Срок эксплуатации рации. Технические требования. Радиостанции типа FM


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Абаканский городской суд Республики Хакасии в городе Абакане в составе:

председательствующего Соловьева В.Н.,

при секретаре Чепурновой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

с участием: Абаканского транспортного прокурора – Безгин ЮЕ,

представителя ответчика – Самойлова ОЮ,

УСТАНОВИЛ:

Абаканский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия, требования мотивировал тем обстоятельством, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение нормативных требований из 241-ой радиостанции типа РВ-1М и РВ-1М2, которыми оборудованы локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II, у 94-х выработан временной ресурс в 10 лет. Так, радиостанции типа РВ-1М, предназначенные для организации поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте, с номерами № произведены в 1997 году, техническими условиями на данные радиостанции установлен назначенный срок эксплуатации в 10 лет, следовательно, срок эксплуатации радиостанций истек в 2007 году. По информации завода-изготовителя дальнейшая эксплуатация радиостанций может быть разрешена после проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требования ТУ и продления назначенного ресурса, однако такая экспертная оценка не проводилась. Пунктом 4.10 ГОСТа 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия и определения» установлено, что назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В связи с эксплуатацией средств поездной радиосвязи сверх назначенного ресурса главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. РФ. Истец полагает, что эксплуатация радиостанций без проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требованиям ТУ и продления назначенного ресурса не отвечает требованиям безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью работникам локомотивных бригад, лицам, пользующимися услугами железнодорожного транспорта. Просил запретить ОАО «РЖД» оборудовать локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II радиостанциями типа РВ-1М с номерами №.

В судебном заседании Абаканский транспортный прокурор – Безгин ЮЕ требования поддержал по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика – Самойлова ОЮ (по доверенности) требования не признала, в письменном отзыве указала, что локомотивы оборудованы средствами поездной радиосвязи, согласно п. 24 Приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, при техническом обслуживании локомотивов проверяется также исправность действия устройство радиосвязи. Иных требований к радиостанциям Правилами не предусмотрено. ГОСТ 27.002.-89, на который ссылается истец, не устанавливает запрет на эксплуатацию технических объектов по истечении срока службы, кроме того, национальные стандарты применяются на добровольной основе. На необходимость проведения экспертной оценки технического состояния радиостанций на соответствие требованиям ТУ указывается только в письме ОАО «Корпорация – Новосибирский завод Электросигнал», правовые нормы, устанавливающие необходимость проведения такой экспертной оценки, не приводятся. Также говорится, что оценка проводится на договорной основе, то есть при наличии добровольного волеизъявления завода-изготовителя и покупателя радиостанций. Несоответствие радиостанций требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта истцом не приведено. Также не представлено ни одного доказательства, подтверждающего наличие неисправностей в радиостанциях, которые создавали бы угрозу безопасности движения. Указанные радиостанции своевременно проходят планово-предупредительный ремонт, техническое обслуживание и содержатся в исправном состоянии, позволяющем в случае его эксплуатации обеспечить бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда. Основания для признания незаконной эксплуатации радиостанций и запрете их эксплуатации отсутствуют.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. , суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.1.2 Положения об эксплуатационном локомотивном депо Абакан-II – структурном подразделении Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», одной из основных задач эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II является обеспечение безопасности движения поездов.

В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Статьей 6 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружениям, расположенным на них, специальным программным средствам, используемым для организации перевозочного процесса, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу ст. 3 указанного Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В пределах предоставленных полномочий Министерством транспорта России приказом от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – Правила).

Пунктом 2 Приложения № 2 к Правилам установлено, что все участки железнодорожного транспорта, на которых обращаются поезда, должны быть оборудованы поездной радиосвязью.

Поездная радиосвязь должна обеспечивать устойчивую двустороннюю связь машинистов поездных локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава: с диспетчером поездным в пределах всего диспетчерского участка; с дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон; с машинистами встречных и вслед идущих локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава, находящихся на одном перегоне в пределах зоны действия локомотивных радиостанций; с дежурными по железнодорожным переездам на расстоянии не менее длины участков приближения к ним; с начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и помощником машиниста при выходе его из кабины на расстояние, необходимое для ограждения поезда и при удалении его от оси пути следования поезда в пределах действия носимой радиостанции.

В соответствии с п. 9 Приложения № 5 к Правилам локомотивы и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов.

Пункт 21 Приложения № 5 к Правилам прямо указывает: запрещается установка на железнодорожный подвижной состав деталей и узлов, назначенный срок службы которых истек (абзац введен Приказом Минтранса России от 30.03.2015 N 57).

Поскольку установка средств поездной радиосвязи (радиостанций) является обязательной на всех локомотивах, то суд соглашается с доводами транспортного прокурора о том, что оборудование локомотивов средствами поездной радиосвязи с истекшим сроком службы запрещается.

Доводы ответчика о том, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает запрета на оборудование локомотивов узлами и деталями, включая средства связи, с истекшим сроком службы, суд признает необоснованными и свидетельствующими о недостаточной осведомленности.

Проверка соблюдения правил технической эксплуатации на железнодорожном транспорте в Локомотивном депо Абакан-2 проводилась Абаканским транспортным прокурором в пределах его полномочий.

В материалах проверки имеется Перечень локомотивов приписки депо Абакан, оборудованных радиостанциями типа РВ-1М и РВ-1М2 с истекшим сроком службы. Данный перечень составлен и подписан главным инженером эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II НРВ В перечне значится 92 радиостанции с истекшим сроком службы, в том числе радиостанции, выпущенные ОАО «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал»:

- №, 1999 года выпуска, срок службы истек в 2009 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- №, 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году.

Перечень содержит сведения о номерах локомотивов, на которых установлены радиостанции с истекшим сроком службы.

Таким образом, суд признает установленным факт оборудования локомотивов радиостанциями с истекшим сроком службы.

Из сообщений ОАО «Копрорация – Новосибирский завод Электросигнал» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что Техническими условиями ИЖ1.101.043 ТУ на радиостанцию РВ-1М и ИЖ1.101.043 ТУ Дополнение на радиостанцию РВ-1М2 установлен назначенный ресурс эксплуатации 10 лет. Дальнейшая эксплуатация радиостанций может быть разрешена после проведения экспертной оценки технического состояния радиостанций специалистами предприятия на соответствие требований ТУ на договорной основе.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II ГСВ Абаканским транспортным прокурором внесено представление о принятии мер к устранению допущенных нарушений законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта, а также причин и условий, им способствующих, в том числе в связи с эксплуатацией средств поездной радиосвязи с истекшим сроком службы.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II – НРВ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица ответчика явилось, в том числе, оборудование локомотивов радиостанциями с истекшим сроком службы.

В силу п. 4.10 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ 27.002-89, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89 № 3375 (далее - ГОСТ 27.002-89) срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

В Приложении к указанному ГОСТу 27.002-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» разъяснено, что данный термин является технико-экономической характеристикой и не относится к показателям надежности (показателям долговечности). При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы) в зависимости от назначения объекта, особенности эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен в средний или капитальный ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован или может быть принято решение о продолжении эксплуатации.

Ответчиком не представлено доказательств, что используемые радиостанции с номерами № прошли средний или капитальный ремонт, проведена экспертная оценка их технического состояния и принято решение о продолжении их эксплуатации.

Доводы представителя истца о проверке исправности действия устройств радиосвязи при проведении технического обслуживания локомотивов судом во внимание не принимаются, поскольку доказательств принятия решения уполномоченными лицами о продлении срока службы радиостанций не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что транспортный прокурор доказал то обстоятельство, что на локомотивах ответчика в нарушение прямого запрета, содержащегося в Правилах технической эксплуатации, были установлены радиостанции с истекшим сроком службы, а ответчик, в свою очередь, не представил суду доказательств, что указанные радиостанции имеют иной, более продолжительный срок службы, либо доказательств принятия решения о продлении срока службы и разрешения на дальнейшую эксплуатацию радиостанций, либо доказательств списания и утилизации радиостанций с истекшим сроком службы.

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Запретить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» оборудовать локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II радиостанциями типа РВ-1М с номерами № с истекшим сроком службы.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» госпошлину в местный бюджет в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий Соловьев В.Н.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.01.2017.

Суд:

Абаканский городской суд (Республика Хакасия)

Истцы:

Абаканский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц

Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к ширине полосы радиочастот и внеполосным излучениям радиопередатчиков. Методы измерений и контроля

Совместимость радиоэлектронных средств электромагнитная Устройства радиопередающие всех категорий и назначений народнохозяйственного применения. Требования к допустимым отклонениям частоты. Методы измерений и контроля

Полоса частот, МГц

Решение ГКРЧ

передача

прием

160 МГц

146 - 174

330 МГц

336,0 - 344,0

300,0 - 308,0

450 МГц

403 - 470

470 - 486 *

На каждый тип оборудования должно быть получено частное решение ГКРЧ

* - для Москвы и Московской области.

Органы управления радиостанций должны обеспечивать:

Включение/выключение питания с индикацией;

Плавную регулировку уровня громкости внутреннего громкоговорителя;

Выбор любого из рабочих каналов;

Включение/отключение шумоподавителя;

Контроль параметров в процессе эксплуатации при помощи внутренних средств контроля.

7.1.2 Требования к электрическим параметрам

Значение параметра

Примечание

1 Мощность несущей передатчика * , Вт, не более, для радиостанций типа ** :

а) 1 типа ***

пункт 21 таблицы 2

* Номинальное значение мощности несущей передатчика устанавливают в технических условиях на радиостанции.

** 1 тип - мощность несущей передатчика - до 60 Вт (стационарные)

2 тип - мощность несущей передатчика - до 20 Вт (стационарные, возимые)

3 тип - мощность несущей передатчика - до 2 Вт (стационарные, носимые)

4 тип - мощность несущей передатчика - до 0,5 Вт (носимые, портативные)

*** В полосе частот от 146 до 174 Мгц номинальное значение мощности несущей передатчика радиостанций 1-го типа не должно превышать 40 Вт, 2-го типа - 10 Вт.

Значение параметра

Обозначение и пункт нормативного документа

Примечание

Значение параметра

Обозначение и пункт Европейского стандарта электросвязи

Обозначение и пункт нормативного документа

Примечание

1 Мощность несущей передатчика, Вт

Устанавливают в технических условиях на радиостанцию.

ETSI EN 300 086-1 пункт 5.1.2

2 Максимальная девиация частоты передатчика, кГц, не более

ETSI EN 300 086-1 пункт 5.1.4.1

3 Ширина полосы частот излучения передатчика, кГц, не более, (для полосы звуковых частот 300 - 3000 Гц) на уровнях:

а) минус 30 дБ

11,0

Допустимое отклонение параметра, не более

Обозначение и пункт нормативного документа

Примечание

1 Мощность несущей передатчика, для радиостанций типа:

а) 1 типа *

1, минус 3 дБ

Значение параметра при разносе частот между соседними каналами

Обозначение и пункт Европейского стандарта электросвязи

Примечание

12,5 кГц

25 кГц

1 Допустимое отклонение мощности несущей передатчика, дБ

ETSI EN 300 086-1 пункт 5.1.2

2 Отклонение частоты передатчика от номинального значения, кГц, не более:

ETSI EN 300 086-1 пункт 5.1.1

а) в полосе частот от 146 до 300 МГц

В *

±1,0

±1,5

б) в полосе частот от 300 до 500 МГц

±1,0

±1,5 **

3 Максимальная используемая чувствительность приемника, мкВ, не более

ETSI EN 300 086-1 пункт 5.2.1

4 Избирательность приемника по соседнему каналу, дБ, не менее

ETSI EN 300 086-1 пункт 5.2.5

* В - стационарная радиостанция

М - возимая или носимая радиостанция

** - для носимых радиостанций, имеющих встроенный источник питания, в диапазоне рабочих температур от 0 °С до 30 °С.

При экстремальных условиях - не более ±2,5 кГц.

Примечание. Использование радиостанций в полосе частот от 470 до 500 МГц требует разрешения Государственной комиссии по радиочастотам

CB Диапазон

1. Не российская модификация:
Большинство владельцев радиостанций, купленных за рубежом, и не подозревают, что работают не в Российской сетке частот, т.к. рации сделанные для Польши или пришедшие из-за границы вместе с автомобилями и настроены на другие частоты и слушатели получают лишь боковые гармоники от Вашего сигнала. Именно поэтому, настройка антенны или использование усилителя дают столь малое приращение дальности, что владельцы считают, что их рация неисправна. Настроив частоту приема и передачи в самой рации, вы значительно улучшаете качество звучания и дальность связи.

2. Некорректная установка:
Любая станция, даже самая хорошая, мощная, навороченная, но установленная с нарушениями принципов радиосвязи, не даст всех заложенных в нее возможностей: никогда не получите большой дальности, хорошего звука: Большинство владельцев радиостанций не подозревают, что антенны радиостанций надо настраивать, а большинство продавцов, особенно не имеющих возможности настроить антенну на автомобиль непосредственно при продаже, об этом тактично умалчивают, чтобы не отбить охоту к немедленной покупке. Настроив антенну, вы значительно улучшаете качество звука и дальность приема-передачи.

3. Малая антенна (1/4 или 1/8) , с которыми приходят из-за границы автомобили, оснащенные радиостанциями, значительно хуже по приему, чем фирменные антенны (5/8 или 7/8), поставляемые отдельно. Замена хорошо настроенной короткой антенны на хорошо настроенную более длинную антенну дает значительное приращение дальности. Часто устанавливают короткую антенну из-за боязни задеть высоковольтую линию.

4. Цена вопроса...
Владельцы радиостанций в основном покупают станции на свои деньги, поэтому стараются сэкономить, производя самостоятельную установку радиостанции и антенны. В результате возникают: радиостанции, стоявшие не печке; антенны, утопленные между кабиной и кузовом или лежавшие горизонтально вдоль кузова!; кольца антенного кабеля возле двигателя; выносные динамики за спиной водителя, совмещение магнитольной антенны с радиостанцией... Наличие хотя бы одного из этих недостатков не даст ни при каких ухищрениях (увеличение мощности, доп. усилитель, настройка антенны) получить хороший звук и большую дальность.

5. Заблуждения по поводу выходной мощности:
Продажа радиостанции отличается от продажи сотовых телефонов тем, что продавец должен достаточно много знать из теории волн и уметь популярно объяснить покупателю, что он должен сделать после покупки и какой от этого будет результат. Многие начинающие продавцы, не практикующие установку, считают сами и внушают покупателям, что дальность определяется выходной мощностью рации. И на просьбу продать самое лучшее предлагают 10 Вт рации (а то и с усилителем). Нам не раз приходилось слышать, как потенциальные покупатели спрашивали радиостанции на дальность 50 км. На вопрос: "А зачем, собственно, Вам такая дальность?", ни один из них вразумительно ответить не мог, ибо важно не тольк, чтобы услышали Вас, но и воспринять ответ. А абонент может такой мощности не иметь. Но это заблуждение по поводу мощности очень устойчиво и, поэтому, большинство владельцев радиостанций пытается решить проблему малой дальности именно установкой усилителя 100-300 Вт, а не устранением ошибок установки и настройки антенны.

6. Следует помнить, что усилители

  • П редназначены для установки в основном на выход рации до 4-х Вт. Подача на вход усилителя большей мощности может привести не к увеличению, а наоборот к уменьшению выходной мощности комплекса "радиостанция- усилитель". Если усилитель позволяет подать на вход большее напряжение, то об этом специально указывается в паспорте усилителя.
  • Применение усилителя при не настроенной антенне приводит к тому, что выходная мощность действительно увеличивается, однако ухода ее с антенны не происходит.
  • Использование усилителя на на не настроенную антенну приводит к выгоранию выходного каскада в результате резкого увеличения мощности, возвращающейся от антенны на выход радиостанции и приводящему к перегреву радиостанции.
  • Большинство покупателей не утруждают себя изучением способа работы усилителя, т.к. наиболее приемлемые усилителя имеют кнопку переключения для работы в амплитудной или частотной передаче. Несогласованные режимы не дают приращения мощности и приводят к сильным искажениям сигнала.
  • Усилители эффективны в городской черте, где за счет пере-отраженного от металлических изделий (гаражей, крыш, машин...) могут обеспечить повышенную дальность до 5-7 км. При работе с базовыми станциями большая мощность очень важна и 10 Вт на расстоянии 20 км ее действительно хватит. А вот по трассе, где нет такого количества металлических предметов, но зато есть российский рельеф местности, Ваши 50-100 Вт выходной мощности Вам не помогут и Вы будете в тех же дальностях, что и 4-х Вт рации (а именно: 5-10 км).


Продаваемые усилители очень ненадежны:

  • быстро выходят из строя и ремонт их дорогостоящий;
  • Продавцы не дают на них гарантии!!!;
  • Не согласованные с радиостанцией, они искажают звук, вызывают шум.

7. Незнание правил работы:
Многие владельцы не удосуживаются изучить инструкцию по работе с радиостанцией или при покупке не получают ее на русском или ином языке.

  • В результате, плохое качество звука иногда бывает из-за того, что пользователь и не знает в какой модуляции надо работать в данном месте: в амплитудной (АМ) или частотной (FM), некоторые не знают назначения переключателя AM/FM.
  • Часто сталкиваемся с наличием в канале в станций DANITA и других моделей, работающих в частотной модуляции на всех каналах. Кроме них есть станции, изготовленные по немецкому стандарту: до 15 канала в АМ, а с 16-го в FM. Переходя на более высокие каналы, чтобы не засорять 15-й канал, они автоматически переключаются в частотную модуляцию. Получается, что два абонента пытаются говорить с разным способом кодирования сигнала: один в АМ, а другой - в FM. Отсюда тоже возникает недостаток по звуку и очень маленькая дальность.
  • Гордые владельцы 10 Вт-х радиостанций PRESIDETN, тоже в основном купившие радиостанции без инструкции в Б/У варианте и не имеющие понятия, для чего у них имеется по четыре регулировки звука на вход и на выход, очень часто ездят с отвратительным звучанием.


8. Существуют конструктивные недостатки моделей:

  • Большинство дорогостоящих радиостанций имеют искажение звука в сторону более низких частот и поэтому станция кажется приглушенной и басистой. При больших расстояниях (5-10 км) это часто является причиной, что Вас не слышат.
  • Большинство из 10 Вт раций имеют "сырую" схемотехнику и низкое качество сборки, как будто их проектировали и собирали на уроках труда в наших школах. Приобретение такой станции кроме продолжительного гарантийного ремонта никаких радостей Вам не принесет.
  • Не стоит покупать старую станцию, даже если она имеет выход 10 Вт. Амортизационный износ - немаловажный фактор. Многие станции приходят из-за границы уже с б/у автомобилями. Если посмотреть паспорт новой радиостанции, то там написано, что срок ее эксплуатации 5-6 лет. К нам станции приходят уже значительно переходившие этот срок. Поэтому, их элементы уже не выдерживают заданных параметров. Их настройка и ремонты мало чего дают, т.к. замена какого-то элемента часто приводит к перегрузке имеющихся старых деталей и станция снова выходит из строя.


9. Излишние сервисные функции:
Не стоит покупать рацию из-за наличия дополнительных сервисных функций, а именно сканирования каналов, памяти на 5 каналов, 400 каналов, переключения "0/5", которыми заманивают несведущего покупателя, т.к. они в основном не используется, но на цене очень отражаются. Ещё никому не приходилось сталкиваться с дальнобойщиками, которые от нечего делать сканируют по 400 каналам. Если хочется что-то услышать в основном включают магнитолу. Переключение "0/5" - тоже не та функция, из-а которой следует брать станцию низкого качества. Мы рекомендуем устанавливать переключатель на любую имеющуюся рацию, которая у Вас уже есть и устраивает по качеству.

1. Назначение радиостанций

1.1. Радиостанции предназначены для организации беспоисковой, бесподстроечной, двусторонней диспетчерской радиосвязи, связи на стационарных и мобильных объектах. Средства радиосвязи состоят из следующего оборудования:

  • Блок приемопередатчика (ПП).
  • Пульт управления (ПУ).
  • Блок питания (аккумулятор).
  • Антенно-фидерное устройство.

2. Радиостанция «Маяк»

2.1. Технические характеристики РС

Повышенной температуре окружающей среды до плюс 55 градусов.

2.2. Порядок работы

Включите питание радиостанции кнопкой «ВКЛ », при этом должен загореться зеленый индикатор. Затем поверните регулятор громкости на ПУ до щелчка, для включения приемопередатчика. Громкость радиостанции регулируется ручкой на ПУ, совмещенной с выключателем питания ПП.

Шумоподавитель включается и выключается кнопкой «ПШ » на ПУ.

Нажмите кнопку «РТТ » на микротелефонной трубке, и устройство перейдет в режим «ПЕРЕДАЧА» (когда вы держите микротелефонную трубку, говорите во встроенный микрофон).

Для возврата в режим «ПРИЕМ» отпустите кнопку «РТТ ».

3. Радиостанции типа FM

3.1. Технические характеристики РС

Радиостанция предназначена для длительной работы при соотношении режимов ПРИЕМ / ПЕРЕДАЧА 1:1, максимальная продолжительность работы в режиме ПЕРЕДАЧА - 15 минут.

Мощность несущей частоты передатчика - 10 Вт.

Чувствительность при отношении сигнал/шум 12 дБ - не более 0,4 мкВ.

Мощность, потребляемая радиостанцией, от сети переменного тока напряжением 220 В, в режиме ПЕРЕДАЧА - 150 ВА, а от аккумулятора при напряжении 13,2 В - 36 ВА.

Радиостанция предназначена для работы при:

Пониженной температуре окружающей среды до минус 25 градусов;

Повышенной температуре окружающей среды до плюс 50 градусов.

3.2. Порядок работы радиостанций FM 301/160 и FM 10/164

Включить питание радиостанции переключателем «СЕТЬ » на ПУ, при этом должен загореться зеленый индикатор.

Выберите переключателем нужный канал и снимите трубку с держателя.

Нажмите кнопку микротелефонной трубки, и устройство перейдет в режим «ПЕРЕДАЧА» (когда вы держите микротелефонную трубку, говорите во встроенный микрофон).

Для возврата в режим «ПРИЕМ» отпустите кнопку.

4. Радиостанции «Motorola GM 140, GM 340»

4.1. Технические характеристики РС

Радиостанция предназначена для длительной работы при соотношении режимов ПРИЕМ / ПЕРЕДАЧА 1:1, максимальная продолжительность работы в режиме ПЕРЕДАЧА - 15 минут.

Мощность несущей частоты передатчика - 20 Вт.

Чувствительность при отношении сигнал/шум 12 дБ - не более 0,3 мкВ.

Мощность, потребляемая радиостанцией, от сети переменного тока напряжением 220 В, в режиме ПЕРЕДАЧА - 180 ВА, а от аккумулятора при напряжении 13,2 В - 45 ВА.

Радиостанция предназначена для работы при:

Пониженной температуре окружающей среды до минус 25 градусов;

Повышенной температуре окружающей среды до плюс 50 градусов

УКВ радиостанция предназначена для организации радиосвязи между абонентами, и имеет два режима работы.

Первый режим - транковая связь «ТЕЛЕФОН».

Второй режим - режим радиостанции.

4.2. Порядок работы

Включить радиостанцию кнопкой на ручке регулировки громкости. Примерно через 1-2 секунды раздается двойной высокотональный звуковой сигнал, показывающий, что самоконтроль благополучно завершен и загорится индикатор канала. При отключении радиостанции надо нажать и отпустить эту кнопку до выключения, при этом сохраняется последний выбранный канал.

Установите по часовой стрелке желаемую громкость.

Для выбора канала нажмите на кнопку «2 » или «3 » на передней панели радиостанции.

Нажмите на кнопку сбоку «МИКРОФОНА» и устройство перейдет в режим «ПЕРЕДАЧА».

Для возврата в режим ПРИЕМ отпустите кнопку «МИКРОФОНА».

В режиме «ПЕРЕДАЧА» загорается красный светодиод на передней панели радиостанции.

Отключение и включение шумоподавителя осуществляется кнопкой «Р1» . При отключении шумоподавителя горит средний желтый индикатор сверху дисплея и слышны шумы.

Выбор мощности осуществляется последовательным нажатием кнопки «Р2» . При включении радиостанции она автоматически переходит на повышенную мощность. Лучше сразу после включения нажать эту кнопку. Повышенную мощность использовать только в крайних случаях, если не хватает нормальной мощности, а затем надо перейти на нормальную мощность.

Чтобы войти в режим «ТЕЛЕФОН» нажмите кнопку «1».

Чтобы позвонить:

А) Абонент-Абоненту.

У каждого абонента есть свой абонентский номер. Абонент, которому вы хотите позвонить, тоже должен находиться в режиме «ТЕЛЕФОН», т.е. на первом канале. Набираете его абонентский номер, цифру «3 » и «* ».

Ответить на вызов кнопкой «* ».

Завершить разговор кнопкой «# ».

Б) Абонент - системный телефон.

Набираете системный номер, цифру «1 » и «* ».

Ответить на вызов кнопкой «* ».

Завершить разговор кнопкой «# ».

В) Системный телефон - абонент.

Абонент так же должен быть на 1 канале в режиме «ТЕЛЕФОН».

Вы набираете номер транковой базы, услышите два тональных сигнала и набираете номер абонента.

5. Радиостанция « Motorola GM 350»

5.1. Для включения радиостанции надо нажать кнопку «·». Раздаётся звуковой сигнал, показывающий, что самоконтроль благополучно завершен и появится номер канала. Для выключения надо удерживать эту кнопку более 2 секунд. Громкость регулируется кнопками «Ù Ú ». Шумоподавитель отключается и включается кнопкой «W ». Кнопка «■» - это тональный вызов. Её надо нажать и отпустить. Канал выбирается кнопкой под соответствующей цифрой.

5.2. Чтобы вкл/выкл радиостанцию надо нажать кнопку «PWR» . При этом на дисплее появятся следующие данные: номер ячейки памяти, название канала и уровень мощности. При выключении р/ст сохраняются последние данные. Изменение уровня громкости производится ручкой «VOL ». На тангенте переключатель «LOCK » должен быть в положении «OFF ». Радиостанция при выключении автоматически запоминает последние установки.

5.3. Переключение каналов осуществляется кнопками 1 , 2 , 3 , 4 согласно приложенному списку.

6. Радиостанция « Motorola G Р 300»

6.1. Установить ручкой установки каналов, нужный номер канала. Включить р/ст, повернув ручку регулировки громкости по часовой стрелке. Раздастся короткий звуковой сигнал, показывающий, что самоконтроль благополучно завершен и радиостанция включена. Для входа в режим «Передача» надо нажать на тангенту сбоку (длинная кнопка), при этом загорится красный индикатор.

ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Если во время передачи не горит или мигает красный индикатор, а после отпускания тангенты раздается двойной звуковой сигнал, значит аккумулятор разряжен. Раньше не стоит ставить на зарядку во избежание сокращения срока службы аккумулятора. АККУМУЛЯТОР ЗАРЯЖАТЬ В ТЕЧЕНИИ 14-15 ЧАСОВ!!!

В качестве источника электропитания радиостанции может быть приме­нен блок аккумуляторный 5НКС-0,95 или 5НКГЦ-0,94.

Диапазон изменения напряжений от этих источников питания составляет от 4.0 вольт до 7,1 вольт.

Время непрерывной работы радиостанции от этих источников питания при отношении времени работы прием/передача/экономайзер – 1:1:8 состав­ляет не менее 16 часов, а при питании от блока питания на базе батареи ак­кумуляторной 2ЛБВ-316 – 4 часа.

Максимальная дальность связи определяется рядом факторов, в первую очередь особенностью распространения радиоволн.

Устойчивость радиосвязи во многом зависит от правильного выбора места расположения радиостанции на местности. Для обеспечения максимальной дальности связи необходимо придерживаться следующих правил:

Выбирать места для ведения связи на возвышенностях;

При расположение в лесу выбирать место с менее густым лесом и невысо­кими деревьями;

Избегать расположения радиостанции вблизи высоких зданий и других вы­соких строений;

Избегать расположения радиостанции вблизи высоковольтных линий элек­тропередачи;

Учитывать, что качество и дальность связи зависят от взаимной ориента­ции радистов относительно друг друга, при установлении связи необходимо поворачиваться для поиска положения, соответствующего наилучшему каче­ству связи;

Антенна радиостанции должна быть размещена перпендикулярно поверх­ности земли;

При работе на предельные дальности связи необходимо отключить шумо­подавитель.

При эксплуатации радиостанции следует помнить, что подсоединение ан­тенны, электроакустического преобразователя или микротелефонной гарни­туры, источников питания должно осуществляться только при отключенном питании радиостанции.

Запись частот и ключей

Повернуть переключатель «Громкость» приемопередатчика по ходу часо­вой стрелки из положения «0». В телефонах будет слышен тональный сигнал длительностью около 1 с.

Для ввода радиоданных в приемопередатчик установить переключатель «Режим» на приемопередатчике в положение «4». Пульт записи с записан­ными в него частотами поднести к окошку фотоприемника приемопередат­чика на расстояние до 1 см, причем на окошко фотоприемника приемопере­датчика не должны попадать прямые солнечные лучи. Дважды нажать кнопку «ВД» на пульте записи.

В случае успешной записи частот и ключа в приемопередатчике включа­ется звуковая сигнализация в виде непрерывного сигнала в телефонах или ЭАП в течение 1,5 с. После этого переключатель «РЕЖИМ» перевести в по­ложение «2» или «3».

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание радиостанции Р-168-0,1У предусматривает выполнение следующих видов работ:

· ЕТО – ежедневное техническое обслуживание;

· техническое обслуживание №1 (ТО-1) – месячное техническое обслужива­ние;

· техническое обслуживание №2 (ТО-2) – годовое техническое обслужива­ние.

Объем выполняемых работ каждого вида технического обслуживания должен содержать обязательную часть работ, выполняемую в зависимости от фактического технического состояния радиостанции на момент обслужива­ния. Решение о необходимости выполнения этой части работ принимается по результатам оценки технического состояния радиостанции, включаемой в обязательную часть.

Устранение неисправностей, связанных с вскрытием радиостанции, сле­дует производить в мастерской.

Данные о сроках, видах и результатах операций технического обслужива­ния радиостанции необходимо учитывать внесением записей в соответст­вующие разделы формуляра радиостанции.

Ориентировочные трудозатраты, необходимые для проведения техниче­ского обслуживания, составляют:

· на ЕТО – 0,25 чел/час;

· на ТО-1 – 0,8 чел/час;

· на ТО-2 – 2,0 чел/час.

Проведение ЕТО

Произвести внешний осмотр, при осмотре проверить:

Состояние корпуса и манипулятора, нет ли на них царапин, пробоин, вмя­тин, повреждения окраски и покрытий, исправность замков корпуса;

Состояние переключателей, четкость надписей и обозначений;

Четкость фиксации кнопок и переключателей, состояние соединителей ра­диостанции и ЭАП или гарнитуры;

Состояние антенного гнезда и надежность закрепления антенны;

Состояние гальванических покрытий на деталях;

Состояние аккумуляторной батареи, допускаются небольшие царапины и риски на корпусе источника питания. Не допускается наличие следов влаги и следов электролита на корпусе источника питания. А также наличие трещин и других повреждений, нарушающих его герметичность. В этом случае они подлежат списанию и замене;

Состояние резиновых уплотнений приемопередатчика и манипулятора. От­стающее резиновое уплотнение приклеить клеем.

Удаление пыли, чистка и профилактика

Очистить ветошью наружную поверхность изделий.

Удалить коррозию. Нестираемую грязь и масляные пятна с поверхности убрать ветошью пропитанной спиртом-ректификатом, с последующей покраской ла­кокрасочных покрытий в местах повреждений и смазкой техническим вазе­лином гальванических покрытий.

Ветошью очистить источник питания от пыли и грязи, места, покрытые коррозией, очистить ветошью, смоченной спиртом-ректификатом.

Проверка работоспособности

Для проверки работоспособности необходимо подготовить радиостанцию для работы в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Проверить работу шумоподавителя, а, при помощи другой радиостанции, работу радиостанции во всех режимах.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!