Бесстрашный лётчик-штурмовик. Бесстрашный лётчик-штурмовик Андрианов дважды герой советского союза

Родился 13 августа 1920 года в деревне Иванисово Тверской губернии (ныне село Иванисово Бежецкого района Тверской области) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил Смоленский кооперативный техникум в 1939 году. В Красной Армии с 1940 года. В 1943 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года. Первое боевое крещение получил на Курской дуге. 24 июля 1943 года в группе Ил-2 принял участие в штурмовке железнодорожной станции Белгород.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командиру звена 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) младшему лейтенанту Андрианову присвоено 1 июля 1944 за 87 вылетов на штурмовку войск противника в боях за Белгород, Харьков, на полтавском и кировоградском направлениях.

Второй медалью «Золотая Звезда» командир эскадрильи 141-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан Андрианов награждён 27 июня 1945 года за 90 вылетов в боях под Львовом, на сандомирском плацдарме (Польша) и на других рубежах.

Войну закончил в Берлине. Всего за время войны совершил 177 боевых вылетов. Лично уничтожил 50 танков, 200 автомашин, 25 зенитно-артиллерийских батарей, 13 складов, и много другой техники противника, в 37 воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генштаба. Генерал-майор авиации (1971). До 1981 года на преподавательской работе в Военной академии Генштаба. Умер 7 мая 1999 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1976
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 6036
  • Орден Ленина
  • 3 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • 2 ордена Отечественной войны I-й степени
  • Орден Славы III-й степени
  • Орден Красной Звезды,
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени
  • Медали

Памятники

  • Памятник в Москве на Троекуровском кладбище
  • Бронзовый бюст в посёлке Сонково Тверской области на проспекте Ленина, перед зданием железнодорожного вокзала.

Родился 13 Августа 1920 года в деревне Иванисово, ныне Бежецкого района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу в посёлке Сонково и Смоленский кооперативный техникум. С 1939 года Василий Андрианов в Красной Армии. В 1943 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. 1 Июля 1944 года командир звена 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Младший лейтенант В. И. Андрианов удостоин звания Героя Советского Союза за 87 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника в боях за Белгород, Харьков, на Полтавском и Кировоградском направлениях и лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолёта.

27 Июня 1945 года командир эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан В. И. Андрианов награждён второй медалью "Золотая Звезда" за мужество и умелое руководство подчиненными в 90 боевых вылетах на поддержку наземных войск в период боёв под Корсунь - Шевченковским, Уманью, Кишинёвом и Яссами, при освобождении Львова, расширении и удержании Сандомирского плацдарма, форсировании рек Днепр, Прут, Серет, Висла и Одер.

К концу войны на штурмовике Ил-2 совершил 177 успешных боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника. Войну закончил в Берлине.

После войны продолжал служить в ВВС, был заместителем и командиром авиационного полка. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генерального штаба. Генерал - майор авиации с 1971 года. Был на штабной работе. Затем, до 1981 года, преподавал в Военной академии Генерального штаба. Умер 7 Мая 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, Славы 3-й степени; медалями. Бронзовый бюст Героя установлен в посёлке Сонково Тверской области.

* * *

Жаркий Август 1944 года... Идут непрерывные изнурительные бои на Висле. Немецкие войска отчаянно сопротивляются на выгодном рубеже: они упорно цепляются за свои обжитые укреплённые позиции, не считаясь с потерями, контратакуют.

В те дни лётчики эскадрильи Капитана В. И. Андрианова находились чаще всего в готовности № 1, то есть сидели за штурвалами своих "Илов", чтобы по первому сигналу немедленно подняться в воздух. Сам комэск, 24-летний, ладно и крепко сложенный лётчик, привык к неожиданным, срочным заданиям. Он терпеливо ждал, когда штабы наземных и воздушных войск договорятся, выяснят ту точку, где должны появиться наши штурмовики.

И вот в его шлемофоне послышался треск рации, торопливые вызовы командира полка и приказ - лететь в район Сборув, бомбардировать и штурмовать танки противника, вклинившиеся в расположение наших войск.

Шестёрка Ил-2 Андрианова тотчас покидает аэродром, ложится на боевой курс. В голосе командира полка Василий почувствовал нетерпение и тревогу. Он знает - там, на земле, вражеские танки утюжат окопы наших пехотинцев, сеют смерть, пытаются вызвать панику. Дорога каждая минута. Внимание и решимость! Не дать восторжествовать противнику, сорвать его планы!

Через каких - нибудь 20 минут эскадрилья нависает над полем боя, с высоты видно, как северо - восточнее населённого пункта Магерув, посёлка с островерхими черепичными крышами, танки с белыми крестами на башнях, прорвав нашу оборону, ведут огонь по артиллерийским батареям, по огневым точкам в окопах. Наземная обстановка сложная. Комэск снижается и совершает холостой заход, чтобы лучше разглядеть расположение наших и вражеских частей и уточнить ориентиры. Нужно точнее ударить, чтобы не попасть по своим. Внизу картина проясняется: наши боевые порядки атакуют 20 вражеских танков. Андрианов приказывает в сомкнутом строю звеньями атаковать танковую колонну. Краснозвёздные штурмовики нависают над вражескими машинами, сбрасывают бомбы. Два танка загорелись, взметнув ввысь чёрные столбы дыма, а некоторые повернули обратно. "Бейте их!" - подает команду комэск. Штурмовики делают ещё 2 захода. Подбиты ещё 4 танка. В воздухе появляются немецкие истребители. Но они опоздали - "Илы" скрылись за облачностью.

Контратака вражеских танков сорвана! На аэродроме уже известны блестящие результаты боевого вылета эскадрильи. Командир 1-го Гвардейского штурмового авиакорпуса Генерал - Лейтенант Рязанов благодарил все андриановские экипажи за чётко проведённый штурм танковой группы врага. А позже поступила благодарность от общевойскового командующего, сказавшего: "От пехоты - матушки всем Вам - низкий поклон. Выручили нас из беды!"

Василия Андрианова поздравляли. А он, застенчиво улыбаясь, вытирая пот, выступающий из - под шлемофона, разводил руками, говорил:

Чего уж там, дело сделано! Обычная работа...

Этой репликой комэск как бы пояснял: "И вам выпадет такое же задание - поступите так же".

Совершённое он считал не геройством, а обычным выполнением солдатского долга, тяжёлым, опасным, но необходимым ратным трудом!

Таким и был вылет под Сборув. Случались и более опасные полёты. На том же Висленском направлении, в районе Мариамполя, "Илы" Андрианова успешно штурмовали пражеские танки, подожгли склад с боеприпасами, разбили колонну автомашин. Почти в самом начале "работы" штурмовиков атаковала группа Ме-109, пытаясь помешать прицельному бомбометанию. Андрианов первым принял бой непрошеных гостей. Его поддержали другие экипажи. На высоте в 700 метров завязалась воздушная схватка, окончившаяся через несколько минут: два "Мессера" рухнули на землю. Штурмовка наземных целей продолжалась. При посадке техник обнаружил на плоскостях и фюзеляже "Ила" Андрианова множество пулевых и осколочных пробоин. И так повторялось много раз.

Лётчики полка учились у комэска Андрианова точности, хладнокровию, бесстрашию. Вот Ил-2 идёт на цель. Это, к примеру, вагон или цистерна. Нужно мгновенно выбрать наземный ориентир, определить нужный угол снижения, высоту. Секунда, другая, и бомбы сброшены. Малейшая ошибка, и они упадут мимо. К тому же яростно бьют зенитки, и белые шапки разрывов над самолётом, в выси, напоминают о смертельной опасности. Тут всё соединяется воедино - воля к победе, глазомер, презрение к смерти.

И пример всем ставилась результативность его полетов, В бой он вступил летом 1943 года, когда гремела Курская битва. И уже через год ему присвоено звание Герои Советского Союза. В наградном листе называются такие внушительные цифры: уничтожил 28 танков врага, 105 автомашин, 13 зенитно - артиллерийских батарей, участвовал в 18 воздушных боях, сбил 4 вражеских истребителя. Вот какой огромный урон может нанести врагу один боец, отлично владеющий вверенной ему машиной!

После этого был почти ещё год боёв, мастерских штурмовок за Вислой, на Одере, над Берлином и такие же эффектные результаты. За свои 177 боевых вылетов только одних вражеских танков он уничтожил больше 60 ! А его эскадрилья в конце войны за 74 дня боевых действий вывела из строя 75 танков, 294 автомашины, 56 артиллерийских батарей, 18 бронетранспортеров, 92 железнодорожных вагона и бензоцистерны, много складов и других объектов врага. Ощутимый вклад в общенародную победу!

И Родина воздала одному из лучших лётчиков - штурмовиков нашего Военно - Воздушного Флота по заслугам: В. И. Андрианов кроме двух "Золотых Звёзд" награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденами Славы 3-й степени, Александра Невского и Красной Звезды, а также многими медалями.

* * *

Внезапный бой штурмовиков с истребителями

23 Августа 1945 года в 8 часов утра я получил боевую задачу: группой 6 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 в 10:00 атаковать минометные позиции в районе Опатув.

Подлетев к линии фронта, я получил разрешение с КП выполнять поставленную задачу и информацию о том, что в воздухе самолётов противника нет. Проверив связь с ведущим истребителей, капитаном Хорчистовым, я одновременно сообщил ему порядок атаки: первый удар группой с левым разворотом, последующие заходы на стрельбу с "круга", прикрытие истребителей справа - сзади со стороны солнца. Поскольку ведомые всегда работают на приём, то путём подслушивания нашего разговора они вполне были осведомлены о способе атаки цели. Боевой порядок группы при подходе к цели: штурмовики Ил-2 "клин" звена, звенья в правом "пеленге". Левые ведомые в звеньях, дистанция до 50 метров, правые до 10 метров. Истребители справа - сзади: 4 Як-1 с превышением над Ил-2 200 - 300 метров и 2 Як-1 с превышением 800 метров. Высота группы штурмовиков - 1200 метров.

Над линией фронта ЗА противника открыла огонь. Определив место цели, я стал строить противозенитный маневр изменением высоты и курса с таким расчётом, чтобы при подходе к цели иметь высоту 600 - 800 метров и возможность атаковать группой с левым разворотом. Наступил самый ответственный момент отыскания заданной цели; вполне естественно, что для наблюдения за воздухом осталось очень мало времени. Для того чтобы лётчик был полностью о курсе воздушной обстановки, необходимо, чтобы ноздушный стрелок систематически информировал его обо всём, что происходит сзади.

Выбрав направление атаки, я подал команду по радио "Внимание, атакуем!". В этот момент капитан Хорчистов заметил сзади на дистанции 800 - 1000 метров 2 четвёрки Ме-109 и сразу же сообщил мне, но я его слышать не мог, потому что подавал команду. Почти одновременно мой стрелок по СПУ передал, что сзади на дистанции 800 - 1000 метров 4 Ме-109 атакуют нашу группу и 4 Ме-109 атакуют истребителей. Я мгновенно перенёс взгляд на заднюю полусферу, оценил обстановку и подал команду по радио: "Сзади истребители, атаку отставить, становись в "круг!"

Резко ввёл самолёт в левый крен и пошёл на замыкание круга. 4 Ме-109, разбившись на две группы по 2 Ме-109, атаковали группу. Одна пара оказалась внутри круга и пыталась с левым разворотом атаковать меня, но не смогла вести по мне прицельный огонь. Две очереди, выпущенные по мне ведущим, прошли сзади. Воздушные стрелки открыли огонь, и немцы вынуждены были уйти. Вторая пара атаковала второе звено Ил-2, очевидно, хотела сбить левого ведомого, но в момент замыкания круга, когда лётчик вводил самолет в крен, его воздушный стрелок, сержант Мамонтов, меткой очередью сразил ведущего пары. Лётчик выбросился на парашюте. Ведомого под ракурсом 4/4 обстрелял я. Он вынужден был с левым разворотом внизу строя уйти за первой парой.

Не теряя времени, я подал команду: "Атакуем цель!" и с высоты 700 метров ввёл самолёт в планирование, чтобы сбросить бомбы. Развернувшись после атаки цели на 180° влево, я заметил спереди - снизу приближающуюся пару Ме-109. Немецкие лётчики изменили тактику и решили атаковать снизу в момент выхода из атаки. Я подал команду: "Атаку цели продолжить, после атаки выход по прямой!" Лейтенант Гусев при сближении с двумя Ме-109 из передних точек под ракурсом 3/4 длинной очередью подбил ведущего, который с дымом ушёл на свою территорию, ведомый отвалил вправо и с принижением ушёл от группы.

На третьем заходе один Ме-109 атаковал меня с бреющего. Я вовремя его заметил и после атаки цели немного прошёл по прямой, вследствие чего Ме-109 проскочил сзади. В этот момент я резко сделал разворот влево и обстрелял его, но Ме-109 уходил с правым разворотом с принижением, я же - с левым с набором высоты, и вполне понятно, что очередь прошла влево - вверх.

Истребители прикрытия 4 Як-1 в этот период вели бой на виражах с одним Ме-109. Капитан Хорчистов сбил его, лётчик выбросился на парашюте.

Пара Як-1, находившаяся вверху, в первый момент была свободна. Ведущий уже решил прикрывать группу Ил-2, как вдруг заметил со стороны противника приближавшиеся 4 FW-190. Он быстро изменил решение и с набором высоты атаковал их справа. Пара FW-190 была сбита сразу - лётчик одного из них выбросился на парашюте, второй резко ушёл вправо и врезался в землю. Остальные 2 FW-190 с левым разворотом ушли обратно.

Сделав 3 захода, я подал команду: "Выхожу из атаки "змейкой" !

Капитан Хорчистов с ведомым вышел из боя в момент перестроения из "змейки" в боевой порядок и пристроился к группе Ил-2, шли от цели на бреющем. Через 5 - 7 минут на маршруте пристроились к группе остальные 4 Як-1.

Обобщив данный эпизод, можно сделать следующие выводы:

1. По моим предположениям, 8 Ме-109 были наведены на нас станцией наведения. 4 FW-190 взлетели с ближайшей площадки по зрячему или, возможно, тоже по вызову станции наведения.

2. Истребители противника использовали условия освещения и атаковали одновременно группу истребителей и штурмовиков со стороны солнца с нашей территории. Пара Як-1, находившаяся с превышением над штурмовиками 600 - 800 метров, была ими, очевидно, не замечена.

3. Ведущий пары Як-1 правильно оценил сложившуюся обстановку и отлично атаковал группу противника.

4. Лётчики - штурмовики отлично понимали каждый мой маневр, в совершенстве владели своими самолётами и умело действовали в боевом порядке "круг".

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

По национальности русский. Член КПСС с 1944 года.

За год до начала Великой Отечественной войны был призван в ряды Советской Армии. Уже будучи в армии, поступил в военно-авиационную школу пилотов, по окончании которой в июне 1943 года был направлен на фронт. Сражался на Воронежском, Белгородском, Харьковском, Полтавском, Кировоградском направлениях. Участвовал в разгроме немцев под Корсунь-Шевченковским, Уманью, в боях под Кишиневом, Яссами, при форсировании Днестра, Прута, Серета, Вислы, Одера, в освобождении городов Кракова, Катовице, Гуты, Ратибора и многих других. За годы войны совершил 177 успешных боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Василию Ивановичу Андрианову присвоено звание Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

После войны В. И. Андрианов продолжает службу в Советской Армии. В 1950 году он окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а в 1961 году - Академию Генерального штаба. Ныне генерал-майор авиации В. И. Андрианов живет в Москве, работает в Академии Генерального штаба, передает свой богатый опыт будущим защитникам Родины.

Первый боевой вылет.

Потом их могут быть десятки или сотни, порой значительно более ответственных, трудных, рискованных. Но боевое крещение остается в памяти навсегда, особенно если свершилось оно в такой битве, как Курская, над легендарной Прохоровкой, где встретились в небывалом сражении стальные танковые лавины, а дымное небо над полем боя казалось нашпигованным разящим свинцом.

Именно сюда, в эту огненную круговерть, вел группу «илов» командир штурмового полка майор Д. К. Рымшин. Ведомым одного из звеньев впервые летел в бой младший лейтенант Василий Андрианов, лишь несколько суток назад прибывший в часть из летной школы.

В другой обстановке полетал бы новичок на задания попроще, присмотрелся к действиям бывалых воздушных бойцов, прислушался к их советам. Постепенно и втянулся бы в напряженный боевой ритм, освоил тактические приемы, укрепил волю, развил глазомер. В сущности вот так, бережно, хотя без излишних сантиментов и затяжек, вводили во фронтовых частях в строй молодых летчиков, членов экипажей.

Лучшие дня

Но с Андриановым вышло иначе. Его, как положено, «погоняли» по теории, проверили технику пилотирования одиночно и в строю. Убедились, что летает младший лейтенант, как говорят, добротно, в строю держится прочно, стрелять умеет. Да и меньше всего был похож молодой летчик на тех, кто нуждается в опеке: русоволосый богатырь - под стать своей могучей крылатой машине, он с первого взгляда располагал к себе, внушал доверие. Окончил аэроклуб. Затем школу младших авиаспециалистов. Летал стрелком на ТВ-3. Теперь вот освоил штурмовик...

Словом, командир не испытывал никаких колебаний, когда включил Андрианова в боевой расчет и когда повел его в первый боевой вылет.

Василий, поглядывая на машину командира звена, уверенно держит место в строю. Ровно гудит мощный двигатель; стрелки приборов замерли на нужных делениях. Все привычно, знакомо, как в тренировочном полете по маршруту.

Выше по сторонам снуют юркие истребители сопровождения, а под плоскостями бесконечной лентой бежит выжженная июльским солнцем, усеянная воронками, опаленная недавними боями земля. С каждым километром она все чернее; с каждой минутой все ощутимее в кабине терпкий запах гари. Значит, скоро и поле боя!

Нет, Андрианову только казалось, что все, «как всегда». Он не уловил нарастающего напряжения перед встречей с неведомым, слишком увлекся наблюдением за землей и нарушил одну из важных фронтовых летных заповедей - не отставать от строя. Не сразу до него дошел и смысл команды ведущего на разворот. Промешкал какие-то секунды, а группа уже сдвинулась влево, расстояние до нее резко увеличилось. Летчик энергично дослал сектор газа вперед до упора и положил машину в левый крен.

На развороте опытный командир сразу заметил отставший самолет и приказал замыкающему немедленно подтянуться. Но было уже поздно. Едва в наушниках шлемофона умолк голос ведущего, как воздушный стрелок торопливо доложил о приближении вражеских истребителей. Крупнокалиберный пулемет сухо загремел и тут же захлебнулся. В кабине что-то оглушительно грохнуло, острая боль полоснула летчику плечо, в лицо ударила удушливая струя воздуха, настоенного на парах перегретого масла.

Снова удар... Скрежет раздираемого металла... Самолет, словно споткнувшись, клюнул носом и начал заваливаться набок. Судорожно дернулся и замер тяжелый трехлопастый винт. Наступила гнетущая тишина...

Через помутневшее от масляной пленки остекление фонаря Андрианов увидел проскочившую рядом пару «мессершмиттов» - вероятно, матерых «охотников», расчетливо нанесших ему удар в спину, - и словно очнулся от оцепенения. Нет, он еще не повержен... Война для него не окончена. Он еще вернется в крылатый строй и предъявит врагу счет!

В свой полк Василий Андрианов добирался где на попутных автомашинах, где пешком. Всю неблизкую дорогу перебирал он в памяти каждую деталь злополучного «боевого крещения», принятого им еще до выхода в первую атаку, еще до первого выстрела по врагу. Но чаще всего вспоминал он посадку истерзанной машины на поле, гулкие удары бронированного корпуса о высушенную до гранитной твердости землю, а потом... Потом - изрешеченное свинцом тело воздушного стрелка сержанта Смирнова в обрамлении покореженного, обожженного металла. Такое ни забыть, ни простить нельзя...

Госпиталя избежать не удалось. Но как ни мучительно тянулись там дни «принудительного отдыха», они не прошли впустую. На смену эмоциям пришли трезвый анализ, строгая оценка действий, твердая решимость настойчиво учиться воевать, постоянно искать ключи к победе. Навещавшие Андрианова однополчане, бывалые фронтовики, помогали молодому летчику разобраться в его ошибках, познать тонкости летно-тактического мастерства.

- «Ильюшин-2» - оружие многоцелевое и уникальное по своим боевым возможностям, - говорил командир звена Алексей Керцев. - Это и крылатая артиллерийская батарея, и бомбардировщик, и истребитель. Выходит, что нашему брату-штурмовику нужны как бы три диплома: летный, штурманский, стрелковый - и все с отличием, ибо нам ничего нельзя знать и делать наполовину или даже на девять десятых. Ведь это штурмовики атакуют врага с бреющего полета под огнем из всех видов оружия; это мы, сопровождая свои войска, выжигаем противника буквально под ногами наступающих передовых частей, когда непростительны, а подчас и преступны даже малейшие ошибки, неточности в расчетах...

Когда Василий появился на самолетной стоянке, где его ждал новенький ИЛ-2, он был уже иным: посуровел, внутренне собрался, сосредоточился. Больше слушал, чем говорил; больше тренировался в кабине, чем отдыхал в тени под крылом.

А боевая страда продолжалась. Советские войска, обескровив противника в преднамеренном оборонительном сражении на Курской дуге, успешно развивали контрнаступление, неудержимо продвигались на запад. Боевая активность нашей авиации возрастала с каждым днем. И почти «ежедневно, а то и по нескольку раз в день вслед за ведущим поднимал во фронтовое небо свой самолет молодой летчик. Вылет за вылетом, бой за боем. Рос боевой счет 667-го штурмового авиаполка. Но теперь в нем был и его, Андрианова, вклад; теперь знал он, чем отличаются настоящие вражеские танки от фанерных макетов на полигоне, как выглядят сквозь призму прицела эти изрыгающие огонь серо-зеленые коробки, а главное - как полыхают они, прожженные кумулятивными противотанковыми бомбами.

В двадцатых числах июля 1943 года соединения Воронежского и Степного фронтов вышли на рубеж, который занимали до начала оборонительного сражения. Под угрозой прорыва советских войск на Белгородско-Харьковском направлении враг начал перебрасывать сюда подкрепления из глубины обороны и снятые с других участков фронта. Дезорганизовать перевозки противника, не дать ему сосредоточить, развернуть резервы - такую задачу поставило перед авиаторами командование.

Разведка донесла: на железнодорожном узле Белгород скопилось множество вражеских эшелонов. Короткая подготовка - и вот уже группа из двенадцати «ильюшиных» во главе с лейтенантом Покорным смыкается над полевым аэродромом в плотный строй и направляется по заданному курсу. Линию фронта проскочили на малой высоте и большой скорости, не дав противнику прийти в себя, организовать зенитный заслон. Но чем ближе цель, тем чаще вспухали в белесом от зноя небе брызжущие горячим металлом бурые шапки разрывов.

Враг встретил шквалом огня. Лейтенант Покорный выделил часть сил для подавления зенитной артиллерии, а ударную группу крутым разворотом на большой высоте вывел на железнодорожный узел. О том, что первая серия бомб легла точно, Андрианов узнал при заходе на повторную атаку: там, где только что струились лишь жидкие дымки из паровозных труб, теперь расползалось, клубясь, бесформенное черное облако, по пристанционным путям в панике метались немецкие солдаты и офицеры.

Новый бомбовый удар - и новые очаги пожаров, гулкие, упруго бьющие по самолету ударной волной взрывы боеприпасов... Бомбы израсходованы. Но есть еще пушки, крупнокалиберные пулеметы. И штурмовики устремляются в третью атаку.

Хоть и мало воевал еще Андрианов, но у него уже была своя привязанность - воздушная стрельба. Конечно, авиабомбы очень эффективны, особенно эта миниатюрная, несолидная на первый взгляд, противотанковая новинка - ПТАБ. Но пока бомбы долетят до цели, подожгут ее, весь изведешься: попал или нет? Да и не всегда поймешь, твои ли бомбы или соседа по строю накрыли цель? А знать это нужно не столько ради престижа, сколько для дальнейшего боевого совершенствования, учета и устранения ошибок. Другое дело - пушки и пулеметы: сразу видно, куда врезались цветные трассы. А глаз у Василия оказался верным, рука - твердой. Вот и сейчас, бросив самолет в пике, чуть сощурив зоркие глаза, ловит он в светящуюся сетку прицела набегающие, растущие вагоны, платформы.

Пора! Сухо загремели пушки. Огненные пунктиры вырвались из крыльев штурмовика и вспороли крышу одного из «пульманов». Хорошо! Теперь ручку чуть на себя и длинной очередью прошить весь эшелон, повредить железнодорожное полотно, выходные стрелки...

Атака окончена. Палец отпускает гашетку, и в тот же миг самолет сильно встряхивает, бросает в сторону. Это ударная волна - на станции что-то взорвалось. Теперь пойдет полыхать!

Так учился воевать и побеждать летчик-штурмовик Андрианов. Нелегко давалась эта наука. Огнем и кровью писались строки боевой летописи каждого подразделения, каждой авиационной части. При штурмовке вражеского аэродрома героически погиб первый фронтовой наставник Василия Алексей Керцев. Тяжело переживал Андрианов эту утрату, никак не мог смириться с мыслью о неизбежности жертв в беспощадной битве с врагом. Самому ему не раз приходилось прорываться к целям сквозь огненную метель, где никто не застрахован от шального снаряда, возвращаться с десятками пробоин в самолете. Но потерять Керцева... И снова воскресал недавний эпизод, который сделал двух летчиков боевыми побратимами.

Группа наших штурмовиков нанесла удар по колонне пехоты и техники противника на марше. Андрианов летел ведомым в звене Керцева, четко повторяя все маневры командира, метко разил врага. Несколько боевых вылетов, вдумчивых разборов их результатов, целенаправленных тренажей и конкретных рекомендаций командира звена заметно сказались на его летном «почерке», позволили уже достаточно уверенно ориентироваться в воздушной и наземной обстановке. В круговерти атак Василий выбрал момент, чтобы мельком осмотреть воздушное пространство, и невольно похолодел: сзади сверху на самолет Керцева пикировал «мессершмитт». Еще мгновение - и он откроет огонь!

Дальнейшее произошло словно само по себе: Василий рванул на себя ручку управления и закрыл своим самолетом машину командира, принимая удар на себя. Однако фашист, не ожидавший такого маневра, шарахнулся в сторону. Андрианов не видел, что у «мессера» был напарник. Он понял это только тогда, когда дробно загремели по броне и остеклению фонаря осколки снарядов, а кабину заполнил знакомый тошнотворный запах горелого моторного масла.

С огромным трудом перетянул тогда Андрианов почти неуправляемый штурмовик через линию фронта и посадил его в расположении своих войск. Только на вторые сутки вернулся летчик на свой аэродром и здесь узнал, что повредивший его машину «мессер» не ушел безнаказанным: он нерасчетливо проскочил вперед и был «срезан» пушечным огнем одного из наших штурмовиков. Незабываемой была и встреча с Алексеем Керцевым. А теперь вот его не стало...

Нет, Василий не согнулся, не опустил руки перед жестокой действительностью. «Если гибнет боевой друг, - говорил он однополчанам, - то каждый из нас должен сражаться за двоих, наносить врагу максимальный урон, бить его беспощадно до полной победы». И слово свое летчик держал твердо. С каждым боевым вылетом крепла его репутация как умелого и бесстрашного воздушного бойца, на которого можно смело положиться, которому можно доверить выполнение любого задания. Так и должно быть - ведь на войне человек весь на виду, здесь, как нигде, объективна оценка его возможностей, дел, поступков. И, как нигде, щедро воздается по заслугам.

25 декабря 1943 года старший летчик Василий Иванович Андрианов был назначен командиром звена.

Со смешанным чувством выслушал младший лейтенант приказ об этом, объявленный ему командиром части подполковником Рымшиным. И пожалуй, лишь для него самого новость оказалась неожиданной. В полку давно уже обратили внимание на летчика, в котором органически сочетались отчаянная храбрость с расчетливостью в бою, физическая сила с личной скромностью, твердость убеждений с доброжелательностью к людям. Он уже многое постиг за несколько фронтовых месяцев. На его личном боевом счету - десятки боевых вылетов, уничтоженные танки и автомашины, орудия и железнодорожные вагоны, огневые точки и пехота врага, десяток воздушных боев с «мессерами» и «фокке-вульфами»...

Убедительным свидетельством боевой зрелости офицера были и поблескивавшие на груди золотом и эмалью два ордена Красного Знамени и Отечественной войны. Конечно, двадцатитрехлетний летчик был счастлив и горд, когда вручали ему высокие награды и благодарили за мужество и мастерство. Но стать командиром звена! Справится ли он?

Андрианов знал, как тщательно подбирает командование ведущих групп, какое это ответственное и трудное дело. Но ведь и почетное! И разве ничего не перенял он у своих наставников - Рымшина, Лопатина, Керцева?

Справитесь! - коротко ответил командир полка еж высказанные Василием сомнения. - Будут затруднения - поможем. Но полагаю, что у вас даже с избытком данных для исполнения новых обязанностей. Поэтому и летчиков даю молодых, пусть с азов перенимают ваш боевой почерк.

Очень скоро Андрианов убедился, что опасения его все же были не напрасными. Это выяснилось сразу, как только повел он своих ведомых на первую для них штурмовку. Не сформировалось еще из трех экипажей звено, спаянное единой волей; в воздухе младшие лейтенанты Анатолий Бескровный и Николай Черных словно забыли все, чему он их учил.

Атаковали цель кто во что горазд, - строго выговаривал командир подчиненным на разборе полета. - Ни дистанций, ни интервалов, ни высоты не выдерживали, «мессеров» не заметили, и, не будь настороже мой стрелок, летать бы вам на решете с нулевой подъемной силой.

Заметив, что молодые офицеры и без того подавлены, командир смягчился. Быть может, вспомнился ему в ту минуту и собственный первый боевой вылет.

Ладно, - сменил он тон. - Если совсем откровенно, то я доволен, что не дрогнули под огнем. Значит, со временем научитесь воевать. Отдых пока отменяется. Продолжим занятия по тактике, будем отрабатывать групповую слетанность, добиваться монолитной слаженности.

Методистами не рождаются. Не был им и Василий Андрианов. С курсантской скамьи учили его летать, готовили к защите Родины. Что же касается командирских навыков, знания методики, педагогики, психологии, то пока все это состояло из общих понятий, усвоенных на лекциях в летной школе, собственных наблюдений, советов опытных командиров да книжных рецептов. И если все же сумел он подчинить своей воле ведомых, создать боеспособное звено, то потому, что сам был неутомим в учебе, наблюдателен, настойчив, а главное - в совершенстве владел самым эффективным методическим приемом - личным примером, высоким профессиональным мастерством. В мирные дни на это, вероятно, потребовались бы годы. Но на фронте иной ритм жизни и темп роста бойцов.

Андрианов еще учил своих первых питомцев по-настоящему воевать, а в Москву уже ушло представление на присвоение ему звания Героя Советского Союза. В заключительной части этого документа было написано: «...отличный разведчик, бесстрашный летчик-штурмовик. Его каждый боевой вылет наносит врагу огромный урон в живой силе и технике».

«Отличный разведчик»! Да, приходилось выполнять и разведывательные полеты. В одном из них, на Кишиневском направлении, возглавляемая Василием группа «илыошиных» вскрыла во всех деталях передний край оборонительной полосы противника по реке Бык. Это очень непросто - методично «утюжить воздух» над тщательно скрываемыми, а потому и особенно сильно прикрытыми зенитным огнем позициями вражеских войск. Надо собрать в кулак всю волю, чтобы не сорваться, не бросить машину в пике на все эти несчетные огневые точки, секущие трассами воздух вокруг самолета. Но воздушный разведчик не имеет права отвечать ударом на удар, он прокладывает путь к будущему успеху своих войск. На вражеские узлы сопротивления, артиллерийские батареи, пулеметные гнезда, куда сейчас бесстрастно смотрит лишь холодно поблескивающий объектив аэрофотоаппарата, нацелятся в установленный час сотни орудийных стволов, обрушатся бомбы; наше командование разгадает замыслы противника, определит направление главного удара, выделит силы и средства, необходимые для разгрома противостоящей группировки. Таково грозное оружие воздушного разведчика, когда молчит бортовое вооружение его самолета и плотно закрыты бомболюки.

Огневой сорок четвертый памятен для Василия Андрианова яркими событиями: в мае он стал членом великой партии коммунистов, в июле - удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Чуть больше года минуло с того дня, как прибыл в действующую армию молодой выпускник летной школы. А теперь это был уже обстрелянный, закаленный воздушный боец, подлинный ас, искусный тактик. Многие в полку сверяли по Андрианову свое боевое мастерство, стремились летать и громить фашистов «по-андриановски». А это значило ежесекундно, днем и ночью, быть в готовности к вылету на любое задание, порой в такое ненастье, когда вражеские летчики даже не помышляли о запуске двигателей. Это значило - каждый раз выводить самолеты на цель точно по месту и времени, отбомбиться внезапно и без промаха, а потом, энергично и рационально маневрируя, расстрелять из всех стволов чуть ли не в упор самые важные объекты и исчезнуть за горизонтом раньше, чем появятся вызванные по радио вражеские истребители.

Иногда фашистам удавалось прорваться сквозь заслон истребителей прикрытия.

17 августа гвардии старший лейтенант Андрианов вел шестерку «илов» на штурмовку скопления вражеских танков неподалеку от Мариамполя. Вот и заданный район. Танки тщательно замаскированы; молчат, притаились и зенитки. Тем более что штурмовики как будто проходят мимо. Но ведущий уже разглядел десяток танков, колонну крытых грузовиков да еще и склад боеприпасов неподалеку.

Быстрая оценка обстановки. Команда ведомым на перестроение. Энергичная «горка». И вот уже с крутого разворота поочередно входят в пике краснозвездные машины. Вздрогнули, поползли в разные стороны вражеские танки, роняя с брони ненужную больше солому. Поздно! Под градом бомб заполыхал, завертелся на месте один танк, густо задымил и замер второй. Торопливо, взахлеб ударили автоматические зенитки, но и по ним прошелся огненный вихрь.

Повторный заход. На высоте 700 метров группу атакует пара МЕ-109. Атакует по знакомой схеме: разогнать до предела скорость, «клюнуть» с ходу и удрать. Но у шестерки «илов» 30 пушечных и пулеметных стволов, шесть пар зорких глаз и твердых рук. И когда штурмовики легли на обратный курс, внизу содрогался от взрывов бывший склад боеприпасов, догорали разбитые танки, автомашины и... два «мессера», завершившие свою последнюю атаку в земле.

Извилист на карте боевой путь части. Менялись наименования фронтов, номера воздушных армий, оперативные направления. Да и сам 667-й шап стал прославленным 141-м гвардейским штурмовым авиационным Сандомирским Краснознаменным ордена Кутузова полком. А славу ему принесли люди в гимнастерках с голубыми петлицами, бесстрашные воздушные бойцы за свободу и счастье Родины. Среди них и командир авиаэскадрильи Василий Андрианов.

Ведущий! В штатных расписаниях нет такой должности. Но ведущие были, есть и будут всегда. Это они увлекают людей в бой, поднимают на подвиги, щедро делятся с ними знаниями, опытом, мастерством. Право быть ведущим лишает прав на ошибки, возлагает безоговорочную ответственность за успех каждого боевого вылета, за судьбу каждого подчиненного. Вот простая арифметика: с 28 августа 1944 по 29 апреля 1945 года эскадрилья, которую возглавил Андрианов, совершила 578 боевых самолето-вылетов, потеряв лишь два своих экипажа. Это очень высокий итог. Ведь на завершающем этапе войны враг сопротивлялся с отчаянием обреченного, чуть ли не зубами держался за каждую пядь земли, надеясь на чудо или пытаясь хотя бы отсрочить неминуемое возмездие. Каждый населенный пункт был превращен в узел сопротивления, каждый дом - в крепость. Штурмовикам приходилось пробиваться к целям сквозь шквал огня. И ведущий должен был обладать незаурядным летно-тактическим мастерством, чтобы, выполнив боевое задание в таких условиях, привести группу на свой аэродром без потерь. Так, как это делал Герой Советского Союза гвардии капитан Василий Андрианов.

Вторую «Золотую Звезду» Андрианову вручили после победоносного завершения войны, когда вчерашние фронтовики еще привыкали к тишине, к чистому небу над головой, к новому, размеренному ритму службы. И это высочайшее признание боевых заслуг воина в мирные дни как бы напоминало о том, что в деле защиты Отчизны нет перерыва, что мир, завоеванный титаническими усилиями советского народа, надо беречь как зеницу ока.

Бойцы заслужили отдых. Но международная обстановка не располагала к благодушию, самоуспокоенности. Ведь были уже атомные грибы над Хиросимой и Нагасаки, приказ фельдмаршала Монтгомери о сборе трофейного оружия для использования против сил мира и прогресса, зловещая речь Черчилля в Фултоне... Империализм оставался империализмом, и Коммунистическая партия призывала к бдительности.

И снова над аэродромом стоит неумолчный гул авиационных двигателей, рвутся на полигоне бомбы, гремят пушечные очереди. Воины осваивают новую авиационную технику, ее боевое применение. Командир отличного подразделения Василий Андрианов поднимает в небо своих питомцев, ведет их на штурм высоких рубежей боевого мастерства. День за днем, ночь за ночью не спадает напряжение учебно-боевой подготовки. Постоянный творческий поиск нового требует мобилизации всех духовных и физических сил. Трудно, но иначе нельзя: ведь он ведущий!

И чем больше он знал и умел, тем больше росла потребность в новых знаниях и навыках, тем острее ощущал он настоятельную необходимость систематизировать, осмыслить до конца личный опыт, сверить его с опытом других авиационных командиров, вникнуть в перспективы развития военного дела вообще и авиации в частности.

Логика жизни привела Андрианова в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Здесь за годы учебы он нашел ответы на интересующие его вопросы, освоил передовую методику летного обучения. Диплом с отличием - закономерный итог серьезного отношения к делу, которому посвятил жизнь, высокого чувства личной ответственности коммуниста и воина за выполнение своего партийного и служебного долга. Именно в это время Андрианов почувствовал вкус к военной науке, ощутил потребность в разработке сложных вопросов боевого применения авиации, тактики ее действий в условиях современной войны. Вот почему несколько лет спустя вернулся Василий Иванович в Военно-воздушную академию, но уже не слушателем, а адъюнктом.

Вывший летчик-штурмовик, гроза фронтового неба, боевой командир, нашел свое второе призвание. Вот уже много лет он ведет большую преподавательскую и научную работу. Но не было приземления, последней посадки, прощания с небом. Полет продолжается. Он продолжается теми, кого учил он науке побеждать, теми, кто сегодня, переняв эстафету боевой славы из рук прославленного ветерана воздушных сражений за свободу и независимость Родины, зорко стоит на страже мирного труда строителей коммунизма.

А в тиши учебных аудиторий Военной Академии Генерального штаба слушатели внимательно следят за полетом творческой мысли дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Василия Ивановича Андрианова, всей своей жизнью подтвердившего право на высокое звание - Ведущий. С большой буквы!



Андрианов Василий Иванович – командир звена 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус. 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), младший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 141-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 13 августа 1920 года в деревне Иванисово Филиппковской волости Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне Бежецкого района Тверской области). Русский. Детство и юность провёл в посёлке Сонково (ныне райцентр Тверской области). В 1936 году окончил 8 классов школы в Сонково, в 1939 году – Смоленский кооперативный техникум. В 1939-1940 годах работал военруком Сонковской средней школы.

В армии с июля 1940 года. В сентябре 1940 года окончил школу младших авиационных специалистов Ленинградского военного округа (село Едрово ныне Валдайского района Новгородской области). До июня 1941 года служил стрелком-радистом в 7-м тяжёлом бомбардировочном авиационном полку (в Ленинградском военном округе; село Едрово). Летал на бомбардировщике ТБ-3.

В сентябре 1941 года окончил 2-ю Московскую военную авиационную школу авиамехаников, в апреле 1943 года – Молотовскую военную авиационную школу лётчиков (ныне город Пермь). В апреле-июне 1943 – лётчик 10-го запасного авиационного полка (в Уральском военном округе; село Каменка ныне город Пензенской области).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1943 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена и командир авиаэскадрильи 667-го (с февраля 1944 – 141-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июнь-июль 1943), Степном (июль-октябрь 1943), 2-м (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м (июль 1944 – май 1945) Украинских фронтах.

Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Полтавско-Кременчугской операциях, битве за Днепр, в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

За время войны совершил 180 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника, в 19 воздушных боях его экипаж сбил лично 2 и в составе группы 3 вражеских самолёта.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии лейтенанту Андрианову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

После войны до июня 1946 года продолжал командовать авиаэскадрильей 141-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Центральной группе войск; аэродром Цфёльфаксинг, Австрия). Летал на Ил-2.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В мае 1950 – июне 1953 – командир 118-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Ленинградском военном округе; Эстония). Летал на Ил-10. В июне 1953 – ноябре 1955 – адъюнкт кафедры тактики штурмовой авиации Военно-воздушной академии.

В ноябре 1955 – сентябре 1956 – лётчик-инспектор Инспекции штурмовой авиации Главной инспекции Министерства обороны СССР. С декабря 1956 – заместитель командира, а в июле 1958 – сентябре 1959 – 1-й заместитель командира 172-й бомбардировочной (с 1957 – истребительно-бомбардировочной) авиационной дивизии (в Северной группе войск; город Легница, Польша). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17.

В 1961 году окончил Военную академию Генерального штаба с золотой медалью. В июле 1961 – июле 1963 – начальник штаба 289-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Прикарпатском военном округе; город Луцк Волынской области, Украина). В июле 1963 – апреле 1964 – заместитель начальника штаба 57-й воздушной армии (в Прикарпатском военном округе; штаб – в городе Львов, Украина).

В апреле 1964 – августе 1966 – начальник штаба Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков. В августе 1966 – июле 1969 – старший преподаватель кафедры ВВС Военной академии имени М.В.Фрунзе, в июле 1969 – июле 1981 – старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС Военной академии Генерального штаба. С декабря 1981 года генерал-майор авиации В.И.Андрианов – в запасе.

Генерал-майор авиации (1971), военный лётчик 2-го класса (1952), доцент (1973). Награждён орденом Ленина (01.07.1944), 3 орденами Красного Знамени (11.10.1943; 17.07.1944; 25.04.1945), орденом Александра Невского (22.02.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (31.08.1943; 11.03.1985), орденами Красной Звезды (30.12.1956), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), Славы 3-й степени (28.12.1943), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями; польским Крестом Храбрых (19.12.1968) и иностранными медалями.

Бронзовый бюст В.И.Андрианова установлен в посёлке Сонково Тверской области, где его именем названа улица. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска, а на Аллее Героев в городе Бежецк Тверской области – памятный знак.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 87 боевых вылетов (на 12 января 1944 года);
2) Награждён за выполнение 177 боевых вылетов (на 20 апреля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (17.04.1943)
лейтенант (24.04.1944)
старший лейтенант (25.09.1944)
капитан (04.04.1945)
майор (06.05.1949)
подполковник (09.01.1952)
полковник (30.04.1957)
генерал-майор авиации (08.11.1971)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!