Все мы вернемся к аллаху. Воистину, мы принадлежим аллаху и к нему вернемся. Они следуют прямым путем

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».

Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)

«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)

«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)

Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)

Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)

Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: "Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?" Джибрил отвечал: "Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!" "Тогда каким было воздаяние за это?" – спросил его Пророк ﷺ."Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха"» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)

Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:

Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: "О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!" На что он отвечал: "Да, я испытываю то, что испытывают двое". "Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?" – спросил я. "Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева"» (Аль-Бухари, Муслим)

«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)

«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)

Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) - это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)

Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)

Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)

От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:
“Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми,
- то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк ﷺ сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани) .

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Я начинаю с именем Милостивого Аллаха. Хвала Всевышнему, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним.

Аллах, засвидетельствуй, что мы любим Тебя, Твоего Пророка (мир ему и благословение) и всех тех, кто любит Вас Обоих.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал женщинам из числа ансаров: «Потерявшая троих детей и проявившая терпение, войдёт в Рай ». Одна из них спросила: «А если умрут двое, о Посланник Аллаха? ». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Даже если потеряет двоих ». Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) правдив. Этот хадис передал имам Муслим. Смысл слов «проявившая терпение», означает, что она надеется на награду в вечной жизни, проявляя терпение в мирской жизни. Это один их великих хадисов Посланника Аллаха, который воспитывает в нас готовность к любым ситуациям. Учит нас проявлению терпения, при наступлении бед, в которых скрыта вечная, божественная награда. Подумайте о женщине, потерявшей ребенка, сердце которой таит сильную любовь к ребенку. Всевышний вложил эту любовь в сердце женщины.

Мать не знает, откуда взялась эта любовь, и люди не понимают причину этой любви. Но эта любовь является настоящей любовью, так как истинная любовь не задается вопросами «почему любишь?» «ради чего любишь?». Она любит и этого достаточно. И когда, мать теряет ребенка, она вся содрогается. Это относится и к отцу ребенка, однако он воспринимает это с ясностью ума. Эта и есть истинная любовь матери к своим детям. И если женщина, потерявшая ребёнка, потом второго, а затем и третьего, проявит терпение, то она станет праведной любимицей Аллаха и приближённой к Нему. Всевышний ниспослал ей испытания, но она выдержала их.

Этот великий хадис учит нас терпению. Что же такое терпение? Как говорит об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проявляется с самого начала. Исходя из этого, если женщина, потерявшая ребенка, скажет: «Аллах нам достаточен. Как же Он прекрасен как Покровитель ». То есть, «я полагаюсь на Всевышнего, Который подарил мне ребёнка, и Он его забрал. Я подчиняюсь Его воле и довольна его решением». Такое поведение является великим благом. И если её настигнет другая беда, которая причинит повторную боль, она опять проявляет терпение, уповает на Всевышнего. Ведь эти дети опередили её по пути в Рай. Они станут заступниками для своей матери. Её ребёнок возьмёт её за руки и поведет к Раю. Это и милость и испытание. Испытание в том, что она перенесла боль утраты. Награда в том, что это испытание становится причиной довольства Всевышнего и приведет её в Рай. Ахират является на самом деле настоящей жизнью, так он вечен, в которой нет смерти. Смерть в виде барана приведут в место между Раем и Адом и зарежут, и голос произнесёт:

«О обитатели ада, это жизнь, после которой нет смерти. О обитатели Рая, это жизнь после которой нет смерти ».

Итак, перед нами нрав, в воспитании которого есть необходимость. Множество людей противятся воли Всевышнего. Они обращают внимания на награду Всевышнего, они видят только утрату, бедствия и свои чувства. Мы живем во времена смут. В наше время происходит много преступлений. Сподвижники спросили у Пророка (мир ему и благословение): «Что такое преступление? » Он ответил: «Преступление – это убийство ». Увеличилось количество убийств, дело дошло до того, что убийца не знает, кого убил, и убитый не знает, за что его убили. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. В наше время некоторые матери, ведут себя образцово, проявляя терпение во времена тяжелых испытаний, что запишется им перед Всевышним.

По причине того, что женщина переносит утрату ребёнка всем своим существом, потому что, потеряв ребёнка она как бы теряет себя, и поэтому Всевышний обращаясь к ней, утешает её: « » (Сура «Добыча», аят 66). Предлог «С» в арабском языке несет в себе много смыслов. Мы говорим: «Пришел визирь с султаном ». Не говорят: «Пришел султан с визирем ». Вы только подумайте, Всевышний говорит: «Воистину, Аллах с терпеливыми ». Это не сказал Мухаммад сын Абдуллы (мир ему и благословение). Эти слова произнёс Господь Миров, тем самым возвеличил терпеливых. Мы понимаем, что Всевышний возвеличил их тем самым, что слово терпеливые произносится в аяте после предлога «С». По правилам арабского языка следовало говорить: «Воистину терпеливые с Аллахом». Таково правильное использование этого предлога. Однако предложение: «Воистину, Аллах с терпеливыми», исходящие от Господа миров, указывает на особое величие. И возвеличить терпеливых может лишь Тот, кто обладает этим величием. Истинным величием обладает Всевышний и лишь Ему принадлежала и принадлежит вся власть.

Этот хадис подходит и для нашего времени. Многие матери лишились своих сыновей. Кто-то погиб в результате смут, кого-то настигла насильственная смерть, кто-то умер своей смертью или по каким-либо другим причинам. В любом случае это потеря для матери. Эту утраты мы должны встретить с терпением. Если мы проявим терпение и довольство решением Всевышнего, как говорится в аяте «Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом (Сура «Ясное знамение», аят 8), то это в конечном итоге приведёт нас в Рай.

Если ты ходишь по земле, являясь при этом тем, кто заслужил Рай, то, сколько бы тебя не настигло бед и несчастий, ты пребываешь в довольстве Аллаха. И тебе достаточно, что Аллах смотрит на тебя.

Короткий отрезок времени, который ты проводишь в мире бренном, пройдет быстро. Смерть предопределена для каждого. Сколько ты проживешь? Сто лет? Это подобно трем минутам для Всевышнего.

تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ(4) فَاصْبِرْ صَبْراً جَمِيل(5) إِنَّهُمْ يَرَوْنَهُ بَعِيد(6) وَنَرَاهُ قَرِيب

«Восходят ангелы и Дух к Нему за (один) день, величина которого (равна) (по меркам этой жизни) пятидесяти тысячам лет. (А для верующего протяженность этого дня покажется всего лишь как одна молитва.) Терпи же благоговейно, ведь людям этот представляется отдаленным, а Мы видим, что он близок. » (Сура «Ступени», аяты 4-7).

Если разделить 50 000 лет на 24 часа, то час будет равняться 2083 годам, а одна минута – 33 годам. То есть 100 лет нашей жизни подобны перед Всевышним трем минутам. Представьте, что вы потерпев три минуты, вы перейдете в Мир Вечный, в которой нет смерти.

Хвала Всевышнему, Который сделал нас мусульманами.

Стенограмма проповеди шейха Али Джума

И бн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«...Раба ждет возвращение к Аллаху, его истинному Господу и Владыке. Раб обязательно оставит этот мир позади себя. Человек обязательно придет к своему Господу в том виде, в котором Тот создал его в первый раз. Он придет без семьи, без имущества, без родственников. С человеком будут только его благие и скверные деяния. Если таков конец человека, то как он может радоваться тому, что имеет, или отчаиваться по причине того, что потерял?!».

См. «Зад аль-Ма‘ад»

2.155. Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, 156. которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». 157. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем.
Ас-Са’ди: В этом аяте Аллах говорит,что без сомнений Он испытает нас бедствиями и проблемами,это непременно произойдёт для того,чтобы отличить кто правдив и терпелив,а кто нет.Таков путь Аллаха,ведь если счастье будет постоянным,не прерываясь трудностями,то хорошие люди смешаются с плохими,они не смогут увидеть где хороший,а где плохой.Этот тяжелый экзамен нужен не для того,чтобы верующие потеряли свою веру и уничтожить их,но чтобы очистить их.Таким образом в этом польза для человека и общества,различая добро и зло.

وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ- Мы непременно испытаем вас
Ибн Усаймин:
Здесь Аллах 3 раза подтвердил,что испытает верующих.
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ:
1) وَ-это клятва(Аллах клянется)
2) لَ-для подтверждения
3) نَّ-поистине.
بِشَيْءٍ-чем-либо(незначительным).
Ас-Са’ди: Аллах отмечает,что это будет незначительным потому,что если Он испытает человека полным страхом,голодом и т.д.,то это уничтожит человека,но Аллах хочет только очистить его.
Ибн Усаймин : В этом аяте Аллах упоминает пять видов несчастий:

1. الْخَوْفِ-страхом.
Это включает общий и частный смысл.Пример общего страха,когда вся страна в страхе перед врагом,а частного,когда отдельный человек боится чего-то,или кого-то.
2. الْجُوعِ-голод
Ибн Усаймин привел пример голода:
когда у человека нет денег чтобы купить еду,или недостаточно еды,или ее вообще нет,или он болен и не может есть.Никто не поймет,как тяжел голод пока сам не испытает его.
3. نَقْصٍ مِنَ الأمْوَالِ -потеря имущества
Это не только деньги,но и мебель,дом,транспорт и др.имущество.Пример,кража,авария,пожар и т.д.
4. الأنْفُسِ-людей
Ас-Са’ди: Когда умирают или заболевают дети,родственники,сам человек.
5. الَّثمَرَاتِ-плодов
Не только овощи и фрукты,но и семена.Пример,неурожай,ураган и т.д.
وَبَشّـِرِ الصَّابِرِينَ-Обрадуй же терпеливых
Ас-Са’ди:-Эти 5 бедствий обязательно произойдут,потому что Аллах сообщил нам об этом.Когдa это происходит,то люди обычно делятся на 2 группы: терпеливых и нет.Аллах знает кто терпелив,а кто нет,но Он хочет,чтобы это стало явным для самого человека и окружающих.
Кто будет нетерпелив,тот получит 2 вида несчастий:
а) Само бедствие.
б) Он потеряет награду от Аллаха за терпение,его вера уменьшится,а также потеряет награду за довольство Аллахом и благодарность Ему за предопределённое.
Тот,кого Аллах направил и помог быть терпеливым так,что он контролировал свои речи и ожидал награды от Аллаха за терпение зная,что награды за терпение величее,чем само бедствие,то это бедствие станет для него благом.Поэтому пусть радуются терпеливые,которые получат свои награды за проявленное терпение без счета.
الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ (156
156. которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся».
В этом аяте идет описание терпеливых.
مُصِيبَةٌ-бедствие
Ас-Са’ди: любой вид бедствия,которое приносит боль телу или душе,или обоим одновременно.
قَالُوا-они говорят
Ибн Усаймин: Говорят и седцем и языком.
إِنَّا لِلّهِ - Воистину, мы принадлежим Аллаху
لِ - указывает на принадлежность
Т.е. мы(люди,творения) принадлeжим царству Аллаха и Он творит с нами,что пожелает.
Ас-Са’ди: Означает,что мы-рабы Аллаха и находимся в Его власти и под Его приказами,поэтому не должны протестовать этому.Имея веру в это мы будем довольны Аллахом и будем благодарны Ему потому,что знаем,что Аллах сделал то,что для нас является благом,даже если мы и неосознаем.
وإِنّآ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ - и воистину, мы к Нему вернемся
Означает,что мы также вернёмся к Нему в День Суда.Если мы имеем терпение и надежду на награду,то найдем это в День Суда.
Ибн Усаймин: Это будет лучше того,что потеряли в этой жизни.

Ибн Усаймин: ПОЛЬЗА АЯТА
1) Эти бедствия станут испытанием для человека и уроком для других.
2) Пророк صلى الله عليه و سلمсказал:”Кто был доволен,тому довольство,а кто гневался,тому гнев.” (Албани,хасан.)
3) Терпение в бедствии-Ваджиб.Если вы будете довольны,то это будет сунной.
Разница между тем кто терпит,и тем кто также имеет довольство в предопределенном бедствии в том,что терпеливый страдает при беде,а тот кто еще доволен,не будет так срадать,имея в душе спокойствие.Он перенесет беду с наименьшими трудностями,чем просто терпеливый.Все зависит от близостости человека к Аллаху,его подготовленности к беде.
4) Благодарность-высший уровень.Благодарность Аллаху за постигшее бедствие для того,чтобы:
а) получить за это награду.
б) благодарность за то,что не случилось еще худшего.
Гневаться на предопределение-харам,а недовольство-относится к великим грехам.
5) Одно из качеств терпеливых то,что они всем сердцем и на словах полагаются на Аллаха,встречаясь с бедой.Обязанность сказать слова из аята: “ИннА лилляхи wа ИннА Иляйхи рАджи’Уна-Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся.”И можно добавить из сунны:”Аллахумма джурнИ фИ мусЫбатИ ва Акхлиф лИ кхайрА минхА-О Аллах вознагради меня в моем несчастье и дай мне взамен лучшее.”(Муслим.)Пример,Ум Саляма(рады Аллаху ’анхА)сказала это после смерти мужа,и Аллах даровал ей мужем пророка.
اُوْلَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِن رَبّـِهِمْ وَرَحْمَةٌ وَاُوْلَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ .157
157. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем.
اُوْلَئِكَ-они те
Ибн Усаймин: это слово для обозначения тех,кто далеко,т.е те люди на высоком уровне перед Аллахом за свое терпение.
عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ -удостаиваются благословения своего Господа.
Аллах восхваляет их на небе перед ангелами.
وَرَحْمَةٌ-и милость
Т.е они будут иметь разные виды милости и в особенности их восхваление перед обитателями небес.
وَاُوْلَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ -Они следуют прямым путем
Ас-Са’ди: В аяте показано,что нетерпеливые будут иметь противоположное тем 3 вещам,указанным для терпеливых:1) صَلَوَاتٌ -восхваление, 2) رَحْمَةٌ -милость, 3) هِدايَة-прямой путь.
Вместо хвалы-им порицание,вместо милости-наказание,а вместо прямого пути-заблуждение.
Эти аяты подготавливают человека к встрече с трудностями и бедствиями до того как они придут,чтобы легче их преодолеть.

Сестра моя мусульманка, знай, что в жизни никуда не деться от разных бед и печалей, которые портят людям жизнь и доставляют им много огорчений. Таковы законы бытия, сестра моя. Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллахa, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проявляет терпение, Аллах внушает его, и никто еще не получал более хорошего и щедрого дара, чем терпение».

Аллах Всевышний сказал:

«… и обрадуй терпеливых, — тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!» Это- те, над которыми благословения от их Господа, и они верным путем»

И если тебя постигнет какое-нибудь несчастье, сестра, тебе следует повторять слова «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращаемся!» и обращаться с мольбами к Всевышнему Господу, Слава Ему, прося Его о том, чтобы Он вознаградил тебя и дал тебе взамен этого испытания благо.

Передают, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

“Если кого-нибудь из рабов Аллаха постигнет беда, а он станет говорить:» Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращаемся! О Боже, вознагради меня за это испытание и дай мне взамен нечто лучшее» — то Аллах Всевышний обязательно вознаградит его и пошлет ему взамен нечто лучшее».

Поэт сказал:

Свершится предустановленное, в чем будет благо как дар правоверному, который доверился Аллаху и не проявляет в этом небрежности.

Радуется он или печалится, в обоих случаях

Говорит он: »Хвала Аллаху».

Остерегайся же, сестра моя мусульманка, шайтана и его устремлений, и души, побуждающей ко злу, которые в беде станут подталкивать тебя к проявлениям гнева, крикам и плачу, ведь это не вернет утраченного, зато, совершив нечто подобное, ты совершишь грех.

Поэт сказал:

О смерть! Не удержит тебя ничто,

Приходишь ты к человеку против воли его;

Ты похищаешь девственницу из комнаты ее

И забираешь единственного ребенка у матери.

Не оставляешь ты ни праведника, ни дурного человека,

Но обязательно уводишь под землю каждого.

Так судил Великий, Знающий и Всемогущий,

Слава Ему, а суждения Его далеки от несправедливости!

Из книги Халида бин Ибрагима бин Али ад-Дали

«Вместе с женщиной в повседневной жизни»

Мольба, с которой желательно обратиться к Аллаху тому, кого постигнет какое-нибудь несчастье

Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся.
О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее!

Дуа № 154 из книги

أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ)

Они удостаиваются благословения своего Господа и милости.

Они следуют прямым путем.

Аллах сообщает о том, что Он испытывает Своих рабов

т.е. проверяет их, как Он сказал об этом в другом аяте:

﴿وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ الْمُجَـهِدِينَ مِنكُمْ وَالصَّـبِرِينَ وَنَبْلُوَ أَخْبَـرَكُمْ ﴾

Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас,

кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести. (47:31)

Иной раз Он испытывает благоденствием, а иной раз невзгодами,

страхом и голодом,как об этом сказал Аллах: ﴿فَأَذَاقَهَا اللَّهُ لِبَاسَ الْجُوعِ وَالْخَوْفِ﴾

и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха .

Голод и страх заметен у человека, который их испытывает. Поэтому здесь сказано одеяние голода и страха. А иной раз Он испытывает этим в меньшей степени:

Незначительным страхом, голодом

وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ отнятием имущества – т.е. потерей части имущества.

﴿وَالاٌّنفُسِ﴾ Душ – потерей родственников и близких, любимых и товарищей.



﴿وَالثَّمَرَتِ﴾ и плодов – когда сады и посевы не приносят ожидаемых урожаев.

Все это примеры того, как Аллах испытывает Своих рабов. Кто проявил терпение - получит награду, кто был нетерпелив - заслужил наказание Аллаха.

Поэтому Аллах сказал: ﴿وَبَشِّرِ الصَّـبِرِينَ﴾ Обрадуй же терпеливых .

Некоторые толкователи прокомментировали

слово الْخَوفْ страх как боязнь Аллаха, а голод َالْجُوعِ как пост в месяц Рамадан.

Отнятием имущества وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ - т.е. выплатой закята,

Душ الاٌّنفُسِ – т.е. болезнями. И плодов وَالثَّمَرَت – т.е. детей.

Это мнение спорное. Аллах знает лучше.

Аллах сообщает, что терпеливые заслуживают Его похвалы. Он сказал о них:

﴿الَّذِينَ إِذَآ أَصَـبَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ ﴾

которые, когда их постигает беда, говорят:

«Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»

Т.е. они утешают себя этими словами когда их что-то постигает. Они признают, что власть принадлежит Аллаху, и что Он распоряжается Своими рабами как пожелает. Они также признают, что у Него не будет утеряно даже горчичное зёрнышко в Судный день. Эти факты вынудили их признать то, что они являются Его рабами и то,

что они к Нему вернуться в Судный день.

Аллах сообщил, что они заслужили за это:

т.е. похвалы Аллаха.

Саид ибн Джубайр сказал: «Т.е. безопасности от наказания».

﴿وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ﴾ Они следуют прямым путем .

Умар ибн Хаттаб сказал: ﴿أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ﴾

Они удостаиваются благословения своего Господа и милости – две справедливости.

Они следуют прямым путем

– а это величие, которое помещено между двумя справедливостями. Это же является дополнением к их наградам. Они получили свои награды и дополнение к ним».

В нескольких хадисах говорится о награде за соболезнование (الإسْتِرْجاع).

Соболезнование в данном случае это произнесение слов:

﴿إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ﴾ «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»,

во времена невзгод и несчастий.

Один из этих хадисов рассказал имам Ахмад от Умм Саламы, которая сказала:

«Как-то ко мне пришёл Абу Салама (её муж) и сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал слова, которые обрадовали меня:

«لَا يُصِيبُ أَحَدًا مِنَ الْمُسْلِمِينَ مُصِيبَةٌ فَيَسْتَرْجِعُ عِنْدَ مُصِيبَتِهِ ثُمَّ يقُولُ:

اللَّهُمَّ أْجُرْنِي فِي مُصِيبَتِي وأَخْلِفْ لِي خَيْرًا مِنْهَا، إِلَّا فَعَلَ ذلِكَ بِه»

«Если кого-либо из рабов (Аллаха)постигнет несчастье, а он скажет:

«Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах,

вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!»

Инна ли-Ллахи ва инна иляй-хи раджи"уна!

Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!),



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!