Духовный кризис пьера безухова таблица. Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир. I. Мсье Пьер - незаконнорожденный сын графа Безухова

Статья для подготовки к сочинению на тему: "Духовные искания Пьера Безухова"

Пьер Безухов, как и Андрей Болконский, совершает духовный путь поиска и обретения истины, постепенно освобождаясь от веры в ложные идеалы и в великих людей, ставших его кумирами. В начале романа в салоне А. П. Шерер еще молодой и наивный Пьер Безухов, желая поразить присутствовавших на вечере гостей парадоксальностью своих суждений, выступает горячим защитником Наполеона. Его симпатии на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть». Даже казнь герцога Энгиенского без суда и следствия, по мнению Пьера, была государственной необходимостью, и совершивший ее Наполеон продемонстрировал величие своей души, не побоявшись принять на себя ответственность за этот поступок. В то время Пьер был готов простить своему кумиру все, подыскав оправдания его преступлениям, потому что он еще не понимал сущности Наполеона.Однако жизнь, проводя героя через новый опыт, разрушает его сложившиеся представления. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания, через которые проходит Пьер Безухов, разбивают его прежние убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, которые дают ему гармонию, смысл и радость жизни. В этом заключается духовное движение человека, его возможность приблизиться к истине через сомнения, разочарования и отчаяние. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жизни, и весь мир казался ему бессмысленным и безобразным. Найти счастье – значит снова обрести гармонию и связь с миром. И Пьер ищет спасение от горя, боли и страдания. Оказавшись на одной из станций по дороге из Москвы в Петербург, он напряженно размышляет о смысле жизни. Однако он уже не увлекается мыслью так, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хочет никого удивить или поразить своими взглядами, а думает так настойчиво и упорно, как борются за жизнь.

В этот момент Пьеру нужны были ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались и будут заниматься вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чегр жить, и что я такое? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя». Пока Пьер не найдет ответа на эти вопросы, ему будет казаться, что жить не для чего. Он доходит в своем мышлении до последней черты, до осознания того, смерть обессмысливает и обесценивает жизнь.

Однако с таким итогом он не может примириться. Для того чтобы жить дальше, ему нужно ощущать свою связь с бесконечностью или стремиться обрести ее. Цель жизни – радость, которую дает человеку внутреннее согласие и гармония с миром. В несчастье человек всегда в разладе с миром. «Все в нем, – пишет Толстой о Пьере, – и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным». Можно сказать, что герои «Войны и мира» ищут истину, которая даст им радость существования, возможную только в согласии с миром.

Истина для Пьера – это путь, ведущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. На станции он встречается со старым масоном Баздеевым, который, зная о его несчастьях, предлагает свою помощь. Однако, не веря в Бога, Пьер сомневается в том, что его собеседник может облегчить его состояние.

Убежденный в истинности и неопровержимости своих атеистических взглядов, Безухов сталкивается в разговоре со своим попутчиком с неожиданным и сильным аргументом. «Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны... Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой». Неожиданно для себя Пьер услышал ответ, поражающий глубиной мысли: откуда и каким образом явилась в сознании человека идея Бога? И Пьер не нашел, что возразить.

Вера, которой учил Баздеев, не соответствовала представлению Пьера о религии и требовала от человека постоянной духовной работы, самосовершенствования и «внутреннего очищения». Оказывается, что для постижения духовной истины необходимы не только интеллектуальные, но и духовные усилия, по мере которых человек становится способным в своем понимании приближаться к истине Бога. Поэтому наставник Пьера предупреждает его, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Жизнь постоянно приносит человеку новый опыт, который и позволяет ему лучше понимать мир и себя.

Первым и еще самым легким испытанием новых убеждений Пьера стал его спор с князем Андреем, в котором он выступает как человек, знающий смысл жизни, а его друг как разуверившийся в нем. Пьер пытается убедить князя Андрея, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Он рассказывает о преобразованиях в своих деревнях, облегчивших жизнь крестьян. Князь Андрей соглашается лишь с тем, что дело Пьера – добро для него самого, но не для крестьян. Опять оказывается, что нет однозначного ответа на вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Потому что герои Толстого жаждут истины, которая была бы достоверной и неизменной. Решением может быть только одно – существование Бога, олицетворяющего высшую справедливость и истину. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

И все же этот разговор о вечности, о назначении человека, о Боге, который затеял вдохновленный своими новыми убеждениями Пьер, вернул скептически настроенного князя Андрея к жизни. То, что герои Толстого обретают, вовсе не оказывается для них совершенно новым, о чем они никогда не слыхали ранее. Пьер и Андрей ищут то, что жило глубоко в их душах, чем они были пронизаны изнутри. Они жаждут обрести вечность, неизменную истину среди меняющегося мира. Их не может устроить временное: ни жизнь, ни истина. Если бы они отказались от вечности и признали временное за истинное, тогда бы они изменили духу христианства.

И убеждает их не чье-нибудь учение, а сама жизнь и смерть. Человек не обязан постижением этой истины другому человеку и потому он независим и свободен. Высшую истину никто, кроме Бога, ему не может предписать. Ее главным проводником является то, что сопутствует каждому человеку на жизненном поприще: смерть, рождение, любовь, природа. Небо Аустерлица, звезды, распускающийся дуб, рождение ребенка, угроза смерти – вот, что оказывает сильнейшее влияние на героев, меняет их жизнь и открывает нечто новое, несомненное, твердое.

Человек у Толстого всегда может спастись, но также в любой момент может и потерять свою веру. Это дважды происходит с Пьером. В первый раз любовь, а во второй раз смерть не оставили камня на камне от его убеждений, подтвердив истинность слов Андрея Болконского: «жизнь и смерть, вот что убеждает»... и разубеждает.

Жизнь не подтвердила веру Пьера в то, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Когда он после сватовства князя Андрея к Наташе без всякой очевидной причины вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь, это означало, что вера Пьера рухнула, обнаружив свою неподлинность. Счастье Андрея и Наташи открыло Пьеру неполноту его жизни, лишенной любви и семейного счастья. И опять с новой силой Пьеру открывается зло и бессмысленность жизни. Но в этот раз он не находит решения проблемы, его ничто не спасает: ни религия, ни масонство, ни идея самосовершенствования. И Пьер сдается, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем, принимая «зло и ложь жизни» за истину. Но жить с таким взглядом человек не может, потому что жизнь – это любовь. Чтобы жить, Пьеру надо не видеть действительности, вызывающей в нем отвращение, для чего он прибегает к забвению во всех доступных ему формах, от вина до книг.

«Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». В глазах Пьера любое занятие было средством забвения, нужным только для того, чтобы не видеть ужаса жизни. Все представлялись ему людьми, «спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картинами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто – государственными делами».

Состояние человека, уверенного в безнадежной сущности жизни. Толстой называл болезнью, которая проявляется не «резкими припадками» «отчаяния, хандры», а постоянно присутствует в жизни. Если прежде острые проявления «болезни» заставляли Пьера отчаянно искать и в конце концов находить спасение, то теперь болезнь «была вогнана внутрь». В дальнейшем Пьера спасают не мысли, а любовь к Наташе, преобразившая его. Именно благодаря ей он снова обрел смысл и радость существования.

Но на этом его испытания не кончились. Ему предстоит еще раз пережить сильнейшее разочарование в жизни, уже во время войны. Зрелище расстрела французскими солдатами мирных русских жителей разрушило его веру. Страшная картина насильственной смерти ни в чем не повинных людей обессмыслила мир в глазах Пьера. Он увидал страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать. И в душе его как будто вдруг была выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. И все завалилось в кучу бессмысленного сора. Хотя «он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Мир всегда кажется человеку бессмысленным и хаотичным в момент отчаяния.

Однако такое представление носит временный характер и преодолевается героями Толстого. Мир опять обретает для них свою гармонию, величие и красоту, несмотря на разрушающие их человеческие пороки, несправедливость, зло, страдания, смерть. Преодолевает и Пьер свое отчаяние и вновь обретает веру в Бога и возможность жизни. Эта вера та же и в то же время другая. По содержанию она не изменилась, но стала глубже и прочнее, а мир, в представлении Пьера, стал величественнее и прекраснее.

Это произошло благодаря тому, что Пьер встретился в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Платон становится для Пьера «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Благодаря общению с простым русским солдатом, речь которого состояла в основном из поговорок и пословиц, Пьер почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе».

Простота, то, что окружает человека постоянно, к чему он привык и чему не придает значения, и составляет сущность жизни. Поэтому простое, чем часто пренебрегают люди, есть необходимый признак истины и красоты. Однако осознание этого не стало итогом всех исканий Пьера. Пьер признает, что счастье человека не может быть только в удовлетворении естественных потребностей, но он также испытывает чувства совсем иного порядка, приводящие его к самым возвышенным мыслям. Помимо земных, повседневных забот о пище, крове, человек обращается и к небу, которое всегда было символом вечности.

В «Войне и мире» небо можно назвать полноправным персонажем книги. В жизни лучших героев Толстого оно появляется в звездный час их судьбы, напоминая им об их причастности к высшему, божественному началу. Так было с князем Андреем, когда он раненый лежал на Аустерлицком поле, так было с Пьером в плену, когда он неожиданно для всех расхохотался от мысли, что французы держат в плену его бессмертную душу.

Изображая это небо. Толстой передает не просто мысль о бессмертии души, а живое, рождающееся чувство. Во время разговора на переправе Пьер убеждал своего друга в том, что «живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно...». И вот Пьер не просто узнал, не только поверил, а пережил чувство бессмертия своей души. Там были слова о бессмертии, а здесь присутствует оно само как несомненная реальность.

Пьер живо осознает, переживает свою сопричастность к бесконечности, его чувство преображает мир, и в природе он находит отклик и подтверждение своим чувствам. «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер». Это та вершина, которой достиг в своем жизненном восхождении герой Толстого. Пережитое им в плену вело его к вершине бессмертия. И «впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях...» В плену он нашел гармонию с самим собой и с миром, увидел смысл своей жизни.

Юный герой жил и учился за границей, вернувшись на Родину к двадцати годам. Мальчик страдал от того, что был незаконнорожденный ребенок знатного происхождения.

Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир» - это поиск смысла человеческого бытия, формирование сознательно зрелого члена общества.

Петербургские приключения

Первый выход в свет молодого графа состоялся на званый вечер Анны Шеррер, с описания которого начинается эпическое произведение Льва Толстого. Угловатый парень, имеющий сходство с медведем, не был ловок в придворном этикете, позволял себе поведение, несколько неучтивое по отношению к вельможам.

После десяти лет строгого воспитания, лишенной родительской любви, парень попадает в общество непутевого князя Курагина. Начинается разгульная жизнь без ограничений гувернеров, предрассудков и контроля.

Алкоголь льется рекой, в шумной компании гуляют дети богатых представителей знати. Редко бывают случаи нехватки денег, мало кто осмеливается пожаловаться на гусар.

Пьер молод, еще не пришло осознание собственной личности, нет тяги к какому-либо занятию. Кутеж съедает время, дни кажутся насыщенными и веселыми. Но однажды компания в пьяном угаре привязала караульного к спине дрессированного медведя. Зверя отпустили в Неву и хохотали, глядя на орущего стража порядка.

Терпению общества пришел конец, зачинщиков хулиганства разжаловали в звании, а оступившегося юношу отправили к отцу.

Борьба за наследство

Прибыв в Москву, Пьер узнает, что Кирилл Безухов лежит болен. У старого вельможи было много детей, все незаконнорожденные без права на наследство. Предвидя жестокую борьбу за богатство, оставленное им после своей кончины, отец просит императора Александра I признать Пьера законным сыном и наследником.

Начинаются интриги, связанные с переделом капитала и недвижимости. В борьбу за наследство Безуховых вступает влиятельный князь Василий Курагин, планируя женить молодого графа на своей дочери.

Потеряв отца, молодой человек впадает в депрессию. Одиночество заставляет его замкнуться, его не радует богатство и титул графа, свалившийся неожиданно. Демонстрируя заботу об неопытном наследнике, князь Курагин устраивает ему престижное место в дипломатическом корпусе.

Влюбленность и женитьба

Элен была красавицей, соблазнительная, умеющая строить глазки. Девушка знала, что нравится мужчинам и как привлечь к себе внимание. Поймать в свои сети нерасторопного молодого человека не составляло особенного труда.

Пьер был окрылен, нимфа казалась ему такой фантастической, недосягаемой, тайно желанной. Ему хотелось обладать ею так сильно, что не было сил озвучить свои чувства. Развив в душе кавалера страсть и смятение, князь Курагин с усилием организовал и объявил помолвку Безухова со своей дочерью.

Их брак стал разочарованием для мужчины. Напрасно он искал признаки женской мудрости в своей избраннице. Им совершенно не о чем было побеседовать. Жена не знала ничего из того, чем интересовался супруг. Напротив, все чего хотелось или о чем мечтала Элен, было мелочным, не достойным внимания.

Разрыв отношений и возвращение в Петербург

Связь графини Безуховой с Долоховым стала известна всем, любовники не скрывали это, проводили вместе много времени. Граф вызывает Долохова на дуэль, оскорбленный болезненной ситуацией. Ранив соперника, мужчина остался совершенно невредимым.

Поняв, наконец, что связал свою жизнь не с целомудренной скромницей, а с женщиной, циничной и развратной, граф отправляется в столицу. Ненависть терзала его сердце, опустошение болью заполнило душу. Крах надежд на спокойную семейную жизнь поверг Пьера в уныние, существование лишилось всяческого смысла.

Неудачный брак принес графу несчастье, он отвернулся от своих религиозных взглядов, став членом масонского общества. Ему очень хотелось быть нужным кому-то, превратить свою жизнь в поток добродетельных поступков, стать безупречным членом общества.

Безухов приступает к улучшению жизни крестьян, но у него ничего не получается, навести желаемый порядок в имениях сложнее, чем ему казалось. Тем имение, граф становится главой петербургского масонского общества.

Перед войной

Воссоединение с Элен состоялось в 1809 году под давлением тестя. Жена любила светскую жизнь, кружила на балах головы мужчинам. Пьер привык считать ее своим наказанием господним и терпеливо нес свою ношу.

Пару раз стараниями любовников своей жены ему делали повышение на государственной службе. От этого становилось совсем противно и стыдно. Герой страдает, переосмысливает жизнь и меняется внутренне.

Единственной отрадой Пьера была дружба с Наташей Ростовой, но после ее помолвки с Князем Болконским пришлось отказаться от приятельских визитов. Судьба сделала новый зигзаг.

Разочаровавшись в очередной раз в своем человеческом назначении, Безухов ведет беспорядочный образ жизни. Перенесенные потрясения кардинально меняют облик героя. Он возвращается в Москву, где находит шумные компании, шампанское и ночное веселье, чтобы заглушить душевную боль.

Война меняет мировоззрение

Безухов уходит на фронт добровольцем, когда французская армия подошла к Москве. Бородинское сражение стало знаменательной датой в жизни Пьера. Море крови, поле, устланное телами солдат, патриот Безухов не забудет никогда.

Четыре недели плена стали переломными для героя. Все, что раньше казалось важным, выглядело ничтожным в условиях вражеской агрессии. Теперь граф знал, как надо строить свою жизнь.

Семья и дети

После освобождения из плена стало известно о кончине Элен. Оставшись вдовцом, Безухов возобновил дружбу с Наташей, которая в горе переживала гибель Андрея Болконского. Это был другой Пьер, война очистила его душу.

В 1813 году он венчается с Наташей Ростовой в надежде обрести свое счастье. Три дочери и сын составили смысл жизни героя, который никак не мог угомонить свою тягу к всеобщему благу и добродетели.

Лев Толстой любит своего героя, который напоминает в чем-то автора. Например, своим отвращением к войне, истинным гуманизмом и доброжелательным отношением ко всему миру.

Литература

10 класс

Урок № 46

Искания и обретения Пьера Безухова

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме :

  1. Образа Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир»;
  2. Понятие «диалектика души» как важнейшее средство раскрытия образа;

Глоссарий:

Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы:

Основная литература по теме

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. - 367 с.

Дополнительная литература по теме

  1. Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1961. - 357 с.
  2. Кричевская Л. И. Сюжетность детали. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. - 186 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.

Впервые на страницах романа Пьер появляется двадцатилетним молодым человеком, только что прибывшим из-за границы. Он неловок и рассеян, «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». Хозяйка салона, Анна Павловна Шерер, с беспокойством относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в … гостиной». Пьер говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения о гениальности Наполеона.

Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.

Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» – спрашивает себя Пьер и не может найти ответа на эти вопросы, «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (внутренний монолог как один из приёмов психологического анализа образа и проявление толстовской «диалектики души»). Спасение для себя герой находит в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через него – исправление всего человеческого общества. Именно эту, нравственную сторону воспринял в масонстве Пьер. Это давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал.

Пьер решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. Но управляющий сумел обмануть наивного Пьера, убедив его в том, что все эти замыслы уже воплощены в жизнь, а крестьяне и так счастливы, без освобождения от крепостной зависимости. Вдохновлённый масонскими идеями, Пьер, навещая своего друга Болконского, утверждает: «И главное, я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни».

Вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков». Со смертью духовного наставника Баздеева Пьер погружается в новый кризис: он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности и превращается в «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.

После разрыва Ростовой и Болконского Пьер, утешая Наташу, неожиданно для себя самого произносит слова: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в
мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Комета 1812 года, которую видит Пьер мокрыми от слёз глазами, «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».

Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства: он снарядил на свои деньги тысячу ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Одетый «не по-военному», в зелёный фрак и белую шляпу, он вызывает улыбки солдат, которые «сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью» и дали прозвище «наш барин».

«О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» – думает Пьер, вспоминая страшные впечатления, «в которых он жил в этот день». Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя «ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».

В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей. «С той минуты, как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг сломалась пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора».

Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Потребность мысли, анализа вновь вернулись к Пьеру. Он занят политической борьбой, критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества. В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

Резюме:

Пьер Безухов – один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В. В.). Так же, как Болконский, Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Единичный / множественный выбор.

В каком сражении Пьер побывал лично и даже вызвался подносить снаряды артиллеристам.

  • Аустерлицкое
  • Бородинское
  • Шенграбенское

Правильный ответ:

  1. Восстановление последовательности элементов.

Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности этапов жизни Пьера Безухова:

  1. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.
  2. Смерть отца.
  3. Знакомство с Платоном Каратаевым.
  4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.
  5. Бородинское сражение, батарея Раевского.
  6. Увлечение масонством.
  7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.
  8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.
  9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.
  10. Женитьба на Наташе.

Правильный вариант:

2, 1, 6, 7, 9, 5, 8, 3, 10, 4.

«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

Вариант 1 (План)

I. Происхождение. Детство и юность.

II. Портрет. Его значение для понимания характера героя.

III. Искания Пьера, его заблуждения и разочарования. Своеобразие его натуры.

1. Свободомыслие, независимость суждений Пьера; противоречие его взглядов взглядам представителей света:

а) душевное богатство Пьера, его эмоциональность (добродушие, сердечность, естественность, искренность, простота, щедрость),

б) рассеянность, склонность к "мечтательному философствованию".

2. Жизненные ошибки Пьера в молодости (кутежи, женитьба на Элен):

а) безволие,

б) неудовлетворенность собой, стремление к нравственному равновесию. Внутренний монолог как средство реалистического изображения чувств героя.

3. Увлечение масонством, попытки реорганизовать деятельность масонского ордена. Антикрепостнические преобразования в имениях:

а) стремление к полезной для народа деятельности;

б) непрактичность.

4. Разочарование, моральный кризис. Отзывы действующих лиц как средство характеристики героя.

5. Деятельность Пьера во время нашествия Наполеона на Россию. Сближение с простым народом; сила воли, спокойствие, уверенность в самом себе.

6. Организация тайного общества — итог деятельности Пьера как представителя передового дворянства.

Вариант 2 (Тезисный план с цитатами)

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

I. Мсье Пьер - незаконнорожденный сын графа Безухова.

1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).

2) Дружба с князем Болконским.

3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).

4) Высылка в Петербург “за буйство”.

II. Богач и граф Пьер Безухов.

1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!”).

2) Женитьба на Элен Курагиной - первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.

3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”

III. В ложе масонов.

1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.

2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).

3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).

4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).

5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.

6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.

IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.

1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.

2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.

3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.

V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.

1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.

2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война - это безумие, противоестественное состояние для человека.

3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.

5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.

6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.

7) Пьер в плену:

а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек - это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”

б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;

в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;

г) встреча с Платоном Каратаевым ; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом - и зло убило его;

д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

е) освобождение Пьера из плена партизанами.

VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.

1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.

2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.

3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”

4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.

Вариант 3

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

Побочный сын знаменитого екатерининского вельможи, Пьер Безухов с первых страниц романа привлекает внимание читателей. Детство и юность (с 9 до 20 лет) он провел за границей. Затем возвратился в Россию и жил в Петербурге, выбирая карьеру. Он вращается в кругу светских людей, но резко выделяется среди них.

Это был «толстый молодой человек со стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» (т.I, ч.I, гл. II). Пьер был «неуклюж», выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками» (т.I, ч.I, гл.V).

В нем покоряет выражение «добродушия, простоты и скромности», искренности и отсутствие позы. Его добродушная широкая улыбка как бы говорила: «видите, какой я добрый и славный малый. В нем есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

От всех в гостиной Шерер Пьера отличал «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный» взгляд. Он не умеет войти в салон и выйти из него, допускает ряд неучтивостей с точки зрения светского этикета: не слушает тетушку, задерживает хозяйку, когда ей нужно пойти к другому гостю, держит в руах чужую шляпу по своей рассеянности. Но не это самое главное.

Он не разделяет взглядов гостей салона Шерер. Для Пьера характерны свободомыслие и независимость суждений., его взгляды резко противоположны взглядам представителей света. Человек неподкупной честности, он смело высказывает восхищение французской революцией и в конной гвардии он не хочет служить потому, что не желает воевать против Франции «Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу» (т.I, ч.I, гл.V)- говорит он.

Безвольный, рассеянный, непрактичный, склонный к «мечтательному философствованию», он не может сделать правильный выбор и часто легко поддается соблазнам великосветской жизни, совершая тяжелые жизненные ошибки. Он кутит с золотой молодежью, несмотря на свое обещание князю Андрею не посещать более Анатоля Курагина и не принимать участие в его кутежах.

Доверчивый и простодушный, Пьер не знает жизни и не умеет применять свои силы. Он становится жертвой хитрых, жадных и льстивых людей. Его добротой и незнанием жизни пользуются и князь Василий, и управляющий, и многие светские люди, лесть которых он принимает за искреннее выражение любви и восхищения.

Пьер женится на Элен Курагиной. Этот брак вызвал глубокий нравственный кризис. Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его — безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время поединка, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Глупо и ложь — это опять относится только к нему самому. В светском кругу Пьер чувствует себя несчастным и одиноким. Замкнувшись в себе, он много рассуждает на отвлеченные философские темы о добре и зле, о сущности и цели жизни, но не находит ответа на мучившие его вопросы.

Эти мучительные раздумья Пьера, тайные движения души и мысли, которые герой не может высказать вслух, Толстой раскрывает средствами внутреннего монолога: «Что дурно? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (т.II, ч.II, гл.I).

Пытаясь найти выход из этих противоречий, Пьер оказался под влиянием масонства. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, масон Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. Пьера привлекает не мистическая, а нравственная сторона масонства, возможность «исправлять род человеческий» и «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». В «наслаждении делать добро» искал он удовлетворения.

Эти настроения писатель раскрывает в эпизодах антикрепостнических преобразований в деревне. Толстой показывает отвлеченный гуманизм, незнание жизни и оторванность Пьра от народа. Пьеру не удалось облегчить жизнь крестьян.

Щедрый и бескорыстный Пьер занялся благотворительной деятельностью и задумал широкий план антикрепостнических преобразований в имениях. Он решил освободить крестьян в южных имениях от крепостной зависимости, освободить женщин с детьми от работы, организовать медицинскую помощь крестьянам, отменить телесные наказания и учредить в каждом селении больницы, приюты и школы.

Но его добрые начинания не осуществились. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки. А Пьру он устраивает спектакль восторженного приема со стороны крестьян. проезжая по имениям Пьер видел повсюду здания школ, больниц и приютов. Его встречали женщины с грудными детьми на руках, благодарившие за избавление от тяжелых работ, и дети, которых священники обучали грамоте, ему подносили хлеб-соль. Но он не знал, что здания стояли пустыми, и крестьяне продолжали давать деньгами и работой все то, что они давали раньше, и вследствие этого участь их стала еще тяжелее: «женщины-ребятницы» выполняли непосильную работу, детей за деньги выкупали у священников, потому что нужно было работать, крестьяне находились в величайшем разорении, постройка зданий только увеличивала барщину, уменьшенную лишь на бумаге.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни». Презирая и ненавидя свою жизнь, он живет в Москве как «богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и побранить слегка правительство…» (т.II, ч.V, гл.I).

Из этого жизненного тупика Пьера выводят любовь к Наташе и грозные события венной войны 1812 года. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями». после расстрела пяти пленных, а Пьер стоял по счету шестым, в душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем… уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству.

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, …ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

В плену Пьер научился находить радость и счастье в жизни, несмотря на превратности судьбы. «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой . Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни. В Каратаеве Пьера восхищала независимость его нравственного состояния от внешних условий жизни, умение сохранять радостное восприятие жизни, любовь к миру, спокойствие духа, несмотря ни на какие удары судьбы. Открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

По мнению Толстого, влияние Каратаева на Пьера было настолько велико, что Каратаев «остался навсегда в душе Пьера самым дорогим и сильным воспоминанием», «олицетворением духа простоты и правды» (т.IV, ч. I, гл.XIII).

Освобожденный из плена, он сохранил в своем нравственном облике те черты, которые приобрел под влиянием близости к народу и лишений жизни. Он стал более внимательным к людям, терпимо относился к мыслям и чувствам других людей. “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере).

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, знав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Необходимо объединение честных людей. И путь исканий начинается снова:

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять на-чинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная под-лость» — эти слова Л.Н. Толстого объясняют и мировосприятие, и судьбу, и жизненные принципы его любимых героев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!