Готический витраж в западной европе. Как устроены средневековые витражи Витраж средневековья

Искусство витража Средних веков дало такие шедевры, как "Святой Иероним" Альбрехта Дюрера,
"Успение Пресвятой Богородицы" Эль Греко,
"Богоматерь с младенцем" (витраж собора в Шартре)

Искусство витража средних веков: особенности технологии

Искусство витража до сих пор волнует воображение людей. Витражи готических храмов до сих пор притягивают взгляды своими ажурными окнами, которые возвышенно сияют в лучах солнечного цвета и таинственно мерцают в полумраке. Прекрасная игра цветных стекол создает особую атмосферу в интерьере, вызывая у людей трепетные эмоции и ощущение связи с неземным миром. Движущиеся блики на полупрозрачной разноцветной поверхности зрительно придают стеклу подвижность. Наверное, поэтому произведения витражного искусства так притягательны для человека, и особенно яркое впечатление они оставляли у современников Средневековья, с их мистичным восприятием действительности.

Как же изготавливали витражи в Средние века?

Оформление оконных проемов панно из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. Но только в средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века. В трактате монаха Теофила, относящемся к тому времени, в подробностях описана технология изготовления витражного окна. Стекло варили в специальной печи, одновременно окрашивая его в нужный цвет. Из стекла отливали плоский лист, который потом разрезали на фигурные пластинки согласно подготовленному рисунку. Для разделения на фрагменты использовали раскаленный железный прут. Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи. Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Так получался витраж.

Средневековый метод изготовления витражного окна от современных способов отличается незначительно. Главная разница – в более совершенном инструментарии.

Витражи средних веков имели свои особенности – дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки нерастворившегося песка, воздушные пузырьки. Такие погрешности средневековых стекол только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.

В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Для получения более широкой гаммы тонов мастера-витражисты использовали многослойное стекло, накладывая друг на друга пластинки разного цвета. Отдельные участки верхнего слоя обтачивали так, чтобы показался нижний слой цветного стекла. Например, некоторые имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями.

Витражи в Средние века как стартовый этап развития искусства

Первым прецедентом архитектурной готики, отражающим мистическую философию витражного искусства, стала церковь Сен-Дени. Ее строительство было завершено в 1144 году. По желанию аббата Суггерия, настоятеля монастыря, стены храма были сделаны полупрозрачными – их заменили огромные окна-витражи. Свет широким потоком проникал внутрь храма и вызывал чувство невероятного триумфа. Суггерий большое внимание уделял и изображениям на витражах, так как их созерцание было для него путем к духовному самосовершенствованию, отрешению от сует земных и приобщением к нематериальным сферам. В XII веке эта инновация в оформлении храмов стала весьма актуальна и получила особо развитие в последней трети столетия. Это был период активного строительства храмов во Франции и сопредельных католических странах. Таким образом получили начало .

С древних времен люди приписывали витражам магическую силу. В средневековых легендах встречаются описания витражей как одной из форм защиты от смертоносного взгляда василиска.

Развитие стеклоделия и расширение ассортимента красок для росписи по стеклу привели в начале XIV века к значительным изменениям в технологии средневекового витражного искусства. В произведениях мастеров-витражистов XV столетия заметное предпочтение отдается бесцветным стеклам, покрытым полихромной росписью. Витраж эпохи Возрождения – это прекрасная картина на стекле с искусным решением проблемы перспективы, с объемным и реалистичным изображением.

Витраж в эпоху Ренессанса стал украшением не только храмов и церквей, но и светских сооружений – дворцов знати, городских ратуш. До XVI века, в связи с малодоступностью и дороговизной стекла, витражные окна в жилых домах использовались очень редко. С распространением лунного способа изготовления плоского стекла в XVI веке ситуация изменилась. Этот термин характеризует следующий процесс. Мастер-стеклодув формировал шар, сплющивал его и присоединял ось ко дну заготовки. Вращением достигалось естественное изменение формы, в итоге получался диск толщиной 2-3мм (вследствие схожести диска с небесным ночным светилом способ и получил название “лунный”), при этом диаметр изделия мог достигать 1,5м. Отжиг придавал ему высокую прочность, а качество получаемого материала было достаточно высоким, чтобы использовать его в витражном искусстве. Средние века ознаменовались прорывом не только в технологической стороне производства стекла, но и в экономической. Витражное искусство стало доступно более широким массам вследствие удешевления расходного материала - стекла.

Во многих странах Европы в моду вошли небольшие витражные панно, подвешенные перед окнами домов. Они назывались кабинетными витражами и в основном изображали гербы или какие-либо важные события из жизни хозяев. Такие витражи получили наибольшее распространение в Германии, Англии, Нидерландах и Швейцарии. также известны многими шедеврами времен Средневековья.

Технологические новшества и изобретения Средних веков не только стали предпосылкой к оформлению витражного дела как самостоятельной ветви искусства. Этот длительный период в целую тысячу лет (с V по XV) дал возможность выявить новые формы прекрасного, обратить более пристальное внимание на природные материалы и фактуры и активно использовать их в творчестве. Большинство оформилось именно в ту эпоху и в дальнейшем претерпевало лишь некоторые усовершенствования. Это было время удивительных открытий и глубокого познания всех сфер искусства, в том числе, витражного.

В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов — настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение — витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.

Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.

Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.

Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.

На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их — также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников. Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…

История витражей уходит корнями в Древний Египет. При раскопках храмов археологи нередко находили цветное стекло, которое архитекторы и строители прошлого использовали еще во втором тысячелетии до нашей эры. Затем цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.

Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.

Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.

В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. Правда, новоявленные мастера принялись заменять прежние «устаревшие» витражные картины на новые. Тем самым были загублены сотни, если не тысячи старинных витражей в храмах Франции, Германии. Многие оригинальные стекла стали добычей коллекционеров.

Современный способ изготовления витражей почти не изменился с тех давних пор. Так же подбираются цветные стекла, из них составляется либо яркая мозаика, либо картинное изображение. Стеклорезательная техника позволяет создавать не только яркие, но и полутоновые расцветки. Для крепления стекла все так же используется свинцовая проволока или пластмасса. Но есть и некоторые новшества. На прозрачное стекло нередко наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Тем самым проявляются новые фактурные возможности стекла.

Переворот в технологии стеклоделия был вызван на рубеже нашей эры изобретением метода выдувания полых стеклянных изделий. Возможность широкого применения нового метода была обеспечена крупными успехами в технике стекловарения. Тогда стали получать прозрачное стекло, выплавлять его сразу в значительных количествах, научились изготовлять выдуванием красивые сосуды относительно большого размера и самой разнообразной формы. Выдувная трубка, это простейшее приспособление, оказалась инструментом, при помощи которого, человек с художественным чутьём и даром точной координации движений в результате длительных упражнений достигал высокого совершенства в работе.

Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду развития стеклоделия, продолжавшемуся до конца 19 - начала 20 века. Для этого периода характерно единство технологических приёмов, не претерпевших за длительное время принципиальных изменений. В соответствии с технологией характер продукции оставался более или менее постоянным, охватывая всевозможные разновидности полых изделий, главным образом сосуды «настольного» масштаба, а также отдельные декоративные изделия - кубки, вазы, бокалы, блюда, туалетные флаконы, осветительные приборы.
Эта однообразная по назначению продукция с точки зрения стиля, композиции и исполнения отражала характерные особенности развития искусства и народного творчества в отдельных странах в различные эпохи.

Первыми овладели методом выдувания стеклянных изделий мастера Древнего Рима, где на протяжении нескольких веков искусство стеклоделия находилось на большой высоте и где были созданы стеклянные изделия, относящиеся к выдающимся образцам мирового искусства. Например, находящаяся в Британском музее Портлендская ваза.


Римское стекло. Портлендская ваза.

* * *
В римское время стекло было впервые использовано в качестве оконного материала.

С эстетической точки зрения искусство витража занимает особое место по силе воздействия на зрителя. Фрески, картины и иллюстрации к манускриптам глаз воспринимает в отраженном от их поверхности свете. Но витраж работает по-другому. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона. Зритель может наблюдать насыщенные цвета, созданные с помощью одних только проникающих свойств стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.
То, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху христианства. По некоторым литературным источникам можно предположить, что прототип витража в эпоху раннего христианства представлял из себя набор из разноцветных кусочков стекла разной величины. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Так, епископ Фортунат (VI век) в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. В V–VІ веках прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии.
Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами. Магическая игра спектральных лучей легко интерпретировалась как метафорическое выражение божественной силы и любви. К сожалению, история не сохранила практически ни одного целого витража, созданного в период раннего христианства (до XI века).

Романский период (XI-XII вв.)

Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика священных храмов позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством.
С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму - цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла, использование свинцового профиля, а также разделение на производителей стекла и мастеров-витражистов.
Процесс начинался с компоновки шихты для выплавки стекла. В мелкий речной песок для снижения температуры плавления оксида кремния добавляли поташ из пережженной буковой древесины, а также известь.
Эволюция средневекового витража была главным образом связана с соборами, которые в двенадцатом веке были центрами повседневной общественной жизни. На это время приходится второй бум строительства романских соборов. Изменялись каноны архитектуры, а вместе с тем менялась и манера исполнения витражей. С одной стороны, изображаемые фигуры становятся более живыми и подвижными, с другой - общая композиция характеризуется статичностью и симметрией. Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стиля гораздо примитивнее. В окнах используются стилизованные растительные украшения и декоративный орнамент вокруг сцен и рисунков.
Традиционная технология изготовления витражей оформилась окончательно в ХI веке, техника витражей обогатилась важным новшеством - деревянные рамы, в которые монтировались стекла, заменили свинцовой арматурой, допускавшей большее разнообразие контуров и размеров рисунка.Это новшество появилось в монастыре Монтекассино в 1071 г.

В трактате об искусствах, написанном в 1100 году германским монахом Теофилом впервые изложены тонкости изготовления витражей из стекла, состоящего из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка. Получаемые этим способом небольшие куски стекла имели толщину в полсантиметра, алмаза тогда еще не знали, и для резки стекла употребляли раскаленное до красна железное лезвие. Основными цветами были синий (кобальт) и красный (на основе меди). Однако существовали и другие цвета: зеленый-на основе медных окислов, пурпурный (из марганца), желтый (из смеси железа и марганца).

Из произведений XII века следует упомянуть выдающиеся витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г.), и в частности витраж, где изображен крупный политический и культурный деятель Франции XII века аббат Сугерий, и другой витраж-«Древо Иессея».


Древо Иессея. Витраж из церкви в Сен-Дени. 12 век.

Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.


Витражные окна из церви Сен-Дени.

Однако наиболее замечательный комплекс витражей сохранился в Шартре.


Витраж Кентерберийского собора.

В Англии витражи создавались еще до Реформации; однако здесь, как и повсюду, злейшими недругами витражей оказались люди: они всегда забывали, что прекрасная живопись на стекле была создана им в наставление, а также, чтобы радовать их взор причудливой игрой света, льющегося сквозь многоцветные стекла высоких окон.

Романские витражи:


Крещение Хлодвига. Романский витраж.

Витражи средних веков

Средневековые витражи играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя божественную милость и созидание. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов. Согласно мышлению того времени, свет, льющийся с неба, означал сияние, идущее от Бога. Роль земного воплощения такого божественного света играли витражи средневековых соборов. В масштабных цветных полотнах с изображениями сцен из Библии наилучшим образом отражалась торжественность, мистичность, возвышенность религиозной культуры.

Активное использование витражей в раннем Средневековье объясняется еще и тем, что по мере утверждения каркасной системы стены соборов становились более ажурными. Поэтому традиционные настенные росписи все чаще заменяли витражи. Они лучше вписывались в убранство церковных помещений, были более яркими, долговечными и соответствующими целям христианской религии. Прихожане, присутствуя при совершении обрядов, чувствовали большую причастность к происходящему, грубость и скудность быта словно уходила на второй план, давая возможность окунуться в эстетическое удовольствие созерцания прекрасных картин из стекла.

Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота и духовная сила искусства цветного остекления средневековых храмов. Под лучами яркого солнечного света стекла витражей начинают светиться, наполняя пространство собора искусно подобранными красочными переливами, то есть, происходит своего рода презентация божественного света.

История развития средневековых витражей

То, что мы сегодня называем витражами, появилось на свет в эпоху христианства. Некоторые литературные источники и исторические доклады, позволяют предположить, что прототип средневековых витражей эпохи раннего христианства представлял собой набор разноцветных кусочков стекла, которые скреплялись между собой с помощью замазки в прорезях каменных или деревянных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В 5-6 веках нашей эры такими витражами были украшены храмы в городах Галлии, а позже они появились в Англии и Германии.

Необходимо отметить, что в средневековье витраж воспринимался как элемент посредничества между божественными и земными сферами, поскольку магическая игра солнечного света на разноцветных стеклышках интерпретировалась как метафорическое выражение божественной любви и силы. То, что сейчас кажется наивным и неправдоподобным, тем не менее, имеет обоснование, поскольку современное мировоззрение существенно отличается от мистицизма, предобладавшего в социуме той эпохи. Прекрасные цветные картины являлись своеобразными прообразами райского великолепия.

В 11 веке коренным образом изменился облик священных храмов, что позволило витражному стеклу стать выдающимся изобразительным средством. В этот период знаменитые средневековые витражи приобретают свою классическую форму, и появляются сюжетные витражные картины на библейские темы.

Этому способствовало и появление способа изготовления тонкого листового стекла, разделение мастеров на тех, кто изготавливал витражи, и на стеклоделов, а также использование свинцового профиля при создании полотен.

Верующие рассматривали средневековые витражи как картины художников, чем они, в общем-то, и являлись. Цветные стеклянные картины завораживали своей красотой и необычностью, становясь еще одним атрибутом святости и веры.

Помимо сугубо религиозного значения, появление витражей именно в церковном интерьере было обусловлено их дороговизной. Только храмы, богатые горожане и вельможи могли позволить себе такую роскошь, как витражные картины. Но если в храмах эти шедевры были доступны всем, то витражами, находящимися в личном пользовании, могли любоваться исключительно их владельцы.

Эволюция витражей средневековой Европы в основном была связана с соборами, которые в 11-12 веках являлись центром повседневной общественной жизни. Если посмотреть на фото средневековых витражей, то можно увидеть, что основными цветами были красный (на основе меди) и синий (кобальт). Эти цвета позволяли существенно снизить интенсивность солнечных лучей, и создать внутри храма особую, таинственную атмосферу соприкосновения с высшими божественными силами. Позднее в стеклянную массу научились добавлять окислы различных металлов, что позволило получить стекла зеленого (на основе медных окислов), желтого (смесь железа и марганца), и коричневого цвета.

Средневековые витражи – памятники

До наших времен сохранилось не так уж и много настоящих средневековых витражей. Тем удивительнее выглядит Шартрский собор, в котором сохранились в практически первозданном виде витражи 12-13 веков. В стенах этого собора, строительство которого было начато еще в 10 веке, насчитывается 146 витражей, общей площадью 2600 квадратных метров. Отличительной особенностью является
удивительная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых утерян. Наиболее известными витражными композициями являются витражное окно «Богородица из красивого стекла» (1150 год), и композиция «Древо Иесеево».

Витражи в Шартрском соборе представляют собой около 1400 сюжетов на различные библейские темы. Кроме того на них запечатлены около 100 сюжетов из жизни тех лиц, которые пожертвовали свои средства на содержание этого собора.

Не менее прекрасен и средневековый Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), в котором проявилось вся самобытность витражного искусства. К сожалению, среди витражей этого собора очень мало подлинных, поскольку все они представляют собой позднейшие работы, которыми заменили пострадавшие за долгую историю собора витражи.

В полной неприкосновенности до нас дошло только окно-роза. Однако это 13-метровое окно, которое включает в себя около восьмидесяти разных сцен из Ветхого завета, позволяет нам представить все былое величие .

Именно витражное окно с рисунком роз описано в знаменитом романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Средневековые витражи и Россия

В средневековой России витражи практически не использовались для остекления и художественного оформления церквей и храмов, в силу особых климатических условий, и православных традиций, запрещающих писать иконы на стекле. Только немногие факты, которые удалось обнаружить ученым, позволяют предположить, что витражное искусство все-таки не обошло стороной постройки русской знати. Но, к сожалению, ни одного образца цветного декоративного остекления до наших дней не сохранилось. Первые самостоятельные попытки в этой области стеклоделия в России были предприняты только в 1820-х годах. И первые получившиеся витражи стали украшением не религиозных строений, а светских особняков и замков.

Мода на витражи пришла в Российскую империю из Западной Европы, и связано это было с определенным мировоззрением романтической эпохи. В православную культовую архитектуру витражи проникли благодаря ориентации русского храмостроения на классицистические европейские памятники.

Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. Его установка в главном православном храме России утвердила витражное остекление в системе оформления русских православных церквей.

Однако появились и некоторые новшества, которые позволили существенно расширить возможности использования витражей и художественные возможности витражных композиций в целом. Например, если средневековый витраж был ограничен цветовой палитрой стекла, то современные полотна поражают разнообразием не только ярких и насыщенных цветов, но и мягких, пастельных полутонов.

Коснулись новшества и материала для крепления витражей. Если искусство витража средневековья предполагало использование только свинцового профиля, то современные изделия в стиле Средневековья могут быть изготовлены с использованием латунного, медного или свинцового профиля, а также тонкой металлической фолии. Все эти новшества позволяют мастерам создавать более пластичные композиции, не ограничивая свою фантазию и талант средствами их воплощения, дают возможность открыть перед нами всю красоту и необычность витража в духе традиций Средневековья.

Слайд 1

Искусство средневекового витража

Слайд 7

Слайд 8

Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.

Слайд 9

План урока

1.История витража. 2.Искусство создания витража. 3.Практическое занятие: изготовление витража.

Слайд 10

История витража

История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме.

Слайд 11

На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.

Слайд 12

Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.

Слайд 13

История появления витража в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается, что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.

Слайд 14

В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству. Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.

Слайд 15

Слайд 16

Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…

Слайд 17

Слайд 18

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.

Слайд 19

Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.

Слайд 20

В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства.

Слайд 21

Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.

Слайд 22

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!