Русская армия в Великой войне: Военно-учебные заведения проекта. Военная история Николаевское инженерное училище


Нагрудный знак выпускника Николаевского Инженерного училища.
(Утвержден 1.04.1910)

После преобразования Артиллерийского и Инженерного корпуса во 2-й кадетский, корпус продолжал готовить инженерных офицеров, но уже в 1804 г. в Петербурге открыта Инженерная школа для юнкеров-кондукторов на 25 человек, которая в 1810 г. преобразована в Инженерное училище со штатом 50 человек (с 1816 г. оно именовалось Главным училищем инженеров).

На базе этого училища в сентябре 1819 г. было создано Главное инженерное училище, состоявшее из кондукторских и офицерских классов (на 96 и 48 человек) с 4-летним курсом обучения. Выпускники 1-го разряда по успеваемости переводились в офицерские классы с производством в прапорщики, 2-го разряда оставлялись еще на год, а 3-го направлялись юнкерами в армию, где служили не менее двух лет до производства в офицеры (по экзамену и по представлению начальства).

В кондукторском отделении изучались арифметика, алгебра, геометрия, русский и французский языки, история, география, рисование, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, а также полевая фортификация и артиллерия; в инженерном фортификация, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, физика, химия, гражданская архитектура, практическая тригонометрия, начертательная геометрия, механика и строительное искусство. С 1819 по 1855 г. училище выпустило 1036 офицеров. С 21 февраля 1855 г. оно именовалось Николаевское инженерное училище.

В 1865 г. училище было преобразовано по образцу артиллерийского в трехгодичное с теми же правилами приема и выпуска, что и в Михайловском артиллерийском. Но штат его был меньше 126 юнкеров (рота). Структура его и порядок перевода воспитанников в академию также были идентичными с артиллерийским училищем. Однако в отличие от последнего инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Из принятых в 1871-1879 гг. 423 человек выпускников военных гимназий было 187 (44%), переведенных из других военных училищ 55 (13%) и выпускников гражданских учебных заведений 181 (43%). Из 451 человека, убывшего из училища за тот же период, с офицерскими и гражданскими чинами выпущено 373 человека (83%), переведен в другое училище 1, уволено до окончания курса 63 (14%), выпущено до окончания курса нижними чинами 11 (2%) и умерло 3 (1%); т.е. картина примерно та же, что и в артиллерийском училище. Выпуск из училища в 1862-1879 гг. колебался от 22 до 53 человек в год.

Инженерное училище в большей мере обеспечивало потребности армии в офицерах своей специальности, чем артиллерийское, но в конце XIX в. и его штат был увеличен со 140 до 250 человек. Социальный состав училища за счет большого числа поступавших «со стороны» (не из военных гимназий и кадетских корпусов) был менее дворянским, чем артиллерийского училища: среди поступавших до 30% составляли лица не дворянского происхождения.


Фото юнкеров Николаевского Инженерного училища с преподавателем и священником. Юнкера изображены с поясными пряжками присвоенных гренадерским саперным батальонам.

Николаевское инженерное училище в 1866-1880 гг. подготовило 791 офицера, в 1881-1895 гг. 847, в 1896-1900 гг. 540, а всего за вторую половину XIX в. 2338{172}.


Рота юнкеров Николаевского Инженерного Училища на ступенях лестницы Инженерного (Михайловского) замка - на снимке полковник В.В. Яковлев (впоследствии ген.-лейт. Сов. Армии), генерал-майор Зубарев, подполковник Муффель, капитан Дарипацкий.

В 1901-1914 гг. было выпущено 1360 офицеров (см. табл. 41). Следовательно, за весь период своего существования училище дало примерно 4,4 тыс. офицеров.

Миха́йловский за́мок, Инженерный замок бывший Императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII - XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями».

Альбом Николаевского Инженерного училища.
(публикуется частями)

Военно-учебное заведение Русской императорской армии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 26.10 - К дню рождения генерала Д. Карбышева

    ✪ Железнодорожний техникум - г.Николаев

    ✪ Александр Сенотрусов о береговой обороне Ленинграда

    ✪ "Виват, Университет!": Юбилей

    ✪ Цифровая история: Кирилл Назаренко о русском флоте в годы первой мировой

    Субтитры

История военно-учебного заведения

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ - прямых преемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Главное инженерное училище

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский .

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк , стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В училище издавался журнал «Инженерные записки»

Николаевское инженерное училище

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке Олонец , с Врангелем в июне-ноябре 1920 года у г. Орехова , с восставшим гарнизоном Кронштадта в марте 1921 года, с финскими войсками в декабре 1921-январе 1922 года в Карелии.

Расположение - СПб., дом мещанки Столяровой (1810-?), СПб, павильон Михайловского (Инженерного) замка (1820-1821), Михайловский замок (1821-1918).

1804-1810 гг. - Школа для образования инженерных кондукторов, 1810-24.11.1819 гг. - Инженерное училище, 24.11.1819-21.02.1855 гг. - Главное инженерное училище, 21.02.1855-1917 гг. - Николаевское инженерное училище

12.07.1869 4.08.1892
7.08.1893 8.08.1894 12.08.1895 9.08.1900
6.08.1912 6.08.1913 12.07.1914 1.12.1914

Организация . В 1804 г. была открыта Школа для образования инженерных кондукторов со штатом 25 человек. С 1810 г. - Инженерное училище. 24.11.1819 г. для образования инженерных, саперных и пионерных офицеров было основано, по инициативе вел. кн. Николая Павловича, Главное инженерное училище, в состав которого вошло существовавшее с 1810 г. Инженерное училище с офицерским классом, преобразованное из учрежденной в 1804 г. Школы для образования инженерных кондукторов. Торжественно открыто 16.03.1820 г. Училище делилось на 2 отделения: высшее, офицерское (из 2 классов), и низшее, кондукторское (из 3 классов), по окончании которого кондуктора производились в офицеры. Комплект высшего отделения был 48 подпоручиков, низшего - 96 кондукторов. Торжественно открыто 16.03.1820 г.

21.02.1855 г. училище, в память основателя, названо Николаевским, a 30.08.1855 г. офицерские классы названы Николаевской инженерной академией . В 1855 г. штат училища был увеличен до 140 чел. В 1863 г. училище возвращено к инженерному управлению и в 1864 г. получило организацию роты из 3 классов (всего 126 чел.). В 1896 г. училище переформировано в 2-ротный батальон. Штат юнкеров увеличен до 250. Курс - 3-летний, но обязательных только 2 курса, на 3-й (дополнительный) переводилась только часть юнкеров. С 1906 г. 3-й курс снова сделан обязательным. Штат училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе). В 1896 г. переформировано в 2-ротнный батальон. Строевая и хозяйственная часть училища до 1896 г. была в руках ротных, a после - батальонных командиров. С начала Первой мировой войны училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения.

Училище предприняло активные действия против большевиков 29-30.10.1917 г. в Петрограде. Расформировано 6.11.1917 г. В его здании и на его средства в феврале 1918 г. были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.

Поступление . По Положению начала XIX в., поступали в возрасте 14-18 лет, из вольноопределяющихся, вступавших в юнкера, кондукторы и унтер-офицеры, и лучшими воспитанниками частных инженерных школ. Поступавшие держали конкурсный экзамен и соответственно познаниям принимались во все кондукторские классы и даже прямо производились в офицеры. Поступившие получали звание кондуктора.

С 1864 г. воспитанники военных училищ, желавшие служить в саперных батальонах, по окончании курса в военном училище зачислялись на год в старшие класс училища сверх штата.

По положению 1864 г. в училище назначено принимать без экзамена:

а) в младший класс - окончивших с успехом полный курс военных гимназий;

б) в старший - юнкеров, окончивших с успехом курс в военных училищах.
По экзамену:
Всех молодых людей от 16-до 20-летнего возраста, принадлежащих к сословию потомственных дворян, или пользующихся правами вольноопределяющихся первого разряда, а равно юнкеров и вольноопределяющихся первого разряда, уже состоящих на службе в войсках.
Прием в училище на этих основаниях начался с августа 1865 г.
В 1911 г открыт прием в училище для лиц всех сословий. Воспитанники кадетских корпусов принимались без экзамена, окончившие гражданские учебные заведения держали конкурсный экзамен по математике, физике и языкам. Юнкера Николаевского инженерного училища в значительной части были питомцами гражданских учебных заведений. Так, в 1868 г. из числа поступивших в младший класс из военных гимназий было определено 18, а со стороны - 35. В 1874 г. - из военных училищ и гимназий - 22, со стороны - 35. В 1875 г. - из военных училищ и гимназий - 28, со стороны - 22. Производился также прием в старший класс лиц, окончивших военные училища.

Обучение . Барон Эльснер составил обширную записку, в которой делил все науки на общеобразовательные и специально-инженерные и самому преподаванию желал придать исключительно военно-инженерный характер. Наибольшее разногласие вызвало определение курса математики, при чем граф Сиверс настаивал на введении высшей математики, граф Опперман ее отвергал, a барон Эльснер предлагал читать ее только способным офицерам. Мнение Сиверса одержало верх. Для преподавания были приглашены профессора университета: Чижов (механика) и Соловьев (физика и химия) и бывший впоследствии преподавателем географии имп. Александру II профессор Арсеньев. В начале XIX в. в школе обучали алгебре, геометрии, фортификации и началам гражданской архитектуры. К 1825 г. учебное дело было уже прочно поставлено.

Выпуск . С 1885 г. юнкера при производстве в офицеры делились на 2 разряда: 1-й выпускался в подпоручики в полевые инженерные войска, a 2-й - в армейскую пехоту. В офицеры выпускались и со 2-го, и с 3-го курса. С 1911 г. при выпуске окончившие училище делились на 3 разряда: 1-й и 2-й выпускались подпоручиками с 2 годами старшинства, 3-й разряд - унтер-офицерами с правом через полгода быть произведенными в офицеры. С начала Первой мировой войны юнкера выпускались в чине прапорщика.

Прочее . Училище было подготовительным заведением для поступления в инженерную академию преуспевающих в науках юнкеров, а также готовило офицеров па службу в строевую часть инженерного ведомства; в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там молодые люди проходили службу в течение двух лет с сохранением права поступления в Николаевскую инженерную академию.


if (!defined("_SAPE_USER")){ define("_SAPE_USER", "d0dddf0d3dec2c742fd908b6021431b2"); } require_once($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/"._SAPE_USER."/sape.php"); $o["host"] = "regiment.ru"; $sape = new SAPE_client($o); unset($o); echo $sape->return_links();?>

В Петербурге одним фасадом на Фонтанку, другим - на Инженерную улицу выходило старинное здание Михайловского (или Инженерного) замка. В замке этом располагалось военно-учебное заведение, давшее России немало громких имен - Николаевское инженерное училище. Основанное в 1804 как специальная школа для подготовки инженерных кондукторов, в 1819 оно было переименовано в Главное инженерное училище, которое в 1855 было переименовано в Николаевское. В 1863 училище объединилось с Инженерной академией, образованной 30 августа 1855 из офицерских классов. С 1855 курс обучения в училище был установлен трехгодичный, а штат составлял 126 юнкеров; старший курс считался обязательным. Юнкера Николаевского инженерного училища в значительной части были питомцами гражданских учебных заведений. Так, в 1868 из числа поступивших в младший класс из военных гимназий было определено 18, а со стороны - 35. В 1874 - из военных училищ и гимназий - 22, со стороны - 35. В 1875 - из военных училищ и гимназий - 28, со стороны - 22. Производился также прием в старший класс лиц, окончивших военные училища.

Училище было подготовительным заведением для поступления в инженерную академию преуспевающих в науках юнкеров, а также готовило офицеров на службу в строевую часть инженерного ведомства; в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там молодые люди проходили службу в течение двух лет с сохранением права поступления в Николаевскую инженерную академию.

Полный контингент училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе).

С самого основания инженерного училища юнкера с уважением относились к наукам. Составляя часть Инженерного ведомства, считавшегося всегда ученым, они высоко ценили знания.

Николаевское инженерное училище считалось «либеральнейшим». Отношения между юнкерами и их воспитателями - офицерами и преподавателями - были почти идеальными. Отношения юнкеров между собой - дружескими и простыми. В результате из училища выходили толковые офицеры, хорошо знавшие свою специальность и сохранявшие в отношениях с солдатами самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в училище. Учебная часть была поставлена отлично: самый лучший состав столичных профессоров, особенно преподавателями ценились ум, способность к аналитическому мышлению, поощрялась научная и творческая активность молодых людей.

Николаевское инженерное училище дало России немало выдающихся военачальников. Достаточно вспомнить генерала Э.И. Тотлебена - героя обороны Севастополя и Плевны, генерала К.П. Кауфмана, руководившего военными действиями при присоединении Средней Азии к России, генерала Ф.Ф. Радецкого - героя боев при Шипке и на Кавказе, Г.А. Леера - выдающегося военного писателя и профессора, труды которого по стратегии известны на весь мир и, наконец, генерала Р.И. Кондратенко - героя Порт-Артура.

У юнкеров этого училища были алые погоны без выпушки с вензелем императора Николая I «HI».

С начала Первой мировой войны училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения. Молодые люди выпускались в чине прапорщика.

Училище предприняло активные действия против большевиков 29 - 30 октября 1917 в Петрограде. И было расформировано 6 ноября 1917. В его здании и на его средства в феврале 1918 были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Военно-учебное заведение Русской императорской армии .

История военно-учебного заведения

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ - прямых преемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Главное инженерное училище

Инженерный замок. Сейчас в районе исторического основания расположен ВИТУ

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский .

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк , стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В училище издавался журнал «Инженерные записки»

Николаевское инженерное училище

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. Иохер (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке , но большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере.

Первый выпуск 18 сентября 1918 года (63 человека). Всего в 1918 году было выпущено 111 чел., в 1919 году - 174 чел., в 1920 году - 245 чел., в 1921 году - 189 чел., в 1922 году - 59 чел. Последний выпуск состоялся 22 марта 1920 года.

Роты принимали участие в боях с восставшими крестьянами в октябре 1918 года под Борисоглебском Тамбовской губернии, с эстонскими отрядами в апреле 1919 в районе г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!