Что происходит в раю. Что нас ждёт в раю. Краткая справка. «Правда ли души убиенных вселяются в убийц?»

Атеисты мы или религиозные догматики, всё-равно у каждого из нас теплится надежда, что там, за границей смерти, будет ХОРОШО. Ну, по крайней мере, хотя бы немного лучше, чем здесь. Здесь-то совсем мрак и .

Конечно, в аду ещё ужасней, чем на Земле. Ад – совсем рядом. И заставляет нас смотреть в сторону рая.

Что делать земной душе в раю?

Максимум, на что сгодится в райских кущах современный человек – подметать дорожки от пыли, по которым ходят святые люди, ангелы и бог (-и). Да и подметать-то там особо нечего – святые не позволяют себе мусорить.

Не найдя себе работы, обычный человек в раю загрустит. И рай обернется настоящим адом.

Здесь, на Земле, есть гаджеты. Вечно спешащие родители суют их своим младенцам, чтобы те не скучали. А в раю нет гаджетов. Там этот мусор не нужен.

На Земле есть заводы, ГЭС, машины, велосипеды и спортивные тренажеры. Человек создаёт их, чтобы напомнить матери-природе, кто на Земле главный. А в раю нет этого мусора. Он там никому не нужен.

На Земле между людьми есть ревность, зависть и непонимание. Откуда этим состояниям взяться в раю, если само понятие “рая” прямо противоположно негативной стороне человеческой природы?

На Земле есть молодежные кумиры Рианна, Oxxxymiron и Гнойный, выуживающие из родного языка самые грязные и непристойные выражения, чтобы описать свои внутренние переживания. А в раю у существ нет желания развлекать друг друга “мусорным” искусством.

В раю не убивают. На Земле кругом скотобойни.

Так будет рай после смерти – или нет?

После смерти человек обязательно отдохнет от земной юдоли. Этот отдых с натяжкой можно назвать райским существованием.

Ни погони за едой и водой, ни войн, ни зависти.

Очевидно, что разумные устроители нашей Вселенной постарались создать некий “санаторий”, куда прибывают существа для отдыха после приключений на планетах, подобных Земле.

Так что в раю земная душа будет отдыхать от Земли, пить кофе (или травяной чай) и мечтать, как снова попасть в земную мясорубку.

Для обитания человека Господь поселил его в рай - прекрасный сад, созданный особым действием всемогущества Божия (Быт. 2.8). 4 Находясь в раю, человек должен был возделывать и хранить его. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были два особых дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла . Дерево познания добра и зла было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу. Господь дал человеку заповедь не вкушать плодов от этого дерева: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2.16,17).

На первый взгляд кажется странным упоминание смерти при описании жизни человека среди блаженств и красот рая. Но, давая заповедь, Бог показывает, что человек должен был возделывать и хранить не только рай, но и себя самого – через исполнение Божией заповеди. Говоря о смерти, Бог предупреждает Адама о последствиях нарушения заповеди. Смерть здесь может пониматься двояко: как духовная смерть , которая состоит в удалении через непослушание от Источника жизни – Бога, и как телесная смерть , являющаяся лишь следствием первой, духовной смерти. Но ни той, ни другой не было в мире и никогда не должно было быть, т.к. люди, созданные по образу Творца, призваны к вечному общению с Богом: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего » (Прем. 2.23) – таков замысел Божий.

Жизнь первых людей в раю отличалась нравственной невинностью, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились » (Быт. 2.25). Живя в раю, они пользовались всеми плодами его и наслаждались всеми его радостями. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы. Но главное, что первые люди имели – непосредственное общение с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня » (Быт. 3.8) и беседовал с ними.

Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе

В раю людям явился и искуситель 5 – в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых » (Быт. 3.1). В это время Ева находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратился к жене: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? » (Быт. 3.1). Жена отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель, желая возбудить в жене недоверие к Богу, сказал ей: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло » (Быт. 3.4-5). В этот момент женщина иначе посмотрела на запретное дерево: оно показалось ей приятным для глаз, а плоды особенно притягательны по таинственному свойству дать знание добра и зла и возможность стать богом без Бога. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел » (Быт 3.6).

Величайший переворот в истории человечества совершился – люди нарушили заповедь Божию и тем самым согрешили. Те, которые должны были служить чистым источником и началом всего человеческого рода, отравили себя грехом и вкусили плоды смерти. Лишившись чистоты, они увидели свою наготу и из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: « [Адам, ] где ты? » (Быт. 3.9). Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а о том, в каком он пребывает состоянии. Этим Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызвал в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся » (Быт. 3.10). - «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » (Быт. 3.11). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » (Быт. 3.12). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога, давшему ему эту жену. Тогда Господь обратился к жене: «Что ты это сделала? » Но жена последовала примеру Адама и отклонила от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела » (Быт. 3.13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

Тогда Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт. 3.18-19).

Страшны были последствия грехопадения первых людей. Во грехе они отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – от Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Но грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам ап. Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете » и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8.20-21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после греха человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, что доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляя опасность и для других животных, и для человека. Возможно, что умирать животные также стали лишь после грехопадения; об этом говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью лукавого, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало «первородный грех». Здесь под первородным грехом понимается не то, что потомкам Адама передался личный грех первых людей (ведь потомки лично его не совершали), а то, что от прародителей ко всем людям перешла именно греховность человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями (тление, смерть и др.). Первые люди, последовав лукавому, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Но милосердный Господь не оставил первозданных людей (и всех их потомков) без утешения. Он тогда же дал им обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Изрекая змею Свой суд, Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (в переводе семидесяти - Он ) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту » (Быт. 3.15). Это обетование о «семени Жены» является первым обетованием о Спасителе мира и часто называется «Первоевангелием», что не случайно, т.к. в этих кратких словах пророчески говорится о том, как Господь намерен спасти падшее человечество. То, что это будет именно Божественное действие, ясно из слов «вражду положу » – человек, ослабленный грехом, не может самостоятельно восстать против рабства лукавого, и здесь требуется вмешательство Бога. При этом Господь действует через слабейшую часть человечества – через женщину. И как сговор жены с змием привел к падению людей, так и вражда жены и змия приведет к их восстановлению, что таинственно показывает важнейшую роль в нашем спасении Пресвятой Богородицы. Употребление странного словосочетания «семя жены» указывает на безмужнее зачатие Пречистой Девы. Использование в переводе LXX местоимения «Он» вместо «оно» свидетельствует о том, что еще до Рождества Христова многими иудеями это место понималось как указание не столько на потомство жены в целом, сколько на единственное лицо, на Мессию-Спасителя, Который сокрушит главу змия-диавола и спасет людей от его владычества. Змей лишь может жалить Его «в пяту», чем пророчески указывается на Крестных страданиях Спасителя.

После суда Божия Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Эти одежды являются и напоминанием о грехе, через который люди лишились чистоты и невинности, и свидетельством милости Божией, т.к. одежда была необходима человеку для защиты от действия внешних сил на его тело. Кроме того, многие христианские толкователи полагают, что при сотворении кожаных одежд (т.е. из шкур животных) Господь научил первых людей приносить животных в жертву Себе, чем прообразовательно указывает на будущую Жертву Спасителя.

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгоняет их из рая: «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт. 3.24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт. 3.22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям.

Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, Веселие некончаемое и наслаждение,

Слава праведных, пророков красото и святых жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли,

Врата отверсти ми, яже преступлением затворих.

Постная Триодь, неделя сыропустная, стихира на Господи воззвах.

О рае

- Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым Вы пришли, изучая писания святых отцов о рае.

Моя собственная задача очень скромна ввиду объема моих возможностей. Думаю, что, прежде всего, следует основательно исследовать учение святых отцов о космосе и творении мира и систематизировать его. Здесь можно найти материал для написания десяти диссертаций, но этим занимаются немногие. А между тем все, пишущие о сотворении мира и человека, очень любят ссылаться на святых отцов. То есть, нередко мы видим, как берутся отдельные цитаты и подстраиваются под рассуждения автора. Вряд ли такой подход можно считать научным.

Основной чертой учения святых отцов о творении мира было, по моему мнению, внимание к действию Святого Духа. Дух Божий пребывал в сотворенном мире с самого начала его сотворения, и Писание (в древнееврейской версии) уподобляет это действие птице, высиживающей яйцо - именно так переводит древнееврейский текст святой Ефрем Сирин. Мир воспринимался как тварный космос, изначально и непрерывно наполненный жизнью. Эта изначальная наполненность жизнью делает первозданный космос иным, отличным от того, что мы видим сейчас.

Столь большой интерес к материи самой по себе, какой мы видим сегодня, появился значительно позднее, уже в Новое время, в Европе, теряющей веру во Христа. Кроме того, для древних имел огромное значение эстетический аспект, о котором либо не упоминают, либо говорят кратко, а то и мимоходом. На самом деле, идея прекрасного - одна из важнейших для понимания Шестоднева. Но это, так сказать, «не современно». Нужно заметить, что сейчас появились богословы, которые понимают все это и стремятся найти новое решение этого вопроса. Я бы назвал Н. Серебрякова и иерея Олега Мумрикова.

- Почему учение о рае важно для современного православного богословия?

Древо Жизни

- Что такое Древо Жизни?

Сегодня источник жизни для нас - солнце, но в начале творения было не так. Жизнь поддерживалась благодатью Божией. В раю было насаждено таинственное Древо Жизни, которое должно было стать источником вечной жизни для человека и для всего мира, но человек от него мог вкусить лишь с особого благословения Божия. Святые отцы говорят, что оно было вместе и реальным, и символическим древом. Литургическая поэзия говорит о Кресте Христовом как о Древе Жизни. И Сам Господь Иисус Христос есть Древо Жизни. Как мы читаем в службе предпразднства Рождества Христова, «древо живота в вертепе процвете от Девы».

От Древа Жизни исходил свет, как об этом пишет святой Ефрем Сирин, но свет особый. Вероятно, этот свет не ограничивался пространством рая: он распространялся на всю вселенную. Библия говорит о том, что еще до сотворения солнца существовал первозданный свет. Солнце же, как пишет святой Василий Великий, было «колесницей первозданного света». Этот свет можно пробовать связать с реликтовым излучением. Но был и райский свет. Как райская вода напояла всю землю, так же райский свет осиявал всю вселенную. И после грехопадения этот свет тоже отделен от нашей вселенной. Реликтовое излучение сохранилось, но райский свет не освещает нашу планету.

Животные

Библия говорит, что животные были произведены землей сразу и потом приведены Богом в рай. Некоторые научные направления придерживаются теории эволюции, то есть учения о происхождении одних видов из других. Как здесь быть?

Да, животные и птицы были приведены в рай. И рыбы тоже, наверное, приплыли по райской реке. Была приведена вся тварь для райского благословения. Звери стройными рядами, не боясь друг друга, шли в рай, и Адам давал им имена, говорит св. Ефрем Сирин. Они боялись человека, но слушались его. Какое значение это имело для отношений Адама и мира животных? По мнению древних, дать чему-то имя означало получить обладание этим предметом, поскольку имя связано с сущностью вещи.

Например, философ Платон говорил, что сущностью каждого создания является ее идея: у лошади есть «лошадность», идея лошади, которая является сущностью лошади. Адам давал имена животным и через это он постигал их сущность, таким образом, получая над ними власть. Конечно, пребывание животных в раю некоторым образом облагораживало их. Это был какой-то очень важный для них этап. Отсюда видно, что теория эволюции не имеет никакого отношения к библейскому тексту, по крайней мере, до произнесения суда. Кстати, напомню, что по Шестодневу все животные ели траву - на земле не было хищников, а как у нас? И что об этом говорит «естественнонаучная» апологетика?

- А Ваше мнение?

Мне кажется, что это травное питание указывает на особую природу первозданного мира, подобного раю - там никто не поедал друг друга, не было страдания и жестокости в поведении животных. Они были сотворены бесстрастными.

Но как же быть с динозаврами, ящерами, мастодонтами, саблезубыми тиграми и прочими существами, о которых говорит палеонтология? Об этом нередко спрашивают дети. И никто почему-то им не отвечает…

Как мы только что уже говорили, нужно иметь в виду, что райское и первозданное бытие было отличным от ныне существующего бытия в качественном отношении. В то нужно либо верить, как в истину, либо считать рассказ о рае детской сказкой. Нужно помнить учение о сущности вещей. Сущность неизменна, хотя все внешнее может в данном существе измениться. Сущность целостного животного мира в том, что все вообще животные были созданы как помощники людей. Не только лошади, собаки и слоны, а вообще все живые существа. Открытые наукой доисторические существа - гиганты, обладавшие неимоверной силой - должны были быть помощниками, слугами человечества.


Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Перед творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему».

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душой. Этим «дуновением Божиим» или бессмертной душой и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, земному, а душой – к миру невидимому, духовному, небесному. В момент смерти душа отделяется от тела, и тело перестает жить, страдать. А душа продолжает жить в невидимом мире. И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Земной рай или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей, Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигр и Евфрат.

В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое – древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог дал Адаму заповедь: «От всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».

Все звери в раю слушались человека и служили ему. По повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евой, что значит «жизнь», ибо она стала матерью всех людей.

Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал тем, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными – любить и беречь друг друга. Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Бог создал людей, так же как и Ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и Ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. Любовь, в том числе, проявляется и в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но так как люди, подобно Ангелам, еще не утвердились в добре настолько, чтобы не согрешать, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать свой выбор: принять или отвергнуть Его любовь, как это было с Ангелами. Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявлять этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

Но диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол стал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Обращаясь к Еве, он с хитростью спросил: «Правда ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Ева ответила змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела, затем дала мужу своему, и он ел.

Люди, поддавшись искушенно диавола, нарушили заповедь или волю Божию – согрешили, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей. Отказавшись от покаяния, предложенного им милосердным Господом, наши прародители навлекли на себя всю полноту тяжких последствий своего преступления.

В таком падшем состоянии наши прародители уже не были способны пребывать в раю и были изгнаны Богом оттуда. У входа в Эдемский сад Господь поставил стража – херувима с огненным мечом, чтобы не допустить более проникновения туда никакого зла.

Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом, так как именно этот грех явился началом для всех последующих грехов в людях. Его следствием стала смерть духовная и смерть телесная. Духовная смерть заключалась в разлучении души с Богом – источником вечной жизни, в открытости души для демонических воздействий и в пленении грехом главных сил души: ума, воли и чувств. Телесная смерть заключалась в разрыве целостности человеческого естества, в его тленности, что привело к разлучению души и тела. Смерть духовная поразила Адама и Еву сразу после вкушения запретного плода. А смерть телесная, как следствие духовной смерти, настигла их спустя отведенное Богом время. Это состояние зараженности грехом и смертью стало передаваться всем потомкам Адама и Евы подобно наследственной болезни.

Болезнь греха оказалась настолько сильной, что человеческими силами исцелить ее оказалось невозможно. Для этого требовалось особое Божественное вмешательство. И Господь, изгоняя наших прародителей из рая, обещал им, что в должное время среди их потомков родится Спаситель мира, Который «поразит змия в голову» – победит диавола, грех и смерть.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 2; 3.

Для людей Рая нет сна, отдыха, ночи, дня. Для них нет и утомления, скуки и грусти, всего того, что неприятно людям этого мира. Но люди Рая, оказавшись там, и узнав больше о Всевышнем, сожалеют о каждой минуте, прожитой в этом мире бесцельно без Его поминания и вне богослужения.

Также сказано, что люди, совершавшие грехи и оказавшиеся во дворцах Рая по милости Аллаха, увидев Его милость и милосердие, и познав Его величие, вспомнят о своих плохих деяниях и им станет стыдно. Затем, когда люди поселятся в жемчужные веранды Рая, Аллах ниспошлёт к ним гурий, чтобы развлечь их. На этих верандах есть серебряные и золотые нары, на которых постелена шелковая и бархатная постель. На площадях Рая растут деревья, на их ветках висят красивые колокольчики. Аллах повелит гуриям: "Вы сделайте так, чтобы Мои рабы услышали красивые мелодии, в том мире они предостерегали свои уши от звуков барабана и зурны, чтобы услышать их в Раю. Они сегодня рады, потому что слушали Мою речь, Я исполню данное им обещание". Затем гурии восхваляют и приветствуют Аллаха и выполняют Его поручение. Со стороны Арша подует ветерок, от чего зазвенят колокольчики на деревьях. Это развеселит обитателей Рая, и они станут в азарте танцевать. Ангелы скажут им: "Аллах говорит вам, чтобы вы не утомляли свои тела танцами, поскольку вы и так устали в том мире, совершая Ему "ибадат (поклонение). Он говорит, что пусть потанцуют лавки, на которых вы сидите". Так оно и будет: лавки начнут пританцовывать, и они смогут ходить туда, куда захотят люди. Затем Аллах раздаст людям халаты каждому по его заслугам, сотканные из золотых ниток, освещённые нуром Аллаха. На каждом халате нуром будет написано "Бисмиллах". Одевшись в эти халаты, люди станут возвеличивать и восхвалять Аллаха. А Аллах через занавес поприветствует каждого из них словами: "Мархаба, поклонявшиеся Мне, Мои рабы. Я доволен вами. Довольны ли вы Мною?". Они ответят: "О, наш Господь, Тебе наша хвала и благодарность. Как же мы не будем довольны Вами, в то время как Вы так возвеличили нас". Аллах скажет: "Я окажу вам ещё большее уважение". Когда они спросят: "Я Рабби, какое может быть ещё большее уважение?", Аллах ответит: "Я выразил Свое довольство вами, больше Я не гневаюсь на вас, вы возвращайтесь в свои Райские дворцы".

Каждому из них в Раю будет уготован дворец из жемчуга и драгоценностей, в каждом дворце будет по семьдесят тысяч ворот, у каждых ворот - по семьдесят тысяч деревьев, на каждой ветке этих деревьев будет по семьдесят тысяч разновидностей плодов. В каждом дворе будет по семьдесят тысяч золотых лавок, каждая лавка - длиной 330 локтей, на каждой лавке - по семьдесят постелей, рядом с каждым двором - по семьдесят детей, в руках у них - золотые бутылки, в каждой бутылке - разные напитки. Каждому обывателю Рая в его дворце будет по семьдесят женщин- гурий, и перед дворцами будут течь медовые, молочные, винные реки.

Когда человек захочет забраться на лавку (вроде кушетки), она станет на одну локоть ниже, а когда он уже сядет на неё, лавка снова поднимется к небу. Когда люди захотят куда-нибудь пойти, лавки отнесут их. Если они захотят взлететь на небо, лавки полетят с ними, словно птицы. К каждому обывателю Рая по пять раз в день будут приходить ангелы от Аллаха с разными угощениями и фруктами на золотых подносах. Это - подарок за совершённые вовремя намазы. В Раю нет ночи и темноты.

Крышей Рая является Арш Аллаха, и свет им будет исходить от него. Признак, по которому обитатели Рая смогут отличить ночь от дня - с наступлением ночи ворота Рая сами закрываются и на них спускаются занавесы. Тогда люди зайдут в свои палатки вместе со своими гуриями, с женами, которые были у них в этом мире. Утром Райские птицы поприветствуют Всевышнего. Если человек захочет увидеть кого-нибудь, его лавка доставит его к нему быстрее молнии. А после встречи отнесёт его обратно, к обитателям Рая. Ангелы временами делают зиярат и скажут: "Ассаламу "алайкум, я авлияаллахи, ссаламун алайкум бима сабартум фани’ма укбаддари". В то время, когда обитатели Рая будут есть райские плоды, птицы на деревьях будут делать им тасбих своими красивыми голосами. И есть они будут ради удовольствия, а не для того, чтобы утолить жажду или голод. Они не почувствуют голод, даже если покушают только один раз. Также у них не будет никаких выделений, если даже будут есть беспрерывно. От их тел будет выделяться пот, халаты их впитают этот пот, но они никогда не испачкаются.

Чтобы нам было понятно

Райские плоды и фрукты отличаются от плодов и фруктов этого мира. Всевышний назвал райские угощения виноградом, финиками, медом, молоком, вином, мясом; райскую одежду - шелком, бархатом; райские дома - домами из серебра и золота, жемчуга, яхонта и др., чтобы мы поняли, потому что эти названия знакомы нам. А если бы Всевышний назвал райские плоды, его угощения, одежды, дома своими именами, мы ничего не поняли бы, и у нас не появилось бы никакого желания постичь это.

По материалам книги "Маватинуль инсан ".

Мухаммад Хусайнию



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!