Древняя русь 12 век. Киевская русь в X-XI веках. Крещение руси. Категории населения Киевской Руси X-XI вв

"Повесть временных лет" об образовании государства Киевская Русь

На территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды.

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам.

Достоверность описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы. В первой половине IX века норманны, или викинги («варяги»), совершали опустошительные набеги на территории приморских стран. «Послал бог толпы свирепых язычников, - говорит английская хроника, - датчан, норвежцев, готов и шведов. Они опустошали грешную Англию от одного берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни женщин, ни детей». В 845 г. норманны разграбили селения по берегам Сены до Парижа; французский король Карл был вынужден уплатить 7 тысяч фунтов серебра, чтобы спасти Париж от разрушения. По-видимому, набегам норманнов подвергались и народы Восточной Европы. Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде - мира не было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве.

Государственное устройство

Исходя из текста летописи «Повесть временных лет», историю Киевского государства обычно делят на два периода. Первый - это время длительного «собирания» земель. Он продолжался с 80-х гг. IX века до конца Х века. Киевский князь Олег (882-912) согласно «Повести временных лет» «примучивает» (покоряет) уличей, тиверцев, древлян. Сын Игоря и Ольги князь Святослав (964-972) покоряет вятичей. Наконец, при Владимире I (980-1015) были окончательно покорены радимичи и вятичи. Второй период - это время существования единого Киевского государства, со времени Владимира I до конца 20-х годов XII века, когда оно распалось на независимые княжества.

Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения - крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так, князь Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика. Однако первоочередными наследниками и претендентами на роль князей в местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского. После кончины Великого князя киевский престол занимал старший сын, а после его смерти по очереди остальные сыновья. Это горизонтальный принцип наследования власти. Когда после смерти князя Владимира дружина советовала его сыну Борису занять киевский престол помимо старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет мне вместо отца». Однако киевский престол из братьев по очереди могли занять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество княжений соответствовало количеству членов рода. При увеличении их числа выделялись новые княжества за счет дробления прежних.

В государственной структуре Киевской Руси наряду с монархической ветвью власти имелась также и демократическая, «парламентская» ветвь - вече. На вече принимало участие все население, кроме рабов; бывали случаи, когда вече заключало с князем договор, «ряд». Иногда князей заставляли присягать вече, особенно в Новгороде. Основной силой, на которую опиралась власть, было войско (вои). Оно состояло из двух частей: из княжеской дружины и народного ополчения.

Дружина составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники сражались пешими и были вооружены мечами и секирами. С Х века дружина садится на коней, а секиры заменяются позаимство­ванными от кочевников саблями. У дружинников были также луки, копья и круглые щиты. Щит изготавливался из ивовых прутьев, обшивался кожей. В центре он был укреплен металлическим выступом. В XI веке появляется каплевидный щит скандинавского происхождения. Он приме­нялся для защиты всадника. Русские воины для защиты надевали перед боем доспехи (с XV века - кольчуги), для защиты головы использовался шлем («шелом»).

Народное ополчение созывалось в случае больших военных походов или для отражения нападения неприятеля. Часть ополчения выступала пешим строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал тысяч­ник, назначаемый князем.

Кроме дружины и народного ополчения для ведения военных действий иногда привлекались войска соседей-кочевников («черных клобуков»).

С момента возникновения Киевской Руси появляется и система обычного права. Сущность законоположений обычного права составляют: кровь за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право наследства и распоряжения собственностью; законы о воровстве и обыске и т. д.

Издавали свои законы княгиня Ольга и князь Владимир. При Ольге было упорядочено взимание дани, приняты законы для руководства административной деятельностью; князь Владимир, видимо с целью пополнения государственной казны, попытался ввести штрафы за убийства. Однако обычай кровной мести был древней традицией, и попытка Владимира окончилась неудачей. Первый письменный свод законов, «Русскую Правду», создал Ярослав Мудрый. «Русская Правда» регулировала общественные отношения. Она включала 18 статей и целиком была посвящена уголовному праву.

«Правда» Ярослава Мудрого во второй половине XI века была дополнена преемниками князя. К XII веку относится появление «Пространной Правды».

«Русская Правда» предусматривала наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого раба, порчу оружия и одежды. Смертная казнь как мера наказания за преступление не предусматривалась. За тяжелые преступления конфисковали все имущество виновного, изгоняли из общины или лишали свободы.

«Русская Правда» говорит о различных общественных сословиях того времени. Большую часть населения составляли свободные общинники - «людины», или просто «люди». Они объединялись в сельскую общину - «вервь». Вервь обладала определенной территорией, в ней выделя­лись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения - смерды; это было несвободное или полусвободное население княжеского владения. Третья группа населения - рабы. Они известны под разными названи­ями: челядь, холопы. Челядь - раннее название, холопы - позднее. «Русская Правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было двух видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, самопродажа в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба и т. д. Неполные рабы, «закупы», появи­лись в XII веке. Закуп - это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он мог выкупиться, вернув долг.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники и купцы. Растущие города становились центрами развития ремесла и торговли. К XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специаль­ностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

Имелись и такие группы населения, как «мужи» (дружинники) и «изгои» (люди, лишившиеся своего социального статуса).

Важнейшим условием функционирования государства являются нало­ги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» - двора, «рала» - плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи с этим погосты, как поселения соседских общин, приобретают новое значение - административно-фискальных округов. С именем княгини Ольги летопись связывает проведение в 946-947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти в пределах сельских территорий: нормирование повинностей, получавших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров сбора дани.

Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредством «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местного населения до тех пор, пока не соберут дани. Термин «полюдье» имел два значения: форма взыскания дани и кормление дружинников. Система «полюдья» постепенно сменяется системой «своза» - доставки дани в погост.

Язычество

Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в религии, вере.

В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религиозных культов. Один из них - это семейно-родовой культ предков. Центральное место в этом культе отводилось почитанию Рода и Рожаниц - охранительниц семьи. Семейно-родовой культ предполагает почитание умерших предков. Покойники делились на чистых и нечистых.

«Чистые» покойники - это умершие люди от болезней или по старости. Они назывались «родителями» и почитались. На «родителей» смотрели как на покровителей семьи. Покойника достойно провожали в мир иной. Население Восточной Европы знало кремацию и захоронение, верило в загробную жизнь. Язычники считали, что как человек жил в этом мире, так он должен жить и в мире потустороннем. Покойника сопровождала жена или наложница, которых убивали; убивали лошадей, иногда рабов. В могильных курганах находят оружие, посуду, украшения. Два раза в году славяне отмечали праздник Дедов с обильной трапезой.

Другое отношение было к покойникам «нечистым» - самоубийцам, умершим колдунам. Их называли «навьи» и «упыри». Хоронили их подальше от селений. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху.

Защитой от злых сил служили нательные обереги, вышивка на рубахах по вороту и подолу, заговоры.

К семейно-родовому культу относится почитание Домового (Домо­жи­ла, Дедушки, Хозяина, Суседко и пр.). Он считался невидимым покровителем семьи, заботящимся о благополучии хозяйства.

Покровителем рода, семьи, охранником границ родовой территории был Чур. То, что этот покровитель относился к родителям, предкам, видно из слова «пращур».

Другой порядок верований - это почитание видимой природы - общинные и аграрные культы. У славян во главе богов стоял Сварог - бог неба. Его сыновья Сварожичи - солнце и огонь - были источниками света и тепла. Богом солнца был Даждьбог, ветра - Стрибог, покровитель скотоводов, купцов и дружинников - Велес, покровительницей женского труда была богиня Макош.

Постепенно с усилением власти князей на первое место выдвигается бог молнии и грома Перун, который потом сливается со Сварогом. К IX веку Перун стал самым грозным богом, только ему приносились человеческие жертвы.

Покровителями земледельческого труда были бог плодородия - Ярила, бог летнего травоцветения - Купала, зимнее божество - Коляда, Авсень - символ начала весны.

К низшей мифологии относятся разные слои нечистой силы: лешие, водяные, русалки, кикиморы, полевики и др.

Языческие боги были известны всем славянским племенам. Но у каждого племени был свой главный бог-покровитель. Известно, что у полян главным богом был Перун, у новгородских словен - Велес.

Переход к единобожию. Принятие христианства

После объединения восточных славян под своей властью киевские князья попытались сделать своего бога Перуна главным богом славян. Если в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько богов, то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун. Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена, ведь у каждого из них был свой главный бог-покровитель. Присоеди­нен­ные народы согласны были платить дань, но подчинить своего бога чужому - Перуну - было выше их сил. После убийства древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии пришлось отступить. В договоре с Византией (971 г.) наряду с Перуном упоминается и другой языческий бог - Велес.

В 980 году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию на основе язычества - «Поставление кумиров». Она тоже оказалась неудачной. Выход был возможен в принятии одной из мировых религий.

«Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир I вы­би­рал веру. Выслушав представителей различных религий - иудейской, мусульманской и христианской, Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка (988).

Еще задолго до княжения Владимира I началось крещение русов, о чем свидетельствует «Окружное послание» Константинопольского патриарха Фотия. По его сведениям, в 866-867 гг. была крещена дружина князей Дир­а и Аскольда. Однако это еще не означало, что христианство стало государственной религией на Руси. Можно говорить лишь о появлении на Руси христиан­ской общины, центром которой стал Киев. В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже увеличилась. Известно, что при Игоре в Киеве была уже соборная церковь святого Ильи. Известно также, что вдова Игоря - княгиня Ольга - крестилась в Царьграде в 957 г.

Княгиня Ольга пыталась крестить и своего сына Святослава, но из этого ничего не вышло.

После смерти Святослава князем Киевским стал его старший сын Ярополк, по своим убеждениям - христианин, однако позднее он был вынужден уступить власть Владимиру. Как бы то ни было, к моменту принятия христианства на Руси были уже достаточно хорошо знакомы с основами православия. По летописи, крещение киевлян произошло летом 988 года. Принятие христианства имело важные последствия: князья получили идейную основу для утверждения государственной централизации.

Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию страны. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа, Федор и Илларион (XI в.), ничего не могли сделать с ростовчанами-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христианство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Формирование церковной структуры Киевской Руси происходило в Х-XII вв. Была создана Киевская митрополия Константинопольской патри­архии.

Первым митрополитом был Михаил (988-992 гг.). Местом пребыва­ния митрополичьей кафедры стал собор Святой Софии. В важнейших центрах государства - в Чернигове, Полоцке, Новгороде, Смоленске - были созданы епископии, подчиненные киевскому митрополиту.

В первое время русская православная церковь существовала на средства государства. На ее содержание выделялась 1/10 часть от всех даней, от княжеского суда и от торговых пошлин. С середины XI века упоминаются первые монастыри, в том числе знаменитая Киево-Печерская лавра. Для обеспечения монастырей князья даровали им села с крестьянами.

Крещение Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической службы.

Духовность, культура и быт

Византийское религиозное и граждан­ское влияние на русскую духовность очевидно. Однако религия, пришедшая из Византии, была не в состоянии полностью искоренить древнеславянские верования и культы. Заимствованные Русью культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций.

Принятие христианства повлияло на быстрое развитие письменности. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь проникла и славянская письменность, созданная греческими монахами Кириллом и Мефодием. Старославянский язык, на котором были написаны богослужебные книги, стал языком культа и религиозной литературы. Позже на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы. На нем написаны «Русская Правда», «Слово о полку Игореве», русские летописи, «Поучение» Владимира Мономаха. О распространении письменности среди городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Ко времени княжения Аскольда (867-875) относится начало русского летописания и первые фрагментарные записи киевских летописцев. Обнаружена также языческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, ее последний раздел киевской языческой летописи охватывает 946-980 гг. и, в основном, относится к княжению Свято­слава и Ярополка Святославича. В летописях отмечались основные события того времени: приезд посольств, отношения с печенегами, необычные природные явления и пр.

При Ярославе Мудром создается летописный свод. Содержание этого свода постепенно разрасталось и к началу XII века составило обширное систематическое повествование. «Повесть временных лет» правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX-XI вв.

Получило развитие в Киевской Руси и школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире I. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготовки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

Центрами культуры были многочисленные города. В городах жили и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в вы­плавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». Было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские оружейники: в Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры изготовляли разнообразные украшения; археологи обнаружили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стеклянных браслетов. Многочисленные ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

После принятия христианства на Руси появилось монументальное каменное зодчество. Принципы строительства каменных храмов были заимствованы из Византии. Вершиной русского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Эти соборы отличаются от византийских сохранением традиций деревянного зодчества дохристианской эпохи, многокупольностью и шлемовидными куполами.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика, фреска и иконопись. Самые ранние из сохранившихся произведений русской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фре­ски Софийского собора. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний.

Быт населения различных районов Киевской Руси был различным. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные или каменные, но топились по черному. Окна были маленькие.

Горожане имели иные жилища. В городах почти не встречались полуземлянки. Бывали и двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Усадьбы бояр, дружинников и священнослужителей намного превосходили жилища простолюдинов размерами и богатством; они включали целый комплекс строений: помещения для слуг, ремесленников, хозяйственные постройки. Княжеские хоромы представляли собой настоящие дворцы, некоторые из них строились из камня.

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - и мужчины, и женщины - носили рубахи из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками; зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати также была разной. Крестьянские лапти не отличались от тех, которые носили в ХIХ веке, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли); князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой - золотой и серебряной. Летописец Нестор сообщает об эпизоде, когда дружинники потребовали у князя заменить деревянные ложки серебряными. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры или скоморохи. Знаменитые пиры князя Влади­мира воспеты в былинах и литературных произведениях.

Место Киевской Руси в Европе

Киевская Русь являлась сильным европейским государством. Высокий авторитет Киевской Руси в Европе и Византии (а Византия считается европейским государством) подтверждается династическими браками. Дочери Ярослава Мудрого были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии, Дании; сыновья были женаты на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах. Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном византийской принцессы, мужем английской принцессы, деверем германского императора, племян­ником венгерской и датской королев - дочерей Ярослава Мудрого.

Широко известны торговые связи Руси со странами Балтии, Византии, Польши, Германии и т. д. Товары на Русь поступали из Сигтуны (Швеция), Любека, Регенсбурга (Германия), Праги (Чехия), Кракова (Польша) и др.

Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древне­германском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

Культура Руси была подчинена единому европейскому стилю, отдаленным аналогом которого являлся романский стиль на Западе, а более близким - стиль, господствовавший в Византии.

Удельная Русь (XII-XIII вв.)

Со смертью Владимира Мономаха в 1125г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождался ее распадом на отдельные государства-княжества. Еще ранее Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «...каждый да держит отчину свою» - это значило, что каждый князь становится полноправным владетелем своего наследственного княжества.

Распад Киевской державы на небольшие княжества-вотчины, по мнению В.О. Ключевского, был вызван существовавшим порядком престолонаследия. Княжеский престол передавался не от отца к сыну, а от старшего брата к среднему и младшему. Это порождало распри в роду и борьбу за раздел вотчин. Определенную роль сыграли внешние факторы: набеги кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь по Днепру.

В результате упадка Киева в южной и юго-западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси - Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в северо-западной Руси - Новгородская боярская республика, из которой в ХIII веке выделилась Псковская земля.

Все эти княжества, за исключением Новгорода и Пскова, унаследовали политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли князья, опиравшиеся на свои дружины. Большим политическим влиянием в княжествах обладало православное духовенство.

По-особому сложился политический строй в Новгороде и Пскове. Высшая власть там принадлежала не князю, а вече, состоявшему из городской аристократии, крупных землевладельцев, богатых купцов и духовенства. Вече по своему усмотрению приглашало князя, функции которого сводились лишь к руководству городским ополчением - и то под контролем совета господ и посадника (высшего должностного лица, фактического главы боярской республики). Постоянными противниками новгородцев были шведы и ливонские немцы, неоднократно пытавшиеся подчинить себе Новгород. Но в 1240 и 1242 гг. они потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича, получившего прозвище Невский за победу над шведами на реке Неве.

Галицко-Волынское княжество вело изнурительные войны с Венгрией, Польшей и Литвой. В ХV веке оно распалось и было поглощено Великим княжеством Литовско-Русским и Польшей.

Наиболее жизнеспособным оказалось Владимиро-Суздальское княжество (оно и стало в XV веке ядром нового российского государства). На Суздальщине постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории угро-финскими народами. Владимиро-Суздальская земля cстановилась все более обжитой, по берегам рек возникали новые города - центры ремесла и торговли. Княжество постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский стал самым могущественным из русских князей.

Удельные века были временем ожесточенных междоусобных войн князей. С конца ХI века усилился натиск половцев на русские земли. А в 30-х годах ХIII века русские княжества не выдержали мощного удара монголо-татар.

На 10-й — первую половину 11 века пришелся отдельный период древнерусской истории. Это было время расцвета Киева. При Владимире Первом, которого называют теперь по разному — кто «Красным солнышком», кто «кровавым» были объединены обширные земли восточнославянских племен. Правление земель сих шло от великого князя Киевского.

Вот такое наследство досталось сыну Владимира Ярославу (он же Мудрый) . Про Ярослава пишут в учебниках, его имя знают. Он продолжил дело отца, далее расширял границы Руси, покровительствовал распространению новой христианской грамоты и книг.

Летописцы и историки прославили имена Владимир и Ярослав, на их фоне потерялись другие русские князья. А княжеств на Руси в ту пору хватало — видно из картинки. И среди других правителей Руси 11 века было немало талантливых, храбрых, успешных на ратном поле, и наделенных харизмой.

Одним из этих князей был Мстислав Тмутараканский. Сказу в сознании возникает аналогия со сказками — Тмутаракань. Но видно такому названию были серьезные причины, совсем не сказочные. О жизни Мстислава сохранились лишь отрывочные сообщения в русских летописях. Но дела князя остались в истории, в частности потому, что он мог направить историю Руси в XI веке в другое русло, сместив Ярослава — вот такие интересные истории у нас получаются.

Происхождение Мстислава

Мстислав был сыном всё того же Владимира I от полоцкой княжны Рогнеды. Год рождения точно не устанавливается, предполагают что 983-й. Был у Ярослава и Мстивлава еще один кровный брат — Изяслав, который впоследствии стал князем полоцким.

Предки у братьев по отцу были знаменитые:

  • князь Святослав (правивший в Киеве в 945-972 годах)
  • прабабка — мудрая княгиня Ольга.

А у Мстислава же еще в добавок по линии матери дед был самостоятельным полоцким правителем. Звали его Рогволода, и очевидно происходил он из тех самых наместников Рюрика, которых, по согласно «Повести временных лет», тот «сажал» по городам славянским. Рогволод со своей дочерью Рогнедой вероятнее всего были варяжского (скандинавского) рода.

К концу 11-го - началу 12-го в. Киевская Русь превратилась в довольно развитое государство во многом благодаря развитию народного хозяйства: появилась регулярная система землепользования, были освоены новые сельскохозяйственные культуры, развивалось скотоводство. Постепенно происходила специализация производства и процесс разделения труда. Вместе с деревнями развивались и города: к началу 12-го в. на Руси насчитывалось порядка 300 крупных городов, росло их благосостояние.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего 12-й в. (его вторая половина) ознаменован постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

Упадок Киева. Внутренняя политика на Руси

Причин для ослабления Киевского княжества было несколько:

  • снижение важности торгового пути «из варяг в греки», который имел большое значение для экономики региона;
  • усиление князей на местах (рост их благосостояния привел к тому, что князья больше не нуждались в существенной поддержке со стороны Киева);
  • рост военной напряженности в Киеве. Город постоянно подвергался атакам со стороны как кочевников, так и других князей, желавших добиться великого княжения. С каждым годом обстановка в княжестве становилась более напряженной.

Несмотря на все более тяжелое положение дел, князь Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) предпринимал попытки снова объединить Русь под началом Киева, которые, однако, не увенчались успехом. Уже к концу 12-го в. центр Руси все больше смещался в сторону Владимиро-Суздальского княжества. Хотя Киев не утратил своего политического влияния вплоть до начала монголо-татарского нашествия, в конце 12-го в. серьезную конкуренцию старой столице составлял Владимир.

Усиление отдельных княжеств привело к тому, что страна стала более разрозненной, в регионах стали появляться собственные центры власти, объединявшие под своим началом несколько близлежащих княжеств. Экономическая и политическая жизнь Руси к концу века также потеряла централизованность.

Развитие феодализма в 12-м в.

В 12-м в. фактически завершается процесс формирования социальной структуры общества, характерной для большинства средневековых государств: общество делится на свободных и зависимых людей, появляются социальные слои.

С развитием общества и экономики все большее значение стали играть поземельные интересы. Князья, ранее обладавшие большей частью всех земельных владений, постепенно передавали часть своих административных прав на земли боярам и монастырям, чтобы те могли самостоятельно заниматься сбором дани с вверенных им территорий, освобождая от этого самих князей. Так начала формироваться система частного, боярского и монастырского землевладения. Позднее бояре и монастыри, получившие права на землю, смогли расширить собственные хозяйства за счет княжеских территорий; в этих новых, более обширных хозяйствах все чаще работали крестьяне, должники или те, кто искал защиты у боярина. Феодализм развивался.

Внешняя политика

Основное направление внешней политики в этот период - , которые периодически нападали на Русь, а также попытки завоевать некоторые близлежащие земли и установить прочные контакты с пограничными европейскими княжествами.

Быт и культура Руси в 12-м в.

Формировалась под влиянием языческих традиций и древнего быта, а также традиций недавно принятого христианства. Традиционная русская культура со всеми ее национальными чертами и отличиями в этот период только начинает свое становление - развиваются новые ремесла, изобразительное искусство, зодчество.

Основные события:

  • 1100 г. - съезд князей в Витичеве;
  • 1103 г. - начало целой серии походов против (1103-1120);
  • 1110 г. - начало создания «Повести временных лет» ;
  • 1111 г. - победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. - начало княжения Владимира Мономаха (1113-1125);
  • 1115 г. - обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. - новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. - создание «Поучения» Владимира Мономаха;
  • 1125 г. - смерть Владимира Мономаха, киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125-1132);
  • 1128 г. - Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. - первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. - начало успешных походов на Литву (1131-1132);
  • 1132 г. - смерть Мстислава; этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. - изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. - волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. - объединение Галицко-Волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. - княжение в Киеве Изяслава (1146-1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. - первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. - борьба новгородцев с финнами за Водь; попытки суздальского князя Юрия Долгорукого отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. - война великого князя киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя галицкого;
  • 1152 г. - основание Костромы и Переяславля-Залесского;
  • 1154 г. - княжение

Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне.

К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Из «Повести временных лет» Нестора мы также узнаем, что у древлян была своя столица Искоростень, свой князь – Мал, а у него – «мужи, иже держаху Деревску землю». Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.

Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусского государства пришелся на правление в Киеве великих князей Владимира Святославовича Святого (980-1015) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) - эпоху, когда Киевская Русь переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (златники и серебреники). Ярославом Мудрым, княжившим в Новгороде, до завоевания им Киева создается древнейшая часть «Русской правды» - первого письменного свода законов. На рубеже X - XI веков Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения. Стали появляться новые «княжеские грады» - Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань и др. Туда князь стал сажать по волостям своих детей в качестве наместников. Так, первоначально своего сына Ярослава Мудрого Владимир отправляет в Ростов, и здесь на северо-восточной окраине Руси Ярослав основал город Ярославль. Увидев в нем способного организатора и талантливого политика, отец перемещает его в Новгород.

Сложившийся на Руси тип государства часто называют раннефеодальной монархией. Но при этом следует иметь в виду, что Русь Х - начала XII века была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем. Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в полюдье. Княжеские старшие дружинники – бояре и младшие – гридни («отроки», «детки») исполняли судебные функции, получая плату за счет дани, пошлин и добычи в военных походах; население было обязано кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X - XII веках боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец из смердов, т.е. простых свободных общинников.

В новых городах и крепостях князь оставлял свои гарнизоны с наместниками; сюда стекалась дань, одна треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные служебные повинности – сторожить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский стол и т.д. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как военно-феодального, или дружинного, а отношения власти и подданных – как служебную организацию общества. При этом власть еще не окончательно «оторвалась от народа». Одним из обычаев на Руси был пир князя. В эпоху становления государственности на Руси такие застолья являлись своеобразным общественным институтом – совещанием князя с его дружиной и «множеством» народа, где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подданных земель, приема послов и заключения договоров с той или иной стороной, отправки в эти страны людей «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь не только восхвалял подвиги своих храбрых дружинников, но и творил «праведный суд», наделял обездоленных т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Важным институтом древнерусской государственности являлось вече, которое играло важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав, к сожалению, точно определить нельзя. При этом вече не подменяло княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные, «молодшие», князья перемещались, занимая все боле важные и богатые княжения – волости. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти отца среди сыновей зачастую разгорался спор, а то и борьба за владение киевским «столом», как это было в 972 и 1015-1019 годах да и позднее. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах они пытались договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.

Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами.

Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле.

Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви, ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Император Византии Василий II в 987 году вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Князь обязался послать на помощь войска и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру императора Анну. После разгрома мятежника Фоки (с помощью 6-тысячного русского войска) Василий II не спешил с исполнением взятого на себя обязательства. Владимир не стал долго ждать, вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Херсонес. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием Владимира и Анны и восстановить мирные отношения с Русью.

О дате и обстоятельствах этих событий у историков, к сожалению, нет единого взгляда, это обусловлено трудностью анализа иностранных источников с различной системой летосчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира и его подданных (в 988 году или позднее), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь. В отличие от светской власти церковь до наших дней сохранила единую систему управления: Патриарху подчинены территориальные (областные) епархии во главе с архиепископами, на местах – приходы с приходскими храмами и штатом священнослужителей и монастыри. Церковь, будучи более зрелой и организованной структурой, взяла на себя в древнерусском государстве часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с «Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного права – «Номоканон», или «Кормчая книга». В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. В храмах оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности, выступалои в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в IX-X веках за счет десятины – отчислений от княжеских доходов, от бояр, служилых людей и купцов, а также от крестьян десятой части дохода; церковь стала серьезным и богатым институтом. А когда храмам и монастырям стали жертвовать целые села с крестьянами, церковь становится и крупным землевладельцем.

Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в пожаре и в потоке; пленным искупление, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»,– так характеризует эти обязанности памятник XIII века «Правило о церковных людях». В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни: в «церковном доме» могли найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники, а также юродивые.

Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для государственного вмешательства сфере семейного быта. Священники уговаривали господ «миловать… челядь» и терпеливо приучали к исполнению христианских заповедей своих прихожан. Особенно много труда и терпения требовали от священнослужителей высокопоставленные чины, которые без «стыда и срама» имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания, с буйными плясками, «гудением и плесканием», не признавали постов, устраивали языческие игрища и творили насилие прямо в храме.

Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников «молвити своя грехи» духовному отцу – «белому» или «черному» священнику, призванному контролировать повседневную жизнь прихожан. Надо было добиться стыда и раскаяния, и привычки осознавать свои прегрешения - не отпугивая при этом кающихся строгостью наказания на том свете. По грехам и праведным делам каждого после исповеди назначалась епитимья, а при огласке какого-либо бытового грехопадения виновники представали перед закрытым епископским судом.

Церковь активно участвовала и в территориальном распространении православного вероисповедания. С расширением границ княжеских владений расширялась и христианская вера: строились новые храмы, основывались епископские кафедры. В свою очередь князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким как мощи князей Бориса и Глеба. В период феодальной раздробленности Руси епископы вмешивались в политическую борьбу, поддерживая своих князей в этой братоубийственной войне. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением на север почитаемой иконы Богоматери (будущей Владимирской) [Богоматери] и введением санкционированного Константинополем праздника Покрова. Однако у князей с митрополитами случались и конфликты. Монастыри и епископат с конца XI века начинают получать земельные владения вместе с работниками. Одним из первых таких землевладельцев в конце XI века стал Киево-Печерский монастырь.

При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить существующий общественный строй. Внедрять силой никакую идею нельзя, и если эти идеи были бы угодны узкой правящей прослойке, но чужды подавляющему большинству населения, то они были бы обречены на провал. Утверждение новой религии - это и переворот в мировоззрении людей: которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе: это был длительный и сложный процесс. Наиболее заметен он был в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло активное строительство храмов. Достаточно отметить, что если во второй половине XI века на Руси было построено всего 18 церквей, то во второй половине XII века – уже 112. Однако в то же время, например, в Суздале прямо за городским валом по-прежнему насыпались курганы и усопшие отправлялись в последний путь и с крестиком на груди, и с погребальным инвентарем, как это полагается в языческих обычаях. В X-XII веках это явление было не единичным, смешение языческих и христианских верований наблюдалось как в городах, так и в сельской местности, что, в общем-то, было характерно и для других европейских государств, где основы христианского вероучения сопровождались его фольклоризацией и смешением с мифами и легендами прошлого. Сочетание церковной культуры и культуры повседневной жизни выражалось в двуязычии: в храме звучал церковнославянский язык, а в миру разговорный древнерусский. Теперь каждый человек имел два имени - крещальное и языческое, иногда прозвище («Толстой», «Шепелявый» и т.д.) сопровождало его всю жизнь. По имеющимся источникам официально фамилии тех или иных лиц, в первую очередь знати, на Руси появились в XV веке, а у крестьян в XIX веке.

Сакральному пространству храма и красному углу в крестьянской избе с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог, овин и баня (в ней проживали домашние «темные силы», там полагалось снимать крест, и совершать гадания). Вместе с молитвами в течение многих столетий в употреблении оставались заговоры на все случаи жизни. Духовенство, понимая менталитет, духовный мир прихожан, осторожно и постепенно соединяло языческие ритуалы и рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческий праздник Русалки и Рождество Иоанна Предтечи. Христианские святыни, подобно языческим богам, принимали многие функции защиты от злых духов, а также помощи в повседневных житейских проблемах. Святые Флор и Лавр охраняли лошадей, св. Терентий – кур, св. Николай-угодник был покровителем всех путешествующих, св. Антип помогал больным и т.д. Многие языческие традиции почитали не только простолюдины, но и великие и светлые князья. Первый русский митрополит Илларион, прославляя князя Владимира, подчеркивал, что тот является продолжателем славных дел великих князей Игоря и Святослава – отца князя Владимира, хотя те были язычниками.

Русские князья так же, как и их подданные, в X-XII веках носили двойные имена, совершали языческие воинские обряды («постриги»), на княжеских дворах устраивали веселые пиршества с играми, на которых исполнялись ритуальные языческие танцы. Запечатленные в ювелирных произведениях киевских мастеров, на женских браслетах XII века, языческие образы и сюжеты органически вписывались и в мир «высокой» культуры: мифологические животные и птицы, грифоны, львы, «древо жизни» присутствуют в росписи Софийского собора в Киеве, в декоре белокаменных Владимирских соборов XII века.

Таким образом, крещение Руси, несомненно, изменило взгляды и понятия о мире у большинства населения страны в целом, однако сохранившиеся традиции и обычаи языческой культуры естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи и сохранялись также и на последующие столетия.

На время правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054) пришелся расцвет русского государства. С конца X в. Русь представляет собой государство, состоящее из волостей, управляющихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Князья - правители волостей, являлись его вассалами.

Границы волостей не оставались неизменными, они менялись в результате междоусобных войн. Складывание государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов «Русская правда» стал важнейшим памятником права эпохи киевской Руси.

Главной формой эксплуатации земледельческого населения в X - XII вв. оставалась государственная дань - налог. К этому периоду относится начальный этап формирования индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала формироваться еще в X в. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Однако вотчинная форма собственности не играла существенной роли. Основная часть территории находилась в государственной собственности.

Основной опорой власти продолжала оставаться дружина. В дружинной организации существовала внутренняя иерархия. Верхушку дружины представляла «старейшая дружина», ее члены именовались боярами. Низшим слоем была «младшая дружина», ее представители назывались отроками.

К концу X в. формируется разветвленный аппарат управления. При князьях действует совет (дума), представлявший собой совещание князя с верхушкой дружины.

Князья назначают из числа дружинников посадников - наместников в городах, воевод - предводителей военных отрядов, данников - сборщиков дани, тиунов - управителей княжеского вотчинного хозяйства.

Лично свободное население, обложенное данью, именуется в источниках как люди. Лично зависимое население - челядь и холопы. В XI в. появляется категория закупов - людей, вступивших в зависимость от землевладельцев за долги и вынужденных работать до выплаты долга.

Владимир Мономах стал достойным преемником Ярослава Мудрого. Ему в его киевское княжение (1113 - 1125) удавалось сохранять единство Древнерусского государства. Правление Владимира Мономаха стало временем усиления Киевской Руси. На время были прекращены междоусобицы. Однако после его смерти центробежные тенденции вновь усилились.

Основной внешнеполитической задачей в это время было укрепление безопасности южных рубежей. Во время правления Ярослава Мудрого были окончательно разбиты печенеги. Ярослав Мудрый стремился к независимости от Византии. Это привело к утверждению главой русской церкви русского митрополита Иллариона, а не грека, как это было раньше.

В XI в. у Руси появился другой враг - половцы. Владимиру Мономаху удалось организовать несколько удачных походов русских князей в половецкую степь. Несколько половецких орд были вытеснены на Северный Кавказ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!