Закаливание детей летом. Методика проведения закаливающих процедур в летний оздоровительный период учебный год.

Транскрипт

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга СОГЛАСОВАНО Врач Н.В.Шклянко УТВЕРЖДЕНО приказом ГБДОУ 49 от 2015 г. заведующий ГБДОУ 49 И.В.Смирнова Методика проведения закаливающих процедур в летний оздоровительный период учебный год Санкт-Петербург 2015

2 Общие требования 1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей: - соблюдение санитарных и гигиенических требований; - сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей); - специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух; - поддерживание температуры воздуха в пределах С. 2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку). 3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду. 4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей. 5. Оптимальный двигательный режим. Организованная двигательная деятельность 1. Утренняя гимнастика (ежедневно) 2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю) 3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно) 4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: - утром - после завтрака - на прогулке - после сна - на второй прогулке 5. Базовая и игровая деятельность 6. Закаливание: - оздоровительные прогулки, ежедневно; - умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук; - полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной); - воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре; - ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно) Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания

3 (например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т.п.). Оздоровительная работа 1. Сквозное проветривание 2. Санитарный режим 3. t 0 = 20-22С 4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей 5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день) 6. Утренняя гимнастика 7. Физкультурные занятия 8. Подвижные игры 9. Закаливание: - оздоровительные прогулки; - умывание прохладной водой; - воздушные ванны: а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики); б) дорожка здоровья; в) облегченная одежда; г) сон с открытой фрамугой. 10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период 11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний 12. Витаминизация III блюда Основные принципы и средства закаливания С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

4 применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений. При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер. Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку. Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения. Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными. "ВОДА" Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

5 При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил: 1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди. 2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты". 3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом". Существует несколько отдельных способов закаливания водой: 1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня. 2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала, возможно, большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании. 3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

6 Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами. "ВОЗДУХ" Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим. "СОЛНЦЕ" Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно: - в младших группах до мин. - в старших группах до мин. Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 и с 15 до 16. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему: а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении; б) рациональная одежда; в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды; г) воспитание привычки к холодной воде.

7 Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников. Одежда детей при различной t 0 воздуха помещения + 23 и выше 1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки. Организация закаливания летом В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию принадлежит большое место. Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым, обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с неблагоприятными условиями окружающей его среды - такова задача закаливания. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании и как о средстве физического воспитания, мы имеем ввиду не только приспособленность организма, происходящего под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возраста. Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи: - повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми "простудными" и другими); - приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся

8 условиях; - воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания; - воспитывать умение преодолевать трудности. Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение двигательной активности, все это благоприятно влияет на здоровье детей. Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему: - создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении; - рациональная одежда; - длительное пребывание на воздухе независимо от погоды - привычка к прохладной воде. По утрам и вечерам Открываю в ванной кран. Я воды не пожалею, Уши вымою и шею. Пусть течет водица Я хочу умыться. Посильнее кран открыла И взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась Смыла с рук и пыль, и грязь. Полотенчиком махровым, Разноцветным, чистым, новым, Вытру спину, плечи, шею. Чувствую себя бодрее! Чищу зубы пастой мятной, Ароматной и приятной. Щеткой действую умело, Зубы будут очень белы! К речке быстро мы спустились Наклонились и умылись.

9 Раз, два, три, четыре Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз это брасс. Одной, другой это кроль. Три, два, один плывем, как дельфин. Качаясь на волне, плывем на спине. Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой Закаливание Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям. Существуют несколько обязательных правил: Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их. Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы. В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре. Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в

10 результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1 С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое. Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин. Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2 С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха С. Конечная температура воздуха С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее. Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело. К местным процедурам относится обливание ног водой. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание ног проводят при t воздуха в помещении не ниже 20 С. К местным водным процедурам относятся местные ванны для рук и ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой. Ножные ванны оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка. Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги теплой водой, затем все более холодной (снижают t через 4-5 дней на 1 С и доводят до 22 С, детям старшим 18 С). Продолжительность ножной ванны от 1 до 3 мин. Ноги должны быть при этом теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой реакции не наступает. Поэтому обливание ног нужно проводить после дневного сна. Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным. Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания. Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота

11 воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин. Необходимо сквозное проветривание: а) перед приходом детей; б) перед занятиями; в) перед возвращением детей с прогулки; г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне); д) после полдника; е) после ухода детей домой. Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t воздуха в группе используют постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое охлаждение, и вызывает простудные заболевания. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания. Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года. Древнейший способ закаливания хождение босиком. Существует много способов тренировки к босохождению. Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате от 15 до 30 мин. Каждый день время удлиняется на 10 мин. и доводится до 1 часа. Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду. Для закаливания носоглотки рекомендуется ежедневно утром и вечером полоскать горло холодной водой. Начальная t воды понижая через каждую неделю на 1-2 и постепенно доводить до t воды из крана водопровода. Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие полоскание, начав с t 25 снижая ее каждые 2-3 дня. Через месяц можно перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором морской соли. С помощью средств закаливания достигается высокая сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Достичь высокого эффекта можно лишь при соблюдении определенных принципов проведения закаливающих процедур. Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10

12 мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную потребность на всю жизнь. Другое обязательное условие закаливания постепенность в усилении воздействия процедур. Только последовательный переход от малых доз к большим, нарастающее усиление того или иного раздражителя обеспечивает желаемый эффект. Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно ощущаться детьми как естественное и приятное. Тогда верными друзьями будет солнце, воздух и вода

13 Традиционные виды закаливания детей. утренний прием на свежем воздухе, гимнастика оздоровительная прогулка воздушные ванны воздушные ванны с упражнениями сон с доступом свежего воздуха умывание в течение дня прохладной водой полоскание рта прохладной водой хождение босиком до и после дневного сна хождение босиком по «дорожке здоровья» (массажные коврики) после дневного сна солнечные ванны Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов. 1. Воздушная ванна минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6 7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса. 2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов. 3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой в хорошо проветренной комнате при температуре градусов. 4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия. 5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1 1,5 часа до 2 3 часов. 6. В летнее время солнечные ванны от 5 6 до 8 10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно. 7. Полоскание рта (дети двух четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением

14 настоя ромашки или шалфея два раза в день утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды. Комплекс оздоровительных мероприятий после сна Воспитатель звонит в колокольчик: Колокольчик золотой, Он всегда, везде со мной. «Просыпайтесь!» - говорит. «Закаляйтесь!» - всем велит. Комплекс закаливающих упражнений. 1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки). На коврике котята спят, Просыпаться не хотят. Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянуться, улыбнуться Всем открыть глаза и встать. 2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза) Вот идет лохматый пес, А зовут его Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят. 3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь) 4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья» 1-я дорожка массажные коврики 2-я ребристая 3-я с жесткой мочалкой 4-я перешагивание через препятствия (кирпичики) Зашагали ножки, топ-топ-топ! Прямо по дорожке, топ-топ-топ! Ну-ка, веселее, топ-топ-топ! Вот как мы умеем, топ-топ-топ! Топают ножки, топ-топ-топ! Прямо по дорожке, топ-топ-топ! 5. Гигиенические процедуры.

15 Кран откройся! Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойся, мойся, обливайся! Закаляйся! Закаляйся! Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи 1. Обширное умывание Ребёнок должен: - открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. - Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. 2. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

16 Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам 2 младшая группа Приём детей на улице (при температуре выше -15) Утренняя гимнастика в группе 8.00 Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: дневная; вечерняя Оптимальный двигательный режим Сон без маек Дыхательная гимнастика в кровати Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала) Элементы обширного умывания После полдника полоскание полости рта

17 Средняя группа Приём детей на улице (при температуре до -15) Утренняя гимнастика (с мая по октябрь на улице, с октября по апрель в зале по графику) Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель) Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: дневная; вечерняя Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кроватях Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы После полдника полоскание полости рта

18 Старший дошкольный возраст Приём детей на улице (при температуре до) Утренняя гимнастика (с мая по октябрь на улице, с октября по апрель в зале по графику) Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель) Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя Оптимальный двигательный режим Сон без маек Дыхательная гимнастика в кроватях Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы После полдника полоскание полости рта

19 КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ 1 Оборудование: Дорожка «Зигзаг» Ребристая доска Канат (скакалка) Ленточки Коврики с пуговицами Стаканчики для полоскания рта Закаливание после сна. Лежа в кровати. 1. А щенята, как проснутся обязательно зевнут, потянутся потянутся, ловко хвостиком махнут. потягивание поочередно на правом и левом боку руки перед собой, ладони вместе, показ махов 2. А котята спинки выгнут, Перед тем, как прогуляться выгнуть спину, стоя руках и ногах 3. Ну, а мишка косолапый Широко разводит лапы То одну, то обе вместе А когда зарядки мало Начинает все сначала руки опущены, ноги вместе поднять руки вверх и развести в стороны на счет два скрестить повторить только с ногами

20 Выход из спальни Воздушное закаливание, гимнастика после сна с нестандартным оборудованием. 1. Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ. Ну-ка веселее, топ, топ, топ. Вот как мы умеем, топ, топ, топ. ходьба по змейке (дорожка зигзаг) 2. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки: Ква-ква, ква-ква. И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед. 3. Тут прохожим не пройти, Тут веревка на пути. руки опущены вдоль туловища, подлезание под канат (скакалку). 4. Дети встали в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому флаг поднять? Встали детки в кружок И подняли флажок! ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены, стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки. 5. На одной ноге постой-ка Буд-то ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри не упади. А теперь постой на левой Если ты солдатик смелый! ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу. 6. Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал и на бочок! руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны. 7. Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

21 . Полоскание рта. Буль-буль-буль- зовет вода, Полоскать наш рот пора. Чтобы зубы не болели, Хорошо продукты ели. Набери воды ты в рот Губы как замок закрой И воду взад вперед Зубы ею ты помой.

22 КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ 2 Оборудование: Ребристая доска Канат (скакалка) Коврики с пуговицами Снежинки Стаканчики для полоскания рта Закаливание после сна. Лежа в кровати. 1. Все проснулись улыбнулись С боку на бок повернулись Сладко-сладко потянулись И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок, потягивание поочередно на правом и левом боку 2. Какие мы хорошие Какие мы пригожие руки поднять вверх массажные движения рук и ног 3. Вот к нам солнышко пришло Стало весело светло ноги вместе, руки поднять и развести в стороны 4. Громче музыка играй Нас на зарядку приглашай. встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

23 Выход из спальни Воздушное закаливание, гимнастика после сна с нестандартным оборудованием. 1. Через прыгалки поскачем По дорожке далеко, Не сумел бы даже мячик, Так подпрыгнуть высоко. И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. 2. Широко раскинул ветки Возле дома старый клен Выгнул спину кот соседский, Физкультуру любит он. руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске. руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку 3. По подошве как граблями Проведем массаж И полезно и приятно Это всем давно понятно. руки на поясе ходьба по массажным коврикам 4. И снежиночки сейчас Улететь хотят от нас. руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки» Полоскание рта В рот воды глоток возьми Губы плотно ты сожми Быстро щеки надувай

24 Водой зубы полоскай А водичку не глотай В раковину выливай. КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ 3 Оборудование ребристая доска коврики с пуговицами мешочки с песком кегли стаканчики для полоскания рта Закаливание после сна. Лежа в кровати. 1. Все проснулись улыбнулись С боку на бок повернулись Сладко-сладко потянулись И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок, потягивание поочередно на правом и левом боку 2. Какие мы хорошие Какие мы пригожие руки поднять вверх- массажные движения рук и ног 3. Вот к нам солнышко пришло Стало весело светло ноги вместе, руки поднять и развести в стороны 4. Громче музыка играй Нас на зарядку приглашай. встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

25 Выход из спальни Воздушное закаливание, гимнастика после сна с нестандартным оборудованием 1. Мы походим на ногах Ходьба на носочках 2. И как серый волк, волчище И как мишка косолапый, Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног 3. Как зайчишка прыг-прыг, И лисичка шмыг-шмыг Прыжки с ноги на ногу ходьба по ребристой доске, по мешочкам с песком, 4. Пробежим неслышно Бег между кеглями 5. Свежим воздухом подышим. Стоя руки вверх вдох, опустить выдох Полоскание рта. Мы поели и попили Свои зубы загрязнили

26 Надо крошки с них убрать И водой пополоскать. Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке. Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Все мы дружно отдохнем И массаж подошв начнем. Шел по дорожке крошка Антошка Нашел на дорожке горку горошка. Горкою горошины Петушку положены. И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку. И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте. Руки на поясе, прыжки на двух ногах. Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку. Повторяем 2 раза Раз, два, три ровно иди Тогда сильным и здоровым От зарядки станешь ты. ходьба по ребристой дорожке и коврикам с пуговицами

МАДОУ д/с 78 города Тюмени Закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи Подготовила: воспитатель группы 9 «Знайки» Хамидуллина Розалия Айнутдиновна Закаливание - один из наиболее эффективных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 «Родничок» Павлово-Посадского муниципального района Московской области Закаливание детей в детском саду Общие требования Принципы Средства

ЗАКАЛИВАНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Б» Общие требования 1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей: - соблюдение санитарных

Организация закаливания летом в нашем детском саду. В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию принадлежит большое место. Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым,

Общие требования 1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей: - соблюдение санитарных и гигиенических требований; - сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ I. Закаливание. Это самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям. Закаливание

Методика проведения воздушных ванн (Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М.Н.) Адаптировано к условиям ГБДОУ Воздушные ванны ребенок получает, находясь в обычной одежде (обнажаются руки и

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 26 ГРУППА 2 "Весёлый поезд" Тема: «ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» Выполнила: Куншина И.М. воспитатель I категории Закаливание в детском саду один

Памятка родителям о закаливании детей в семье Известно, что дети часто болеют простудными заболеваниями, а самое действенное средство борьбы с ними - закаливание. Одно из удивительных свойств организма

Закаливание детей в детском саду Костина О.В. воспитатель по здоровьесбережению МБДОУ д/с «Солнышко» комбинированного вида г. Когалым 2014 год Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 г. Шебекино Белгородской области» Консультация для родителей Эффективные средства и методы закаливания

О ПОЛЬЗЕ ЗАКАЛИВАНИЯ Закаляйся, Если хочешь быть здоров. Постарайся позабыть про докторов, Водой холодной обливайся Если хочешь быть здоров. Нам полезней Солнце воздух и вода. От болезней Помогают нам

Группа «Пчёлки» Закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды(низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления) важная

Организация закаливания детей в детском саду. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому - все здорово"! Об этой простой и мудрой истине

Организация закаливания детей в детском саду. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Важную роль в сохранении здоровья детей играет и закаливание. Лучшими средствами закаливания

Консультация для родителей Закаливание детей в домашних условиях Памятка для родителей Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются

Подготовила: воспитатель Филякина О.В. Закаливание это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости

С вами работает инструктор по физической культуре Правила закаливания Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка и контроль врача.

Составила: воспитатель Сиргалина Г.А. Здоровье детей рассматривается педагогами как основной фактор, определяющий эффективность воспитания и обучения Основными задачами детского сада по физическому воспитанию

Закаляйся, если хочешь быть здоров! Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать в

Солевая дорожка (В.В. Горбунов) Для проведения данного вида закаливания необходим коврик из грубой мешковины, на который нашиты пуговицы (для раздражения активных точек зон стопы). Сама дорожка смачивается

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота». Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит,

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ консультация для родителей Лето - замечательное время года для закаливания! Можно играть на воздухе и одновременно закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности

Здоровый образ жизни семьи Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни это: благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские

Правила закаливания детей Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. Основные

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях города Москвы в летнее время». Особенности физического воспитания в летнее время. Летнее время является благоприятным периодом

ПРОГРАММА закаливания детей дошкольного возраста. Закаливание система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро

Детское закаливание: основные методы и принципы. подготовила воспитатель: Кузь. Ю.В. Как известно, человеческий организм надо тренировать. Тогда он будет вынослив и устойчив к внешним раздражителям и человек

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД 6» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХИВОДА-НАШИЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» ПРОЕКТ

Консультация для родителей «Закаливание детей летом» Лето - замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего

Годовой план оздоровительных мероприятий ДОУ. Цель: Оздоровление и развитие детей, создание условий, обеспечивающих их физический и психологический комфорт. Задачи оздоровительной работы: 1. Укреплять

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ» Подготовил воспитатель Калина С.В. Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение

Закаливание Консультация для родителей Багликова В.В. Медицинская сестра Старый Оскол 2014 Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию окружающей среды - холоду, теплу,

Гимнастика после дневного сна. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 37 «Соловушка» ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Инструктор по физическому развитию Алпутова Т.Г.

«Закаливание фактор укрепления и сохранения здоровья детей» Самым эффективным способом для укрепления и сохранения детского организма является закаливание. Очень важно, чтобы детский организм мог самостоятельно

Консультация «Закаливание. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания». В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 Система закаливания в ДОУ в летний оздоровительный период Липецк, 2016 «Закаляйся, если хочешь быть здоров!». С

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 48». Консультация для родителей Укрепление здоровья ребенка Инструктор по физическому воспитанию Химинец Н.И. 2015 год Как можно

Сентябрь 1-15 Гимнастика после дневного сна. Петушок Карточка 1 3-4 года. 1. "Петушок спит" И.п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 - поднять прямые ноги вверх, руки вверх, потянуться,

Для чего нужна утренняя гимнастика? С помощью утренней гимнастики ребенок, да и взрослый, быстро стряхнет с себя остатки сна и включится в дневной ритм. Она нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием

Консультация для родителей «О пользе природных факторов(солнце, воздух, вода) на организм ребнка» Подготовила воспитатель:амадзиева З.А. Лето - замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться,

СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ВОЗРАСТ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 1-3 МЕСЯЦА 1. Температура в помещении 22º, проветривание через 2 часа. 2. Прогулки с 2 недель при Т - 10º и выше с 10-15 мин. до 3-х часов за

План оздоровительных мероприятий на 2014-2015г. Месяц Закаливающие мероприятия Оздоровительные мероприятия Сентябрь Октябрь Ноябрь продолжительность ы доводится до 20-25 продолжительность с 7, с 14-15

Приложение 4 К основной программе ДО ГБДОУ д/с 4 ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГБДОУ д/с 4 ЗАДАЧИ: Охрана и укрепление здоровья детей, Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка

(в адаптационный период с 1 сентября по 30 сентября) детский сад 43 комбинированного вида Прием, осмотр детей. 7.00-8.00 60 мин Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная 8.00-8.35 35 мин работа.

(в адаптационный период с 1 сентября по 30 сентября) детский сад 43 комбинированного вида Прием, осмотр детей 7.00-8.00 60 мин Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная 8.00-8.30 30 мин работа.

Выполнила: Фомина Е.С. Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста. Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего

Здоровый образ жизни в детском саду Дошкольный возраст один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.

1 младшая Обеспечение здорового ритма Психологическое сопровождение развития Физкультурнооздоровительные Оздоровительный активный отдых Работа с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового

13 I. Организация режима пребывания детей в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида 1 им. Крупской» 1.1. Организация жизни и деятельности детей Основные виды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад 4 «Крепыш» Родителям о правилах утренней гимнастики

На прогулку! Кто быстрей? Позовем с собой друзей, Ведь общение в игре Так полезно детворе! Наберем с собой игрушек, Чтобы не было нам скучно! Я мороза не боюсь! Не боюсь, что простужусь, Потому что закаляюсь,

1.Система физкультурно-оздоровительной работы Основные мероприятия Система двигательной деятельности: утренняя гимнастика, прием детей на улице в теплое время года, двигательная активность на прогулке,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 138 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательноречевому развитию детей Невского района

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 69 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не купишь»«здоровье дороже золота». Его необходимо беречь и укреплять.

КАК ОДЕВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД Одежда детей, посещающих дошкольное учреждение, должна быть комфортной, удобной, не затрудняющей движений, и, что очень важно, - соответствующей климатическим условиям.

ЦИКЛОГРАММА воспитательно-образовательной работы в МКДОУ 18 УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МКДОУ 18 И.В.Зотова Приказ от 2013г. Утро Прогулка Циклограмма воспитательно-образовательной работы (I младшая) Понедельник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 35 Копейского городского округа Комплексное планирование по физическому направлению 1 модуль: оздоровительно профилактическая работа Раздел

ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)- группа заболеваний, вызываемых вирусами (вирусы гриппа, парагриппа, РС-вирус, аденовирусы и др.). ОРВИ- это наиболее распространенные

«Я здоровье берегу - расти здоровым я хочу!» Авторы проекта: Воспитатели: Андрианова Людмила Александровна Основина Олеся Александровна Род деятельности: Образование Номинация: «В движении» Муниципальное

(в адаптационный период с 1 сентября по 30 сентября) детский сад 43 комбинированного вида Прием, осмотр детей 7.00-8.00 60 мин Наблюдения, самостоятельная игровая деятельность детей. 8.00-8.20 20 мин Утренняя

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга Отчет о летней оздоровительной работе за июнь 2014 года (3-я ясельная

Условия нормального развития и укрепления здоровья детей Режим дня ребенка Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет




Консультация на тему:

« Закаливание детей в летний период

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Жирякова И.Г.

Закаливание детей в летний период.


С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Главное - придерживаться основных принципов закаливания:

    постепенность : нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;

    систематичность : только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;

    учет индивидуальных особенностей , в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Водные процедуры

Вода - отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

    обтирания;

    обливания;

    купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2.
Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3.
Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Воздушные процедуры

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

    сон на открытом воздухе;

    прогулки на свежем воздухе;

    воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные процедуры

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Традиционные виды закаливания детей.

    утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

    оздоровительная прогулка

    воздушные ванны

    воздушные ванны с упражнениями

    сон с доступом свежего воздуха

    умывание в течение дня прохладной водой

    полоскание рта прохладной водой

    хождение босиком до и после дневного сна

    хождение босиком по «дорожке здоровья»

    (массажные коврики) после дневного сна

    солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

  • Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

    1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

    2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

    3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

    4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

    5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

    6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

    7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:


Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.


3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»
1-я дорожка – массажные коврики
2-я – ребристая
3-я – с жесткой мочалкой
4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!


5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся!
Закаляйся! Закаляйся !

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Оборудование:

    Дорожка «Зигзаг»

    Ребристая доска

    Канат (скакалка)

    Ленточки

    Коврики с пуговицами

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

    А щенята, как проснутся

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

ловко хвостиком махнут.

руки перед собой, ладони вместе,

показ махов

    А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться

выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

Ква-ква, ква-ква.

И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

7. Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся.

.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №2

(декабрь, январь, февраль)


Оборудование:

    Ребристая доска

    Канат (скакалка)

    Коврики с пуговицами

    Снежинки

    Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.

И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

Проведем массаж

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.

руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»

Полоскание рта

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №3

(март, апрель, май)

Оборудование

    ребристая доска

    коврики с пуговицами

    мешочки с песком

    кегли

    стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Полоскание рта.

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать .

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем.

И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза

И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.

Раз, два, три ровно иди

Тогда сильным и здоровым

От зарядки станешь ты.

ходьба по ребристой дорожке

и коврикам с пуговицами

Список детей группы

1. Арынов Миша

2. Бектемиров Ильяр

3. Борисевич Маша

4. Горкунова Александра

5. Ильиных Лена

6. Логинова Даша

7. Ломсадзе Сергей

8. Некрытов Иван

9. Патрушев Кирилл

10. Романчина Вероника
11.Фартушный Ярослав

12.Фатеев Тимофей

13.Федулова Маша

14.Чепкин Кирилл

15. Чунковский Артём

16.Шаповалов Антон

17.Штергер Дима

18.Шукенова Диана

19.Юнг Сергей

Список детей на кровати

1. Арынов Миша - карлсон

2. Бектемиров Ильяр - енот

3. Борисевич Маша - мальвина

4. Горкунова Александра – золотая рыбка

5. Ильиных Лена - цыпленок

6. Логинова Даша - заяц

7. Ломсадзе Сергей - жираф

8. Некрытов Иван – вини пух

9. Патрушев Кирилл - барсук

10. Романчина Вероника - пчелка
11.Фартушный Ярослав – попугай

12.Фатеев Тимофей - тигренок

13.Федулова Маша – красная шапочка

14.Чепкин Кирилл - буратино

15. Чунковский Артём – мышонок джерри

16.Шаповалов Антон - улитка

17.Штергер Дима - дельфин

18.Шукенова Диана – черепаха и львенок

19.Юнг Сергей - незнайка

Список детей на полотенце

1. Арынов Миша

2. Бектемиров Ильяр

3. Борисевич Маша

4. Горкунова Александра

5. Ильиных Лена

6. Логинова Даша

7. Ломсадзе Сергей

8. Некрытов Иван

9. Патрушев Кирилл

10. Романчина Вероника
11.Фартушный Ярослав

12.Фатеев Тимофей

13.Федулова Маша

14.Чепкин Кирилл

15. Чунковский Артём

16.Шаповалов Антон

17.Штергер Дима

18.Шукенова Диана

19.Юнг Сергей

Список детей на горшки

1. Арынов Миша

2. Бектемиров Ильяр

3. Борисевич Маша

4. Горкунова Александра

5. Ильиных Лена

6. Логинова Даша

7. Ломсадзе Сергей

8. Некрытов Иван

9. Патрушев Кирилл

10. Романчина Вероника
11.Фартушный Ярослав

12.Фатеев Тимофей

13.Федулова Маша

14.Чепкин Кирилл

15. Чунковский Артём

16.Шаповалов Антон

17.Штергер Дима

18.Шукенова Диана

19.Юнг Сергей

Закаливание является научно обоснованным

систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат — крепкое здоровье. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

Целебные и закаливающие свойства холодной воды с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами Древней Руси. Известен старинный народный обычай «очищение»: массовое омовение в проруби. Сохранилось много документов времен Петра I, в которых описывается пристрастие русских к ледяной воде в сочетании с баней.

Современная медицина дает в руки человека множество разнообразных средств, призванных предупредить и лечить болезни. И многие передоверили охрану своего здоровья медицине, забывая, что существуют животворящие источники, разумное использование которых может сделать даже в глубокой старости излишними лучшие медикаменты. Такими источниками жизни являются физкультура и закаливание организма с помощью природных факторов.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения.

Основные эффекты закаливающих процедур:

— укрепление нервной системы,

— развитие мышц и костей,

— улучшение работы внутренних органов,

— активизация обмена веществ,

— невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Основные задачи закаливания — укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Основные формы закаливания в летний период в ДОУ и специфика их применения:

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - самый простой и доступный для детей способ. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 - 20 градусов. В летний период дошкольники большее время проводят на свежем воздухе при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно комфортной, чтобы не стеснять активных движений.

Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами

Солнечные лучи - довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Головной убор и питье - обязательные условия закаливания солнцем.

Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды и обливание ног водой, начиная с температуры 39 градусов, через 2-3 дня ее снижают на 1-2 градуса.

Хождение босиком

Босохождение оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм. Ведь между подошвой и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. Так, при местном охлаждении ног у незакалённого человека резко возникает насморк и кашель. Хождение босиком способствует активности термо- и механорецепторов стопы, а значит - надёжной адаптации организма к местному охлаждению.

Хождение босиком, кроме закаливающего воздействия на организм, оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно связанные со всеми частями и органами тела. Через стопы Босохождение оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь -- это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде. Важно отметить, что, проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2−3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

03 августа 2016



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!