Оценка эмиссии парниковых газов при использовании природного газа и биогаза. Пример расчета объема выбросов парниковых газов Как рассчитать парниковый газ от котельной

Система нормативных документов по охране окружающей среды

Руководящий нормативный документ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА

Исполнитель: РГП «КазНИИЭК» МООС РК

Заказчик: Министерство охраны окружающей

Среды Республики Казахстан

Астана 2010


1. Общие положения

2. Цель и задачи

3. Порядок расчетов

3.1.Теоретические основы

3.2. Выбросы СО 2

3.3. Выбросы других парниковых газов

4. Пример расчета

5. Оценка неопределенностей

6. Отчетность и документация

7. Список использованных источников


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

По значимости выбросы парниковых газов (ПГ) от всех видов транспорта во многих странах следуют обычно за выбросами энергетических предприятий. В некоторых больших городах выбросы автотранспорта часто превышают выбросы энергопредприятий.

Понятно поэтому, что нужны надежные методики для учета выбросов ПГ всеми видами транспорта. Кроме двуокиси углерода (СО 2) к парниковым газам относятся также метан (СН 4) и закись азота (N 2 O).

Категория «автотранспорт» соответствует категории «Дорожный транспорт» согласно Руководству и включает в себя все типы легковых автомобилей, легкие и средние грузовики,автомобили большой грузоподъемности, такие как тягачи с прицепом и автобусы, а также мотоциклы всех типов. Транспортные средства работают на разных типах жидкого и газообразного топлива, а также на биотопливе или его смеси с обычными топливом. Кроме того, Руководство рассматривает еще выбросы СО 2 от работы каталитических конверторов, использующих мочевину.

Выбросы СО 2 от биотоплива относятся к другому разделу учета и учитываются отдельно как информационные единицы. Это, а также факт очень малых количеств использования биотоплива в ближайшие годы (менее 2%) стал основанием невключения в данную методику технологии расчетов.

Каталитические конверторы на мочевине дают выбросы СО 2 от разложения мочевины в количестве от 1 до 3% от выбросов СО 2 двигателем автомобиля. Эта цифра, будучи скорректированной на процент конверторов такого типа в стране, оказалась ничтожной. Это тоже стало основанием невключения этого источника выбросов СО 2 в данную методику.



Для учета выбросов ПГ существует методика Руководстве, которая постоянно совершенствуется. Для инвентаризации всех выбросов в атмосферный воздух разработано Руководство по инвентаризации. По аналогии с CORINAIR дорожный транспорт в Руководстве выделен в специальную группу 7, в которой выделяются три подгруппы (таблица 1).

Таблица 1

Деление автомобилей по условиям эксплуатации

Продолжение таблицы 1

07 01 03 02
07 0103 03 Движение в городской черте
07 01 04 Легковые автомобили на сжиженном нефтяном газе
07 0104 01 Движение по шоссе
07 01 04 02 Движение в сельской местности
07 01 04 03 Движение в городской черте
07 0105 Двухтактные транспортные средства на бензине
07 01 05 01 Движение по шоссе
07 01 05 02 Движение в сельской местности
07 0105 03 Движение в городской черте
07 02 ТРАНСПОРТ МАЛОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
07 02 01 Транспорт малой грузоподъемности на бензине
07 02 01 01 Движение по шоссе
07 02 0102 Движение в сельской местности
07 02 01 03 Движение в городской черте
07 02 02 Дизельный транспорт малой грузоподъемности
07 02 02 01 Движение по шоссе
07 02 02 02 Движение в сельской местности
07 02 02 03 Движение в городской черте
07 03 ТРАНСПОРТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
07 03 01 Транспорт большой грузоподъемности на бензине
07 03 01 01 Движение по шоссе
07 03 01 02 Движение в сельской местности
07 03 01 03 Движение в городской черте
07 03 02 Дизельный транспорт большой грузоподъемности
07 03 02 01 Движение по шоссе
07 03 02 02 Движение в сельской местности
07 03 02 03 Движение в городской черте
07 04 МОПЕДЫ и МОТОЦИКЛЫ < 50 см 3
07 04 0101 Движение в сельской местности
07 04 01 02 Движение в городской черте
07 05 МОТОЦИКЛЫ > 50 см 3
07 05 01 Движение по шоссе
07 05 02 Движение в сельской местности
07 05 03 Движение в городской черте
07 06 ИСПАРЕНИЕ БЕНЗИНА ИЗ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Для каждой из подгрупп введена необходимость учета особенностей движения а именно:

Движение по автомагистралям;

Движение в сельской местности;

Движение в городе.

Сравнительная классификация транспортных средств в CORINAIR и в Руководстве (ЕЭК) приведена в таблице 2. Можно видеть, что классификация CORINAIR легко извлекается из классификации Руководства (ЕЭК-ООН).

Таблица 2 Классификация транспортных средств, используемая при расчетах выбросов ЗВ

Тип транспорта:
По CORINAIR По ЕЭК-ООН
Легковые автомобили Категория Ml:Транспорт, используемый для перевозки пассажи­ров и имеющий не более 8 мест, исключая сиденье водителя
Транспорт малой гру­зоподъемности Категория N1:Транспорт, используемый для перевозки товаров и имеющий максимальный вес, не превышающий 3.5 тонн
Транспорт большой грузоподъемности Категория М2:Транспорт, используемый для перевозки пассажи­ров и имеющий более 8 мест, исключая сиденье водителя, с максимальным весом, не превышающим 5 тонн
Категория М3:Транспорт, используемый для перевозки пассажиров и имеющий более 8 мест, исключая сиденье водителя, с максимальным весом, превышающим 5 тонн
Категория N2:Транспорт, используемый для перевозки товаров и имеющий максимальный вес, превышающий 3.5 тонн, но не превышающий 12 тонн
Категория N3:Транспорт, используемый для перевозки товаров и имеющий максимальный вес, превышающий 12 тонн
Двухколесный транс­порт Категория LI; L2; L3; L4; L5 - все виды мотоциклов

Таким образом, приняв за основу классификацию транспорта по Руководству, можно было бы рассчитывать, что наша методика расчета выбросов ПГ будет близка к международным подходам.

К сожалению, значительная часть информации, необходимой для расчетов в соответствии с Руководством, отсутствует. Поэтому нами принят подход, основанный на доступных данных об автотранспорте, и в то же время достаточно близкий к подходам Руководства и CORINAIR.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Настоящий нормативный документ предназначен для использования на предприятиях автотранспорта для самостоятельного ежегодного расчета объемов выбросов парниковых газов.

Целью данного нормативного документа является разработка научно обоснованного и близкого по структуре к Международным и Европейским подходам метода оценки объемов выбросов парниковых газов от автотранспорта всех видов, приемлемого для условий Республики Казахстан.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

Изучить, какая информация доступна для любого автотранспортного предприятия относительно условий работы его технических средств;

Изучить известную на сегодня научную литературу, в основном дальнего зарубежья об удельных выбросах ПГ различными типами транспорта и выбрать наиболее соответствующую для условий РК;

Разработать саму методику учета выбросов ПГ автотранспортом предприятия;

Подготовить образец расчетов выбросов, для использования в качестве примера при расчетах на предприятии.

ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ.

Теоретические основы

Основным парниковым газом является углекислый газ (СО 2), методика расчетов выбросов которого описана в Руководстве и основана на расчетах по уравнению окисляемого чистого углерода. Эта методика хорошо работает применительно к сжиганию угля. В теории на каждую тонну окисляемого углерода приходится 3,67 т. углекислого газа. На практике из-за воздействия ряда факторов возможны заметные отклонения от теории, что необходимо учитывать. Такими факторами являются полнота сгорания, наличия примесей в углероде (угле), потеря части газообразной составляющей в процессе хранения и технологии подготовки.

Применительно к жидким углеводородам проблема несколько усложняется тем, что имеется только общая их формула С n H m и соотношение между n и m заметно колеблется даже для одного типа горючего, например, бензина. Водородная составляющая в процессе окисления дает воду, а выбросы СО 2 связаны с окислением углеродной составляющей. Для углеводородов характерны значительные потери за счет испарения.

Что же касается других выбросов парниковых газов, то их величины зависят от режима работы двигателей автотранспортных средств. Наименьшие выбросы на единицу сожженного топлива приходятся на некоторый установившийся режим работы при прогретом двигателе Переходные режимы, особенно режим прогрева холодного двигателя после запуска, сопровождаются повышенными выбросами других ПГ.

В зависимости от полноты информации расчет выбросов ПГ возможен по трем уровням: Уровень 1, 2 и 3.

Чем больше информации о типе транспортного средства, режиме его работы и особенностях эксплуатации тем выше может быть уровень и точнее результат.

В общем этапы оценки выбросов ПГ представлены на рис. 1.

Рис. 1. Этапы оценки выбросов от дорожного транспорта

Можно видеть, что выбросы CO 2 оценивают обычно отдельно от СН 4 и N 2 O. На рис. 2 представлена общая схема принятия решений в зависимости от полноты информации и выбор уровня расчетов.

Рис. 2. Схема принятия решений для выбросов CO 2 от сжигания топлива в дорожных транспортных средствах.

Для Казахстана возможно выполнить расчеты на уровне 1 с использованием некоторых возможностей уровня 2.

3.2. Выбросы СО 2

Выбросы главного парникового газа на уровне 1 для всех типов автомобильных бензиновых и дизельных двигателей независимо от технического состояния вычисляются по формуле:

(1)

где m m – количество сожженного автомобилями данного класса (потребление топлива тонны);

k m – переводной множитель, ТДж (ед. топлива);

k э – коэффициент эмиссии CO 2 для данного вида топлива, который берется из таблицы 4 по умолчанию.

n – число автомобилей, по которым затем производится суммирование выбросов СО 2 .

Все необходимые для расчетов коэффициенты приведены в таблице 3 и 4.

Таблица 3Пе реводные множители для расчета выбросов СО 2

Результаты расчетов по каждому классу автотранспорта и по каждому виду топлива затем объединяются в общую таблицу.

Выбросы других парниковых газов

Схема принятия решений при расчете выбросов СН 4 и N 2 O представлена на рис. 3.

Рис. 3. Схема принятия решений для выбросов CH 4 и N 2 O от сжигания топлива в дорожных транспортных средствах.

Из структуры схемы и требований, содержащихся в ней видно, что если данных о пробеге нет, то уровень 3 не может быть использован. Наличие данных о типах автомобилей и сожженном топливе (типы технологий) позволяет выполнить расчеты на уровне 2. В этом случае выбросы парникового газа для одного автомобиля определяются как:

(2)

где m j – удельный выброс парникового газа CH 4 и N 2 O автомобилем с двигателем типа k, (кг/ТДж) (см. табл. 5);

T k – сожженное топливо за расчетный период, тыс.т;

k m – переводной множитель для топлива тыс.т в ТДж (см. табл. 3);

ПR jk – произведение коэффициентов влияния следующих факторов: технического состояния (П ) и возраста автомобиля (R ) на выброс i-го газа(см. табл. 6);

n – число автомобилей, по которым затем осуществляется суммирование выбросов.

Предусмотрены расчеты выбросов ПГ по следующим группам автомобилей:

Грузовые и специальные грузовые с бензиновым двигателем;

Грузовые и специальные грузовые с дизельным двигателем;

Автобусы с бензиновыми двигателями;

Легковые служебные и специальные.

Необходимые для расчетов коэффициенты приведены в таблицах 3, 4 и 5.

Таблица 5.Коэффициенты выбросов N 2 O и CH 4 по умолчанию для дорожного транспорта

Вид топлива/ Репрезентативная категория транспортных средств CH 4 (кг/ТДж) N 2 O (кг/ТДж)
По умолчанию Нижний Верхний По умолчанию Нижний Верхний
автомобильный бензин - неконтролируемые 9,6 3,2 0,96
автомобильный бензин – катализатор окисления 7,5 8,0 2,6
автомобильный бензин – Легкий грузовой транспорт с малым пробегом, производства 1995 года или позже. 3,8 1,1 5,7 1,9
Бензин / Дизтопливо 3,9 1,6 9,5 3,9 1,3
Природный газ
Сжиженный нефтяной газ na na 0,2 na na
Этанол, грузовики, США
Этанол, автомобили, Бразилия na na na

Величины коэффициентов для учета технического состояния (П) и возраста автомобиля (R) на выброс i-го газа

Таблица 6

Коэффициент П

Коэффициент R

ПРИМЕР РАСЧЕТА

Расчет выбросов парниковых газов автотранспортом г. Алматы (2008 год).

Заметим сразу, что применение данной методики предусматривает учет выбросов парниковых газов по предприятиям, а не по административным единицам. Поэтому при необходимости выбросы ПГ по г.Алматы должны рассчитываться как сумма выбросов этих газов автопредприятиями, расположенными, на территории города.

Приведенный пример расчета, таким образом, предназначен только чтобы продемонстрировать технологию расчетов на реальных данных по изложенной выше методике. Распределение автотранспорта по категориям приведено в таблице 7.

Таблица 7.

Потребление топлива по его типам приведено в таблице 8

Таблица 8.

Распределение потребление топлива.

А. Выбросы ПГ автотранспортом, работающим на бензине.

Таблица 10.Количество выбросов СО 2

При расчетах, содержащихся в таблице 10, коэффициент для перевода топлива в [ТДж] взят из таблицы 3. Удельный коэффициент для СО 2 был взят из таблицы 4 «по умолчанию», который был переведен в [т/ТДж] для удобства расчетов.

Выбросы CH 4 .

Таблица 11.Количество выбросов CH 4 от автомобилей, работающих на бензине.

Выбросы N 2 O.

Таблица 12 оличество выбросов N 2 Oот автомобилей, работающих на бензине.

Примечание: Поскольку для автотранспорта Казахстана выбросы ПГ приняты неконтролируемыми, то удельные коэффициенты взяты из первой строки таблицы 5 «по умолчанию» одинаковыми для обоих типов автомобилей, как рекомендует Руководство.

Итак, выбросы от автотранспорта, работающего на бензине, составляют:

СО 2 – 2 385 716,1 т.

CH 4 – 1 136,4 т

N 2 O – 110,2 т

Б. Выбросы ПГ автотранспортом, работающим на дизтопливе.

Выбросы CО 2

Таблица 13.Количество выбросов СО 2

Выбросы CH 4 .

Таблица 14.Количество выбросов CH 4 от автомобилей, работающих на дизтопливе.

Выбросы N 2 O .

Таблица 15 оличество выбросов N 2 Oот автомобилей, работающих на дизтопливе.

Итак, выбросы от автотранспорта, работающего на дизтопливе, составляют:

СО 2 – 987 740,5 т.

CH 4 – 207,25 т

N 2 O – 207,25 т

Примечание:

1. Выбросы CH 4 и N 2 O оказались одинаковыми из-за равенства удельных коэффициентов выбросов CH 4 и N 2 O «по умолчанию» (таблица 5).

2. Расчеты на уровне 1 могут быть упрощены из-за того, что коэффициенты «по умолчанию» для разных типов транспорта одинаковы. Нижеприведенный пример расчета выбросов транспортом, работающим на газе, сделан именно так.

В. Расчет выбросов ПГ автотранспортом, работающим на газе

Выбросы CО 2

Таблица 16. оличество выбросов СО 2

Выбросы CH 4 .

Таблица 17. Количество выбросов CH 4 от автомобилей, работающих на газе.

Выбросы N 2 O .

Таблица 18 Количество выбросов N 2 Oот автомобилей, работающих на газе.

Итак, выбросы от автотранспорта, работающего на газе, составляют:

СО 2 – 250952,1 т.

CH 4 – 410,5 т

N 2 O – 13,4 т

Оценим суммарные выбросы ПГ автотранспортом города.

Таблица 19 Сумма выбросов парниковых газов

Примечание:

1. Окончательные расчеты должны быть представлены аналогично таблице 19.

2. Если имеются международные рейсы, то расчеты по таким маршрутам должны быть выполнены и представлены отдельно от рейсов внутри города и страны.

Добрый день, уважаемые подписчики! Расчёт парниковых газов делаем правильно!

Снова законодатели проделывают с нами очередной «финт». Приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. № 554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), на государственный учёт. Документ содержит сведения, необходимые для внесения в государственный реестр, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Расчёт парниковых газов по-новому

Приказом Минприроды от 27.09.2016 г. № 499 содержание некоторых сведений изменено.

Изменений не много, что не может не радовать:

1. В пункте 2 раздела II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду» слова «фактическая масса выбросов углекислого газа» заменить словами «фактическая масса выбросов парникового газа в пересчете на углекислый газ (CO2- эквивалент) «.

2. После сноски 1 к пункту 4 раздела I дополнить сноской 2 к пункту 2 раздела II следующего содержания:

» В соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объёма выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утверждёнными приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. № 300 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 г., регистрационный номер 40098), фактическая масса выбросов парникового газа определяется в пересчёте на углекислый газ.».

Кто сейчас занят подачей заявок о постановке на государственный учёт, просим иметь в виду недавние изменения. Всегда для вас сайт!

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Дополнительную информацию по экологической безопасности вы всегда можете найти с помощью Поиска на Блоге .

Напоследок предлагаем посмотреть видео на тему парниковых газов. Так сказать для общего развития;)

Как на самом деле работают парниковые газы?

На этом всё. Если информация оказалось полезной, то ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в социальных сетях;) Спасибо!

Предприятие осуществляет выброс парниковых газов в атмосферу. Как рассчитать количество выбросов парниковых газов за отчетный период (год), в соответствии с “Методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации” утвержденными “Приказом Минприроды России от 30.06.2015 N 300” (далее - Методика)? Расчет количества выбросов парниковых газов осуществляется при создании отчета по выбросам парниковых газов.

1. В главном меню программы выбираем пункт «Парниковые газы» и в нем подпункт «Отчет по выбросам ПГ». Откроется журнал документа «Отчет по выбросам ПГ».

2. В журнале документа «Отчет по выбросам ПГ» нажмите на клавиатуре клавишу “Insert” или щелкните мышкой по кнопке (Добавить документ). Откроется экранная форма нового документа.

3. В поле «Организация» щелкните мышкой по кнопке и выберите название организации. В поле «Объект НВОС» щелкните мышкой по кнопке и выберите название объекта НВОС. Если объект не выбран, то отчет будет формироваться по организации в целом, как показано на рисунке ниже.

4. На вкладке «Расчет выбросов» введите название источника выбросов или группы источников выбросов. Колонка «№ пп» (номером строки) заполняется автоматически порядковым номером по мере ввода источников выбросов. Данная колонка используется для сортировки источников выбросов. Порядковый номер можно изменить вручную. После сохранения документа и повторного его открытия, программа отсортирует и перенумерует источники в соответствии с введенными вручную номерами строк. Далее нужно выбрать категорию источника. Для этого щелкните мышкой по кнопке в колонке «Категория источника (методика)». Откроется окно со списком методик.

5. В открывшемся окне выберите методику для расчета объема выбросов парниковых газов. В данном примере выбираем наиболее часто используемую методику «01 Стационарное сжигание топлива». Для этого дважды мышкой щелкните по названию методики. Откроется экранная форма для нового расчета объема выбросов парниковых газов источника выбранной категории.

6. Перед началом расчета можно посмотреть описание выбранной методики. Для этого нужно щелкнуть мышкой по кнопке . Описание можно не закрывать и заглядывать в него по мере необходимости при вводе расчета. И так, переходим в окно с экранной формой выбранной методики и выбираем вид топлива. Для этого щелкните мышкой по кнопке , расположенной в правом углу колонки «Вид топлива». Откроется справочник «Виды топлива», содержимое которого соответствует табл. 1.1 Методики.

7. В нашем примере мы рассмотрим, как рассчитать объем выбросов парниковых газов для двух различных видов топлива: твердого и газообразного. В начале сделаем расчет для твердого топлива. Найдите в справочнике «Коксующийся уголь» и дважды щелкните по нему мышкой или щелкните мышкой по кнопке .

8. После выбора топлива в колонки «Ед.изм.», «Коэфф. Перевода в у.т.», «Коэфф выброса СО2» и «Коэфф. Окисления» автоматически заполняются значениями из справочника в соответствии с выбранным топливом. Введите расход топлива за отчетный период в указанных единицах измерения и нажмите клавишу < Enter >. Рассчитается объем выброса СО2 на основании справочных данных, приведенных в табл.1.1 Методики.

9. При наличии данных о содержании углерода в 1-ой тонне топлива (в нашем примере это 0,87 тС/т), введите их в соответствующее поле и нажмите клавишу . Программа рассчитает коэффициент выбросов СО2 по формуле 1.5 Методики. Рассчитанное значение отобразится в таблице и пересчитается объем выброса СО2.

10. В нашем примере мы выбрали в качестве топлива коксующийся уголь, поэтому согласно Методики (формула 1.6) содержание углерода в коксе можно посчитать по процентному содержанию золы, летучих и серы в коксе. Включите признак «Рассчитывается для кокса (сухого)» (щелкните по нему мышкой). Становятся доступными три поля для ввода процентного содержания золы, летучих и серы. Заполните эти поля. Программа рассчитает содержание углерода в топливе и пересчитает коэффициент выброса СО2 и объем выброса СО2. Новые значения отобразятся в таблице.

11. Теперь рассчитаем коэффициент окисления по фактическим данным (формулы 1.8 и 1.9 Методики). Мы воспользуемся формулой 1.9, которая применяется при наличии фактических данных о содержании углерода в твердых продуктах сгорания топлива (шлаке и золе). Включите признак «по продуктам сгорания» (щелкните по нему мышкой). Станет доступным поле для ввода массы углерода в золе и шлаке. Введите значение в это поле (в нашем примере это 0,2 т) и нажмите клавишу . Масса углерода в топливе заполнится автоматически по справочным данным, приведенным в табл.1.1 Методики. Программа рассчитает коэффициент окисления и пересчитает объем выброса СО2.

12. Далее в нашем примере мы рассмотрим, как рассчитать объем выбросов по компонентному составу газообразного топлива. Для примера в качестве топлива возмем «Газ горючий природный (естественный)». В таблице «Виды топлива» добавьте новую строку. Для этого, находясь в таблице, нажмите клавишу «↓» (стрелка вниз). Добавится новая строка, в которой нужно выбрать нужный нам вид топлива так, как это было описано в п.6 и п.7 данного примера. Затем введите расход топлива (в нашем примере это 135800 тыс.м3). Программа расчитает объем выброса СО2 по справочным данным, но в данном примере нас интересует расчет по фактическим данным о компонентном составе топлива. Поэтому продолжим расчет.

Коэффициент выбросов СО2 можно рассчитать по объемной доле (формула 1.3 Методики) или по массовой доле (формула 1.4 Методики) компонентов газовой смеси. В нашем примере мы будем рассчитывать по объемной доле компонентов. Установите переключатель в положение «Объемная доля» (щелкните по соответствующему текст мышкой) и выберите по справочнику условия измерения (справочник открывается по щелчку мышкой по кнопке ). После выбора условия измерения автоматически заполнится поле «Плотность СО2 в соответствии с табл.1.2 Методики.

Теперь можно приступить к вводу компонентного состава топлива. Для этого в таблице «Компонентный состав топлива» заполните последовательно колонки «Название компонентна», «Доля компонента в топливе, %» и «Кол-во молей углерода на моль компонента» для каждой компоненты, входящей в состав газообразного топлива. По мере ввода значений будет рассчитываться коэффициент выброса СО2 каждой компоненты и итоговый коэффициент выброса СО2 от всех компонент, а также происходит пересчет объема выбросов СО2 в таблице «Виды топлива». При вводе программа следит за тем, чтобы суммарная доля всех компонент не превышала 100%.

13. На этом наш пример заканчивается. Нажмите кнопку , чтобы сохранить результаты расчета. Экранная форма закроется и программа вернется к окну со списком источников выбросов (см. п.4 настоящего примера). Далее можно рассчитать выброс парниковых газов от других источников или сохранить отчет, нажав кнопку еще раз. Введенный отчет можно распечатать. Для этого в журнале документов «Отчет по выбросам ПГ» (см. п.2 настоящего примера) щелкните мышкой по кнопке . Откроется окно со списком печатных форм. Нажмите кнопку . Откроется окно для ввода параметров отчета (в данном случае это дата отчета, ФИО руководителя и исполнителя). Введите параметры и нажмите кнопку . Откроется MS Word для просмотра и печати отчета.

, 2619.87kb.

  • Пункт 5 предварительной повестки дня Прочие вопросы "Круглый стол" по проблемам изменения , 600.53kb.
  • Секторные экономические инструменты и варианты обязательств по ограничению выбросов , 3202.71kb.
  • Урок «изменение климата» Евсеенко Ольга Николаевна , 271.14kb.
  • «Коммерческое использование нетрадиционных ресурсов метана» , 49.17kb.
  • Пилотная программа Мирового банка по созданию потенциала сопротивления последствиям , 1717kb.
  • Методика определения и расчета выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров Сведения , 444.39kb.
  • Исо тк 207 , 731.54kb.
  • 3 Расчет парниковых газов от энергетической деятельности предприятий (сжигание топлива)

    В данном разделе приводится методика расчета выбросов парниковых газов от энергетической деятельности, связанной со сжиганием топлива. При проведении инвентаризации выбросов парниковых газов от сжигания топлива с целью производства энергии (электричества и тепла) и для собственных нужд предприятия оцениваются выбросы газов с прямым парниковым эффектом – двуокиси углерода (СО 2 ), метана (СН 4 ) и закиси азота (N 2 O ).

    В процессе сжигания топлива большая часть углерода выбрасывается непосредственно в виде CO 2 . Другие газы (СН 4 и N 2 O ) также оцениваются. Весь высвободившийся углерод рассматривается в качестве выбросов CO 2 . Неокислившийся углерод, остающийся в виде твердых частиц, сажи или золы, исключается из общих показателей выбросов парниковых газов путем умножения на коэффициент 1 окисления углерода в топливе (который показывает долю сгоревшего углерода).

    3.1 Выбросы двуокиси углерода

    Выбросы двуокиси углерода при стационарном сжигании топлива являются результатом высвобождения углерода из топлива в ходе его сгорания и зависят от содержания углерода в топливе. Содержание углерода в топливе является физико-химической характеристикой, присущей каждому конкретному виду топлива и не зависит от процесса или условий сжигания топлива.


    Бокс

    Приставки и множители


    Сокращение

    Приставка

    Символ

    10 15

    пета

    П

    10 12

    тера

    Т

    10 9

    гига

    Г

    10 6

    мега

    М

    10 3

    кило

    к

    Исходными данными для расчета выбросов служат данные о деятельности предприятия. Данные о деятельности представляют собой сведения о количестве и виде сожженного за год ископаемого топлива, то есть фактическое потребление топлива за год, по которым предприятия ведут учет.

    Для расчетов используются следующие физические единицы измерения массы или объема топлива: для твердого и жидкого топлива - тонны, для газообразного топлива - тысячи кубических метров. Для перевода физических единиц в общие энергетические единицы – джоули (Дж), мегаджоули (МДж), гигаджоули (ГДж) или тераджоули (ТДж) (Бокс 1) - используется низшее теплотворное значение (теплота сгорания, или теплотворное нетто-значение - ТНЗ ) каждой категории топлива.

    Каждое топливо имеет определенные химико-физические характеристики, которые воздействуют на горение, такие, как значение ТНЗ , и содержание углерода. Содержание углерода в топливе может определяться в лаборатории на предприятии, что позволяет рассчитать собственный коэффициент выбросов двуокиси углерода и получить более точное значение выбросов. Использование собственных коэффициентов выбросов предпочтительнее усредненных коэффициентов, указанных в методике

    Расчет выбросов СО 2 при сжигании топлива разбивается на следующие шаги:

    1) фактически потребленное количество каждого вида топлива по каждой установке в натуральных единицах (т, м 3) для соответствующего вида продукции умножается на коэффициент его теплосодержания ТНЗ (ТДж/т, м 3);

    2) полученное произведение (расход топлива в энергетических единицах – ТДж) умножается на коэффициент выбросы углерода (т C/ТДж) ;

    3) полученное произведение корректируется на неполное сгорание топлива – умножается на коэффициент окисления углерода (отношение СО 2: СО);

    4) пересчет выбросов углерода в выбросы СО 2 – путем умножения откорректированного углерода на 44/12.

    Расчет выбросов СО 2 для каждого вида топлива для отдельных источников (установок для сжигания) производится по формуле:

    Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12 (3.1)

    где: Е - годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

    М - фактическое потребление топлива за год (тонн/год);

    К 1 - коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 3.1;

    ТНЗ - теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 3.2;

    К 2 - коэффициент выбросов углерода (тонн/Дж), таблица 3.2;

    44/12 - коэффициент пересчета углерода в углекислый газ (молекулярные веса соответственно: углерод - 12 г/моль, О 2 = 2 х 16 = 32 г/моль, СО 2 = 44 г/моль).

    Определение фактического потребления топлива производится на основании учетных данных предприятия о потреблении различных видов топлива.

    При сжигании топлива не весь содержащийся в нем углерод окисляется до СО 2 . Учет неполного сгорания топлива производится с помощью коэффициента окисления углерода К 1 . Средние значения К 1 представлены в таблице 3.1.

    Таблица 3.1 - Коэффициенты окисления углерода (K 1)

    Для перевода потребленного количества топлива в энергетические единицы его масса умножается на его теплотворное нетто-значение (ТНЗ ). Для получения эмиссий углерода полученное количество потребленного топлива умножается на коэффициент выбросы углерода. Значения ТНЗ и коэффициентов выбросы углерода для видов топлива, используемых в Казахстане, приведены в таблице 3.2.

    Таблица 3.2- Коэффициенты низших теплотворных нетто-значений - ТНЗ и коэффициенты выбросы углерода для видов топлива в Казахстане 2


    Виды топлива

    ТНЗ,

    ТДж/тыс.т


    Коэффициент выбросы углерода, К 2 , тС/ТДж

    Сырая нефть

    40,12 CS

    20,31 CS

    Газовый конденсат

    Бензин авиационный

    44,21 CS

    19,13 CS

    Бензин автомобильный

    Реактивное топливо типа бензина

    Реактивное топливо типа керосина

    43,32 CS

    19,78 CS

    Керосин осветительный и прочий

    44,75

    19,6

    Дизельное топливо

    43,02 CS

    19,98 CS

    Топливо печное бытовое

    42,54 CS

    20,29 CS

    Топливо для тихоходных дизелей (моторное)

    42,34 CS

    20,22 CS

    Топливо нефтяное (мазут)

    41,15 CS

    20,84 CS

    Мазут флотский

    Пропан и бутан сжиженные

    47,31 D

    17,2 D

    Углеводородные сжиженные газы

    Битум нефтяной и сланцевый

    40,19 D

    22 D

    Отработанные масла (прочие масла)

    40,19 D

    20 D

    Кокс нефтяной и сланцевый

    31,0 D

    27,5 D

    Прочие виды топлива

    29,309 D

    20 D

    Коксующийся уголь карагандинского бассейна

    24,01 CS

    24,89 CS

    Уголь каменный

    17,62 PS

    25,58 PS

    Лигнит (бурый уголь)

    15,73 PS

    25,15 PS

    Кокс и полукокс из каменного угля

    25,12 D

    29,5 D

    Коксовый газ

    16,73 PS

    13 D

    Доменный газ

    4,19 PS

    66 D

    Газ природный

    34,78 CS

    15,04 CS

    Дрова для отопления

    10,22 CS

    29,48 CS

    Больший вклад в загрязнения атмосферного воздуха СО2 вносит котельная.

    Выбросы углекислого газа (СО2) при сжигании топлива в котельных

    Необходимость инвентаризации выбросов парниковых газов определяется участием России в рамочной Конвенции ООН по предотвращению глобальных изменений климата (РКИК). Конкретизации РКИК послужил протокол, принятый на международной конференции в японском городе Киото (Киотский протокол). Согласно этому протоколу высокоразвитые страны должны сократить выбросы на уровне 1990 г. в период до 2012 г. в протоколе заложен «механизм гибкости», предусматривая торговлю квотами на выбросы парниковых газов. Российская Федерация подписала Киотский протокол в 1999г. и на данный момент его ратифицировала.

    Мерой влияния парниковых газов на климат является вынуждающее радиационное воздействие (иногда оно называется «климатообразующее воздействие»). Вынуждающее радиационное воздействие - это нарушение энергетического баланса Земли - атмосферы происходящее, например, после изменений концентрации углекислого газа. Климатическая система реагирует на вынуждающее радиационное воздействие таким образом, чтобы восстановить энергетический баланс. Положительное вынуждающее воздействие, которое возникает при увеличении концентрации парниковых газов, имеет тенденцию к нагреванию поверхности. Главный парниковый газ - СО2, на его долю приходится около 80%.

    Расчет выбросов СО2 ведется по методике:

    «международная методика инвентаризации выбросов парниковых газов» Санкт-Петербург 2003г.

    Расчет выбросов СО2 при сжигании топлива разбивается на следующии шаги:

    • 1) Определение потребления топлива в весовых единицах;
    • 2) Корректировка на не сгоревший углерод;
    • 3) Расчет выделения энергии при сгорании топлива;
    • 4) Расчет выбросов СО2;

    Расчет выбрасов производится по формуле:

    Е=М*К1*ТНЗ*К2*44/12*10-3, тонн/год

    Где: Е - годовой выброс СО2 в весовых единицах (тонн/год);

    М - фактическое потребление топлива (мазут) за год (тонн/год) М=19000;

    К1 - коэффициент окисления углерод в топливе (учет неполного сгорания топлива);

    ТНЗ - теплотворное нетто значения (Дж/тонн);

    К2 - коэффициент выбрасов углерода (тонн/ Дж),

    Сжигание мазута в котельной:

    Е=8776*0,99*40,19*21,1*44/12*10-3=27015 тонн/год



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!