Топилин м а министр труда и социальной защиты российской федерации. Биография. летние работники дадут фору молодым

Топилин Максим Анатольевич (родился 19 апреля 1967 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский государственный деятель, министр труда и социальной защиты Российской Федерации с 21 мая 2012 года (в мае 2018 года сохранил свой пост в новом правительстве РФ), руководитель Федеральной службы по труду и занятости в 2004-2008 годах. Кандидат экономических наук.

В 1988 году окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист». С 1988 года по 1994 год работал в НИИ труда, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором. В 1994-2001 годах работал в аппарате правительства Российской Федерации. В 1994-1998 годах консультантом, а с 1998 года — начальником отдела социальной политики и труда департамента социального развития.

В 2001-2004 годах — заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. В 2004-2008 годах — руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). В 2005-2008 годах — главный государственный инспектор труда Российской Федерации. С 31 июля 2008 года — заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. С 21 мая 2012 года — министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Женат, воспитывает двух дочерей.

Связанные статьи

Максим Анатольевич Топилин — российский государственный и политический деятель. Председатель правления Пенсионного фонда России. Министр труда и социальной защиты Российской Федерации с 21 мая 2012 года по 21 января 2020 года. В правительстве Топилин находился долгие годы, занимаясь вопросами рынка труда и социальной занятости. С 2004 по 2008 годы Максим Топилин руководил Федеральной службой по труду и занятости.

Образование и детство Максима Топилина

По словам самого министра, его родители — представители московской трудовой интеллигенции. Отец — Анатолий Топилин — ведущий специалист в области социальной демографии и экономической социологии, доктор экономических наук, работал в государственных органах управления. Он занимался вопросами миграции, занятости и рынка труда. Поэтому не удивительно, что Максим решил пойти по стопам отца. Он до сих пор во многом разделяет его взгляды и идеи.

Высшее образование Максим Топилин получил в 1988 году, окончив Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (экономический факультет). Позднее Максим Анатольевич Топилин стал аспирантом Научно-исследовательского института Государственного комитета СССР по социальным вопросам. В 1991 году Максим Анатольевич защитил докторскую диссертацию и занял должность заведующего сектором.

Карьера Максима Топилина

Из официальной биографии Максима Топилина известно, что в 1994 году его пригласили на должность специалиста-эксперта и консультанта в Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения аппарата правительства Российской Федерации. Максим Анатольевич Топилин занимался вопросами занятости и миграции.

Далее в карьере Максима Топилина были должности консультанта отдела социальной политики и труда в том же департаменте (с 1996 по 1997 гг.) и начальника отдела Департамента социального развития (с 1997 по 2001 гг.).

В 2001 году председатель правительства Михаил Касьянов назначил Максима Анатольевича Топилина заместителем министра труда и соцразвития. В тот период пост министра занимал Александр Петрович Починок .

В сферу деятельности Максима Топилина входило курирование направления трудовой занятости граждан, а также вопросы профобучения. Через 3 года ведомство после административной реформы было реорганизовано и стало Федеральной службой по вопросам труда и занятости в составе Министерства здравоохранения и социального развития.

Карьера Топилина успешно шла вверх. В 2004 году Максим Анатольевич смог занять пост руководителя Федеральной службы по вопросам труда и занятости.

А в следующем году Максима Анатольевича сделали главным госинспектором труда России, сообщается в биографии Топилина в Википедии. Эту должность он занимал до 2008 года.

В 2008 году министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова пригласила Максима Анатольевича Топилина на должность своего заместителя. В итоге 31 июля 2008 года распоряжением главы правительства Владимира Путина Максим Анатольевич был назначен заместителем министра.

Максим Топилин во главе Минтруда России

В мае 2012 года был объявлен новый состав правительства. Министерство было решено разделить на два — министерство труда и социального развития и министерство здравоохранения. Их возглавили замы Голиковой — Максим Топилин и Вероника Скворцова соответственно.

Максим Анатольевич Топилин с приходом на руководящую должность в министерство труда и социальной защиты пообещал , что в РФ увеличится сумма пособий на детей в возрасте от полутора до трех лет. Эксперты посчитали, что оно должно быть не менее 10 тысяч рублей.

В 2012 году президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении дисциплинарных взысканий министру образования и науки, министру регионального развития и главе Минтруда. «Объявить дисциплинарное взыскание в виде выговора министру образования и науки Российской Федерации Ливанову Д.В., министру регионального развития Российской Федерации Говоруну О.М., министру труда и социальной защиты Российской Федерации Топилину М.А.», — говорится в указе.

Выговор министрам связан с невыполнением поручений по президентским указам, сообщали РИА Новости.

Максим Топилин в интервью телеканалу НТВ отмечал , что за 2015 год число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на три миллиона человек — до 19 миллионов.

5 февраля 2016 года на съезде партии «Единая Россия» министр труда РФ Максим Топилин заявил , что в 2015 году реальная заработная плата россиян снизилась более чем на 9 процентов. Однако если брать более длительный период, то «заработная плата по отношению к 2010 году в 2015 году увеличилась на 7 процентов».

Кроме того, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин озвучил сумму, которая пойдет на повышение зарплат бюджетников в 2018 году — 80 млрд рублей.

Реальная зарплата за первые два месяца 2018 года выросла на рекордные 10,5 процента. Об этом заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин на заседании коллегии ведомства.

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин считает, что в XXI веке человечество сможет отказаться от восьмичасового рабочего дня, принятого как стандарт в минувшем веке.

Топилин верил, что в ближайшем будущем рабочий день будет сокращаться и, возможно, однажды составит всего два часа, в течении которых мы будем успевать сделать всё необходимое, а остальное время уделять семье, спорту и развитию, сообщалось в новостях летом 2017 года.

Пенсионная реформа Максима Топилина

В марте 2016 года Максим Топилин заявил, что приоритетом государственной политики в России является стимулирование позднего выхода на пенсию, а не повышение пенсионного возраста.

Сразу после этого стало известно о новом месте работы Топилина. Максим Топилин был назначен на должность председателя правления Пенсионного фонда России. Возглавлявший ранее ПФР Антон Дроздов стал заместителем министра финансов.

Личная жизнь Максима Топилина

Максим Анатольевич Топилин женат, воспитывает двух дочерей. Супруга — Топилина Мария Валентиновна (1969 г. рожд.). Она занимается предпринимательской деятельностью в асбестовой промышленности.

Мария Топилина — соучредитель ООО «Минерал трейдинг».

Доходы Максима Топилина

За 2017 год Топилин заработал 5.928.655 руб. Кроме того, у Топилина имеется три квартиры, гараж, легковой автомобиль.

В собственности супруги министра квартира в Болгарии площадью 115 кв. м и квартира в России площадью 77,1 кв. м. Дочери Топилина владеют в равных долях квартирой площадью 125,6 кв. м в России.

Семья

Женат, две дочери.

Биография

В 1988 году он окончил Московский институт народного хозяйства (с 2010 года - Российский экономический университет) имени Г.В. Плеханова, получив специальность экономист.

В том же году диплом по специальности "химик-технолог, финансист" получил будущий глава компании ЮКОС ("Коммерсантъ" писал, что в институте Топилин с Ходорковским "учился одновременно"). На том же факультете, что и Топилин - но на курс старше - училась и нынешняя глава Счетной палаты .

В том же 1988 году Топилин устроился в НИИ труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, заняв должность младшего научного сотрудника отдела заработной платы, и начал обучаться в аспирантуре института.

Голикова с 1987 до 1990 года работала в том же отделе НИИ, где также была младшим научным сотрудником.

В 1991 году Топилин окончил аспирантуру и защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук (тема диссертации – "Материальное стимулирование трудового вклада структурных подразделений предприятия"). Начиная с того же года он начал работать в том же институте в должности старшего научного сотрудника, заведующего сектором НИИ.

В 1994 году Топилин перешел на работу в департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения аппарата правительства Российской Федерации, где занял должность специалиста-эксперта и консультанта отдела труда, занятости и миграции.


В 1996 году чиновник стал консультантом отдела социальной политики и труда департамента, получившего название департамента труда и здравоохранения. После реорганизации аппарата правительства в апреле 1997 года Топилин занял должность консультанта отдела социальной политики и труда в департаменте социального развития, а в 1998 году возглавил отдел.

Политика

В сентябре 2001 года председатель правительства РФ назначил Топилина заместителем министра труда и социального развития РФ Александра Починка . В дальнейшем, работая в этой должности, чиновник курировал "вопросы занятости населения, профессионального обучения и развития человеческих ресурсов".

В 2002 году Топилин как замминистра труда и соцразвития вошел в состав правительственной комиссии по вопросам Содружества Независимых Государств, а в 2003 году стал членом комиссии РФ и Республики Туркменистан по вопросам гражданства.

В 2004 году была проведена административная реформа, в ходе которой министерство было преобразовано в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) в подчинении Минздравсоцразвития , и 29 марта 2004 года Топилин стал руководителем этой федеральной службы. В прессе сообщалось, что первоначально на эту должность претендовал сам Починок, однако назначение не состоялось.

27 мая 2005 года распоряжением председателя правительства РФ Михаила Фрадкова Топилин был также назначен главным государственным инспектором труда Российской Федерации. Он выступал "категорически против того, чтобы трудинспекцию воспринимали как страшилку ", и подчеркивал, что инспекторы должны "не только наказывать, но и просвещать, нести правовую культуру ", способствовать сокращению количества нарушений трудового законодательства.

31 июля 2008 года распоряжением главы правительства Владимира Путина Топилин был назначен заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Голиковой, которая занимала этот пост с сентября 2007 года.

В том же году он покинул пост главного инспектора труда. Замминистра курировал региональные антикризисные программы занятости (на них, как указывали "Ведомости", было потрачено около 300 миллиардов рублей), а также и "развитие людских ресурсов, в том числе и демографическую политику ". Основными мерами по преодолению кризиса на рынке труда назывались "организация временных рабочих мест, переподготовка увольняемых, внутренняя миграция и субсидии на самозанятость "; как отмечал сам Топилин, они возымели успех: в 2012 году в России уровень безработицы был ниже, чем в США и Европе, и "социальное напряжение удалось сдержать".

Весной 2010 года в прессе обсуждалось предложение Топилина легализовать труд частных нянь и домработниц, которые живут "без трудового договора и социальных гарантий". Замминистра заявил, что "до 20 миллионов жителей страны работают в частных домовладениях - теми же нянями, домработницами", соответственно, как отмечал журнал "Коммерсантъ Деньги", "каждый седьмой житель РФ является чьей-то частной прислугой".

21 мая 2012 года стал известен состав нового правительства под руководством Дмитрия Медведева . Минздравсоцразвития было разделено на два ведомства: руководителем министерства труда и социальной защиты стал Топилин, а министерство здравоохранения возглавила другой зам Голиковой - Вероника Скворцова . В новой должности, отмечали СМИ, Топилин должен будет провести реформу пенсионного обеспечения. Сам чиновник сразу после назначения заявил, не является сторонником идеи повышения пенсионного возраста.

В середине сентября 2012 года президент Владимир Путин в ходе совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы заявил, что недоволен реализацией своих поручений. В частности, в своих указах, подписанных 7 мая 2012 года, Путин требовал увеличить зарплаты бюджетников, расходы на военнослужащих-контрактников, строительство дорог и ЖКХ.

Отмечалось, что эти указы основывались на предвыборных обещаниях президента, и на их реализацию потребовалось бы 1,077 триллиона рублей бюджетных средств. Однако в новом бюджете, напротив, подразумевалось сокращение затрат на здравоохранение, образование и культуру. В результате 19 сентября 2012 года Путин объявил выговор Топилину, а также главам минобрнауки и минрегионразвития, и Олегу Говоруну .


В апреле 2015 года Топилин заявил, что величина потребительской корзины пересмотрена не будет, для этого нет никаких оснований.

"Потребительская корзина сегодня соответствует всем научным и ненаучным представлениям о минимальных уровнях потребления. Никаких сейчас оснований для ее пересмотра нет ", - заявил он на "Правительственном часе" в Госдуме.

Топилин также пообещал, что реальные доходы россиян вновь начнут расти во второй половине года.

"Мы видим, что в этом году первые два месяца денежные доходы населения в реальном измерении немного снизились, - отметил министр. - Исходя из тех прогнозов, которые сегодня правительство обсуждает, мы надеемся, что этот процесс приостановится, и в начале второго полугодия, ближе к четвертому кварталу, все-таки будет наблюдаться повышение реальных доходов ".

Глава Минтруда, впрочем, сомневается, что показателю удастся подняться до уровня 2014 года. "Но эту тенденцию, мне кажется, нам удастся преодолеть, и мы выйдем на положительные изменения ", - сказал Топилин.

В апреле 2015 года Топилин заявил, что повышение пенсионного возраста в России, на котором настаивает Минфин , не даст никакой экономии для бюджета страны, поскольку пенсионная система предполагает, что высвобожденные средства должны быть автоматически направлены на повышение пенсий.

Ранее глава Минфина РФ заявил журналистам, что вопрос о повышении в РФ пенсионного возраста надо решить как можно быстрее, эксперты рекомендуют поднять его до 65 лет для обоих полов. По словам Силуанова, если отложить этот вопрос до 2018 года, уйдет время, и нужно будет рассматривать возможности по отказу от каких-то других "расходов". Министр подчеркнул, что повышение возраста выгодно для экономики и для бюджета.

Доходы

Личный доход за 2014 г. – 5,1 млн. Супруга Мария задекларировала 16,5 млн руб. Она с середины 2000-х владеет 20% компании "Минерал трейдинг", торгующей рудой и химическими веществами.

Родился 19.04.1967 года в г. Москве.

В 1988 году он окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист». Имеет ученую степень кандидат экономических наук.

После окончания вуза Максим Топилин работал в НИИ труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (после 1991 года – Министерство труда и социального развития РФ), в котором прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором. В 1994 году он перешел в Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения аппарата Правительства РФ, в котором занимал должности специалиста-эксперта и консультанта отдела.

В 2001 году Топилин, будучи консультантом отдела социальной политики и труда Департамента труда и здравоохранения аппарата Правительства РФ, был приглашен занять пост заместителя министра труда и социального развития РФ. В марте 2004 года он стал руководителем Федеральной службы по труду и занятости, а в мае 2005 года – главным государственным инспектором труда РФ.

В июле 2008 года Максим Топилин был назначен заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ. В мае 2012 года он стал министром труда и социальной защиты РФ.

Имеет двух дочерей

Информация к размышлению:

Отец Максима Топилина, Анатолий, считается одним из ведущих специалистов в области социальной демографии и экономической социологии. Он является одним из авторов концепции по замещению коренного населения РФ мигрантами. При этом сын разделяет взгляды своего отца, фактически реализовывая его идеи на практике.

В НИИ труда при Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам Топилин попал по протекции отца. Во время работы в нем он познакомился с Татьяной Голиковой, которая работала младшим научным сотрудником в том же институте. Топилин установил с ней тесные контакты и сохранил их после ухода Голиковой на работу в Министерство финансов.

Карьерный взлет Топилина начался в сентябре 2001 года, когда тогдашний Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов решил создать «противовес» министру труда и социального развития Александру Починку, развившего «излишнюю активность». Премьер-министр подобрал в заместители Починку сотрудника своего аппарата, отличавшегося прилежанием и отсутствием политических амбиций. На новом месте Топилин сумел не только закрепиться, но и фактически взял на себя всю текущую работу по министерству, оставив министру лишь представительские функции.

После административной реформы 2004 года, когда Министерство труда и социального развития было ликвидировано, а вместо него создана Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), подчиненная Министерству здравоохранения и социального развития, Топилин возглавил новое ведомство. Одновременно он стал главным государственным инспектором труда РФ. На этой должности он запомнился в основном своими призывами «не бояться трудовой инспекции», а также заявлениями о том, что инспекторы должны «не только наказывать, но и просвещать, неся в массы правовую культуру».

В 2008 году Голикова, занимающая пост министра здравоохранения и социального развития, пригласила Топилина в министерство в качестве своего заместителя. Там он курировал региональные антикризисные программы занятости, на которые было потрачено около 300 млрд. рублей. При этом, по ряду оценок, данные программы были больше похожи на «имитацию» деятельности и «распил» бюджетных средств.

В мае 2012 года Максим Топилин стал министром труда и социальной защиты. Данную должность он занял также благодаря Голиковой, которая таким образом хотела сохранить контроль над своим бывшим ведомством. Планировалось, что Топилин будет курировать запланированную пенсионную реформу, однако инициативу по ее проведению у него «перехватили» Минфин и Минэкономразвития. Кроме того, многие специалисты указывали, что новому министру «не хватит мужества» провести ее в интересах самых широких слоев населения.

Среди государственных наград в коллекции Топилина имеется Орден Мужества, который он получил за то, что во время грузино-югоосетинского конфликта 2008 года лично контролировал поставки медикаментов, социальную помощь беженцам и жертвам конфликта. Несмотря на то, что он во время боев находился во Владикавказе, а в Цхинвал прибыл уже после окончания конфликта, благодаря протекции Голиковой, Топилин не только получил орден фактически в нарушение его статута, но и был признан участником боевых действий.

В сентябре 2012 года президент Владимир Путин объявил публичный выговор Максиму Топилину за ошибки и просчеты в работе его министерства. Поскольку Топилин не входит в «ближний круг» ни Владимира Путина, ни Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, ему была отведена роль «мальчика для битья», которую он сможет еще не раз сыграть не только при обострении или дестабилизации социально-политической обстановки в стране, но и в имиджевых целях заинтересованных лиц. По сути, Топилин является той политической фигурой, которой Кремль незамедлительно пожертвует в случае необходимости.

Сергей Е: Про таких говорят, что он "никакашка", пустое место. Голикова любовничка тащит... У него хватило ума заявить, что в России нет бедных пенсионеров... Правильно - они нищие... Пацаны за Орден Мужества кровь свою и чужую проливали... а это... существо с пивом сидело и за поставками медикаментов наблюдало...Это с его подачи инспекторы по труду бегают и штрафуют... у них план по штрафам в цифрах выражен... на какую сумму надо наштрафовать, не важно кого и за что, а сумму выдай... Вот здесь и порождается беззаконие... Конечно его ВВП при случае выпнет, но он же опять всплывет, ибо ОНО не тонет...

Но делать это нужно очень плавно - и только повысив средний размер пенсии, считает высокопоставленный чиновник

Глава Минтруда рассказал «КП», ­почему у нас низкие пенсии, как ­победить серые зарплаты и легко ли найти работу после 40 лет.

ВСЕ ПЛОХОЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО

- Максим Анатольевич, у нас странная ситуация в экономике. С одной стороны, вроде бы кризис. А с другой, безработица - на минимальном уровне. Казалось бы, несочетаемые вещи. Это правда? Или здесь кроется какая-то статистическая хитрость?

Я бы не сказал, что это кризис. Были очень серьезные изменения в конце 2014 года. Тогда резко вырос курс доллара, понизились цены на нефть, возросли ставки по кредитам. Экономика в 2015 и 2016 годах подстраивалась под эту новую систему координат, но сейчас можно констатировать, что она более или менее адаптировалась. Какие-то отрасли даже получили от этого плюсы, а какие-то - потребовали господдержки. Подстраивался под новые реалии и рынок труда. К примеру, в прошлом году сильно просела реальная зарплата, и это не позволило безработице значительно вырасти.

- Получается, людям просто снизили оклады, но увольнять не стали…

Да, именно так. Это в западных странах экономика по-другому реагирует. Там зарплаты не снизишь. Отсюда и безработица выше. Хотя нельзя сказать, что у нас не было напряжения в отдельных секторах и городах. Но сейчас все серьезные изменения произошли. И в последние месяцы мы видим, что заработная плата в среднем по стране, наконец, пошла вверх. Причем не только номинальная, но и реальная (то есть превышающая рост цен). К примеру, в январе-октябре - это плюс 0,5% к тому же периоду прошлого года.

- «Дно» на рынке труда мы уже достигли. И даже оттолкнулись от него?

Дело в том, что у нас еще численность трудоспособного населения уменьшается. Эта демографическая траектория тоже спасает нас от возможных последствий в виде высокой безработицы. Для сравнения, в 2008 году уровень общей безработицы достигал 9%, сейчас - 5,4%.

НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ БОЛЬШЕ РАБОТЫ, А НЕ УВЕЛИЧИВАТЬ ПОСОБИЕ ЛЕНТЯЯМ

- А как вы боретесь с безработицей, пусть и относительно маленькой?

Так же, как и всегда. В этом году около 2,5 млрд рублей из федерального бюджета выделили на то, чтобы регионы смогли сформировать свои программы по снижению напряженности на рынке труда. В основном - это временная занятость и переобучение. Если вы обратитесь к мировому опыту, как страны переживают кризисные явления на рынке труда, все ровно то же самое. В космос никто безработных не отправляет. Тем более что работы много. Возьмите тот же «КамАЗ». Курс валюты поменялся - импортные автомобили стало не так выгодно завозить. Более того, появилось больше экспортных возможностей.

- Когда поднимут пособие по безработице? Его уже много лет не увеличивали...

Я не думаю, что нужно сейчас это делать. По крайней мере, до тех пор, пока мы не поменяем законодательство о занятости - с точки зрения оснований для назначения пособия. Ведь на учете стоит достаточно много так называемых профессиональных безработных. Многие из них не имеют никакого опыта работы. Поэтому мы пособие планируем увеличить, но только тем, кто имеет соответствующий стаж.

- В общем, чтобы не халявщикам платить, а тем, кто действительно не может найти работу?

Да. Для тех, кто никогда не работал или имеет очень большой перерыв в трудовой деятельности, будут сжиматься программы материальной поддержки. Но эти люди смогут воспользоваться банком вакансий, пойти на временные работы или на переобучение. Это чувствительная тема. Когда мы найдем точную конструкцию, будем выходить с законодательными инициативами. Но подход будет таким. Повышать пособие по безработице при наличии достаточно большого количества вакансий? Мне кажется, это неправильно. Это будет демотивировать людей. Нам нужно, наоборот, предлагать больше работы, повышать квалификацию, давать новые знания и навыки. А просто выплачивать пособия - не совсем верный путь.

- Как часто говорят: давать удочку, а не рыбу.

Совершенно верно.

ВЫНЬТЕ ЗАРПЛАТЫ ИЗ КОНВЕРТОВ

- У нас интересный рынок труда. Очень много людей вообще не платят никаких налогов и сборов, хотя работают и получают доход. Во сколько вы оцениваете этот уровень «серости» или «черноты» российской экономики?

Есть оценки Пенсионного фонда, которые говорят, что около 20% трудоспособного населения находятся в «тени» и за них не уплачиваются страховые взносы.

- А сколько это человек?

Если из трудоспособного населения, за которое не уплачиваются страховые взносы, вычесть зарегистрированных безработных, мам, которые ухаживают за детьми до трех лет, студентов, инвалидов, военнослужащих, то получится порядка 15 млн человек. Это очень большая «черная» зона. И когда мы говорим, что у нас низкие пенсии, то нужно понимать, что за этих 15 млн людей работодатели вообще не уплачивают страховые взносы. Плюс многим оставшимся зарплата выплачивается частично в конвертах. Представляете, какие это потери?! Очень сложно в такой системе платить достойные пенсии, потому что они являются производными от зарплат. Так что ключевая задача - обеление рынка труда.

- Какими способами?

Разными. Во-первых, недавно репетиторов, нянь, помощников по дому освободили от налога на доходы физических лиц, а их работодателей (нанимателей) - от уплаты страховых взносов. Посмотрим, будет ли эта мера действенной. Во-вторых, у нас сильно развит наличный оборот, особенно в торговле, строительстве, сфере услуг. А в Европе вы этого не увидите. Там практически все идет через безналичный расчет. Меньше возможностей уклоняться от налогов, потому что все транзакции отслеживаются. Постепенно к этому двигаемся и мы. В-третьих, нужно объяснять, почему нужно работать легально. Многие говорят: зачем мне платить страховые взносы, государство все равно обманет, просто в банк положу эти деньги. Но у нас же солидарная система: одно поколение работает, платит со своей зарплаты страховые взносы, а другое, которое уже этот путь прошло, получает пенсии из этого источника. Другими словами, такой человек не участвует в обеспечении своих собственных родителей. Это правильно? Думаю, что нет. То же самое с бесплатным здравоохранением: все пользуются бесплатными услугами поликлиник, но взносы в ФОМС нелегально работающий не платит. Получается, что официально работающие оплачивают медпомощь за скрывающих свои доходы. Это несправедливо.

БЕЛЫЕ ПРОТИВ ЧЕРНЫХ

- Мы тут плавно перешли к инициативе о введении налога на тунеядство. Все-таки будете его вводить или нет?

У нас труд свободен. Человек может легально не работать, если у него есть такая возможность. Идея в другом. В несправедливости по отношению к тем, кто работает официально: у станка, в поле, в институте, в больнице. Согласитесь, неправильно, если эти люди оплачивают бесплатную медицину за того парня, который не платит страховые взносы.

- Тогда с меня, как с официального работника, могли бы брать меньше денег?

Либо меньше, либо объем бесплатных медуслуг был бы другим, либо пенсия у ваших родителей была бы выше. Это очень важный сигнал, который должны все услышать. Информационные системы сейчас серьезно развиваются. Мы видим всех, у кого есть имущество, транспортные средства, при этом за них не уплачиваются страховые взносы. Мы сведем базы и сделаем выводы. Когда закончим этот процесс, то перенастроим системы адресной помощи, различные пособия по нуждаемости, предоставление госуслуг и прочее. Невозможно жить в обществе, пользоваться всеми его услугами, но ничего не платить.

- Каким образом будете мотивировать людей платить?

Есть разные способы. Когда мы в прошлом году в регионах эти конструкции потихоньку отрабатывали, то собрали только в Пенсионный фонд дополнительно за счет сверки баз порядка 20 млрд рублей.

- Одна из проблем - большая доля налогов на фонд оплаты труда. Они почти в полтора раза увеличивают расходы работодателя. Может, снизить налоги? Тогда, глядишь, многие и выйдут из «тени»...

Мы пробовали такую схему. В 2005 году снизили ставку взносов в Пенсионный фонд с 28 до 22%. И если до этого ПФР сам себя обеспечивал, то после этого понадобились трансферты из федерального бюджета (то есть, теперь бюджет вынужден перечислять ПФР часть денег, чтобы компенсировать недостачу).

- То есть зарплаты из «тени» тогда не вышли?

Доходы населения росли благодаря высоким ценам на нефть. Но никакого резкого выхода из тени и повышения собираемости не произошло. На мой взгляд, нужно стимулировать граждан трудиться легально. Если бы все трудились легально, то и, допустим, в пенсионной системе было бы больше средств: одно дело - получать на пенсии 7 тысяч рублей, а совсем другое - 20 тысяч.

70-ЛЕТНИЕ РАБОТНИКИ ДАДУТ ФОРУ МОЛОДЫМ

- А сейчас это возможно? Обычно пенсионеры, наоборот, жалуются: мол, по-разному работали, а все получают примерно одинаково...

- «Старые» пенсии действительно такие. Это остатки советского стажа и наследие предыдущей пенсионной системы. У новой - совсем другие правила, и по ним дифференциация в пенсиях будет существенно расти. Суть пенсионной реформы 2015 года как раз в том, чтобы от легальной зарплаты и продолжительности стажа зависело гораздо больше. Именно это мы и пытаемся донести до наших граждан. И даем возможность все это контролировать самому.

По действующей пенсионной формуле те, кто долго работал, стремился повысить квалификацию, увеличить заработок, выиграют. Те же, кто не выработал минимальный стаж, необходимый для получения страховой пенсии (увеличивается ежегодно, в 2017 году это 7 лет, с 2025 года и далее - 15 лет), смогут рассчитывать лишь на социальную пенсию.

- Я, кстати, периодически захожу на сайт госуслуг и считаю, какую пенсию я получил бы, будь мне уже ближе к 60 годам. Единственное, насчет возраста нет уверенности. Его будут все-таки поднимать?

Сейчас наши граждане живут значительно дольше. В последние 5-7 лет эта тенденция стала явной. Думаю, нам еще нужно поработать над увеличением продолжительности жизни. Но это не значит, что мы никогда не придем к вопросу повышения пенсионного возраста. Когда-то это придется делать, чтобы мы смогли купировать риски на будущее. Это должно быть мягким процессом, с серьезной адаптацией. Но наша принципиальная позиция - если повышение возраста выхода на заслуженный отдых произойдет, то нынешние пенсионеры должны от этого получить эффект. То есть должна вырасти их пенсия, а не доходы федерального бюджета.

- Наиболее частый вопрос. Как устроиться на работу после 40 или 50 лет? Работодатели не очень охотно берут возрастных сотрудников...

Молодые люди то же самое скажут - мол, не могут устроиться на работу, потому что опыта нет. Я исхожу из того, что в каждом конкретном случае могут быть проблемы. Где-то не стыкуются потребности в заработной плате, месте работы и жительства. Но всегда можно найти выход. В большинстве случаев это зависит от позиции конкретного человека. И от того, что он умеет. У меня есть несколько сотрудников, которым уже к 70 годам. Скоро у них возможности на госслужбе работать не будет, и я с ужасом жду этого момента. Они работоспособны и обладают такими знаниями, каких у молодых людей не может быть. Они фору дадут кому угодно с точки зрения активности и продуктивности. И еще надо понимать, что мы живем в другом обществе. Все меняется очень быстро. Жизнь показывает, что темп этих изменений становится сумасшедшим. Надо к этому готовиться, воспринимать как должное. И постоянно учиться, учиться и учиться.

- Программу материнского капитала хоть и продлили еще на два года, но сам капитал индексировать не будут. Будут ли дополнительные меры поддержки для семей?

Надеюсь, что будут. Для сравнения, в 2006 году у нас суммарный коэффициент рождаемости был 1,3 - то есть 1,3 ребенка на одну женщину. Сейчас этот показатель достиг 1,8. Гораздо выше, чем в большинстве стран Европы. Я не знаю, каким еще странам удалось добиться такого роста всего за 10 лет. Это значит, что наша демографическая программа эффективная. Но женщин в репродуктивном возрасте становится значительно меньше - демографический факт. Поэтому ученые говорят, что меры поддержки рождаемости должны дополняться постоянно. Только тогда можно помогать семьям, влиять на их поведение. Это ведь не только вопрос денег. Государство создает уверенность в том, что оно поможет - в разных ситуациях. Люди понимают, что, родив ребенка, у них будет место в детском саду, будет возможность вернуться на работу, восстановить свои доходы. А материнский капитал дает возможность приобрести жилье. В итоге появляется уверенность. Государство должно постоянно демографические меры обновлять. Мы над этим работаем. Надеемся, в следующем году мы что-то еще придумаем. И это будет дополнительным стимулом для семей.

Досье «КП»

ТОПИЛИН Максим Анатольевич . Министр труда и социальной защиты России. Родился в Москве в 1967 году. Получил экономическое образование в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова. Потом поступил на службу в НИИ труда СССР. С 1994 года работает в Аппарате Правительства России. В 2004 - 2008 голаз возглавлял Роструд. Нынешнюю министерскую должность получил в 2012 году. Женат. Есть две дочери.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!