Айтматов белый пароход краткое содержание. Белый пароход. Момун убивает мать-олениху

ПЛАН УРОКА

Название предмета: Русская литература

Класс: 7 «В» Преподаватель: Горбичева А.А.

Урока: 46 дата: 25.02.2017

Тип урока : получение новых знаний

Тема: "Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»".
Цель: составление, защита проектов по литературе; осмысление нравственной позиции Ч.Айтматова.
Задачи:
образовательная: показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в повести соотносятся четыре художественных мира: природный, жизнеподобный, мифологический и сказочный.
развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить онтологический анализ текста; умения работать в коллективе.
воспитательная: формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-защита творческих проектов
Человек должен быть, прежде всего, человеком,
он должен жить в гармонии с подобными ему людьми,
в гармонии с природой, он должен быть
носителем высоких идеалов…
Ч.Айтматов
Ход урока
I. Организационный момент. 1 мин
II. Вводная часть. 2 мин
1. Слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-защита творческих проектов по повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Можно отметить, что именно в этом жанре писатель смог выразить весь многообразный спектр человеческих чувств и мыслей. По утверждению писателя, «человек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов».
Ч.Айтматов в своем творчестве не отрывается от корней, взрастивших его талант, от кыргызского фольклора, наоборот, он переосмыслил и перевоплотил образы, созданные народным творчеством. Писатель позволяет себе намечать для читателя временную перспективу «настоящее-будущее» и всегда оставляет последнему право делать собственный нравственный выбор. По мнению Ч.Айтматова, «искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось погубленным…»
Перед началом работы, давайте познакомимся с основными этапами творческого пути Ч.Айтматова.
2.
Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова
3. Обращение к теме урока. Целеполагание. 1 мин
В течение урока вам предстоит заполнить их и ответить на вопрос:
Почему Ч.Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам? Для этого нам необходимо рассмотреть, как в произведении соотносятся между собой 3 художественных мира произведения: жизнеподобный, сказочный и мифологический.
Вы были поделены на группы. Каждая группа работала над своим проектом.
4. Защита проектов творческих групп.
1 группа «Сказочный мир» 10-12 мин
«У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь». Так начинается повесть Ч.Айтматова «Белый пароход». Живущий в сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит свой мир на три измерения: реальный мир, мифологический мир и мир сказки, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много.
Жестокость и равнодушие взрослых не могли служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою сказку. В этой сказке у мальчика есть и верные друзья - камни, растения, бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты.
Герой повести - мальчик, наивно-чистый и мечтательный, душевно-открытый и бескорыстный.
У него есть потрясающая способность воображения, нравственная чистота, способность жить вымыслом. Его внутренние, интимные сожители - это вся благодать бытия: горы, лес, простор, озера, времена года. И на фоне идеальной семьи, наподобие той, что предстала ему на том берегу реки в видении трех маралов, особенно жалким предстает позорище этого искусственного скопления людей на лесном кордоне, образующих якобы семью. Все они чужие друг другу. И по словам бабки: “А чужой - всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи”, - все они сведены вместе, и в страхе жизни боятся отодраться друг от друга -вырваться в жизнь иную, вольную, с открытыми возможностями. Пространство кордона является закрытым, тесным для мальчика. Даже запруда, которую сделал дед, задерживает мальчика в этом ограниченном пространстве. Вокруг зовущие к свободе и истинной жизни просторы горные, лесные, степные, а тут люди душатся, боясь выйти за границы. Поэтому мальчик ходит на Караульную гору. В этом ему помогает его друг – бинокль. С его помощью мальчик может хоть на время вырваться из этого места с жестокими людьми. Где-то там есть жизнь, где есть добрые люди. А главное, там можно увидеть белый пароход, символ надежды. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого парохода, где плавает матросом его отец. Смотреть на белый пароход мальчик приходит со своим другом – портфелем, который подарил ему дед Момун, чтобы мальчик мог ходить с ним в школу. Портфель мы можем сравнить с самим мальчиком – пространство портфеля такое же закрытое, как и сам мальчик. Он пытается закрыться от несправедливости и зла реального мира: “Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним”.
Помимо сильного физического зрения, мальчик наделен еще более сильным, могучим - внутренним зрением. Он видит мир новый и неиспытанный, где жизнь такая безмятежная, полная устоявшейся гармонии, там вечное блаженство в объятиях сказочной красоты. Только на природе мальчик чувствует себя в своей среде. Именно поэтому мальчик и создает свою сказку.
Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производят на нас художественные детали тем, что они тоже включены в проблему добра и зла. Это и камни, травы, растения с которыми разговаривает мальчик. У мальчика очень тонкая душа. Так, в эпизоде, когда приехала автолавка, мальчик торопится, но не наступает при этом ни на один камень, бережно оббегает их. Ведь камни – главные друзья.
Камень «Верблюд»: «Рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил, не похлопав своего верблюда по горбу».
Валун «Седло»: «Наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне».
Камень «Волк»: «Очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощными и тяжелым налобьем. К нему он подбирался и прицеливался».
Камень «Танк»: «Его самый любимый камень. Несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется танк с берега и пойдет».
Мы поставили себе цель: разобраться, почему мальчик дал именно такие имена своим друзьям-камням. Для этого мы обратились к словарям символов.
«Верблюд»: Символ стойкости и мощи, независимости и достоинства, священное животное Аллаха.
«Седло»: Символ семейной жизни, мира. Возлагали на могилы шаманов.
«Волк»: Символ храбрости, победы, бесстрашия, заботы о семье.
«Танк»: Символ боевой мощи.
Таким образом, каждая художественная деталь включена в проблему добра и зла в произведении. Мальчик наделен могучим внутренним зрением. Он очень тонко чувствует природу.
Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: «Среди растений – «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие.
Так, «бодяк» - в народе «чертополох». Это не простое растение с интересными легендами и историей. Бодяк является колючим травянистым растением, сорняком, с которым постоянно борются. Говорят, что за его колючками скрывается ранимая душа, способна к самопожертвованию и взаимовыручке. Мы считаем, что бодяк ассоциировался у мальчика с Орозкулом. Мальчик борется с Орозкулом, надеется на то, что тот может стать добрым, если у него будут дети. Но этого не происходит. Хотя, где-то в глубине души, у Орозкула было что-то человеческое. Можно вспомнить эпизод, когда пьяный Орозкул плачет от того, что не может найти для мальчика ни одного приветливого слова. Но как с бодяком «мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было-бодяк всё рос и умножался…», так и Орозкулу все сходит с рук.
«Вьюнки» - «Самые умные и весёлые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают-что утро, что вечер, им все ровно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Сначала один глаз, а потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные…». Эти неприхотливые цветы, чьи стебли не тянуться вверх, как обычно, а стелются или обвивают, подобно маленьким лианам, любую опору. Являются символом смирения и покорности. Мы полагаем, что вьюнки ассоциируются у мальчика с дедом Момуном. Он – единственный человек, который заботится о мальчике. Но который, к сожалению, к своим годам так и не заставил никого себя уважать: «И старый, и малый были с ним на «ты», над ним можно было подшутить - старик безобидный; с ним можно было и не считаться - старик безответный…».
«Ковыли» – «Они чудаки - ковыли! Ветреные головы. Их мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут - куда дунет, туда они и клонятся. Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… Но это они притворяются». Являются символом степей, магического очищения, серебристые "волны " ковыля ассоциируются с безбрежным морем. Ковыли мы также соотносим с образом деда Момуна, который «был чудаком, и относились к нему, как к чудаку…».
«Ширалджины - верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться. Пахнут они, как сосновый лес на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах. И главное - они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь…»
Как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжествует над злом, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его сказки - это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.
Уплыв рыбой по реке, он отверг то, с чем не мирилась его детская душа. Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушел от действительности в свой мир сказки, он не покончил самоубийством, а “уплыл рыбой по реке”.

2 группа «Мифологический мир» 5-7 мин
Вот как звучит миф в повести (краткий пересказ легенды по схеме на слайде).
«…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, - говорила она. - А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель - бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи - Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется
В повести мы видим сложное построение текста: введенный текст о Рогатой матери-оленихе, освещает события идущие параллельно с основными (текст в тексте). Легенда о матери-оленихе подается автором как вполне реальная история. В идейно-смысловом плане легенда оказывается ведущей, она психологически и философски освещает события реального быта.
В своем проекте мы решили выяснить, почему именно матка марала является для киргизов прародительницей рода. Для этого мы решили рассмотреть символику оленя. Итак, олень является:
- Символом повторяющегося творения и возрождения;
- путь уединения и непорочности;
- символ благородства и величия;
- Символ начала, противостоящего злу.
Также нас заинтересовало то, что в повести указывается на наличие рогов в имени марала – Рогатая мать-олениха. Что же символизируют рога:
- сила;
- власть;
- могущество;
- Мистическое перерождение;
- мужество;
- благородство.
Таким образом, миф, присутствующий в произведении, выполняет двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную. Миф о Рогатой матери-оленихе в повести является связующим звеном между настоящим и прошлым. Миф для Айтматова это «сгусток мудрости» древних, поколениями проверенный опыт. Миф моделирует художественную картину мира, становится инструментом для вскрытия актуальных проблем современности и проникновения в глубины общественного разума. По аналогии мифу художник изображает общественные отношения, философски осмысливая их. Т.е. мифологический мир, мы считаем, помогает более лучше рассмотреть мир жизнеподобный, реальный. Момун подобно тому, как Рогатая мать-олениха опекает мальчика и девочку, воспитывает своего брошенного внука. Олень, согласно восточной мифологии, является царской добычей, и потому он уподобляется царю; его умерщвление на охоте отождествляется со смертью самого героя.
Таким образом, убив Рогатую мать-олениху, Момун «убивает» и себя: «…сраженный горем и позором, старик лежал, как убитый, лицом вниз, не отзываясь на голос мальчика».
Айтматов обращается к мифу как к метафоре, отражающей через вековую мудрость проблемы современности, которые и сейчас остаются актуальными, такие как связь поколений и передача духовного опыта.

3 группа «Жизнеподобный мир».5-7 мин
Действие повести происходит на небольшом кордоне. На кордоне всего три семьи: это дед Момун с Бабкой, тетка Бекей - «самая несчастная из всех женщин», потому что не может иметь детей, за что ее систематически избивает муж Орозкул – начальник кордона, также здесь живет рабочий Сейдахмат со своей женой Гульджамал. И «единственный мальчишка на все три двора». Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун «всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился» и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника - Орозкула.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. В самом реальном мире мы бы подчеркнули наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире.
Добро и зло - это два взаимоисключающих понятия. И в своих мечтах мальчик пытался сделать реальный мир добрее, «перевоспитав» зло. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что оставит после себя потомство. Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать-олениха. И, зная, что его дядька на самом деле наполнен только злом, мальчик часто видел во сне картину возмездия. Мальчик, как и читатель, подсознательно понимал, что зло с добром не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Орозкул заставил деда Момуна нарушить свои нравственные законы, растоптать то, во что так долго верил и он сам, и мальчик. Орозкул заставил его не просто убить олениху, но посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, «на память предков, на совесть и заветы свои», на нравственные законы бугинцев. Момун сотворил зло во имя добра, ради своей «злосчастной дочери», ради внука. Но его философия зла во имя добра потерпела крах. Убив олениху, он обрекает на гибель мальчика. Момун сам помог создать внуку мир легенды, рассказав о Рогатой матери-оленихе, но сам же этот мир и разрушил. «И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз». А мальчик остался совершенно один в этом мире. Вмиг разрушились все его мечты и надежды, жестокость мира, от которой он долгое время прятался, предстала перед ним во всем своем обличье.
Но мы все же не считаем, что зло победило. Нет, оно проиграло в поединке с семилетним ребенком, который будет приходить к этим людям всю оставшуюся жизнь и во сне, и наяву. Нельзя безнаказанно разрушать все на своем пути. И Орозкула никто и никогда не будет любить, потому что он сеет только страх и боль. И все, кто своим равнодушием потакал этому злу, никогда не будет счастлив, потому что в каждой в каждой капле дождя они будут видеть серебристую рыбку с глазами мальчика. Добро сильнее зла. Добрых людей больше. Не таких, как Момун, не умеющих бороться за добро, а таких, которые приходят на помощь в трудную минуту. Не остался мальчик грубым и слабым, а уплыл к доброму, сильному, отправился вплавь к своему белому пароходу, к своей мечте.
5. Обобщение.
- Прошу вас ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему Айтматов уделяет особое внимание мифам и легендам, и как соотносятся между собой миры произведения?
- Ответ учащегося: Айтматов внедрял в современную реалистическую прозу то, что является наследием прошлой культуры: миф, легенду, предание. Элементы мифологического сознания мира можно приспособить к современному способу мышления. Так что тема памяти важна во многих смыслах. Надо осознать, что такое историческая память. Люди должны помнить все. Как говорил сам мастер слова: «Кто-то верно заметит: тяжело тому, кто все помнит. Так вот, пусть нам будет тяжело, но мы не должны забывать уроков прошлого. И пусть эти уроки влияют на нас во всем: на наше поведение, на наше сознание, поступки».
6. Рефлексия с реализацией. 5 мин
1. Слово учителя.

Притча о добре и зле

-

-

-

Давайте попробуем составить советы, помогающие избежать зла. Каждый на листочке пишет самый важный, по его мнению, совет. Затем вы зачитаете их.
2.Учащиеся зачитывают свои советы и крепят их

Советы:
1. Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше.
2 Не зли других и сам не злись.
3. Злость, ненависть, хамство не держи в своем сердце
4. Доброта спасет мир!
5. Не делай другим того, чего себе не желаешь.
6. Всегда помогать людям, нуждающимся в нашей помощи;
7. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить тёплые, ласковые слова.
3. Слово учителя.
Но ты уплыл. Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу. Что не доплывешь до Иссык-Куля, не увидишь белый пароход и не скажешь ему: «Здравствуй, белый пароход, это я!» … И в том ещё, что детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: «Здравствуй, белый пароход, это я!»

I . Вводная часть

Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова
2.
Обращение к высказыванию писателя
(читает учитель).

«Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

3. Обращение к теме урока

Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)

А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

Групповая работа
II . Сравнительная характеристика Момуна Оразкула

Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои?

Момун Орозкул

2. Беседа

Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово?

Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?

Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость?

Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого?

Аналитическая беседа

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь

Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?

Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять?

В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе?

Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?

Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? СЛОВА НА ДОСКЕ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

IV . Осмысление заключительных слов повести.

Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?

Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

РЕФЛЕКСИЯ
Но ты уплыл. Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу. Что не доплывешь до Иссык-Куля, не увидишь белый пароход и не скажешь ему: «Здравствуй, белый пароход, это я!» … И в том ещё, что детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: «Здравствуй, белый пароход, это я!»

Автор погружает читателя в окрестности Киргизии и сразу знакомит с главным героем - мальчик без имени и прошлого, с сомнительным будущим, живет на егерском кордоне, у берегов лесного озера. С ним живут его родная тетка со своим мужем, егерем Орозкулом. Воспитанием мальчика они совершенно не занимаются тем самым предоставив его самому себе. Единственный человек, который хоть как-то участвует в судьбе парня - это дед Момун, помощник егеря.

Рассказ показывает нам, через сравнения вымышленной жизни в сказках и ее реальной стороной, что не всегда добро преобладает над злом. Извечная борьба белого и черного, справедливости над не справедливостью, в результате может закончится отнюдь не сказочным штампом: «жили они долго и счастливо».

Читать краткое содержание рассказы Айтматова Белый пароход

Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе. Его постоянные спутники и собеседники - это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны, в который он рассматривал горизонты озера и портфель, подаренный дедом Момуном. Чтобы уйти от реальных жизненных напастей, мальчишка создает вокруг себя две вымышленные истории, в которые начинает усердно верить и обыгрывать их.

Первая история - о том, что его отец, которого мальчик никогда не знал, моряк и он служит на большом белом пароходе, и время от времени корабль появляется и грациозно покачивается на глади озера. Мальчик обыгрывает в своем воображении все это, часто всматривается в бинокль в поисках парохода. Представляет, как становится маленькой рыбкой, ныряет в озеро и плывет на встречу кораблю. И взобравшись на борт обнимает и приветствует отца.

Вторая история в которую верит мальчишка - сказка о матери-оленихе. Поверье говорит, что в прошлом, много лет назад, у берегов реки жило племя, на которое напали враги и перебили всех, кроме двух детей, мальчика и девочки. Вожак нападавшего племени передал детей старой женщине и приказал избавиться от них. Она повела их на берег реки и когда была готова исполнить приказ вожака к ним подошла мать-олениха. Она стала просить не убивать детей и отдать их. На что старуха сказала: «это детеныши людей, ты не справишься с ними и когда они вырастут, то им захочется убить твоих оленят. Ведь люди очень жестокие создания и убивают не только зверей, но и друг друга». Мать-олениха все равно настояла на том, чтобы дети остались с ней.

Благородные олени во времена мальчика становятся объектом браконьеров. Егерь способствует развитию браконьерского промысла в огромных масштабах. Сначала за щедрое вознаграждение Орозкул позволяет вырубку реликтовых сосен. Дальше развитие событий приобретают жестокий окрас. Одним прохладным вечером коварный Орозкул, с не менее коварным планов решает добиться поддержки мудрого деда Момуна. Не добившись результата в переговорах он решает напоить деда водкой и для большего эффекта грозит ему увольнением. Тем самым он добивается желаемого и заставляет пойти Момуна на убийство самки марала.

Темный вечер, белый дым костра и сладкий запах жареного мяса. У костра компания из трех человек: Орозкул, Момун и заезжий гость. На костре жарилось мясо оленихи. Мальчик не хотел верить в жестокость людей и в то, что это взаправду убитая олениха, пока за сараем не увидел останки бедного животного. Мальчишка потерял надежду в секунду, разочарование подкашивало ноги и слабость давила грудь. Слезы текли ручьем, он не хотел принимать жестокость действительности, жестокость тех людей, которые окружают его.

Решив убежать от этого зрелища, он бежит к озеру. Место, которое всегда подогревало надежду в нем, когда он смотрел на горизонт в бинокль и видел очертания белого парохода.

Трагический конец повести заставляет читателя по-настоящему прочувствовать боль мальчика, который всю жизнь жил верой в хорошее и светлое. А в один момент у него отбирают эту веру. Мальчишка снова представляет, закрыв свои глаза, что он маленькая рыбка, которая прыгает в воду и уплывает в дальние края озера на поиски отца - моряка.

Костер горит, мясо жарится, трое мужчин по-прежнему сидят в тех же позах. Им не было слышно всплеска воды и они так, и не заметили тихого исчезновения мальчика.

Картинка или рисунок Белый пароход

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Трест, который лопнул О. Генри

    Однажды герои из цикла произведений Благородный жулик, по имени Джефф Питерс и Энди Такер, возвращались назад к себе домой после одной из многочисленных удачных афер, проведенных ими

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

  • Краткое содержание Дети капитана Гранта Жюль Верн

    Весь сюжет произведения строится на поисках отважного мореплавателя. Бравый шотландец Грант всегда выступал за свободу колониальных территорий, поэтому правительство Англии не желает участвовать

  • Краткое содержание Просто вместе Анна Гавальда

    Молодая женщина Камилла, уйдя из дома после ссоры с мамой, ютится в разбитой мансарде парижского особняка. Девушка обладает удивительным талантом к рисованию, но чтобы выжить, устраивается на ночную работу уборщицей

  • Краткое содержание Бунин Сверчок

    Рассказ начинается с того, что писатель нам представляет главного героя деревенского шорника Сверчка, который трудился в имении помещика Ремера. Его хозяин получил в наследство от деда огромную усадьбу, и еще не знал никого поблизости

У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь.
В тот год мальчику исполнилось семь лет, шел восьмой. Сначала был куплен “необыкновенный - самый обыкновенный школьный портфель. С этого, пожалуй, все и началось”. Дед купил портфель в автолавке, приехавшей на кордон лесников.
Отсюда по ущелью и склонам поднимался в верховья заповедный лес. На кордоне жили три семьи.
С побережья Иссык-Куля сюда поднималась колесная дорога, но подняться по ней было не очень просто. Дойдя до Караульной горы, дорога поднималась со дна теснины на откос и оттуда долго спускалась по крутому и голому склону ко дворам лесников.
Караульная гора рядом. Летом мальчик каждый день бегает туда смотреть в бинокль на озеро, оттуда хорошо видна и дорога. В тот раз - жарким летом - мальчик купался в запруде и увидел, как пылит машина.
Запруду соорудил дед на краю отмели, отгородив от реки камнями, чтобы быстрое течение реки не унесло мальчика.
Увидев автолавку, мальчик выскочил на берег и побежал сообщить взрослым, что приехала “машина-магазин”. Мальчик очень торопился, даже не задержался у своих “знакомых камней”: “Лежащего верблюда”, “Седла”, “Танка”, “Волка”. Среди растений тоже - “любимые”, “смелые”, “боязливые”, “злые” и всякие другие. Колючий бодяк - главный враг. Мальчик рубится с ним десятки раз на дню, а бодяк все растет и умножается. Полевые вьюнки самые умные и веселые цветы, лучше всех они встречают утром солнце. Днем, в жару, мальчик любит забираться в ширалджины. Они высокие, без цветов и пахнут сосной. Ширалджины - верные друзья, к ним он прибегает, если его кто обидит до слез, а плакать при посторонних не хочется. Мальчик ложится на спину и рассматривает проплывающие над ним облака, превращающиеся во все, что захочешь. Из одних и тех же облаков получаются различные штуки, надо только уметь узнавать, что они изображают.
И еще много интересного знал мальчик об окружающем его мире. Ко-выли он считал “чудаками”, не обходящимися без ветра: ветер куда хотел, клонил их шелковые метелки. “Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его забыть обо всем и стремглав бежать к ней. Что уж там говорить, автолавка - это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!”
Мальчик сообщил женщинам, что приехала “машина-магазин”. Мужчин дома не было, они с утра разошлись по своим делам. Бабка похвалила мальчика: “Вот он у нас какой глазастый!” Женщины кинулись к машине, долго перебирали товары, но купили какую-то мелочь и смущенно отошли в сторону. Тетка Бекей купила мужу две бутылки водки, и бабка отругала ее, зачем ищет “беду на свою голову”. Бекей ответила, что сама знает, как ей поступать. Они бы рассорились, не будь рядом постороннего. Продавец огорчился, зря взбирался на такую кручу, уже собираясь сесть за руль, увидел ушастого мальчугана и пошутил: “Купить хочешь? Так побыстрей, а то икрою”. Он поинтересовался, не старика ли Момуна внук и что слышал аль^к о родителях, совсем не подают о себе вестей? Мальчик ответил, что йчего о них не знает. Продавец подал ребенку горсть конфет и настоял, бы тот взял. Мальчик стоял, готовый бежать за машиной. Он держал забы то у}со большого ленивого пса Балтека, даже одну конфету ему дал - бежать вдвоем веселее. И тут как раз появился дед, он возвращался с пасеки. Расторопного Момуна все знают в округе, и он всех знает. “Прозвище такое 2у!омун заслужил неизменной приветливостью ко всем, кого он хоть мало-мальски знал, своей готовностью всегда что-то сделать для любого, любому услужить. И однако, усердие его никем не ценилось, как не ценилось бы золото, если бы вдруг его стали раздавать бесплатно. Никто не относился к Г^омуну с тем уважением, каким пользуются люди его возраста...” Он обязательно участвовал во всех поминках бугинцев, сам был из рода бугу. Деду поручали резать скот, встречать почетных гостей - все он делал быстро и легко. Приехав издалека, старик оказывался в роли подручного джигита (молодца) - самоварщика. “Кто другой на месте Момуна лопнул бы от оскорбления. А Момуну хоть бы что!” Всех бугинцев он считал своими братьями, пытался им угодить. Над ним подшучивали, и старик не сердился. Единственно, что могло его оскорбить, если бы его вовсе не пригласили на поминки, как-нибудь забыли, но этого не происходило. Старик был трудолюбив и необходим. Он многое умел в жизни: плотничал, шорничал, скирдоправом был, когда был помоложе, такие скирды в колхозе ставил, что жалко было их разбирать зимой: дождь с них стекал легко, снег ложился двускатной крышей. В войну трудармейцем в Магнитогорске заводские стены клал, стахановцем величали. Вернулся, дома срубил на кордоне, лесом занимался. Хотя и числился подсобным рабочим, за лесом-то следил он, а Орозкул, зять его, большей частью разъезжал по гостям. Только при комиссиях Орозкул сам лес показывал. Момун и пасеку держал, а “заставить уважать себя не научился”.
Да и наружность у него была простенькая: ни степенности, ни важности, ни суровости. “Добряк он был, и с первого взгляда разгадывалось в нем это неблагодарное свойство человеческое... Лицо его было улыбчивое и морщинистое-морщинистое, а глаза вечно вопрошали: "Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда"”.
Нос мягкий, утиный, будто совсем без хряща. Да и ростом небольшой,
подросток... На голом подбородке две-три волосинки рыжеватые - вот: вся борода. Единственным преимуществом его было то, что дед не боялся энить себя в чьих-то глазах. Был самим собой и не старался казаться яучше, чем есть на самом деле.
Были у Момуна свои радости и горести, от которых он страдал и плакал но ночам.
Увидя внука возле автолавки, старик понял, что он чем-то огорчен. Поприветствовав шофера, старик спросил, удачная ли торговля у “большого купца”? Шофер стал жаловаться, что зря ехал в такую даль: лесники - богачи, а женам денег не дают. Старик смущенно оправдывался, что денег действительно нет, вот продадут осенью картошку, тогда и деньги появятся. Продавец стал предлагать Момуну разные товары, но у старика не было на них денег. Уже закрывая машину, продавец посоветовал старику купить для внука портфель, тому ведь в школу осенью идти. Момун обрадованно
согласился, он и не подумал, что внука надо готовить к школе. Мальчик ощутил, какой “верный, надежный, родной, быть может, единственный на свете человек, его дед, который души в мальчике не чаял, был таким вот простецким, чудаковатым стариком, которого умники прозвали расторопным Момуном... Ну и что же? Какой ни есть, а хорошо, что все-таки есть свой дед”.
Мальчишка сам не представлял, что радость покупки портфеля будет такой большой. С этой минуты он не расставался с портфелем. Он обежал всех жительниц кордона, показав покупку деда. Обычно тетка Бекей не замечала мальчика, а тут порадовалась за него. Редко когда тетка бывает в хорошем настроении. Чаще - мрачная и раздражительная: у нее свои беды. Бабка говорит, будь у тетки дети, она бы была совсем другой женщиной, и муж ее Орозкул тоже был бы другим человеком. И дед бы по-другому жил. Обежав женщин, мальчик с портфелем пустился на сенокоск Сейдахмату, который сегодня косил свою делянку. Дед уже давно выкосил свой участок, а заодно и делянку Орозкула, и сено уже перевезли к дому и заскирдовали. Орозкул никогда не косит, а все на тестя валит - начальник. Он часто по-пьяному делу грозит уволить деда и Сейдахмата с работы, но деда ему не уволить, кто будет тогда работать? В лесу много дел, особенно осенью. А Сейдахмата Орозкул не прогонит, потому что тот смирный, ни во что не вмешивается; здоровый и ленивый, поспать любит. Мальчик слышал, как накануне дед выговаривал Сейдахмату, что прошлой зимой пожалел его скотину, поделился сеном. “Если рассчитываешь на мое стариковское сено, то сразу скажи, я за тебя накошу”. Проняло Сейдахмата, с утра он махал косой на своей делянке. Увидев мальчика, он спросил, зачем тот прибежал. “Зовут меня, что ли?” Мальчик похвастался своим новым портфелем. Сей-дахмат удивился, что мальчишка прибежал в такую даль из-за пустяка. Потом осмотрел и похвалил портфель. Он спросил, как мальчик собирается ходить в ферменскую школу в Джелесай? Это ведь не меньше пяти километров. Мальчик ответил, что дед обещал возить его на лошади. Сейдахмат начал смеяться: деду впору самому садиться за парту, из ума выживает старик. Мальчику не понравилось, как Сейдахмат отреагировал на его слова. Но тот примиряюще похлопал мальчика по плечу. “Портфель у тебя что надо!.. А теперь валяй. Мне еще косить и косить”. Мальчик любил разговаривать сам с собой, а на этот раз он сказал портфелю: “Не верь Сейдахмату, дед у меня замечательный. Он совсем не хитрый и потому над ним смеются”. Он пообещал показать портфелю школу и белый пароход на озере. Но вначале надо сбегать в сарай за биноклем. Мальчик обязан следить за теленком, который повадился высасывать молоко коровы. “А корова - его мать, и ей не жалко молока. Матери ничего не жалеют для своих детей”. Это ему сказала Гульджамал, жена Сейдахмата, у нее своя девочка... Мальчик обрадовался: их теперь трое - он, бинокль и портфель. Ему понравилось разговаривать с портфелем. Мальчик еще многое хотел ему рассказать, но увидел Орозкула, возвращающегося из гостей. “Шляпа Орозкула сбилась на затылок, обнажив красный, низко заросший лоб. Его разбирала дрема”. Подремывая в седле, отяжелевший и важный, Орозкул ехал, небрежно упираясь носками хромовых сапог в стремена. Он чуть не слетел с лошади от неожиданности, когда мальчик выбежал ему навстречу, показывая свой портфель. “Ладно, играй”, - буркнул Орозкул и, неуверенно покачиваясь в седле, поехал дальше. Ему не было дела до этого дурацкого портфеля и мальчика, племянника жены, если сам он так обижен судьбой, если Бог не дал ему сына, в то время как другим дарит детей щедро, без счета. В душе Орозкула поднималась жалость к себе и злоба к бесплодной жене, он знал, что приедет и будет бить ее.

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

По вечерам дед рассказывал внуку сказку. «…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опусте-

ли горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется«.

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись все-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика все время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…

Пересказ - Слюсарева И. Н.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Чингиз Айтматов

«Белый пароход»

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

***

…В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

***

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…

На кордоне под лесным массивом находился небольшой поселок. Здесь было не много семей и всего три женщины. Мальчик жил с бабкой и дедом, его тетка была женой Орозкула, который всем руководил. Еще одна женщина была замужем за подсобным рабочим. Деда же звали Момун, он был очень приветлив, всегда старался услужить людям, ухаживал за скотом, работал на пасеке, но из-за мягкости характера им часто пользовались в своих целях и не проявляли уважения к пожилому человеку. Мальчик же жил со стариками, поскольку мать его бросила и уехала в город, а отец был матросом, но его он так ни разу и не увидел.

Иногда мальчик взбирался на гору по соседству, а оттуда смотрел на Иссык-Куль из бинокля, который принадлежал его деду. Вечером на озере можно было увидеть пароход, который всегда удивлял ребенка своей мощью и красотой. Больше всего судно напоминало мальчику про отца, потому он сидел там и мечтал о встрече с ним, о том как расскажет, о своей жизни на кордоне. По возвращению с горы мальчик любил пообщаться с дедушкой, который рассказывал разные сказки.

В одном из своих рассказов Момун поведал внуку об истории про киргизское племя, которое обосновалось у берегов Энесая. Но настали тяжелые времена и на поселок напали, разбойники убили всех жителей, остались в живых только двое: мальчик и девочка. Но их тоже нашли враги. Детей отдали старухе, которая должна была утопить их и покончить с киргизами. В последний момент из чащи леса появилась матка маралья. Она попросила отдать ей детей, чтобы заменить ими оленят, которых убили люди. Но старуха предупредила, что эти дети вырастут и станут охотниками, как те убийцы. Тем не менее, олениха забрала детей и увела на Иссык-Куль. Спустя время мальчик и девочка выросли, они полюбили друг друга и стали мужем и женой. Женщина забеременела. Когда у нее начались схватки, мужчина перепугался и решил позвать мать-олениху. Та принесла на себе колыбель и колокольчик, а после женщина родила. Ребеночка назвали в честь спасительницы оленихи – Бугубай. Именно от него начался большой род Бугу. Но со временем люди начали использовать оленьи рога, чтобы украшать могилы богачей, потому практически всех маралов выбили и леса опустели, с ними ушла и мать-олениха, сказав напоследок, что более не вернется в эти места.

После зимы настала пора расплачиваться за подношения. Орозкул не рад был, что ему приходилось таскать тяжести, и он желал отправиться в город, где уважают всех людей, где все были культурными. Но он понимал, что там будет милиция и инспекция, которые спросят, откуда у него столько добра и где он бревна берет. От таких мыслей мужчина переполнялся злобой, что хотелось явиться домой и избить жену, но они были далеко от селения. Таща ношу пополам с Момуном, мужчина все время с ним ругался, поскольку дед пытался отпроситься от работы, чтобы забрать мальчика со школы. В итоге Момун все бросил и ушел, не смотря даже на то, что ему в кровь разбили лицо.

Когда дед с ребенком вернулись домой, они узнали, что Орозкул избил жену и теперь хочет уволить Момуна, а единственным выходом является попросить прощения у начальника за неподчинение. Так дед и сделал. К тому времени у леса было замечено несколько маралов, которые вольно ходили и никого не боялись. Вечером мальчик увидел, что у казана с похлебкой, от которой пахло мясом, сидит пьяный дед, его начальник и посторонний мужчина. У стены сарая ребенок увидел голову оленя и очень испугался, но не стал бежать. За ужином его сильно тошнило, он думал о матерее-оленихе и не мог больше находиться в присутствии убийц. Мальчик решил, что он теперь должен стать рыбой, чтобы больше никогда не вернуться на кордон. Потому ребенок спустился к реке и зашел в воду.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!