" Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. В центре повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна.

Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "Мать" - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что "все так живут". В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они "ненавидят друг друга". В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.

Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, - страх. Сначала это страх забитого человека. Позже - страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство - в гордость за сына. И в конце произведения - это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: "Не позорь сына-то. Никто не боится!").

С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором "бабий век" заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, "прожив такой жизнью лет 50, человек умирал". Ниловна - сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: "Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?"

Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова "мать". Сначала Ниловна - источник жизни Павла, ее любовь - эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: "Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека". Особое значение приобретает и следующая фраза: "Мы все дети одной матери-правды". Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.

Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры - лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.

Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия "Мать" расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: "Собирай, народ, силы свои во единую силу". На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.

Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: "Казалось, тысячи жизней говорят ее устами". Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.

В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду - ее дети. "Мать", которая доносит до них лозунг своей жизни: "Не оставляйте детей своих на одиноком пути!". После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она - самая настоящая мать!

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе «Мать» (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?

Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами - социально-политический роман.

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств - центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, - огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, - образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его - в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».

Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова - сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, - говорит он матери. - Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут - меня посадят в тюрьму, - в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, - этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил - одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел - окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.

Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами - этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» - текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, - очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.

Молодцы, товарищи немцы! - кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.

Да здравствуют рабочие Италии! - кричали в другой раз.

И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».

Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально - она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения - момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, - она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, - открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», - так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, - соратничество с сыном в его борьбе - выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», - говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене - сцене ареста - заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и - в перспективе - вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Представляем вашему вниманию роман, который создал М. Горький, - "Мать", краткое содержание его и анализ. Это произведение было опубликовано впервые в США (1906-1907 гг.). Со значительными цензурными искажениями в нашей стране оно вышло в 1907-1908 гг. И лишь после революции 1917 года - в первоначальном виде.

Андрей Находка

Андрей Онисимович Находка (Андрей - "хохол") - революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Он украинец, сирота-приемыш (о чем говорит и фамилия героя), "незаконнорожденный". Его имя означает, что он "сын всех людей", символизирует гуманное, "общечеловеческое начало революции, что хотел подчеркнуть М. Горький ("Мать").

Арест

Герой высказывает мысли о международном братстве рабочих, содержащие отсылки к Евангелию. Ниловна предлагает ему поселиться в их доме. В результате обыска выясняется, что Андрей уже два раза привлекался к следствию за политические преступления. Его вновь арестовывают, но спустя несколько недель отпускают. В разговоре с ним для Ниловны актуализируется чувство материнства в общечеловеческом, конкретном, даже мистическом смысле. Этот герой принимает в убийстве Исая Горбова, местного доносчика и шпиона, косвенное участие. Ему это причиняет тяжкие моральные страдания, хотя Андрей и понимает необходимость уничтожения подобных "иуд". Во время демонстрации 1 мая он находится около Павла, который несет знамя, и их арестовывают. Во время суда Андрей получает после Павла слово, но затем его лишают возможности высказаться. Друзья вместе приговорены к ссылке в Сибирь.

Ниловна

Власова Пелагея Ниловна - героиня, образ которой символизирует в романе Россию. С ней связано "народное", общечеловеческое восприятие событий. Динамика характера Ниловны призвана отразить изменения психологии народа. Ее любовь к сыну трансформируется в любовь к людям вообще. С идеей активной политической борьбы совмещается в этом характере и христианский смысл. Революционное движение осознается ею как движение "детей". Она, являясь матерью, не может ему сочувствовать, что отмечает М. Горький ("Мать").

Ее сын Павел после смерти мужа хотел жить, "как отец". Женщина уговаривает его этого не делать. Но происходящие в сыне перемены пугают ее. Увидав соратников Павла, Ниловна не может поверить, что это "запрещенные люди". Они совсем не кажутся героине страшными. Ниловна предлагает Павлу взять Андрея в квартиранты, по существу, становясь матерью и для него. После того как друзей арестовали, она испытывает ощущение одиночества, так как привыкла к общению с молодежью.

Распространение листовок

Друзья сына через два дня после его ареста просят помочь распространять листовки на фабрике. Сообразив, что может таким образом отвести от Павла подозрения, она под видом торговки раздает рабочим запрещенную литературу. Когда Находка возвращается из тюрьмы, она рассказывает ему об этом, признаваясь, что думает только о сыне, действует лишь из

Краткое содержание романа Горького "Мать" составляют следующие дальнейшие события. Постепенно, глядя на тех, кто приходит к Андрею в гости, Ниловна мысленно начинает соединять все эти лица в похожее на облик Христа единое лицо. Она потихоньку осознает, что нужна для "новой жизни". Узнав о том, что доносчик Горбов убит, а Андрей косвенно замешан в этом, Ниловна говорит, что никого не считает виновным, хотя и удивляется своим словам, противоречащим христианскому духу.

Рыбин

Во время демонстрации 1 мая она обращается к людям и говорит о "святом деле", призывает не оставлять детей на этом пути одних. После ареста друзей Ниловна из фабричной слободы переселяется в город. После этого она отправляется в деревню, чтобы установить некоторые связи по распространению литературы. Здесь героиня встречает Рыбина, бывшего соседа, который агитирует крестьян, отдает ему книги. Возвратившись в город, Ниловна начинает развозить по деревням запрещенную литературу, газеты и прокламации. Она участвует в похоронах Егора Ивановича, революционера и ее земляка. Эти похороны перерастают в столкновение на кладбище с полицией. Ниловна увозит получившего ранения юношу и ухаживает за ним, о чем рассказывает нам "Мать".

Краткое содержание дальнейших событий весьма драматично. Вновь отправившись в деревню через некоторое время, она наблюдает арест Рыбина и вынуждена отдать книги, привезенные ему, случайно попавшемуся крестьянину, ведет среди них агитацию. Навестив Павла в тюрьме, героиня передает тому записку с планом побега, но сын отказывается бежать и пишет об этом в ответной записке. Однако подпольщикам удалось организовать побег Рыбина и другого заключенного. Ниловне, по ее просьбе, разрешили наблюдать со стороны за этим побегом.

Финал

Женщина присутствует во время суда над Павлом и его друзьями, после чего доставляет текст речи Павла в подпольную типографию, вызывается отвезти в деревню напечатанные экземпляры. На вокзале она замечает слежку. Понимая, что ареста не избежать, но не желая, чтобы листовки пропали зря, она разбрасывает их в толпе. Избиваемая полицией женщина обращается с горячей речью к окружающим. Финал произведения не совсем ясен. Возможно, Ниловна погибает. Так заканчивает роман М. Горький "Мать". Краткое содержание основных событий было описано выше.

Павел Власов

Власов Павел Михайлович (Павел) - сын главной героини, ставший профессиональным революционером потомственный рабочий. Его прототипом послужил П. Заломов, сормовский рабочий. Судьба этого героя связана с символом искупительной жертвы. В его имени можно увидеть намек на сходство с образом апостола, поскольку в начале произведения показан резкий перелом в жизни героя из простого фабричного парня превратившегося в политического борца, о чем рассказывает нам М. Горький ("Мать").

Революционная деятельность Павла

Его первый решительный поступок - сопротивление отцовским побоям. У отца, работавшего слесарем, Михаила Власова, подсознательный социальный протест вырождается в и пьянство.

После его смерти герой пытается подражать ему, но встреча с подпольным кружком радикально меняет его внешний и внутренний облик, что отмечает Горький М. ("Мать").

Краткое содержание по главам дальнейших событий в жизни этого персонажа следующее. В доме Павла начинают устраиваться собрания, в которых участвуют Андрей Находка, Николай Весовщиков, сын вора, учительница Наташа, Федор Сизов, фабричный рабочий и другие. Он сразу же предупреждает Ниловну, что им всем грозит тюрьма. Суровость и аскетизм Павла кажутся матери "монашескими". Например, он призывает отказаться от семьи и счастья Андрея ради "дела" и признается, что однажды сам сделал такой выбор. В разговоре с матерью Находка называет этого героя "железным человеком". Друзья Павла распространяют листовки на фабрике. В его доме совершается обыск, о чем рассказывает нам Максим Горький ("Мать").

Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день после этого революционер беседует с кочегаром Рыбиным, пришедшим в гости. Тот говорит, что надо "веру новую придумать". Павел же считает, что лишь разум может освободить человека. Во время конфликта рабочих с фабричной администрацией (так называемая история с "болотной копейкой") герой призывает их к борьбе за права, предлагает организовать стачку. Но люди не поддерживают его, Павел переживает это как результат своей "слабосильности".

Его арестовывают ночью, но спустя несколько месяцев отпускают. Друзья собираются отмечать 1 мая, Павел намерен во время демонстрации нести знамя. Когда это происходит, его арестовывают в числе других лидеров (всего около 20 человек). Так завершается первая часть. После этого Павел появляется лишь в заключительных главах, в судебной сцене. Здесь он произносит речь, излагая свою социал-демократическую программу. Суд приговаривает героя к ссылке в Сибирь. Так заканчивается участие в событиях этого персонажа, а затем и сам роман Горького "Мать". Краткое содержание произведения и его анализ были представлены вашему вниманию.

«Мать» Горького М.Ю.

Роман « » Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма - направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности - все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово. Теперь это часть современной Самары.

В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом Коммунистическая партия (тогда еще РСДРП), а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни. «В холодном сумраке» угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов» , каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики» . Автор использует ряд олицетворений , представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков» , «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение» , поднималось чувство «подстерегающей злобы» , которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок. Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни. Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или - куплю себе ружье» .

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни» , за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа. Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть - Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел. Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди» , она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть - запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью. И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу. А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди - тюрьма. Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви. Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой» . Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием - бороться за свои права. Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова» .

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой. И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как«крупинки железа к магниту» . И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя. Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара» , и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью. И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел - центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так - нежно и уважительно - обращался Павел к Ниловне. Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы» , но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!» . Ее потрясло слово «мать» , сказанное Павлом с «горячей силой» .

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город. Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую - не убьют» . Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна - яркое тому свидетельство.

Анализ романа М. Горького "Мать"

Роман рассказывает не просто о революционной борь­бе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую - не убьют!» - восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают полицейские и шпики, когда к ней близка смерть. «Мать» - роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедливым строем Жизни. Раскрыть эту тему можно было особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Она - не только человек угнетенной массы, но еще женщина, на которой по своей темноте вымещает бесчисленные притеснения и обиды ее муж, и к тому же - мать, живущая в вечной тревоге за сына. Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. В ранней редакции романа Ниловна была старше, но затем автор «омолодил» ее, желая подчеркнуть, что главное не в том, сколько она прожила лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по-настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости «узнавания» мира. Юность приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед ней впервые начинают открываться смысл мира, человека, собственной жизни, красота родной земли.

В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои. «Человека надо обновить», - говорит Рыбин и думает о том, как добиться такого обнов­ления. Если грязь появится сверху, ее можно смыть; а «как же изнутри очистить человека»? И вот оказывается, что та самая борьба, которая нередко ожесточает людей, одна способна очистить и обновить их души. «Железный чело­век» Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка - напротив, от излишней размягченности; «воров сын» Весовщиков - от недоверия к людям, от убеждения, что все они враги друг другу; связанный с крестьянской массой Рыбин - от недоверия к интеллигенции и культуре, от взгляда на всех образованных людей как на «господ». А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ниловну, совершается и в ее душе, но совершается с особенным трудом, особенно мучительно. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться их, скрывать от них свои мысли и чувства. Она и сына этому, учит, увидев, что он вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу - не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей - ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить - возне­навидят они тебя, погубят!» Сын отвечает: «Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, - люди стали лучше!»

Когда Павел говорит матери: «От страха все мы и пропадаем! А те, кто командует нами, пользуются нашим страхом и еше больше запугивают нас», - она признается: «Всю жизнь в страхе жила, - вся душа обросла страхом!» Во время первого обыска у Павла она испытывает это чувство со всей остротой. Во время второго обыска «ей не было так страшно... она чувствовала больше ненависти к этим серым ночным гостям со шпорами на ногах, и нена­висть поглощала тревогу». Но на этот раз Павла забрали в тюрьму, и мать, «закрыв глаза, выла долго и однотонно», как прежде выл от звериной тоски ее муж. Еще много раз после этого охватывал Ниловну страх, но его все больше заглушали ненависть к врагам и сознание высоких целей борьбы.

«Теперь я ничего не боюсь», - говорит Ниловна после суда над Павлом и его товарищами, но страх в ней еще не совсем убит. На вокзале, когда она замечает, что узнана шпиком, ее снова «настойчиво сжимает враждебная сила... унижает ее, погружая в мертвый страх». На какое-то мгно­вение в ней вспыхивает желание бросить чемодан с лис­товками, где напечатана речь сына на суде, и бежать. И тогда Ниловна наносит своему старому врагу - страху - последний удар: «... одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!.. Не позорь сына-то! Никто не боится...»Это - целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним!, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие.

Тема «воскрешения души» была самой важной во всем творчестве Горького. В автобиографической трилогии «Жизнь Клима Самгина» Горький показал, как борются за человека две силы, две среды, одна из которых стремится возродить его душу, а другая - опустошить ее и убить. В пьесе «На дне» и еще в ряде произведений Горький изо­бразил людей, брошенных на самое дно жизни и все же сохранивших надежду на возрождение, - эти произведе­ния подводят к выводу о неистребимости человеческого в человеке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!