12. Петр 1. Преобразовательная деятельность.
1. Расположите в хронологическом порядке следующие преобразования Петра 1..
Табель о рангах
Реформы государственного управления
Введение рекрутской повинности
Провозглашение России империей
Ответ:
2. «То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».
Эти слова написаны А.С.Пушкиным о Петре 1.
Найдите в приведенном ниже списке два события, связанных с деятельностью Петра Великого. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Россия добилась выхода в Черное море
Созданы регулярная армия и флот
Россия добилась выхода в Балтийское море
Принято Соборное уложение
Открыт Московский университет
Ответ:
3. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе государственных преобразований Петра 1? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Судебник
Табель о рангах
Духовный регламент
Коллегии
Избранная рада
Новоторговый устав
Ответ:
4. Ниже приведен перечень фамилий исторических деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к сподвижникам Петра 1.
1) Я.В.Брюс; 2) Ф.Я.Лефорт; 3) П.И.Ягужинский; 4) Ф.М.Апраксин;
5) А.Г.Орлов; 6) Б.П.Шереметев
Найдите и запишите порядковый № деятеля, не относящегося к сподвижникам Петра 1.
Ответ:
5. Ниже приведен перечень понятий. Все они, за исключением одного, появились в период правления Петра 1.
1) Святейший Синод; 2) коллегии; 3) рекруты; 4) Соборное уложение;
5) ассамблеи; 6) Кунсткамера.
Найдите и запишите порядковый № понятия, появление которого относится к другому историческому периоду.
Ответ:
6. Ниже приведен ряд терминов и понятий. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) казачество; 3) крестьянство; 4) земства;
5) купечество; 6) почетные граждане.
Найдите и запишите порядковый № термина, который не является сословием.
Ответ:
7. В исторической науке существует дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Преобразования Петра 1 в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого нарда и дворянства».
Используя исторические знания по истории, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргументы в подтверждение:
1)..
Аргументы в опровержение:
1)..
8. Рассмотрите изображение и выполните задание:
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Автором картины является художник Н.Н.Ге
Автор картины был художником -авангардистом
На картине изображены Петр 1 и его сын царевич Алексей
Картина была написана в том же веке, в каком происходили изображенные на ней события
Изображенные на картине персонажи жили в XIX веке.
9.Какой из представленных памятников архитектуры создан по повелению царя, изображенного на картине выше? В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3)
4) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
10. Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII-XVIII вв. героями произведений А.С.Пушкина? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Петр 1
2) гетман Мазепа
3) Борис Годунов
4) Богдан Хмельницкий
5) Иван Болотников
6) Петр III
11. Время Петра 1- это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европейской культуры. Приведите не менее 3-х примеров подтверждающих эти суждения.
Домашнее задание: Составить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»
Имя правителя
Даты правления
Способ вступления на трон
Преобразовательная деятельность
Военные действия и их результаты
Ответить на вопросы:
Что такое дворцовые перевороты?
Каковы причины дворцовых переворотов? Какими силами и в чьих интересах они совершались?
Какое влияние на развитие России они оказали?
Подготовка к ЕГЭ. История.
Предэкзаменационный марафон.
Тема № 9: «Правление Петра I.»
Ноябрь. 1-ая неделя.
Полтавская баталия. Мозаичная картина М.В.Ломоносова.1762-1764.
Начинаем повторять эпоху правления Петра Великого. Какие преобразования во внутренней политике были им проведены? Удачи и поражения во внешней политике. Как Россия превращалась в империю? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы, познакомившись с материалами по теме.
Тема: «Правление Петра I » |
|||
Даты |
Наиважнейшие события |
||
Внутренняя политика. |
|||
1696 |
Учреждение чина генералиссимус а. Первым его получил за удачный второй Азовский поход главнокомандующий А.С.Шеин. |
||
1698 |
Учреждён первый орден - Андрея Первозванного. Первым его получил в 1699 генерал-адмирал Ф.А.Головин. |
||
Переход на новое летосчисление. |
|||
Конец 90-х годов 16 века |
Создание Азовского флота. |
||
1701 |
Первая артиллерийская школа в Москве. |
||
1702 |
Издание первой печатной газеты «Ведомости». |
||
1702-1704 |
Начало строительства Балтийского флота. |
||
1703 |
Строительство Петербурга. |
||
1704 |
Денежная реформа (наряду с серебряными чеканили медные деньги) |
||
1708 |
Введение гражданского шрифта. |
||
1708-1710 |
Первая областная ре форма: деление страны на 8 губерний, создание двухзвенной системы (уезд-губерния) |
||
1705 |
Введение рекрутского набора , начало создания постоянной регулярной армии. |
||
1705-1706 |
Восстание в Астрахани. Восстание в Башкирии (1705-1711) |
||
1707-1708 |
Восстание под предводительством Кондратия Булавина. |
||
1711 |
Создание вместо Боярской думы Правительствующего Сената - высшего органа управления). |
||
1712 |
Столица перенесена в Петербург. |
||
1714 |
Указ о единонаследии (поместье уравнивалось с вотчинами, передавалось по наследству старшему сыну, остальные сыновья должны служить.) |
||
1714 |
Первая публичная библиотека |
||
1716 |
«Устав воинский» |
||
1717-1721 |
Создание коллегий (вместо приказов). |
||
1717 |
Свод правил «Юности честное зерцало» |
||
1718-1724 |
Введение подушной подати. |
||
1718 |
Перепись населения («Ревизские сказки ) |
||
1718 |
Создание Тайной канцелярии (политический сыск) |
||
1719 |
Открытие первого музея- Кунсткамеры. |
||
1719 |
Вторая областная реформа : уезд-провинция-губерния. |
||
1721 |
Создание Синода , регулирующего дела Церкви. |
||
1721 |
Россия – империя. |
||
1722 |
Табель о рангах. |
||
1722 |
Указ о престолонаследии (император сам назначает своего преемника). |
||
Внешняя политика |
|||
1695 |
Первый Азовский поход КАРТЫ |
||
1696 |
Второй Азовский поход. Взятие Азова. |
||
1697-1698 |
Великое посольство |
||
Константиновский мир с Турцией (закреплены победы Азовского похода) |
|||
1700-1721 |
Северная война. КАРТА |
||
Поражение под Нарвой. |
|||
Победа в битве под Лесной. |
|||
Полтавская битва. |
|||
1710-1713 |
Война с Турций. |
||
1711 |
КАРТА |
||
Первая морская победа у м. Гангут |
|||
1716-1717 |
Хивинский пох од в Среднюю Азию князя Бековича- Черкасского, неудачный. |
||
Победа у о. Гренгам. |
|||
Ништадский мир (Россия + Ингрия, Эстляндия, Лифляндия, Карелия с Выборгом, выход к Балтийскому морю). |
|||
1722-1723 |
Каспийский (Персидский) поход. |
||
1723 |
Петербургский договор с Персией (Персия уступала России всё южное побережье Каспийского моря) |
||
1724 |
Константинопольский мир с Турцией(Турция признала территорию России на Каспии). |
||
ПРАВИТЕЛИ Пётр I: 1682-1725 О личностях и терминах данного периода- материал в статье на сайте (см.сноску). Материал по историческому портрету Петра 1 можно найти на сайте istoricheskiy - portret . ru |
|||
Мировая история |
|||
1688 |
«Славная революция » в Англии. Свергнут король Яков 2 Стюарт, взошёл на трон Вильгельм 3. |
||
1701-1714 |
Война за испанское наследство. Англия, Австрия, Голландия, Португалия, Пруссия, Часть Германии и талии – против Франции и Испании. 1700- смерть последнего испанского представителя Габсбургов- Карла 2. Франция на испанский престол возвела Филиппа 5 Бурбона внука Людовика 140. Итог: Утрехтский мир (1713) и Раштаттский мир (1714), усиление английского морского влияния колониального могущества. |
||
Личности |
Кратко о них |
||
Филипп 5 Бурбон |
Король Испании с 1700-1746 г. При нём значительно восстановилась экономика Испании после затяжного кризиса 17 века, он привлекал иностранных советников. Но войну за французский престол проиграл (1718-1720 г.). |
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Период 1700-1725 относится к времени правления Петра I. Данный отрезок отечественной истории характеризуется активной внешней политикой на Европейском (Северная война) и Азиатском направлениях (Персидский поход, Прутский поход). Также в этот период произошло много внутренних преобразований, которые были масштабными и распространялись на различные сферы общества (военные, социальные, экономические, государственно-административные реформы)
Важнейшее событие внешней политики - Северная война 1700-1721 гг. Причиной послужила необходимость получения Россией выхода в Европу через Балтийское море для более успешного развития экономики и отношений с европейскими странами. Сначала действия русских войск были неудачными (поражение под Нарвой), но после Россия провела несколько успешных сражений (битва у д.
Лесная, у мыса Гангут, у острова Гренгам) и выиграла войну. Большую роль в одном из главных сражений войны - Полтавском - сыграл А.Д. Меншиков. Именно он своевременно известил Петра I о начале наступления шведских войск на русский лагерь, чем лишил шведского короля возможности внезапной атаки. Меншиков лично командовал кавалерией, отдавал приказы войскам, что привело к победе русских войск в этой битве. Следствием Северной войны стало заключение Ништадтского мира в 1721 году (Россия получала территории Прибалтики и выход в Балтийское море) и провозглашение России империей.
Среди социальных реформ Петра I следует выделить указ "о единонаследии" 1714 года, по которому дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами и теперь могли передаваться только одному из сыновей.
Причиной издания указа стало стремление Петра пресечь дробление имений и привлечь на службу к государю молодых дворян. Большую роль в этом событии сыграл сам Пётр I. Он разработал содержание реформы и лично подписал этот указ. Следствием этого события стало повышение числа служащих среди дворян.
Немаловажным событием периода стало восстание Кондратия Булавина 1707-1708 гг. Основными его причинами стало усиление повинностей крестьян в ходе Северной войны и указ о сыске беглых крестьян на Дону. Большую роль сыграл предводитель восстания Кондратий Булавин. Он отказался выдавать беглых крестьян, формировал отряды для отражения нападения царских войск. Именно Булавин рассылал «прелестные» письма и призывал защищать права казаков. Восстание было подавлено, следствием стал возврат беглых крестьян владельцам, а Дон потерял свою независимость.
Во внешней политике произошли такие события, как Прутский поход в 1710-1711 гг. (был неудачным, и России пришлось вернуть Азов и уничтожить Азовский флот) и Персидский поход 1723-1724 гг., вследствие которого к России присоединялись прикаспийские территории. Также был учреждён Сенат, создан Святейший Синод, а приказы заменялись коллегиями. Был издан указ о престолонаследии, и теперь монарх мог сам назначать себе наследника. В военной сфере произошли такие изменения как введение рекрутской повинности, перевооружение армии и создание военно-морского флота. Также появились цифирные школы и военные учебные заведения, начала издаваться первая публичная газета "Ведомости". Но также вводилась новая система налогообложения - подушная подать, которая была тяжела для населения.
Данный период нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, именно при Петре I Россия стала сильной державой, получила выход к Балтийскому морю и приобщилась к европейской цивилизации. Но с другой стороны, были не только неудачные действия во внешней политике (Прутский поход), но вследствие резких преобразований Петра возникали народные возмущения и вспыхивали народные восстания(восстание Кондратия Булавина). Так или иначе, данный период сильно повлиял на дальнейшую историю России. Так, победа в Северной войне и получение выхода в Балтийское море сильно отразится на внешней политике следующих правителей. Россия будет активно участвовать в европейских событиях, сотрудничать со странами Европы (Семилетняя война 1756-1763 гг., участие в разделах Польши в 1772, 1793 и 1795 гг., попытки противодействовать французской революции в конце 18 века). Также, указ о престолонаследии, изданный в данный период, станет одной из предпосылок к дворцовым переворотам, которые будут длиться с 1725 года, вследствие которого на престоле впервые появятся женщины, будет част фаворитизм, а роль гвардии сильно возрастёт. Именно в период дворцовых переворот сильно возрастут привилегии дворянства, которое станет главной опорой для монархов. Органы власти, созданные при Петре, просуществуют ещё некоторое время. Так, коллегии будут упразднены лишь в начале 19 века, когда начнётся создание министерств. А Святейший Синод просуществует до 1917 года. Рекрутская повинность будет существовать до "великих реформ" Александра II, до введения всеобщей воинской повинности. Данный отрезок истории являлся важной вехой в истории страны и определил многие дальнейшие тенденции.
Комплекс учебных заданий по теме:
"Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований "
(в формате ЕГЭ 2016 года)
Выполнила
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 32
г.о. Самара
Катанина Елена Александровна
ПЕТР I .
Часть 1
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
А) реформы местного управления | 1) принятие указа о единонаследии |
Б) Преобразование центрального управления | 2) деятельность Великого посольства |
В) Закрепление дворянской собственности на землю | 3) создание Сената |
Г) Приглашение на службу иностранных специалистов | 4) учреждение губерний |
5) подписание Ништадстского мира |
Что из перечисленного относится к политике протекционизма? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
принятие Таможенного тарифа
введение хозрасчета на государственных предприятиях
субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок
утверждение частной собственности на землю
добровольные экспортные ограничения.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списки данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участники |
Битва при д. Лесная | А) _________________ | Меньшиков А.Д., Голицин М.М. |
Б) _____________ | Апраксин Ф.М. |
|
Великое посольство | 1697 – 1698 г.г. | В) ____________ |
Прутский поход | Г)________________ | П.П. Шафиров |
Пропущенные элементы:
П.И. Ягужинский
Азовский поход
Ф.Я. Лефорт
Персидский поход
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Учреждение Сената
Крымские походы
Введение Табели о рангах
Установите соответствие между событиями и годами:
События | Даты |
А) Вечный мир с речью Посполитой | |
Б) Азовские походы | 2) 1700 – 1721гг. |
В) Северная война | |
Г) учреждение коллегий | 4) 1695,1696гг. |
5) 1718 – 1721гг. |
Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции; 5) фискал; 6) рекрутские наборы.
Запишите термин, о котором идет речь.
Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром I
Ответ_______________.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:
События | Участники |
А) Гангутское сражение | 1) А.Д. Меньшиков |
Б) составил «Духовный регламент» 1721 | 2) Ф.М. Апраксин |
В) восстание в Астрахани | 3) Э.И. Бирон |
Г) Полтавская битва | 4) Б.П. Шерементьев |
5) Феофан Прокопович |
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
Фрагменты источников |
|
«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена. …Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…» |
|
«Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…» |
Характеристики
Данный договор был подписан в Петербурге.
По данному договору Россия получила выход в Балтийское море
По данному договору Россия получила выход в Черное море
Данный договор был подписан по результатам Северной войны.
Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей
В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.
Прочитайте отрывок и укажите название документа, откуда он взят: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то кода кто получит вышеписаный чин, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Ответ___________________.
Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова. «Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады
реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв.
одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей
одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России
одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристикам:
Памятник культуры | Характеристики |
А) «Юности честное зерцало» | |
Б) портрет канцлера Головкина | 2) первый естественно-научный музей |
В) Кунсткамера | 3) свод правил хорошего тона |
Г) конная статуя Петра I | |
Рассмотрите изображение и выполните задания 13 – 14.
Какие суждения о данном изображении являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных.
Период правления этого правителя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.
В годы правления этого монарха Россия стала империей.
Правление изображенного монарха приходится на вторую половину XVIII века.
Правление изображенного монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.
Какое из зданий, представленных ниже, не относится к периоду правления изображенного правителя.
Рассмотрите схему и выполните задания 15 – 18.
Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну в это время.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ___________________________.
Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».
Ответ___________________________.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Война продолжалась около 5 лет.
Война продолжалась 20 лет.
Война закончилась после сражения под городом (2).
Военные действия велись не только на суше, но и на море.
Одним из последствий этой войны было отвоевание выхода России к морю.
В ходе войны Россия потеряла весь флот.
Вов Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов:
А) План немцев по захвату СССР назывался __________ .
Б) Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе ___________.
В) Представитель литературы, писавший свои стихи в блокадном Ленинграде____________________.
Пропущенные элементы:
«Тайфун»
Московская битва
О.Ф. Бергольц
«Барбаросса»
Сталинградская битва
Курская битва
К.М. Симонов
«Цитадель»
А.Т. Твардовский
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 – 22
«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм. 1
О каком столетии идет речь в тексте? Кто был инициатором реформ, о которых говорит автор? Привлекая знания по истории, назовите не менее трех личностей, прославившихся в это столетие.
Используя текст из источника и знания по истории, укажите, в чем состояло внешнее величие России в этом столетии. Укажите не менее трех положений.
Первая четверть XVI 11 в. в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения Петровских преобразований (приведите
три объяснения).
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов правления Петра I:
1) 1682 – 1696 гг. 2) 1700 – 1721гг. 3) 1721 – 1725гг.
-
XVIII столетие; - инициатор реформ – Петр I; - прославившиеся личности этого столетия: А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
Родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку; - заслуги перед страной определяли ценность личности; - на первые роли в государстве выдвигались люди энергичные, сильные; - рушились старые привилегии боярства и духовенства; - стремительно возвышалось дворянство.
Внешнее величие России состояло в том, что: - в конце XVIII века Россия стала великой и могущественной империей, с которой вынуждены были считаться другие страны; - её пределы расширились, в состав вошли новые народы на западе, юге, востоке; - Россия тала морской державой.
Экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;
А4, Б3, В1, Г2
А1, Б2, В7, Г8
А3, Б4, В2, Г5
Кондиции
Коллегии
А2, Б5, В4, Г1
Табель о рангах
А3, Б1, В2, Г5
Петр Первый
Петербург
Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;
Бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.
Аргументы в подтверждение:
Быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которых стало принимать форму низкопоклонства перед западом; - многие новации в области культуры носили принудительный характер (бритье бород, ношение париков); - преобразования привели к углублению раскола общества.
Аргументы в опровержение: - реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку отечественных кадров (Навигационная, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия); - благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, открытие кунсткамеры, основание Академии наук); - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.
1 Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 532 с.*2
Годы правления:1682- 1725
Из биографии
- Пётр I – один из самых выдающихся государственных деятелей России.
- Уже с детства интересовался военным делом. Создал «потешные войска» в Преображенском, где жил с матерью. Эти войска станут основой будущего Преображенского полка. Увлекался судостроением, огнестрельным делом. Много времени проводил в немецкой слободе, где жили мастера этого дела.
- Пётр I любил свою страну, мечтал, чтобы она стала самой мощной державой, и все силы прикладывал к достижению цели. Он хотел изменить и страну, и людей, и ему во многом удалось это сделать. Россия стала одной из цивилизованных стран мира, мощным государством — империей, а он сам — императором.
- Пётр I был противоречивой личностью. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.
- В течение жизни он изучил много ремёсел, считал, что труд должен быть обязательной потребностью любого человека, независимо от положения и чина. Он мог решать важнейшие государственные дела и в то же время заниматься обычными повседневными делами. Больше таких правителей Россия не знала.
- Пётр I обладал поистине энциклопедическим знаниями: овладел многими ремёслами и науками, был полководцем, законотворцем, дипломатом, историком, географом. Он мог легко разговаривать как с королями западных стран и их министрами, так и с простыми мастеровыми, со всеми находя общий язык. Легко говорил на немецком и голландском языках.
- Для деятельности Петра I характерен взгляд далеко в будущее. Он стремился совершать не сиюминутные преобразования, а те, которые надолго будут способствовать расцвету России. Так многие его нововведения действовали десятилетия и более: государственные учреждения, созданные им, просуществовали весь 18 век, рекрутские наборы – до 1864 года, а Сенат, Синод, прокуратура — до 1917 года.
- Пётр I ценил талантливых, трудолюбивых людей. Он не смотрел на различия — сословные, религиозные, национальные. Человек труда, радеющего за Россию, он превозносил и всячески поощрял таких людей.
- Сколько талантливых деятелей страны вышло из низов при Петре I !
Исторический портрет Петра I Великого
Направления деятельности
1.Внутренняяя политика
Направления деятельности | Результаты |
Усиление царской власти. | Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране.1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника, исходя из интересов государства. |
Совершенствование системы государственного и местного управления. | 1.Реформы центрального управления : вместо Боярской думы сначала создана Ближняя канцелярия, а затем в 1711 создан Правительствующий Сенат ;вместо 44 приказов- 11 (затем 14) коллегий в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.2.Реформы местного управления : создание Ратуши в Москве и земских изб в городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе — губернатор.3.С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.( 1 провинция = 5 дистриктам,с нем. районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).1714-появление фискалов — чиновников, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах) |
Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи. | 1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат. |
Ухудшение положения крестьян. | Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание в 1705-1706 и восстание под предводительством К.Булавина в 1708-1709 г. |
Проведение церковной реформы. | 1721- создание Синода, руководящего церковью. Ликвидация патриаршества, во главе Синода — светский человек, обер-прокурор. |
Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы. | 1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии .Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии (1701-первая артиллерийская школа в Москве, 1712- в Петербурге, 1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь. |
Совершенствование финансовой системы. | Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати. |
Дальнейшее развитие промышленности | Создавались новые промышленные центры, новые отрасли(судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса. Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы.1700-начало разработок Нерчинских рудников,1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки. |
Поддержка отечественной торговли. | Проводилась политика меркантилизма и протекционизма ,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю. |
Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию. | Формировалась система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы. |
Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России. | Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба.А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого, эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая русская подводная лодка(механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России. |
Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка | 1700- создана горноразведочная служба, цель которой — поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье. |
Дальнейшее развитие культуры. | Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-переход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру(открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.
Расцвет живописи, особенно портретной (А.Матвеев, И.Никитин) |
2. Внешняя политика
Направления деятельности | Результаты |
Южное направление.Цель: добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории. | 1695-первый Азовский поход , неудачный, так как не было флота.1696-второй Азовский поход . Удачный. За зиму был создан флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700-Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война . Турция требует возвращения Азова.1711-Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие , по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии. |
Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории. | 1699-Северный союз
(Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война
со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга(Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706- Альтранштадтский мир
между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 — сражение у деревни Лесной,
крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва
. Победа России.1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.1710- первая морская победа — Гангутский
бой.
1718-1719-Аландский конгресс, по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир. 1720-Гренгамский бой, победа России. 1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги(это часть Карелии, Ингрия, Эстляндия — Эстония, Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции. |
Южное направление.Цель — закрепление на берегах Каспийского моря. | 1722-1723 – русско-персидская война. Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722- каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён, завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря(Баку, Решт, Сальян)1723-Петербургский договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории. |
Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией, | 1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию(Хивинский поход ). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было — добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям. |
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Продолжала укрепляться абсолютная власть царя, он стал именоваться императором.
- Многочисленные реформы усилили аппарат государственной власти и местного самоуправления, что привело к значительному усилению всех сфер жизни общества.
- Создана сильная армия и флот, мощное промышленно производство, что позволило добиться выхода к морю, превратиться в мировую державу, сократив отставание от стран Запада.
- Россия стала одной из сильных цивилизованных стран мира, чему способствовали многочисленные преобразования и реформы в социальной, культурной сфере.
- Удачная политика на западе и юге: Россия получила выход к Балтийскому морю, завоевала территории около него, завоевала и присоединила западные и южные территории Каспийского моря.
- Значительно повысился международный авторитет России, которая стала именоваться империей.
Однако были и негативные результаты деятельности.
- Значительно усилилось закабаление крестьян, ухудшилось их положение. Итогом чего стали многочисленные народные выступления.
- Реформы проводились часто насильственно, без учёта традиций, веками сложившихся в стране.
- Неудачная политика на юге и востоке: не был открыт выход к Чёрному морю и путь в Индию для торговли.
Хронология жизни и деятельности Петра I
1682-1696 | Совместное правление Петра I и Ивана V. |
1682-1889 | Регентство Софьи |
1701 | Построена в Москве Сухарева башня |
1695, март-октябрь | Первый Азовский поход Петра I, неудачный. |
1696, май-июль | Второй Азовский поход Петра I.Взят Азов. |
1697-1698 | Великое посольство в Европу. |
1697-1699 | Экспедиция В.Атласова на Камчатку. |
1 января 1700 | Начло нового летосчисления. |
1700 | Константиновский мир с Турцией. |
1700-1725 | Северная война со Швецией . |
СОБЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ: | |
1700, ноябрь | Поражение под Нарвой |
1702 | Взят Нотебург |
1703 | Взята крепость Ниеншанц |
1708 | Битва у Лесной , победа России |
1709 | Полтавская битва |
1714 | Победа русского флота при мысе Гангут |
1720 | Победа русского флота у острова Гренгам. |
1701 | В Москве открыта школа «математицких и навигацких» наук. |
1702-1704 | Начало создания Балтийского флота |
1703 | Выход первого номера газеты « Ведомости» |
1703 | Основание Санкт-Петербурга |
1705 | Введение рекрутской повинности , то есть начало создания регулярной армии. |
1705-1706 | Восстание стрельцов в Астрахани |
1707 | Учреждение 8 губерний |
1707-1708 | Восстание казаков на Дону под предводительством К.Булавина. |
1710 | Перепись населения. |
1710-1713 | Русско-турецкая война |
1711 | Учреждение Правительствующего Сената |
1711 | Прутский поход Петра |
1711 | Денежная реформа. Чеканка золотых, серебряных и медных монет. |
1713 | Петербург — столица России. |
1714 | Указ о единонаследии , уравнивание поместий с вотчинами. |
1714 | Устав воинский |
1716-1718 | Хивинский неудачный поход А.Бековича- Черкасского. |
1718-1721 | Создание коллегий (вместо приказов). |
1718 | Начало налоговой реформы, переход на подушную подать . |
1719 | Разделение губерний на провинции . Генеральный регламент. |
1721 | Ликвидация патриаршества, учреждение Синода. |
1721 | Ништадский мир со Швецией(Россия + Лифляндия, Ингерманландия, Эстландия, часть Карелии с Выборгом, часть Южной Финляндии) |
1722 | Табель о рангах. |
1722 | Указ о престолонаследии. |
1722 | Учреждение купеческих гильдий и ремесленных цехов. |
1722-1723 | Русско-персидская война . Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря. |
1724 | Указ об учреждении Академии наук(открыта в 1725, после смерти Петра 1). |
- Пётр I был высокого роста- 2м, всегда выделялся в толпе.
- Царь за свою жизнь освоил много ремёсел. Он научился навигации, кораблестроению, изготовлению часов, брал уроки рисования и гравёрного дела, учился изготавливать бумагу, был каменщиком, плотником, садовником, посещал анатомический театр, где изучал основы анатомии и практиковался в хирургии. Одному делу так и не смог научиться Пётр I- плетению лаптей. Он говорил: « Нет ремесла мудрёнее лапотного».
- В результате военных побед Пётр 1 стал императором Всероссийским, князем Курляндским, Эстляндским, Карельским. В военной карьере от тоже достиг больших успехов- от сержанта до капитана, полковника и адмирала флота.
- Пётр I отличался прилежностью в обучении, усидчивостью, хотя в детстве и отрочестве мог играть сутки, причём без еды- так увлекался игрой.
- Здоровье у царя было прямо богатырское. Кроме того, несколько раз ему приходилось избегать смерти от рук заговорщиков.
- Пётр I очень любил кататься на коньках. Раньше коньки накрепко привязывали к обуви шнурками. Привычные нам коньки – прикреплённые полозьями к подошве- он изобрёл сам, находясь в Голландии и увлёкшись там катанием на коньках.
- Многие сподвижники Петра I, например, его правая рука Меншиков, были полуграмотными людьми.
- Пётр I издал множество указов за свою жизнь. Были среди них и необычные. Например, указ о том, каким должен быть подчинённый, гласил: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим начальника не смущать». Кто знает, может с этого указа пошло желание начальников видеть в своём окружении людей, значительно ниже их по уровню образования и умений?)))
- А чего только стоит медаль « За пьянство», выпускаемая по указу Петра I! Она весила 7 кг., и носящий её волей-неволей задумывался: а не стоит ли перестать пить. Так что в каждую эпоху были свои методы борьбы с пьянством!)
- Пётр I всеми силами стремился повысить уровень образованности в стране. Так по его указу священникам было запрещено благословлять на брак дворян, не имеющих образования.(Помните Митрофанушку из комедии Д.Фонвизина « Недоросль», слова героя: « Не хочу учиться, а хочу жениться»!- это отголосок петровских преобразований!)
При Петре I впервые
- 1698- первый орден Андрея Первозванного. Им награждались за воинские заслуги и гражданскую службу. Первым орден получил в 1699 генерал-адмирал Ф.Головин.
- В 1702 году в Москве на Красной площади немецкая театральная труппа дала первые общедоступные спектакли. Для этого был специально построен театр.
- Первая газета — « Ведомости» , она стала выходить в 1702 г.
- Именно при Петре I Россия становится морской державой. Первая морская победа одержана в устье Невы против шведов в 1703., в честь чего была выпущена медаль, на которой было написано: « Небываемое- бывает!»
- Первый учебник математики Магницкого выпущен в 1703
- Первая в России обсерватория на Сухаревской башне в 1702г,
- В 1707- в Москве открыт первый военный госпиталь.
- В 1708 выпущена первая книга, написанная облегчённым гражданским шрифтом, это была геометрия.
- Первая публичная библиотека открыта в 1714г.
- Знаменитая Кунсткамера — это первый музей в России, начал музей действовать с 1719г.
- С 1 января 1700г – переход на новое летоисчисление.
- Впервые вместо приказов стали действовать коллегии.
- Во главе церкви впервые поставлен светский человек — во главе Синода в 1721 стоял обер-прокурор.
- Впервые появились губернии и провинции.
Таким образом, при Петре I Великом было очень много нововведений, чего раньше не было в стране. Поистине император был ПЕРВЫМ!Не случайно в 1721 году Сенат присваивает Петру I титулы «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.
На сайте poznaemvmeste.ru можно найти материал по личностям, которые жили в этот период, были сподвижниками императора (см. раздел «Личности» )
На данном сайте есть материал о сподвижнике Петра 1- который можно использовать в историческом сочинении.
При описании в историческом сочинении начального периода деятельности Петра 1 можно использовать материал о его сподвижнике- первом генералиссимусе
Москва. Памятник « В ознаменование 300-летия российского флота», Зураб Церетели, 1997
Высота 98 м. Самый высокий в России и один из самых высоких в мире.
Этьен Фальконе
Памятник Петру 1 в Петербурге, Сенатская площадь.
Медный всадник. 1768-1770