Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Проблема формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Коммуникативные способности ребенка

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение - обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.


Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.


Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья - наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как - нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное - попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.


Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное - выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что - обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников - научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Постоянная коммуникация и взаимодействие со взрослыми и сверстниками – важное условие развития психологически здорового ребенка. Конечно, необходимо обладать особым талантом, чтобы находить общий язык с любым человеком. Однако научиться держать беседу, с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, приобретать знакомства может практически каждый. Как и остальные навыки, коммуникативные способности целесообразно развивать с самого детства. И в этом деле первые помощники – вы, уважаемые родители!

Но вначале ценный совет: в борьбе за коммуникабельность важно знать меру. Нельзя ставить детей в неловкое положение, заставлять выполнять ваше поручение или насильно знакомить с ребятишками. Демонстрируйте терпение и чуткость – только тогда чадо проявит инициативу. Обязательно повторите с ним правила поведения с незнакомцами на улице.

Правила эффективной детской коммуникации

  1. Расширяйте круг общения вашего малыша уже на втором году жизни. Это раньше ему было достаточно взаимодействия с родственниками в домашней обстановке. А двухлетним детям такого ограниченного пространства для расширения кругозора и потребности в социализации крайне не хватает.
  2. Учите при знакомстве называть себя и спрашивать имя собеседника. После нескольких повторов это войдет у вашего отпрыска в привычку. Поощряйте каждую попытку сближаться со сверстниками на детской площадке.
  3. Во время прогулки предлагайте ему поспрашивать, как дела у знакомого мальчика или девочки. Это можно сделать не только напрямую, но и через родителей приятеля. Несколько фраз – и маленькие друзья на следующий день будут не просто здороваться и говорить «до свидания», а делать первые попытки наладить диалог.
  4. Узнайте, что дошколенок хотел бы приобрести в магазине, и попросите озвучить собственный выбор продавщице. Если же он пока не может преодолеть застенчивость и неуверенность, не обвиняйте его в трусости. Оставшись наедине, уточните: «Тебе хотелось шоколадку? С орехами? А какую покупку мы сделаем завтра? Поможешь мне выбрать? О чем мы попросим тетю за прилавком?» Точно так же действуйте и в других публичных местах: в кафе, зоопарке, музее и театре.
  5. В детском коллективе острые моменты и бурные выяснения отношений происходят буквально на каждом шагу. Не стоит сразу же бросаться разводить спорщиков по разным углам песочницы, дайте им время самим преодолеть недопонимание. Конечно, если ситуация не накалилась до предела. Также научите ребенка не обострять конфликт из-за мелочей, и, вместе с тем, держаться с достоинством.
  6. Трехлетнему карапузу еще можно (и нужно) делать замечания во дворе, а вот со школьником следует проводить беседу только тет-а-тет. То же самое касается и новых приятелей: дошкольнику можно порекомендовать познакомиться с кем-то, а старшие дети самостоятельно должны подбирать себе компанию.
  7. Не забываем рассказывать об этикете и его правильном применении. Дети должны иметь четкое представление, как общаться с взрослым человеком или ровесником. Например, приятелю достаточно сказать «Привет» и «Пока», а вот для воспитателя или врача подходят более уважительные фразы – «Здравствуйте», «Всего доброго».

Давайте играть!


Коммуникативные умения формируются, в том числе, и в игровой деятельности. Не каждое развлечение способствует общительности, поэтому перечислим самые необходимые.

  • Ролевые игры

Они идеально подходят для развития навыков общения. Дети, надевая на себя различные «маски», обучаются рассматривать определенную вещь с множества сторон, оценивают свое поведение и поступки окружающих, в конце концов, стараются разговаривать друг с другом. Самая популярная версия – «Дочки-матери», а также масса других вариантов: посещение супермаркета, прием у врача, поход в зоопарк.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Драматизации

Устраивать дома театрализованные представления – замечательная и очень полезная идея. Такие занятия раскрепощают, дают простор для воображения и творчества. Даже если вначале ваше чадо участвует в сценках как молчаливый зритель, все равно его словарный запас обогащается, а память становится крепче. Постепенно вовлекайте его в действие: задавайте вопросы по сказке, притворитесь, что не помните продолжения.

  • Игры с правилами

Подобные упражнения, а также всяческие состязания прививают усидчивость, внимательность, стремление к победе и учат взаимодействовать с другими людьми. Маленькие ребятишки уже знакомятся с условиями, которые надо выполнять: последовательность хода, результат. Часто малыши расстраиваются из-за проигрыша и даже пытаются поменять принципы игры. В раннем возрасте поддаваться можно, повышая тем самым уверенность своего отпрыска в себе, однако в остальном не уступайте – правила должны соблюдаться!

  • Мимика и жестикуляция

Прежде чем приступить к веселью, расскажите, что общаться можно не только словами, но и движениями (машем рукой) и мимическими средствами (улыбаемся). Изобразите косолапого мишку, а непоседа будет угадывать, потом поменяйтесь местами. Старшие детки обожают играть в «Ассоциации», когда водящий через жесты и ужимки обыгрывает какую-либо ситуацию или определение.

Дотошные читатели поинтересуются, а требуется ли вообще развивать эти самые коммуникативные способности? Допустим, у ребенка определенный тип личности, который не подразумевает желания взаимодействовать с большим количеством людей.

Мы согласны, что «ломать» ваше чадо не стоит, но помогать строить отношения с внешним миром просто необходимо. Рядом столько всего интересного, полезного, необычного, что без коммуникабельности прожить порой очень сложно. Поэтому задача родителей – научить маленького человечка черпать эту информацию самыми разными способами, а значит, деток необходимо обучать общению!

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами —

ВИДЕО: Как помочь ребенку развить коммуникативные навыки?

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать».

В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение».

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Существуют 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникативной стороне общения, - это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Общение всегда направлено на другого человека.Общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Структура коммуникативных умений младших школьников включает компоненты:

  • эмпатийный (стремление установить эмоциональный контакт в процессе общения, умение почувствовать эмоциональное состояние собеседника);
  • креативно-деятельностный (умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения, навыки в новых ситуациях общения, самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения, проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления);
  • оценочно-рефлексивный (умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения, адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению).

Опираясь на концепцию общения, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению:

  • Межличностная коммуникация;
  • Межличностное взаимодействие;
  • Межличностное восприятие.
  • Составляющими коммуникативных умений являются:
    • умение слушать другого человека;
    • умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;
    • умение понимать другого;
    • умение сопереживать, сочувствовать;
    • умение адекватно оценивать себя и других;
    • умение принимать мнение другого;
    • умение решать конфликт;
    • умение взаимодействовать с членами коллектива.

Таким образом,коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10 лет.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения младших школьников в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности происходит дальнейшее физическое развитие ребенка, совершенствуются психофизиологические функции, формируются психологические новообразования, возникают сложные личностные новообразования. Эти новообразования характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является тесная связь его с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.

Существенные изменения происходят в психологических процессах, связанных с памятью. У младших школьников более развита наглядно-образная память, они лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Младшие школьники склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Но постепенно усиливается роль и словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешних свойств предметов и явлений к познанию их существенных свойств и признаков, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, понимать причинности явлений, строить элементарные умозаключения. Ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным.
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Психологи, исследовавшие особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют. Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей.

Постепенно изменяется общий характер эмоционально чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. У детей всё больше развивается способность осознанно регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка.

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития - кризиса 7 лет. В период кризиса 7-ми лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Для семилетнего ребенка в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поведение, что связано с утратой деткой непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоции, обобщением переживании. За этими внешними изменениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. Существует две формы общения: «Ребенок - взрослый», и «Ребенок - дети». В сфере «ребенок - взрослый» эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Помимо отношений «ребенок - родитель» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен уметь контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников.

Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение устанавливать дружеские контакты являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Большинство детей легко устанавливают дружеские связи, которые в этом возрасте основываются, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме и др.). Дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Если у ребенка к 9 - 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

И лишь для некоторых ребят период установления дружеских взаимоотношений затягивается; они теряются в новом окружении, не могут в течение продолжительного времени сблизиться с одноклассниками, чувствуют себя одинокими. Такие школьники, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.
Потребность в общении в младшем школьном возрасте выступает на первый план и поэтому определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Но высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

В младшем школьном возрасте дети умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно строить понятные для партнера высказывания, соблюдать логику передаваемой информации, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. Они владеют такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение, умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности. Ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. В младшем школьном возрасте страх быть не тем достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьёзно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.

Становление мотивационной сферы, соподчинение, развитие познавательной мотивации, определенного отношения к школе теснейшим образом связаны с развитием самосознания ребенка, переходом его на новый уровень, с изменением его отношения к себе, у ребенка появится осознание своего социального «Я». Возникновение этого новообразования в значительной степени определяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю системы отношений его к действительности, в том числе к школе, взрослым и т.д.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими людьми. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени, обусловлено возникающей именно в этот период способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом, определяет социальный статус ребенка и непосредственно влияет на становление самооценки.

Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение - это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь».

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.

В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.

Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

  • раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;
  • ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;
  • включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;
  • совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Игровые технологии способствуют развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников, позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных умений.

Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят (В.В. Рубцов):

  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
  • Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.
  • Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).
  • Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
  • Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).
  • Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).

Первоклассники учатся объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения.

Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх и включаются в общую работу класса.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске.

Дети учатся:

  • отстаивать своё мнение;
  • представлять работу группы;
  • дискутировать;
  • слушать внимательно друг друга;
  • умение задавать вопросы;
  • выслушивать другого.

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. В ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.

На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.

Тренинги направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога.
Выстраивая отношения, обучающиеся соблюдают правила ведения диалога:

  • Любое мнение ценно.
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
  • Хочешь говорить - подними руку.
  • Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе - понять его.
  • Обращение начинается с имени.
  • Критика должна быть тактичной.
  • Отсутствие результата - тоже результат.
  • Голос - твой божественный дар, умей им владеть.

Однако можно привлекать другие формы, например проектная деятельность. Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся. Учащиеся выступают на школьных конференциях, представляя защиту своей работы.

В результате работы над проектом учащиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи .

Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного формирования коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.

Для развития коммуникативных умений педагоги используют:

Игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними.

Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.

Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении, инсценировать разговор двух героев произведения, придумать разговор героев произведения по телефону, инсценировать произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты - частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем - не храним, потеряем - плачем».

Творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами с целью развития речи младших школьников на уроках русского языка.

Для развития речи детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова»,
«Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», «Составление предложений по картинкам».
Основная задача учителя на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.

Работа по развитию речи осуществляется не только через уроки, но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность.

Работу в парах, групповую работу, которая даёт огромные возможности для осуществления совместной деятельности обучающихся, умению вести диалог соблюдая правила речевого этикета (пересказ, слушание, беседа, спор, рассуждения, рассказ соседу по парте).

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

В малых группах дети работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Тренинги

Для личностного слушания предназначены специальные виды тренингов:

  • Каждый участник тренинга должен выслушать рассказ собеседника (о каком-нибудь произошедшем с ним случае, об интересном фильме и т.д.), соблюдая следующие правила: быть внимательным, не перебивать, стараться понять смысл рассказа, поддерживать говорящего мимикой, жестами, репликами. После тренинга дети делают вывод о том, что гораздо легче общаться с собеседником, когда он активно слушает, проявляя интерес к сказанному.

Для развития выразительности речи используются следующие тренинги:

  • Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).
  • Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).
  • Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.
  • Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.

Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:

  • Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.
  • При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.

Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания.

Оценивание друг друга и себя.

Ребёнок учится сопоставлять работы с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной работы; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека; учится давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

12.01.2019

Коммуникативные навыки необходимы каждому человеку. Начинать формировать их нужно еще в детстве. Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста используются различные методики, но предпочтительнее игровая форма занятий. Важная роль в этом принадлежит не только воспитателям в детском саду, но и родителям ребенка.

О коммуникации и коммуникативных навыках

Коммуникация имеет несколько определений. В психологии ее называют общением, то есть информационным обменом у живых организмов. Этот процесс отличается сложностью и многоплановостью, подразумевает установление контактов между людьми и их развитие. Такое общение называют также межличностным или межгрупповым в зависимости от количества его участников.

Коммуникация позволяет ребенку выражать свое мнение, чувства, идеи, понимать значение сказанного ему или сделанного для него.

Называют также навыками эффективного общения. Они включают легкость установления контактов с отдельными людьми и целыми группами, умение поддерживать разговор, договариваться, отстаивать свои законные права. К коммуникативным навыкам относится также синтонное общение, то есть нейтральное, доброжелательное, неконфликтное.

Коммуникативные навыки у каждого человека должны развиваться с детства. Общение формирует личность, позволяет благодаря другим людям познать и оценить себя.

У детей дошкольного возраста общение представлено несколькими последовательными стадиями:

  • Ситуативно-личностная стадия наблюдается в возрасте 2-4 лет и характеризуется эмоционально-практическим взаимодействием. Партнером по нему является сверстник ребенка.
  • Ситуативно-деловая стадия характерна для возраста 4-6 лет. Ситуативно-деловая коммуникация в этой фазе представлена преимущественно игровой деятельностью.
  • Внеситуативно-деловая фаза коммуникации приходится на возраст 6-7 лет и характеризуется появлением внеситуативных линий, когда содержание общения и наглядная ситуация разделяются, происходит формирование постоянных, но избирательных предпочтений.

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Для дошкольного возраста свойственно изменение характера взаимодействия. Это выражается расширенным представлением об умениях и навыках партнера, заинтересованностью в ранее незаметных сторонах его личности. В результате развивается более цельное представление себя самого, личность стабилизируется.

Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.

Уровень развития коммуникативных способностей у дошкольника показывает его психологическую готовность к обучению в школе.

Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:

  • желание взаимодействия с окружающими людьми;
  • знание норм и правил поведения;
  • восприятие социальных ролей в обществе;
  • умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
  • разрешение любых конфликтов в общении.

От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.

При формировании коммуникативных навыков у ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:

  • интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
  • у ребенка должны быть партнеры для общения;
  • ребенку надо давать время на ответ;
  • стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
  • показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.

Задачи коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста

Коммуникативное воспитание дошкольников является многогранным процессом. Следует выделить несколько основных его задач:

  • усвоить нормы и ценности общества, в том числе моральные и нравственные;
  • развить общение и взаимодействие ребенка и его сверстников, взрослых людей;
  • сформировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развить социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • сформировать уважение и осознание принадлежности к своей семье, обществу;
  • создать позитивную установку к труду и творчеству;
  • заложить основы безопасного поведения в обществе, быту;
  • подготовить к совместной деятельности со сверстниками.

Основная задача коммуникативного развития дошкольников – побуждение ребенка к общению. Именно оно является основой различных видов деятельности.

При формировании коммуникативных навыков в любом возрасте важно выполнение следующих задач:

  • легкая установка контактов и способность их поддерживать;
  • произведение нужного впечатления на оппонента;
  • умение объяснять свою позицию;
  • способность отстаивать свое мнение.

Методы развития коммуникации

Развитие коммуникации выполняется разными методами. Они бывают наглядными, словесными и практическими.

Наглядные методы делятся на две подгруппы:

  • Непосредственное наблюдение. Оно может осуществлять с помощью различных экскурсий, походов на природу.
  • Опосредованное наблюдение. Такой метод называют также изобразительной наглядностью. Ребенок разглядывает игрушки и картинки, составляет по ним рассказы.

Словесные методы коммуникации включают следующие элементы:

  • рассказ без наглядного материала;
  • чтение художественной литературы, пересказ;
  • заучивание наизусть;
  • беседа для обобщения.

Практические методы коммуникации представлены дидактическими играми и упражнениями, инсценировками, хороводными играми, пластическими этюдами, играми-драматизациями.

Средства коммуникации

Выделяют несколько средств коммуникации. Разделить их можно на две большие группы – вербальные и невербальные.

Вербальные средства коммуникации представлены словами и выражениями, то есть речью. Речь является одним из важнейших методов коммуникации. Речевая деятельность представлена не только говорением и слушанием, но также письмом и чтением, то есть умением зафиксировать информацию на бумаге и воспринимать зафиксированные таким способом данные.

Невербальные средства коммуникации характеризуются интонацией, мимикой, жестами, взглядом, картинками, фотографиями, различными предметами. С точки зрения психологии именно невербальные методы коммуникации, которые называют также неречевыми, крайне важны. Доказано, что люди больше доверяют невербальным знакам общения, чем словам, так как они более информативны и правдивы.

Способы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развить коммуникативные навыки у дошкольников можно различными способами.

Игры

Один из эффективных способов – игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. В игровой форме дети лучше воспринимают и усваивают информацию, ощущают себя более естественно и непринужденно.

Для развития коммуникативных навыков эффективны следующие игры:

  • Поезд . Взрослый человек или один из детей играет роль паровозика, а остальные являются вагонами. Паровозик каждому по очереди говорит: «Привет, я паровозик (имя)». Вагон здоровается и тоже представляется. Паровозик предлагает ему поехать вместе, а вагон соглашается. Так собирается целый поезд. После каждого знакомства можно делать небольшой круг. Присоединившиеся говорят «чух-чух», а паровозик перед знакомством с новым вагоном произносит «ту-ту». Если паровозиком является ребенок, то играть эту роль должны все по очереди.
  • Отгадай по голосу . Ребята должны встать вокруг водящего, у которого завязаны глаза. Они двигаются по кругу со словами: «Водим-водим хоровод, веселится весь народ, ты попробуй отгадать, кто имя будет называть». В это время руководитель дает одному из детей знак и тот называет имя ведущего, который должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадает, то назвавший имя ребенок становится ведущим.
  • Цветик-семицветик . Надо сделать цветок, лепестки которого можно оторвать – их количество должно быть равно числу детей. Каждый ребенок отрывает один лепесток и загадывает вслух желание, которое окружающие могут выполнить, например, попросить кого-то попрыгать на одной ноге или показать какое-нибудь животное.
  • Хор животных . Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.
  • Море волнуется . Дети встают произвольно, оставляя достаточно свободного места между собой. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри». Каждый ребенок должен при этом изобразить какую-либо фигуру, а ведущий отгадывает, что или кто это.
  • Сделай комплимент . Дети должны встать в цепочку или в круг. Каждый ребенок по очереди должен говорить соседу какой-нибудь комплимент, при этом дети должны смотреть друг другу в глаза. Говорить можно только хорошее, повторяться нельзя. Тот, кому сказали комплимент, должен поблагодарить сделавшего его человека и сказать, что ему приятно.
  • Королевство зеркал . Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.
  • Мышеловка . Для этой игры также выбирается один ведущий, который играет роль мышки. Остальные плотно встают вокруг него, обнимая друг друга. Задача мышки – вырваться из мышеловки, найдя лазейку или уговорив кого-нибудь сделать ее.
  • Компот . Для этого нужен большой круг – обруч, рисунок на полу, веревка, свернутая в кольцо. Дети должны встать вокруг этого круга. Каждый ребенок изображает какой-нибудь фрукт. Ведущий является поваром. Он называет фрукт, а изображающий его ребенок должен прыгнуть в круг. Можно разнообразить игру. Пусть каждый ребенок, как прыгнет в круг, говорит несколько предложений о фрукте, который изображает, например: «Я абрикос. Я оранжевый, расту на дереве, а внутри у меня косточка».
  • Царевна Несмеяна . Выбирается ведущий, который и будет царевной. Он должен изобразить уныние, а остальным нужно рассмешить Несмеяну. Можно рассказывать что-то смешное, использовать мимику и жесты. Кто первый рассмешит царевну, тот сам становится ведущим.

  • Поиск мяча . Выбирается один ведущий, остальные дети плотно встают вокруг него. Все заводят руки за спину и передают друг другу мяч, который ведущий не должен видеть. Задача ведущего – угадать по выражению лица, у кого в руках мяч. Когда он угадывает, то ребенок с мячом становится ведущим.
  • Газета . Нужно взять обычную газету и расстелить ее на полу. Все дети встают на эту газету. Затем она складывается пополам, затем еще пополам и так до того момента, пока все дети не смогут на ней уместиться. В ходе игры детям надо максимально контактировать, тесно вставать, поддерживать друг друга.
  • Разговор через стекло . Выбирается один ведущий, который встает напротив остальных детей. Необходимо представить, что он находится за толстым стеклом, который не пропускает звуки. Он должен что-нибудь беззвучно говорить и сопровождать это жестами и мимикой. Остальным надо отгадать, что он говорит. Первый отгадавший сам становится ведущим.
  • Испорченный телефон . Дети садятся или встают в цепочку. Первый человек поворачивается и говорит соседу на ухо какое-нибудь слово, а тот должен повторить его следующему по цепочке. Последний ребенок в цепочке говорит это слово громко. Часто оно отличается от начального варианта. Затем последний ребенок становится ведущим. Можно сделать эту игру командной. Командиры выбирают общее слово и передают его по своей цепочке. Побеждает та команда, чье слово в конце оказалось правильным или максимально похожим на начальный вариант. Главное правило игры – говорить быстро и на ухо, чтобы остальные не слышали.
  • Горячо-холодно . Выбирается ведущий, который должен выйти из комнаты. В это время остальные прячут какой-либо предмет. Ведущий заходит и должен найти этот предмет. Если он отходит дальше, то говорят «холодно», если подходит ближе – «теплее». Когда ведущий оказывается совсем близко, то говорят «горячо».
  • Ручеек . Дети должны встать в цепочку и держать друг друга за пояс или плечи. Необходимо, не разрывая цепочку, проходить различные препятствия – пройти болото, прыгая по кочкам, проползти по низкой пещере (под столом).
  • Потеряшка . Выбирается один ведущий, остальные садятся так, чтобы видеть друг друга. Ведущий говорит: «Внимание! Потерялся ребенок». Затем он описывает потерявшегося ребенка – мальчик или девочка, рост (высокий-низкий), цвет волос, цвет одежды, ее особенности (картинка на футболке, оборка на юбке). Остальным надо угадать, про кого идет речь. Первый отгадавший становится ведущим.
  • Угадай-ка . Выбирается ведущий, который загадывает какой-либо предмет. Остальные задают ему наводящие вопросы (живое, съедобное, твердое, красное и т. д.). Ведущий отвечает да или нет. Кто первый отгадает предмет, становится ведущим. Игру можно упростить, ограничив загадываемые предметы игрушками, находящимися в пределах этого помещения или на столе.
  • Лиса и зайцы . Один ребенок играет роль лисы, а остальные зайцев. Все зайцы встают у одной стены. Когда музыка включается, то зайцы бегают посередине комнаты, когда она выключается, то выпрыгивает лиса, а зайцы должны убежать от нее к стенке. Заяц, не успевший убежать от лисы, сам становится ею.
  • Отгадай сказку . Детям надо разделиться на две группы. Каждая по очереди изображает короткую и известную всем сказку, но слов при этом не произносит – можно двигаться, использовать жесты, мимику. Задача второй команды быстрее угадать. Можно засечь время, кто быстрее угадает сказку, или выбрать в каждой команде самого догадливого.
  • Красивая травинка . Выбирается один ведущий, а остальные дети изображают травинки. Они поднимают руки кверху, потягиваются навстречу солнцу, покачиваются на ветру, периодически замирая, когда ветер стихает (комментирует действия взрослый). Ведущему надо выбрать самую красивую травинку, которая его заменит.
  • Дракон . Детям нужно встать в линию. Первый человек является головой дракона, а последний – хвостом. Голова дракона должна поймать свой хвост, который все время убегает. Цепочка во время игры остается неразрывной. Когда голова ловит хвост, то она сама становится им, а головой становится второй по цепочке ребенок. Играть надо до тех пор, пока каждый не побудет в обеих ролях.

В любой игре должны быть задействованы все дети. Если предполагается выбор ведущего, то им по очереди должен побыть каждый ребенок. Взрослым надо следить, чтобы участвовали все дети. Если по какой-то причине один из детей не оказывается выбранным, то надо ему помочь, но делать это мягко и ненавязчиво.

Упражнения

Для таких упражнений используются различные картинки и доска, на которую их можно прикрепить. Если детей несколько, то они должны делать упражнение по очереди, а остальные наблюдают и с разрешения могут советовать.

Задания могут быть следующими:

  • Выбрать картинку с изображением человека с определенной эмоцией и рассказать небольшую историю, например: «Это Петя. Ему грустно, потому что он потерял свой мяч». Взрослый должен спросит, как можно помочь Пете, а рассказчик и остальные дети предлагают свои варианты.
  • Надо разделить доску на две половины и пометить знаками «+» и «-». Нужно по очереди звать детей к доске и показывать несколько картинок. Ребенок должен выбрать хороший и плохой вариант, но с одинаковым направлением – например, плачущая и смеющаяся девочка, целая и разбитая ваза. По этим картинкам можно составить небольшой рассказ.
  • На доску необходимо прикрепить иллюстрацию к пословице. Ребенок должен прослушать несколько пословиц и выбрать подходящий к картинке вариант. Надо объяснить значение пословицы и свой выбор.
  • На доску необходимо прикрепить несколько картинок. Задача ребенка заключается в размещении их по порядку и составлении рассказа.

Полезно использовать различные художественные произведения. Начинать лучше с небольших сказок. Надо прочитать сказку детям, а затем обсудить ее с ними. Особое внимание надо уделять действиям героев, делая упор на хорошие поступки. Необходимо говорить и об отрицательных моментах – надо обсуждать с детьми, почему так нельзя делать.

Полезно разучивать сказки по ролям. Можно использовать дополнительный реквизит, важно активно задействовать мимику и жесты.

При затруднении ребенка в каком-либо действии необходимо помогать ему. При этом надо не выполнять за него задание, а подталкивать к правильному решению с помощью наводящих вопросов, слов-подсказок. Начинать надо с простейших элементов, постепенно усложняя задачу.

Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков

Многие родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков у ребенка, минимизируя общение с ним. Родитель задает формальные вопросы и, получив ответы на них, предоставляет ребенка самому себе. В результате у него нет образца нормальной и продуктивной коммуникации.

Еще одна ошибочная модель поведения взрослых – жесткое подавление личности ребенка. В этом случае мнение и интересы дошкольника не учитываются. Нередко применяются жесткие наказания, в том числе физические, ребенка оскорбляют, унижают. Последствия такого подхода в воспитании зависят от характера ребенка. Если он достаточно сильный, то поведение взрослых может восприниматься как норма, что чревато агрессивностью со сверстниками, склонностью к их запугиванию. Слабохарактерный ребенок будет сломлен таким отношением, поэтому начнет скрытничать, заискивать перед взрослыми.

Формируя коммуникативные навыки у дошкольника, взрослые совершают различные ошибки. В соответствии с ними выделяют несколько типичных ошибочных моделей поведения:

  • Гордость семьи . Родители считают ребенка исключительным, превосходящим сверстников во всем. Все его пожелания исполняют, капризы и ошибки прощают. Ребенок становится избалованным, растет эгоистом.
  • Любимчик . Такая модель поведения характерна для многодетных семей. Отношение к ребенку такое же, как в предыдущем случае, но только со стороны одного из членов семьи. В результате ощущается нехватка любви и внимания от других членов семьи, а отношение остальных детей становится негативным, завистливым.
  • Бедная Золушка . Такая модель воспитания также характерна для многодетных семей. С детства ребенку отводят второстепенную роль, подчиняя его жизнь другому ребенку, которого считают более успешным. Это приводит к зависти, комплексу неполноценности.
  • Послушный ребенок . Понятия приличного и неприличного внушаются с рождения. Поведение ребенка должно быть подчинено определенным правилам, чтобы показать окружающим его воспитанность. При этом мнение ребенка и его интересы игнорируются, что чревато в будущем совершением аморальных и неприличных поступков.
  • Виноват во всем . Ребенок у всех вызывает раздражение, его обвиняют в любых бедах, присваивают проступки, которые он не совершал. Он становится изгоем, запуган, постоянно боится недовольства, наказания.
  • Хрустальная ваза . Такая модель поведения свойственна семьям, где ребенок пережил тяжелую болезнь, серьезную травму, потрясение. Родители оберегают его от всего, что считают опасным. Ребенок растет безынициативным, постоянно ждет поблажек и считает, что все ему должны.
  • Проблемный ребенок . Он чрезмерно гиперактивен, очень озорной. На него не действуют выговоры, наказания. Это связывают с тем, что родители не желают воспитывать ребенка, не уделяют этому достаточно внимания.

Возможные проблемы при коммуникации дошкольников между собой и способы их решения

Коммуникация дошкольников подразумевают определенные правила, причем они отличаются от модели поведения, которая принята внутри семьи. Практически в любом коллективе неизбежно появление лидера, а вопрос лидерства часто решается дракой. Побеждает более агрессивный ребенок, подавляя своих сверстников, которые воспитываются в тепличных условиях. Агрессивные дети и дальше решают любые проблемы силовым путем.

Выделяют также следующие проблемы коммуникации дошкольников:

  • эмоциональная глухота – невосприимчивость к эмоциям окружающих;
  • болезненное состояние психики – переменчивость настроения, нервозность, повышенная возбудимость, тревожность;
  • замкнутость в собственном мире, игнорирование окружающих.

Решить такие проблемы можно только комплексным подходом. Нужна помощь психолога и активное участие родителей.

Проблемы с коммуникацией могут возникать у детей, имеющих особые личностные качества:

  • пассивность – проблемы с общением возникают у детей, не имеющих собственного мнения, не участвующих в коллективных играх, неспособных самим придумать увлекательное для всех занятие;
  • застенчивость – слишком застенчивые дети молчаливы, что не привлекает их сверстников;
  • эгоизм – ребенок не сопереживает другим, поэтому и они к нему относятся так же;
  • агрессивность – частые вспышки гнева, причинение боли другим оттолкнут любого человека.

Для преодоления проблем в коммуникации дошкольников взрослым надо помнить о следующих приемах:

  • сдерживание негативных эмоций в отношении других людей, особенно детей;
  • вмешательство в конфликты между детьми только в крайних случаях – так детям будет проще найти общий язык, договориться о чем-нибудь;
  • поощрение инициативы ребенка в общении;
  • развернутое общение с ребенком – нельзя ограничиваться односложными предложениями, важно строить максимально развернутый диалог.

Одной из значимых проблем в коммуникации дошкольников является виртуальное общение. Современные дети активно используют социальные сети, что приводит к ряду отрицательных моментов:

  • скудный словарный запас;
  • отсутствие эмотивного компонента – без эмоций у дошкольника не могут нормально развиться коммуникативные навыки;
  • однообразие общения – диалог присутствует, но нет совместных действий, которые являются важнейшей сферой социализации.

Одна из основных проблем виртуального общения заключается в том, что люди при нем могут выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Можно выложить фотографию другого человека или написать о себе неправдоподобную информацию. В виртуальном общении не видны эмоции оппонента, его проблемы и переживания.

Решение проблемы виртуального общения заключается в минимизации нахождения ребенка в социальных сетях, обеспечении максимума живого общения – помимо детского садика можно посещать различные кружки, секции, театр, приглашать сверстников в гости.

Коммуникативные навыки необходимы каждому человеку. Формируются они еще в раннем детстве, а от уровня их развития во многом зависят отношения со сверстниками. Это справедливо не только в отношении детей, но и в дальнейшей взрослой жизни. Для формирования коммуникативных навыков используют различные упражнения, предпочитая проводить их в игровой форме.

Воспитателям в детском саду видно, что в последнее время многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не могут поддержать и развить установившейся контакт.

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Есть дети, которые враждебно относятся к окружающим, не умеют общаться. Они живут в своём мире, чувствуют, что их никто не любит, им кажется, что они не достойны любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же и страдают. Такие дети имеют низкий уровень самоконтроля, им непременно должны помогать взрослые.

Говорят, что внутри у каждого человека есть так называемая «чаша любви», и вот пока человек её не наполнит, он не сможет отдавать свою любовь другим, поэтому так важно как можно раньше заполнить эту «чашу», чтобы он сам мог любить, позитивно общаться, дарить людям радость.

Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, основанные на этических нормах и правилах. Всё это поможет жить детям в изменяющейся социальной среде.

С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка.

Основой полноценного, гармоничного развития ребенка дошкольного возраста является общение.

Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов, в ходе которого происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание, оценка друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Ребенок реализует свою потребность в общении, самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения (сверстников и взрослых) и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки.

Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:

* мотивационную («Я хочу общаться») - желание вступать в контакт с окружающими;

* когнитивную («Я знаю, как общаться») - умение организовать общение, т.е. умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

* поведенческую («Я умею общаться») - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослыми и со сверстниками. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей различна.

Через общение детей со взрослыми происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности. Взрослый, организуя детскую деятельность, способствует тому, чтобы усваиваемые в игре нормы поведения, способы общения становились регуляторами коллективных взаимоотношений в детском обществе. Важную роль в развитии общения детей играет их участие в совместной деятельности, в которой создаются условия для проявления отзывчивости, внимания друг к другу и взаимопомощи.

Таким образом в общении со взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, - обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.

Отличия общения со сверстниками от общения со взрослыми состоит в том, что:

  • Контакты со сверстниками имеют особенно яркую эмоциональную насыщенность. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, то разговоры с ровесниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т.д.
  • В контактах дошкольников наблюдается нестандартность высказываний, отсутствие жестких правил. Общаясь со взрослым ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые сочетания слов и звуков.
  • В общении друг с другом у дошкольников преобладают инициативные высказывания над ответными. В контактах ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А общаясь со взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
  • Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый, т.к. последний все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или что-либо рассказывает, т.е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации.
  • В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Одной из специфических закономерностей развития детей с нарушением зрения является дефицит информации об окружающем мире. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности, и поэтому требует специальной коррекции.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста предполагает:

  1. становление умения владеть средствами общения;
  2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;
  3. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить свое отношение к собеседнику;
  4. способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;
  5. формирование умения коллективного обсуждения заданий.

Основными формами и методами по формированию способов общения выступают:

  1. Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением увиденного;
  2. Упражнения подражательного характера;
  3. Элементы сюжетно-ролевых игр;
  4. Игры с правилами, настольные и словесные;
  5. Использование пальчиковой гимнастики;
  6. Беседы с использованием речевых и неречевых средств общения.

Система работы по развитию средств общения у детей включает 4 раздела:

- Раздел 1 «Я и мои эмоции»

- Раздел 2 «Языки общения»

- Раздел 3 «Умение владеть собой»

- Раздел 4 «Культура общения»

В первом разделе «Я и мои эмоции» проводятся игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, понимание своего эмоционального состояния, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Данные игры направлены на умение произвольно изображать и правильно воспринимать эмоции в жизненных ситуациях.

Все задания второго раздела «Языки общения» призваны дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с окружающим внешним миром.

Игры и упражнения данного раздела направлены на развитие возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, позы, эмоций, вербальной речи.

Все задания третьего раздела «Умение владеть собой» призваны научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения.

Здесь проводятся игры и упражнения направленные на овладение игровыми приемами произвольного расслабления, на контролирование своего поведения в общении с окружающими людьми; на способность принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместной деятельности.

Все игры и упражнения четвертого раздела «Культура общения» направлены на формирование навыков культурного поведения. На овладение приемами вежливого обращения с окружающими, на развитие умения вести диалог.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребёнку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми , возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка , а в будущем - к формированию негативной жизненной позиции.

С помощью этих игр у детей :

Снимаются телесные зажимы;

Происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение , мимика и жестикуляция;

Активизируется внимание;

Проявляются навыки правил поведения ;

Повышается самооценка.

В заключении можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении . Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!