Географические ошибки, которые делают многие из нас. по тексту отдела образования администрации. Флорида является самым южным штатом

Мнение эксперта. Анализ основных ошибок, допущенных при сдаче ОГЭ по географии в 2017 году.

ОГЭ по географии в 9 классе.

Являясь экспертом на ОГЭ по географии в 2017 году, могу отметить, что в экзаменационной работе по географии 30 заданий: 17 - базового уровня, 10 - повышенного, 3 - высокого. Из них 27 требуют краткого ответа и лишь 3 - обоснованного, развернутого.

Какие основные ошибки допускают сдающие этот экзамен?

Самая частая встречающаяся ошибка - неполный ответ. От волнения или страха не успеть выполнить полностью работу выпускники читают только начало задания или все, но «по диагонали», ухватывают его суть (как им кажется) и начинают отвечать, не дочитав до конца. И получается, что спрашивают об одном, а ответ совершенно о другом.

Такая невнимательность характерна для школьников и в период обычного обучения в течение года. Поэтому необходимо приучать ребенка полностью читать задания, осмысливать их, не торопясь спросить себя: какая информация дана, что я могу извлечь из нее, какие конкретно вопросы поставлены и сколько их. И ответить необходимо на каждый. В задании значимо каждое слово - лишних, не несущих какой-то важной для его решения информации, нет. Правильно прочитанное и понятое задание - это уже половина его успешного выполнения. Обидно, когда знающий школьник получает низкие баллы из-за невнимательности.

Если требуется привести два аргумента, подтверждающие ответ, значит, столько и должно быть написано. Больше не обязательно, так как будут учитываться только два, которые и являются ответом. Поэтому не стоит бессмысленно тратить время, которого на экзамен отводится не так и много - 120 минут.

В заданиях проверяется и умение делать логические выводы между особенностями природных условий и развитием жизнедеятельности человека в этих местах. Например, почему в одном месте природно-ресурсная база позволяет разместить целлюлозно-бумажный комбинат, а в другом - геотермальную электростанцию?

Особенно трудно даются девятиклассникам определение поясного времени, чтение карт и правильное оформление сделанных выводов.

Очень полезно чаще тренироваться в определении своего местонахождения на карте, пробовать составлять план местности, давать географические характеристики различных территорий. Нужно добиваться полного понимания того, как определяется расстояние и направления на карте.

Нелегко даются девятиклассникам и указание географических координат объектов или нахождение по ним географической точки на карте. Овладеть этими знаниями, умениями, навыками за день-два невозможно. Требуется постоянная тренировка под руководством опытных преподавателей, отлично знающих особенности сдачи данного экзамена.

Необходимо добиваться знания и понимания географических терминов, а также свободного уместного применения их при выполнении заданий. Если спрашивается, почему в одном месте земного шара наблюдаются сильные наводнения, в то время как в другом - необыкновенно жаркая погода и, как следствие, лесные пожары, то не стоит по-простому объяснять данные явления тем, что там идут проливные дожди, а здесь - засуха. Для таких пояснений не обязательно вообще изучать курс географии, да еще столько лет, достаточно обладать бытовой логикой. Ожидается, что школьники будут оперировать такими понятиями, как «пояс», «перемещение воздушных масс», «смещение атмосферного давления» и затем последует вывод.

Экзамен по географии очень непростой, готовиться к нему необходимо основательно и начинать заранее. Но трудолюбивых девятиклассников непременно ждет успех и высокие баллы.

И на русском языке. В новых учебниках журналисты нашли массу ошибок. Неточности есть и в . Например, химии обучают в школах-гимназиях Бишкека по учебнику 2009 года. Но неравнодушный читатель пошел дальше и составил свой обзор учебника по географии для 6-го класса, предназначенный для кыргызских классов. Он пишет, что, помимо недочетов при оформлении и некачественного перевода, в учебнике есть ошибки содержательного характера.

Если вы хотите подробнее ознакомиться, кто и что говорит об ответственности за ошибки в учебниках, можете перейти по .

сайт приводит сокращенный перевод обзора читателя.

14-я страница. Неверное определение

"По представлению автора, линия горизонта - это линия между небом и ровной поверхностью земли. Получается, дети, которые живут в горных районах, не смогут увидеть линию горизонта? А вот нас учили тому, что линия горизонта - это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью, и мы можем его увидеть в любом открытом пространстве", - пишет читатель.

16-я страница. Неверное определение


"В желтой рамке есть определение азимута. Там говорится: "Азимут - это угол в сторону объекта на поверхности земли. Направление от севера к объекту измеряется в градусах". Но ведь азимутом является угол только между направлением на север и направлением на какой-либо заданный предмет. Почему бы сразу не дать четкое определение термина?" - спрашивает он.

19-я страница. Описание не соответствует изображению


"В описании рис. 9 нет названия реки, тогда как в тексте она называется Ак-Суу. Там указано, что высота местности, обозначенной пунктирной линией, составляет 143 метра, а сплошными линиями в сторону точки В обозначено возвышение на 1 метр, а таких линий всего 8. Это значит, что высота точки В должна составить 151 метр, а в рисунке обозначено 154 метра. Как ученик будет выполнять задания, если в нем даны неверные обозначения?" - пишет читатель.

21-я страница. Неудачный перевод


"Здесь речь идет о полярной съемке местности. Текст осложнен, а некоторые слова переведены на кыргызский некорректно. Например, вместо слова "съемка" правильнее было бы написать "сүрөткө түшүрүү", - считает читатель. Собственно, все предложения около рисунка можно было бы переписать.

28-я страница. Неудачный перевод


"Это очень сложный текст для шестиклассников. В желтой раме есть определение. Там говорится, что глобус- это модель Земли, уменьшенная в несколько раз. Почему бы просто не написать, что глобус - это уменьшенная модель земного шара? На кыргызском это звучало бы так: "Глобус – жердин кичирейтилген модели", - считает читатель.

33-я страница. Рисунок и описание не соответствуют

В описании рис. 22 говорится, что колья (обозначены голубым цветом) нужно вбивать в землю через 1 метр. Но в рисунке каждый кол, судя по цифрам, вбили каждые 10 метров.


Автор уверен, что можно найти массу других ошибок, но ему хватило лишь 33 страниц, чтобы понять: учебник непригоден для обучения, он формирует у детей ложные представления об этой науке. Читатель пишет: "Мы все видим, что происходит в стране, какие ошибки совершаются. Но теперь равнодушие проявляют и к школьному образованию? Качество нынешних учебников аукнется в будущем. Я боюсь того, что происходит в Кыргызстане".

Этот учебник писали два автора - Калыйбубу Джунушалиева и Рыскан Мырзаева. Джунушалиева является кандидатом педагогических наук, ведущим научным сотрудником Кыргызской академии образования. О Рыскан Мырзаевой известно, что она работала заместителем директора гимназии №69 в Бишкеке.


Авторы внесли свои поправки, исправленные учебники должны появиться не ранее января 2019 года. На пресс-конференции 22 октября Джунушалиева заявила, что ошибки появились в результате некачественного перевода.

По географии

по тексту отдела образования администрации

города Георгиевска в 8-х классах

12.03.2013 г. в МБОУ СОШ города Георгиевска была проведена контрольная работа по географии в 8-х классах по тексту отдела образования.

Контрольная работа была составлена на основе базового и обязательного уровня знаний, соответствовала программному материалу, состояла из двух вариантов, каждый из которых содержал 20 заданий, взятых из сборника для подготовки к экзамену по предмету в новой форме.

Задания по темам раздела «Природа России» включали тесты с выбором одного ответа, нескольких из предложенных, на установление соответствия географических объектов, а также в форме развёрнутого ответа и формулировки причин тех или иных географических явлений.

Сводная таблица анализа контрольной работы по школам города выглядит следующим образом:

МБОУ СОШ №

Всего учащихся

Выполняли работу

Получили отметку «5»

% успеваемости

% качества знаний

Из данных таблицы видно, что учащиеся 8-х классов школ города с контрольной работой по географии в целом справились. Большое количество учащихся (125 из 650) отсутствовали на контрольной работе по причине болезни, в том числе и «сильные», что не позволило выявить более точных результатов.

Уровень обученности составил 99 %. Самым низким он оказался в СОШ № 7 (95 %), учитель, 2 неудовлетворительные оценки. Двойки получили также учащиеся МБОУ СОШ № 1 и 3 (и). Со 100 % успеваемостью работу выполнили ученики гимназии №2, МБОУ СОШ № 3, 4, 5, 6, 9 и 29.

Общий процент качества знаний по школам города – 60 %. В СОШ № 1 () и 2 () обучаемые показали более высокие результаты, и качество знаний здесь 79 и 81 % соответственно. Наименьшее количество пятёрок и четвёрок по итогам работы имеют восьмиклассники МБОУ СОШ № 3 и 9 (40 и 47 %), учителя и Киселёва Л. М. На уровне среднего % качества МБОУ СОШ № 6, 7 и 29.

В большинстве школ результаты оказались выше, чем по итогам II четверти на 2-14 %, кроме гимназии № 2, МБОУ СОШ № 3 и 5 (ниже на 8, 10 и 24%).

Анализ ошибок показал, что некоторые учащихся недостаточно хорошо усвоили изученный материал. Трудным для них оказалось определение терминов и понятий. Не все также знают карту, поэтому не смогли ответить на соответствующие вопросы тестов, допустили ошибки при установлении соответствия между природными зонами и находящимися в них почвами, древесными породами, представителями фауны; при ориентировании по шкале высот и глубин; при даче характеристики климата России.

Обучающиеся испытывали трудности при ответе на вопросы по темам: «Климат», «Рельеф», «Почвы», «Природные зоны». Некоторые не приступили к вопросу с развёрнутым ответом.

Для устранения пробелов учителям географии необходимо провести коррекцию знаний обучаемых по пройденным темам.

Учить учащихся решать задания ГИА и ЕГЭ;

Продолжить формирование умения работать с географической картой;

Больше внимания уделять изучению основных терминов и понятий курса;

Усилить практическую деятельность обучаемых, использовать на уроках схемы, таблицы, графики, диаграммы, словари терминов, электронные пособия и т. д.

Основные ошибки, допущенные при выполнении

заданий КИМ ЕГЭ по географии

Задания части 1 (А ) проверяют знание основных географических фактов, механизм действия факторов, закономерностей, знание географической номенклатуры, географических классификаций разного рода.

Большинство заданий части 1 (А) составлено на понимание пространственных (территориальных) закономерностей нахождения, организации и развития процессов, явлений, объектов, как физико-географических, так и социально-экономических.

Основное предметное умение - «знать, понимать, читать географическую карту», а именно:

1. определять положение/ареалы распространения/нахождения физико-географических, экономико-географических, политико-географических объектов, процессов, явлений.

2. пользоваться способом «виртуального» наложения карт для получения правильного ответа.

Важное проверяемое умение – умение анализировать количественные показатели и качественные признаки явлений, объектов, процессов и т.д. Для выпускника важно знать типовые характеристики стран (социальные, демографические, экономические) в зависимости от их уровня развития.

    На знание характерных особенностей природных зон;

    На знание географической номенклатуры (положение на карте географических объектов, например, горных и речных систем и т.д.)

    На количественные характеристики планеты Земля

    На характеристику населения отдельных стран и регионов

    На знание крупнейших городов России

    На знание регионов России, их хозяйственной специализации

    На знание международных организаций современного мира.

Основная ошибка – отсутствие теоретических знаний по данным темам.

Сложные для выпускников задания части 2 (В) можно объединить в следующие группы:

    Расчетные задачи

    Аналитическая работа (анализ-синтез)

    Ранжирование

    Проведение измерений.

Основные ошибки были допущены при выполнении расчетных задач. Из этого следует, что при использовании на уроках географии заданий с математическими расчетами (или непосредственно при подготовке к экзамену) учителю следует уделять больше внимания работе с различными абсолютными и относительными показателями (коэффициентами).

Важно также отработать алгоритм действий при решении типовых задач. При этом математические вычисления не должны быть самоцелью. Необходимо четко понимать, с какой целью эти вычисления следует применить, каков «географический» смысл каждого математического действия.

Особое внимание следует уделить работе с отрицательными числами, а также построению пропорций, нахождению доли от целого, проведению измерений и соответствующих вычислений по карте.

Расчетные задачи, задания на аналитику и ранжирование имеют мощный учебный потенциал. Использование их в практике учебной работы должно быть регулярным, например, при диагностике, в ходе практической работы, при организации творческой, исследовательской деятельности учащихся.

С особенностями заданий части 3 (С) , алгоритмом их решения и с требованиями к оформлению ответов можно заранее ознакомиться с помощью демонстрационной версии КИМ.

Ошибки, допущенные при выполнении заданий части 3 (С) прежде всего, связаны с введением в экзаменационную работу 2012 года следующих отличий:

    В задании С6 вместо привычной карты в качестве источника информации была использована таблица. До этого года пункты, о которых идет речь в задании, обозначались на карте.

В этот раз в таблице даются их географические координаты. Самостоятельное определение выпускником местоположения точек (пунктов) на карте мира по географическим координатам (виртуально или в ходе самостоятельного составления картосхемы) - становится первым этапом его работы, что усложнило задание.

    В указаниях к оцениванию заданий С3, С4 для экспертов появилось дополнение «Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми».

Таким образом, если даже ответ был полным, с указанием целого ряда факторов, то принимались во внимание только первые два. Если требуемые факторы присутствовали в ответе, но были, например, на третьей позиции, то они не засчитывались.

Задания уровня С

Расчетные задачи, задания на аналитику и ранжирование имеют мощный учебный потенциал

С1. Типичные ошибки:

1.неточности в определении длины горизонтальной линии

2. отсутствие навыка чтения карты (при определении высоты местности с помощью горизонталей; при определении направлений изменений высот)

3. отсутствие отметки местоположения родника (дерева, дороги, домика лесника и т.д.)

4. «прямолинейность» формы профиля (построение по линейки без учета кривизны отдельных участков)

5. отсутствие графических умений (при соединении отдельных точек линией в единое целое).

6. неумение отметить на линии профиля яму, обрыв, речное русло.

С2. Типичные ошибки:

1. отсутствие навыка в определении изменений численности населения в течение года

2. отсутствие понимание того, что изменение численности населения может происходить как в положительную сторону (прирост населения), так и в отрицательную (убыль населения).

3. Наличие большого количества математических ошибок, особенно при работе с отрицательными числами.

С3. Типичные ошибки:

    приводится одно обоснование вместо двух, заявленных в критериях оценивания (нет полного ответа).

    не учитывается, что к оцениванию принимаются только два первых аргумента.

    Нет ясного понимания: «ведущий фактор» - «второстепенный фактор».

С4. Типичные ошибки:

    Нет четкого понимания закономерностей циркуляции постоянно действующих ветров.

    Отсутствует умение сделать общий вывод о типе климата на основе совокупности данных с использованием климатограммы.

    Вызывает сложность подбор географических аргументов для обоснования ответа

    Существуют трудности с определением ведущих факторов отраслей промышленности.

С5. Типичные ошибки:

    Отсутствует умение находить долю от целого (умение составить пропорцию)

    Отсутствует умение выбрать нужные показатели из ряда предложенных значений (например, из таблицы).

    Допускаются арифметические ошибки в вычислениях.

    Отсутствует навык количественного, математического обоснования теоретических выводов.

    Путают абсолютные и относительные величины (сравнивают абсолютные данные с относительными величинами).

С6. Типичные ошибки:

    Отсутствие четкой формулировки ответа, четкой, логически выстроенной и географически обоснованной последовательности приведенных в ответе обоснований.

    В тексте ответа не указывается, чем именно отличается точка, выбранная в качестве правильного ответа, от двух других (или – почему не подходят две другие точки).

Построение профиля отрабатывается в рамках школьного курса при изучении «Географии Земли» в 6-ом классе. Раздел «Географические модели» дает возможность организовать практические работы подобного рода, в том числе – на местности.

Задания, где необходимо выполнить математические расчеты, произвести вычисления, вызывают затруднения прежде всего потому, что как правило, отсутствует широкая практика работы с количественными показателями на уроках, прежде всего по программе «География России» (задание С2), «География мира. 10-11 классы» (задание С5).

Задания, подобные заданиям уровня С, целесообразно включать в систему практических работ при изучении соответствующего тематического раздела, в ходе текущего или тематического контроля, при вводной и заключительной диагностике.

Построение профиля, работа с количественными показателями могут быть организованы как творческий проект, когда надо получить данные непосредственно на местности, либо при анализе дополнительной информации, в ходе выездного занятия (экскурсии), с использованием ИКТ.

Работа может быть как индивидуальная (с последующим выступлением перед аудиторией), так и групповая. В качестве домашней работы или при организации внеурочной деятельности. В рамках работы факультатива или (в старших классах) на занятиях по программам элективных курсов.

Опыт проведения ЕГЭ последних лет наглядно показал, что учет ряда широко известных требований по организации учебного процесса по предмету существенно повышает качество подготовки учеников к итоговой аттестации.

Так, во многом решающую роль сегодня играет профессионализм учителя, знание им научных основ предмета, владение современной методикой предметного обучения, владение методикой диагностики текущих и итоговых результатов обучения, его осведомленность в вопросах требований итоговой аттестации.

Учет требований действующих форм итоговой аттестации осуществляется учителем при составлении рабочей программы. В этом случае важна степень подробности программы, особенно в плане поурочного планирования:

    учтено ли учителем время для организации повторения пройденного материала,

    соблюдена ли им целесообразность при отборе материала для повторения.

    продумано ли содержание и полнота текущей и итоговой диагностики, тематического и итогового контроля,

    используется ли индивидуальный подход к ученикам, более глубоко интересующимся предметом?

В рабочей программе целесообразно указать обязательные для выполнения всеми учениками практические работы, а также определить те практические работы, которые могут быть выполнены отдельными учениками, при реализации учителем дифференцированного подхода в обучении.

Интересны комплексные практические работы, соединяющие физико-географическую, социальную и экономико-географическую составляющую школьного географического курса в разноплановое географическое задание, дающее всестороннюю характеристику территории (любого уровня пространственного охвата).

При этом обычно четко прослеживаются причинно (физическая география) – следственные (социальная и экономическая география) связи.

С прикладной точки зрения обоснованным будет регулярное использование статистических материалов на уроках географии, отработка умений на применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов окружающей действительности, отработка алгоритмов решения географических задач с использованием количественных показателей.

Линейный принцип, положенный в основу школьного курса географии, требует продуманной системы обязательногоиспользования ранее полученных географических знаний при рассмотрении каждой новой темы.

При организации повторения наибольший эффект дают задания, связанные с использованием тематических карт, картосхем, комбинированных таблиц, графических рисунков - в соответствии со сценарием практической работы.

К элементам практического сценария можно отнести прием «наложения карт», сравнения, сопоставления, выборки необходимой информации из множественной, составление картосхемы, графика, статистической таблицы и т.д. на основе карты или географического текста, в том числе – дополнительного к учебнику.

Эффективно использование возможностей учебных компьютерных программ, цифровых образовательных ресурсов.

Начальным этапом рассмотрения каждой новой темы традиционно должно быть знакомство с географическим положением объекта, процесса, явления, события.

Повторение материала физической географии в курсе экономической и социальной России и мира может быть организовано с помощью выстроенной учителем рабочей программы, продуманного сценария инвариантной составляющей урока.

ЕГЭ-2013: типовые подходы к подготовке по географии

    Организация систематического, планомерного, рационального повторения ранее рассмотренного учебного материала, использование его при изучении нового учебного содержания, при организации индивидуальной и групповой, творческой, исследовательской работы, географических проектов на уроке и во внеурочное время.

    Рациональное использование технологий тестовых заданий на уроках и во внеклассной работе.

    Методически обоснованное введение в практику преподавания тестовых форм контроля знаний на всех ступенях образования с целью формирования у обучающихся умения работать с различными видами тестовых заданий.

    Увеличение доли самостоятельной, в том числе практической, работы учащихся, проектной деятельности интегрированного характера, учитывающие возможности образовательного пространства Санкт-Петербурга.

    Регулярное использование расчетных задач, заданий на аналитику и ранжирование.

    Построение урока с целью формирования у обучающихся навыка работы с заданиями разного уровня сложности (в соответствии с видами заданий КИМ ЕГЭ).

    Использование в работе учебно-методических материалов, прошедших соответствующую экспертизу ФИПИ и других государственных организаций, современных УМК.

    Оказание эффективной консультативной помощи выпускникам при выборе ими предметов для сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

    Построение содержания рабочей программы по предмету с учетом требований итоговой аттестации.

Огромный потенциал в подготовке к ЕГЭ содержат интегрированные уроки, уроки-игры, ИКТ, ЦОР и т.д.

Элективные курсы, факультативы по-прежнему имеют широкие возможности для подготовки к ЕГЭ. Темы элективных курсов могут определяться на основе первичной диагностики учащихся, выбравших географию в качестве выпускного экзамена.

1.8. ФИЗИКА

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике в 2012 году претерпели некоторые непринципиальные изменения по сравнению с предыдущим годом:

    Изменилась структура варианта КИМ при сохранении общего числа и типологии заданий: все расчетные задачи повышенного и высокого уровня сложности сосредоточены в 3 части экзаменационной работы: четыре расчетные задачи повышенного уровня с выбором ответа (А22 – А25) и пять расчетных задач высокого уровня сложности, предполагающие развернутый ответ (С2 – С6). В такой структуре оказывается отдельно выделенной и наглядно представленной «вузовская» компонента ЕГЭ по физике.

    С целью противостояния тенденции «вымывания» физического эксперимента из учебного процесса расширен спектр проверяемых методологических умений, увеличена доля заданий с использованием фотографий и рисунков экспериментальных установок.

    Несколько изменены критерии оценивания заданий с развернутым ответом: для качественных задач скорректированы требования к выставлению 2 баллов, а в систему оценивания расчетных задач введены дополнительные требования к полному правильному ответу.

При этом общий уровень сложности работы существенно увеличился:

Часть заданий типа А, имевшие в прошлые годы повышенный уровень сложности, объявлены заданиями базового уровня и оставлены в первой части работы;

Четыре задания типа А повышенного уровня сложности, перенесенные в третью часть работы, представляют из себя полноценные традиционные расчетные задачи, требующие достаточно серьезных затрат времени для проведения математических преобразований и расчетов;

Общий уровень сложности заданий типа С третьей части экзаменационной работы тоже повысился по сравнению с 2011 годом.

Изменения, внесенные в обобщенные критерии оценивания, в целом отражают сформулированные в прошлом году пожелания экспертного сообщества: критерии стали более детализированы, что отразилось на увеличении степени согласованности оценок экспертов. При этом планка требований к экзаменуемым была повышена, что привело к ужесточению в целом подходов к оцениванию как качественных, так и расчетных задач.

В 2012 году в отличие от 2011 года в Санкт-Петербурге использовался один план экзаменационной работы. Это удобно для проведения анализа результатов, но привело к тому, что достаточно большой процент заданий давал существенно различный процент выполнения по вариантам. То есть параллельные задания разных вариантов объективно отличались по уровню сложности. Эти проблемы характерны для всех частей экзаменационной работы.

Следует отметить увеличение профессионализма и традиционно высокую мотивацию экспертов предметной комиссии, понимание ими необходимости строго следовать обобщенным критериям оценивания. В этом году снизился процент работ, отправленных на третью проверку. При этом почти половина несовпадений оценок экспертов носила характер технических ошибок. Количество смысловых несовпадений, обусловленных различной трактовкой критериев оценивания, существенно меньше, чем в предыдущие годы. На протяжении всего экзамена эксперты-консультанты отмечали добросовестность и ответственность рядовых членов предметной комиссии.

В 2011 году была изменена процедура пересчета первичных баллов в тестовые: шкала пересчета стала более линейной и включает в себя три участка, отражающие уровень подготовки экзаменуемых по предмету.

Преодоление границы низкого уровня (37 тестовых или 12 первичных баллов) подразумевает, что выпускник обладает минимально достаточным объемом знаний, умений и навыков для того, чтобы быть аттестованным за курс средней школы. Преодоление нижней границы среднего уровня (54 тестовых или 25 первичных баллов) означает, что выпускник готов к продолжению образования в учреждениях высшего профессионального образования, не предъявляющих высоких требований к уровню подготовки абитуриентов. Соответственно высокий/отличный уровень подготовки (62 тестовых или 33 первичных балла) позволяет успешно продолжить обучение в любых вузах по профильным направлениям подготовки.

С 2011 года происходит планомерное и ожидаемое увеличение минимального порогового балла с целью приведения его в соответствие с нижней границей низкого уровня подготовки: по тестовой шкале минимальный балл увеличился с 33 до 36. При этом изменение порогового значения по первичной шкале не столь значительно, как в предыдущем году: с 10 до 11 первичных баллов (10% по сравнению с 20% в 2011 году).

Все перечисленные выше факторы отражают объективный процесс постепенного повышения государственных требований к абитуриентам, поступающим в вузы на технические специальности, и существенно повлияли на результаты экзамена не только в Санкт-Петербурге, но и в целом по Российской Федерации.

В таблице 1 представлены основные результаты экзамена в Санкт-Петербурге по сравнению с 2011 годом.

Таблица 1

Основные результаты досрочного и основного экзамена по сравнению с аналогичными результатами 2011 года

Кол-во участников

Средний балл

Количество участников, получивших максимальный балл

В таблице 2 дано сравнение результатов досрочного и основного экзаменов в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации

Таблица 2

Основные результаты досрочного и основного экзамена по сравнению с аналогичными результатами по РФ

Средний балл

Процент участников, не преодолевших порог

Количество участников, получивших максимальный балл в этом году

Количество участников, получивших максимальный балл в прошлом году

Санкт-Петербург

И в Санкт-Петербурге, и в целом по России отмечается, с одной стороны, уменьшение доли экзаменуемых, которые получили более 0 баллов за выполнение заданий с развернутым ответом. С другой стороны, снизился процент участников экзамена, набравших высокие баллы: от 62 до 100.

Следует отметить, что процент «двоечников» в Санкт-Петербурге меньше, а средний балл несколько выше, чем в среднем по России. И эти результаты показывают, что подготовка учащихся к ЕГЭ в школах носит, как правило, системный и организованный характер. Поэтому средний балл выпускников этого года, как и в 2011 году, выше среднего показателя по городу и равен 48,7. К сожалению, выпускники системы НПО и выпускники прошлых лет традиционно показывают существенно более низкие результаты. Так, средний балл выпускников учреждений НПО составляет 34,6, средний балл выпускников прошлых лет – 41,4. Несмотря на активное включение преподавателей системы НПО в процесс освоения технологий подготовки учащихся к ЕГЭ, очевидно, система начального профессионального образования в своем современном виде пока не может обеспечить конкурентоспособность своих выпускников по отношению к учащимся общеобразовательных школ. И это общероссийская проблема. Возможности влияния на результаты выпускников прошлых лет сами по себе ограничены.

Как и в прошлом году, наблюдается корреляция между процентом выполнения задания и уровнем сложности, а также между процентом выполнения задания и временем, отведенным в школьном курсе на изучение проверяемой темы. Традиционно вызвали затруднения задания по темам, изучаемым преимущественно в основной школе, что делает очевидными просчеты при организации сопутствующего и обобщающего повторения в старшей школе.

Как и в прошлом году, особые затруднения вызвали задания, сформулированные нестандартно, или новые задания, аналоги которых не представлены в многочисленных пособиях для подготовки к экзамену. При этом очевиден хороший процент выполнения заданий из открытого сегмента контрольных измерительных материалов, то есть тех задач, которые обсуждались на курсах повышения квалификации учителей, были доступны ученикам при самостоятельной подготовке к экзамену.

И в Санкт-Петербурге, и в целом по РФ, отмечаются существенные затруднения при выполнении заданий на объяснение физических явлений и определение характера изменения физических величин при протекании различных процессов. При анализе работы с информацией, представленной в различном виде, отмечается возросший уровень в понимании графиков различных процессов при существенных недостатках при интерпретации табличной информации.

Средний балл по городу отражает усвоение участниками экзамена на базовом уровне основных понятий, моделей, формул и законов школьного курса физики. Проблемы отмечаются в усвоении отдельных элементов молекулярно-кинетической теории, электростатики и волновой оптики. Успешно справляются со стандартными расчетными задачами менее четверти экзаменуемых.

В аналитическом отчете ФИПИ по экзамену 2012 года отмечается, что «половина участников экзамена владеют лишь основными содержательными элементами знаний и простейшими умениями, которые соответствуют требованиям стандарта по физике базового уровня. Судя по получаемым в течение нескольких лет данным, число профильных физико-математических классов в образовательных учреждениях страны явно недостаточно для обеспечения вузов физико-технического профиля конкурентоспособными абитуриентами».

Эти выводы во многом отражают сложившуюся в Санкт-Петербурге ситуацию с изучением учебного предмета в старшей школе: подавляющее большинство участников экзамена в старшей школе изучают физику на базовом уровне, и эта ситуация уже который год не меняется к лучшему, несмотря на декларируемую на всех государственных уровнях приоритетность развития естественнонаучного и политехнического образования.

В 2012 году профессиональным сообществом учителей физики активно обсуждалась еще одна проблема Санкт-Петербурга: снижение у абитуриентов, поступающих в технические вузы, мотивации к достижению высоких результатов по ЕГЭ. Демографическая яма и непопулярность большинства инженерных специальностей фактически приводит к низким конкурсам в профильные вузы: для поступления часто оказывается достаточным преодолеть минимальный порог по физике. Практика показала, что в текущем году многие абитуриенты готовились преимущественно к выполнению 1 и 2 частей экзаменационной работы, не замахиваясь на выполнение заданий типа С.

Поддержке Правительства Санкт -Петербурга , в результате... методическую работу молодых научно-педагогических работников Санкт -Петербурга ... научно-технические проблемы сервиса в Санкт -Петербурге . Решения и рекомендации...

Предупреждение

типичных ошибок

и затруднений учащихся

при освоении содержания

начального курса физической географии.

Подготовила

Фатеева Елена Михайловна

МБОУ СОШ №2 п. Добринка

Учащиеся VI класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности. В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по предупреждению типичных ошибок учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.

Предупреждению типичных ошибок учащихся по географии также в значительной степени зависит от развития у них пространственных представлений, которые необходимы и для усвоения представлений-образов географических объектов и явлений. Учащиеся, начиная изучать географию, обычно допускают ошибки в глазомерной оценке расстояний на местности, высоты объектов, в определении их формы, крутизны склонов.

В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление, поэтому для предупреждения типичных ошибок учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления и, соответственно возникают ошибочные суждения.

При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы учителя над развитием речи учащихся и их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «Температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха». Часто у них в описаниях объектов отсутствует расчленение признаков существенных и несущественных.

Для учащихся данного возраста характерна большая «привязанность» к тексту учебника, то есть стремление пересказать его дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения материала, от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению детей логично строить объяснение, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание учебника своими словами и т. п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они сознательно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Полнота и правильность, осознанность знаний достигаются лишь при условии сочетания различных источников знаний и активной мыслительной и практической деятельности школьников. Все источники знаний выполняют свою функцию лишь при условии их сочетания со словом учителя и текстом учебника. Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической деятельности учащихся в изучении курса - один из основных методов предупреждения типичных ошибок и затруднений. Чрезмерное увлечение только устным изложением знаний или только наглядным материалом не обеспечивает его качественного усвоения и, соответственно, не предупреждает ошибок.

При самой лучшей организации восприятия нового содержания учащимися нет гарантий, что они приобрели высококачественные знания, и в дальнейшем у них не возникнет затруднений при их использовании или воспроизведении. Новые знания лучше осознаются и прочнее усваиваются детьми, если учитель включает в учебный процесс «обратную связь», то есть проверяет их понимание и дает задания на применение, закрепление в различных видах деятельности учащихся. У школьников должна работать и развиваться не только зрительная и словесно-логическая память (в процессе усвоения представлений и понятий), но и моторная (двигательная) для усвоения приемов работы.

Для предупреждения ошибок и затруднений учащихся, в се понятия, которые формируются при изучении начального курса физической географии, могут быть усвоены только при условии их единства с представлениями. Содержание курса требует усвоения представлений памяти (зрительный образ, мысленная картина объекта, явления); на их основе должны формироваться представления воображения. От учителя географии требуется целенаправленная работа по развитию у ребят пространственных представлений о взаимном размещении объектов (по сторонам горизонта), о расстояниях, высоте, крутизне. Начало этому должно быть положено при выполнении практических работ на местности с компасом, рулеткой, нивелиром. При восприятии величин конкретных объектов (например, высота берега реки, крутизна склона холма) у учащихся должен быть зафиксирован в памяти «эталон», который поможет глазомерно оценивать размеры других объектов. Представления, полученные на местности, должны применяться в дальнейшем на уроках при работе с картинами, картами для того, чтобы при усвоении понятий в сознании учащихся образы объектов и явлений, используемых для вычленения существенных и варьирующих признаков, были более конкретными.

В VI классе начинается формирование и временных представлений. В отдельных случаях недостаток временных представлений у ребят исключает запоминания некоторых особо важных дат как факта. Например, на первых уроках географии следует сказать о том, что слово «география» было найдено в трудах греческого ученого более 3 тысяч лет назад. Оправдывает себя и прием вычисления, например, сколько лет назад было совершено первое кругосветное плавание Ф. Магеллана.

При организации процесса формирования понятий учителю необходимо предусматривать оптимальный для данного курса их научный уровень, который зависит не только от сложности понятия, но и от преемственности в его развитии при дальнейшем изучении географии материков и океанов. Можно наметить следующие методы предупреждения ошибок и затруднений:

Вначале рассматриваются и через ощущения выясняются внешние свойства объекта;

Затем раскрываются внутренние связи (существенные и варьирующие);

И, наконец, выявляются причины этих связей.

Необходимо систематически использовать объемные пособия, и в частности глобус. Без него не могут быть сформированы правильные представления о сферах Земли, о причинах смены времен года, а также картографические представления о многих объектах без искажений (например, об островах, бассейне реки).

Самые важными и трудными темами начального курса физической географии, по мнению ученых – методистов, являются темы:
1. Масштаб. Разные виды масштаба. Как с помощью масштаба по карте и на плане местности определять расстояния, длины (в том числе криволинейных объектов) и площади.
2. Азимут. Определение направлений по плану.
3. Ориентирование на местности. Чертеж плана местности.
4. Чтение плана местности.
5. Горизонтали (изогипсы). Построение горизонталей на плане.
6. Градусная сетка. Географические координаты (параллели и меридианы). Определение координат объектов на карте и по известным координатам, определение объектов.

7. Как Луна влияет на движение океанских вод.
8. Принцип работы барометра и гигрометра.
9. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
10. Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Так, н е зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. А чтобы уметь по ней ориентироваться, быстро находить разные объекты на карте, нужно тренировать свою зрительную (визуальную) память. Одним из методов предупреждения затруднений в усвоении географической номенклатуры и формирования умения ориентироваться по карте, может быть следующий прием:

На чистом листе бумаги по памяти рисуйте контур просмотренной на карте территории. Потом внутри контура отмечайте самые важные объекты: столицы стран, большие города, важные транспортные магистрали, крупные реки и озера, значительные горы и равнины, месторождения полезных ископаемых, то есть все объекты, которые можете вспомнить для данной территории.

При изучении раздела «План и карта» также важно мотивировать учащихся, показывать большую роль картографических знаний в жизни современного человека как основы ориентирования в географическом пространстве. Здесь важно то, чтобы учащиеся специфику плана местности по сравнению с другими ее изображениями (рисунок, аэрофотоснимок). Одновременно со знаниями у учащихся должны формироваться соответствующие умения: пользоваться условными знаками, на основе анализа условных знаков читать план и составлять описание местности, определять направления, определять взаимное расположение объектов, вычислять расстояния. Ещё одним приёмом может служить «Приём ассоциаций». Например,

Большой Барьерный риф – самое большое сооружение, созданное морскими обитателями;

Магелланов пролив – самый опасный пролив для судоходства;

Гренландия – пиратская тюрьма;

Чад – озеро в песках;

Рио – де – Жанейро – город карнавалов.

Учащимся в качестве творческого домашнего задания предлагаю самим подобрать ассоциации к географических объектам, указанным в тексте параграфа. Некоторые ассоциации называю учащимся в процессе урока в качестве примера. Современные возможности получения информации достаточно легко позволяют учащимся установить такие ассоциации.

Не менее сложными для усвоения учащимися выступают знания о способах изображения рельефа на картах: отметках высот, горизонталях, послойной окраске, шкале высот и глубин. Здесь важно закрепить у учеников правильное восприятие условности цвета в изображении основных форм рельефа. Прием сравнения способов изображения рельефа на картине, топографической и мелкомасштабной географической картах способствует более глубокому уяснению изучаемых вопросов и предупреждает дальнейшие затруднения.

Предупреждению типичных ошибок и затруднений способствует и обучение учащихся формированию причинно – следственных связей. Например,

Составьте правильную цепочку из предложенных звеньев:

1. Воздух поднимается вверх.

2. Высокая температура воздуха.

3. Образование облаков и выпадение осадков.

4. Охлаждение воздуха.

Ответ: 2 – 1 – 4 – 3.

1. Движение мантии.

2. Образование Байкала.

3. Вертикальные движения земной коры.

4. Образование грабена.

Ответ: 1 – 3 – 4 – 2.

Формированию прочных знаний и, соответственно, предупреждению типичных ошибок и затруднений, также способствуют следующие приёмы:

2. Специальное обучение рациональным приёмам запоминания и их сознательному применению (группировка, составление плана, выделение смыслового акцента).

3. Четкое отграничение обязательного минимума знаний от второстепенного материала.

4. Наложение информации на наглядно представленные опоры – символы, условные знаки, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними.

5. Многократный возврат к материалу способом актуализации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!