Словесная агрессия. Вербальная агрессия. Методы защиты от психологического давления и вербальной агрессии. Вербальная и невербальная агрессия

УДК 81’23

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Н. С. Якимова

VERBAL AGGRESSION AS THE PHENOMENON OF CONTEMPORARY SOCIETY

Статья посвящена описанию вербальной агрессии как имманентного феномена в современном обществе. В статье акцентируется актуальность изучения данного феномена с целью формирования толерантности, анализируются факторы, провоцирующие использование агрессивных вербальных средств в коммуникативном поведении.

The paper covers the problem of verbal aggression in the present-day society. The reasons for studying this phenomenon as means of teaching tolerance are discussed in the article; the factors causing the use of verbal aggression in communication are listed.

Ключевые слова: агрессивность, вербальная агрессия, речевая деятельность, коммуникативное поведение.

Keywords: aggressiveness, verbal aggression, speech activity, communicative behaviour

Агрессия как феномен уже давно является предметом исследования представителей разных научных направлений и имеет множество определений. Толковые словари русского языка позволяют проследить эволюцию значений самого слова «агрессия». В толковых словарях русского языка 50-х -80-х годов ХХ века оно трактуется исключительно как «нападение, захват чужой территории» с пометкой «политическое» [БАС, 1950, т. 1, с. 47] и «нападение одного государства на другое с целью захвата территории, уничтожения или ограничения его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику» [МАС, 1981, т. 1, с. 24]; этимология слова прослеживается от латинского aggressio (нападение). Способность нападать и захватывать приписываются только государству, а не человеку, что, исходя из жизненной практики, видится не совсем верным.

В издании Толкового словаря Ожегова и Шведовой 1992 г. зафиксировано появление второго, переносного значения этого слова: «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [Ожегов, Шведова, 1992]. Примечательно, что в более ранних изданиях этого словаря, например [Ожегов, 1986], это значение не отражено. В словарях, изданных на рубеже XX - XXI веков, уже отражено появление второго основного значения слова «агрессия»: «склонность к нападению, наступлению на кого-л.; агрессивность, враждебность» [Новый словарь, 2000]; «о человеке или животном: воинственная враждебность по отношению к окружающим» [Крысин, 2000].

В толковых словарях английского языка изначально агрессия также определяется как действия государства, например «нарушение одним государством прав другого государства с использованием силы» . Однако уже в 1912 году в английском словаре было зарегистрировано появление определения агрессии как «враждебного или разрушительного поведения», относящегося к сфере психологии . В современных словарях превалирует именно это значение, агрессия определяет-

ся как «любое действие или поведение, нарушающее чьи-либо права, агрессия в отношении чьих-либо прав; регулярные нападки и атакующие действия; в психиатрии: открытая или скрытая враждебность, врожденная или вызванная фрустрацией, направленная на внешний объект или на самого себя» , «чувство гнева и ненависти, которые могут выражаться в угрозах и насилии» .

Следовательно, в современном мире агрессия как феномен характеризует не только политику государства, но скорее поведение человека, что становится очевидным из эмпирических наблюдений. В связи с проникновением данного феномена практически во все сферы деятельности современного социума его изучение становится актуальным. Агрессия становится предметом исследования лингвистики, социологии, психологии, нейробиологии, педагогики и других наук, изучающих деятельность и мышление человека, поскольку антропоцентрическая парадигма, задающая направление развития науки в новейшее время, подразумевает наличие человека как субъекта действия.

Суммируя все существующие в современных науках о человеке определения агрессии,

Ю. Б. Можгинский определяет этот феномен как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [Можгинский, 2006, с. 10]. Из этого определения очевидно, что такой актуальный для современного общества феномен как агрессия существует как в физической, так и в вербальной форме. Это объясняется включением речевой деятельности человека в общую систему деятельности и тесной взаимосвязью с иными ее формами. Следовательно, отдельные формы поведения человека могут иметь аналоги в коммуникативном поведении и в речевой деятельности. Таким образом, в классификации видов агрессии по физической природе психологи выделяют вербальную агрессию как противопоставленную физической агрессии. Детальное изучение и описание феномена вербальной агрессии является

одной из приоритетных задач социолингвистики и психолингвистики, имеющих в основе теорию речевой деятельности.

В фундаментальных психологических исследованиях, посвященных агрессии [Берковиц, 2003, Бэрон, Ричардсон, 2006, Хекхаузен, 1986], вербальная агрессия как самостоятельный феномен описана не была в силу двух вполне очевидных причин. Во-первых, чисто психологический подход, очевидно, оказался недостаточным для детального изучения данного феномена, и дальнейшее его исследование возможно только в психолингвистике и других смежных областях лингвистической науки. Во-вторых, изучение феномена вербальной агрессии ранее не было столь актуальным. Научный интерес к данному явлению возник в течение последнего десятилетия, поскольку в настоящее время вербальная агрессия проникла во все сферы современного общества, включая сферу деловых и межличностных отношений, СМИ и т. п.

В современном обществе СМИ являются своеобразным каналом распространения агрессии во все сферы деятельности, предоставляя множество детализованных описаний отдельных актов агрессивного поведения, а также создавая социальную напряженность репортажами о неравенстве в обществе и межнациональных конфликтах. Современную культуру масс-медиа не зря определяют как «культуру агрессии» [Климов, 2004]. Современное телевидение вообще представляет собой сферу порождения и активного бытования вербальной агрессии. А из базовых положений теории агрессии следует, что опыт наблюдения за поведенческой реакцией окружающих на некоторую стимульную ситуацию зачастую определяет дальнейшую стратегию поведения индивида в аналогичных ситуациях. Таким образом, СМИ и, в частности, телевидение пропагандируют и транслируют модель выбора агрессивной стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Современная экономическая ситуация, характеризуемая отношениями жесткой конкуренции на рынке, также способствует распространению и широкому использованию агрессивных вербальных средств в агрессивных стратегиях аргументации и убеждения [Ратмайр, 2004]. Следовательно, агрессия воспринимается в современном обществе как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение.

А. Басс писал о существовании в капиталистическом обществе обильной и весьма знаменательной «платы за агрессию» в виде денег, престижа и социального статуса .

Агрессией маркирована также и современная сфера межличностных отношений. Агрессивность коммуникативного пространства больших городов, жаргонизация и вульгаризация речи, резкое снижение уровня речевой культуры в целом, являющиеся закономерным следствием напряженного социокультурного положения, порождают многочисленные случаи вербальной агрессии. Многие слова современного языка, еще десять лет назад считавшиеся «непечатными», сейчас широко употребляются и

воспринимаются широкими социальными группами как норма общения [Жельвис, 2000]. Эти факторы приводят к более частотному использованию агрессии в коммуникации: тенденция к более частому использованию вербальной агрессии зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом . В этом случае вербальная агрессия выступает как одна из форм конфликтного коммуникативного поведения.

Таким образом, вербальная агрессия является имманентной характеристикой современного общества и является актуальным объектом современных лингвистических исследований.

Первым этапом любого научного исследования является определение объекта и предмета изучения и разграничение его от смежных явлений. Не является исключением и психолингвистическое исследование вербальной агрессии. Прежде всего необходимо разграничить понятия «агрессия» и «агрессивность». Концептуализируя агрессивность как константную черту личности, А. Налчаджян определяет ее как «устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий», т. е. как черту характера личности [Налчаджян, 2007, с. 24]. Данная характеристика личности с одной стороны может быть обусловлена наследственным фактором, с другой - социальным опытом, приобретенным в процессе социализации. С момента рождения человек наблюдает агрессивные поступки окружающих, либо сам их совершает. В том случае, если эти агрессивные действия поощряются, данный опыт накапливается у человека и формирует все более устойчивое свойство личности. Таким образом, врожденная или усвоенная агрессивность является лишь одним из нескольких возможных истоков агрессии, наряду с ситуативным и другими факторами, тогда как вербальную агрессию стоит понимать как единичное агрессивное вербальное действие или ряд таких действий.

Все существующие в психологии подходы к исследованию агрессии могут быть сгруппированы:

1) изучающие биологические предпосылки агрессии; 2) изучающие агрессию как социально-

обусловленную форму поведения. Эти же направления доминируют и в работах, посвященных проблемам вербальной агрессии.

В психобиологии было предложено определение вербальной агрессии как способа реагирования на некоторое влияние окружающей среды, которое определяется врожденным темпераментом . Агрессивное вербальное поведение также можно интерпретировать с позиций теории социального научения. Представители данного научного направления определяют агрессию как «враждебное действие или поведение», обусловленное внешним мотивом или ситуацией [Изард, 1980, с. 302]. В американской лингвистике фундаментальное исследование вербальной агрессии было предпринято профессором Д. Инфанте и его коллегами. Определяя статус вербальной агрессии в сравнении с физической, исследователь отмечал, что первая не

заменяет вторую, но является «низшим уровнем» агрессии, который может перерастать в «высший» при накапливании. Таким образом, эти два варианта бытования агрессии зачастую обусловливают друг друга. Агрессивное вербальное поведение может служить катализатором для физической агрессии в том случае, если объект вербальной агрессии изначально настроен враждебно в силу личностных, социально обусловленных либо ситуативных факторов .

К личностным факторам относятся в первую очередь возрастной фактор, гендерный фактор, этническая принадлежность, а также социальная среда, уровень образования и общей культуры и др. Ситуативные факторы - это прежде всего личность и поведение собеседника, окружающая обстановка, а также физическое и психологическое состояние коммуникатора. Среди общественных факторов могут быть выделены национальный менталитет, а также существующие в данном социуме этнолин-гвокультурные нормы коммуникативного поведения.

Говоря о нормативности коммуникативного поведения, необходимо выделить три ее уровня:

1) лингвистическая нормативность, т. е. корректное использование языковых средств как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса предложения в соответствии с существующими языковыми конвенциями;

2) концептуальная нормативность, т. е. соответствие речевого действия нормам общей культуры, морали и пр., а также определенным социальным нормам;

3) нормативность поведения в определенных практических ситуациях социального взаимодействия, определяемая соответствующими стереотипами [Шнейдер, 2002, с. 78 - 79, 88].

Являясь одной из форм конфликтного коммуникативного поведения, вербальная агрессия зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом. В этом случае агрессивное вербальное поведение непременно приведет к ответной агрессии и усилению конфликта в силу несоответствия нормам коммуникации.

Однако коммуникативное поведение воспринимается адресатом как агрессивное только в том случае, если в нем присутствуют элементы «обидного общения» и «словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной ситуации форме» [Щербинина, 2006, с. 9]. Следовательно, вербальная агрессия всегда есть нарушение некоторой коммуникативной нормы.

Необходимо упомянуть о «принципе обоюдности», проявляющемся в случае агрессивного вербального поведения одного из коммуникантов: вербальная агрессия в речи одного из собеседников непременно приведет к подобному поведению со стороны второго . Следовательно, если коммуникативное поведение, воспринимаемое с точки зрения концептуальных

норм поведения как вербально агрессивное, не провоцирует ответную агрессию, то оно воспринимается участниками общения как приемлемое. В этом случае вербальная агрессия не будет переходить в физическую.

При оценке некоторого акта коммуникативного поведения как агрессивного непременно учитывается личность и личностные нормы поведения адресата. Так, при проведении экспериментального исследования было выделено 10 типов агрессивного вербального поведения:

1) критика личных качеств (character attack);

2) критика способностей (competence attack);

3) критика фактов биографии (background attack);

4) критика внешности (physical appearance attack);

5) проклятия (curse);

6) поддразнивание (teasing);

7) насмешки (ridicule);

8) угрозы (threat);

9) ругательство, сквернословие (swearing);

10) невербальные знаки (nonverbal emblems) .

Все перечисленные формы агрессии затрагивают личность адресата в той или иной форме. Следовательно, вербальная агрессия всегда направлена на некоторый объект, чаще всего - одушевленный.

При рассмотрении вербальной агрессии как преднамеренных действий, направленных на нанесение вреда или ущерба другому лицу при отстаивании своих интересов и позиции, явно проявляется отличие агрессивного вербального поведения от феномена языкового насилия, объектом которого выступает обычно широкий и неопределенный круг лиц, на которых оказывается воздействие через СМИ.

Итак, причинами агрессивного вербального поведения могут выступать:

1) враждебность по отношению к объекту агрессии, вызванная рядом субъективных, объективных либо ситуативных причин;

2) провокационные действия со стороны объекта агрессии, в том числе агрессивное вербальное поведение;

3) нарушение объектом агрессии концептуальных и ситуативных норм общения, неприемлемое для коммуникатора;

4) низкий уровень речевой и коммуникативной культуры субъекта высказывания.

Однако ключевым при определении вербальной агрессии является концептуализация мотива этого типа коммуникативного поведения. Именно мотив является первым этапом порождения речи и определяет выбор дальнейшей модальности общения, так же как и выбор конкретных лингвистических средств для осуществления коммуникации [Выготский, 1999]. Мотивом же агрессивного вербального поведения, по определению американских исследователей, является причинение вреда либо ущерба другому лицу при отстаивании своей коммуникативной позиции. Затем данный мотив речи находит

свое выражение в конкретном речевом замысле и конкретном вербальном оформлении. Маркеры вербальной агрессии присутствуют на всех уровнях языка: словообразовательном, лексическом, синтаксическом, стилистическом и др.

Таким образом, вербальная агрессия может быть определена как использование вербальных средств, противоречащих институциональным и ситуативным нормам коммуникации, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица. Однако задачей современных лингвистов, психологов и специалистов по коммуникации является выработка механизмов развития кооперации в ситуации конфликтного общения и поиск путей формирования толерантности. Следовательно, определение мотивов агрессивного вербального поведения и типологизация лингвистических средств выражения вербальной агрессии будет способствовать предупреждению эскалации коммуникативного конфликта и выработке стратегии конструктивного решения коммуникативных задач.

Литература

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2006. - 181 с.

3. Изард, К. Е. Эмоции человека [Текст] / К. Е. Изард. - М.: МГУ, 1980. - 552 с.

4. Климов, В. М. Средства массовой информации как инструмент агрессии культуры [Текст] /

В. М. Климов // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы Международной конференции. В 2 ч. Ч. II.- Кемерово, 2004. - С. 20 - 23.

5. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М.: Русский язык, 2000. - 856 с.

6. Налчаджян, А. Агрессивность человека [Текст] / А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

7. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: иЯЬ: http://efremova-online.ru/slovarefremovoY/agressiYa/ 520/.

8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992.

10. Ратмайр, Р. «Пробивные» стратегии на деловых переговорах как пример завуалированной агрессивности [Текст] / Р. Ратмайр // Агрессия в языке и речи. - М.: РГГУ, 2004. - С. 53 - 66.

11. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. (МАС). -Т. 1. - М.: Русский язык, 1981. - 698 с.

12. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. (БАС) - Т. 1. - М.: Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 767 с.

13. Хекхаузен, Х. Агрессия [Текст] / Х. Хекхау-зен // Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1. -

14. Шнейдер, В. Б. Коммуникация, нормативность, логика [Текст] / В. Б. Шнейдер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 250 с.

15. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю. В. Щербинина. - М.: УРСС, 2006. - 360 с.

16. Beatty, M. J. It’s in Our Nature: Verbal Aggressiveness As Temperamental Expression / M. J. Beatty, J. C. McCroskey // Communication Quarterly, Vol. 45, №4, Fall 1997. - Р. 446 - 460.

17. Buss, A. H. Aggression pays / A. H. Buss // The control of aggression and violence. -New York: Academic Press, 1971. - P. 112 - 130.

18. Dictionary.com Unabridged [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://dictionary. reference.com/browse/aggression.

19. Harpe,r D. Online Etymology Dictionary

(Dictionary.com) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// dictionary.reference.

com/browse/aggression.

20. Infante, D. A. Aggressiveness /

D. A. Infante // Personality and interpersonal communication. - Newbury Park, CA: Sage, 1987. -Р. 157 - 192.

21. Infante, D. A. Test of an argumentative skill deficiency model of interspouse violence / D. A. Infante, T. A. Chandler, J. E. Rudd // Communication monographs, 56 (1989). - Р. 163 - 177.

22. Infante, D. A. Verbal aggressiveness: An interpersonal model and measure / D. A. Infante,

C. J. Wigley // Communication Monographs, № 53. -Cambridge University Press, 1986. - Р. 61 - 69.

23. Oxford Advanced Learner’s Dictionary . - Oxford, 2000.

Вербальная агрессия и эмоциональное насилие, безусловно, не столь очевидны, как их физическое проявление, но они точно так же постепенно подрывают нашу веру в себя.

Жестокость в отношениях пары может быть весьма тонкой и совершенно не очевидной. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой вербальная агрессия. Завуалированная критика, язык-шифр, уменьшительные суффиксы в словах, характеристики, относящиеся к другим людям - вот лишь несколько примеров . Мы остановимся на них подробнее, чтобы вы научились мгновенно распознавать подобное эмоциональное насилие. Не разрешайте так с собой обращаться!

Вербальная агрессия в отношениях: что это?

Словесная, или вербальная агрессия бывает разной, очень часто ей не придают особого значения.

Вот некоторые примеры такой агрессии:

  • Дразнящие фразы (с вызовом), весьма унизительные, часто с употреблением уменьшительных суффиксов в словах, чтобы немного завуалировать: «Сразу видно, что ты из маленького городка!«.
  • Привлечение внимания к атрибутам других людей: «Ох, какое тело, как раз такие мне нравятся«.
  • Вранье на каждом шагу (сознательное), даже по мелочам: «Это не я положил туда ключи«.

Такая словесная агрессия «льется» на нас рекой (партнер особенно не церемонится), а мы не всегда готовы реагировать. Может быть, мы сами допускаем и «формируем» такую модель отношений, потому что видели ее раньше - у своих родителей, например. Для того чтобы осознать подобную вербальную агрессию, необходимо прислушаться к своим чувствам и эмоциям… Не замечаете ли вы, например, что ваша самооценка падает?

Эмоциональный шантаж

Эмоциональный шантаж - это тоже вербальная агрессия (один из ее типов). Его целью является манипулирование другим человеком. С какой целью, спросите вы? Получить что-то от вас или же банально самоутвердиться, почувствовать себя главным в отношениях. Некоторые слова заставляют партнера чувствовать себя виноватым. Чувство вины, в свою очередь, вызывает угрызения совести. Человек, на которого направлена такая агрессия, начинает чувствовать себя плохо.

Как можно понять, что в ваших отношениях имеет место эмоциональный шантаж? Он включает в себя технику, известную как «gaslighting» - «прожектор». Она побуждает человека сомневаться в своих умственных способностях. Фразы вроде «я этого не говорил» или «ты с ума сошел/сошла, я в жизни бы такого не сделал/а» заставляют собеседника окончательно запутаться и начать сомневаться в своих предположениях. Цель? Дезориентировать партнера и получить над ним больший контроль. Бывает так, что человек чем-то расстроен и прямо говорит об этом другому, а тот отрицает все, отнимая у него аргументы.

Длительное молчание и полное игнорирование своего партнера - это еще одна форма агрессии. Манипулятор хочет, чтобы другой сделал первый шаг навстречу примирению.

Если обобщить все это, можно описать такие отношения одним словом: унизительные .

Словесная агрессия, возможно ли ее остановить?

Даже если подобные отношения кажутся вам чем-то обычным, вы замечали все это в отношениях своих родителей или друзей и вам кажется, что у вас-то не все так плохо, подобное эмоциональное насилие над собой нельзя допускать. Его нужно остановить!

Как мы уже упоминали выше, решение изменить модель сложившихся отношений может появиться только из осознания собственных чувств. Если ваш партнер насмехается над вами, вы не можете чувствовать себя хорошо… Если вам знакомо чувство вины, когда вас игнорируют, или вы часто сомневаетесь в своих способностях «с подачи» партнера, необходимо принять соответствующие меры.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Здесь не может быть оправданий или чувств "но я же так его/ее люблю". Отношения с активным использованием вербальной агрессии нельзя назвать здоровыми. Если этот человек будет говорить вам, что он вас любит, что он понимает, что ошибался, не торопитесь ему верить. Возможно, это лишь новая ступень, очередная уловка, чтобы получить над вами полный контроль и продолжать «развивать» отношения в том же духе. Не обманывайте себя. Скорее всего, изменить эти отношения не получится, так же как и партнера (если это его стиль общения). Изменить можно только свое отношение к этому! Главное, решиться.

Вербальная агрессия – вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Ответные негативные реакции могут быть не только содержательными (проклятия, оскорбления, угрозы), но и формальными (крик, визг, рычание).

Вербальная агрессия, к сожалению, нередкое явление в обществе. С нею можно столкнуться в транспорте, в магазине, на улице, в школе, ВУЗе, в государственном учреждении, на предприятии и дома. Все дело в том, что, если физическую агрессию люди стараются сдерживать до последнего, то вербальную многие, не стесняясь, выражают по поводу и без.

Вербальная агрессия практически превратилась в норму поведения! Она не только оправдывается, но и одобряется и пропагандируется!

Агрессивность неверно интерпретируется и связывается с настойчивостью, смелостью, уверенностью в себе и умением отстаивать собственную точку зрения.

Но как бы не возвышалось невежество и хамство, речевая агрессия остается явлением, препятствующим эффективному общению и взаимодействию людей. Криками, унижением собеседника, злыми шутками и ссорами по-прежнему невозможно решить ни одну проблему.

Самое опасное явление это практика вербальной агрессии в семье . Дети, слыша ругать и нецензурную брань родителей, наверняка вырастут также агрессивными. Агрессивная модель поведения усваивается легко и быстро.

Конечно, можно оправдываться тем, что ребенок все равно столкнется с вербальной агрессией в среде своих сверстников, на улице, услышит ее по телевизору, прочтет в Интернете, но нужно понимать, что все это влияние имеет намного меньшую силу, нежели родительское воспитание.

Только родительское поведение автоматически принимается как образец для подражания и норма, поступки других людей оцениваются критически. Услышав плохое слово от кого-то чужого, малыш скорее сначала спросит у мамы, что оно означает, а услышав его от мамы, он, не задумываясь, станет употреблять его сам.

Формы, типы и проявления вербальной агрессии

Агрессия как поведение, направленное на причинение физического или морального вреда, вполне естественная реакция на угрозу, но если такое поведение входит в привычку, в структуре личности появляется новая черта характера – агрессивность.

Люди, которые часто используют приемы вербальной агрессии, порой даже не задумываются о том, что они агрессивны. Все дело в том, что понятие агрессии в наше время сужается до одного ее вида, до физической агрессии. Но словом можно ранить не меньше, а порой даже и больше, нежели ударив человека.

Вербальная агрессия причиняет душевную боль , наносит вред не только психологическому состоянию и физическому здоровью, но и отношениям между людьми, они портятся или вовсе разрушаются.

Вербальная агрессия проявляется как :

  • оскорбление,
  • обвинение,
  • сквернословие,
  • грубый тон разговора,
  • угроза,
  • упреки,
  • проклятия,
  • ссора,
  • ругать,
  • сплетни,
  • клевета,
  • необоснованная критика,
  • негативный отзыв,
  • злые шутки,
  • истерика,
  • плач,
  • крик, визг, вопли, рык и другие агрессивные звуки.

Также выделяют несколько типов вербальной агрессии :

  1. Активная и прямая. Выражается в форме унижения и оскорбления одним человеком другого словами непосредственно во время разговора.
  2. Активная и непрямая. Выражается в форме распространения клеветы и сплетен о человеке «за спиной».
  3. Пассивная и прямая. Отказ вступать в беседу, демонстративное игнорирование, пренебрежение.
  4. Пассивная и непряма. Отказ давать пояснения или высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют.

Типы личности агрессивного человека

Конечно, вербальная агрессия, как и любая другая, в своем адекватном проявлении служит защитным механизмом психики, формой реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации (угрозу жизни, стресс, фрустрацию, прочее), но она также может применяться и как способ решения проблем в тех случаях, когда нравственнее было бы поступить неагрессивно.

Решать проблемы криком в подавляющем большинстве случаев не выход, но люди прибегают к нему постольку, поскольку:

  • не видят другого варианта сохранить свою индивидуальность;
  • хотят доказать правоту;
  • стремятся защитить или повысить уровень своих притязаний, самооценку;
  • желают привлечь внимание к своей персоне;
  • хотят осуществлять манипуляцию, подчинить своей воле другого человека/людей;
  • стремятся сохранить авторитет за счет унижения других;
  • не знают, как иначе сохранить контроль над ситуацией.

Но достигать целей, удовлетворять потребность в самореализации и выражать накопившиеся негативные эмоции можно и другими, творческими, мирными и культурными способами. Именно поэтому психологи связывают вербальную агрессивность человека с :

  • незрелостью личности,
  • недостатком воспитания,
  • низкой личной культурой, аморальностью личности,
  • недостаточной образованностью (в частности, недостатком психологических знаний),
  • размытием критериев морали и нравственности в обществе.

Агрессивными чаще бывают люди:

  • имеющие различного рода зависимости,
  • ведущие асоциальный образ жизни,
  • выросшие в неблагополучных или неполноценных семьях, а также дети-сироты.

Их агрессия это результат искаженного мировосприятия и тщательно скрываемой, заниженной самооценки.

Вербальная агрессивность может быть и симптомом психического расстройства или обуславливать возникновение подобных отклонений.

Но к вербальной агрессии прибегают и вполне образованные, цивилизованные, психически здоровые люди. Вербальная агрессия в этом случае чаще всего представляет собой деструктивное словесное выражение эмоций, обоснованное определенным аморальным умыслом. Человек хочет победить соперника, унизить конкурента, сорвать злость на ком-нибудь, выразить недовольство, несогласие, враждебность и тому подобное, даже если умеет сотрудничать и решать проблемы мирно.

Агрессивное поведение противоречит нормам морали и общепринятым нормам поведения в обществе, но осознанно и неосознанно применяется людьми, так как словом человека легко можно обезоружить, подавить, напугать, заставить чувствовать себя виноватым и переживать иные отрицательные эмоции. Чтобы услышать собеседника, понять его, договориться, нужно приложить гораздо больше усилий.

Намного проще оставаться невеждой, нежели поработать над собой : научиться контролировать свою речь, конструктивно выражать негативные эмоции, эффективно разрешать конфликты, не отвечать агрессией на агрессию.

Если Вы столкнулись с проблемой вербальной агрессии, рекомендуем ознакомиться с психологической литературой:

  1. Юлия Щербинина “Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Учебное пособие” и “Речевая защита. Учимся управлять агрессией”
  2. Вячеслав Панкратов “Защита от психологического манипулирования”
  3. Татьяна Кузьмина “Психологическая защита при критике”
  4. Марк Гоулстон “Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни”
  5. Сергей Ключников “Личная территория. Психологическая защита от агрессии и манипулирования”
  6. Л. Комалова “Язык и речевая агрессия. Аналитический обзор” (для исследователей в области фундаментального и прикладного речеведения)

Негативные чувства, как и позитивные, присущи каждому из нас и проявляются в нашем поведении, эмоциях, поступках. Деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования в обществе, наносящее моральный и физический ущерб окружающим, а также вызывающее психологический дискомфорт принято считать агрессией. И такое поведение не редкость в нашем обществе: оскорбили в транспорте, нахамили в очереди, подвергли унижению в семье и т.д.

С точки зрения психоэмоционального поведения, агрессию относят к способам самозащиты, эмоциональной разрядки или способу самоутвердиться.

Агрессия проявляется разными способами и действиями. Психологи ее разделяют на вербальную и невербальную агрессии:

  • Невербальная агрессия подразумевает выражение недовольства позой, жестами, мимикой лица, а также физическое воздействие на объект агрессии и всегда сопровождается вербальной.
  • Вербальная же проявляется лишь в психологическом аспекте и не является физической. По сути, при вербальной агрессии идет обесценивание и унижение одного человека другим, подавление его воли и желаний, осуждение и критика, отказ в поддержке и самовыражении. Это вспышки гнева, крики, угрозы наносящие лишь психологические травмы, минуя причинение физического вред.

Не обвиняйте других в своих бедах и проблемах , окружающие могут быть совсем не при чем. А раздражение и негативные поведение могут привести к совершению трудно исправляемых после ошибок.

Всегда ставьте себя на место того, которого вы хотите вольно или невольно оскорбить , унизить критикой, обидеть словом. Пусть это даже в профилактических или воспитательных целях. Сразу возникнут жалость и сочувствие. Лучше сделайте шаг навстречу, решив вопрос мирным путем.

Постарайтесь относиться к окружающим доброжелательнее и быть терпимее , вам это вернется. Конечно, некоторым доставляет психологическое удовольствие выводить других из себя, но вы должны помнить, что агрессия порождает агрессию, без ответа она потеряет силу или затухнет.

Научитесь уходить от конфликта, переведя тему разговора . Выдержка и чувство собственного достоинства повысит вас как в своих глазах, так и в глазах провоцирующего конфликт. Попробуйте на хамство ответить доброй улыбкой или умным словом — это осадит проявление негативных эмоций со стороны грубияна, а вам поможет сохранить душевное равновесие.

Только положительно настроенный человек способен справиться с негативными эмоциями. Вы сами строите свои отношения и способны их корректировать, учитесь отвечать за свои поступки, растите над собой, занимайтесь самосовершенствованием. Ведь жизнь — это лишь мгновение, поэтому наполните его радостью и позитивными эмоциями.

P.S. С уважением администрация сайта.

Вербальная агрессия определяется как символическая форма агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и его жертвы. Вербальная агрессия может быть открытой (оскорбления, гневные выпады) или скрытой (почти незаметной, постепенной). Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный вред собеседнику и выражается в очевидных унизительных формах (оскорблений, ругательства, криков, выпадов). Подобное поведение довольно часто имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство собеседника. Скрытая вербальная агрессия - это систематическое и уничижительное давление на собеседника, но без открытого противостояния и проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия по природе манипулятивна и направлена на установление контроля над другим человеком. Обычно жертва скрытой вербальной агрессии не понимает, что она находится под контролем манипулятора, который управляет поведением жертвы. Признаки скрытой агрессии в речи могут проявляться в нелестных сравнениях («ты как тот слон в посудной лавке»..); издевке, сарказме («это знает любой …»..); использовании командного тона («молчи и слушай»); замечаниях («это необходимо знать.»..); намеках, что с собеседником что-то не так («раз вы этого не знаете.»..); снисходительный тон («как можно этого не знать?»); деструктивной критики («у тебя ни когда ни чего не получается»); обобщения («ты всегда»..); хвастовства («да я в твоем возрасте.»..); перекладывании ответственности на другого человека («он меня спровоцировал.»..); напоминании о какой-то проигрышной для собеседника ситуации. («Будет, как в прошлый раз.»..); вызывании чувства вины («Ты испортил мою жизнь.»..);.искажении, передергивании фактов; дискредитации («это и так очевидно.»..); ложном сочувствии («ты хорошо держишься, для такого как ты»..); принуждении к постоянному оправдыванию («если ты такой умный, то почему еще не богатый.»..); обличении и обвинении другого («ты хочешь скандал устроить …»); намек на проблему (какой то ты печальный и выглядишь не важно.»..); забывании фактов, что тоже включает в себя скрытую манипуляцию (некоторые агрессоры хронически забывчивы, когда речь идет о данных обещаниях).

Хотя последствия всех видов агрессии разрушительны, именно отрицание несет самые сильные разрушения, потому что фактически оно отрицает реальность партнера по общению. Стратегия поведения с агрессором-манипулятором предполагает два пути (в действительности их куда больше). Путь первый - «не кормить» агрессора ответной реакцией в виде раздражения, огорчения, плача. Второй путь это согласиться с оппонентом, а чтобы эффект был ярче необходимо это сделать с некоторой долей гиперболизации и иронии. Жертва должна знать, что от нее не зависит, наорет на нее агрессор или нет.

Гнев агрессора рождается из его собственного внутреннего и совершенно невыносимого ощущения собственного бессилия, из-за низкой самооценки, а также комплексов неполноценности. Очень часто корни такого поведения агрессора идут из детства, где, возможно, он сам был аутсайдером и поэтому, повзрослев, он «отыгрывается» на других. Свой гнев он выражает либо в скрытой форме через манипуляции, либо открыто яростными выпадами, направленными против партнера. Его стратегия поведения - это нападение, обличение, выявление и обвинения партнера. Вербальные агрессоры обычно большинство своих эмоций выражают гневом. Например, если агрессор чувствует неуверенность и беспокойство, он может сразу впасть в гнев, то есть разгневаться на то, что он вдруг почувствовал себя неуверенно и неспокойно.

Между тем, каждый из нас, от природы наделен способностью испытывать эмоции, чувства. Эта способность чувствовать универсальна для природы человека, но, к сожалению, агрессор чаще всего не хочет принять свои собственные чувства и тем более показать свои истинные чувства партнеру. Он искусственно создает дистанцию с партнером по общению.

Существуют категории вербальной агрессии, которые проявляются в замкнутости, стремлении возражать, стремлении обесценивать достижения и чувств других людей, вербальной агрессии в виде шуток, блокировки и искажении информации, обличении и обвинении других, критике и осуждении других людей, опошлении смысла происходящего, отказе в эмоциональной поддержки, угрозах, обзывании, командном тоне, забывании и отрицании фактов. Гнев способен подчеркивать, оправдывать и узаконивать вербальную агрессию.

Агрессивный гнев - это категория вербальной агрессии. Для жертвы необходимо понять, что она не сделала ничего такого, за что на нее можно было бы кричать, срываться, обрывать на полуслове и даже с гневом смотреть - она не виновата, независимо от того, насколько винит ее во всем агрессор.

Партнеры вербальных агрессоров приходят к осознанию того, что как бы они ни объясняли, что бы они не имели в виду, это никогда не заставит агрессора извиниться за грубый тон. От него никогда не услышишь: «Извини, что наорал, сорвался». Партнеры на собственном опыте знают, что такого никогда не произойдет и скорее он их же и обвинит во всех «смертных грехах», но в глубине души они надеются, что когда-нибудь придет время, и агрессор поймет свою неправоту. Отказаться от этой надежды труднее всего, но опыт общения с агрессорами показывает, что это бесплодные мечты, которым не суждено сбыться.

Парадокс, но скрытая агрессия в речи, которая способствует снижению самооценки жертвы, исходит от агрессора с собственными личностными проблемами - низкой или необоснованно высокой самооценкой и кучей комплексов неполноценности. Обычно, жизненное кредо таких людей: «Унижая - возвышайся!», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Лучшая защита - это нападение!» и многое другое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!