Большая энциклопедия нефти и газа. Работы в замкнутых и труднодоступных помещениях

Разрешает доступ в закрытое помещение капитан судна или назначенное им ответственное лицо.

Ответственное лицо - лицо, уполномоченное разрешать доступ в закрытое помещение и имеющее достаточное знание процедур, подлежащих выполнению.

5.3.2. Каковы потенциальные опасности в закрытых помещениях (ЗП) на судах?

Опасность – источник потенциального ущерба или травматизма или ситуация, в которой возможен такой ущерб или травматизм.

Основными опасностями в ЗП являются:

- видимые опасности : сломанные ступени трапа, скользкие поверхности, выступающие части конструкции, открытые люки;

- невидимые опасности : недостаток кислорода, токсичная атмосфера, наличие горючих (углеводородных) газов.

Недостаток кислорода . Всегда следует ожидать, что недостаток кислорода возможен в атмосфере тех отсеков, которые были закрыты на некоторое время, и особенно, если они содержали воду либо увлажнялись или содержали влажную атмосферу, инертный газ, или были соединены с другими инертизированными танками. Вход в такие отсеки без дыхательного аппарата должен быть запрещен до тех пор, пока они не будут тщательно провентилированы, а контрольные замеры не покажут, что уровень содержания кислорода во всем пространстве танка составляет 21% по объему.

К основным грузам и материалам, способным вызывать снижение содержания кислорода при перевозке на судах относятся:

Растительные масла и животные жиры;

Зерно, зернопродукты и остатки обработки зерна (отруби, солод), хмель, дробленый солод и его отходы;

Семена масличных культур, продукты и остатки их обработки (отходы семян, жмых, загрязненное масло и мука);

Лес в виде пакетов, кругляка, бревен, щепы, стружки, брикетов и опилок;

Джут, конопля, манила, сизаль, капок, хлопок, порожние мешки;

Ткани животного и растительного происхождения и их отходы, ветошь;

Сернистые руды и рудные концентраты;

Древесный уголь, каменный уголь и продукты их переработки;

Лом металлический, отходы металла, стружка разных видов.

Перед тем как разрешить вход в любой отсек, танк или другое закрытое помещение, следует произвести контрольные замеры с помощью газоанализатора для замера кислорода и удостовериться в том, что уровень содержания кислорода в воздухе составляет 21% по объему.

Основным элементом переносного газоанализатора является датчик (детектор) электрохимического типа.

Токсичность нефтяных грузов. Нефтяные газы опасны и ядовиты (токсичны). Всегда следует иметь в виду, что в пустых отсеках может присутствовать нефтяной газ по следующим причинам:

а) возможно, нефтепродукт протек в отсеки, включая насосные отделения, коффердамы, постоянные балластные танки и танки, примыкающие к тем танкам, в которых перевозился груз;

б) нефтепродукт может остаться на бортах и днищах уже выгруженных танков даже после их зачистки и вентиляции;

в) шлам и окалина в танке, который был заявлен как дегазированный, могут привести к дальнейшему выделению газа, если упомянутые шлам и окалина были подвержены механическому или температурному воздействию;

г) нефтепродукт может остаться в грузовых и балластных трубопроводах и насосах, которые вскрыты для замены прокладок, сальников и т.д.

Точно также следует ожидать присутствия газа в пустых танках или отсеках, если нелетучий нефтепродукт был погружен в не дегазированные танки или если имеется общая система вентиляции, которая может допускать беспрепятственный проход нефтяного газа из одного танка в другой.

Токсичность других веществ. Грузы, перевозимые танкерами - химовозами и танкерами - газовозами, могут быть ядовитыми, коррозионными, огнеопасными. Существует вероятность протечек груза из бочек, контейнеров с химикатами или грузовых мест опасных грузов, если они были повреждены в ходе грузовых операций, неправильно уложены или повреждены в штормовую погоду.

Присутствующие в небольшой концентрации в инертных газах, такие газы как оксид углерода, двуокись серы, окись азота и двуокись азота - высокотоксичные и опасные для человека.

Взаимодействие растительных масел, животных жиров или сточных вод с морской водой может привести к выделению сернистого водорода, который высоко токсичен.

Химическая очистка, покраска или восстановление покрытия грузовых танков могут вызвать выделение из этих составов токсичных паров.

Попадание вредных веществ в организм обычно происходит в процессе дыхания, однако некоторые химические вещества могут всасываться через кожу. Некоторые грузы, перевозимые на танкерах - химовозах и газовозах, обладают раздражающим или разъедающим действием, если они попадают на кожу.

Огнеопасность . В трюмах или танках, в которых перевозились нефтепродукты, химикаты или сжиженные газы, после их выгрузки, могут оставаться огнеопасные пары (углеводородные пары). Коффердамы и другие пространства, смежные с грузовыми и другими танками, могут быть заполнены огнеопасными парами, если имели место протечки в эти пространства.

Замеряют углеводороды (СН) газоанализаторами с каталитическими детекторами, которые обеспечивают достаточную точность при малых концентрациях (до 1% НПВ).

5.3.3. Каковы общие меры предосторожности перед входом в закрытое помещение?

Никто не должен входить в грузовые танки до тех пор, пока не будет выдано разрешение на вход капитаном или ответственным лицом комсостава, которое непосредственно перед допуском в танк должен убедиться в том, что вход в закрытое помещение безопасен и:

● потенциальные опасности были определены при проведении оценки и, насколько это, возможно, изолированы или безопасны;

● помещение было тщательно провентилировано естественным образом или механическими средствами для удаления любых ядовитых, или воспламеняющихся газов и обеспечен достаточный уровень кислорода во всем помещении;

● атмосфера помещения была проверена откалиброванными газоанализаторами для оценки приемлемых уровней кислорода и приемлемых уровней воспламеняющихся или ядовитых паров;

● помещение приведено в безопасное для входа состояние и надлежаще освещено;

● согласована и проверена подходящая система связи между всеми сторонами для использования во время входа и оказания помощи;

● выставлен вахтенный у входа для обеспечения безопасности на все время работ;

● подготовлено к использованию у входа в помещение соответствующее оборудование. Комплект спасательного оборудования включает: два дыхательных аппарата с полностью заряженными и запасными баллонами воздуха, страховочные концы с поясами или страховочные ременные перевязи, электрический фонарь, пригодный для использования в пожароопасной атмосфере. Подготовлены стационарные средства для подъёма и выноса пострадавшего из ограниченного пространства; подготовлены газоанализаторы;


● согласованы мероприятия по связи и проведению спасательных работ;

● персонал надлежащим образом одет и экипирован для входа и последующих работ, причем численность персонала, входящего в помещение, должна быть ограничена только теми, кто будет выполнять в нем конкретную работу. Если необходимо, страховочная ременная перевязь должна быть надета ещё до входа, чтобы облегчить эвакуацию в случае аварийного происшествия;

● выдано разрешение на вход. На все пункты на разрешении на вход должен быть дан ответ ДА.

● Вентиляция должна непрерывно работать в процессе нахождения людей в помещении. В случае отказа системы вентиляции или срабатывания любой аварийной сигнализации необходимо немедленно покинуть помещение.

● Перед входом должен быть согласован интервал времени, касающийся сообщений между внешним персоналом и входящей командой. Если этот интервал превышен, то должна быть объявлена общесудовая тревога.

● Не разрешается посещать одновременно более одного закрытого помещения.

● Разрешения на вход в закрытые помещения должны нумероваться последовательно по году и номеру, например 2008/1.

Экипаж судна должен проходить периодические учебные тревоги по спасанию и оказанию первой помощи.

Все оборудование, используемое в связи с входом, должно быть в хорошем рабочем состоянии и осмотрено перед использованием.

5.3.4. Какова тактика спасания из закрытых помещений?

Если в закрытом помещении произошел несчастный случай, в результате которого был травмирован персонал - первое, что необходимо сделать наблюдателю - это поднять тревогу . Хотя своевременное принятие мер жизненно важно в интересах спасения жизни, не следует пытаться начинать спасательные работы прежде, чем будет оказана необходимая помощь и получено соответствующее оборудование.

Существует много примеров летальных исходов в результате поспешных и неудачных попыток, предпринимаемых при спасении одним «спасателем», без подготовки и без соответствующего спасательного снаряжения.

Предварительная организация имеет огромное значение при подготовке своевременных и эффективных ответных действий. Спасательные концы, дыхательные аппараты (не менее двух), аппараты искусственного дыхания и другое реанимационное оборудование, а также обученная аварийная команда должны находиться в состоянии постоянной готовности. Всякий раз, когда предполагается, что опасная атмосфера явилась причиной несчастного случая, лица, входящие в данное помещение, должны использовать дыхательные аппараты и спасательные концы там, где это возможно. Следует заблаговременно согласовать свод сигналов. Два члена аварийной партии, проверив дыхательные аппараты и получив инструктаж, оказывают помощь пострадавшему.

Лицо комсостава, ответственное за проведение спасательных работ, должно оставаться снаружи с целью осуществления наиболее эффективного руководства.

Настоятельно требуется, чтобы каждый член спасательной команды четко знал, что от него требуется; был обучен правилам подъема пострадавших из помещений (танков); умел оказывать первую помощь; регулярно принимал участие в тренировках по спасанию из закрытых помещений.

Корпус судна разделен переборками, платформами, палубами на отсеки – судовые помещения, в которых размещаются люди, технические средства и груз. В процессе эксплуатации судна возникают условия, благодаря которым в некоторых судовых помещениях изменяется состав отсечного воздуха, в сравнении с атмосферой, в нем появляется вредные и горючие газы. Работа и пребывание в таких отсеках становятся опасными для здоровья и даже жизни.

Морская Международная Организация – ИМО в Приложении к Резолюции А864 (20) (в дальнейшем – Приложение), которое называется «Рекомендации относительно входа в закрытые помещения на судах», предлагает правила и рекомендации морякам при работе в закрытых помещениях.

Дано определение закрытого помещения, согласно которому оно представляет собой такое помещение, которое имеет любую из нижеперечисленных характеристик:

    ограниченные отверстия для входа и выхода;

    не достаточная естественная вентиляция;

    не рассчитано на постоянное присутствие людей.

Атмосфера в закрытом помещении может быть обеднена кислородом и (или) содержать воспламеняющиеся и (или) токсичные газы или пары.

Согласно Приложению, к закрытым помещениям также относятся: грузовые помещения, пространства двойного дна, топливные танки, балластные танки, компрессорные отделения, коффердамы, пустые пространства, коробчатые кили, помещения между перегородками, картеры двигателей и сборные станки для сточных вод.

Перед проведением работ в закрытом помещении, согласно указанному документу, сначала производится предварительная оценка потенциальных опасностей для данного помещения. При этом учитывается ранее перевозимый груз, вентиляция помещения, покрытие его и другие факторы.

Предварительная оценка производства специалистом (судовладельцем) с хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом, в Приложении он именуется компетентным лицом. В результате предварительной оценки должно быть установлено наличие обедненной кислородом, воспламеняющейся или токсичной атмосферы в помещении.

Затем исполнителям работ выдается Разрешение на вход в закрытое помещение. Лицом, уполномоченным выдавать также разрешения, является судовой специалист – ответственное лицо (согласно Приложению). Ответственное лицо имеет достаточные знания по процедурам проведения мероприятий и выполнению работ в закрытых помещениях. Капитану, согласно Приложению, дано право выдавать Разрешение на вход в закрытое помещение.

На основании предварительной оценки устанавливается три степени риска при входе и работе в закрытом помещении:

    минимальный риск для здоровья и жизни персонала, входящего в помещение;

    непосредственный риск для здоровья и жизни отсутствует, но может возникнуть в процессе работы в помещении;

    наличие риска для жизни.

От степени риска зависит решение, какие процедуры и мероприятия необходимо выполнять при проверке атмосферы и какие при этом соблюдать меры предосторожности. При первой и второй степени риска соблюдаются общие меры предосторожности, при третьей степени риска, кроме общих мер предосторожности, соблюдаются дополнительные меры предосторожности.

Общие меры предосторожности:

Помещение тщательно провентилировано с помощью естественных и механических средств.

Выявленные потенциальные опасности при оценке изолированы или устранены.

Атмосфера в помещении проверена дипломированным специалистом с помощью калиброванных приборов. (До входа в помещение в воздухе отсека должно быть 21% кислорода по объему. Нижний предел воспламеняемости (НВП) – не более 1% (если обнаружены воспламеняющиеся газы или пары)).

Безопасность входа в помещение обеспечена, и помещение надлежащим образом освещено.

Система связи, которая будет использована работающими, согласована и опробована.

Сопровождающее лицо остается у входа в помещение в течение всего времени, пока в нем находятся люди.

В случае необходимости у входа в помещение установлено готовое к использованию спасательное и реанимационное оборудование.

Люди надлежащим образом одеты и снаряжены для входа и работы в закрытом помещении.

Разрешение на вход получено, его заполняет человек, идущий в закрытое помещение.

Мероприятия и работы в закрытом помещении готовятся заранее и планируются.

Вентиляция помещения происходит непрерывно в течение всего периода работ, периодически проводится проверка состава отсечного воздуха. При остановке вентиляции люди прекращают работу и выходят из помещения.

В случае аварии сопровождающий член экипажа, находящийся у входа, ни при каких обстоятельствах не должен входить в помещение до прибытия помощи и до того, как будет дана оценка ситуации.

Дополнительные меры предосторожности:

Если предполагается или известно, что атмосфера в закрытом помещении представляет опасность, входить в него можно только в случае, если нет реальной альтернативы. Входить в помещение можно только для дополнительной проверки, проведения важной работы, спасения человеческой жизни или обеспечения безопасности судна. Количество лиц, находящихся в помещении, должно быть сведено к минимуму, необходимому для выполнения поставленной задачи.

Должен быть всегда найдет подходящий дыхательный аппарат проверенный и заправленный воздухом, например, с воздушным шлангом или автономного типа, и вход в помещение должен быть разрешен только персоналу получившему разрешение и прошедшему подготовку по его использованию. Не должны использоваться респираторы для очистки воздуха.

Должен быть надет предохранительный пояс с лямками, и кроме случаев, когда это практически не осуществимо, должны использоваться сигнальные концы.

Должна быть одета соответствующая защитная одежда, особенно если имеется опасность того, что токсичные или химические вещества попадут на кожу или в глаза людей, которые входят в помещение.

Документ Разрешение на вход в закрытое помещение состоит из следующих разделов:

    общие положения;

    подготовка до входа (разд. 1);

    проверки до входа (разд. 2);

    дыхательные аппараты и другое оборудование (разд. 3);

    персонал, входящий в помещение (разд.4);

    завершение работы (разд.5);

В документе указывается срок его действия. Он становится недействительным в случае остановки вентиляции помещения или изменения любого из условий, указанных в перечне контрольных проверок.

6.2. «Закрытые помещения»

В процессе эксплуатации танкера очень часто (мойка танков, ремонтные работы, осмотры и инспекции, контроль груза и пр.) возникает необходимость посещения так называемых «закрытых помещений» (Enclosed Space). Различают также помещения прилегающие (Adjacent Space) и помещения небольшие по размеру – ограниченные помещения (Confined Space). Причем работа в таких помещениях должна производиться без использования каких-либо защитных средств, ограничивающих свободу движения персонала или время его пребывания, то есть в нормальных рабочих условиях.

Закрытое помещение - это помещение, имеющее любую из следующих характеристик:


  • Ограниченные по размеру отверстия для входа и выхода;

  • Неблагоприятную естественную вентиляцию;

  • Помещение не предназначено для продолжительной рабочей деятельности;
Закрытые помещения включают в себя, но не ограничиваются:

  • Грузовые танки;

  • Танки двойного дна;

  • Балластные танки;

  • Коффердамы;

  • Пустые пространства (VOID SPACES);

  • Коробчатые кили;

  • Разделительные пространства;

  • Картеры двигателей;

  • Отстойные и бытовые танки (Domestic tanks);
В атмосфере любого закрытого помещения может быть недостаток кислорода, и она может содержать воспламеняющиеся или опасные газы и пары.

6.2.1. Оценка риска

Для обеспечения безопасности персонала, производящего работы в закрытых помещениях, компетентное лицо (лицо командного состава, с достаточным теоретическими знаниями и практическим опытом, способное производить обоснованную оценку возможного наличия или последующего образования опасной атмосферы в закрытых помещениях) всегда должно производить предварительную оценку любых потенциальных опасностей в помещении, куда собираются войти люди, принимая во внимание перевозимый ранее груз, вентиляцию помещения, защитное покрытие помещения и другие соответствующие факторы. Определяется также возможность наличия в атмосфере помещения ядовитых или опасных паров и газов, наличие кислорода.

Процедуры по входу в закрытое помещение определяются следующими факторами:


  • Вероятно присутствие минимального риска здоровью персонала, входящего в помещение;

  • Риск здоровью и жизни людей может возникнуть в ходе работ в помещении;

  • Присутствует риск здоровью и жизни;
Если предварительная оценка безопасности помещения указывает на то, что риск минимален и условия не изменятся в процессе работы, то вход в такие помещения может быть разрешен без ограничений.

Если же при оценке выясняется, что риск здоровью или жизни может возникнуть в процессе работы, через некоторое время после входа, то необходимо принять ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ безопасности.

И, наконец, в случае, если вход в закрытые помещения, представляет риск здоровью или жизни персонала, то принимаются ОСОБЫЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.

6.2.2. Вход в закрытые помещения

Необходимо усвоить раз и навсегда, что нарушение самых простых и, казалось бы, незначительных процедур по входу в закрытое помещение может привести к трагическим последствиям.

Никто не должен открывать или входить в закрытое помещение, если нет разрешения на вход от капитана или ответственного лица и не выполннены соответствующие процедуры безопасности предписанные для данного судна.

Вход в такие помещения должен быть обязательно спланирован, рекомендуется использовать систему разрешения входа, которая может включать в себя использование контрольного перечня проверок.

Р

азрешение на вход подписывается капитаном или другим ответственным лицом и заполняется тем, кто собирается войти в помещение.

Прежде чем разрешить вход в закрытые помещения капитан или ответственное лицо должны установить, что обеспечены следующие меры безопасности:


  • Потенциальные опасности, которые могут возникнуть в закрытом помещении, определены и по возможности изолированы или удалены.

  • Помещение тщательно провентилировано естественным или механическим способом для удаления любых воспламеняющихся или ядовитых газов и обеспечения достаточного содержания кислорода в атмосфере.

  • Атмосфера помещения проверена соответствующим образом при помощи откалиброванных инструментов и приборов на предмет наличия воспламеняющихся и ядовитых газов и содержание кислорода.

  • Помещение приведено в безопасное для входа состояние и освещено надлежащим образом.

  • Согласована и проверена система связи между всеми сторонами для использования во время входа.

  • Выставлен вахтенный у входа, остающийся там на все время проведения работ.

  • Спасательное оборудование и реанимационное оборудование подготовлены к использованию и находятся у входа в помещение.

  • Согласованы меры и устройства по спасанию.

  • Персонал надлежащим образом одет и экипирован для входа и последующих работ.

  • Выдано разрешение, позволяющее вход в закрытое помещение.

Только подготовленный персонал допускается ко входу в помещение, для обеспечения наблюдения у входа и для проведения спасательных операций.

Экипаж должен периодически проходить учения по спасанию из закрытых помещений и оказанию первой помощи. Все оборудование, используемое для входа в закрытые помещения, должно быть в хорошем рабочем состоянии и надлежащим образом осмотрено перед использованием.

6.2.3. Устранение опасностей

Риск и угроза жизни персонала определяются, прежде всего, составом атмосферы помещения:


  • Недостаточное содержание кислорода;

  • Опасная концентрация ядовитых паров и газов, которая может привести к мгновенной потере сознания или даже смерти;

  • Незначительные концентрации ядовитых и вредных веществ, которые могут привести к острым или хроническим отравлениям организма;

  • Взрывоопасные концентрации паров и газов воспламеняющихся веществ (углеводородов, угарного газа, сероводорода);

  • Вторичные источники опасности
Все опасности, которые представляет собой закрытое помещение можно условно разделить на 2 основных вида: явные и вторичные.

Явные опасности легко обнаруживаются и устраняются, поскольку они непосредственно связаны с технологическим предназначением помещения. Например, грузовые танки предназначены для перевозки грузов, поэтому внутри танков могут присутствовать остатки грузов, токсичные или взрывоопасные пары, снижено содержание кислорода и пр. Если грузовой танк хорошо промыть и провентилировать, то явные опасности будут полностью устранены. Однако наибольшую опасность для персонала, входящего в закрытые помещения, представляют именно опасности вторичные, поскольку их, в большинстве случаев, нельзя обнаружить и измерить инструментально, их наличие можно только предположить. Прежде всего – это психологические нагрузки, которые испытывает человек, находясь в замкнутом пространстве. Это явление широко известно медицинской науке и называется клаустрофобией. Явное проявление этой болезни на морском флоте – вещь довольно редкая, однако даже чувство незначительного страха, которое испытывает человек, находясь в закрытом помещении небольших размеров, в судовых условиях может привести к непоправимым последствиям. Поэтому ко входу в закрытые помещения, как правило привлекается опытный персонал. Кроме того, вторичные опасности, такие как скользкие поверхности, вибрация, качка, шум работающих механизмов и пр., могут вызвать дезориентацию и, как следствие, травматизм даже у опытного работника.

Человек, находясь в атмосфере с пониженным содержанием кислорода (ниже 19,5% по объему), может испытывать некоторое чувство дискомфорта и слабость, но при более длительном его нахождении в такой атмосфере может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Воздействие на человеческий организм атмосферы с недостаточным содержанием кислорода, более опасно, чем воздействие некоторых токсичных газов, в том числе паров углеводородов. Продолжительное нахождение в атмосфере с пониженным содержанием кислорода может привести к необратимому нарушению мозговой деятельности. При недостатке кислорода возникает состояние апатии, слабость, замедляется двигательная активность. Если при проявлении этих симптомов работник не покинет помещение, то, в конечном итоге, физическое истощение приведёт к еще большему ослаблению его умственной деятельности и способности контролировать ситуацию.

При концентрации кислорода в атмосфере менее 8 % человек теряет сознание после первого же вдоха, и если его не эвакуировать из помещения с такой атмосферой в пределах 5 минут с момента потери сознания, то происходит необратимое нарушение мозговой деятельности. Более продолжительная задержка приводит к смерти.

Некоторые грузы и вещества, не представляя никакой опасности сами по себе, могут привести к значительному снижению содержания кислорода в атмосфере помещения из-за различных химических реакций, протекающих в этих веществах.

Такое происходит при


  • Гниении органики;

  • Окисление металлов и руд;

  • Разложении масел и жиров животного или растительных происхождения;
Поэтому присутствие в помещениях остатков грузов, пищевых отходов, ветоши, металлической стружки и металлического лома приводит к значительному снижению содержания кислорода в таких помещениях.

Работа в грузовых танках, объединенных общими трубопроводами, сопровождается дополнительными подготовительными работами. Так, если грузовой танк, где предстоит производить работы, объединен общими трубопроводами с другими танками, в которых находится груз или атмосфера которых представляет опасность для персонала, то все трубопроводы, соединяющие данные танки, должны быть разобщены, промыты, дегазированы или же изолированы от танка, в котором производятся работы, механическим образом.

6.2.4. Вентиляция помещения

Одним из признаков закрытого помещения является недостаточная естественная вентиляция. Когда же естественная вентиляция считается недостаточной? В том случае, если не происходит движения воздушной среды по всему объёму помещения. Поэтому главным условием, обеспечивающим достаточную вентиляцию помещения, является наличие в нем 2-х вентиляционных отверстий, расположенных таким образом, что обеспечивается приток свежего воздуха и его движение через весь объём помещения. То есть помещения, имеющие только одно вентиляционное отверстие, попадают в категорию закрытых помещений (палубные кладовки, тамбучины, помещения полубака, и пр.). Для ускорения процесса вентиляции помещений используется принудительная вентиляция, для чего могут использоваться стационарные или переносные воздуходувки. Пока в закрытом помещении находятся люди, и в течение временных перерывов в работе (технологических и для отдыха персонала) вентиляция помещения должна непрерывно продолжаться. До входа в помещение и после перерыва, атмосфера должна быть проверена повторно. В случае же остановки механической вентиляции весь персонал, находящийся в помещении, должен НЕМЕДЛЕННО его покинуть.

6.2.5. Проверка атмосферы

Проверка состояния атмосферы в закрытом помещении производится хорошо откалиброванным инструментом, позволяющим произвести необходимые замеры (содержание кислорода, воспламеняющихся и ядовитых веществ).Калибровка и замеры должны производиться в полном соответствии с требованиями инструкций завода – изготовителя. Проверка атмосферы производится до входа в помещение любого лица, а после этого регулярно до тех пор, пока все работы на будут прекращены. При необходимости проверка атмосферы производится на нескольких уровнях и в нескольких точках помещения. Для того, чтобы атмосфера закрытого помещения была признана пригодной для входа, необходимо чтобы были получены устойчивые показания приборов:

Если эти условия не могут быть выполнены, то необходимо использовать дополнительную вентиляцию и через некоторое время повторно проверить атмосферу помещения.

Любая проверка атмосферы помещения должна проводиться при остановленной искусственной вентиляции, для получения точных показаний приборов.

Необходимо учитывать также то, что помещения могут иметь непроветриваемые карманы, где происходит скапливание газа или же содержание кислорода может быть ниже нормы. Наличие таких мест всегда должно учитываться, даже если помещение было признано годным для входа. При работе персонала в закрытом помещении, атмосфера помещения должна проверяться на регулярной основе, и при возникновении опасности или ухудшении состава атмосферы, персонал должен немедленно покинуть помещение. На танкерах предусмотрено наличие персональных газоанализаторов. При работах в закрытых помещениях хотя бы один работник должен быть снабжен газоанализатором соответствующего типа, оборудованным звуковой сигнализацией, срабатывающей при критическом состоянии атмосферы.

6.2.6. Освещение помещения

Говоря о входе в закрытые помещения, имеется в виду работа персонала в нормальных условиях, что также подразумевает достаточное и надлежащее освещение. При проведении длительных работ внутри таких помещений (ремонт, окраска, ошкрябка) необходимо наличие стационарных источников освещения (люстр, светильников и пр.)

Освещение должно быть достаточно интенсивным, давать рассеянный свет, не создавать сильного тенеобразования и в тоже время не ослеплять работников. Использование переносных светильников и ручных фонарей должно быть ограничено. Допускается использование только фонарей и переносных светильников одобренного типа. На танкерах наиболее распространенными являются переносные светильники взрывобезопасного типа с пневматическим приводом (Air driven Lamps).

6.2.7. Система связи

Перед началом работ в закрытых помещениях вахтенный помощник капитана и вахтенный механик должны быть оповещены о месте и времени проведения таких работ. Должна быть согласована и проверена система связи между персоналом, находящимся в закрытом помещении, персоналом, обеспечивающим непосредственное проведение работ и вахтенной службой. Такая связь должна быть постоянной и надежной. Как правило, для обеспечения такой связи на судах используются переносные радиостанции одобренного типа. Использование сигнального (страховочного) конца, в качестве средства связи между обеспечивающим персоналом и работником, находящимся в закрытом помещении, должно быть ОГРАНИЧЕНО. Это вызвано, в первую очередь, следующими соображениями безопасности:



Поэтому в качестве надежной связи при работе персонала в закрытом помещении считается или постоянная радиосвязь, или же постоянный визуальный контроль за действиями и поведением персонала.

6.2.8. Спасательное оборудование

Работы в закрытых помещениях относятся к категории критических процедур поскольку связаны с непосредственной угрозой человеческой жизни. При выполнении такого рода работ, должны быть выполнены все меры безопасности и подготовлено к немедленному использованию необходимое спасательное оборудование. К спасательному оборудованию относятся:


  • Эвакуатор (кран-балка, подъёмная треного, лебедка, конец с системой блоков)

  • Носилки коробчатого типа

  • Спасательные лямки

  • Дыхательный аппарат сжатого воздуха

  • Реанимационное оборудование

  • Аптечка первой помощи (на химовозах должен быть подготовлен комплект антидотов – Poison Chest)

Готовность к немедленному использованию означает, что все оборудование развернуто в непосредственной близости от места проведения работ. Кроме подготовки спасательного оборудования необходимо согласовать процедуры спасания. Для этого на танкерах не реже чем один раз в два месяца проводятся учения по спасению пострадавших из закрытых помещений (Enclosed Space Rescue) и по оказанию помощи пострадавшему (Serious Injury). То есть каждый член экипажа должен уметь действовать и знать, что и как делать, при возникновении такого рода ситуаций. Поэтому, при возникновении любой внештатной ситуации при работах в закрытом помещении, основная задача обеспечивающего персонала – проинформировать вахтенную службу и объявить общесудовую тревогу.

При спасании пострадавшего из закрытого помещения НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СЛЕДУЕТ СНИМАТЬ МАСКУ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИСЛОРОДНОГО РЕАНИМАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ГРУЗОВЫХ И ТОПЛИВНЫХ ТАНКАХ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!

6.2.9. Вахтенный у входа

О

бязательное условие при проведении работ в закрытом помещении – наличие специального вахтенного непосредственно у входа в закрытое помещение, на которого возлагается контроль безопасности работ, поддержание связи с персоналом внутри помещения и вахтенной службой. Функции вахтенного должны быть еще раз четко оговорены непосредственно перед началом работ. Его задача - немедленно оповестить вахтенную службу в случае возникновения внештатной ситуации и начать развертывание спасательных средств. Очень часто чувство товарищества преобладает над здравым смыслом и чувством опасности. И вахтенный, сломя голову, бросается на помощь своему другу, попавшему в беду. В результате таких действий, количество пострадавших удваивается.

При возникновении аварийной ситуации, вахтенный у входа НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ПОМЕЩЕНИЕ ДО ПРИБЫТИЯ ПОМОЩИ!!!

6.2.10. Предупредительные надписи.

Несмотря на выставленного у входа в помещение вахтенного, необходимо обозначать помещение для входа и его состояние, тем или иным образом. Помещение небезопасное для входа обычно обозначается табличкой красного цвета с надписью “DANGER FOR ENTRY”. Такая табличка должна быть помещена у входа в закрытое помещение до того, как будет произведена проверка атмосферы помещения или же работы прекращены или прерваны, а также, если остановлена принудительная вентиляция помещения. То есть в любых случаях, когда вход в помещение не контролируется или становится опасным. Если атмосфера в помещении была приемлемой и безопасной, но вентиляционное отверстие было прикрыто на какой-нибудь, пусть даже короткий срок, то помещение вновь должно считаться опасным для входа. После того, как атмосфера помещения была проверена и установлено, что она является пригодной и безопасной для проведения необходимых работ в закрытом помещении, красную предупреждающую надпись необходимо сменить на другу табличку Зеленого цвета с надписью: “SAFE FOR ENTRY”. Следует помнить, что при возникновении любого сомнения в безопасности атмосферы в помещении или же при выходе из строя вентиляции или освещения, эту табличку следует НЕМЕДЛЕННО убрать и заменить на предупреждающую надпись, а персонал должен НЕМЕДЛЕНО ПОКИНУТЬ помещение. Помещения с инертной атмосферой внутри, должны быть обозначены предупредительной надписью, обозначающей опасность. Очень часто свободные пространства вокруг грузовых помещений должны находиться под инертной атмосферой (инертным газом или азотом) . В таком случае вход в такие помещения должен быть постоянно отмаркирован предупредительной надписью (табличка желтого цвета) Внешне безопасное помещение, при отсутствии в нем кислорода, может быть смертельно опасным для человека. Любое закрытое помещение, в котором находятся люди, должно быть обозначено соответствующей табличкой Оранжевого цвета. На табличке должно быть место для указания фамилий персонала, выполняющего работы в закрытых помещениях. Это необходимо для того, чтобы можно было точно определить, сколько человек и кто именно, находятся в данном помещении. Очень важно следовать этому правилу, при выполнении рутинных операций, потому что именно при выполнении рутинных работ, чаще всего и происходит пренебрежение мерами предосторожности, и, следовательно, несчастные случаи.

6.2.11. Вход в не дегазированные помещения

Если атмосфера в помещении является небезопасной, то вход в такие помещения осуществляется ТОЛЬКО В ДЫХАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ ПРИ ОТСУТСТВИИ АЛЬТЕРНАТИВЫ.

Вход в не дегазированные помещения разрешается осуществлять только для:


  • Дальнейшей проверки атмосферы;

  • Выполнения важнейшей работы;

  • Обеспечения безопасности человеческой жизни;

  • Обеспечения безопасности судна;
Количество персонала, входящего в помещение, должно быть минимальным, сравнимым с необходимым объёмом работ. При этом входящий персонал должен быть обеспечен подходящими дыхательными аппаратами, одобренного типа, позволяющими производить работы, как минимум, в течение 20 минут. К таким аппаратам относятся аппараты с внешним воздуховодом и с автономным воздухоснабжением. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование респираторов любого типа, поскольку они не обеспечивают подачу чистого воздуха, независимо от атмосферы помещения. К работам в таких помещениях допускается ТОЛЬКО ПОДГОТОВЛЕННЫЙ к использованию дыхательных аппаратов персонал. Следует использовать соответствующую защитную одежду, особенно если имеется риск попадания на кожу или в глаза вредных и ядовитых веществ.

В данном случае, рекомендации о подготовке к использованию средств эвакуации и спасения пострадавших, являются наиболее жесткими.
ПРИМЕРная форма РАЗРЕШЕНИЯ НА ВХОД В ЗАКРЫТОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Данное разрешение относится ко входу в закрытые помещения и должно подписываться капитаном или ответственным лицом командного состава и заполняться лицом, направляющимся в помещение или уполномоченным руководителем группы.

Раздел 1 – Подготовка до входа

Подлежит проверке капитаном или ответственным лицом Да Нет


Было ли помещение тщательно провентилировано

Было ли помещение изолировано от трубопроводов и линий электропитания и оборудования в нем

Было ли помещение по необходимости зачищено

Была ли атмосфера помещения проверена и найдена безопасной

Показания приборов проверки атмосферы до входа:

Кислород в % от объёма

Углеводороды в % от НПВ

Токсичные газы в ррм

Ф.И.О………………………………………………………….

Время………………………………………………………….


Обеспечены ли мероприятия по регулярной проверке атмосферы с необходимой частотой во время работ и после перерывов в работе в помещении

Обеспечены ли мероприятия по непрерывной вентиляции помещения в ходе работ и в период перерывов в работе

Являются ли доступы в помещение и его освещение достаточными

Имеется ли у входа в помещение готовое к немедленному использованию спасательное оборудование и оборудование по восстановлению жизнедеятельности

Назначено ли ответственное лицо быть вахтенным у входа в помещение постоянно на время проведения работ

Поставлены ли в известность ответственные за вахту (помощник, механик, донкерман) о планируемом входе

Была ли согласована и опробована связь между всеми привлеченными к входу в помещение

Предусмотрены ли процедуры на случай аварии и эвакуации и понятны ли они всему вовлеченному персоналу.

Осмотрено ли до входа в помещение все используемое оборудование и находится ли оно в хорошем рабочем состоянии

Одет ли и экипирован весь персонал надлежащим образом

Раздел 2 – проверка до входа

Подлежат проверке лицом, входящим в помещение или назначенным руководителем группы.


Я получил инструктаж или разрешение от капитана или ответственного лица на вход в закрытое помещение.

Раздел 1 данного разрешения был выполнен капитаном или ответственным лицом удовлетворительно

Я согласен и понимаю процедуры связи

Я согласен с интервалом между моими докладами в …… минут

Процедуры на случай аварии и эвакуации согласованы и понятны

Я знаю, что помещение должно быть немедленно покинуто в случае отказа вентиляции или, если проверка атмосферы покажет на изменение согласованного критерия безопасности

Раздел 3 – Дыхательные аппараты и иное оборудование
Подлежит проверке капитаном или ответственным лицом, совместно с лицом, которое должно войти в помещение

Все входящие в помещение знают и умеют пользоваться дыхательными аппаратами

Дыхательные аппараты были опробованы следующим образом:

Средства связи опробованы и аварийные сигналы согласованы

Весь персонал, входящий в помещение обеспечен страховочными поясами и, где практически выполнимо, предохранительными тросами.

………………..капитан

………………..ответственное лицо, контролирующее вход

………………..лицо, входящее в помещение (старший группы)
Раздел 4 – регистрация персонала
Подлежит заполнению лицом, контролирующим вход

Раздел 5 – Завершение работы
Подлежит заполнению лицом, контролирующим вход.

6.2.12. Вход в грузовое насосное отделение

Поскольку грузовое насосное отделение не является местом, оборудованным для постоянной работы экипажа, несмотря на то, что оно имеет и принудительную вентиляцию, и освещение, и достаточные по размеру отверстия для входа и выхода персонала, насосное отделение относится к «закрытым помещениям». Вход в насосные отделения танкера регламентирован и процедуры по входу в насосное отделение можно разделить на 3 категории:


  • Вход при нормальных грузовых операциях

  • Вход для выполнения ремонта

  • Аварийный вход.

6.2.13. Вход в насосное отделение при нормальных грузовых операциях.

Нормальная процедура входа в насосное отделение во время выполнения грузовых операций и/или мойки танков должна быть предусмотрена системой разрешений на проведение работ. При нормальном входе в насосное отделение необходимо выполнить следующие требования:


  • Вытяжная принудительная вентиляция насосного отделения должна работать перед входом персонала не менее 15 минут и оставаться включенной на весь период посещения.

  • Спасательное оборудование (страховочный пояс и сигнальный конец) готово к немедленному использованию.

  • Непосредственно перед входом персонала в насосное помещение произведена проверка состава атмосферы, и она признана пригодной для дыхания и безопасной для входа персонала.

  • На нижнем ярусе насосного отделения расположен аварийный дыхательный аппарат.

  • Обеспечено надлежащее освещение

  • Оговорена и проверена система связи

  • Оговорены процедуры по аварийной эвакуации персонала из насосного отделения.

  • При обработке токсичных грузов, персонал, входящий в насосное отделение имеет при себе хотя бы один персональный газоанализатор соответствующего типа.

6.2.14. Вход в насосное отделение для выполнения ремонта.

При входе в насосное отделение для выполнения работ или ремонта, всегда следует учитывать возможность того, что в результате выполнения таких работ может произойти выброс токсичных и/или взрывоопасных паров или груза. Поэтому в процессе работ необходимо осуществлять регулярный контроль атмосферы в зоне их проведения, с тем чтобы своевременно обнаружить утечку паров или груза.

Ниже приведена стандартная форма разрешения на вход в насосное отделение:






Для выполнения ремонтных работ в насосном отделении в дополнение к процедурам, предусмотренным обычным разрешением на вход, необходимо убедиться в том, что:

Выдано разрешение на проведение «холодных работ».


  • На верхней площадке насосного отделения подготовлен хотя бы один дыхательный аппарат сжатого воздуха

  • Второй дыхательный аппарат сжатого воздуха находится в непосредственной близости от места проведения работ

  • Реанимационное оборудование подготовлено к немедленному использованию и расположено в непосредственной близости от насосного отделения

  • Ведется регулярный контроль состояния атмосферы в месте проведения работ.

  • Персонал, выполняющий работы, имеет при себе хотя бы один персональный газоанализатор

  • Если необходимо, весь персонал, выполняющий работы, имеет наготове индивидуальные эвакуационные дыхательные аппараты (EEBD)

Никто не должен входить в грузовые танки до тех пор, пока не будет выдано разрешение на вход капитаном или ответственным лицом комсостава, которое непосредственно перед допуском в танк должен убедиться в том, что вход в закрытое помещение безопасен и:

● потенциальные опасности были определены при проведении оценки и, насколько это, возможно, изолированы или безопасны;

● помещение было тщательно провентилировано естественным образом или механическими средствами для удаления любых ядовитых, или воспламеняющихся газов и обеспечен достаточный уровень кислорода во всем помещении;

● атмосфера помещения была проверена откалиброванными газоанализаторами для оценки приемлемых уровней кислорода и приемлемых уровней воспламеняющихся или ядовитых паров;

● помещение приведено в безопасное для входа состояние и надлежаще освещено;

● согласована и проверена подходящая система связи между всеми сторонами для использования во время входа и оказания помощи;

● выставлен вахтенный у входа для обеспечения безопасности на все время работ;

● подготовлено к использованию у входа в помещение соответствующее оборудование. Комплект спасательного оборудования включает: два дыхательных аппарата с полностью заряженными и запасными баллонами воздуха, страховочные концы с поясами или страховочные ременные перевязи, электрический фонарь, пригодный для использования в пожароопасной атмосфере. Подготовлены стационарные средства для подъёма и выноса пострадавшего из ограниченного пространства; подготовлены газоанализаторы;

● согласованы мероприятия по связи и проведению спасательных работ;



● персонал надлежащим образом одет и экипирован для входа и последующих работ, причем численность персонала, входящего в помещение, должна быть ограничена только теми, кто будет выполнять в нем конкретную работу. Если необходимо, страховочная ременная перевязь должна быть надета ещё до входа, чтобы облегчить эвакуацию в случае аварийного происшествия;

● выдано разрешение на вход. На все пункты на разрешении на вход должен быть дан ответ ДА.

● Вентиляция должна непрерывно работать в процессе нахождения людей в помещении. В случае отказа системы вентиляции или срабатывания любой аварийной сигнализации необходимо немедленно покинуть помещение.

● Перед входом должен быть согласован интервал времени, касающийся сообщений между внешним персоналом и входящей командой. Если этот интервал превышен, то должна быть объявлена общесудовая тревога.

● Не разрешается посещать одновременно более одного закрытого помещения.

● Разрешения на вход в закрытые помещения должны нумероваться последовательно по году и номеру, например 2008/1.

Экипаж судна должен проходить периодические учебные тревоги по спасанию и оказанию первой помощи.

Все оборудование, используемое в связи с входом, должно быть в хорошем рабочем состоянии и осмотрено перед использованием.

5.3.4. Какова тактика спасания из закрытых помещений?

Если в закрытом помещении произошел несчастный случай, в результате которого был травмирован персонал - первое, что необходимо сделать наблюдателю - это поднять тревогу . Хотя своевременное принятие мер жизненно важно в интересах спасения жизни, не следует пытаться начинать спасательные работы прежде, чем будет оказана необходимая помощь и получено соответствующее оборудование.

Существует много примеров летальных исходов в результате поспешных и неудачных попыток, предпринимаемых при спасении одним «спасателем», без подготовки и без соответствующего спасательного снаряжения.

Предварительная организация имеет огромное значение при подготовке своевременных и эффективных ответных действий. Спасательные концы, дыхательные аппараты (не менее двух), аппараты искусственного дыхания и другое реанимационное оборудование, а также обученная аварийная команда должны находиться в состоянии постоянной готовности. Всякий раз, когда предполагается, что опасная атмосфера явилась причиной несчастного случая, лица, входящие в данное помещение, должны использовать дыхательные аппараты и спасательные концы там, где это возможно. Следует заблаговременно согласовать свод сигналов. Два члена аварийной партии, проверив дыхательные аппараты и получив инструктаж, оказывают помощь пострадавшему.

Лицо комсостава, ответственное за проведение спасательных работ, должно оставаться снаружи с целью осуществления наиболее эффективного руководства.

Настоятельно требуется, чтобы каждый член спасательной команды четко знал, что от него требуется; был обучен правилам подъема пострадавших из помещений (танков); умел оказывать первую помощь; регулярно принимал участие в тренировках по спасанию из закрытых помещений.

К замкнутым помещениям (пространствам) на судах, при проведении работ в которых должны выполняться повышенные тре­бования безопасности, относятся: междудонное и междубортовое пространства, коффердамы, цистерны, котлы, форпики и ахтерпики, румпельные отделения, грузовые танки наливных судов, закрытые трюмы, подсланевые пространства, угольные ямы и другие помеще­ния, не сообщающиеся непосредственно с атмосферой, вход в которые осуществляется через люки сечением до 1 м 2 .

Указанные помещения именуются замкнутыми помещениями (пространствами) I категории. Все остальные судовые помещения, имеющие иллюминаторы или окна, вход в которые осуществляется через двери, относятся к помещениям II категории.

Входить в замкнутые помещения I категории после их открытия до полного выяснения отсутствия в них опасных концентраций вред­ных, взрывоопасных газов или наличия необходимого количества кислорода запрещается.

Для выполнения работ в замкнутых помещениях (про­странствах) I категории необходимо направлять не менее двух рабо­чих, один из которых является наблюдающим. Наблюдающий дол­жен твердо знать инструкцию, которая разрабатывается для него на предприятии на основе типовой инструкции.

Работающий внутри замкнутых и труднодоступных помещений должен быть обеспечен предохранительным поясом со страховочным концом достаточной длины и прочности, свободный конец которого должен быть у наблюдающего.

Замкнутые и труднодоступные помещения (пространства) должны иметь не менее двух штатных люковых лазов, один из кото­рых используется только для входа и выхода работающих, а второй - для временных коммуникаций (шлангов сжатого воздуха и венти­ляции, кабеля для освещения).

Если по конструктивным соображениям устройство второго штат­ного люка (лаза) невозможно, то при строительстве или ремонте судов должны быть сделаны технологические вырезы для временных коммуникаций.

При прокладке газовых шлангов через люки, горловины и т. п. для работы в замкнутых и труднодоступных помещениях не допускается одновременная совместная прокладка шлангов и элек­тросварочных кабелей без надежной изоляции их (например, ук­ладка кабеля должна производиться в резиновом шланге или дере­вянном коробе).

Перечень замкнутых (I категории) и труднодоступных помещений (пространств) на строящихся и ремонтируемых судах, работа в которых осуществляется с наблюдающим, составляется на каждый тип судна и утверждается главным инженером по согласо­ванию с профсоюзным комитетом предприятия.

При организации работы в замкнутых и труднодоступных помещениях (пространствах) руководитель должен предварительно проверить отсутствие скопления вредных газов или взрывоопасных газовоздушных смесей путем лабораторного анализа воздушной среды и обеспечить во время работы нормальную чистоту воздуха.

Отсеки или цистерны, содержащие нефтяные продукты или их остатки, до производства в них работ должны быть очищены, пропарены и провентилированы, после чего необходимо проверить отсутствие в этих помещениях взрывоопасных паров путем анализа состава воздуха.

В угольных ямах, содержащих уголь и его остатки, до начала производства в них работ, должен быть проведен анализ состава воздуха на содержание в нем окиси углерода и сернистого газа. Перед началом в ямах огневых работ уголь и угольная пыль должны быть удалены.

При сварочных и газопламенных работах в замкнутых и труднодоступных помещениях необходимо:

проведение систематического контроля воздушной среды;

одежда рабочего должна быть огнестойкой;

обеспечение эффективной и бесперебойной вентиляции помеще­ний;

газы должны подводиться из безопасного места вне этого помеще­ния;

запрещается оставлять горелку и шланги без присмотра при перерывах в работе;

после окончания работы помещение должно быть провентили­ровано, сварочная аппаратура, шланги, кабели убраны.

При проведении работ, сопровождающихся выделением пыли, газов и паров растворителей, следует обеспечить расчетный воздухообмен, методика расчета которого для сварочных работ при­ведена в ГОСТ 5.5325-77 «Временное энергоснабжение, вентиляция и обеспечение строящихся и ремонтируемых судов. Системы венти­ляции судовых помещений», а для окрасочных работ изложена в «Правил безопасности труда при выполнении очист­ных, окрасочных, изолировочных и отделочных работ на предприя­тиях и судах Минречфлота».

Перед началом работ в замкнутых или труднодоступных пространствах с применением защитных газов должны быть прове­рены герматичность шлангов и трубопроводов, а также возможность утечки защитных газов в местах соединения шлангов и шту­церов.

При сварке трубопроводов в замкнутых или трудно­доступных помещениях не допускается выпуск поддувочного и защитного газа из свариваемых трубопроводов внутрь поме­щения.

В замкнутых и труднодоступных помещениях проведение сварочных работ в среде аргона или углекислом газе в положении лежа допускается при условии установки газоанализатора в нижней точке рабочего места с применением системы подачи чистого воздуха в зону дыхания сварщика.

В технологической документации на электросварочные работы в среде защитных газов в замкнутых и труднодоступных по­мещениях должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечиваю­щие безопасность выполнения работ согласно требованиям Правил и определено число сварщиков, допускаемых к одновременной ра­боте в таких помещениях.

Не допускается резка металла из заготовок в трудно­доступных и замкнутых помещениях (пространствах), если эта ра­бота может быть выполнена вне таких помещений.

Зачистка и очистка замкнутых и труднодоступных поме­щений судна ручными пневматическими щетками может быть разре­шена при наличии общеобменной вентиляции, удаляющей не менее 2000 м 3 /ч воздуха на каждую машинку и обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.

В замкнутых и труднодоступных помещениях разре­шается работать только с заземленным электроинструментом, рас­считанным на напряжение 24 и 36 В, 50 и 200 Гц с обязательным при­менением защитных средств от поражения электрическим током.

Сухая очистка от старых необрастающих красок, со­держащих свинец и сурьму, запрещается; обрабатываемую поверх­ность необходимо поливать водой с одновременным откачиванием ее из помещения.

Запрещается использовать пожаро- и взрывоопасные смывки для удаления старых покрытий в замкнутых и труднодо­ступных помещениях, а также удалять старую краску методом вы­жигания.

Обезжиривание поверхностей (с применением бензина- растворителя) допускается лишь при наличии эффективной венти­ляции. Вентиляция должна обеспечивать возбухообмен на каждый килограмм расходуемого бензина-растворителя не менее значения, указанного в Правил безопасности труда при выпол­нении очистных, окрасочных, изолировочных и отделочных работ на предприятиях и судах Минречфлота.

Окраска внутренних поверхностей замкнутых и трудно­доступных помещений (пространств) на судах должна производиться кистью или валиком. Пульверизационная окраска в этих помеще­ниях допускается как исключение (по письменному распоряжению администрации, согласованному с пожарным надзором) в местах, недоступных для окраски кистью, при обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты, вентиляцией и с использова­нием безвоздушного метода распыления. При этом максимальный минутный воздушный расход лакокрасочных материалов не должен превышать фактического воздухообмена в помещении, рассчитанного на обеспечение взрывобезопасных концентраций паров растворителей.

При окраске поверхностей в замкнутых и труднодоступ­ных помещениях следует после каждых 45 мин работы обеспечивать перерывы с 15-минутным пребыванием рабочих на чистом воздухе для отдыха и смены средств индивидуальной защиты.

В тех случаях, когда с помощью вентиляции невозможно обеспечить на рабочих местах снижение концентрадии паров раство­рителей и других вредных веществ до предельно допустимых норм, следует применять средства индивидуальной защиты органов дыха­ния.

В труднодоступных и замкнутых помещениях (простран­ствах) при окрасочных, изолировочных и других работах для мест­ного освещения должны применяться переносные светильники с питанием от сети или аккумуляторные.

Штепсельные розетки для включения переносных светильников должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении или вы­несены за пределы взрывоопасных помещений.

Рабочие, допускаемые к выполнению работ в трудно­доступных помещениях (пространствах) должны быть каждый раз предварительно проинструктированы о мерах предосторожности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!