Как раскрывается тема любви в творчестве маяковского. Тема любви в творчестве Маяковского (Второй вариант). Несколько интересных сочинений

Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Именно эта тема является тем самым ларцом постоянного вдохновения и идей, толкающая знаменитых автор на создание новых произведений искусств. Абсолютно все поэты видели в этом великом и грандиозном, что-то личное. Пушкин, к примеру, видел в таком прекрасном чувстве, как любовь восторг перед душой и красотой женщины, так же это светлое и прекрасное чувство, которое возвышает и облагораживает человека.

Для Лермонтова любовь - это чувство, которое может приносить человеку только боль и разочарование. У героя Блока, который преклонился перед одной очаровательной и обворожительной дамой, любовь, приманивает к себе прежде всего своей тайной и загадкой этих необычных и удивительных чувств. В произведениях Маяковского, любовь выражена весьма необычно в отличие от других.

Любовь у Маяковского, явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Самую свою первую поэму Маяковский написал в 1915 году и называлась она "Облако в штанах", а сам он называл ее "четыре крика", она получила от автора такое прозвище поскольку была разделена на четыре части под названиями "Долой вашу любовь, ваше искусство, ваш строй, вашу религию". Самый первый «крик», по общему мнению, читателей является самым сильным и насыщенным, именно после него появляются остальных три крика. Это крик сошедшего с "ровной дорожки" от ненависти и боли человека.

Главный герой охвачен по истине гигантским спектром чувств и эмоций, он предъявляет к любви слишком большие требования: повернуть себя самого так, чтобы были "только губы", быть "неописуемо нежным", одним словом "облако в штанах". Любовь, которая остается без ответа разбивает его сердце и проводит к ужасу потерянного счастья. Именно по этим причинам, внутри него, как он сам говорит, горит сердце. Первое мученье - ожидание любимой женщины. В его сердце все больше и больше разгорается пожар, гнев и злость со временем только увеличиваются и всем уже становится понятно, что скоро точно должно произойти, что-то плохое. Вот наконец случается кульминация - пляска нервов. Решение всего этого происходит в главе под названием "Ты вошла", но к сожалению, это оказывается не кульминацией, а восхождением к исходной точки эскалации конфликта, предел всему этому достигается только в последних строфах первой главы.

Сочинение Тема любви в творчестве Маяковского

Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои чувства, эмоции, любовь. Именно поэтому зачастую каждое стихотворение поэтов это именно их истории. Одним из знаменитых русских поэтов считается Владимир Маяковский, который был признан поэтом-бунтарём своего времени.

Многие считали его просто на просто крикуном и агитатором. Однако несмотря на всё это, данный поэт был невероятно чутким человеком, с прекрасной и очень ранимой душой, которая умела любить по-настоящему. Всему этому он нашёл выход в каждом из своих произведений о любви.

Каждое стихотворение поражает страстной силой чувств, которые испытывал поэт во время его написания. Маяковский считал, что любовь - это самое главное, что должно быть в жизни каждого человека. Он приравнивал чувство любви к самой жизни, искренни веря в той, что без любви не сможет прожить не один человек.

Всем произведениям Владимира Маяковского об этом прекрасном и нежном чувстве свойственно открывать душу читателя, обнажать самые тайные любовные переживания, помогать найти именно своего человека.

Глубочайшая линия любви, которую поэт вкладывает в свои произведения удивляет и поражает довольно насыщенной и откровенной образностью, красотой чувства.

Нельзя не отметить и то, что все стихотворения, без единого исключения наполнены различными метафорами, которые поражают своей уникальностью и оригинальностью. Употребление в стихотворениях сравнительного приёма делает их неповторимыми и непохожими на произведения других поэтов.

Очень часто занимаясь написанием подобных произведений поэты и писатели хотят лишь одного донести до людей понимание того, что настоящая любовь всё же есть, её просто нужно дождаться, в неё нужно просто искренни верить, и она неизбежно настигнет каждого.

Несколько интересных сочинений

  • История создания романа Капитанская дочка Пушкина

    Идея этого произведения появилась у Александра Сергеевича в начале 1833 года. В то время он еще работал над «Дубровским» и историческим очерком «История Пугачева».

  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

    Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально

  • Сочинение Интерьер в поэме Гоголя Мертвые души

    Поэма «Мертвые души» написана известным русскими писателем-мистификатором Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение считается одним из тех, по которому писателя узнают и школьники, и зрелые личности.

  • Я проснулся от какого-то стука. Открыв глаза, понял, что солнце еще не поднялось, и решил попробовать заново уснуть. Но все мои попытки оказались тщетны. К тому же не давал покоя стук.

    Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

МОШИ «Белоярская Школа – Интернат Среднего (Полного) Общего Образования»

Реферат на тему:

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. МАЯКОВСКОГО

ученица 11 «А» класса

Руководитель: Евдокимова Алена Александровна,

учитель русского языка и литературы

с. Белоярск, 2008 г.

I. Введение……………………………………………………………3 с.

II. Основная часть

2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского ………………5 с.

III. Заключение……………………………………………………....17 с.

IV. Список литературы…………………………………………….. 19 с.

V. Приложение……………………………………………….………20 с.

Введение

Владимир Владимирович – один из моих любимых поэтов. Маяковский – предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим мир, свое мировоззрение. Творчество поэтов всегда интересно. Изменяется человек, изменяется общество - появляются те или иные стихи, отражающие его мысли, а значит и, так или иначе, общества, в котором он живет. Поэтому биография поэта всегда помогает понять смысл его произведений, посмотреть на мир, события его глазами.

Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на его гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится его творчество. Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.

Тема личной жизни известных писателей и поэтов всегда интригующая, потому что очень интересно рассматривать их творчество в определенные моменты их жизни. В. Маяковского долгое время считали поэтом, воспевающим революцию, советский строй. Всю специфику его творчества в советской литературе связывали со стихами-агитациями. Поэт был одним из самых талантливых футуристов. Своих современников В.Маяковский поражал «своеобразием формы, оригинальностью синтаксиса, смелостью инверсий, непривычной вещностью образов, … жестокой остротой мотивов». Поэтому и такая традиционная тема, как любовь, лирика в творчестве поэта не традиционна, неожиданна. «Он хотел невозможного. Его чувства были преувеличены… Люди и страсти в его сознании принимали грандиозные очертания. Если он писал о любви - любовь была громадной».

Цель моего реферата : рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.

1) Изучить биографию поэта.

2)Проанализировать любовное творчество В.В. Маяковского.

Оценивая свой первый опыт сочинения стихов, Маяковский в автобиографии пишет: «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно… Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим достоинством», бросил вовсе». Именно это своеобразное стеснение писать лирику, выглядеть как все, повлияло в дальнейшем на отражение поэтом в стихах темы любви.

Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Тема любви в творчестве великих поэтов всегда актуальна, потому что она как ничто иное позволяет так глубоко прочувствовать их внутренний мир и состояние души. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви.

Хотя ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы, но в конце XIX – начале XX века тема любви врывается в русскую литературу с вулканической энергией. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления. Я хотела бы остановиться, к сожалению, только на одном из них – Владимире Владимировиче Маяковском.

Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».

1. Тема любви в творчестве Маяковского В.В.

О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего» . Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах, даже рассматривая любовь не только как отношения мужчины и женщины, но и шире любовь ко всему миру, построенная на основе этих отношений, любовь к партии, строю и т.п.
Против обывательщины в любви, о личном в отношениях людей В.Маяковский говорит и в стихах 1915 г. Например, в стихотворении «Военно-морская любовь» поэт описывает любовь миноносца и миноносочки с печальным финалом. После вмешательства «медноголосины» в отношения любящих сердец, после удара по ребру миноносьему овдовела миноносица. Стихотворение отражает и личное понимание автора, выступление против мещанства в любви. Музой поэта считается Лиля Брик. Ей он посвящал ранние лирические стихи (Лиличка! Вместо письма, 1916 г.):

И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
Кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа…

Глубину своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».

Лиле Брик посвящена поэма В.Маяковского «Облако в штанах». Познакомились они в 1914 г. Осип Брик, первый муж Л.Брик, был поклонником творчества В.Маяковского. Именно он издал «Облако в штанах» отдельной книжкой на свои деньги.

Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.

Катанян В.А., биограф В. Маяковского, собрал и опубликовал в 1993 г. В сборнике «Имя этой теме: любовь» воспоминания женщин, близких Владимиру Владимировичу, сыгравших более или менее заметную роль в жизни поэта. Среди них: Софья Шамардина, Маруся Бурлюк, Эльза Триоле, ее сестра Лиля Брик, Наталья Брюханенко, Наталья Рябова, Галина Катанян и Вероника Полонская, Елизавета Зибер, Татьяна Яковлева. В.Маяковский влюблялся не один раз.

О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой»:

Нам
Любовь не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор.

«Эмигрантка» и «невозвращенка» - так говорили о Т.Яковлевой современники поэта. Эта история любви полна трагизма. Лучший советский поэт может влюбиться в русскую эмигрантку? Это не по-советски. Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней, посвященные ей долгое время не публиковались. Отражая свое восхищение любимой Маяковский писал:

Вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.

Татьяна Яковлева вызвала у поэта большое чувство, он посвятил ей поразительные по силе стихи:

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови...
Ревность,
жены, слезы...
ну их! –
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.

Что касается места темы любви в творчестве Маяковского, то А.Субботин в книге «Горизонты поэзии» доказывает, что мотив возвышения любви пронизывает все творчество поэта. Потому что не только поэт такого масштаба, но и любой «человек не может «просто жить» и «просто любить». Ему нужно понять, осознать, объяснить себе и другим, почему он живет и любит так, а не иначе…».

С появлением в печати «Облака в штанах» («Тринадцатый апостол») в русской поэзии произошло событие отнюдь не рядовое. Поэма 22-летнего Маяковского покушалась на основы буржуазного миропорядка и предсказывала скорый приход революции. По словам самого поэта, она явилась результатом «выкрепшего сознания близкой революции».

Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после посещения Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Закончена поэма была к июлю 1915 года.

В самом начале поэмы, в ее предисловии, утверждается наступательная мощь молодости:

У меня в душе ни одного седого волоса,И старческой нежности нет в ней!Мир огромив мощью голоса,Иду – красивый, двадцатидвухлетний.

Молодость и любовь идут рядом. Тема любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любовном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Она вообще не говорит при объяснении – любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она – Джоконда, «которую надо украсть!». Ее украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Любое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персонажем включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Денисова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак ее не был браком по расчету: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы – образ собирательный (хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой). Имя Мария, как считает поэт, подходит к нему больше, чем какое-либо другое, оно кажется ему наиболее женственным.

Герой поэмы глубоко страдает. Страдание и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:

Слышу: тихо, как больной с кровати,спрыгнул нерв. Или:Мама! Ваш сын прекрасно болен!Мама! У него пожар сердца. Или:Глаза ослезненные бочками выкачу,Дайте о ребра опереться. И др.

Строй первой главы, как и всей поэмы, отличает агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм. Богохульство выявляет анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. Герой Маяковского представляет собой могучий образ отрицания, бунта.Первая глава поэмы пронизана темой любви, но эта любовь неразделенная; и поэтому очень сильная:

Будет любовь или нет?Какая – большая или крошечная?Опять влюбленный выйду в игры,Огнем озаряя бровей загиб.

Любовь героя – настолько мощный импульс, что она внутренне его испепеляет. Но это чувство не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, и не желает его больше принимать.В поэме «Облако в штанах» Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога - одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы «Облако в штанах»: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В «Облаке» Маяковский выходит к людям «безъязыкой» улицы в роли поэта-пророка, «тринадцатого апостола», «сегодняшнего дня крикогубого Заратустры», чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой», Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего - но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.

В поэмах-трагедиях «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек» и «Про это» у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, «тринадцатого апостола», Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме «Флейта-позвоночник» он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме «Война и мир» - праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но «чтоб всей вселенной шла любовь».

Идеалы В.Маяковского трагически разбивались о реальную действительность. В поэме «Человек» показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего - этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

Теме любви посвящена и поэма «Про это». Поэма состоит из пролога и двух частей: «Баллада Редингской тюрьмы» и «Ночь под Рождество». Вступление отвечает на вопрос: «Про что - про это?». Заключение «Прошение на имя…», как и пролог, названо полушутливо. Если в основной части выделяется лирический герой, то во вступлении и заключении он сливается с самим автором. Особенностью поэмы является то, что все описанное происходит не на самом деле, а в сознании лирического героя, и проходит как смена образных ассоциаций. Все описание пронизано скорбной, негодующей и трагической тональностью и обрамляется глубоко оптимистичным ораторским тоном автора.

В.Маяковский начал работу над поэмой «Про это» в декабре 1922 года. Он обрек себя на домашнее заточение, чтобы наедине обдумать и осмыслить то, как должен жить новый человек, каковы должны быть его мораль, быт, любовь в послереволюционных условиях. Маяковский так и определил основную тему поэмы: «По личным мотивам об общем быте».

В этой теме, и личной и мелкой,
перепетой не раз и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.

В феврале 1923 года поэма уже была закончена. Хотя и создавалось произведение за такой короткий срок, в течение двух месяцев, по словам исследователя творчества Маяковского А.Метченко, «по быстроте отклика на злободневные вопросы «Про это» не уступает ни одному из послеоктябрьских произведений Маяковского». И, конечно, за два месяца он перебрал не только «тысячи тонн словесной руды», но и пропустил через себя мощный поток нахлынувших мыслей на эту злободневную тему. Современники даже не поняли и не приняли эту поэму.

Герой в силу каких-то сложных отношений, остающихся за пределами поэмы, разлучен с любимой и чувствует себя в своей комнате, как в тюрьме. Телефон для него - соломинка для утопающего. Он узнает, что она больна, и «страшнее пуль» то, что с ним не хотят говорить. Чувство «скребущейся ревности» превращает героя в медведя. Но «медведь» страдает, плачет. Слезы - вода.

Эта ассоциация разрастается в образ реки. Начинается любовный бред-галлюцинация. Он на «льдине-подушке» плывет уже по Неве в прошлое и узнает себя в «человеке из-за семи лет», тоже отвергнутом любимой. Со страниц поэмы раздается крик о помощи: «Спасите! Там на мосту, на Неве, человек!» герой плывет дальше, и под ним «остров растет подушечный». Остров разрастается в сушу, и вот он уже в Москве в том же облике медведя. Он обращается ко всем встречным с мольбой помочь тому человеку на мосту. Никто его не понимает. Он с ужасом убеждается в том, что и в нем самом, а не только в окружающих, не выкорчеваны пережитки прошлого. А в это время «человек из-за семи лет» сам «прошагал» к герою поэмы и заявляет ему, что он готов один мучиться за всех, чья любовь опошлена мещанским бытом. В полубреду-полусне герой видит себя на колокольне Ивана Великого и снизу против него «идут дуэлянты», «ты враг наш столетний. Один уж такой попался - гусар!» - издеваются над героем-поэтом обнаглевшие мещане, сравнивая его с Лермонтовым. Они расстреливают его «с сотни шагов, с десяти, с двух в упор - за зарядом заряд…» страшен сон, но жив поэт-герой. Сущность его борьбы и возрождения в том, что «На Кремле поэтовы клочья сияли по ветру красным флажком». Герой-победитель плывет на борту созвездия Большой Медведицы, горланя «стихи мирозданию в шум». Ковчег пристает к окну его комнаты, откуда началось его фантастическое путешествие. Герой сливается теперь с самим поэтом, раскрывает смысл всего происшедшего в заключительной «резолюции».

В поэме Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием «громады любви» развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и на других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении всечеловека, человека природного, стремящегося занять место бога.

Многие после появления поэмы писали, что в ней отразился период НЭПа. Но Маяковский брал шире, возвращая в прошлое и намечая перспективу. Одна из основных тем поэмы - это борьба с мещанством. Маяковский ведет бой с пошлостью обывательщины, со всем, что в нас «ушедшим рабьим вбито». Но самое главное в поэме, «воинствующее утверждение большой любви», восстановление этого чувства, изуродованного собственническими отношениями. Проблема пола тем самым перерастает в проблему социальную и гуманистическую. Своей поэмой, по мнению И.Машбиц-Верова, «Маяковский… утверждает возможность и необходимость большой, прекрасной, неумирающей любви. За это Маяковский и борется. Надо лишь уничтожить мерзость купли-продажи, преступной собственнический мир, который превращает женщин в «вязанку тряпок и мяса»…» Именно этот мир разлучает влюбленных в поэме, извращает любимую. Трагична коллизия поэмы, потому что в ее основе лежит «столкновение двух форм жизни, двух отношений к миру» (А.Метченко). Здесь компромисс с собой может вести к распаду личности. И потому «лейтмотивом поэмы «Про это», - пишет А.Метченко, - является требование цельности, идеал человека, целостного, как в общественной, так и в личной жизни».

Эта тема придет, вовек не износится,
только скажет: - Отныне гляди на меня! –
И глядишь на нее, и идешь знаменосцем,
красношелкий огонь над землей знаменя.
Это хитрая тема! Нырнет под события,
В тайниках инстинктов готовясь к прыжку,
И как будто ярясь - посмели забыть ее! –
Затрясет; посыпятся души из шкур…

Тема же первой главы актуальна и сегодня. В эпизоде разговора по телефону герой не хочет признаться себе в том, что любимая отвергла его, что он не признает право женщины на свободу чувства. Вот такая дилемма: вопрос об исключительности высокой сущности любви и о ревности как низменном чувстве собственника, бывшем издавна чувством и правом мужчины. Поэт, как бы продолжая поэму «Про это» в 1928 г. в «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» пишет:

Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
срываться, ревнуя к Копернику,
его, а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.

В системе образов поэмы «Про это» основное место занимает лирический герой, его отношения и связи с другими образами. Напряженность конфликта в том, что героя окружает грубость, насилие, грязные слова. Самым близким людям его устремления непонятны. Все, кто его окружает, любовь «заменяют чаем, штопкой носков». Это заставляет героя переступить даже через свою семью. И вот последняя надежда. Сквозь ненавистный мир мещанства поэт пробирается к любимой.

Теперь лишь ты могла б спасти.
Вставай! Бежим к мосту! –
Быком на бойне под удар
Башку мою нагнул.
Сборю себя, пойду туда.
Секунда - и шагну.

Но… ее окружает тот же враждебный сброд. И герою приходится переступить даже через собственную любовь. Самым трудным, однако, оказывается не это. Самое трудное для лирического героя - это перестройка сознания. В нем сильны попытки уклониться от борьбы за новое в семье и любви, консерватизм и инерция старого мышления, когда ситуация требует нового подхода к жизни. Суть внутренней борьбы лирического героя заключается в том, что она, «идет за утверждение принципов новой морали в интимнейших областях жизни, быта». Есть соблазн пойти на компромисс, добиться взаимности, но для этого лирическому герою пришлось бы «укоротить» свою «громаду-любовь». Мысль о капитуляции отвергается, так как герой не может свою любовь заменить на штопку носков, не может в себе убить человека. Потому что любовь невозможна в мире торгашей, как невозможны в нем красота и добро.

Поэтому и следует сказать, что поэма «Про это» отражает важнейший, переломный момент в становлении нового человека. У героя возникает потребность «душу седую из себя вытрясти». «Поэт, - по словам Лурье, - особенно остро воспринимает то, что освобождение в революции… от норм старой морали и собственнических пут не стало для человека советского общества действительной свободой от власти старого мира, не привело к полному обновлению духовного и нравственного мира личности. Перед ним вдруг открывается, что эта сверхсложная задача может быть разрешена в далекой исторической перспективе, в смене ряда человеческих поколений. Поэт на собственном горьком опыте познает, как сложен и мучителен путь нравственного самоочищения…"

Ваш тридцатый век обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем
Звездностью бесчисленных ночей.
Воскреси хотя б за то, что я поэтом
ждал тебя, откинул будничную чушь!
Воскреси меня хотя б за это!
Воскреси - свое дожить хочу!
Чтоб не было любви – служанки
Замужеств, похоти, хлебов.
Постели прокляв, встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь.
Чтоб день, который горем старящ,
не христарадничать, моля.
Чтоб вся на первый крик: - Товарищ!–
Оборачивалась земля.
Чтоб жить не в жертву дома дырам
чтоб мог в родне отныне стать
отец, по крайней мере, миром,
землей, по крайней мере, - мать.

Даже 70 лет спустя после той революции мы по сей день на себе ощутимо испытываем актуальность поднятых Маяковским в этой поэме проблем, буквально во всем, начиная от темы любви и быта и кончая перестройкой сознания, перестройкой мышления. В этой связи можно сказать, что поэма Маяковского «Про это» современна по содержанию и для нее, в связи с такими же коренными изменениями в обществе, начинается новая жизнь. Потому что нам, как и тогда, нужно бороться за будущее, «втаскивать» будущее в настоящее. Именно об этом говорит Маяковский, обращаясь в поэме к химику ХХХ века. А пережитки прошлого крепче всего и дольше всего держатся в быту. В чем-то мы ушли далеко вперед от описанного в поэме, а в чем-то еще не сделали и шага.
Поэма в условиях советской России в 20-30 годы ХХ века развивалась и другими поэтами, среди которых были Есенин, Пастернак, Ахматова, Цветаева. Есть у них, при всех различиях между ними, нечто объединяющее, обусловленное временем революционных изменений в обществе. Однако при всем этом все-таки при сравнении, к примеру, поэм Маяковского "Про это" и Есенина «Черный человек», обнаруживается, что поэма Маяковского в социально-историческом и философском плане значительно масштабнее. Поэт далеко опережал свое время, уловив и отразив в поэме едва заметные ростки будущего, чем и обусловлено в значительной степени непонимание и неприятие поэмы "Про это" современниками. При сравнении с Цветаевой и Пастернаком проявляется то же самое: «там, где Цветаева ставит точку и обрывает жизнь героини, а Пастернак вбирает, впитывает жизнь со всеми ее свойствами сегодняшнего дня истории, Маяковский идет дальше, мужественно исследует действительность во всей ее противоречивости и стремится в далекое будущее. Ему важна перспектива, » - пишет А.Н.Лурье. Поэтому поэтическая мысль Маяковского оказывается более действенной, поскольку исходит из конкретно-исторической оценки действительности. Он так и заявляет:

Я ж с высот поэзии бросаюсь в коммунизм,
Ибо нет мне без него любви.

Для Маяковского традиционные «он и она - баллада моя» оказывается узким, напряженно ищущая мысль поэта разрывает эти рамки и от квартирного мирка расширяется до масштабов всей планеты, от любви к женщине до проблем всечеловеческого общежития, от ХХ к ХХХ веку. Именно так и возникло новаторское по структуре произведение, синтезировавшее различные жанровые разновидности поэмы.
Маяковский по-новому подошел к проблеме личности в жизни и искусстве. Тему любви, относящейся к так называемой «чистой» поэзии, Маяковский отвоевал для социальной лирики: любовь и быт, любовь и семья, любовь и дружба, любовь и борьба за торжество коммунизма в атмосфере тех лет. Поэт, как гражданин своего времени и своей страны, демонстрирует, при каких условиях эта тема «вовек не износится», как должно измениться представление о любви, чтобы эта тема не стала мелкой. В этом отношении знаменательно у Маяковского его «Прошение на имя…», которое обогатило литературу замечательной поэтической программой будущего, в которой личное, интимное чувство возвеличивается, как могучий фактор единения человека с человечеством. Вот и получается, что идеал любви, утверждаемый Маяковским, неотделим от победы коммунизма. Этот идеал не имеет никакого отношения к любви, понимаемой как атрибут двуспальной кровати. Этот идеал возвышается до ощущения родства со всем трудовым человечеством, раздвигает рамки семьи. Такого понимания любви до Маяковского мировая лирика еще не знала.

Остается отметить значение поэмы «Про это» в развитии жанра. Это поэма не бытовая, а романтическая, утверждающая величие исключительности в любви, а не так называемой «свободной любви». На основании того, что в поэме главный интерес вызывают чувства, устремления, мысли, И.Машбиц-Веров характеризует поэму, как психологическую и философскую. Конечно, эта поэма во многом специфична, но она не стоит особняком в ряде монументальной поэзии, всегда художественно исследующей назревшие, узловые проблемы времени. Некоторые исследователи (А.Субботин) обозначают преемственную связь Маяковского с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Для последующих поколений поэтов Маяковский сам является образцом новаторского, смелого подхода к поэзии. Во всем этом и видится нам огромное значение поэмы «Про это» и ее новаторское жанровое своеобразие.
Даже в предсмертном письме В.Маяковского упоминается любовь:

Лиля, люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Как говорят -
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться, Владимир Маяковский.

12.4.30.

Заключение

В.Маяковского долгое время считали поэтом, воспевающим революцию, советский строй. Всю специфику его творчества в советской литературе связывали со стихами-агитациями. Поэт был одним из самых талантливых футуристов. Своих современников В.Маяковский поражал «своеобразием формы, оригинальностью синтаксиса, смелостью инверсий, непривычной вещностью образов, … жестокой остротой мотивов». Поэтому и такая традиционная тема, как любовь, лирика в творчестве поэта не традиционна, неожиданна. «Он хотел невозможного. Его чувства были преувеличены… Люди и страсти в его сознании принимали грандиозные очертания. Если он писал о любви - любовь была громадной» .

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл.

На примере произведений Маяковского рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему любви в литературе и философии.

О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего». Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах, даже рассматривая любовь не только как отношения мужчины и женщины, но и шире любовь ко всему миру, построенная на основе этих отношений, любовь к партии, строю и т.п.

Цель моего реферата достигнута. Исследовав биографию и любовную лирику В.В.Маяковского мы пришли к выводам, что любовь - постоянная лирическая тема поэзии. Но за счет специфики стиля, гиперболизма у В.Маяковского она приобретает нетрадиционный оттенок. Кажется, что поэт говорит понятно, понимает, чувствует как все, но выражает это какими-то другими словами, как-то иначе. Обычно поэты используют природу для описания, подчеркивания чувств. У Маяковского в произведениях нет пейзажа, нет природы. Это делает даже нежные чувства какими-то грубыми, но не менее сильными. За гиперболическими, футуристическими образами, отражениями скрывает обычный романтик с ранимой душой.

Как бы ни относиться к его творчеству, оно окрасило целую историческую эпоху. Стихи Маяковского будут изучать и в новом тысячелетии, о котором он мечтал в своих произведениях.


Литература

1. Большая школьная энциклопедия. 6-11 кл. – Т. 1. – М., 1999.
2. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. - М., 1983.
3. Кореневская Е. Любовная лодка разбилась о быт: Лиля Брик - единственная муза. Большое сердце поэта. Две смерти. // Сайт: Аргументы И Факты.
4. Лурье А.Н. Лирический герой в поэмах Маяковского. Лекция.- Л., 1972.
5. Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского. - М., 1963.
6. Маяковский В.В. Стихотворения. – Л., 1973.
7. Метченко А. Творчество Маяковского. 1917-1924 гг. - М., 1954.
8. Нянин А. Жанровое своеобразие поэмы В.В.Маяковского "ПРО ЭТО"// Уральский государственный университет им. А.М.Горького, Филологический факультет, кафедра литературы // Сайт: Пресс-Центр "Золотые Врата Урала". 2001.
9. Перцов В. Маяковский: жизнь и творчество. т.2. (1918-1924г). - М., 1976.
10. Петросов К.Г. Творчество В.В.Маяковского. - М. 1985.
11. Русские писатели ХХ века: Библиографический словарь. - Т1. - М., 1999.
12. Субботин А. Горизонты поэзии. - Свердловск, 1984.
13. Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. - М., 1941.
14. Энциклопедия для детей. – Т. 9: Русская литература. – Ч. 2: ХХ век. – М., 1999.

Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

Маяковский - начало творческого пути

Родина поэта - Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи - своеобразной агитацией.

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Мария Денисова - первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе, в 1914 году, и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была и первое сильное чувство поэта. Поэтому поэма получилась такой щемяще честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека.

Татьяна Алексеевна Яковлева. С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения - «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская - актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

Лиля Брик

Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место в сердце поэта. Она - его самая сильная и «больная» любовь. Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей.

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

Особенности любовной лирики Маяковского

Наиболее ярко особенности лирики поэта видны в его поэме «Люблю», посвященной Лиле Брик.

Любовь для Маяковского - это глубокие личные переживания, а не устоявшееся мнение о ней. Каждому человеку присуще это чувство от рождения, но обыватели, которые больше ценят в жизни комфорт и достаток, быстро лишаются любви. Она у них, по словам поэта, «скукоживается».

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

Поэт - максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов. Она не ведает покоя, и об этом пишет автор в своем последнем стихотворении «Неоконченное»: «...Надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Стихи о любви

Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений. ГНо каждое из них - это маленький кусочек жизни поэта с ее печалями и радостями, отчаянием и болью. «Люблю», «Облако в штанах», «Неоконченное», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», “Лиличка!” - таков краткий перечень произведений Владимира Маяковского о любви.

В литературе есть несколько "вечных" тем. Поэтов всегда интересуют темы революции, свободы, смысла жизни и роли поэта в ней. Но все же самой прекрасной и чувственной темой в поэзии является тема любви. Высокое чувство волновало людей во все времена, будь то смутные или счастливые дни. И, конечно же, эта тема не прошла стороной и русскую поэзию начала двадцатого века, которая, однако, была занята воспеванием революции и идей равенства и свободы.

Ярчайшие представители Серебряного века не обошли тему любви, сквозь все их творчество проходит этот мотив, заставляет их восхищаться и преклоняться перед женщиной.

Хотя мы и привыкли воспринимать Маяковского как поэта революции, любовная лирика занимает в его творчестве далеко не последнее место. Любовь для него - это чувство, которому неведом покой. Поэт не сдерживает эмоции, он выплескивает их, кричит. Маяковский не терпит никаких полутонов в чувствах. Он или любит или нет. Даже ревность для него должна быть высокой, а не ничтожной, бытовой и обыденной:

Любить - это с простынь,

бессоницей рваных, срываться,

ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая своим соперником.

Однако чувство любви, любви неразделенной огрубило поэта, сделало его жестоким. Маяковский перестает верить в земную любовь, по его мнению, она невозможна в мире пошлом, обыденном, поверхностном:

Довольно!

клянусь моей языческой силою! -

красивую

души не растрачу,

изнасилую

и в сердце плюну обиду ей.

Творчество Блока характеризуется богатой, сложной, таинственной символикой, которая и создает притягательность его поэзии. Все поэтическое мастерство Блока отразилось в любовной лирике. Поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, нежность, гармония, тайна - вот то, что сочетает в себе его идеал. Блок ждет ее появления, он живет ей. Но в то же время испытывает страх быть обманутым в своих мечтах и желаниях:

Предчувствую тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Однако перемены в России сильно влияют на Блока. Он видит только безысходность, отсутствие любви и взаимопонимания. Все высокое и прекрасное гибнет в этом хаосе:

Разве дом этот - дом в самом деле?

Разве так суждено меж людьми

Только губы с запекшейся кровью

На иконе твоей золотой

(Разве это мы звали любовью?)

О Русь моя! Жена моя!

Творчество Есенина тоже неразрывно связано с темой любви. Поэт не может не любить, не восхищаться. Он дышит любовью, живет ей. В стихотворениях Есенина нашли место самые различные переживания - радость встреч с любимой, тоска разлук, грусть, счастье и радость. Но самое важное в том, что тема любви у поэта тесно и неразрывно переплетается с темой Родины. Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты Родной земли.

Однако дальнейшие настроения поэта серьезно меняются. Отчаявшись в итогах революции, видя хаос, который она принесла, неопределенность и бесчувственность, Есенин переживает тяжелейший период жизни. В его стихах уже не воспеваются высокие чувства, нет любования и наслаждения природой. Даже девушка уже не стройная березка, а "паршивая", которую "избили", для поэта она теперь глупа и отвратительна.

Какая бы разная ни была любовь, это чувство все равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут. Несмотря на то, что и Маяковский, и Есенин, и Блок меняли свое отношение к любви, они испытывали ее, а это делало их счастливыми и возносило до небес. И, читая их произведения мы и сами невольно переживаем все их чувства и страсти, поэты помогают нам любить и делают нас добрее и чище.

чего написал,

сказал —

тому виной

глаза-небеса,

В. Маяковский

В. Маяковский — поэт гениальный. Его наследие мно-готемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то вос-принимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целост-ным, оно было неотъемлемо от его жизни. Слово Маяков-ского — реакция на происходящее внутри и вокруг него, а поскольку он был человеком решительных поступков, не-укротимым бунтарем, то и в своих произведениях стре-мился, чтобы слова стали общественно значимым делом. Но мне на этот счет не хотелось бы обманываться, ведь стоит только прочитать многие из его произведений («Лиличке!» «Люблю!», «Облако в штанах», «Про это», «Человек» и др.), и образ поэта-бунтаря превращается в многоцвет-ный образ тончайшего лирика, всю жизнь проведшего на «несгораемом костре немыслимой любви». И сразу пони-маешь, что этот человек не только способен быть беско-нечно нежным и жертвенным, но и готов отстаивать свои чувства, для которых основную угрозу представляет обы-вательский быт.

Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, по-скольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что «любовь — это сердце всего», всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто «выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев ка-кое-то варево». Это глубокое человеческое чувство Мая-ковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоис-тичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до гори-зонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:

Любовная лодка разбилась о быт. С тобой мы в расчете — и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Ты посмотри, какая в мире тишь! Ночь обложила небо звездной данью; В такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданью.

Быт, обывательская среда — главные враги всех чело-веческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-душия, пошлости, самолюбования «любовь поцветет, по- цветет и скукожится», да и «между служб, доходов и проче-го со дня на день очерствевает сердечная почва». Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: «Маяковский выдернул любовь из альковов... и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавист-ной и родной ему улице».

Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, рас-крывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, ко-торый «душу цветущую любовью выжег», которому «кроме любви твоей... нету моря», «кроме любви твоей... нету сол-нца» и «ни один не радостен звон, кроме звона твоего лю-бимого имени». Чувства поэта огромны, сильны — это и «громада-любовь» и «громада-ненависть». И в то же время — бесконечная трепетность отношений:

Дай хоть последней нежностью выстрелить твой уходящий шаг.

Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что «каждый за женщину платит». Но оплата эта совершается не деньгами, не веща-ми и даже не всегда — временем, а душой, сердцем, часто — непереносимой мукой, страданием. Материал с сайта

Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои — радугой судорог.

Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовер-шенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь — бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она спо-собна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чув-ство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.

Может быть, от дней этих, жутких, как штыков острия, когда столетия выбелят бороду, останемся только ты и я, бросающийся за тобой от города к городу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • любовь и быт в произведениях в маяковского
  • любовь и быт в произведениях в.маяковского
  • сочинения "человек и время в поэзии в.маяковского
  • маяковский тема любви в творчестве
  • сайт


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!