Термины по всеобщей истории. Московский гуманитарный университет Вся зарубежная история

Годы до новой эры.
4 тыс. лет. Объединение мелких государств в долине Нила. Первая пирамида. Шумеро-Аккадское царство в Месопотамии. Изобретение клинописи. В долине Инда возникает хараппская цивилизация. В долине Хуанхэ разводят шелковичного червя, выплавляют бронзу; возникает узелковое и рисуночное письмо.
2,5-2 тыс. лет. Минойская цивилизация. Ассирийское государство со столицей в Ниневии. Финикийцы создают буквенное письмо, открывают путь в Красное море. Трипольская земледельческая культура в Приднепровье.
2 тыс. лет. Арийские племена проникают в Индию, а греки-ахейцы - в Элладу.
1,5 тыс. лет. В Китае возникает государство Шан (Инь).
1400 г. Исход евреев из Египта под водительством Моисея.
Ок. XV в. Отделение праславянских племен от индоевропейского единства.
XV-XIII вв. Период Ахейской Греции.
1300-1200 гг. Хетты открывают способ получения железа. 970-940 гг. Правление царя Соломона, постройка Иерусалимского храма.
IX-VIII вв. Первые упоминания о государстве персов.
800 г. Основание финикийцами Карфагена.
776 г. Первые Олимпийские игры.
753 г. Легендарная дата основания Рима.
660 г. Первый император Японии.
560 г. Рождение Будды.
551 г. Рождение Конфуция.
489 г. - IV в. н. э. Государство Великая Армения.
461 г. «Золотой век» Перикла в Греции. Строительство Парфенона.
334-325 гг. Завоевания Александра Македонского на Востоке.
317-180 гг. Империя Маурьев в Индии.
264-146 гг. Три Пунических войны Рима с Карфагеном и разрушение Карфагена.
246 г. Начало строительства Великой Китайской стены.
146 г. Подчинение Греции Риму.
73-71 гг. Восстание римских рабов под предводительством Спартака.
49-44 гг. Диктатура Юлия Цезаря в Риме.
6 г. до н.э. - 4 г. н. э. Вероятная дата рождения Иисуса Христа.

Годы новой эры.
I век. Возникновение христианства.
Ок. 29 г. Распятие Иисуса Христа по приказу римского прокуратора Понтия Пилата.
I-II вв. Первые упоминания о славянах у античных авторов.
132-135 гг. Начало рассеяния евреев по всему миру.
164-180 гг. Чума опустошает Римскую и Китайскую империи.
III-IX вв. Цивилизация майя в Америке.
395 г. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.
IV-V вв. Введение христианства в Грузии и Армении.
476 г. Падение Западной Римской империи.

Начало Средневековья.
482 г. Крещение франков. Первое королевство франков.
570 г. Рождение Мухаммеда, основателя ислама.
630 г. Образование арабского государства.
Конец VII в. Образование Болгарского государства.
711-720 г. Завоевание арабами Испании.
732 г. Битва при Пуатье. Остановлено продвижение арабов в Европу.
VIII- X вв. Хазарский каганат.
г. Первые летописные сведения о Новгороде.
г. Легендарная дата основания Киева.
IXв. Образование Киевской Руси.
Конец IX - начало X в. Образование Чешского государства.
Xв. Образование Древнепольского государства.
1054 г. Разрыв между православием и католичеством.
1096-1099 гг. Первый крестовый поход.
1136-1478 гг. Новгородская феодальная республика.
1147 г. Первое упоминание о Москве.
1206-1227 гг. Время правления Чингисхана. Возникновение государства монголов.
1236-1242 гг. Татаро-монгольское нашествие на Русь и страны Европы.
1242 г. Разгром Александром Невским немецких рыцарей на Чудском озере.
Сер. X в. - 1569 г. Великое княжество Литовское и Русское.
1325 г. Основание царства ацтеков в Мексике.
1348-1349 гг. Чума уносит половину населения Англии.
1370-1405 гг. Правление великого эмира Тимура-завоевателя.
1378 г. Победа московского войска над татарами на реке Воже.
1380 г. Куликовская битва - разгром татар под руководством Дмитрия Донского.
1389 г. Битва на Косовом поле (разгром сербов турками).
1410 г. Разгром Тевтонского ордена польско-литовско-русской ратью (Грюнвальд).
1431 г. Сожжение Жанны д’Арк по приговору инквизиции.
1445 г. Библия Гуттенберга. Начало книгопечатания в Европе.
1453 г. Падение Константинополя и Византии под ударами турок.
1478 г. Начало инквизиции в Испании.
1480 г. «Стояние на Угре». Окончание татаро-монгольского ига.
1492 г. Изгнание арабов из Испании. Открытие Америки Колумбом.
1517 г. Мартин Лютер выступает против власти пап. Начало Реформации.
1531-1533 гг. Завоевание Писарро государства инков.
1533-1584 гг. Правление Ивана Грозного.
24 августа 1572 г. Варфоломеевская ночь (резня гугенотов во Франции).
1588 г. Гибель «Непобедимой Армады» (испанского флота).
1596 г. Брестская уния. Образование греко-католической («униатской») церкви. 1604-1612 гг. «Смутное время».
г. Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.
г. Избрание Михаила Романова на царство.
1620 г. «Отцы-пилигримы» основывают колонию за океаном, в Новой Англии.
Начало буржуазной революции в Англии считается началом Нового времени.
1640 г. Начало буржуазной революции в Англии. 1644 г. Маньчжуры овладевают Китаем.
1654 г. Решение о переходе Украины под власть царя России (Переяславская рада).
1667-1671 гг. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
1682-1725 гг. Царствование Петра I.
1701-1703 гг. Война за испанское наследство. Усиление Англии на море.
27 июня 1709 г. Полтавская битва.
1762-1796 гг. Царствование Екатерины И.
1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.
1775-1783 гг. Война за независимость американских колоний. Образование США.
24 июля 1783 г. Георгиевский трактат о переходе Грузии под защиту России.
14 июля 1788 г. Взятие Бастилии и начало Французской революции.
1793-1795 гг. Присоединение Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии к России.
1812 г. Вторжение армии Наполеона в Россию. Бородинская битва.
1815 г. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо.
1837 г. Воцарение в Англии королевы Виктории.
1853-1856 гг. Крымская война. Оборона Севастополя.
19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права в России.
1861-1865 гг. Гражданская война в США между Севером и Югом. Отмена рабства.
1862 г. Объединение Германии Бисмарком.
1867 г. Создание двуединой Австро-Венгерской империи.
1877-1878 гг. - Русско-турецкая война, освобождение болгар, сербов, румын.
1896 г. Коронация Николая П. Катастрофа на Ходынском поле.
1904-1905 гг. Русско-японская война. Гибель «Варяга», падение Порт-Артура.
г. «Кровавое воскресенье». Начало революции в России. Манифест 17 октября.
г. Первая Государственная Дума.
1911-1913 гг. Революция в императорском Китае.
1914 г. Убийство эрцгерцога Фердинанда и начало Первой мировой войны.
1917 г. Февральская революция в России, свержение самодержавия.
1917г. Победа Октябрьской революции в Петрограде. Образование РСФСР.
1417 г. Образование Украинской Народной и Советской республик.
1918г. Революция в Германии, образование независимых Польши и Чехословакии.
1918 г. Окончание Первой мировой войны. Начало Гражданской войны в России.
1919г. Версальский мирный договор между союзниками и Германией.
1919-1923 гг. Кемалистская революция в Турции, крушение Османской империи.
30 декабря 1922 г. Образование СССР.
1929 г. Начало коллективизации в СССР. Мировой экономический кризис.
1931-1933 гг. Великий голод в СССР.
30 января 1933 г. Установление диктатуры нацистов в Германии.
1436-1939 гг. Мятеж генерала Франко и гражданская война в Испании.
1437-1938 гг. Массовые репрессии в СССР.
г. «Хрустальная ночь» (резня евреев в Германии).
г. Пакт Молотова-Риббентропа. Начало Второй мировой войны.
22 июня 1941 г. Нападение Германии на СССР.
г. Битва под Москвой - первое поражение вермахта
г. Подписание декларации 26 государств о борьбе против Германии.
1442-1943 гг. Битва под Сталинградом. Бои в Северной Африке.
г. Курская битва. Высадка союзных войск в Италии.
г. Высадка союзных войск в Нормандии.
8-9 мая 1945 г. Безоговорочная капитуляция Германии.
1945 г. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.
1445-1946 гг. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками.
1947 г. Принятие США «Плана Маршалла».
1448 г. Провозглашение государства Израиль.
1949 г. Образование НАТО. Провозглашение ГДР, ФРГ, КНР.
1950-1953 гг. Война в Корее.
1955 г. Заключение Варшавского договора.
4 октября 1957 г. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 г. Первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин (СССР).
1961-1973 гг. Война во Вьетнаме.
1966-1976 гг. «Культурная революция» в Китае.
1968 г. Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
21 июля 1969 г. Первый человек на Луне (Н. Армстронг, США).
1975 г. Хельсинское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе.
1980-1988 гг. Ирано-иракская война.
1985 г. Начало «перестройки» в СССР.
26 апреля 1986 г. Авария на Чернобыльской АЭС.
1991 г. Референдум о судьбе СССР (70 % - за сохранение Союза). Путч ГКЧП.
г. Беловежские соглашения и распад СССР.
1991-1992 гг. Распад Чехословакии, Югославии.
г. Начало «шоковой терапии» в России.
1994 г. Начало войны в Чечне.
г. Союз России и Беларуси. Вывод российских войск из Чечни.
г. Обвальное падение рубля (дефолт) в России.
г. Бомбардировка Югославии авиацией НАТО. Операция «Буря в пустыне».
г. Отставка Б. Н. Ельцина. Его преемник - В. В. Путин.
г. Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
11 сентября 2001 г. Грандиозный теракт в Нью-Йорке. Тысячи погибших.
г. Вторжение войск США и союзников в Ирак. Падение режима Хусейна.
г. «Оранжевая революция» в Украине.
г. Катастрофическое цунами в Индонезии. Ураган «Катрина» в США.
г. Кризис власти в Украине.

Некоторые исторические династии
Начиная с легендарного Дзимму, потомка богини солнца Аматерасу, вступившего на престол 11 февраля 660 года до н. э., в Японии сменилось 134 императора.
Начиная с Апостола Петра, первого епископа Рима, казненного около 65 года, на Святейшем престоле сменилось 344 папы, из которых 39 не признаны («антипапы»).

Первобытнообщинный строй 7 млн. лет назад – отделение предков человека от обезьян, когда наши предки стали прямоходящими

800 000 – 600 000 лет назад – возникновение прачеловече­ского общества 250 000 лет назад – появление людей современного типа, становление родового строя 12 000 – 10 000 лет назад – появление земледелия и ското­водства (неолитическая революция) 6 000 лет назад – разложение родового строя, появление первых городов-государств Древний Восток и Античность IV тысячелетие до н.э. –распространение ирригационного зем­леделия в долине Нила и низовьях Евфрата, возникновение здесь первых государств ок. 3300-1300 до н . э . гг. – цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппа в долине реки Инд

ок. 3200 ок. 2250 гг. до н.э. – объединение Египта в единое централизованное государство, сооружение великих пирамид

ок. 2850 ок. 2030 гг. до н.э. – правление I-й династии Ура в Шу­мере

ок. 2800 1100 гг. до н.э. – крито-микенская культура Древней Греции эпохи бронзы

ок. 2000 ок. 1000 до н.э. – арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию

1792 1750 гг. до н.э. –расширение и усиление Вавилонского царства при Хаммурапи, царе Вавилона, который учредил первый систематический юридический кодекс (1759 г. до н.э.)

1766 1045 гг. до н.э. – первое государство Шан (Инь) в древнем Китае VIII VII вв. до н.э. – завоевание Ассирией Сирии, Египта и Вавилона

753 г. до н.э. – основание Рима Ромулом, начало правления римских царей (753 – 510) 612 г. до н.э. – падение Ассирии, захват Ниневии Вавилоном и Мидией

594 г. до н.э. – афинским архонтом избран Солон, который проводит реформы, спо­собствующие ликвидации пережитков родового строя; аннулированы все долги крестьян и долговое рабство

510 г. до н.э. – афинский демос возглавил Клисфен. Свергнув тиранию Писистратидов, Клисфен провел ряд демократических реформ, закрепивших победу демоса и торговых кругов над родовой аристократией

510 г. до н.э. – падение власти римских царей, установление республики

500 449 гг. до н.э . – греко-персидские войны между Персией и древ­негреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Завершились победой греков

459 429 гг. до н.э. – вождем демократической группировки в Афинах стано­вится Перикл – расцвет афинской рабо­владельческой демократии

431 404 гг. до н.э. – Пелопоннесской войны – крупнейшей в исто­рии Древней Греции войны между союзами полисов: Делосским (во главе с Афинами) и Пелопоннесским (во главе со Спартой). Победила Спарта, в Афинах устанавливает­ся олигархический режим «тридцати тиранов»

356 536 гг. до н.э. – Филипп II царь Македонии. После битвы при Херонее (338) установил гегемонию над Грецией

334 324 гг. до н.э. – поход Александра (Филипповича) Маке­донского на Восток и создание крупнейшей ми­ровой монархия древности

221 207 гг. до н.э. – создано пер­вое централизованное государство в Китае – империя Цинь. Князь Ин Чжэн (259-210) принимает титул Цинь Шихуана («первого императора династии Цинь»). Он строит Великую стену для защиты от кочевников (ок. 214 г. до н.э.– окончание строительства)

73 71 гг. до н.э. – восстание Спартака, крупнейшее восстание ра­бов в Римской империи

58 51 гг. до н.э. – Галльские походы Гая Юлия Цезаря. В результате восьми походов Цезарь завоевал всю Галлию, разгромил германские племена, предпринял два вторжения в Бри­танию, подавил общее восстание галльских племен 45 г. до н.э. – в результате победы в гражданской войне против Помпея Цезарь становится во главе римского государства, но в 15 марта 44 г. до н.э. его убивают представители римской аристократии

27 до н.э. 14 г. н.э. – п равление римского императора Августа (до 27 г. – Октавиан). В истории Рима начинается новый период – пери­од Римской империи

98 117 гг . – п равление римского императора Траяна. В результате за­воевательных войн Траяна империя максимально расширила свои границы

193 361 гг. – эпоха «солдатских императоров» в Риме, сопровождалась частыми мятежами преторианской гвардии, восстаниями легионов, дворцовыми переворотами. Политической анархией, все более частыми восстаниями в провинциях и вторжениями варваров

306 337 гг. – правление римского императора Константина I Велико­го. После многолетней борьбы с соправителями стал единым властителем империи. Поддерживал христианскую церковь. В 330 г. основал новую сто­лицу Константинополь на месте города Византий (ныне – Стамбул) 375 г. – разгром гуннами остготского племенного союза и начало Великого переселения народов в Европе 378 г. Адрианопольское сражение между римской армией императо­ра Валента и вестготами, к которым присоединились рабы и ко­лоны. Уничтожена почти вся римская армия, император Валент погиб. После этого поражения Римская империя уже не могла оправиться и создать новую значительную армию

395 г. – окончательный распад Римской империи на Западную и Восточную 451 г. – На Каталаунских полях римский полководец Аэций Флавий во главе войска, состо­явшего из германцев и аланов, одержал при поддержке вестго­тов победу над предводителем гуннов Аттилой. После этого по­ражения обширное и непрочное государственное объединение гуннов начало распадаться

476 г. – командующий императорской гвардией Одоакр, германец, низложил последнего римского императора и ликвидировал Западную Римскую империю, на обломках которой возникают варварские королевства

Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Ректор академик А.Н. Романов, Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

«Всемирная история: Учебник для вузов»

Рецензенты: кафедра «История» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и д-р ист. наук проф. О.Г. Обичкин

История – обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать его мировоззрение и в конечном счете формирует в каждом из нас гражданина. В учебнике обобщено историческое развитие человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени с выделением разделов: Первобытная эпоха, Древний мир. Средневековье, Новое время и Новейшее время. Для студентов высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей.

Учебник «Всемирная история» подготовлен кафедрой истории экономики, политики и культуры Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) для студентов второго курса всех специальностей на основе учебной программы, разработанной коллективом кафедры в соответствии с утвержденными Государственным комитетом РФ по высшему образованию общеобразовательными стандартами.

Особенность научно-методического содержания учебника – обобщение исторического развития человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени с выделением разделов: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшая история. Особое внимание уделено в учебнике цивилизационному подходу.

При написании учебника учитывалась концепция единства и всеобщности истории, что обусловило включение материала в контексте Запад-Россия-Восток.

Учебник снабжен учебно-методическим и справочным аппаратом: вопросами (по главам) для самопроверки, именным указателем, хронологической таблицей событий, списком рекомендуемой литературы и иллюстрирован картами.

Канд. экон. наук доцент Ф.О. Айсина (гл. 13, гл. 14, хронологическая таблица, именной ука-затель, список литературы), преподаватель И.А. Андреева (гл. 7), канд. ист. наук доцент С.Д. Боро-дина (гл. 10, гл. 11, гл. 12), канд. ист. наук доцент Н.О. Воскресенская (вводная глава, гл. 5), канд. ист. наук доцент А.С. Квасов (гл. 15 и гл. 16, гл. 18-20), канд. экон. наук профессор Н.С. Кривцова (гл. 6), канд. ист. наук доцент Н.М. Кутепова (гл. 15), д-р экон. наук профессор А.Н. Маркова (гл. 8, гл. 9), ст. преподаватель Е.М. Мурашова (гл. 2), д-р философ, профессор Л.А. Никитич (гл. 3), д-р ист. наук доцент А.Н. Новиков (гл. 17), канд. ист. наук доцент З.Е. Носов (гл. 1), акад. Г.Б. Поляк (гл. 7 Арабский халифат, гл. 22), канд. ист. наук доцент Е.М. Скворцова (гл. 7), канд. ист. наук до-цент Ю.И. Топалова (гл. 4), канд. ист. наук доцент В.И. Черноскулов (гл.21), канд. ист. наук доцент P.M. Черных (вводная глава).

доктор экон. наук АН. Маркова

1. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945–1986 – М.: Высшая школа, 1988.

2. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941–1945 гг. Краткая история. – М., 1984.

3. Виппер Р.Ю. и др. История нового времени. – М.: Республика, 1995.

4. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – М.: Прогресс, 1992.

5. Война и послевоенное развитие мирового сообщества. 1939–1991: Учеб. пособие. – М.: МАИ, 1992.

6. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. – М.; Восточная ли-тература, 1994.

7. Из истории мировой цивилизации. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1993.

8. История Древнего Востока. – М.: Наука, 1988.

9. История мировой экономики. Хозяйственные реформы. 1920–1990.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.

10. История народного хозяйства: Словарь-справочник. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ВЗФЭИ, 1995.

11. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918–1945. – М.: Высшая школа, 1989.

12. История средних веков. – М.: Просвещение, 1986.

13. История СССР. 1861–1917: Учебник. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Просвещение, 1989.

14. Капустин Б. Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. – М.: УДН, 1991.

15. Краткая всемирная история. В 2-х кн. / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Наука.1966

16. Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. – СПб.: Каравелла, 1995.

17. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917–1945. – М.: Просвещение, 1989.

18. Россия и мир: Учеб. книга по истории. В 2-х ч. – М.: Владос, 1995.

19. Семенникова Л.М. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Интерпракс, 1994.

20. Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник. – М.: По-литиздат, 1988.

21. Хозяйственные реформы в России (IX–XX вв.): Учеб. пособие. / Под ред. А.Н. Романова, А.Н. Марковой. – М.; ВЗФЭИ, 1993.

22. Широков Г.В. Развивающиеся страны в мировом капиталистическом хозяйстве. – М.: Наука, 1987.

В процессе познания историк всегда выбирает масштаб и ракурс изучения предмета. Такой выбор предполагает определённую интерпретацию исторического прошлого.

В историографии имеется немало опытов написания «больших» историй, которые, по замыслу их авторов, охватывают различные аспекты человеческого бытия в мировом историческом пространстве и времени.

С глубокой древности, когда складывались основы историописания, и вплоть до настоящего времени учёные не оставляют надежд представить историю человечества в целостном виде. Грандиозность задач и заведомая невозможность выполнения такого проекта отнюдь не могут служить препятствиями для тех, кто решился писать всеобщую (мировую) историю.

Идеи создания истории всего человечества нашли свое выражение в трудах античных авторов. Однако поиски для неё единых оснований, в конечном счете, приводили к написанию истории народов Средиземноморья, «образцовым» центром которого был эллинский мир.

Именно по его меркам рассматривалась жизнь «варварской» окраины.

В европейской средневековой культуре опыты создания всеобщей истории были связаны с намерениями христианских учёных (Евсевия Кесарийского, Аврелия Августина, Рихера Реймского и др.) обосновать идею непрерывности и целостности прошлого, настоящего и будущего человеческого рода на основе Ветхого и Нового Завета. В таком виде всеобщая, или мировая, история представала как процесс движения народов от варварства (язычества) к христианству. Центром христианской истории по Божественному плану был «богоизбранный» народ, прошлое же «варваров», или «иноверцев», всецело подчинялось логике всеобщей истории с присущим ей универсальным миропорядком.

В новое время, по мере формирования рационалистической научной картины мира, схемы всеобщей истории, предлагавшиеся последователями гуманистов в конце XVI–XVII в. (например, Боденом, Боссюэ, Рейли и др.) и философами в XVIII в. (Вольтером, Монтескье, Гиббоном и др.), подразумевали существование целостного всемирно-исторического процесса на иных основаниях – через развитие мирового духа или прогресс универсального разума. В таких концепциях центром человечества становилась Европа, в соответствии с «образцовым» историческим опытом которой рассматривалось прошлое народов других регионов. Этот европоцентристский принцип написания всеобщей истории (несмотря на его критику самими исследователями) в изменённом виде был унаследован профессиональной историографией XIX – первой половины XX в.

В XIX в. в Европе завершались процессы становления национальных государств. В связи с этим стала рассматриваться возможность создания единой всеобщей истории, своеобразного конечного продукта труда ученых, который был бы написан в результате тщательной научной разработки и обобщения национальных историй. Такую позицию, например, занимал Леопольд фон Ранке, который видел в написании всеобщей истории осуществление идеала (Божественного плана); этот идеал оказывался достижим посредством всеобъемлющего исследования взаимоотношений наций, языков, гражданских институтов, религий, причин и последствий войн и пр.


На рубеже нового и новейшего времени концепции всеобщей истории стали утрачивать привлекательность. Отчасти это было связано с общественными ожиданиями и потребностями в разработке концепций национально-государственных и локальных историй.

Однако были и другие, внутренние причины, побуждавшие ученых по мере профессионализации историографа постепенно смещать исследовательские интересы в другие сферы. В их числе – возрастание специализации исторического знания, формирование таких самостоятельных областей, как политическая, экономическая, социальная, культурная история. объяснительный аппарат дисциплины прочно вошли понятия культура» и «цивилизация», с помощью которых оказалось возможным рассмотреть историю человечества в новом масштабе и других ракурсах.

Применение культурно-исторического подхода к национальной, региональной и локальной истории в работах Я. Буркхардта, К. Лампрехта, Й. Хейзинги, Н. И. Кареева, Л. П. Карсавина других известных историков-профессионалов второй половины XIX – первой трети XX в. заметно повлияло на концепции всеобщей истории. Представления историков о содержании динамике всемирно-исторического процесса заметно усложнилась.

Важное значение для преобразования содержания и облика всеобщей истории имела разработка концепций локальных цивилизаций как сложных обществ, обладающих протяженностью историческом времени и пространстве (Н. Данилевский, Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс и др.). Такие концепции содействовали ослаблению принципов европоцентризма и линейного прогресса в «больших» теориях истории человечества. В середине XX в. концепции всеобщей истории были заметно обновлены и подкреплены общественными теориями модерниза экономического роста. Роль образца исторического, социально-политического, культурного развития в них по-прежнему выполняли страны Запада. Однако в новых попытках написания всеобщей истории прослеживалось стремление не только включить в мировые процессы исторический опыт не западных регионов, но и представлять его неотъемлемой частью целого. Всеобщая история строилась на основаниях модернизационной схемы, гласно которой общество имело три формы: до-индустриальную традиционную), индустриальную, постиндустриальную. Во второй половине XX в., когда произошли качественные изменения в мировой экономике, политике и культуре, а также в самом понимании науки, информации, природы общественного и гуманитарного познания, идеи написания всеобщей истоки стали уступать место новым теориям всемирной (миросистемной) истории (Ф. Бродель, И. Валлерстайн, У. Макнил и др.). Общественная критика линейного хода всемирно-исторического процесса и универсальных общественных законов, в соответствии с которыми историки писали «большие» истории человечества, содействовала пересмотру самих представлении о всемирности, роли европейских и западных «образцов» для других регионов и народов мира.

В концепциях новой всемирной (миросистемной) истории, в корне отличающихся от привычных схем линейного развития и прогресса, утверждаются принципы взаимозависимости различных историко-культурных миров.

В то же время осознание мировым сообществом экономического, политического, информационного единства современного мира (выражаемого в процессах глобализации) породило потребность в написании глобальной истории, концепция которой отличалась от сложившихся универсалистских концепций всеобщей и национально-государственной истории. Вместе с тем поборники глобальной истории, используя многие построения «миро-системщиков», не стремятся, тем не менее, акцентировать внимание на идее поликультурности. В глобальной истории эта идея подчинена поиску черт единства, сходства различных народов, живущих в разных регионах Земли. Стремление увидеть большое в малом дает специалистам в области макроистории возможность по-новому интерпретировать содержание привычных понятий «Европа», «Латинская Америка», «Африка», «христианский мир», «исламский мир», «человечество» и др., их роли во всемирном историческом процессе.

История и литература

Что может быть общего у исторических сочинений и произведений художественной литературы? Разве только то, что те и другие существуют в виде письменных текстов, у которых есть свои авторы и читатели. Принципиальное же отличие – в задачах, которые стоят перед историком и автором художественного произведения. Задача историка состоит в том, чтобы создать объективную картину прошлого. Он вынужден ограничиваться сохранившимися документальными источниками. Самое важное для автора художественного произведения – успешно реализовать свой творческий замысел и заинтересовать им своего читателя. Для этого ему не обязательно во всем следовать тому, что принято считать истинным или реальным.

Такой взгляд на отношения истории и литературы является расхожим. Он может устроить любого, кто привык думать, будто с момента появления письменной культуры человечество имело приблизительно одинаковые представления о том, чем реальность отличается от вымысла и, соответственно, чем задачи исторического описания отличаются от задач художественного изложения.

Однако так было не всегда. Приведённый нами расхожий взгляд соответствует только тому сравнительно недолгому периоду в развитии научного и гуманитарного знания, который относится ко второй половине XIX в. Именно тогда утвердилось представление об истории как науке, реконструирующей прошлые события. Приверженцы этой науки не хотели иметь ничего общего с литературой или, в лучшем случае, рекомендовали историкам писать свои работы на ясном и понятном для всех

В начале XX в. произошли изменения в понимании характере исторического знания. Все отчетливей звучала мысль о том, что в деле реконструкции прошлого нельзя во всем полагаться только на документальные источники. Их материала зачастую недостаточно, чтобы представить полную картину эпохи, которая интересует историка. Так что во многом ему приходится действовать на свой страх и риск, доверяясь исключительно своей интуиции. Кроме того, после произошедшей в гуманитарной мысли структуралистской революции (60-е гг. XX в.) пришло осознание того, что письменный текст является альфой и омегой исторического исследования. Это означает, что изучение прошлого начинается с интерпретации письменных текстов исторических источников. Конечный продукт такой интерпретации также представляет собой письменный текст – историческую статью или монографию. Создавая его, исследователь, подобно писателю, вынужден использовать тот набор художественных средств и риторических приёмов, которые имеются в распоряжении у современной ему литературной культуры. С этой точки зрения, историческое сочинение можно рассматривать как литературное произведение особого рода, специфическое назначение которого заключается в том, чтобы убедить своих читателей в действительном характере представленных в нём событий.

Таким образом, отношение между историей и литературой гораздо более тесное, чем это может показаться. Автор любого прозаического произведения (особенно исторического романа или реалистической новеллы) не должен пренебрегать знанием исторических деталей. Историк же, в свою очередь, окажется не в состоянии дать сколько-нибудь целостное представление о прошлом, если не сумеет воспользоваться современными ему литературными приемами.

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьёзных литературных навыков. Однако ни у древних греков, ни у римлян не существовало понятия художественной литературы в его современном значении.

Считалось, что все виды словесного творчества (устного или письменного, поэтического или прозаического) представляют собой разные типы мимесиса (гр. mimesis – подражание). Поэтому отличие историка от поэта состояло главным образом не в том, что первый был обязан говорить правду, а второму позволялось эту правду приукрасить. С самого начала им приходилось иметь дело с разными объектами для подражания. Как говорил в «Поэтике» Аристотель, «историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозой (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей), – нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой – о том, что могло бы быть... Ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном. Общее есть то, что по необходимости или вероятности такому-то характеру подобает говорить или делать то-то. А единичное – это, например, то, что сделал или претерпел Алкивиад» .

Древние историки уделяли большое внимание сбору и проверке единичных фактов, полагая, что история – это хранительница примеров, собранных для оказания читателям моральной и жизненно-практической помощи. Однако этим задачи истории не ограничивались. Занятие историей признавалось частью риторического искусства. Сбор и проверка фактов составляли лишь предварительную стадию в работе историка, искусство же его проверялось тем, как он умеет эти факты использовать. Лукиан в сочинении «Как следует писать историю» говорил, что главной заботой историка должно стать придание выразительности материалу. Историк должен обдумывать не что сказать, а как сказать: его задача состоит в том, чтобы верно распределить события и наглядно их представить.

В античности не существовало видимых противоречий между установками на правдивое описание фактов прошлого и их связное и наглядное изложение в тексте исторического сочинения. Когда же все-таки они возникали, то решались в пользу наглядности. Пример тому – Цицерон, который считал, что первый закон истории – ни под каким видом не испытывать лжи, затем – ни в коем случае не бояться правды, а также не допускать пристрастия и злобы. Тем не менее, когда его друг, историк Лукцей, пожелал написать историю его консульства, Цицерон, заботясь о создании выразительного рассказа, посоветовал ему «пренебречь законами истории».

До конца XVIII в. история оставалась частью риторического искусства.

Когда Вольтер, выдающийся историк эпохи Просвещения, в одном из писем излагал замысел своего сочинения о правлении Людовика XIV, можно было подумать, что он следовал рекомендациям Лукиана: ставя своей целью создать великую картину событий и удержать читательское внимание, он, с одной стороны, видел историю как трагедию, которой требуются экспозиция, кульминация и развязка, а с другой – оставлял на её широких полотнах место для занимательных анекдотов. С началом XIX в. историю, как и литературное творчество в целом, перестали считать частью риторики. Однако она не утратила своих художественных качеств. На смену одним изобразительным приемам пришли другие. Историк больше не старался занять привилегированную внешнюю позицию по отношению к предмету своего сочинения и читателям, воздерживался от моральной оценки героев. Более того, он стремился вообразить себя участником событий. Мелкие подробности и незначительные факты, с которыми историки Просвещения мирились с «неизбежным злом», в трудах историков эпохи романтизма становились преимущественными объектами описания. В работе Эффект реальности» французский философ и литературный критик второй половины XX в. Ролан Барт дал анализ изобразительных средств, которыми пользовались историки романтической школы и писатели-реалисты XIX в., и доказал факт взаимопроникновения и взаимообогащения исторического и литературного творчества.

Тесная связь этих видов творчества сохранялась и в последующее время. Трудно не заметить стилистического сходства между многотомными трудами историков-позитивистов и романами-эпопеями в духе О. де Бальзака или Л. Толстого. В первой половине XX в. историки «школы "Анналов"», по словам М. Блока вместо «состарившейся и прозябавшей в эмбриональной форме повествования» позитивистской историографии предложили свой проект многослойной аналитической и структурной истории. Приблизительно в то же время писатели-модернисты Джойс, Ф. Кафка, Р. Музиль создают роман нового типа, Особенности композиции которого не позволяют читателю обнаружить в нём единую сюжетную линию. Эти романы не имеют ярко выраженных начала, середины и конца и «живут» только в процессе бесконечного их перечитывания. Но уже во второй половине XX в. проблема взаимодействия истории и литературы получила свое теоретическое осмысление в работах «новых интеллектуальных историков».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!