Методы развития личности безопасного типа. Теоретическая модель личности безопасного типа поведения. Человек в социуме

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них Губанов Вячеслав Михайлович

4.4. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

Рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

Умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

Умением гармонично общаться с другими людьми;

Постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

Осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

Понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

Знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

Овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

Приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

Умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

Предвидение опасности;

Избежание влияния опасности;

Преодоление опасности;

Создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

Знание опасностей, окружающих человека;

Знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

Предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

Предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

Планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

Оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

Формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

Приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

Формирование экологического мировоззрения;

Обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

Развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

Формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

Бережное отношение к окружающему миру;

Грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

Наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

Предвидение опасности;

Уклонение от опасности;

Преодоление опасности;

Оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

Правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

Организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

Создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины деструктивного поведения?

2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.

4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.

5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?

6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.

7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.

8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.

Безопасность России. М., 2001.

Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Из книги Правовые аспекты деятельности энергослужбы предприятий и организаций [Термины, определения, основные понятия] автора Красник Валентин Викторович

СХЕМА № 23. Порядок и условия безопасного производства работ в

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 4 Теоретическая модель личности безопасного типа поведения Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

4.2. Типологические черты личности безопасного типа поведения К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

4.3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными

Из книги Правила дорожного движения Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2013 года) автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Характеристики квартиры Самые важные факторы, которые влияют на стоимость одного квадратного метра, – это площадь кухни, ванной комнаты, высота потолков, количество комнат, наличие лоджий и балконов, а также этаж.В первую очередь маленькая кухня, а во вторую – крошечная

Из книги Парадоксы правового регулирования в России автора Туманов Михаил Владимирович

Из книги Сексуальное поведение и насилие автора Сидоров Павел Иванович

Приложение 2 Дорожная разметка и ее характеристики к Правилам дорожного движенияРоссийской ФедерацииДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004)

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

110. Три типа завещаний по источникам римского права В древнем праве были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриальных собраниях, созывавшихся для этой цели дважды в год, или перед вступлением в поход, то есть тогда,

Из книги Настольная книга судьи по квалификации преступлений: практическое пособие. автора Рарог Алексей Иванович

6.2. Неправовые характеристики поведения человека: составляющие, добродетели и проступки, определение и их влияние на человека Возникновение отрицательных последствий в жизнедеятельности человека, совершившего или совершающего проступки, споров не вызывает, считается

Из книги Маги криминала автора Данилов Александр Александрович

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ Глава

Из книги автора

Глава II Финансовые правоотношения договорного типа

Из книги автора

Финансовые правоотношения договорного типа На первый взгляд кажется, что понятия «финансовый» и «договор» несовместимы. Традиционно считается, что финансовое право пользуется односторонне-властным методом, в силу чего финансовые правоотношения договорными быть не

Из книги автора

§ 2. Вина и ее основные характеристики Уголовное право нашей страны всегда основывалось на принципе субъективного вменения, который в действующем УК приобрел статус законодательного. Согласно этому принципу лицо подлежит уголовной ответственности только за те

Из книги автора

Характеристики эмоционального состояния человека - Моя жена очень любит животных.- А моя вегетарианка.Поведение человека, равно как и проявление его намерений во многом зависят от характера и эмоционального состояния личности. Модная сегодня теория

Безопасного типа личности

Отношение к опасностям как структурный компонент

Резюме

В процессе своей жизни и деятельности человек постоянно сталкивается с различными угрозами своему существованию. Различают три большие группы опасностей, это угрозы жизни, здоровью; психологическому и социальному благополучию. В ходе общественно-исторического и индивидуального развития вырабатываются и закрепляются различные формы и виды защит, в том числе и психологического характера.

Успешное обеспечение безопасности развивающейся личности связано с решением шести групп проблем: 1) «влияние угроз на личность»; 2) «личность – источник опасности для других»; 3) «личность – источник опасности для себя»; 4) «среда – источник опасности для личности»; 5) «проблема защит, которые использует личность»; 6) «организация деятельности по обеспечению безопасности». Разрешение указанных проблем сопряжено с определенными трудностями, а именно, с тем, что угрозы носят вероятностный характер, оказывают неоднозначное влияние на человека, некоторые события сложно идентифицировать как угрозы, тем более сложно оценить с позиций безопасности развитие и жизненный путь человека.

В настоящее время сложилась определенная система обеспечения безопасности развивающейся личности. Она включает в себя: создание психологически безопасной среды; обучение правилам поведения в опасных ситуациях; осуществление психопрофилактической и психокоррекционной работы; формирование специфических личностных качеств. В зависимости от расставляемых акцентов в континууме «ограждение – самостоятельность выделяют две парадигмы обеспечения безопасности; «ограждающее-помогающую» и «инициативно-созидательную». В первом случае акцент делается на ограждении человека от опасностей или помощь ему в трудной ситуации. Во втором - на воспитании у личности таких черт и особенностей характера, которые помогали бы ей самостоятельно преодолевать трудности, противостоять угрозам.

Глава 2

«Безопасный тип личности» или, по-другому, «личность безопасного типа» - это понятие, которое относительно недавно вошло в обиход современной науки. Одним из первых на него обратил внимание Л.И. Шершнёв. По его определению, «личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества. Он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей». .



Введение в научный обиход данного понятия обусловлено многими факторами. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, объективным возрастанием угроз человеку, социуму, природе, государствам и мн.др., активизирующимся в связи с этим в науке и практике интересом к созданию таких систем обеспечения безопасности в самых различных сферах жизнедеятельности, которые бы надежно ограждали человека и окружающего мира от опасностей или, по крайней мере, минимизировали их.

Во-вторых, разработка только проблем национальной, военной, экономической, экологической, промышленной, информационно-психологической и многих других видов безопасности не дает значимого эффекта, если в эти процессы не вовлечен человек, который по большому счету и является источником многих угроз. Возникает вопрос, как, и каким образом, можно сформировать такую личность, которая бы, с одной стороны, могла противостоять угрозам, с другой, - не быть источником опасностей для других людей и окружающего мира в целом. А этот вопрос уже напрямую затрагивается сферу психолого-педагогической науки.

В-третьих, введение данного понятие завершило собой те интегративные процессы в понимании проблем обеспечения безопасности личности, которые постепенно осуществлялись в рамках «ограждающе-помогающей» парадигмы. Одновременно оно послужило толчком для нового этапа исследований человека как субъекта своей жизнедеятельности и саморазвития, обладающего устойчивостью к воздействиям неблагоприятных факторов и способного минимизировать собственное негативное воздействие на окружающую действительность.

Обратимся к некоторым предпосылкам постановки проблемы формирования безопасного типа личности с позиций психолого-педагогической науки.

Прежде всего, необходимо отметить, что применительно к подрастающему поколению изначально данная проблема рассматривалась в двух плоскостях.

Во-первых, как проблема повышения надежности человека в экстремальных ситуациях. Она разрешалась посредством разработки многочисленных технологий обучения правилам поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях. В школе, других учебных заведениях вводятся специальные курсы, в частности, курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В дополнение к этому курсу в образовательных учреждениях стали широко внедряться локальные программы по обучению правилам безопасности в тех или иных ситуациях, проводиться специальные мероприятия, осуществляться работа по профилактике алкоголизма, наркомании и мн.мн.др.

Во-вторых, как проблема изучения неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды на развивающуюся личность, которая в последующем стала решаться в рамках проектов по обеспечению физического и психологического здоровья. Этот период характеризуется большим числом работ, где констатируются различного рода нарушения физического и психологического благополучия дошкольников, учащихся школ, студентов вузов, возникающие, например, под влиянием неблагоприятной социальной среды, неадекватных взаимоотношений, высоких нагрузок и многих других факторов. Изучаются особенности школьной тревожности, стрессов, негативных эмоциональных состояний, проявления и причины детской агрессивности. Приводятся конкретные данные по тем или иным регионам, школам, другим учебным заведениям. Основная цель этих исследований состояла в том, чтобы привлечь внимание общественности к этим проблемам, стимулировать деятельность по созданию благоприятной среды для развития личности, являющуюся условием обеспечения ее безопасности. Разрабатываются неплохие конкретные программы, например, по преодолению тревожности, агрессивности, конфликтности и т.п. Однако каких-то существенных научно-практических разработок, связанных с созданием систем обеспечения безопасности, на этом этапе было очень мало.

Постепенно становится понятным, что изучение только отдельных факторов нарушения физического и психологического здоровья и разработка парциальных программ не дает должного эффекта. В итоге возникает идея создания целостных систем обеспечения безопасности развивающейся личности в континууме «среда – личность». Здесь проводятся интенсивные исследования по выявлению таких параметров среды, которая была бы наиболее благоприятной для развития личности. Вспомним работы И.А.Баевой и сотрудников, на которые мы уже ссылались. Наряду с разработками, касающимися создания безопасной среды, авторами большое внимание уделяется и проблемам формирования психологической безопасности отдельной личности. В частности, был разработан и апробирован оригинальный тренинговый курс по психологической безопасности младших подростков, семинар-тренинг «Планирование жизненного пути и карьеры». А также рекомендации по обеспечению психологической безопасности подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде и др.

Примерно в это же время осуществляются и исследования, где в качестве основных понятий выступают такие, как «личность безопасного типа» и «культура безопасности личности». Здесь хотелось бы отметить два направления. Первое – разрабатывается коллективом ученых под руководством Н.А.Лызь. Второе – под руководством В.Н.Мошкина.

Свой подход к определению личности безопасного типа Н.А.Лызь выстраивает на основе анализа системной устойчивости человека и подходов к обеспечению безопасности личности, которые сложились к настоящему времени .

Под системной устойчивостью автором понимается способность человека сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. В качестве подходов обеспечения безопасности Н.А.Лызь выделяет следующие.

Первый предполагает устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду. Это ограждающий подход, поскольку сам человек выступает как объект безопасности, для которого создают необходимые условия.

Второй подход - образовательный - исходит из признания активности человека, рассмотрения его как субъекта собственной безопасности. В рамках этого подхода предлагается обучать его предвидению и распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях (уклонению от опасностей и их преодолению), формировать готовность к обеспечению безопасности.

Третий - личностно-развивающий подход к обеспечению безопасности предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к негативным, в первую очередь информационно-психологическим воздействиям. С этих позиций обеспечение безопасности человека включает поддержку формирования его личностной целостности и субъектности. Здесь человек рассматривается не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни. Его безопасность обеспечивается тем, что он как целостная самоопределившаяся личность устойчив к негативным информационно-психологическим воздействиям, как субъект жизни способен превращать опасности в фактор собственного развития, как внутренне непротиворечивая личность, обладающая опытом разрешения жизненных противоречии, минимизирует количество опасностей.
Четвертый - созидательный подход к обеспечению безопасности исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек - субъект собственного развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе предполагается воспитание человека нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой и человечеством.
Интеграция понятия «системная устойчивость человека» и различных подходов к обеспечению безопасности личности дает возможность Н.А.Лызь следующим образом определить безопасную личность «…как субъекта, строящего свою жизнь в контексте единства с собственным «сущностным началом», обществом, природой, реализующего свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддерживать свою системную устойчивость за счет преобразования внешних опасностей в фактор собственного развития» .

Исходя из такого понимания личности безопасного типа, Н.А.Лызь выстраивается и своя оригинальная структура безопасной личности, которая включает в себя четыре подструктуры (рис. 2).

Рис. 2. Модель безопасной личности (по Н.А.Лызь)

Основу данной структуры составляет готовность к обеспечению безопасности, которая рассматривается в двух аспектах – предметном и смысловом. Отсюда выделяются первые две подструктуры готовности: когнитивно-инструментальная – знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности; интенциональная (смысловая) подструктура – это потребности и ценности субъекта, в которых выражается субъективная значимость обеспечения безопасности, интенция на ее осуществление, наличие мотивов деятельности по обеспечению безопасности.

В то же время автор справедливо утверждает, что отдельные мотивы тесным образом связаны с содержанием смысловой сферы личности, которая, в свою очередь, детерминирована «образом мира», складывающимися у отдельного индивида, фундаментальными ценностями, которых он придерживается. Отсюда третья подструктура представляет собой смысловую регуляцию деятельности, обеспечивающей личностно-психологический уровень системной устойчивости, т.е. ее целостность и субъектность. А четвертая подструктура – это индивидуальный образ мира с его «узлами» – личностными ценностями, обеспечивающий духовно-нравственный уровень системной устойчивости.

В этих же исследованиях предпринимается попытка разработать модель формирования безопасной личности (в данном случае на примере формирования безопасной личности студента), которая основывается на необходимости решения четырех крупных задач:

Реализация личностно-развивающих возможностей всех учебных дисциплин в плане поддержки становления качеств субъекта учебной деятельности, субъекта безопасности и жизнедеятельности в целом;

Расширение представлений о безопасности человека в социальных, природных и технических системах, формирование готовности к обеспечению безопасности в них;

Профилактика негативного влияния технизированной образовательной среды на личностное развитие студентов – использование потенциала гуманитарных дисциплин в целях расширения интересов студентов в сферу творческого самовыражения, межличностного общения, самопознания и познания других людей;

Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды, в том числе путем развития потенциала социально-психологической безопасности субъектов.

Как отмечает Н.А.Лызь в русле этих задач можно выделить четыре соответствующих направления реализации процесса развития безопасной личности и две его основных формы: во-первых, в рамках учебных дисциплин, в процессе образовательной деятельности; во-вторых, в неспецифической личностно-развивающей деятельности, осуществляющейся куратором и/или психологической службой вуза. В дальнейшем описании автор достаточно подробно характеризует технологию работы в указанных направлениях.

Описанное здесь понимание безопасной личности, предложенное Н.А.Лызь, подводит к серьезному выводу: недостаточно и невозможно человека просто обучить способам поведения в опасных ситуациях. Сформировав даже ситуативные мотивы, важно актуализировать ценностно-смысловую сферу в целом, его способность к саморазвитию, умение полноценно жить, преодолевая преграды и опасности, и не быть источником опасности для других людей, окружающего мира в целом.

Обратимся ко второму направлению – исследованиям В.Н.Мошкина . Автор также ведет речь о безопасном типе личности, однако предметом своего исследования и практической работы выбирает культуру безопасности личности. При этом так же, как и Н.А.Лызь, он пытается обозначить более широкую систему координат, в рамках которой проблемы формирования безопасного типа личности, культуры безопасности личности занимают свое место. Воспроизведем предлагаемую им схему и ход рассуждений автора (рис. 3).

Рис. 3. Структура формирования безопасного типа личности

(по В.Н.Мошкину)

Логика построения приведенной схемы достаточно проста и понятна. Она может быть выстроена в направлении от общего к частному или, наоборот, от частного к общему. Наиболее широким понятием является процесс формирования личности в целом. Понятие же «формирование личности безопасного типа» фиксирует социальный аспект формирования готовности человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Воспитание культуры безопасности и как частный аспект «воспитание культуры личной безопасности» используются автором в педагогическом ключе для описания и объяснения процесса подготовки воспитанников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Понятие «обучение основам безопасности жизнедеятельности» применяется для обозначения еще более частных явлений воспитание культуры безопасности в целенаправленном учебном процессе, например, в ходе обучения школьников учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Что касается словосочетания «подготовка к безопасному поведению», а затем и понятия «подготовка к выживанию», то они касаются конкретных аспектов взаимодействия человека с окружающей действительностью в определенных опасных ситуациях.

Под культурой безопасности В.Н.Мошкин понимает интеграцию ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. При этом подчеркивается, что воспитание культуры безопасности осуществляется через формирование опыта безопасного поведения личности. (Сюда относится развитие соответствующей мотивации, формирование компетенций, способности к творческому решению проблем безопасности, навыков самоконтроля). А также через актуализацию психологических ресурсов самой личности, воспитание соответствующих ценностных ориентаций, взглядов и убеждений человека.

Характеризуя процесс воспитания культуры личной безопасности , В.Н.Мошкин отмечает, что она является составной частью процесса воспитания культуры безопасности в целом и представляет собой формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Автор достаточно подробно в своих исследованиях анализирует цели, содержание, методы и конкретные технологии воспитания культуры личной безопасности.

При определении целевых ориентиров воспитания культуры личной безопасности он исходит из более широкого контекста понимания целей воспитания вообще. К таким целям В.Н.Мошкин относит: воспитание высоконравственной личности; воспитание здорового человека; воспитание культуры безопасности; воспитание готовности к успеху; создание педагогических условий, способствующих становлению счастливой личности; воспитание готовности к жизнедеятельности по законам красоты. По его мнению, конкретные цели воспитания личной безопасности могут быть поставлены только в соотнесении с указанными более общими целями. Что касается конкретики, то здесь автор выстраивает следующую цепочку целей: воспитание культуры безопасности, воспитание культуры личной безопасности, обучение основам безопасной жизнедеятельности, подготовка к безопасному поведению, подготовка к выживанию.

Не касаясь далее содержательного анализа концепций Н.А.Лызь и В.Н.Мошкина, попытаемся выделить некоторые общие моменты в этих подходах, важные для понимания психологической и социальной сущности личности безопасного типа.

А общим является тот факт, что и в той, и в другой концепции явно наблюдается смещение акцента с «ограждающе-помогающей» парадигмы обеспечения безопасности личности на «инициативно-созидательную». Другими словами, недостаточно только вооружать человека знаниями о действиях в опасных, в том числе и чрезвычайных ситуациях, формировать соответствующие умения и личностные качества, важно включить эту работу в более широкий контекст формирования личности в целом, где ценностно-смысловой аспект занимает ведущее место. Нельзя сформировать у личности умение и опыт противостояния опасностям и угрозам, установку на непричинение вреда другим людям, природе, нерукотворному миру, если не сформированы ценности и установки, которые в корне отличают человека от животных и связаны с актуализацией созидательных тенденций личности и социума в противовес разрушительным.

Сравнительный анализ концепций Н.А.Лызь и В.Н.Мошкина дает возможность установить и взаимосвязь используемых понятий «личность безопасного типа» и «культура безопасности личности. Несомненно, базовым является понятие безопасного типа личности. А культура безопасности составляет качественную его характеристику. Без владения такой культурой человека вряд ли в полной мере можно отнести к безопасному типу личности. Следовательно, указанные два подхода взаимно дополняют друг друга. Безопасный тип личности – это человек, у которого сформировались элементы культуры безопасности

Итак, в самом обобщенном виде безопасный тип личности или личность безопасного типа – это человек, способный таким образом выстраивать свою жизнь и деятельность, чтобы не наносить ущерба себе, другим людям, окружающему миру, и одновременно способный противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности, другими словами, это человек, овладевший основами культуры безопасности.

Понятно, что такое определение носит общий характер, и затрагивает лишь сущностные характеристики рассматриваемого понятия. В содержательном плане оно гораздо богаче и требует серьезных исследований.

Далее возникает вопрос, если существует безопасный тип личности, то должны существовать и другие, либо противоположные ему по значению, либо раскрывающие нюансы взаимодействия человека с миром и другими людьми с позиций опасности – безопасности. И это действительно так. В современной науке выделяют опасный тип личности, виктимный тип личности, и мы бы добавили сюда еще беспечный тип личности. Дадим им краткую характеристику.

Опасный тип личности - это личность, деятельность, поведение и поступки которой наносят вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живому существу, механизму, какой-либо системе. Сюда относятся: террористы, преступники (убийцы, грабители, насильники, воры и т.п.), хулиганы, асоциальные типы, агрессивные и враждебно настроенные люди, некоторые психически больные. А также - люди с различными акцентуациями характера, конфликтные, неспособные правильно строить взаимоотношения с социумом, стремящиеся к власти. В любом случае опасный тип личности – это человек, который нарушает или не придерживается правовых и моральных норм взаимоотношений с природой, обществом, другими людьми. Поведение таких людей может носить как преднамеренный, так и не намеренный характер. К последней категории относятся индивиды, чьё необдуманное поведение или случайные поступки наносят вред окружающим.

В современной науке большое внимание уделяется изучению личности преступника как разновидности личности опасного типа. В частности, исследование лиц, виновных в убийствах, грабежах, кражах и других преступлениях, показало, что им свойственны такие особенности, как слабая адаптированность, отчужденность, импульсивность, агрессивность. Они в целом хуже учитывают прошлый опыт, плохо умеют или вообще не умеют прогнозировать будущее. В духовном мире преступника обнаруживаются такие особенности, которые формируют мотивы преступлений и приводят к их реализации.

Существуют различные классификации личности преступника. Например, по степени общественной опасности личности и её криминогенной активности выделяют такие типы преступников, как «особо опасный», «десоциализированно опасный», «неустойчивый» и «ситуативный» тип.

Личность становится источником опасности для других не только в том случае, если наносит прямой вред и ущерб окружающему, но и в тех ситуациях, когда она сама является страдательным лицом, подвергнувшимся опасности. Известно, что болезнь, негативные переживания, потеря социального статуса, конфликт, стресс и др. одного человека отрицательно сказывается на других (особенно близких) людях. Этот факт хорошо фиксирует житейская установка: «Я чувствую себя в безопасности, когда моим близким людям ничего не угрожает.

К особой категории относятся люди, которые представляют опасность для самих себя. Человек – активное существо, он сам строит свой жизненный путь, является субъектом собственной жизнедеятельности. Отсюда понятно, что от того, как он это делает, в каком направлении выстраивает свою судьбу, будет зависеть его и физическое, и психическое, и социальное благополучие, безопасность, направленность развития, успешность социализации. Есть личности, которые безответственно относятся к своему здоровью, ставят фиктивные жизненные цели, занимают самоуничижительную позицию.

Виктимный тип личности - от англ. victim – «жертва» – личность, подверженная риску стать жертвой опасности в связи с недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и, если надо, действовать. Данный тип личности исследуется в рамках виктимологии. Это наука, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной помощи. Виктимный тип личности характеризуется такими физическими, психологическими и социальными чертами и признаками, которые способствуют превращению её в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т.д.). Поэтому нередко виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам и т. д.

Виктимность зависит от личностных характеристик, социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации.

Наконец, беспечный тип личности – сюда мы относим людей, которые могут и не иметь намерений - нанести кому-либо или чему-либо вред, однако таким образом выстраивают свою жизнь, что извечно попадают в какие-нибудь неприятности, из-за своей неспособности предвидеть будущее, безответственности, «безалаберности» и т.п.

В этимологических словарях понятие «беспечность» означает человека без печи (печа – забота, хлопоты), то есть беззаботного, живущего без хлопот. По другой версии – это человек без печали, то есть находящийся в состоянии приподнятого настроения, не обращающий внимания на досадные недоразумения и возможные преграды и угрозы. Синонимами беспечности являются - неосторожность, халатность, безответственность, беззаботность, безалаберность, легкомыслие, недальновидность, бездумность и другое.

Таким образом, беспечность – это проявление неосмотрительности, безответственности, легкости восприятия жизни и вероятных опасностей, безосновательного оптимизма. В психологии в качестве научного термина, отражающим суть беспечности, выступает понятие «безответственность». В то же время мы полагаем, что именно термин «беспечность» более тонко отражает смысл обсуждаемой здесь проблемы, так как вбирает в себя не только отсутствие способности отвечать за свои действия и поступки, но, и характеризует определенный образ жизни, способ бытия человека в мире.

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

Рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

Умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

Умением гармонично общаться с другими людьми;

Постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

Осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

Понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

Знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

Овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

Приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

Умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

Предвидение опасности;

Избежание влияния опасности;

Преодоление опасности;

Создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

Знание опасностей, окружающих человека;

Знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

Предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

Предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

Планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.



Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

Оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

Формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

Приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;



Формирование экологического мировоззрения;

Обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

Развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

Формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

Бережное отношение к окружающему миру;

Грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

Наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

Предвидение опасности;

Уклонение от опасности;

Преодоление опасности;

Оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

Правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

Организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

Создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

9. Характеристика крайних психических состояний:

Паника - это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей; решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди которых являются следующие:

1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками). Такая атмосфера является предпанической, т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например подогревающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко было на радиоактивно загрязненных территориях после Чернобыльской катастрофы).

3. Принципиальными оказываются личностные качества людей и наличие предрасположенных к панике, так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1 % паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.

4. Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени. Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социальной среды.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий. Важными были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость - качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.

Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе.

Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества.

Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, общество, техноген), можно выделить основные черты ЛБТП:

  • * альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения;
  • * бережное отношение к окружающему миру;
  • * грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;
  • * предвидение опасностей, влияющих на человека;
  • * организаторские способности в личной и коллективной безопасной жизнедеятельности;
  • * наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.

Выделяют следующие условия (критерии) формирования ЛБТП:

  • * осознание единства природы и человека в энергетическом плане и понимание каждым своей роли в обеспечении безопасной жизни на планете, в стране, коллективе, семье;
  • * овладение практическими навыками поведения в ситуациях взаимодействия с людьми и природой;
  • * умение использовать собственные ресурсы для безопасного существования в повседневной жизнедеятельности и в экстремальной обстановке.

Таким образом, понятие "личность безопасного типа" обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения

Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность - высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. волевая регуляция поведения личности, опирается на нейрофизиологический базис и предполагает соответствующие процессы в нервной системе человека.

Для учителя БЖ обязательно и важно понимание того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер. Качества ЛБТП, характеризующие состояние людей в кризисных или экстремальных ситуациях, в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими людьми и т. д., обусловлены соответствующими нейрофизиологическими процессами и свойствами нервной системы человека, обеспечивающими ему безопасную жизнедеятельность. В этой связи особое значение имеет учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Эти знания помогают понять эксклюзивность личности, выявить причины неудач в деятельности школьника, прогнозировать опасности по отношению к себе, окружающему миру и другим людям, вовремя помочь человеку разобраться в ситуации или задаче, а самое основное - самому не быть источником опасных действий.

Чаще всего при встрече с различного рода опасностями, сложностями, неудачами человек впадает в состояние аффекта или стресса. Впервые термин "стресс" ввел в медицину Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния организма при воздействии на него какого-либо раздражающего фактора. Если создаются неблагоприятные условия, организм пытается восстановить утраченное равновесие - возникает адаптационный синдром. Наряду с классическим стрессом, причинами которого могут быть травма, ожог и т. д., различают эмоциональный стресс, являющийся следствием воздействия на психику. Различие между ними достаточно условно: при классическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, в то время как адаптация к эмоциональному (психологическому) стрессу может наступить заблаговременно. Так, например, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, можно на сознательном уровне контролировать такую эмоцию, как страх. Ответ на вопрос, как этого добиться, ищут все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, сохранять спокойствие при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой - спутниками страха?

Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов.

  • 1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают.
  • 2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.
  • 3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление - все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека.

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера (временными, требующими большого напряжения силы воли), неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к себе самому, людям, природе и обществу.

Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическая устойчивость предполагает:

  • * наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения;
  • * знание особенностей окружающего мира;
  • * безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;
  • * знание физических основ окружающих опасностей;
  • * знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma - тело);
  • * способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Для того чтобы человек был психологически готов адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, он должен, помимо специфических личностных качеств (собранность, быстрота реакции и т. д.), обладать необходимыми знаниями и умениями.

Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

  • * рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;
  • * умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;
  • * умением гармонично общаться с другими людьми;
  • * постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

  • * осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;
  • * понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;
  • * знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;
  • * овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;
  • * приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
  • * умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

  • * предвидение опасности;
  • * избежание влияния опасности;
  • * преодоление опасности;
  • * создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

  • * знание опасностей, окружающих человека;
  • * знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;
  • * правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
  • * предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);
  • * предвидение опасности от собственного "я" (себе, среде обитания, другим людям);
  • * планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

  • * оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);
  • * формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП - выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

  • * приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;
  • * формирование экологического мировоззрения;
  • * обучение действиям в условиях природных катаклизмов;
  • * развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;
  • * формирование готовности отстаивать интересы Отечества.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!