Религиозные войны во франции урок. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции. Сообщение учащегося о религиозных войнах во Франции

Цели: (сл. 2) - охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции во второй половине XVI века;

Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивать умение работать с историческими источниками и находить нужную информацию

Воспитывать толерантность к другому вероисповеданию

Оборудование:

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Игра « Верно или неверно»

(если всё выполнено правильно, то должна получиться буква Е)

1. Война Алой и Белой Розы длилась 30 лет (в)

2. Через 16 век проходят три главных мотива: Реформация, усиление абсолютизма и завоевание морского господства(в)

3. Начало Реформации в Англии связано с именем Генриха VIII (в)

5. Папа Римский отказал Генриху VIII в разводе (В)

6. Генрих не смог жениться на Анне Болей, так как не получил развода (н, получил от епископа Кентерберийского)

7. В 1555 году король объявил себя главой англиканской церкви(н, в 1534 г., парламент объявил)

8. Реформация в Англии началась так же как и в Германии «снизу» (н, сверху)

9. Генрих VIII , чтобы запоручиться поддержкой церкви, подарил им огромное количество земель (н, наоборот, отбирал принадлежащие им земли)

10. У Генриха VIII не было сторонников в борьбе за Реформацию (н., Томас Мор)

11. Король сам назначал епископов. (в)

12. Мария Католическая получила прозвище «кровавая», потому что в годы её правления было пролито много крови.(в)

13. Супруг Марии Кровавой горячо поддерживал политику Контрреформации в Англии (в).

14. Правление Елизаветы названо « золотым веком» (в)

15. Королевой Елизавета стала в возрасте 25 лет (в)

16. Первое, что сделала Елизавета придя к власти, было провозглашение государственной церковью англиканскую. (в)

17. Епископы в годы правления Елизаветы не были подчинены её власти (н, были ей подчинены)

18. Королева Елизавета поддерживала протестантов (н)

19. Пуритане - это люди, придерживающиеся лютеранской церкви (н, кальвинистской)

20. Политику, проводимую Елизаветой, нельзя считать веротерпимой. (н., можно)

21. Елизавете, чтобы спасти страну от религиозных войн, пришлось казнить свою родственницу Марию Стюарт (в)

22. Она покровительствовала развитию промышленности и торговле

23. В 1588 году Филипп II снарядил огромную эскадру, названную Непобедимой армадой (в)

24. В Морском сражении испанцы были разбиты, что сделало Англию морской владычицей (в)

25. Реформация в Англии помогла укрепить абсолютную королевскую власть (в)

3. Сообщение темы и целей урока.

План (сл. 4)

1. Один король, но две веры.

2. Первая кровь.

3. Путь беды.

4. « Кровавая свадьба»

5. « Король, спасший Францию».

6. « Добрый король»

7. Кардинал Ришелье.

В 1598 году во Франции был издан Нанский эдикт, и до 1685 года в стране торжествовала веротерпимость. НО путь к этому документу был очень длинным и тернистым. Сегодня мы поговорим о том, что это за документ, каково его значение для французов разной веры.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Вспомните, пожалуйста, в каком веке произошло объединение Франции? (в конце 15 века)

После объединения Франция по численности населения стала самым большим государством в Европе, так как в стране проживало 15 млн. человек.

Как вы думаете, кто был недоволен усилением королевской власти и почему? (аристократия, которая не хотела терять независимость)

В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм. Многие недовольные, дворянство и горожане, приняли лозунги Реформации, став кальвинистами.

Как вы думаете, в какой части Франции было больше всего сторонников Реформации?(на юге, т.к. там были традиционные оппозиционные настроения)

В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать мотивы на родном языке.

В результате к концу первой четверти XVI века Франция была расколота на два враждебных лагеря: католиков и протестантов.

- (сл. 5) Кто же поддерживал каждую из этих враждующих групп? (католиков - французские короли династии Валуа (север) , а протестантов - буржуа - предприниматели, крестьяне, недовольные сеньориальными и церковными поборами (юг)

- (сл. 6) Французские кальвинисты стали называться гугеноты (на швейцарском диалекте французского «товарищ»

Почему, на ваш взгляд, французские короли не приняли идей Реформации (они привыкли связывать французский престол с основами католического вероисповедания. Сами они не могли принять протестантизм, а сосуществование второй религии не допускали)

Какую же деятельность вели гугеноты? (сл. 7)

1) первоначально собирались тайно на собрания

2) затем перешли к активной борьбе против папы и епископов.

3) получали от Кальвина литературу, создавали свои типографии и печатали листовки с изложением Лютера и Кальвина

Таким образом, Реформация распространилась в Англии.

-(сл.8) Религиозные войны начались во Франции в 1562 году, когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка Васи, напал на отправляющихся религиозную службу гугенотов. Давайте об этом прочитаем

2) работа по учебнику:

(сл. 9) - Екатерина Медичи. Властная и хитрая интриганка. Управляла страной, так как её сын, Карл IX, был малолетним. Её интриги и хитрость была направлена на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

(сл. 10) - Карл IX. Годы правления с 1560- 1574 гг. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали

Запишем дату: 1562 год - начало религиозных войн в Англии

Религиозный войны толкнули страну на путь беды. Каким образом?

Католики

Гугеноты

Создавали свои братства

Устраивали многочисленные процессии

Убивали гугенотов, не считая это грехом.

Не щадили ни женщин, ни детей

Были менее жестоки

Разоряли католические церкви: крушили статуи святых и иконы

Не щадили священников и монахов

НО: не трогали женщин и детей

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки.

В 1570 году в Сен - Жермене был заключён мирный договор.

Итог: разрешалось протестантское богослужение

Гугеноты получили право наравне в католиками занимать государственные должности

За ними закреплялась территория 4-х крепостей, в том числе Ла-Рошель. Но мир длился недолго.

В истории Франции имело место событие, которое вошло под названием: « Кровавая свадьба».(сл. 12) Давайте об этом прочитаем.

Стр. 120 - 122

(сл. 13) Адмирал Колиньи. Был руководителем гугенотов вместе с королём Генрихом Наваррским. В результате покушения был ранен выстрелом из-за угла, но выжил. Потом был убит, труп проволокли по улицам, а затем повесили

3) самостоятельная работа учащихся:

Прочитайте пункт на стр. 122 и ответьте на вопрос, какой король спас Францию? В чём заключалось его спасение?

4) рассказ учителя:

Генрих IV (сл. 15) остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем же он заслужил такую оценку?(сл. 16)

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией

2) снизил прямой налог с крестьян

Тема:«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Дата проведения: 12.10.16

Цель: Формирование знаний о непростом пути становления Франции как мощного государства.

Задачи: 1.Образовательные: Усвоить знания об истории возникновения в XVI веке во Франции абсолютной монархии. На основе анализа событий религиозной войны подвести учащихся к

2.Коррекционно-развивающие: Координировать и развивать умения работать с учебником; развивать умение анализировать историческую репродукцию.

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к иным культурам и верам, прививать толерантное и гуманное отношение к представителям различных конфессий.

Основные термины и понятия: гугенот, Варфоломеевская ночь, абсолютизм, серый кардинал.

Оборудование:

Учебник « Всеобщая история, История нового времени, 1500-1800», 7 класс, Юдовская А.Я., 2015.;

Проектор;

ПК;

Презентация PowerPoint ;

Доска и мел;

Тип урока: Урок представления нового материала

I .Актуализация деятельности учащихся

II .Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Обратите внимание на доску. Мы с вами видим 3 картинки. (сл 1)

Скажите, что может их объединять?

Какие ассоциации у вас возникают?

Как вы думаете, о какой стране сегодня на уроке пойдет речь?

О каких событиях мы с вами будем говорить?

(Франция, Реформация, религиозная война)

Действительно, сегодня мы совершим путешествие в прошлое страны Лувра, Эйфелевой башни, узнаем много нового для себя.

(Сл 2)

Снова давайте обратим внимание на доску. Вашему вниманию представлена таблица. Она дана вам на ваших рабочих листах.

Сравнительный анализ Реформации в странах Европы

1 Территория

Германия

2.Вероисповедание

лютеранство

3.Участники

Крестьяне бюргерство, князья

4.Причины

Недовольство католической церковью

5. Особенности

1524-1525-Крестьянская война

Религиозные войны между католиками и протестантами

6.Итоги

Аугсбургский мир,1555г

О чем идет речь в первой колонке? О какой стране? (о Реформации в Германии, ее особенностях и итоге)

Но вторая колонка пуста. Поэтому на протяжении урока мы должны будем ее заполнять.

Первую запись мы уже можем сделать.

Запишите в первую колонку название государства – Франция. (сл 3)

Какой вопрос у вас возникает?(сл 4)

(Как происходила Реформация во Франции? Каковы ее особенности?)

О твет на этот вопрос мы должны найти в течении этого урока.

(Сл 5, 6)

Тема нашего урока: «Религиозные войны и усиление королевской власти во Франции» (запись в тетрадь).

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

3.Актуализация знаний.

Какие имеющиеся у нас знания пригодятся для решения нашей новой проблемы ? (слайд 7)

Можно ожидать от детей следующих предположений :

Что такое монархия, король?

Вспомним, что мы знаем из истории средневековой Франции?

(Во Франции после Столетней войны начинается процесс становления абсолютизма.)

Что такое абсолютизм?

(Абсолютизм- форма правления, при которой вся власть принадлежит одному правителю, монарху.)

Каковы признаки абсолютизма?

4. Поиск решения проблемы.

1.Распространение Реформации во Франции.

В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм.

Вспомните, каковы его особенности?

Узнаем, кто сочувствовал протестантизму.

Перед вами выступят жители Франции 16 века.

А вы, слушая их, заполните таблицу, которую видите на доске. (сл 8)

Выделите причины поддержки кальвинизма разными слоями населения. ( Заполнение таблицы)

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости.

Часть дворянства

Дворянство, особенно обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви.

Часть горожан и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни.

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви.

Итак, наши герои поддержали кальвинизм. Подведем итог, чем он их привлекал.

(Церковь была более дешевой, богослужения велись на родном языке.)

Мы можем заполнить вернуться к нашей таблице и заполнить следующие строки. (слайд 9)

Участники- старинная знать, дворяне, горожане и крестьяне.

В чем причины их сочувствия кальвинизму?

Они были недовольны усилением королевской власти, ростом поборов.

Кальвинисты во Франции стали называться гугеноты.(слайд 10)

Запись в тетрадь- ГУГЕНОТЫ- это французские кальвинисты)

2.Начало религиозных воин.

Во Франции, как мы уже выяснили не было сильной королевской власти. На троне сменяли друг друга представители из династии Валуа, но не было человека с государственным умом.(слайд 11)

Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли «некоронованный король Парижа». Именно и с именем этого человека связывают начало религиозных воин.

В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами.

Этот случай и стал поводом для начала религиозных воин, которые длились более тридцати лет.

(Запись в тетрадь – 1562-1598 гг религиозная война во Франции)

А теперь я предлагаю обратить внимание на правовое положение католиков и гугенотов.(слайд 12)

Кто из них бол более бесправными?

(Работа с учебником стр 127. –первая кровь)

(Если сравнить правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х годов 16 века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны.)

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов.

Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивал

3.Варфоломеевская ночь

В истории бывали случаи, которые со временем становились фразеологизмами.

Можете ли вы привести пример?

Слышали ли вы когда-нибудь выражение «Варфоломеевская ночь»?

Знаете ли вы его значение?

( Варфоломеевской ночью называется стремительная и массовая расправа над противником, происходящая с использованием нечестных, подлых методов.)

Это выражение происходит от самого страшного события за все 36 лет войн

(рассказ сопровождается показом картины). (Слайд 13,14)

Что вы видите на картине?

Какие эмоции и чувства отразил художник?

Король Карл 9 принял решение закончить войну, примирить обе стороны, скрепив мир брачным союзом. Он отдал в жены предводителю гугенотов Генриху Наварра свою сестру Маргариту. На свадьбу в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользовавшись ситуацией.

В ночь перед праздником Святого Варфоломея (23 августа) шайки убийц организовали избиение гугенотов. Ночью толпы «добрых католиков» врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Резня продолжалась 3 дня.

(Запись в тетради- 1572 г.- Варфоломеевская ночь)

4. « Добрый король» Генрих IV Наваррский

(Слайд 15)

После смерти Карла I Х французская корона перешла к Генриху III , который не способен был управлять страной. Католиков возглавил Генрих Гиз, а протестантов – Генрих Наварра.

В ночь Святого Варфоломея Генрих Наварра вынужден был отречься от протестантизма.

Прослушайте видеофрагмент о нем (слайд 16)

Взойдя на престол, Генрих Наваррский вновь отрекся от протестантской веры, приняв католицизм.

Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих IV ? Почему?

В 1598 г Генрих IV подписал важный документ –Нантский эдикт.

(сл 17,18,)

На странице 132 учебника дан фрагмент этого документа. Прочтите, выделите положения, уравнивающие гугенотов в правах с католиками. (слайд 20)

Итак мы можем закончить заполнение нашей таблицы и подвести небольшие итог.

(слайд 21)

Генрих IV остался в истории Франции как «добрый король».

Чем он заслужил такую оценку?

Из учебника приведите доказательства, что эта оценка верна.(слайд 22,23)

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией

2) снизил прямой налог с крестьян

3) запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у него скот

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры

5) при нём было открыто много королевских мануфактур

6) участвовал сам в создании купеческих компаний

7) улучшилась жизнь народа

8) удалось преодолеть вызванную религиозной войной разруху

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

5.Выражения решения проблемы

Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности:

наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы

4. Правление кардинала Ришелье.

После смерти Генриха IV . Престол перешел к его малолетнему сыну. В 1624 году министром короля стал кардинал Ришелье.

Домашнее задание

Параграф 14

Подготовить электронную презентацию или найти небольшой видеофрагмент о кардинале Ришелье.

Подготовиться к контрольной работе

Оценивание работы класса


Конец XV века – закончилось объединение Франции. Начало XVI века – распространение идей протестантизма во Франции. Франция Католическая Франция (север страны + Париж). Помощь Испании. Протестантская Франция (юг страны) Гугеноты – французские протестанты («товарищи, давшие общую клятву»). Помощь Англии и Северной Германии гг. – религиозные войны во Франции (1562 год – избиение гугенотов в Васси герцогом Гизом)


Состав протестантов во Франции § 14 п. 1 Состав протестантов Причины принятия протестантизма 1. Представители старинной знати и их придворные Стремление к независимости и захвату церковных земель и богатств 2. Обедневшие дворяне Желание захватить церковные земли и богатства 3. ГорожанеСтремление избавиться от церковных поборов 4. Буржуа- предприниматели Стремление к независимости от влияния католической церкви 5. КрестьянеСтремление избавиться от феодальных и церковных поборов


1570 г. – Сен-Жерменский мирный договор между католиками и гугенотами. Королевский эдикт о примирении: 1.Гугеноты получили право наравне с католиками занимать государственные должности. 2.Повсюду разрешалось протестантское богослужение. 3.Гугеноты получили во владение четыре крепости (в т.ч. порт Ла-Рошель) гг. – правление Карла IX Валуа






Утро около ворот Лувра. Художник Эдуард Деба-Понсан г. Фильм


Гг. – правление Генриха III гг. – Война трех Генрихов Генрих III Валуа – король Франции 1589 г. – убит католическим монахом- фанатиком. Герцог Генрих Гиз – глава Католической лиги 1588 г. – убит по приказу Генриха III Генрих Бурбон – король Наваррский – лидер гугенотов – зять французского короля 1594 год – коронован на французский престол



Гг. – правление Генриха IV Бурбона 1593 год – вторичный переход Генриха Бурбона в католичество («Париж стоит мессы») год – коронация на французский престол 1598 год – Нантский эдикт – документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов во Франции: 1.Католичество – государственная религия Франции. 2.Веротерпимость в отношении гугенотов. Генрих IV


1.Закончил войну с Испанией (). 2.Снизил прямой налог (талью) с крестьян. 3.Развивал промышленность и торговлю. 4.Открыл много мануфактур. 5.Создавал купеческие компании год – убит фанатиком- католиком Франсуа Равальяком гг. – правление Генриха IV Бурбона


Гг. - правление Людовика XIII гг. - регентство Марии Медичи гг. – правление кардинала герцога Ришелье: 1.Отнял у гугенотов из крепости, города и замки. 2.Ограничил власть знати. 3.Запретил дуэли между дворянами. 4.Власть на местах передал чиновникам- интендантам, которые ему же подчинялись. 5.Поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства. 6.Участие в Тридцатилетней войне (). Присоединение Эльзас и Лотарингии. 7.Создал политическую систему абсолютизма во Франции.


Реформация и Религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы.



В 1598 г. во Франции был издан Нантский эдикт, и до 1685 г. в стране торжествовала веротерпимость. В эдикте провозглашалось: «Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства... без преследований, притеснений и принуждений...» Путь к Нантскому эдикту был длиной в несколько десятков лет.

Один король, но две веры.

В конце XV в., когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн человек.

В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм. В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать молитвы на родном языке. Кто же сочувствовал протестантизму?

Во Франции были представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, вспоминавшие времена своей независимости. Придворные, находившиеся у них на службе дворяне, придерживались тех же взглядов. Многие дворяне, обедневшие в результате революции цен, по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви.

Под тяжестью налогов стонали горожане, ведь Франция вела разорительные войны с Карлом V - императором Священной Римской империи и испанским королём. А кто платил львиную долю налогов?

Многие настроенные независимо горожане Южной Франции, первые предприниматели стали гугенотами (так во Франции называли кальвинистов). Протестанты были и среди крестьян, недовольных сеньориальными и церковными поборами.

В результате к концу первой четверти XVI в. Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря - католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа, встревоженные тем, что раскол церкви создаст угрозу единству государства.

Если Север и королевский дом остались на стороне католической церкви, то Южная Франция стала протестантской.

Гугеноты вели себя активно. Они считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру. Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов. Хотя первые общины гугенотов в городах были невелики и разобщены, они рьяно взялись за дело. Сами создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. В 1534 г. такие листовки были обнаружены даже в личных покоях короля в Лувре. По всей стране гугеноты рассылали своих священников - пасторов.

Так Реформация проникла во Францию.

Первая кровь.

В то время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне последние представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Родственник королей, всесильный герцог Франсуа Гиз, лидер католиков, в марте 1562 г. проезжал со свитой через местечко Васси, где в то время шло богослужение у местных гугенотов. Услышав пение протестантских гимнов, свита Гиза попробовала разогнать «еретиков», но встретила сопротивление. Тогда свита герцога с оружием в руках напала на мирных людей. Было убито более 20 и ранено около 100 человек. В Париже Гиза встретили как героя. Случай в Васси стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более 30 лет (1562-1598). В этой борьбе гугеноты получали помощь от Англии и протестантских князей Германии, а католики - от Испании.

Если сравнивать правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х гг. XVI в. они подвергались жестоким преследованиям. Ещё в 1523 г. впервые был сожжён протестантский проповедник. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны (многие простолюдины не доверяли гугенотам, так как среди последних было много дворян).

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа - Карл IX. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали. В годы его раннего детства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи - властная, хитрая интриганка. Но её интриги и хитрости чаще всего были направлены на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

Путь беды.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии, убивали гугенотов. Они не щадили ни женщин, ни детей. Имущество гугенотов сжигалось. Всё это не считалось грехом - ведь гугеноты были еретиками, следовательно, их надо было уничтожать.

Гугеноты были не так жестоки. Обычно в захваченных городах они разоряли католические церкви: крушили статуи святых, иконы. Не было от них пощады священникам и монахам. Женщин и детей чаще всего гугеноты не трогали.

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки. В 1570 г. в Сен-Жермене был заключён мир и королём подписан эдикт примирения. Повсюду разрешалось протестантское богослужение. Гугеноты получили право наравне с католиками занимать государственные должности, в их владении было четыре крепости, в том числе порт Лa-Рошель. Но мир длился недолго.

«Кровавая свадьба».

В междоусобные войны во Франции вмешивались Англия, Испания, нидерландские протестанты, немецкие солдаты, итальянские и швейцарские наёмники.

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. По этому случаю в Париж съехались вожди гугенотов со своими свитами, их число достигло 20 тыс. человек. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их.

Сначала было совершено покушение на адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив. Екатерина Медичи испугалась мести гугенотов и решила нанести удар, тем более что парижское население было на её стороне. Слабохарактерного Карла IX убедили в необходимости уничтожения этих «вечных мятежников».

Рис. Париж. Лувр

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) городское ополчение Парижа начало избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. Сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы.

Резня продолжалась 3 дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Всего было убито до 30 тыс. человек.

Генрих Бурбон спасся только потому, что перешёл в католическую веру. После этих событий протестантизм во Франции был запрещён.

В Мадриде и Риме известие о Варфоломеевской ночи встретили с огромной радостью и торжественно отпраздновали. Папа Григорий XIII велел изготовить медаль со своим портретом на одной стороне и с изображением ангела, держащего в руке крест и поражающего гугенотов, на другой. Испанский король Филипп II поздравил Карла IX и Екатерину Медичи, а своих подданных заставил распевать в храмах католический гимн «Те Деум» (лат. Те Deum Laudamus - Тебя, Бога, хвалим).

Сен-Жерменский эдикт был уничтожен.

Войны продолжались. Теперь восстание подняли жители Лa-Рошели и других городов, к ним присоединились дворяне-гугеноты.

Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Их жертвами станут последний король из династии Валуа Генрих III и лидер католиков герцог Гиз.

«Король, спасший Францию».

После смерти Карла IX французская корона перешла к младшему из братьев - Генриху.

Генрих III правил страной 15 лет (1574-1589) и стремился добиться единства в государстве. Однако его нерешительность и слабость характера сделали это невозможным. Летом 1589 г. монах Жак Клеман смертельно ранил короля. После удара ножом Генрих III прожил ещё несколько часов и успел благословить на правление Францией Генриха Наваррского, но при этом заметил, что Париж не примет гугенота.

Генрих Наваррский, осторожный и хитрый политик, ставший французским королём Генрихом IV (1594-1610), тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. «Париж стоит мессы», - сказал он, вторично перейдя в католическую веру. 27 февраля 1594 г. Генрих короновался в Шартрском соборе, 22 марта Париж открыл ворота королю.

Все свои силы, влияние, способности Генрих IV использовал для достижения компромисса между католиками и гугенотами. Он не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт - документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость.

Генрих IV был первым королём в Новое время, который задачу создания сильного объединённого государства ставил выше вопросов религии.

«Добрый король».

Генрих IV остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем он заслужил такую оценку?

При нём Франция закончила воевать с Испанией, он снизил прямой налог (талью) с крестьян. Король понимал, что, имея нищих подданных, страна не сможет создать сильную армию. Он запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Генрих IV покровительствовал развитию промышленности и торговли. При нём было открыто много королевских мануфактур. Как и Елизавета Английская, он участвовал в создании купеческих компаний. Говорили, что король обещал бедным крестьянам, что у каждого из них по воскресеньям в котелке будет вариться курица на обед. Это обещание не было выполнено, но религиозные войны и войны с Испанией закончились, налоги несколько снизились, народ стал жить лучше. Генриху IV удалось преодолеть вызванную религиозными войнами разруху. Вот и остался он в памяти народа «добрым королём».

Рис. Париж в начале XVII в.

Во время правления Генриха IV на его жизнь было совершено более двадцати покушений. Ревностные католики и иезуиты не успокаивались. В 1610 г. король был убит кинжалом фанатика-католика Франсуа Равальяка. После смерти слава Генриха IV возросла ещё больше, о нём слагали легенды, его прославляли и католики и гугеноты. Король стал гарантом внутреннего мира.

«Моей первой целью было величие короля,
моей второй целью было могущество государства».

После смерти Генриха IV знать сделала попытку ослабить королевскую власть. Корона перешла к малолетнему сыну Генриха IV Людовику XIII, от имени которого первое время правила его мать Мария Медичи. Её воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от неё выгодных должностей и пенсий. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы.

В такой обстановке первым министром короля в 1624 г. стал кардинал Ришелье. Он встал на путь реформ, суть которых выразил так: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства».

Первый министр поставил задачу уничтожить гугенотское государство внутри Франции. Королевская армия захватила Ла-Рошель. У гугенотов отняли их крепости, города, замки. Но религиозной свободы Ришелье не затронул. Нантский эдикт остался в силе.

Ришелье жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие. Он запретил дуэли между дворянами - проливать кровь надо за короля. Власть на местах передавалась чиновникам - интендантам. Они назначались правительством и ему же подчинялись. Чтобы пополнить казну, Ришелье поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства. При нём Франция была втянута в Тридцатилетнюю войну. Французская армия становится самой сильной в Европе, об этом говорят её победы и присоединение к Франции небольших территорий в Эльзасе и Лотарингии.

Герцог де Ришелье 18 лет (до 1642 г.) держал в своих руках политику Франции и создал политическую систему абсолютизма, просуществовавшую 150 лет (до Великой французской революции).

Ришелье продолжил курс Генриха IV на укрепление и объединение страны, при нём не существовало религиозных гонений. Ему приписывают слова: «И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами».

Но, как часто бывает, во Франции не любили человека, вернувшего ей могущество. А Ришелье был предан своей стране, перед смертью он сказал: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства».

Рис. Кардинал Ришелье

Проверьте себя

  1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь?
  2. Как действовали гугеноты?
  3. Назовите причины религиозных войн во Франции.
  4. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия?
  5. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. Определите значение Нантского эдикта.
  6. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению.

Подумайте

  1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.
  2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.
  3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?
  4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произ ведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Из менилась ли ваша оценка сейчас?

Дополнительные материалы

Нантский эдикт (фрагмент)

Генрих, милостью Божией король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться - привет. Этим вечным и неотменным эдиктом мы объявили и повелели следующее:

VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии, противное их совести...

IX. Мы разрешаем также всем, придерживающимся названной религии, продолжать исповедовать её во всех городах и подчинённых нам местах, где она была введена... несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения...

XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приёме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных - в госпитали и учреждения общественного призрения...

XXVII. ...Мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и отправлять все общественные должности - королевские, сеньориальные или городские - в нашем королевстве и подвластных нам провинциях... и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия...

Дан в Нанте, в апреле 1598 г.

  • Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

Ришелье. Политическое завещание (фрагмент)

Когда Вы, Ваше Величество, решились предоставить мне одновременно и доступ в Ваши советы и оказать значительное доверие в ведении Ваших дел, то я могу удостоверить, что гугеноты разделяли государство с Вашим Величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были подданными Вашего Величества, а наиболее могущественные губернаторы провинций вели себя, как будто они были государями в своих должностях... Я могу сказать, что каждый измерял свою заслугу своей дерзостью...

Я могу ещё сказать, что иностранные союзы находились в пренебрежении; интересы частные предпочитались государственным; одним словом, достоинство Вашего Величества было столь унижено и столь отличалось от того, каким оно должно было быть, по вине тех, кто имел тогда главное управление Вашими делами, что почти невозможно было признать его...

Я обещал Вашему Величеству всё своё искусство и весь авторитет, который Вам угодно было дать мне. чтобы сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять Ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться...

Все политики согласны с тем, что, если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства... народ едва ли оставался бы верен порядку... если бы он не был до некоторой степени сдерживаем нуждою.

Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобождён от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения. Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы...

Я говорю, что дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению...

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого колебания говорю, что те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью... заслуживают быть лишёнными выгод своего происхождения и принуждены нести часть бремени народа.

Ввиду того что честь для них должна быть дороже жизни, их следует карать скорее лишением первой, нежели последней.

  • Оцените значение деятельности Ришелье для Франции ХУП столетия.

Подведём итоги

В XV-XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Подтвердились предположения учёных и путешественников о шарообразности Земли. Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы; они нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.

Торговые пути изменили своё направление, и началась «атлантическая» эра европейской экономики. Оживилась предпринимательская деятельность.

Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.

Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Абсолютизм в границах государств оказался способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех».

Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Оживление в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж, рост городов - всё это свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наёмного труда. Постепенно разрушается традиционный хозяйственный уклад, наряду с ремесленным производством развивается мануфактура.

Дух предпринимательства преобразует и общество. Увеличивается численность и богатство предпринимателей-капиталистов. Значительная часть городского населения работает по найму - это наёмные рабочие.

В деревне хоть и медленнее, но тоже происходят большие изменения: крестьяне в большинстве своём стали лично свободными, среди них идёт процесс имущественного расслоения. Наряду с дворянством, ведущим хозяйство по старинке, традиционными методами, уже появились новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков, - это сельские предприниматели.

XVI-XVII века - время, когда очень быстро, по сравнению со Средневековьем, происходит рост знаний о человеке, природе и обществе. В эпоху Возрождения совершился великий поворот к человеку, вырос интерес к земной жизни, возникло стремление показать уникальность, неповторимость каждого человека. Учение гуманистов утверждало признание в человеке единства телесного и духовного начал, радостное восприятие жизни, учило деятельному отношению к миру вместо пассивного созерцания. Критическое отношение к действительности и любознательность способствовали рождению новой науки. На этой основе складываются новые представления о Вселенной, рождаются новые философские методы исследования природы - сочетание теории (разума) и практики (опыта).

Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. «Только вера делает человека праведником», - заявляют основоположники Реформации. Они считают, что единственным источником веры является Священное Писание и каждый верующий может сам его истолковывать. Сторонники Реформации выступают против верховенства папы римского. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря - католический и протестантский.

В XVI-XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.

Вопросы и задания к главе I

  1. Назовите основные итоги Нового времени в XVI-XVII вв.
  2. Подумайте, почему именно в конце XV - начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия.
  3. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?
  4. Как вы считаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, Возрождением?
  5. Какое явление в жизни общества получило название «Реформация»? Как повлияла Реформация на духовную, политическую и экономическую жизнь общества?
  6. Обсудите с одноклассниками: можно ли раннее Новое время считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного? Свою точку зрения подтвердите фактами.

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Модная Европа (XVI- XVII вв.)». С помощью дополнительной литературы, интернет-ресурсов соберите информацию о том, как одевались и как выглядели люди разных социальных групп в европейских странах. Сопроводите свои модели описаниями, оформите проект.

Информационный проект «Титаны Возрождения». С помощью дополнительной литературы, интернет-ресур-сов соберите сведения о выдающихся деятелях эпохи Возрождения, их жизненном пути, особенностях их творчества, ваших любимых произведениях. Проведите в классе конференцию, на которой вы представите результаты вашей деятельности.

Исследовательский проект «Реформация - революция в сфере сознания». Учёные считают, что революция - это коренной перелом в жизни общества или в отдельных сферах жизни общества. Проанализируйте идеи выдающихся деятелей Реформации. Систематизируйте информацию об изменениях, которые происходили в жизни церкви, в обществе под влиянием Реформации. Сделайте вывод, почему учёные называют Реформацию революцией.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!